Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы противодействия коррупции 10
1.1. Понятие и сущность коррупции 10
1.2. Понятие и сущность антикоррупционной политики 17
1.3. Принципы и цель антикоррупционной политики 24
Глава 2. Конституционно-правовое регулирование противодействия коррупции 36
2.1. Законодательные основы противодействия коррупции в России 36
2.2. Организационные основы противодействия коррупции 44
2.3. Проблемы реализации антикоррупционного законодательства в России 51
Заключение 67
Актуальность темы исследования. Коррупция - это отрицательное общественное явление, характерное для того общества, которое ощущает влияние власти и денег. Коррупция зарождается с первыми упоминаниями о странах и государственных чиновниках, у которых имелась возможность принимать властные решения. Существование коррупции в государственных структурах имеется только по той причине, что государственный чиновник наделен правом распоряжаться ресурсами не принадлежащим ему. К примеру, к ним можно отнести государственные заказы, государственные средства или государственную собственность.
За последние годы в нашей стране вырос интерес к проблемам противодействия коррупции. Ежедневно на телевидении, радио, в печатных изданиях все больше слышим о новых разоблачениях в высших органах государственной власти. Сущность коррупции, проблемы, причины, последствия ее на сегодняшний день становятся предметом незатихающих споров.
Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что коррупция в государственных структурах подрывает государственные устои, портя правильность принимаемых государственных решений.
Зарождение коррупции появилось еще вместе с появлением государственного аппарата. Истоки коррупции уходят корнями глубоко в историю. Для борьбы с коррупцией необходимо использовать исторический опыт.
Для России и других зарубежных государств борьба с коррупцией становится главной задачей. Российская Федерация каждый год тратит колоссальные деньги для борьбы с ней.
Наше государство борется с коррупцией посредством принятия разных законов, профилактических, карательных и принудительных средств воздействия, но решить проблему в полном объеме не может. Коррупция
имеет большую степень общественной опасности для государства и общественной жизни, по сравнению с другими схожими элементами социальной действительности. Необходимо знать, что противодействие коррупции не может сводиться к борьбе с ее проявлениями, для результативной борьбы с коррупцией необходимы многосторонние, комплексные и долгосрочные меры. Необходимо создать условия, при которых открытость власти, а также социальный контроль будут доступными для всех жителей нашей страны.
Одним из важных факторов становится разработка действенных административно-правовых средств увеличения мер ответственности. Подобного трудно достичь без результативной антикоррупционной политики государства.
Степень разработанности темы исследования. Проблема коррупции изучается в последнее десятилетие достаточно широко. Однако, большинство публикуемых материалов о коррупции носят публицистический характер и не дают системного представления обо всех сторонах изучаемого явления. Предлагаемые меры в них по ограничению его негативного влияния не содержат конкретных правовых предложений.
Среди российских авторов следует выделить исследования таких авторов, как О.В. Дамаскин, А.Л. Карабанов и С.К. Мелькие, И.А. Киселев, В.И. Михайлов, В.В. Корченов, Р.Ш. Шегабудинов и др. Анализ их содержания позволяет судить о развитии отечественного антикоррупционного законодательства, о самом понятии коррупции, его признаках и видах, о распространении и росте коррупции в современной России. Также необходимо отметить наличие серьезных статей, опубликованных в отраслевых российских научных изданиях Н.Н. Маршаковой, Т.А. Николенко, М.Н. Покровского и др.2 В этих статьях рассмотрены различные формы коррупции и их негативное влияние на российский государственный механизм и политическую систему общества, а также различные меры противодействия коррупции.
В научных кругах, исследующих данную тему, аккумулируется идея коррупции как явления комплексного, обусловленного всеми социальными процессами, протекающими в обществе, с учетом социально-экономических, политико-правовых, национально-психологических особенностей страны.
Цель и задачи исследования. Целью магистерской диссертации является исследование конституционно-правовых основ борьбы с коррупцией в современной России, обнаружение проблем и недостатков в регулировании противодействия коррупции, разработка рекомендаций по совершенствованию мер борьбы с коррупцией.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность коррупции;
- проанализировать понятие и сущность антикоррупционной политики;
- изучить принципы и цель антикоррупционной политики;
- провести анализ законодательных основ противодействия коррупции в России;
- дать характеристику организационным основам противодействия коррупции;
- исследовать проблемы реализации антикоррупционного законодательства в России.
