СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА К ВОЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
|
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования социально-психологической адаптации подростков к условиям военного учебного заведения
1.1 Психологические особенности развития учащихся младшего подросткового возраста в условиях обучения
1.2 Основные проблемы социально-психологической адаптации подростков к условиям военного учебного заведения
1.3 Особенности психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях военного учебного заведения
Выводы к главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование социально - психологической адаптации учащихся младшего подросткового возраста к условиям военного учебного заведения
2.1 Организация и методы психодиагностического исследования
2.2 Эффективность социально-психологической адаптации учащихся младшего подросткового возраста к условиям военного учебного заведения
Выводы к главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Глава 1. Теоретические аспекты исследования социально-психологической адаптации подростков к условиям военного учебного заведения
1.1 Психологические особенности развития учащихся младшего подросткового возраста в условиях обучения
1.2 Основные проблемы социально-психологической адаптации подростков к условиям военного учебного заведения
1.3 Особенности психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях военного учебного заведения
Выводы к главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование социально - психологической адаптации учащихся младшего подросткового возраста к условиям военного учебного заведения
2.1 Организация и методы психодиагностического исследования
2.2 Эффективность социально-психологической адаптации учащихся младшего подросткового возраста к условиям военного учебного заведения
Выводы к главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Социально-психологическая адаптация является распространенной проблемой на сегодняшний день. Так, за последние 10 лет в нашей стране произошли глобальные социально- политические перестройки, и поэтому обществу и конкретной личности нужно адекватно реагировать на эти изменения. Атмосфера школьного обучения складывается из совокупности умственных, физических и эмоциональных нагрузок, которая выглядит иначе, чем институты социализации, поэтому представляет новые требования для психофизиологической конструкции ребенка, интеллектуальных возможностей, социально-психологического уровня и целостности его личности. Как мы знаем, поступление в школу для ребенка является изменение привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования.
Наше исследование посвящено изучению специфики социально-психологической адаптации детей младшего подросткового возраста к военному учреждению.
Проблема. Исследование посвящено проблеме изучения эффективности социально-психологической адаптации детей младшего подросткового возраста при переходе из начального звена общеобразовательной школы в среднее звено военного учреждения.
Степень разработанности. Следует отметить, что изучение адаптации детей разных возрастных групп к условиям общеобразовательной школы в психологии имеет давние традиции. Несмотря на то что в последние десятилетия внимание специалистов направлено на разработку концепций единой и обоснованной модели изучения социально-психологической адаптации учащихся, тем не менее до сих пор остаются открытыми вопросы влияния микросоциальной среды. Согласно теоретическому анализу проблемы, появляется острая необходимость научного изучения социальных условий существования как на теоретическом, так и на прикладном уровнях, поскольку Сложившаяся ситуация требуют от человека гибкости в использовании социально-психологических механизмов адаптации к социуму».
Так, процессам акклиматизации учащихся в начальном звене посвящены работа Е.Ю. Балашовой «Успешность обучения школьников в современных условиях, в среднем звене - работа Г.И. Цукерман «Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема» и др. Однако, по мнению Ю.М. Львина, до настоящего времени глубоких, фундаментальных исследований «особенностей адаптации подростков к условиям военно-профессионального обучения в специализированных учебных заведениях закрытого типа в современной социально-экономической ситуации не проводились». По утверждению ученого, «отсутствует система и единый методологический подход к осуществлению мероприятий психологического сопровождения образовательного процесса в данных учебных заведениях» (Ю.М. Львин). В этой связи актуальность темы исследования состоит в том, что в нашей научной работе впервые подвергается исследованию адаптация детей младшего подросткового возраста к условиям военного учреждения, в частности обучающимся в Федеральном государственном казённом общеобразовательном учреждении «Казанское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации».
Объект исследования: социально-психологической адаптации детей младшего подросткового возраста к военному учреждению.
Ученики 4 роты, 1-4 взводов Федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Казанское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации».
