Введение 3
1. Теоретические основы налогового проверок в системе налогового
администрирования 7
1.1. Налоговые проверки как элемент системы налогового
администрирования 7
1.2. Использование информационных технологий при организации и
проведении налоговых проверок 17
1.3. Международный опыт использования информационных технологий
при организации и проведении налоговых проверок 26
2. Практические аспекты налоговых проверок в системе налогового
администрирования 34
2.1. Анализ показателей налоговых проверок на современном этапе 34
2.2. Влияние информационных технологий на результативность
показателей налоговых проверок 42
3. Совершенствование налоговых проверок в системе налогового администрирования в условиях развития информационных технологий 52
3.1. Направления расширения использования информационных
технологий и автоматизированных систем, применяемых при налоговых проверках в системе налогового администрирования в Российской Федерации 52
3.2. Перспективы использования международного опыта применения
информационных технологий при организации и проведения налоговых проверок в Российской Федерации 58
Заключение 65
Список использованных источников
На сегодняшний день налоговые проверки являются необходимым звеном налогового администрирования в Российской Федерации. От
налоговой системы требуется решение проблем своевременного пополнения государственного бюджета, обеспечение уровня
роста налоговых поступлений и повышения уровня собираемости
налоговых платежей, ведь от этого зависит уровень жизни страны и населения.
Современное развитие общественно-экономических отношений в совокупности с реформированием налоговой системы требует повышения поступления налогов, упрощения налогового учета, стабильности и эффективности налоговой системы в целом.
Финансовая деятельность государства по получению налогов как одного из суверенных прав государства будет действенной только в том случае, если будет разработан оптимальный механизм налогового администрирования, и в частности четкий алгоритм мероприятий по налоговым проверкам, направленный на упрощение качественного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков.
В выпускной квалификационной работе затронуты темы организации налоговых проверок в системе налогового администрирования в условиях развитии информационных технологий. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время внедрение информационных технологий является одним из приоритетных направлений в развитии налогового контроля, а в частности и налоговых проверок. Налоговые проверки предусматривают также создание обратной связи налогоплательщиков с государственными органами, следовательно, его результативность напрямую влияет на экономическое благосостояние страны.
Достижения в информационном развитии налоговых проверок в системе налогового администрирования нельзя оставить незамеченными. Федеральная
налоговая служба признана одной из самых информационно развитых служб в России, проводятся совершенствующие мероприятия в организации налогового администрирования, которые способствуют созданию удобной, понятной, а главное эффективной налоговой системы. Информационные технологии, применяемые в процессе налоговых проверок на данном этапе, существенно упрощают и в то же время качественно усиливают их. Автоматизированные программы, программно-информационные комплексы помогают налоговым органам осуществлять тщательный анализ, отбор налогоплательщиков, на основе которых проводятся более результативные налоговые проверки.
Конечно, существует еще много перспективных задач по организации налоговых проверок в системе налогового администрирования в условиях развития информационных технологий, это абсолютно понятно, ведь ФНС стоит у начала пути инновационных реформ в сфере налогообложения. В современном, информационно-развитом мире все больше имеют популярность IT-технологии упрощающие нашу жизнь. Внедрение новых информационных технологий в процесс налоговых проверок помогут вывести их результативность на еще более высокий уровень.
Все это свидетельствует о необходимости исследования о влиянии информационных технологий и инновационных внедрений в налоговую систему Российской Федерации, а также влияние их на организацию налогового администрирования и результативность налоговых проверок в частности.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических основ налоговых проверок в системе налогового администрирования, анализ практических аспектов налоговых проверок в системе налогового администрирования, а также предложения по совершенствованию налоговых проверок в системе налогового администрирования в условиях развития информационных технологий.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решить ряд следующих
задач:
- раскрыть сущность налоговых проверок как элемента системы налогового администрирования;
- изучить и проанализировать использование информационных технологий при организации и проведении налоговых проверок;
- проанализировать международный опыт использования информационных технологий при организации и проведении налоговых проверок;
- проанализировать показатели проводимых налоговых проверок на современном этапе;
- определить влияние информационных технологий на результативность показателей налоговых проверок;
- предложить направления расширения использования информационных технологий и автоматизированных систем, применяемых при налоговых проверках в системе налогового администрирования в Российской Федерации;
- рассмотреть перспективы использования международного опыта применения информационных технологий при организации и проведения налоговых проверок в Российской федерации.