Объектом исследования служат общественные отношения, возникающие в связи с проведением комплекса мер, направленных на борьбу с коррупцией.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, направленные на борьбу с коррупционными проявлениями, проблемы реализации этих актов, а также доктринальные положения, касающиеся данной темы.
Методология исследования. В процессе решения задач магистерской диссертации применялись общенаучные методы познания: анализ, синтез, сравнение, абстракция, а также частно-научные и специальные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, юридико-социологический и другие.
Теоретическая основа исследования. Базой источников при написании работы послужили исследования таких ученых, как: Авакьян С. А., Алешковский М.Х., Ванцев В.А., Бахрах Д.Н., Избачков Ю.С., Кабанов П.А., Ковлер А. С., Кененова И. П., Колюшин Е. И., Петттин Н.Л., Тимсофеев Н. С., Шевердяев С. Н. и др. Проанализированы журнальные статьи, научная и учебная литература по исследуемой тематике, материалы юридической практики.
Нормативная основа исследования. Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, конституционное и административное законодательства РФ, законодательство в области коррупции.
Эмпирическая основа. Эмпирическую базу исследования составили следующие группы источников:
- материалы судебной практики;
- материалы печатных и электронных СМИ федерального и регионального уровней;
- интернет-ресурсы (аналитические материалы, размещенные на сайтах органов государственной власти, общественно-политических организаций и гражданских инициатив, сетевых сообществ).
Основные положения (результаты) исследования. На защиту выносятся следующие положения:
1. Для создания и развития механизмов по эффективному предупреждению и противодействию коррупционному поведению в современной России необходимы активная субъектная позиция институтов гражданского общества (политические партии и общественно-политические организации, бизнес, СМИ, НКО) и их конструктивное взаимодействие со структурами государственной власти. Значение институтов гражданского общества для выработки и реализации антикоррупционной политики выражается в диагностической, модернизационной, мобилизационной и имитационной функциях. Интернетизация российского сообщества обусловила усиление роли сетевых сообществ и сетевых практик антикоррупционной активности гражданского общества.
Необходимо уделить внимание не только надзору за внешним выражением коррупции, но и её истокам, где она зарождается - сознанию населения, а также мотивам, побудившим к подкупу, продажности, использованию властных полномочий, служебного положения в корыстных интересах, в целях личного обогащения. Поэтому коррупция представляется в виде «болезни» общества, которая с каждым днём подвергает заражению многих субъектов государства, начиная от верхушечной коррупции, охватывающей политиков, высшее и среднее чиновничество, до чиновников среднего и низшего уровней.
2. На сегодняшний день явление коррупции стало повальным, в силу огромного коррупционного охвата в среде российского чиновничества такие меры наказания как конфискация имущества коррупционера, доказанного по факту коррупции, представляется неэффективной в качестве единственной меры воздействия. Данную санкцию должна дополнить конфискация всего имущества, которое принадлежало должностному лицу государственного учреждения на праве собственности. В настоящее время в действующей редакции Уголовного кодекса РФ конфискации подлежит только имущество коррупционера, принадлежность которого установлена в связи с фактом коррупционного поведения, и выступающим в уголовном деле в качестве вещественного доказательства.
На наш взгляд, можно рекомендовать поправку в действующий УК РФ следующего состава преступления: Статья 104.1 «Конфискация имущества».
«4. Помимо имущества, указанного в части третьей настоящей статьи, конфискации подлежит всё имущество осужденного, принадлежащее ему на праве собственности».
Введение в Уголовный кодекс РФ указанной поправки станет одним из существенных шагов по решению проблемы наказания за предусмотренные действия.
3. По нашему мнению, лица, совершившие преступления коррупционной направленности, не вправе иметь почетные звания (например, заслуженный юрист России, заслуженный врач России и т.п.). В этой связи полагаем целесообразным в судебной практике применять данный вид дополнительного вида наказания к фигурантам уголовных дел коррупционной направленности, а не только за тяжкие и особо тяжкие преступления. По нашему мнению, необходимо внести поправку в ст. 48 УК РФ следующего содержания:
«При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также преступлений, предусмотренных статьями 159, 160, 201, 285, 285.1, 286, 290, 291, 291.1, 292, 327 настоящего Кодекса, с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград».