Научная новизна состоит в изучении специфики социально-психологической адаптации младшего подросткового возраста к условиям военного учреждения. Такой подход позволяет определить насколько учащиеся психологически готовы к обучению в военном заведении. Кроме того, результаты работы с помощью методик, демонстрируют насколько правильно учащиеся 5 классов прошли адаптацию.
Предмет исследования: специфика социально-психологической адаптации детей младшего подросткового возраста к военному учреждению.
Цель исследования: Изучение эффективности социально-психологической адаптации детей младшего подросткового возраста при переходе из начального звена общеобразовательной школы в среднее звено военного учреждения.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы социально-психологической адаптации учащихся младшего подросткового возраста;
2. Провести сравнительный анализ компонентов эмоциональной и мотивационной сфер у учащихся с благоприятной и неблагоприятной адаптацией.
3. Провести сравнительный анализ компонентов эмоциональной и мотивационной сфер у учащихся с различными типами адаптации.
4. Провести сравнительный анализ компонентов эмоциональной и мотивационной сфер у учащихся, имеющих существенный разрыв между актуальным и желаемым уровнем адаптации.
5. Разработать рекомендации по повышению эффективности социально-психологической адаптации учащихся 5 классов при переходе из начального звена общеобразовательной школы в среднее звено военного учреждения.
Гипотеза: эффективность социально-психологической адаптации детей младшего подросткового возраста при переходе из начального звена общеобразовательной школы в среднее звено военного учреждения связана с такими эмоциональными и мотивационными составляющими как учебная мотивация, тревожность, психофизиологическая устойчивость, доминирующие эмоции.
Методологическая база исследования опирается на теоретические и практические разработки в области изучения адаптации младшего подросткового возраста (Абрамова Г.С. «Возрастная психология», Андреева Г.М. «Социальная психология», Асмолов Л.Б. «Психология личности», Балашова Е.Ю. «Успешность обучения школьников в современных условиях», Коробейников И.А. «Нарушения развития и социальная адаптация», Дорожевец Т.В. «Изучение школьной дезадаптации») и адаптации к условиям профессиональных училищ (Гончарова Г. А. «Формирование социально-психологической адаптации школьников и учащихся профессиональных училищ», Юрченко Л.Г «Психологические особенности социальной адаптации детей-сирот в профессиональном училище»)
Методы и методики:
1. Проективная тест-методика «Дерево»
Программа Effecton:
1. Тест-методика изучения эмоций К. Изарда
2. Диагностика учебной мотивации Н. Г. Лускановой;
3. Тест тревожности (школьной) Филлипса;
4. Проективный цветовой тест Люшера
База исследования:
1) Теоретические методы сбора информации:
- анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы;
2. эмпирический метод сбора информации:
- Программа Effecton;
- Тест-методика изучения эмоций К. Изарда
- Диагностика учебной мотивации Н. Г. Лускановой;
- Тест тревожности (школьной) Филлипса;
- Проективный цветовой тест Люшера
- проективный тест-методика «Дерево»;
3. статистический метод сбора информации:
- обработка экспериментальных данных;
- графическое представление результатов;
Структура работы определяется поставленными в ней целью и задачами. Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.
Во введении обосновываются выбор темы, ее актуальность, научная новизна, практическая и теоретическая значимость, определяются цели и задачи исследования.
В ГЛАВЕ I «Теоретические аспекты исследования социально- психологической адаптации подростков к условиям военного заведения» рассматриваются особенности развития учащихся младшего подросткового возраста в условиях обучения, основные проблемы социально-психологической адаптации подростков к условиям военного учебного заведения, особенности психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях военного учебного заведения.
В ГЛАВЕ II «Эмпирическое исследование социально-психологической адаптации учащихся младшего подросткового возраста к условиям военного учебного заведения» рассматриваются организация и методы психодиагностического исследования, эффективность социально-психологической адаптации учащихся младшего подросткового возраста к условиям военного учебного заведения, сравнительный анализ психологических особенностей учащихся в группах с различной степенью эффективности социально-психологической адаптации.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ содержатся основные выводы, полученные в ходе исследования.