Развитие российской системы налогообложения, а также налогового администрирования связаны с работами ученых экономистов: В.И. Твердохлебов, Ф.А. Меньков, А.Соколов, Д.С. Львова, Н.А. Тургенев. В работах И.А. Горского, М.В. Карп, JI.H. Лыковой, Б.А. Рогозина, В.А. Тура и других предлагаются различные варианты использования налогов как регуляторов экономики.
В последние годы существенный вклад в разработку проблем реформирования отечественного налогового администрирования внесли российские экономисты: С.Г. Пепеляев, А.В. Брызгалин, Д.Г. Черник, И.Д. Мацкуляк, Р.А. Чванов, В.Г. Пансков, А.Ф. Полторак, С.Д. Шаталов. Теоретико-методологическую базу исследования составляет общая теория налогообложения, теоретические положения, представленные в классической и современной литературе, а также результаты разработок отечественных и
зарубежных авторов по проблемам налогообложения,
налогового администрирования и налоговых проверок.
В работе использованы и проанализированы официальные документы Правительства Российской Федерации, информационные материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства финансов РФ, в том числе Федеральной налоговой службы РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, другие нормативно-правовые документы.
В современных условиях налоговые проверки являются незаменимым способом налогового контроля в системе налогового администрирования. Определения терминов налогового администрирования и налоговых проверок являются достаточно дискуссионными вопросами. Изучив работы ученных, проанализировав исследования налоговых проверок как элемента системы налогового администрирования, раскрыв и описав мероприятия налоговых проверок, а также функции налогового администрирования, представилось возможным дать авторское определение налоговым проверкам в системе налогового администрирования.
Налоговые органы совершенствуют свои методики посредством внедрения новых технологий, разрабатывают информационные системы, базы данных, различные программы для обмена с другими органами исполнительной власти. Так, описав действие работы автоматизированной информационной системы «Налог-3», была построена модель алгоритма взаимодействия информационных технологий на этапах налоговых проверок.
Анализ показателей налоговых проверок на современном этапе, помогает сделать вывод, что результативность мероприятий налогового контроля налоговых органов имеет положительную динамику. Благодаря информационным технологиям и автоматизированным системам, внедренных в работу налоговых органов, представляется возможным планировать и проводить качественные налоговые проверки, сконцентрированные на высокорисковых налогоплательщиках, тем самым, повышая результативность показателей мероприятий налогового контроля. Автоматизированная информационная система «Налог-3» позволяет еще до фактического начала налоговой проверки проанализировать налогоплательщика и абсолютно всех его контрагентов на предмет их добросовестности. Внедрение в этот процесс такой ветки как АСК НДС-2 намного упрощает его, автоматически проверяя налоговые декларации и формируя требования о предоставлении пояснений.
Автоматизированные системы контроля внедряются в работу налоговых органов достаточно быстро, тем самым, упрощая процесс проведения мероприятий налогового контроля. Исходя из составленных моделей алгоритма взаимодействия информационных технологий на этапах налоговых проверок, следует сделать вывод, что модернизация АИС «Налог-3» путем добавления новых АСК будет способствовать повышению показателей результативности налоговых проверок.
Тенденция к созданию единой базы данных федерального, регионального и местного уровней подтолкнула Федеральную Налоговую Службу к созданию Первого Федерального Центра обработки данных ФНС России. Данный центр будет формировать общую базу налоговых данных всей страны в одном месте благодаря использованию технологии «big data» анализа. Еще одним перспективным технологическим трендом, тесно связанным с «big data» и marine learning, является OСR «OptRal Сharaсter Reсognition» или оптическое распознавание символов. Благодаря OСR все, что понадобится работникам налоговой службы - это скан или фотодокумента, а специализированное ПО автоматически считает всю информацию и переведет ее в текст.