4. Следует изменить правила назначения наказаний в отношении тяжких и особо тяжких преступлений. На сегодняшний день лица, обвиняемые в совершении коррупционных преступлениях (в тяжких и особо тяжких) в основном осуждаются условно, и что самое главное это не противоречит закону. Поэтому в законодательство следует внести изменения в статью 73 УК РФ и исключить возможность назначения наказания условно лицам, осужденным за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
5. Наряду с совершенствованием уголовно-правовых мер материального и морального воздействия на виновных в совершении преступлений коррупционной направленности полагаем целесообразным увеличить срок лишения свободы за коррупционные преступления, совершенные в особо крупном размере.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что комплексное изучение и освещение проблем борьбы с коррупцией в современной России, позволяет использовать полученные результаты для дальнейшей разработки проблемы совершенствования реализации антикоррупционного законодательства в России.
Практическая значимость исследования выражается в рекомендациях и предложениях по совершенствованию соответствующего уголовного законодательства и практикой его применения, которые изложены в настоящей работе.
Степень достоверности и апробация результатов исследования.
Апробация некоторых положений данной работы (по разделам) проходила в виде обсуждения на ежемесячных оперативных совещаниях с личным составом.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованных при написании работы нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
В заключении проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Коррупция как социально-правовое явление возникло далеко в древности, в период формирования первых государственных образований. Коррупция существовала, существует и будет существовать всегда там, где находятся государственные учреждения и органы государственной власти, только в различных формах, объемах, направлениях. Сегодня, коррупция превысила преступления, совершенные государственными органами и, следовательно, она может быть названа одним из наиболее опасных социально-негативных явлений.
Таким образом, отсутствие реальной борьбы с условиями, которые вызывают коррупцию, приводит к ее сбыту, как по горизонтали, так и по вертикали, способствуя образованию сетей коррупции в обществе. Коррупция в таких условиях стремится охватывать не только экономику, но и политику. Эффективность рыночной экономики опускается сильно, и существующие демократические институты разрушаются. Экономическое и политическое неравенство населения усиливается, это прибавляет бедность, растет социальная напряженность. Под угрозу ставятся целостность страны и сохранение ее конституционного порядка. Вследствие этого коррупция превращается в проблему, угрожающую государственной безопасности страны.
Эту проблему неспособна решать власть в отдельности от общества. Без ошибочного пафоса, эта проблема касается каждого, усиление коррупции опасно как для себя и близких, так и для общества и страны.
Весь всемирный опыт демонстрирует - история борьбы с коррупцией убирает дорогу диктатурам. Парадокс в том, что диктатура наматывает коррупцию еще больше, ее масштабы увеличиваются.
2. Если говорить о международном опыте борьбы с коррупцией, огромный шаг вперед сделала западная модель, есть международные организации, специализирующиеся на проблемах борьбы с коррупцией. Основными из них являются - Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), «Transparency International», Группа государств против коррупции (ГРЕКО), также, можно добавить, подразделения Организаций Объединенных Наций, Всемирного банка, Европейского союза. Появление этих учреждений определяется необходимостью систематизировать старые и разработать новые показатели для оценки уровня коррупции во всех странах, изучить влияние некоторых факторов, способствующих возникновению коррупции, а также принять участие в разработке рекомендаций для создания эффективных механизмов борьбы с коррупционными проявлениями.
Что касается России, следует заметить, что по сравнению с предыдущими годами, на сегодняшний день в сфере борьбы с коррупцией, на самом деле, сделано много. Опыт показывает, что желание и согласование усилий даже небольшого количества организаций создает мощную синергию - эффект их согласованных действий намного превосходит результат разрозненных усилий. Несмотря на это, наказание за коррупционные преступления остаются достаточно мягкими.
Одной из наиболее значимых проблем, препятствующих проведению антикоррупционной политики является также отсутствие независимости и беспристрастности при осуществлении правосудия. Базисом стратегии борьбы с коррупцией в России должна быть всеобъемлющая административная реформа, в противном случае не будут устранены основные причины коррупции, и, как следствие, победы над коррупцией не будет.