Наше исследование посвящено изучению специфики социально-психологической адаптации детей младшего подросткового возраста к военному учреждению.
Проблема. Исследование посвящено проблеме изучения эффективности социально-психологической адаптации детей младшего подросткового возраста при переходе из начального звена общеобразовательной школы в среднее звено военного учреждения.
Степень разработанности. Следует отметить, что изучение адаптации детей разных возрастных групп к условиям общеобразовательной школы в психологии имеет давние традиции. Несмотря на то что в последние десятилетия внимание специалистов направлено на разработку концепций единой и обоснованной модели изучения социально-психологической адаптации учащихся, тем не менее до сих пор остаются открытыми вопросы влияния микросоциальной среды. Согласно теоретическому анализу проблемы, появляется острая необходимость научного изучения социальных условий существования как на теоретическом, так и на прикладном уровнях, поскольку Сложившаяся ситуация требуют от человека гибкости в использовании социально-психологических механизмов адаптации к социуму».
Так, процессам акклиматизации учащихся в начальном звене посвящены работа Е.Ю. Балашовой «Успешность обучения школьников в современных условиях, в среднем звене - работа Г.И. Цукерман «Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема» и др. Однако, по мнению Ю.М. Львина, до настоящего времени глубоких, фундаментальных исследований «особенностей адаптации подростков к условиям военно-профессионального обучения в специализированных учебных заведениях закрытого типа в современной социально-экономической ситуации не проводились». По утверждению ученого, «отсутствует система и единый методологический подход к осуществлению мероприятий психологического сопровождения образовательного процесса в данных учебных заведениях» (Ю.М. Львин). В этой связи актуальность темы исследования состоит в том, что в нашей научной работе впервые подвергается исследованию адаптация детей младшего подросткового возраста к условиям военного учреждения, в частности обучающимся в Федеральном государственном казённом общеобразовательном учреждении «Казанское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации».
Объект исследования: социально-психологической адаптации детей младшего подросткового возраста к военному учреждению.
Ученики 4 роты, 1-4 взводов Федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Казанское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации».
Научная новизна состоит в изучении специфики социально-психологической адаптации младшего подросткового возраста к условиям военного учреждения. Такой подход позволяет определить насколько учащиеся психологически готовы к обучению в военном заведении. Кроме того, результаты работы с помощью методик, демонстрируют насколько правильно учащиеся 5 классов прошли адаптацию.
Предмет исследования: специфика социально-психологической адаптации детей младшего подросткового возраста к военному учреждению.
Цель исследования: Изучение эффективности социально-психологической адаптации детей младшего подросткового возраста при переходе из начального звена общеобразовательной школы в среднее звено военного учреждения.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы социально-психологической адаптации учащихся младшего подросткового возраста;
2. Провести сравнительный анализ компонентов эмоциональной и мотивационной сфер у учащихся с благоприятной и неблагоприятной адаптацией.
3. Провести сравнительный анализ компонентов эмоциональной и мотивационной сфер у учащихся с различными типами адаптации.
4. Провести сравнительный анализ компонентов эмоциональной и мотивационной сфер у учащихся, имеющих существенный разрыв между актуальным и желаемым уровнем адаптации.
5. Разработать рекомендации по повышению эффективности социально-психологической адаптации учащихся 5 классов при переходе из начального звена общеобразовательной школы в среднее звено военного учреждения.
Гипотеза: эффективность социально-психологической адаптации детей младшего подросткового возраста при переходе из начального звена общеобразовательной школы в среднее звено военного учреждения связана с такими эмоциональными и мотивационными составляющими как учебная мотивация, тревожность, психофизиологическая устойчивость, доминирующие эмоции.