Анализируя практический опыт, накопленный зарубежными странами, следует сделать вывод, что необходимыми признаками любой высокоразвитой системы контроля за соблюдением налогового законодательства являются:
- наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговых органов, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счёт отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;
- внедрение единых информационных баз о доходах, имуществе плательщиков, о совершенных сделках с зарубежными партнерами;
- принятие мер по объединению налогового, социального и иных видов регистрации граждан;
- усиление взаимодействия налоговых служб разных государств;
- использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределять нагрузку при планировании контрольной работы. В западном опыте создания и функционирования эффективных налоговых органов немало ценного и полезного. Однако необходимо принимать во внимание, что использование зарубежного опыта является целесообразным и будет иметь должный эффект по мере тщательного анализа возможностей его реализации в условиях российской действительности. Межгосударственный обмен опытом и результатами внедренных мероприятий по государственному контролю налоговых правонарушений обеспечит предупреждение и нейтрализацию налоговых правонарушений, позволит поддерживать высокий уровень бюджетных поступлений и укреплять осознание гражданами и организациями необходимости финансового обеспечения функционирования государства платежами налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Таким образом, в рамках магистерской диссертации, автором была сформулирована и обоснована следующая научная и научно-практическая новизна:
1. На основании проведенного исследования понятия, сущности и функций налогового администрирования и налоговых проверок, представляется возможным разработать и сформулировать авторское определение налоговых проверок в системе налогового администрирования. Итак, налоговые проверки в системе налогового администрирования - это способ налогового контроля, включающий в себя прямое взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков, отражающий добросовестность и налоговую грамотность налогоплательщиков, действенность налогового законодательства и налогового администрирования в целом.
2. На основании изучения использования информационных технологий при организации и проведении налоговых проверок, удалось описать работу крупной автоматизированной информационной системы «Налог-3» и ее составляющих. Описывая процессы взаимодействия информационных технологий и автоматизированных систем на этапах налоговых проверок, автор отразил их в систематизированном виде в качестве модели алгоритма взаимодействия информационных систем на этапах налоговых проверок. Это позволило наглядно проследить, какие этапы налоговых проверок уже автоматизированы и упрощены, а какие нуждаются в дополнительных автоматизированных системах.
3. В рамках предлагаемых направлений расширения использования информационных технологий и автоматизированных систем, применяемых в налоговых проверках, автор выделяет разработку ветки автоматизированной системы контроля по налогу на прибыль в АИС «Налог-3» на базе АСК НДС-2. Так как при проведении налоговых деклараций через АСК НДС-2 выявляются разрывы цепочек, это также отражается на налоге на прибыль, в частности, на операциях, отнесенных к расходам. Интерфейс АСК по налогу на прибыль может иметь схожий характер с веткой АСК НДС-2. В АСК по налогу на прибыль целесообразно отразить раздел «Расходы», в котором будут присутствовать данные по контрагентам и суммам, отнесенным к расходам. Внедрение автоматизированной системы контроля по налогу на прибыль будет возможным после наладки электронного обмена информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками, в частности, информация по счетам 60,66 и 76 будет полностью отражать необходимую для предлагаемой АСК информацию. Автоматизированная система контроля по налогу на прибыль позволит подтвердить или опровергнуть правомерность и целесообразность отнесения к расходам по налогу на прибыль тех операций, по которым в АСК НДС-2 были выявлены разрывы и не только. Также сформулированная и представленная автором практическая новизна будет способствовать достижению одного из приоритетных направлений
Федеральной налоговой службы - побуждение налогоплательщиков к созданию прозрачной налоговой среды и добровольному уточнению налоговых обязательств.
