Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовые противодействия коррупционной деятельности в системе исполнительной власти: на примере Южного федерального округа

Работа №30206

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
947
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание
Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩНОСТИ КОРРУПЦИИ КАК УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 14
1.1. Место и роль противодействия коррупции в системе обеспечения безопасности России 14
1.2. Коррупция в деятельности федеральных органов исполнительной власти 25
Глава II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ДЕЛЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА 31
2.1 Анализ российского законодательства, направленного на пресечение коррупции в государственных органах 31
2.2. Современный опыт противодействия коррупции в органах исполнительной власти на территории Южного федерального округа 40
Глава III. ПРОФИЛАКТИКА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО - ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА. 65
3.1. Совершенствование правовых основ борьбы с коррупцией в системе исполнительной власти 65
3.2. Профилактика коррупционной деятельности в системе исполнительной власти на территории Южного федерального округа 69
Заключение 77
Список использованной литературы
Приложения

На сегодняшний день тема коррупции в России в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства, несомненно, является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики, чтобы, наконец, с полной серьезностью отнестись к возникшей проблеме. Наша страна является одной из наиболее коррумпированных стран мира, и ее «успехи» в этом существенно опережают достижения национальной экономики, что, по сути, не самая приятная новость.
В начале 1999 года заместитель генерального прокурора России Ю. Я. Чайка заявил, что Россия входит в десятку наиболее коррумпированных стран мира и что коррупция является одной из самых деструктивных сил в российском государстве. В 1999 году академик РАН Д. С. Львов и доктор экономических наук Ю. В. Овсиенко оценивали коррупцию в России как «тотальную».
В рейтинге восприятия коррупции в странах мира, ежегодно составляемом организацией TransparencyInternational , Россия в 2016 году заняла 131-е место из 176 с индексом 28 баллов (индекс 0 означает максимальный уровень коррупции, 100 — отсутствие коррупции).
Коррупция в современной России стала системным фактором, оказывающим негативное влияние на эффективное функционирование государственного аппарата, общества и отдельных граждан.
Сегодня, как в целом по России, так и в Южном федеральном округе коррупция приобрела системный характер и ее невозможно победить только административными мерами. Она определяется в значительной степени неэффективностью государственного управления, особенностями общественного менталитета, спецификой политической культуры, неразвитостью гражданских институтов, призванных контролировать органы исполнительной власти. Это усугубляется постоянно меняющимися социально- экономическими и политическими условиями жизни общества, что обновляет «коррупционное поле» социальных взаимодействий, вводя в него все новые и новые действующие лица. Объекты и субъекты коррупционных отношений постоянно расширяются. С коррупцией сталкиваются практически все граждане, но выявляются и, соответственно, наказываются лишь единичные факты, что в итоге подрывает принцип неотвратимости наказания.
По мнению различных экспертов, экономические потери от коррупции в современной России составляют от 5 до 50% валового внутреннего продукта страны.
Актуальность темы диссертационного исследования.Необходимость противодействия коррупции в нашей стране уже давно признана всеми структурами государственной власти. Одной из важнейших причин их внимания к проблеме коррупции является то, что она существенно снижает эффективность государственного управления, приносит большие потери бюджетам всех уровней, снижает темпы экономического развития нашей страны и возможности роста благосостояния большинства российских граждан, содействует росту уровня преступности.
В Российской Федерации негативные последствия и тенденции к росту коррупции проявляются наиболее отчетливо и имеют тяжелые социально-экономические последствия. Следовательно, формирование правового механизма противодействия коррупции - острая социальная необходимость, обусловленная объективными и субъективными факторами общественного развития страны. В этой связи, в настоящее время возникает объективная необходимость выделения принципиально нового объекта коррупционного риска в системе национальной безопасности Российской Федерации - государственного управления. Отличительной особенностью такого объекта является высокая степень его подверженности как внутренним, так и внешним угрозам национальной безопасности.
Главной особенностью современного этапа противодействия коррупции в России является переход от отдельных мер реагирования на частные проявления коррупции к применению системного подхода в сфере противодействия этому опасному социально-экономическому явлению. В настоящее время в Российской Федерации приняты в сфере противодействия коррупции Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Национальный план противодействия коррупции и ряд важнейших указов Президента Российской Федерации.
Принятие основополагающих документов свидетельствует, что в Российской Федерации, в основном, сформирована правовая и организационная основы противодействия коррупции. В то же время, эффективность принимаемых мер остается недостаточной. Коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, прежде всего, со стороны федеральных органов исполнительной власти, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.
