Организация предметно-развивающей среды в группе младшего дошкольного возраста (Уральский государственный педагогический университет)
|
Выпускная квалификационная работа.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ 6
1.1 Понятие предметно-развивающей среды в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Предметно-развивающая среда в ДОО в соответствии с ФГОС ДО 13
1.3 Особенности предметно-развивающей среды для группы младшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2 КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ 35
2.1 Характеристика диагностики предметно-развивающей среды в группе младшего дошкольного возраста 35
2.2 Диагностика предметно-развивающей среды младшей группы в ДОО 47
2.3 Рекомендации по оптимальному конструированию предметно-развивающей среды в младшей группе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ 6
1.1 Понятие предметно-развивающей среды в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Предметно-развивающая среда в ДОО в соответствии с ФГОС ДО 13
1.3 Особенности предметно-развивающей среды для группы младшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2 КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ 35
2.1 Характеристика диагностики предметно-развивающей среды в группе младшего дошкольного возраста 35
2.2 Диагностика предметно-развивающей среды младшей группы в ДОО 47
2.3 Рекомендации по оптимальному конструированию предметно-развивающей среды в младшей группе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
Вопрос организации развивающей предметной среды дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) на сегодняшний день стоит особо актуально. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности.
Развивающая предметная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-развивающая организация его жизни. Всё, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует отношение к окружающему. Все предметы, убранства, оборудования должны представлять собой единое целое, гармонично сочетаться по цвету, по стилю и материалам, из которых изготовлены. Значит, всё, что окружает ребёнка должно развивать не только умственные способности, но и органы чувств и обеспечивать малышу необходимый психологический комфорт.
Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде.
Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.
При создании развивающей среды группы педагоги учитывают особенности детей, посещающих эту группу, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и др.
Младший возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами различных видов деятельности. На данном этапе происходит формирование его личностного отношения к окружающей среде. Следовательно, окружающая среда должна быть организована с учетом возможностей самого ребенка в каждый период его младенческого и раннего детства. Предметно-развивающая среда не может присутствовать только в домашнем интерьере, немаловажное значение она приобретает в условиях пребывания ребенка в ДОО.
Проблема организации развивающей среды, в целом, рассматривалась в разной степени многими исследователями. Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, В.С. Мухина, В.А. Горянина. Однако, проблема разработки развивающей среды в группах раннего развития рассмотрена не полностью.
Исследования последних лет показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, развивающего влияния окружающей среды – всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений, в частности, мебель, игрушки, пособия для детей, рассматриваются как необходимые составляющие развивающей предметно-пространственной среды.
Актуальность данной проблемы и обусловила выбор темы нашего исследования: «Модульный подход в организации предметно-развивающей среды в детском саду».
Цель исследования – изучение требований к организации предметно-развивающей среды с позиции модульного подхода в младшей группе дошкольного возраста.
Цель исследования обусловила выполнение следующих задач:
изучение понятия «предметно-развивающая среда» в психолого-педагогической литературе;
определение требований к организации предметно-развивающей среды ДОО в соответствии с ФГОС ДО;
определение требований к организации предметно-развивающей среды младшей группы дошкольного возраста с позиции модульного подхода;
выявление и анализ диагностического инструментария для изучения предметно-развивающей среды группы ДОО;
диагностика предметно-развивающей среды младшей группы ДОО на основе модульного подхода;
разработка методических рекомендаций по совершенствованию предметно-развивающей среды младшей группы ДОО.
Объект исследования – организация предметно-развивающей среды ДОО.
Предмет исследования – организация предметно-развивающей среды младшей группы ДОО.
Методологической основой работы являются следующие методы исследования: аналитический поиск с применением источников сети Интернет; анализ литературы по теме исследования; общенаучные методы исследования, в том числе методы классификации, обобщения и описания.
Теоретической основой работы выступила научная литература отечественных и зарубежных авторов, а также различные нормативно-правовые документы, принятые в Российской Федерации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Развивающая предметная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-развивающая организация его жизни. Всё, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует отношение к окружающему. Все предметы, убранства, оборудования должны представлять собой единое целое, гармонично сочетаться по цвету, по стилю и материалам, из которых изготовлены. Значит, всё, что окружает ребёнка должно развивать не только умственные способности, но и органы чувств и обеспечивать малышу необходимый психологический комфорт.
Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде.
Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.
При создании развивающей среды группы педагоги учитывают особенности детей, посещающих эту группу, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и др.
Младший возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами различных видов деятельности. На данном этапе происходит формирование его личностного отношения к окружающей среде. Следовательно, окружающая среда должна быть организована с учетом возможностей самого ребенка в каждый период его младенческого и раннего детства. Предметно-развивающая среда не может присутствовать только в домашнем интерьере, немаловажное значение она приобретает в условиях пребывания ребенка в ДОО.
Проблема организации развивающей среды, в целом, рассматривалась в разной степени многими исследователями. Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, В.С. Мухина, В.А. Горянина. Однако, проблема разработки развивающей среды в группах раннего развития рассмотрена не полностью.
Исследования последних лет показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, развивающего влияния окружающей среды – всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений, в частности, мебель, игрушки, пособия для детей, рассматриваются как необходимые составляющие развивающей предметно-пространственной среды.
Актуальность данной проблемы и обусловила выбор темы нашего исследования: «Модульный подход в организации предметно-развивающей среды в детском саду».
Цель исследования – изучение требований к организации предметно-развивающей среды с позиции модульного подхода в младшей группе дошкольного возраста.
Цель исследования обусловила выполнение следующих задач:
изучение понятия «предметно-развивающая среда» в психолого-педагогической литературе;
определение требований к организации предметно-развивающей среды ДОО в соответствии с ФГОС ДО;
определение требований к организации предметно-развивающей среды младшей группы дошкольного возраста с позиции модульного подхода;
выявление и анализ диагностического инструментария для изучения предметно-развивающей среды группы ДОО;
диагностика предметно-развивающей среды младшей группы ДОО на основе модульного подхода;
разработка методических рекомендаций по совершенствованию предметно-развивающей среды младшей группы ДОО.
Объект исследования – организация предметно-развивающей среды ДОО.
Предмет исследования – организация предметно-развивающей среды младшей группы ДОО.
Методологической основой работы являются следующие методы исследования: аналитический поиск с применением источников сети Интернет; анализ литературы по теме исследования; общенаучные методы исследования, в том числе методы классификации, обобщения и описания.
Теоретической основой работы выступила научная литература отечественных и зарубежных авторов, а также различные нормативно-правовые документы, принятые в Российской Федерации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта и культурных предпочтений. В детском сад обстановка всех помещений служит одной задачей: для воспитания и развития ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что ребенок становится творцом своего предметного мира в процессе личностно-развивающего взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
В процессе выполнения данной работы мы ознакомились с тем, какие условия лучше создать для детей, а также рассмотрели то, каким образом педагоги должны создать условия в детском саду.
В младшем возрасте оформление группы играет большую роль. Необходимо создать детям второй дом, в котором они находятся большую часть времени. Особенно влияние предметно-развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности детей. Игра представляет особый вид детской деятельности. Также была рассмотрена и охарактеризована развивающая предметная стратегия и тактика построения развивающей предметной среды для игровой деятельности в группах младшего возраста. В ходе изучения методик для диагностики предметно-развивающей среды младшей группы было отмечено, что для полного изучения предметно-развивающей среды младшей группы ДОУ № 8, все диагностики требуют длительного нахождения в детском саду.
Для диагностики предметно-развивающей среды младшей группы ДОУ № 8 нами были сформулированы диагностические карты двух методик исследования, по которой оценивалась среда в младшей группе «Солнышко».
По результатам диагностики на основании полученных данных анализа состояния предметно-развивающей среды в младшей группе ДОУ № 8 г. Красноуфимск, можно сделать вывод, что в младшей группе «Солнышко» ДОУ № 8 предметно развивающая среда реализована частично, об этом свидетельствуют показатели двух примененных методик.
Несмотря на то, что педагогами детского сада созданы условия для формирования и закрепления знаний дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, ОРС группы содержит не все необходимое для полноценного развития дошкольников.
Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной работе по созданию правильной предметно-развивающей среды младшей группы со стороны педагогов и администрации ОУ, поэтому для ее совершенствования нами были разработаны и предложены рекомендации для использования их педагогами ДОУ: правильно, в соответствии с возрастом детей организовать книжный уголок группы, регулярно осуществлять смену изданий в книжном уголке; организовать в группе несколько уголков (центров), в том числе уголок природы, уголок работы с водой и песком, уголок развивающих игр. Необходимо актуализировать дидактические игры в соответствии с возрастом дошкольников.
Проведенное исследование имело большое практическое значение. Часть данных по итогам диагностики рекомендаций по совершенствованию ОРС группы уже были применены педагогами: с нового учебного года в группе появился уголок песка и воды, был составлен план смены экспозиций в книжном уголке, для каждой выставки заранее подготовлены книги, некоторые издания были заменены.
Более активное изменение ОРС группы в соответствии с данными выше рекомендациями запланировано на 2019-2020 учебный год к приходу новой группы воспитанников.
Таким образом, цель и задачи данной дипломной работы были достигнуты в полном объеме.
В процессе выполнения данной работы мы ознакомились с тем, какие условия лучше создать для детей, а также рассмотрели то, каким образом педагоги должны создать условия в детском саду.
В младшем возрасте оформление группы играет большую роль. Необходимо создать детям второй дом, в котором они находятся большую часть времени. Особенно влияние предметно-развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности детей. Игра представляет особый вид детской деятельности. Также была рассмотрена и охарактеризована развивающая предметная стратегия и тактика построения развивающей предметной среды для игровой деятельности в группах младшего возраста. В ходе изучения методик для диагностики предметно-развивающей среды младшей группы было отмечено, что для полного изучения предметно-развивающей среды младшей группы ДОУ № 8, все диагностики требуют длительного нахождения в детском саду.
Для диагностики предметно-развивающей среды младшей группы ДОУ № 8 нами были сформулированы диагностические карты двух методик исследования, по которой оценивалась среда в младшей группе «Солнышко».
По результатам диагностики на основании полученных данных анализа состояния предметно-развивающей среды в младшей группе ДОУ № 8 г. Красноуфимск, можно сделать вывод, что в младшей группе «Солнышко» ДОУ № 8 предметно развивающая среда реализована частично, об этом свидетельствуют показатели двух примененных методик.
Несмотря на то, что педагогами детского сада созданы условия для формирования и закрепления знаний дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, ОРС группы содержит не все необходимое для полноценного развития дошкольников.
Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной работе по созданию правильной предметно-развивающей среды младшей группы со стороны педагогов и администрации ОУ, поэтому для ее совершенствования нами были разработаны и предложены рекомендации для использования их педагогами ДОУ: правильно, в соответствии с возрастом детей организовать книжный уголок группы, регулярно осуществлять смену изданий в книжном уголке; организовать в группе несколько уголков (центров), в том числе уголок природы, уголок работы с водой и песком, уголок развивающих игр. Необходимо актуализировать дидактические игры в соответствии с возрастом дошкольников.
Проведенное исследование имело большое практическое значение. Часть данных по итогам диагностики рекомендаций по совершенствованию ОРС группы уже были применены педагогами: с нового учебного года в группе появился уголок песка и воды, был составлен план смены экспозиций в книжном уголке, для каждой выставки заранее подготовлены книги, некоторые издания были заменены.
Более активное изменение ОРС группы в соответствии с данными выше рекомендациями запланировано на 2019-2020 учебный год к приходу новой группы воспитанников.
Таким образом, цель и задачи данной дипломной работы были достигнуты в полном объеме.
Подобные работы
- Нетрадиционные техники аппликации как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР (Магнитогорский Государственный Технический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЗРЕНИЯ КОМПЕНСАТОРНО-АДАПТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СРЕД
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2021 - Трудовая деятельность как средство воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста (Уральский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Методические основы изучения величин в ДОУ (Уральский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2019 - Адаптация детей к условиям детского сада (Смоленский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - Формирование патриотизма детей дошкольного возраста (Амурский Гуманитарно-Педагогический Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020



