Выпускная квалификационная работа.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ 6
1.1 Понятие предметно-развивающей среды в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Предметно-развивающая среда в ДОО в соответствии с ФГОС ДО 13
1.3 Особенности предметно-развивающей среды для группы младшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2 КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ 35
2.1 Характеристика диагностики предметно-развивающей среды в группе младшего дошкольного возраста 35
2.2 Диагностика предметно-развивающей среды младшей группы в ДОО 47
2.3 Рекомендации по оптимальному конструированию предметно-развивающей среды в младшей группе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
Вопрос организации развивающей предметной среды дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) на сегодняшний день стоит особо актуально. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности.
Развивающая предметная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-развивающая организация его жизни. Всё, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует отношение к окружающему. Все предметы, убранства, оборудования должны представлять собой единое целое, гармонично сочетаться по цвету, по стилю и материалам, из которых изготовлены. Значит, всё, что окружает ребёнка должно развивать не только умственные способности, но и органы чувств и обеспечивать малышу необходимый психологический комфорт.
Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде.
Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.
При создании развивающей среды группы педагоги учитывают особенности детей, посещающих эту группу, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и др.
Младший возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами различных видов деятельности. На данном этапе происходит формирование его личностного отношения к окружающей среде. Следовательно, окружающая среда должна быть организована с учетом возможностей самого ребенка в каждый период его младенческого и раннего детства. Предметно-развивающая среда не может присутствовать только в домашнем интерьере, немаловажное значение она приобретает в условиях пребывания ребенка в ДОО.
Проблема организации развивающей среды, в целом, рассматривалась в разной степени многими исследователями. Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, В.С. Мухина, В.А. Горянина. Однако, проблема разработки развивающей среды в группах раннего развития рассмотрена не полностью.
Исследования последних лет показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, развивающего влияния окружающей среды – всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений, в частности, мебель, игрушки, пособия для детей, рассматриваются как необходимые составляющие развивающей предметно-пространственной среды.
Актуальность данной проблемы и обусловила выбор темы нашего исследования: «Модульный подход в организации предметно-развивающей среды в детском саду».
Цель исследования – изучение требований к организации предметно-развивающей среды с позиции модульного подхода в младшей группе дошкольного возраста.
Цель исследования обусловила выполнение следующих задач:
изучение понятия «предметно-развивающая среда» в психолого-педагогической литературе;
определение требований к организации предметно-развивающей среды ДОО в соответствии с ФГОС ДО;
определение требований к организации предметно-развивающей среды младшей группы дошкольного возраста с позиции модульного подхода;
выявление и анализ диагностического инструментария для изучения предметно-развивающей среды группы ДОО;
диагностика предметно-развивающей среды младшей группы ДОО на основе модульного подхода;
разработка методических рекомендаций по совершенствованию предметно-развивающей среды младшей группы ДОО.
Объект исследования – организация предметно-развивающей среды ДОО.
Предмет исследования – организация предметно-развивающей среды младшей группы ДОО.
Методологической основой работы являются следующие методы исследования: аналитический поиск с применением источников сети Интернет; анализ литературы по теме исследования; общенаучные методы исследования, в том числе методы классификации, обобщения и описания.
Теоретической основой работы выступила научная литература отечественных и зарубежных авторов, а также различные нормативно-правовые документы, принятые в Российской Федерации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта и культурных предпочтений. В детском сад обстановка всех помещений служит одной задачей: для воспитания и развития ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что ребенок становится творцом своего предметного мира в процессе личностно-развивающего взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
В процессе выполнения данной работы мы ознакомились с тем, какие условия лучше создать для детей, а также рассмотрели то, каким образом педагоги должны создать условия в детском саду.
В младшем возрасте оформление группы играет большую роль. Необходимо создать детям второй дом, в котором они находятся большую часть времени. Особенно влияние предметно-развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности детей. Игра представляет особый вид детской деятельности. Также была рассмотрена и охарактеризована развивающая предметная стратегия и тактика построения развивающей предметной среды для игровой деятельности в группах младшего возраста. В ходе изучения методик для диагностики предметно-развивающей среды младшей группы было отмечено, что для полного изучения предметно-развивающей среды младшей группы ДОУ № 8, все диагностики требуют длительного нахождения в детском саду.
Для диагностики предметно-развивающей среды младшей группы ДОУ № 8 нами были сформулированы диагностические карты двух методик исследования, по которой оценивалась среда в младшей группе «Солнышко».
По результатам диагностики на основании полученных данных анализа состояния предметно-развивающей среды в младшей группе ДОУ № 8 г. Красноуфимск, можно сделать вывод, что в младшей группе «Солнышко» ДОУ № 8 предметно развивающая среда реализована частично, об этом свидетельствуют показатели двух примененных методик.
Несмотря на то, что педагогами детского сада созданы условия для формирования и закрепления знаний дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, ОРС группы содержит не все необходимое для полноценного развития дошкольников.
Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной работе по созданию правильной предметно-развивающей среды младшей группы со стороны педагогов и администрации ОУ, поэтому для ее совершенствования нами были разработаны и предложены рекомендации для использования их педагогами ДОУ: правильно, в соответствии с возрастом детей организовать книжный уголок группы, регулярно осуществлять смену изданий в книжном уголке; организовать в группе несколько уголков (центров), в том числе уголок природы, уголок работы с водой и песком, уголок развивающих игр. Необходимо актуализировать дидактические игры в соответствии с возрастом дошкольников.
Проведенное исследование имело большое практическое значение. Часть данных по итогам диагностики рекомендаций по совершенствованию ОРС группы уже были применены педагогами: с нового учебного года в группе появился уголок песка и воды, был составлен план смены экспозиций в книжном уголке, для каждой выставки заранее подготовлены книги, некоторые издания были заменены.
Более активное изменение ОРС группы в соответствии с данными выше рекомендациями запланировано на 2019-2020 учебный год к приходу новой группы воспитанников.
Таким образом, цель и задачи данной дипломной работы были достигнуты в полном объеме.
1. Анохина, Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду Л.И. Божович [Текст] / Т. Анохина. – М.: Просвещение, 2013. – 464 с.
2. Бабаева, Т.И. Мониторинг в детском саду: Научно-методическое пособие / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе. – Детство-Пресс, 2011. – 160 с.
3. Баймлер, Е.А., Миннибаева, Г.С. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС [Текст] / Е.А. Баймлер, Г.С. Миннибаева // Новая наука: От идеи к результату. – 2016. - № 10-2. – С. 39-40.
4. Большая энциклопедия. – М.: Педагогика, 2009. – С. 27–34.
5. Валитова, С.Ю. Актуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО [Текст] / С.Ю. Валитова // Новая наука: От идеи к результату. – 2016. - № 11-3. – С. 6-8.
6. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 2008. – №6. – С. 27–36.
7. Гаспарова, Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста Н.Т. Гринявичене. – Киев, 2009. – 21 с.
8. Даль, В. Толковый словарь живого русского языка. В 4-х т. Т.I [Текст] / В. Даль. – М.: Русский язык, 2004. – С. 549.
9. Дегтярева, Е.Ю. Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ [Текст] / Е.Ю. Дегтярева // Социокультурная среда и ее развитие в условиях глобализации современного общества материалы V Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2013. – С. 77-83.
10. Деркунская, В.А., Бутакова, Н.В., Федорова, Л.В. Развивающая предметно-пространственная среда как условие совершенствования образовательного процесса в ДОО [Текст] / В.А. Деркунская, Н.В. Бутакова, Л.В. Федорова // Дошкольное образование России и Китая: новые грани сотрудничества. Сборник материалов международной научно-методической конференции. – Благовещенск, 2017. – С. 42-50.
11. Доронова, Т.Н. Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет Дошк. образоват. учрежд. №122 «Солнышко» г. Тольятти Р.И. Жуковская [Текст] / Т.Н. Доронова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2003. – 320 с.
12. Доронова, Т.Н., Доронов, С.Г. Игра дошкольника [Текст] / Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов. – М: Детям XXI века, 2005. – 62 с.
13. Дыбина, О.В. Предметно-развивающая среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты [Текст] / О.В. Дыбина, О.П. Болотникова, А.Ю. Козлова, Е.А. Сидякина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2014. - №1(27). – С. 220-223.
14. Дыбина, О.В., Рахманова, Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 111 с.
15. Заздравных, И.И., Кузнецова, Е.И., Крутько, А.И., Ульянова, Л.В. Предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС // Образовательная среда сегодня: теория и практика Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары, 2017. – С. 28-31.
16. Зворыгина, Е. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры [Текст] / Е. Зворыгина, И.О. Ивакина. – Пенза, 2005. – 218 с.
17. Иваненко, М.А. Предметно-развивающая среда ДОУ как пространство для социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста [Текст] / М.А. Иваненко // Социокультурная среда и ее развитие в условиях глобализации современного общества материалы V Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2013. – С. 7-12.
18. Исламкина, О.Н., Кобзистая, Т.Н. Развивающая предметно-пространственная среда как аспект образовательной среды для ребенка дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО [Текст] / О.Н. Исламкина, Т.Н. Кобзистая // Дошкольное образование: опыт и перспективы развития Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары, 2017 – С. 179-182.
19. Карабанова, О.А., Алиева, Э.Ф., Радионова, О.Р., Рабинович, П.Д., Марич, Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста [Текст] / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
20. Киреева, Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы [Текст] / Л.Г. Киреева. – М.: Учитель, 2009. – 143 с.
21. Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Р.А. Кирьянова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – С. 5–12.
22. Кобель, Г.Н. Организационно-педагогические условия создания предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Г.Н. Кобель // Молодой ученый. – 2016. - №5. – С. 692-694.
23. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст]. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова – 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
24. Корякова, Н.В. Предметно-развивающая среда для детей первой младшей группы [Текст] / Н.В. Корякова // Социокультурная среда и ее развитие в условиях глобализации современного общества материалы V Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2013. – С. 107-113.
25. Концепция дошкольного воспитания (одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989 №7/1) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=18432#027403991261982985 (Дата обращения: 27.11.2018).
26. Красношлык, З.П. Предметно-развивающая среда формирования физической культуры детей дошкольного возраста [Текст] / З.П. Красношлык // Наука и современность. – 2015. - № 35. – С. 76-81.
27. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет [Текст] / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. – 4-е изд,, перераб. – М.: Просвещение, 2001. – 253 с.
28. Кузнецова, И.Н., Евдокимова, Н.Б. Экологизация предметно-развивающей среды в младшей группы [Текст] / И.Н. Кузнецова, Н.Б. Евдокимова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2016. - №1(8). – С. 209-212.
29. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. – М.: педагогика, 1983. – С. 303-323.
30. Маханева, М.Д. Влияние среды на формирование и развитие личности ребенка / М.Д. Маханева // Дошкольное воспитание. – 2009. – №2. – С. 4-6.
31. Моисеева, С.В. Развивающая среда в детском саду [Текст] / С.В. Моисеева // Вопросы науки и образования. – 2018. - № 3 (15). – С. 178-180.
32. Мусина, Н.В. Предметно-развивающая среда в ДОУ [Текст] / Н.В. Мусина // Социокультурная среда и ее развитие в условиях глобализации современного общества материалы V Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2013. – С. 120-126.
33. Нечунаева, О.В. Предметно-развивающая среда ДОУ «Уголок безопасности» [Текст] / О.В. Нечунаева // Социокультурная среда и ее развитие в условиях глобализации современного общества материалы V Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2013. С. – 126-132.
34. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах [Текст] / С.Л. Новоселова. – 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. – 74 с.
35. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 76.
36. Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста [Текст] / Л.Н. Павлова, Л.Е. Курнешова. – М.: Школьная книга, 2004. – 80 с.
37. Петровский, В.А., Кларина, Л.М., Смывина, Л.А., Стрелкова, Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. кларин, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. – М., 1993. – 102с.
38. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации [Текст] / Сост. Нищева Н.В. – СПб., «Детство-пресс», 2010. – 150 с.
39. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (Дата обращения: 27.11.2018).
40. Охрименко, Н.Ю., Исаева, В.Ю. Интерактивная предметно-развивающая среда ДОУ: миф или требование времени? [Текст] // Научные исследования: от теории к практике. – 2015. - № 1 (2). – С. 99-101.
41. Пережогина, И.В. Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО [Текст] / И.В. Пережогина, Л.К. Лутченко, О.Ю. Дейс // Наука, техника и образования. – 2015 - № 10 (16). – С. 200-204.
42. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ [Текст] / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 130 с.
43. Полякова. М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ (Методические рекомендации). Учебно-методическое пособие [Текст] / М.Н. Полякова. – М., Центр педагогического образования, 2008. – 96 с.
44. Пузарина, Е.Л. Предметно-развивающая среда в детском саду [Текст] / Е.Л. Пузарина // Обучение и воспитание: методика и практика. – 2013. - №6. – С. 220-226.
45. Рябова, Г.А. Основные тенденции создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Г.А. Рябова // МИР ДЕТСТВА И ОБРАЗОВАНИЕ Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции с представительством стран СНГ. – Магнитогорск, 2012. – С. 78-82.
46. Силкина. К.Е. Предметно-развивающая среда ДОУ в свете требований ФГОС [Текст] / К.Е. Силкина // Современная научная мысль. Материалы III Международной научно-практической конференции. Главный редактор М.П. Нечаев. – Чебоксары, 2017. – С. 131-135.
47. Смирнова, Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды / Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. – №4. – 2010. – С. 63-66.
48. Смирнова, Е.О. Методика экспертизы предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. Ч.2. Методика диагностики предметно-развивающей среды [Текст] / Е.О. Смирнова, Е. Абдулаева, И. Рябкова // Дошкольное образование. – 2009. – №3. – С. 5.
49. Табилова, М.Р. Построение развивающего пространства дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО [Текст] / М.Р. Табилова // Стратегии и тенденции современного образования. – 2014. - №1. – С. 54-58.
50. Федорова, Т.Д. Современные подходы к формированию предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / Т.Д. Федорова // Дошкольное образование – развивающее и развивающееся. – 2014. – Т. 2. - № 2. – С. 42-49.
51. Фомина, Д.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mbdou10-tula.ru/opit-fominoi/metodicheskie-materialy/370-organizatsiya-razvivayushchej-predmetno-prostranstvennoj-sredy-v-sootvetstvii-s-fgos-do (Дата обращения: 27.11.2018).