Указанные аспекты определяют и особую актуальность темы. С учетом изложенного, возникла теоретическая и практическая потребность переосмысления накопленного опыта и анализа законодательного регулирования, а также практики реализации федеральными органами исполнительной власти, в том числе органами внутренних дел, мер, направленных на противодействие коррупции на современном этапе развития Российского государства и права.
Степень научной разработанности темы. Диссертационное исследование носит комплексный характер. Специфика работы состоит в том, что анализу подверглись теоретические, исторические и практические аспекты противодействия коррупции в органах государственной власти.
Отдельным важным аспектом механизма противодействия коррупции в нашей стране посвящены труды Н.Г. Александрова, С.С.Алексеева, Л.И.Антоновой, В.С.Афанасьева, Г.А.Гаджиева, Д.А.Керимова, А.И.Королева,B. П.Сальникова, С.В.Степашина и др.
Методологически значимыми для настоящего диссертационного исследования явились работы ученых-правоведов в области административного права И.Н.Барцица, В.Г.Вишнякова, А.А.Муравьева, C. Е.Нарышкина, А.Ф.Ноздрачева, В.А.Прокошина, Ю.Н.Старилова,Ю.А.Тихомирова, Т.Я.Хабриевой и др.
В интересах исследования правового механизма борьбы органов внутренних дел с коррупцией были изучены работы А.А.Аслаханова, Б.В.Волженкина, Б.В. Здравомыслова, А.М.Иванова, А.И.Кирпичникова, К.С. Соловьева, В.Е. Эминова и др.
Анализ научных трудов и исследований по теме диссертации показал, что имеющихся научных работ, посвященных комплексному изучению особенностей административно-правового регулирования противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти, в настоящее время недостаточно для раскрытия новых подходов, сложившихся в юридической доктрине и законопроектной практике по созданию эффективного механизма противодействия коррупции.
Постановка и концептуальное решение выбранной темы исследования открывают новые и весьма перспективные направления правовых исследований, отвечают назревшим потребностям общества и правовой науки. Эти соображения, в первую очередь, определили объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации мер по противодействию коррупции в федеральных органах исполнительной власти.
Предметом исследования являются законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность по противодействию коррупции в федеральных органах исполнительной власти.
Цель диссертационной работы заключается в осуществлении комплексного теоретико-правового и сравнительно-правового исследования сущности, содержания и особенностей борьбы с коррупцией в федеральных органах исполнительной власти и выработка новых рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование правовых механизмов противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти на современном этапе развития российской государственности.
Для достижения указанной цели в работе решались следующие задачи:
1. исследовать место и роль административно-правовых средств в механизме противодействия коррупции в органах государственной власти;
2. раскрыть формы, признаки и специфику явления коррупции в системе федеральных органов исполнительной власти, в том числе ее особенностей в системе Южного федерального округа;
3. исследовать исторический опыт формирования правовых механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти, а так же опыт ведущих зарубежных стран в этой сфере;
4. исследовать роль и сущность правового механизма противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти, раскрыть современные правовые проблемы противодействия коррупции;
5. раскрыть правовой механизм борьбы с коррупцией органов внутренних дел, его основные противоречия и направления их разрешения;
6. обосновать предложения и рекомендации по совершенствованию административно-правового регулирования противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти.
Методологическую основу диссертационной работы образуют общенаучные методы познания: предметно-логический и структурно-функциональный анализ; формально-правовой анализ связанных с предметом исследования диссертации законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе международных; системно-правовой анализ, позволяющий видеть исследуемое правовое поле в его единстве и целостности, взаимосвязи специального и общего законодательства, выявлять его противоречия, предметно ставить проблемы и формулировать актуальные задачи по его развитию.
Методика исследования включает сбор эмпирического материала, его научное обобщение, выдвижение рабочих гипотез и их проверку, синтез полученных данных и построение на этой основе теоретических выводов и практических рекомендаций.
Нормативно-правовую основу и источниковую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации,
международные правовые акты, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, иные ведомственные документы, относящиеся к предмету исследования, а также законодательные акты, ранее действовавшие в нашем государстве.
В диссертации использованы результаты социологических исследований проблемы борьбы с коррупцией, проведенных различными научными и общественными организациями, так же научные труды современных ученых, в частности.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней на основе комплексного анализа исторического опыта и тенденций в формировании административно-правовых мер по противодействию коррупции в органах государственной власти в Российской Федерации и в зарубежных странах разработаны научно обоснованные подходы к совершенствованию правовых и организационных основ противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти, в том числе, в деятельности органов ЮФО.