В целом, исследования в области коррупции еще полностью не завершены. На сегодняшний день коррективы вносятся в самые очевидные вещи. Нельзя считать исключением и то, что в будущем появятся новые формы проявления коррупции и теневой деятельности вообще. Главной задачей общества и государства является - снижение вероятности этого явления до минимума.
Сегодня следует уделить внимание не только надзору за внешним выражением коррупции, но и её истокам, где она зарождается - сознанию населения, а также мотивам, побудившим к подкупу, продажности, использовании властных полномочий, служебного положения в корыстных интересах, в целях личного обогащения. Поэтому коррупция представляется в виде «болезни» общества, которая с каждым днём подвергает заражению многие субъекты государства, начиная от верхушечной коррупции, охватывающей политиков, высшее и среднее чиновничество, до чиновников среднего и низшего уровней.
В Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 гг. также установлено, что среди всех социальных слоев населения в различных регионах страны должны проводиться социологические исследования, позволяющие оценить уровень коррупции в России, действенность предпринимаемых мер по борьбе с коррупцией, обеспечить коррекцию проводимой антикоррупционной политики, а также определять уровень коррупции в федеральных государственных органах, осуществляющих контрольную и надзорную деятельность, правоохранительных органах.
Успешная реализация обозначенных в Плане мер послужит значительным прорывом для утверждения мнения общественности в качестве одного из важнейших критериев оценки деятельности различных структур власти по борьбе с коррупцией.
В этой связи необходима регламентация порядка, процедуры, периодичности, а также формы сбора и анализа мнения общественности для обеспечения его достоверности. Нуждаются в определенных коррективах порядок и содержание отчетности органов власти по осуществлению своих функций в сфере противодействия коррупции.
Под субъектами противодействия коррупции понимаются, не только федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, но и институты гражданского общества, организации, физические лица в пределах их полномочий, которые являются непосредственными участниками антикоррупционных отношений.
Так же существуют субъекты противодействия коррупции - специализированные межгосударственные, государственные и муниципальные органы, негосударственные общественные организации, предприятия и/или учреждения, наделенные полномочиями по формированию и реализации антикоррупционной политики в пределах своей компетенции. И субъекты противодействия коррупции неспециализированные - международные (межгосударственные), национальные (государственные, региональные, муниципальные) органы власти, негосударственные общественные и иные организации и учреждения, которые специально не занимаются формированием и реализацией антикоррупционной политики, но, выполняя свои функции, способствуют снижению коррупциогенности общества, государственных и муниципальных органов власти, коммерческих и иных организаций, предприятий и учреждений.
Идея привлечения гражданского общества в сферу противодействия коррупции широко распространенной общемировой тенденцией. Многие страны с развитой экономикой уже используют ее в официальных доктринах и законодательстве на протяжении вот уже многих десятков лет. Несмотря на это, термин «гражданское общество» - относительно молодая конструкция. Он сложился в XIX в. как антагонист вмешательства государственных органов в общественную жизнь и произвола власти в обстоятельствах формирования новых социальных отношений.
Исходя из этого следует, что наша страна должна учитывать практику зарубежных стран, достигших на этой ниве относительно больших результатов.
Раскованное, открытое демократическое гражданское общество, опирающееся на право, ответственность и предприимчивость граждан - на данный момент важнейший ориентир для России в силу демократизации общественных отношений.
Его создание, неоспоримо, станет институтом, на который можно будет положиться в рамках борьбы с коррупционным поведением в стране, особенно касаемо задач, которые определила Национальная стратегия противодействия коррупции в России.
Основополагающие положения по регулированию отношений в системе государственной службы, ответственности за правонарушения и преступления коррупционной направленности достаточно предметно изложены в нормативных правовых актах федерального, регионального уровней, официальных документах.