Также перспективным направлением расширения использования информационных технологий и автоматизированных систем, применяемых при планировании и проведении налоговых проверок, может считаться разработка автоматизировнной системы по налогу на доходы физических лиц, в частности по предоставляемым вычетам. НДФЛ занимает значительную позицию в структуре начисляемых налоговых доходов и касается как юридических лиц, так и физических, а значит, требует повышенного внимания. Сущетсвующие реалии сегодняшнего дня указывают нам на то, что право применения налогоплательщиком вычета по налогу на доходы физических лиц подтверждается сотрудниками налоговой службой до трех месяцев. Кроме того, для того, чтобы реализовать это право, налогоплательщику необходимо предоставлять дополнительные документы в налоговые органы. В рамках магистерской диссертации автором предлагается автоматизировать этап признания налоговой службой права на имущественный вычет, разработав АСК «НДФЛ ИВ». С точки зрения автора, в разработанной АСК «НДФЛ ИВ» целесообразно отразить данные единого государственного реестра права на недвижимость, информация из которого будет автоматически «подбиваться» в АСК при появлении в собственности, а также информацию по начисленному налогу на доходы физических лиц. Таким образом, появится возможность автоматического формирования списка налогоплательщиков, которые имеют право на имущественный вычет. Целесообразно также дополнить данную АСК фильтрами, исключающих из этого списка налогоплательщиков, вычеты которым не полагаются по определнным законом причинам. Результатом автоматизированной системы контроля «НДФЛ ИВ» будет считаться сформированное и направленное налогоплательщику уведомление о возникновении права на имущественный налоговый вычет. Предоженная
автором практичекая новизна позволит оптимизировать мероприятия налогового контроля по налогу на доходы физических лиц. Кроме того, результат работы предложенной автором АСК «НДФЛ ИВ» будет способствовать формированию здоровых налоговых отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Подводя итоги, можно сделать вывод, налоговые органы совершенствуют свои методики посредством внедрения новых технологий, разрабатывают информационные системы, базы данных, различные программы для обмена с другими органами исполнительной власти, а также странами. Возможно, что через несколько лет контакт с налогоплательщиками будет сведен к минимуму, что сейчас и происходит небольшими шагами. Автоматизация многих действий исключает человеческий фактор, делает систему прозрачной и полностью подконтрольной, что дает отличный результат.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. и доп. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации - части первая и вторая по состоянию на 10 октября 2015 г. С учетом изменений, внесенных Федеральными законами от 13 июля 2015 г. № 214-ФЗ, 232-ФЗ
4. Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 16. - ст. 1838.
5. Распоряжение Правительства РФ от 10.02.2014 N 162-р (ред. от 03.12.2014) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование налогового администрированиям // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 7. - ст. 711.
6. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс]. Режим доступа: Официальный сайт базы нормативно0правовых документов КонсультантПлюс. Шр://’^^^соп8иИап1га/ёоситеп1:/сош_ёос_ЬА’^183748/
7. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. М: бератор - Пресс. - 2012г. - 85-190с.
8. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование // учебное пособие/ «Магистр», 2013, с. 156-248.
9. Белоусов С.А. Совершенствуем систему администрирования // Российский налоговый курьер. - 2014. №10. - С.62-65.
10. Белоусов, С.А. Налоговое администрирование // Российский налоговый курьер. 2014. - №10. С.66-69.
11. Бурцев Д.Г. Налоговый контроль и рассмотрение налоговых споров в Нидерландах // Аудиторские ведомости.2014. № 8. С. 56-62.
12. Бушмин, Е.В. Совершенствование методов налогового контроля с использованием информационных технологий // Налоговый вестник. 2009. - №4. - С.3-7.
13. Вайсберг В. Об основных направлениях налоговой реформы // Комерсант. — 2014. — № 9.- С.39-45.
14. Винокурова, Г.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие / Г.П. Винокурова. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2013. - 106с.
15. Глущенко Я. С., Егорова М. С. Основные направления налоговой реформы РФ // Молодой ученый. — 2015. — №11.4. — С. 76-78.
16. Гончаренко, Л.И. Налоговое администрирование / Л.И. Гончаренко. - КноРус, 2011. - 192 с.
17. Горленко И.И. Формы проведения налогового контроля // Налоговый вестник. 2012. - №3. - С.155-159.
18. Горский И. В. Налоговая политика России: проблемы и перспективы //Финансы и статистика - 2013.- № 4.- С. 28- 36
19. Дадашев А.З., Налоговое администрирование. М.: Книжный мир, 2004. С.4-5.
20. Демин A. B. Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность // Налоговый вестник. - 2012. №3. - С.154-160.
21. Донцова Л.В., Ивушкина О.О. Эффективность налогового контроля как инструмента налогового администрирования // Финансовый менеджмент. 2014. № 2. С. 102-109.
22. Дуканич, JI. B. Налоги и налогообложение: учебное пособие / JI. B. Дуканич. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 416с.
23. Евстигнеев E. H., Викторова Н.Г. Основы налогообложения и налогового законодательства. СПб: Питер, 2014. С.256.
24. Ермилова Н.Г., Пугачева Т.В. Налоги и сборы РФ в 2015 году // Налоговый вестник. 2015. - №3. - с.9-17.
25. Ефремова Т. А. Налоговое администрирование в России: предпосылки становления и особенности функционирования / Т. А. Ефремова // NB: Финансовое право и управление. - 2015. - № 2. - С. 1-23.