Решение поставленной в работе цели, а также связанных с ней задач позволило получить следующие, имеющие характер новизны результаты:
• рассмотрен феномен коррупции в деятельности федеральных органов исполнительной власти и в системе государственной службы как социально-правовая проблема. Настоящее исследование формирует новые выводы об административно-правовом регулировании противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти, в том числе ЮФО;
• раскрыта система политико-правовых отношений, юридических норм, идей, взглядов, реализующихся в направлениях, формах и способах деятельности ее субъектов, предупреждение и устранение коррупции как объекта этой борьбы;
• исследована эффективность действующего правового механизма противодействия коррупции и выработаны пути его совершенствования;
• определены закономерности (тенденции) возникновения, формирования и развития механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти, а также обоснованы важнейшие направления и способы совершенствования его административно-правового регулирования.
Выявлены основные противоречия указанного механизма, ранее не исследованные в их систематизированном виде;
• получены теоретические обобщения по формам и методам противодействия коррупции в зарубежных странах и на их основе даны рекомендации по использованию зарубежного опыта в деятельности, направленной на противодействие коррупции в федеральных органах исполнительной власти;
• обоснованы направления совершенствования организационно - правового обеспечения противодействия коррупции в федеральных органов
• исполнительной власти, заключающиеся в создании единых принципов, форм и методов этой деятельности, а также формировании соответствующих организационных структур (Федеральной службы по противодействию коррупции, служб собственной безопасности в ряде федеральных органов исполнительной власти и т.д.);
• сделаны новые теоретические обобщения, обоснованы выводы и предложения по совершенствованию административно-правового регулирования противодействия коррупции в органах внутренних дел.
Проведенное диссертационное исследование позволило автору сформулировать и вынести на защиту следующие положения:
1. На основании проведенных исследований показано, что сущность механизма противодействия коррупции составляет установленная законом система правовых норм и правоотношений, характеризующих направления, формы, способы, средства и организационно-правовой инструментарий деятельности органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов по осуществлению этой борьбы. Содержательной основой этого механизма является совокупность субъектов и организационно - правовых элементов, реализующих борьбу с коррупцией.
На основании теоретических обобщений обоснован вывод о том, что противодействие коррупции в правовом аспекте представляет собой актуальную задачу для всех отраслей права, так как само явление коррупции порождает комплексные правоотношения. Однако наибольшие коррупционные риски на сегодняшний день присутствуют в административных правоотношениях. Поскольку ситуацию с коррупцией в Российской Федерации можно считать чрезвычайной, антикоррупционной политике должен быть придан статус государственной функции, реализация которой должна осуществляться с использованием всего имеющегося административно¬правового и организационного арсенала средств и методов.
2. В диссертации показано, что к основным условиям проявления коррупции в федеральных органах исполнительной власти относятся: широта свободы административного усмотрения в действиях должностных лиц, позволяющая создавать административные барьеры; несовершенство нормативных актов, не содержащих достаточных оснований для принятия решений должностными лицами; недостаток административных процедур, в том числе процедур обжалования действий должностных лиц; нормативные коллизии, позволяющие завышать требования к лицам, предъявляемые для реализации их прав; дублирование полномочий правоохранительных органов, нечеткое определение объема их компетенции; отсутствие детальных норм, устанавливающих ответственность должностных лиц за нарушения законодательства и др.
При этом коррупционные действия государственных служащих федеральных органах исполнительной власти имеют комбинированную юридическую и морально-этическую природу, обуславливаются как имущественными, так и неимущественными мотивами, а также связаны с личными, групповыми и организационными интересами.
3. На основании ретроспективного анализа нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы борьбы с коррупцией показано, что в Российской Империи впервые системно эта борьба была предпринята в период правления Петра I. Социально-экономические преобразования, имевшие место в XIX веке, привели к усилению коррумпированности государственного аппарата, хотя правые средства пресечения коррупции в системе государственной власти развивались достаточно активно.
Анализ правовых механизмов противодействия коррупции в советский период развития нашего государства показал, что на государственном уровне на протяжении многих лет официально не признавалось явление коррупции. Термин «коррупция» в официальных документах не использовался. Формы появления коррупции, которые существовали в советском государственном аппарате, всячески скрывались. Однако различные виды коррупционного поведения были присущи практически всем союзным, республиканским, краевым и областным государственным и партийным органам.
Кроме того, исследования показали, что современное состояние коррупции в Российской Федерации в определенной степени обусловлено правовыми пробелами в советский период развития государства.
4. Исследование административно-правовых механизмов борьбы с коррупцией за рубежом показало, что в государственных органах, как сферах с повышенным коррупционным риском используются следующие механизмы противодействия этому явлению: максимально возможная деперсонализация взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями; детальная регламентация процедур взаимодействия с субъектами регулирования; деление административных процедур на стадии, с их закреплением за независимыми друг от друга должностными лицами для обеспечения взаимного контроля; выведение подразделений внутренней безопасности государственных органов из подчинения руководству органа; применение регулярной ротации должностных лиц; использование косвенных признаков виновности в качестве основания для наложения административных взысканий и др.