Методологическая база исследования опирается на теоретические и практические разработки в области изучения адаптации младшего подросткового возраста (Абрамова Г.С. «Возрастная психология», Андреева Г.М. «Социальная психология», Асмолов Л.Б. «Психология личности», Балашова Е.Ю. «Успешность обучения школьников в современных условиях», Коробейников И.А. «Нарушения развития и социальная адаптация», Дорожевец Т.В. «Изучение школьной дезадаптации») и адаптации к условиям профессиональных училищ (Гончарова Г. А. «Формирование социально-психологической адаптации школьников и учащихся профессиональных училищ», Юрченко Л.Г «Психологические особенности социальной адаптации детей-сирот в профессиональном училище»)
Методы и методики:
1. Проективная тест-методика «Дерево»
Программа Effecton:
1. Тест-методика изучения эмоций К. Изарда
2. Диагностика учебной мотивации Н. Г. Лускановой;
3. Тест тревожности (школьной) Филлипса;
4. Проективный цветовой тест Люшера
База исследования:
1) Теоретические методы сбора информации:
- анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы;
2. эмпирический метод сбора информации:
- Программа Effecton;
- Тест-методика изучения эмоций К. Изарда
- Диагностика учебной мотивации Н. Г. Лускановой;
- Тест тревожности (школьной) Филлипса;
- Проективный цветовой тест Люшера
- проективный тест-методика «Дерево»;
3. статистический метод сбора информации:
- обработка экспериментальных данных;
- графическое представление результатов;
Структура работы определяется поставленными в ней целью и задачами. Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.
Во введении обосновываются выбор темы, ее актуальность, научная новизна, практическая и теоретическая значимость, определяются цели и задачи исследования.
В ГЛАВЕ I «Теоретические аспекты исследования социально- психологической адаптации подростков к условиям военного заведения» рассматриваются особенности развития учащихся младшего подросткового возраста в условиях обучения, основные проблемы социально-психологической адаптации подростков к условиям военного учебного заведения, особенности психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях военного учебного заведения.
В ГЛАВЕ II «Эмпирическое исследование социально-психологической адаптации учащихся младшего подросткового возраста к условиям военного учебного заведения» рассматриваются организация и методы психодиагностического исследования, эффективность социально-психологической адаптации учащихся младшего подросткового возраста к условиям военного учебного заведения, сравнительный анализ психологических особенностей учащихся в группах с различной степенью эффективности социально-психологической адаптации.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ содержатся основные выводы, полученные в ходе исследования.
Как мы выяснили ранее, социализация подростка в возрасте 10-15 лет представляет собой переход от детства к самостоятельности и ответственности. Традиционно подростковый возраст рассматривается как самый сложный этап в воспитании, потому что он считается переходным этапом развития человека между детством и взрослостью, время интенсивного, но неравномерного развития.
Отметим то, что в этот сложный для подростка период проявляются весьма сложные для него самого и для его окружения проблемы: повышенная возбудимость, импульсивность, на которые накладываются часто неосознанное, половое влечение. Кроме того, именно в это время явно выражается возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.
В ходе изучения литературы по теме нашего исследования, мы выяснили, что существует 4 процесса, которые сопровождают подростковый возраст:
1. Перестройка организма;
2. Перестройка самосознания;
3. Формирование нового типа отношений и
способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
4. Расширение сферы интересов и умственного развития.
Таким образом, мы выяснили, несмотря на то, что социально-психологической адаптации как научная дисциплина имеет давние традиции и разнообразные подходы, однако в современном мире проблемы социально-психологической адаптации по-прежнему не теряют своей актуальности и становятся наиболее ключевыми в теории, что обусловлено неоднозначностью самого понятия адаптация.
Многообразие существующих взглядов на социально-психологическую адаптацию убеждает нас в следующем:
Адаптация изначально считается чисто биологическим критерием и изучается как адаптивный процесс, присущий к живым существам и являющийся механизмом эволюции биологических видов.