Полагаем, что сегодня необходимо обеспечить их безусловное исполнение всеми органами и должностными лицами, т.е. строго и неукоснительно исполнять положения законов, а также принципов, изложенных в Конституции РФ, главе 1 Уголовного кодекса РФ, прежде всего принципов законности, равенства граждан перед законом, справедливости. Необходимо обеспечить действенный, а не формальный контроль за исполнением указанных законов и принципов. В этой работе необходимо использовать не только имеющиеся структуры надзора и контроля в системе государственной службы и правоохранительных органов, но и общественные организации. Коррупционные преступления, как правило, причиняют серьезный материальный ущерб государству и обществу, следовательно, наказание должно предусматривать возмещение этого ущерба. В этой связи считаем целесообразным изучить российскую и, возможно, зарубежную судебную практику по уголовным делам коррупционной направленности и разработать конкретные меры по совершенствованию механизма применения конфискации имущества, штрафа.
На сегодняшний день явление коррупции стало повальным, в силу огромного коррупционного охвата в среде российского чиновничества такие меры наказания как конфискация имущества коррупционера, доказанного по факту коррупции, представляется неэффективной в качестве единственной меры воздействия. Данную санкцию должна дополнить конфискация всего имущества, которое принадлежало должностному лицу государственного учреждения на праве собственности. В настоящее время в действующей редакции Уголовного кодекса РФ конфискации подлежит только имущество коррупционера, принадлежность которого установлена в связи с фактом коррупционного поведения, и выступающим в уголовном деле в качестве вещественного доказательства.
По нашему мнению, необходима поправка в УК РФ, затрагивающая положения ст. 104.1 УК РФ: «4. Помимо имущества, указанного в части третьей настоящей статьи, конфискации подлежит всё имущество осужденного, принадлежащее ему на праве собственности».
Введение в Уголовный кодекс РФ указанной поправки станет одним из существенных шагов по решению проблемы наказания за предусмотренные действия.
Мы считаем, что лица, совершившие преступления коррупционной направленности, не вправе иметь почетные звания (например, заслуженный юрист России, заслуженный врач России и т.п.). В этой связи полагаем целесообразным в судебной практике применять данный вид дополнительного вида наказания к фигурантам уголовных дел коррупционной направленности, и не только за тяжкие и особо тяжкие преступления. Может быть, имеет смысл внести поправки в ст. 48 УК РФ.
Следует изменить правила назначения наказаний в отношении тяжких и особо тяжких преступлений. На сегодняшний день лица, обвиняемые в совершении коррупционных преступлениях (в тяжких и особо тяжких) в основном осуждаются условно, и что самое главное это не противоречит закону. Поэтому в законодательство следует внести изменения в статью 73
УК РФ и исключить возможность назначения наказания условно лицам, осужденным за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
Наряду с совершенствованием уголовно-правовых мер материального и морального воздействия на виновных в совершении преступлений коррупционной направленности полагаем целесообразным увеличить срок лишения свободы за коррупционные преступления, совершенные в особо крупном размере.
В долгосрочной перспективе коррупция является препятствием для экономического роста и развития страны, явление коррупции препятствует реализации преобразований, обеспечиваемых аппаратом государственных служащих. Коррупция может быть затрагивать любого человека, обладающего властью: чиновников, судей, администраторов, депутатов, экзаменаторов, врачей и т.д. Всеми ими движет единый стимул - стремление к получению экономической прибыли вопреки риску разоблачения и наказания. Как же следует бороться с коррупционным поведением в современном обществе?
Первоочередная задача в этом направлении - формирование саморегулирующих механизмов внутри общества. Плодотворность результатов кампании по противодействию коррупции находится в зависимости от консолидации всей системы государственной власти, их ответственности за процесс по искоренению коррупции. Необходимым является оперативное реагирование на различные проявления коррупционных преступлений, назначение справедливых и соразмерных со степенью социальной опасности наказаний. Это является обязательным условием формирования необходимого уровня правосознания населения и осознание им потребности по борьбе с коррупцией.
Без осознания сути коррупции и выработки критериев ее классификации осуществить исполнение поставленных в антикоррупционном законодательстве задач будет невозможно. России необходимы глубокие изменения в структуре государственного аппарата и механизме разработки государственной политики. Реформа требует участия представителей гражданского общества и гражданского процесса, подготовки решений на самых ранних стадиях. Только благодаря интеграции решения проблемы, и объединения всего общества против коррупции мы можем значительно сократить его критические последствия.