Указанные административно-правовые механизмы целесообразно использовать в интересах противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти в нашей стране.
5. В целях совершенствования правового механизма противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти предлагается:
• закрепление специальным нормативным актом общих (однотипных) для всех видов государственной службы ограничений и запретов, предъявляемых к лицам, замещающим должности на государственной службе;
• создание Федеральной службы по противодействию коррупции. По мнению автора, данная служба должна иметь территориальные структуры, в том числе и аппаратах полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. Независимость этого органа обеспечивается подчинением непосредственно Президенту Российской Федерации;
• формирование в структурах федеральных органов исполнительной власти с высокой степенью коррупционного риска подразделений собственной безопасности, а также возложение ответственности за реализацию мер по противодействию коррупции на одного из руководителей федерального органа исполнительной власти.
6. Обоснована специфика мер по противодействию коррупции в деятельности органов внутренних дел, обусловленная их правоохранительной функцией. Исходя из этого, в диссертационном исследовании обоснованы правовые средства противодействия коррупции в органах внутренних дел. В качестве главного условия эффективной реализации антикоррупционного механизма в системе органов исполнительной власти в диссертации обоснована необходимость уточнения статуса, расширения задач и функций Службы собственной безопасности.
Теоретическая значимость исследования определяется актуальностью, научной новизной, обоснованными выводами и предложениями. В теоретическом плане основные положения работы позволяют систематизировать имеющиеся взгляды на проблему противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти. Материалы исследования дополняют и развивают отдельные разделы административного права.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что сформулированные в ней выводы и предложения могут найти применение в правотворческой и правоприменительной деятельности различных федеральных органов исполнительной власти, в научных разработках по проблемам административно-правового регулирования противодействия коррупции.
Апробацию отдельные материалы диссертации получили на конференциях, в выступлениях и научных статьях, которые проводились в городе Казань, на базе Управления Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики, при поддержке Кабинета Министров Республики Татарстан, на VIIВсероссийской научно-практической конференции с международным участием «Диалектика противодействия коррупции», проходившей в г. Казань 24 ноября 2017 года. Кроме этого были опубликованы научные статьи по тематике диссертационного исследования в журнале «Символ науки».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящем диссертационном исследовании реализована попытка решения важной научной задачи, состоящей в выработке и обосновании теоретическими и прикладными методами новых практических рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование правовых механизмов противодействия коррупции на современном этапе развития российской государственности и в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
На основании проведенных исследований можно сделать следующие основные выводы и рекомендации.
1. В диссертации показано, что в Российской Федерации негативные особенности и тенденции к росту коррупции проявляются наиболее отчетливо и имеют тяжкие социально-экономические последствия. Следовательно, формирование законодательной базы противодействия коррупции - острая социальная необходимость, обусловленная объективными и субъективными факторами общественного развития Российской Федерации.
При этом многоаспектность коррупции как социально-правового явления показывают, что противодействие коррупции не может быть сведено к реализации норм какой-либо одной отрасли права. Если ранее приоритет в решении вопросов противодействия коррупции отдавался уголовному праву, то в настоящее время необходимо активно использовать возможности иных отраслей права.
2. На основании проведенных исследований установлено, что на сегодняшний день коррупция- это четко регламентированная, структурированная и развитая система, проникающая во все сферы общественной жизни и приобретающая все более отчетливые признаки мощного антигосударственного института. При этом возросшие масштабы коррупционных проявлений свидетельствуют о том, что в настоящее время следует говорить не о чрезвычайной ситуации социально-политического характера (возникшей вследствие массового проявления коррупции), а масштабной кризисной ситуации, вызванной коррупцией во всех эшелонах власти Российской Федерации.
3. Показано, что наибольшее влияние на развитие коррупциогенного потенциала в федеральных органах исполнительной власти оказывают следующие условия:
- наличие коллизий правовых норм;
- широта дискреционных полномочий;
- широкие возможности ведомственного нормотворчества;
- множественность вариантов диспозиций правовых норм;
- излишне усложненный характер урегулирования ряда административных процедур, либо, напротив,
- отсутствие регламентации отдельных административных процедур.
4. Нами обосновывается вывод о необходимости выделения принципиально нового объекта коррупционного риска в системе социально¬политической безопасности Российской Федерации - государственного управления. Отличительной особенностью такого объекта является высокая степень его подверженности как внутренним, так и внешним угрозам национальной безопасности.