26. Злобина JI. A., Стажкова М.М. Практика оптимизации налоговой нагрузки. - М.: Академический проект, 2013. С 105.
27. Золотарева, А.Б. Некоторые проблемы налогового администрирования // Internet resource: http://www.iet.ru
28. Колчин, С.П. Налогообложение / С.П. Колчин. - М.: Информационное агентство "ИПБ-БИНФА". - 2012.
29. Майбуров И.А., Налоги и налогообложение: учеб. для студентов вузов/под ред. 5 - е изд., перер. и доп. М., 2012, с.88
30. Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование: Учеб. пособие. - М.: Омега-Л, 2011. - 198с.
31. Мишустин М.В., Информационно-технические основы государственного налогового администрирования. М., 2005, с.19.
32. Мишустин М.В., Доклад об осуществлении Федеральной налоговой службой государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2017 г.
33. Мишустин М. В. Совершенствование налогового администрирования — фактор повышения эффективности работы налоговых органов / М. В. Мишустин // Финансы. - 2015. - № 6. - С.27-32.
34. Мороз В. В. О подготовке и проведении налогового контроля в системе налогового администрирования / В. В. Мороз // Бизнес в законе. - 2014. - №4. - С.55-63
35. Морозов М.С. Зарубежный опыт повышения результативности налогового контроля // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. № 2. С. 58-63.
36. Оспанов М.Т., Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. СПб., 1997, С.289.
37. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение, М., 2014. С.84-85.
38. Перонко, И.А. Методы и формы налогового администрирования // Налоговый вестник. 2010. - №11 - С. 19-20.
39. Перонко, И.А. Налоговое администрирование // Налоговый вестник. 2000. - №10. - С.22-25.
40. Рагозин Б.А. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях. Учебное пособие для руководителя и бухгалтера. М.: Налоги и налоговое планирование, 2013.
41. Суворова Е. В. Горизонтальный мониторинг: новый подход к налоговому администрированию / Е. В. Суворова, Д. М. Казанский // Законы России. - 2014. - № 3. - С.11-18.
42. Сутырин С.Ф., Погорельский А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, Изд-во "Полиус", 2012. с. 206.
43. Толкачев О. А. Налоговое администрирование как современный этап налоговой реформы // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 330-333.
44. Черник Д.Г. Основы налоговой системы: учебник / Д.Г. Черник, А.П. Починок, В.П. Морозов В.П. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 517с.
45. Черникова С. В. Анализ выездных налоговых проверок: пути
совершенствования и повышения результативности // Молодой ученый. — 2018. — №16. — С. 177-179.
46. Шаталов С. Д. Налоговая реформа никогда не закончится / С. Д. Шаталов // Налоговые споры. - 2014. - № 7. - С. 1-8.
47. http://budget.gov.ru/ - Единый портал бюджетной системы Российской Федерации
48. http://www.eg-online.ru - Налоговая система в обозримом
49. http://www.nalog.ru/ - Федеральная налоговая служба Российской Федерации
50. http://www.gks.ru/ - Официальный сайт государственной статистики.
51. http://lexandbusiness.ru - Зобова Е.П. Налоговая политика до 2018 года: совершенствование налогового администрирования
52. http://www.minfin.ru/ru/ - Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации.
53. http://www.rnk.ru - Повышение качества и эффективности налогового администрирования
54. http://www.сonsultant.ru/ - Официальный сайт Консультант Плюс.
55. http://spmag.ru ЕСН вернется в виде ЕСВ
56. http://www.taxсoaсh.ru - Минфин подготовил дорожную карту по налоговому администрированию в 2017 году
57. http://www.tpp-inform.ru Главные направления налоговой политики до 2017
58. http://2017god.сom ЕССС с 1 января 2017 года
59. Tax Administration in OEСD Сountries: Сomparative Information Series (2013). // http://www■oeсd■org/dataoeсd/28/2/33866659■pdf
60. Tax Administration in OEСD Сountries: Сomparative Information Series (2016) // http://www■oeсd■org/dataoeсd/28/2/33866659■pdf
61. Examination Handbook — Strengthening the Examination Funrtion in the Tax Administrations of Latin Amerma and the Сaribbean. IBFD P^l^ations — BV. 2013. — Р. 54, 55.