Однако, несмотря на разнообразие существующих определений, концепции ученых едины в одном: главная цель адаптации - активизация внутренних резервов младших подростков, способствующая успешному освоению нового социального опыта в период адаптации в среднем звене военного училища и сохранению психологического здоровья.
Таким образом, процесс социально-психологической адаптации подростков в условии военного учреждения реализуется через систему социальных институтов - училища/школы, где социальные качества учащихся корректируются и формируются в соответствии с ценностями. Поэтому смысл адаптации в военном учреждении состоит в том, что обеспечивается естественное протекание и положительные результаты.
В этих условиях цель педагога-психолога заключается в сопровождении и создании социально - психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
В результате выполнения исследования, анализа эмпирических данных гипотеза подтвердилась.
Используя метод наблюдения, мы определили уровень адаптации учащихся пятых классов, что позволило сделать нам следующий вывод:
В конце учебного года у учащихся 5 классов была отмечена высокая тревожность и преобладание положительных чувств. Для большинства пятиклассников характерным является радость и увеличение учебной мотивации, что говорит о высоком уровне школьной адаптации при переходе из начального звена общеобразовательной школы в среднее звено военного учреждения.
Отметим то, что в этот сложный для подростка период проявляются весьма сложные для него самого и для его окружения проблемы: повышенная возбудимость, импульсивность, на которые накладываются часто неосознанное, половое влечение. Кроме того, именно в это время явно выражается возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.
В ходе изучения литературы по теме нашего исследования, мы выяснили, что существует 4 процесса, которые сопровождают подростковый возраст:
1. Перестройка организма;
2. Перестройка самосознания;
3. Формирование нового типа отношений и
способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
4. Расширение сферы интересов и умственного развития.
Таким образом, мы выяснили, несмотря на то, что социально-психологической адаптации как научная дисциплина имеет давние традиции и разнообразные подходы, однако в современном мире проблемы социально-психологической адаптации по-прежнему не теряют своей актуальности и становятся наиболее ключевыми в теории, что обусловлено неоднозначностью самого понятия адаптация.
Многообразие существующих взглядов на социально-психологическую адаптацию убеждает нас в следующем:
Адаптация изначально считается чисто биологическим критерием и изучается как адаптивный процесс, присущий к живым существам и являющийся механизмом эволюции биологических видов.
Однако, несмотря на разнообразие существующих определений, концепции ученых едины в одном: главная цель адаптации - активизация внутренних резервов младших подростков, способствующая успешному освоению нового социального опыта в период адаптации в среднем звене военного училища и сохранению психологического здоровья.
Таким образом, процесс социально-психологической адаптации подростков в условии военного учреждения реализуется через систему социальных институтов - училища/школы, где социальные качества учащихся корректируются и формируются в соответствии с ценностями. Поэтому смысл адаптации в военном учреждении состоит в том, что обеспечивается естественное протекание и положительные результаты.
В этих условиях цель педагога-психолога заключается в сопровождении и создании социально - психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
В результате выполнения исследования, анализа эмпирических данных гипотеза подтвердилась.
Используя метод наблюдения, мы определили уровень адаптации учащихся пятых классов, что позволило сделать нам следующий вывод:
В конце учебного года у учащихся 5 классов была отмечена высокая тревожность и преобладание положительных чувств. Для большинства пятиклассников характерным является радость и увеличение учебной мотивации, что говорит о высоком уровне школьной адаптации при переходе из начального звена общеобразовательной школы в среднее звено военного учреждения.
Подобные работы
- Особенности социально психологической адаптации младших подростков к обучению в условиях кадетского корпуса
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БУДУЩЕГО У
ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2018 - Определение взаимосвязи уровня социального интеллекта и
акцентуаций характера у детей подросткового возраста с
задержкой психического развития в процессе психолого -
педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Определение взаимосвязи уровня социального интеллекта и акцентуаций характера у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в процессе психолого - педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ НА РЫНКЕ ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ МОНОПРОФИЛЬНОГО ГОРОДА)
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В СССР: ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - НОРМАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018