Коррумпированное поведение должностных лиц дискредитирует власть, а сам государственный аппарат теряет надежность и управляемость. Именно этим обусловлена необходимость отведения концептуально нового,особенного места коррупции в системе угроз национальной безопасности, а также выработки своевременных и эффективных мер противодействиякоррупционнымугрозам. Причем меры эти должны быть адекватны темпам разрастания коррупционных процессов и направлены, прежде всего, на предотвращение окончательного формирования коррупции в роли полноценного общественного института.
5. По нашему мнению, методы и инструменты антикоррупционной политики государства должны быть направлены не только на предотвращение и искоренение существующих коррупционных процессов, но и на выявление и предотвращение потенциальных или вновь создаваемых форм и методов коррупционных проявлений. На современном этапе развития российского государства необходимо создание принципиально новых, мобильных и эффективных в своей деятельности институтов борьбы с коррупцией, чья деятельность была бы основана на соблюдении принципов систематизированной антикоррупционной политики государства. Здесь важное место отводится органам исполнительной власти.
6. Исследования, проведенные в диссертации показали, что система коррупционных связей характерна и для органов исполнительной власти. Основными причинами коррупции в органах исполнительной власти являются: низкий уровень денежного содержания; отсутствие должного контроля со стороны органов,надзирающих за их деятельностью; отсутствие должного уровня правового сознания у значительной части граждан; низкий уровень материально-технического обеспечения; влияние и др.
При этом основными проблемами в борьбе с коррупцией в органах исполнительной власти России являются отсутствие: во-первых, высокопрофессиональных специалистов, понимающих природу коррупции; во- вторых, системного понимания сложного социального явления коррупции; в- третьих, необходимой консолидации усилий правоохранительных органов и всего общества.
7. Теоретические обобщения и анализ государственной политики и деятельности органов исполнительной власти по противодействию коррупции в обществе показал, что при осуществлении борьбы с коррупцией необходимо учитывать следующее: нет, и не может быть «абсолютной победы» над коррупцией; не существует стран, обреченных на масштабную коррупцию; коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами, т.к. она охватывает значительные властные уровни; борьба с коррупцией достигнет успеха, если она будет вестись постоянно, с привлечением всех органов, осуществляющих обеспечение национальной безопасности государства; необходимо учитывать, что потери от коррупции гораздо больше, чем разумные затраты на реализацию антикоррупционной программы.
Основными задачами в области борьбы с коррупцией, по нашему мнению, являются:
во-первых, выявление, устранение и предупреждение причин и условий, их порождающих;
во-вторых, усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества;
в-третьих, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения и укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего, структур службы собственной безопасности;
в-четвертых, привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению и борьбы с коррупцией;
в-пятых, расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере.
8. Основная нагрузка по противодействию коррупции возлагается на Службу собственной безопасности. Показано, что роль Службы собственной безопасности высока и ее функции были востребованы во все времена. Специальная служба по борьбе за «чистоту рядов» - Особая инспекция органов внутренних дел в структуре полиции была создана в 1924 году. Однако в 70-х годах прошлого столетия роль и значение этой службы быль изменены, что привело к росту коррупции в в 90-х годах.
9. Ретроспективный анализ нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы борьбы с коррупцией, показал, что проблема борьбы с коррупцией была в нашей стране всегда. Впервые системно эта борьба в Российской Империи была предпринята в период правления Петра 1, который провел кардинальную административную реформу, ввел службу за жалованье. При Петре I был принят ряд нормативных правовых актов, содержащих правовые средства пресечения коррупции. Но, несмотря на предпринимаемые меры, уровень коррупции в России принципиально снижен так и не был.
10. Социально-экономические преобразования, имевшие место в XIX в., привели к усилению коррумпированности государственного аппарата. В XIX в. правовые средства пресечения коррупции в системе государственной власти развивались достаточно активно. Тем не менее, говорить о том, что был сформирован эффективный правовой механизм противодействия коррупции нельзя. Уровень коррупции в Российской Империи неуклонно рос. При этом в Российской империи существовали правовые средства пресечения коррупции, которые не используются в современном законодательстве, но эффективно реализуются в законодательстве ряда зарубежных государств.
11. Правовые средства противодействия коррупции, созданные в Российской Империи после 1917 г., были отменены и в дальнейшем не использовались. Советская власть на протяжении многих лет официально не признавала явления коррупции. Термин «коррупция» в официальных документах не использовался. Он вошел в оборот лишь в середине 80-х годов XX в. Формы появления коррупции, которые существовали в советском государственном аппарате, всячески скрывались. Подобное положение самым негативным образом отразилось на уровне законности и дисциплины.
Сделан вывод о широком распространении коррупции в конце эпохи социализма. Различные виды коррупционного.поведения, в том числе в уголовно наказуемых и поэтому наиболее опасных формах, уже тогда были присущи практически всем союзным, республиканским, краевым и областным государственным и партийным органам. Наиболее пораженными в этом плане оказались структуры, осуществлявшие финансовое и материально-техническое обеспечение хозяйствующих субъектов, внешнеэкономические связи, организующие и контролирующие сферы товарного распределения и социальной поддержки населения.
Кроме того, исследование показывает, что современное состояние коррупции в Российской Федерации в определенной степени обусловлено правовыми и организационными пробелами в советский период развития государства.
12. Наиболее характерными общими моментами, связями и тенденциями в развитииантикоррупционногозаконодательства в странах Запада являются: признание коррупции как социального зла, явления и должностного преступления против государства; указание на теневую экономику, бюрократию и бюрократизм как основную социальную причину возникновения и функционирования организованной преступности и ее сращивания с представителями власти; определенная ограниченность правового механизма борьбы с коррупцией и самого процесса этой борьбы, обусловленная наличием в государственном аппарате представителей криминального мира и недостаточностью политической воли правящих кругов менять и устранять объективные факторы и причины, порождающие коррупцию; тенденция к усилению административной и уголовной ответственности за коррупционные проявления; тенденция к укреплению взаимодействия в борьбе с коррупцией правоохранительных органов, в том числе полиции с органами дознания, налоговыми, таможенными органами, прокуратурой, судами; с одной стороны, и указанных органов с населением, с общественными организациями и объединениями, с другой стороны; явно недостаточная эффективность правового регулирования и всего правового механизма борьбы с коррупцией; тенденция к росту коррупции и форм ее проявления как следствие непоследовательности и явно недостаточной эффективности антикоррупционного законодательства и механизма; углубление социальных объективных факторов и условий, порождающих причины коррупции и ее рост.
13. В международной практике противодействия коррупции имеется множество подходов, как успешных, так и неудачных. Одни из таких подразумевают привлечение больного объема и спектра ресурсов, другие рассчитаны на условия, при которых ресурсы являются ограниченными. В первом случае может быть создан отдельный, наделенный расширенными полномочиями государственный орган по противодействию коррупции, ответственный за формирование антикоррупционной политики государства, выполнение правоохранительных функций, сотрудничество со структурами гражданского общества. Представляется, что такой подход будет обречен на провал, если не будет обеспечен ресурсами, а созданный орган наделен полномочиями в объеме достаточном для выполнения возложенных на него полномочий. Многие страны создают комиссии и комитеты, деятельность которых направлена на противодействие коррупции. Вместе с тем, если цели их деятельности недостаточно ясно сформулированы, не обеспечены соответствующими ресурсами, то результаты их деятельности оказываются несоответствующими ожидаемым. Создание государственных институтов по противодействию коррупции весьма важно для разработки соответствующих реформ и координации деятельности по вертикали. Вместе с тем, функционирование этих институтов само по себе не означает проведение реформ в остальных органах власти. В связи с этим необходимо вовлечение в указанную работу различных институтов власти, где эти реформы должны быть внедрены.
14. В диссертации частично затронут зарубежный опыт противодействия коррупции в правоохранительных органах. Так, в США модельные правила профилактики коррупции в полиции включают в себя: введение и соблюдение профессиональных стандартов (каждый сотрудник обязан соблюдать кодекс профессиональной этики, каждый новый сотрудник обязан знакомиться с данным кодексом и поставить на одном из экземпляров свою подпись в знак согласия с его предписаниями). Кроме того, для предупреждения коррупции в органах полиции США выделяются специальные сотрудники, а также создаются соответствующие структуры. Приоритетным направлением является работа с жалобами граждан и внутриведомственными жалобами на служебные злоупотребления с целью получения личной выгоды.
Исследование показывает, что перераспределение обязанностей среди сотрудников полиции, информирование общественности о ходе расследований, о выявленных фактах коррупции также способствует укреплению законности в полиции и борьбе с коррупцией. При этом, руководство полиции несет персональную ответственность за случаи коррупции среди подчиненных. Большое значение в полиции США придается внутренним расследованиям, проводимым службой собственной безопасности.
15. В настоящее время в Российской Федерации, в целом, сформирована правовая основа для противодействия коррупции, включающая:
Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции», которым в целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции;
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. № 195, которым определен механизм реализации важного направления борьбы с коррупцией является-экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
«Национальный план противодействия коррупции», утвержденныйПрезидентомРоссийской Федерации 31 июля 2008 г. Пр-1568; Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», устанавливающий основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
17. В диссертации показано, что основной целью совершенствования правовой основы противодействия коррупции является снижение ее уровня во всех сферах жизнедеятельности общества путем повышения эффективности координации деятельности государственных органов и институтов гражданского общества. Для достижения указанной цели необходимо выполнение следующих задач: обеспечение защиты прав,свобод и законных интересов граждан и общества от коррупции; совершенствование нормативной правовой базы по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений; оптимизация форм, методов и средств противодействия коррупции; расширение и активизация международного сотрудничества Российской Федерации в сфере борьбы с коррупцией.
При этомантикоррупционная политика государства, по нашему мнению, предполагает разработку и осуществление разносторонних и последовательных мер государства и общества по минимизации причин и условий, порождающих коррупцию в разных сферах жизни и побуждающих государственного гражданского служащего, работника правоохранительной структуры или военнослужащего к совершению коррупционных действий. Основные направления такой политики должны корректироваться не только по мере осуществления отдельных мероприятий, но и с учетом результатов глубокого анализа явления коррупции, ее причин, мотивации коррупционного поведения, более серьезной и объективной оценки прямых и косвенных экономических и других потерь, угрозы социально-политической и национальной безопасности страны.
Данные социологических опросов показывают, что уголовные преступления приобретают в общественном сознании немаловажную роль. Опрошенные респонденты осознают, что подвергаются большему риску, чем в прошлые времена. При этом отмечается высокий уровень коррумпированности одного из главных ведомств РФ, созданного для расследования нарушений законов, - Прокуратуры РФ и подчиненных этому ведомству структур в регионах.
Подавляющее большинство опрошенных считают, что те, в чьих руках сегодня находится власть в РФ, используют ее в основном для личного обогащения, и всего лишь ничтожный процент верит в честность власти и ее намерение создать благоприятные условия для проживания населения страны. На данный вопрос не было ни одного отказа от ответа и ни одного затруднения.
Массовый опрос показал, что в некоторых организациях и государственных институтах республики распространены коррупция, взяточничество среди работников. Так, например, на вопрос: «Насколько распространена коррупция в крупных российских государственных корпорациях на территории РСО-Алания» более половины респондентов ответили, что в значительной мере, незначительная часть считает, что в этих корпорациях коррупция распространена очень широко, а каждый пятый - что незначительно. Ни один человек не сказал, что в этой сфере нет коррупции.
В обществе сложилось определенное негативное мнение о деятельности правоохранительных органов республики. Как правило, этот негативный фон задают люди, которые непосредственно сталкивались с полицией, и у них сложилось определенное представление о работе данного ведомства.
В любом регионе социальная защищенность граждан входит в компетенцию органов силовых структур страны и является важной как в плане физической защищенности личности, так и защищенности ее собственности, и первую очередь этими функциями должна заниматься полиция. Но, как показали материалы массового опроса, только каждый пятый гражданин чувствует себя защищенным благодаря деятельности полиции. Граждане видят свою незащищенность в первую очередь во взяточничестве (коррупции) отдельных сотрудников полиции.
В североосетинском обществе сохраняется мнение о том, что высокий уровень преступности во многом связан с социальными проблемами в обществе и падением традиционных ценностей, отсутствием идеологии, основанной на национальных традициях, проживающих в России народностей. Рост криминальной ситуации в Республике Северная Осетия-Аланиясвязан со стремлением управленческой элиты сохранить свою власть. Реакция на рост преступности со стороны Правительства ЮФО состоит в основном в усилении правоохранительной деятельности, использовании метода предупреждения ситуационных преступлений, что подразумевает укрепление потенциальных мишеней преступления, строительство металлических заборов, новой системы наблюдения, увеличение новых охранных служб, которые не решают проблему безопасности граждан региона.
Во всех странах мира силовой блок (МВД, прокуратура, суд) призван поддерживать стабильность государства, а в обществе сложилось мнение о том, что он, наоборот, расшатывает устои государства, учитывая высокий уровень коррупционности в этих слоях. Даже ФСБ уже не выполняет свои традиционные функции, подключившись к системе приватизации государственного имущества. И в обществе складывается мнение: ФСБ втягивают в систему коррупционных отношений.
Большинство респондентов считают, что деятельность судебных органов ЮФО не соответствует своему определению, т.е. тому, что «суд - это орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и другие дела на основе действующего законодательства, а участникам судебного процесса обеспечивается право на защиту».
В основном респонденты не чувствуют себя в безопасности благодаря деятельности судов ЮФО и почти половина респондентов, считающих, что деятельность судов ЮФО не обеспечивает их защищенность, основными причинами этого назвали взяточничество (коррупцию) отдельных сотрудников судебных органов.
Руководители малых предприятий чаще вынуждены сталкиваться с коррупцией в целях защиты бизнеса от посягательств как со стороны власти и существенных тормозящих развитие бизнеса факторов предприниматели относят такие действия властей, как плохая защита прав частной собственности, излишний контроль, руководство частным бизнесом чиновниками и их родственниками, излишнее лицензирование, создание налоговых и иных льгот отдельным фирмам, участие чиновников в борьбе за собственность, плохая работа арбитражных судов и т.



1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12.12.1993 [с поправками от 21.07.2014] // Российская газета. - 25.12.1993.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195 - ФЗ [в ред. от 21.07.2014 г.] // Собрание законодательства РФ, - 2002, - № 1 (ч. 1), ст. 1.
3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ // Российская газета - 2004. - №25.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131 - ФЗ // Российская газета. - 31.10.2003.
5. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007 г. № 25 - ФЗ // Российская газета. - 31.07.2004.
6. О противодействии коррупции: федер. закон от 25.12.2008г. №273 - ФЗ // Российская газета. - 30.12.2008.
7. Государственная программа Ростовской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» утверждена постановлением правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 600// Ростовская область .-2013.- С.41.
8. О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы: Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 2016 г. № 226//Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - 52. - С.639.
9. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: Федеральный закон
Российской Федерации от 3 декабря 2012 № 230-ФЗ//Собрание
законодательства Российской Федерации.-2016.-№58. -С.950.
10. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-2011.-№7. -С.900.
11. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных актов: Федеральный закон от 17 июля 2009 года.№172- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-2011.-№7. -С.2143
12. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28 марта 1998 года №53-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1998.-№13. -С.1475.
13. О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами: Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2013 № 79-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации.-2016.- №58. -С.963.
14. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета.- 2009. - С. 19.
15. О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы: Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 147//Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №52. - С.639
16. О национальной стратегии противодействия коррупции: указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. №460// Собрание законодательства Российской Федерации .- 2010.- № 16.-С.1875.
17. О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с
подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок//Федеральный закон от 1 декабря 2012г. №3-
Ф3//Собрание законодательства Российской Федерации - 2016. -
№16- С.783.
18. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2016. - №56 -С.368.
19. О противодействии коррупции в Ростовской области:Областнойзакон Ростовской областиот 12.05.2009 № 218-ЗС //Сборник законодательства Ростовской области.-2015.-№25.-С.63.
20. Кодекс этики и служебного поведения государственных
гражданских служащих Ростовской области: Утвержден постановлением Правительства Ростовской области от 22.09.2016 №666 // Сборник
законодательства Ростовской области.-2015.-№25.-С.252.
2. Монографии, учебники и учебные пособия
21. Агеев В.Н. Правовые средства борьбы с коррупцией в системе государственной службы Российской Федерации/В.Н. Агеев// Административное и муниципальное право.-2012.- №9. - С.5-10.
22. Аминов Д. И. Коррупция как социально-правовой феномен и пути ее преодоления / Аминов Д.И., Гладких В.И., Соловьев К.С. // Московская академия предпринимательства при Правительстве г. Москвы. - М.: Норма, Инфра-М.- 2002 - С.56.
23. Алышова А.Е. Сущность и актуальные проблемы кадровой политики в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации / Е.А. Алышова // В сборнике: наука и инновации в современных условиях: сборник статей международной научно-практической конференции: в 5 частях. - 2016. - С.216.
24. Антошина Н.М. Принципы государственной кадровой политики в сфере государственной службы (от прошлого к настоящему) / Н.М. Антошина // Власть. - 2013. - № 12. - С. 31-34.
25. Богданов И. Я. Коррупция в России /Богданов И. Я., Калинин А.П. //Социально-экономические и правовые аспекты - М.: Министерство Юстиции Российской Федерации- 2016.- С. 89.
26. Бакатин Д.В., Ковалева Т.К. Закон США о коррупционной деятельности за рубежом: некоторые вопросы применения и толкования - М: Министерство Юстиции Российской Федерации- 2016.- С. 156.
27. Белов С.В. Коррупция в современной России: к методологии подхода /Белов С.В. // Борьба с коррупцией в России. Возможности и перспективы. Нижний Новгород. -2010.- С.169.
28. Бобылев А.И., Горшкова Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления.-М.: Юристинформ- 2015. -С.56.
29. Богданов И.Я. Коррупция в России: Социально-экономические и правовые аспекты / И. Я. Богданов, А. П. Калинин; Российская академия наук. Институт социально-политических исследований. - М.: Следователь - 2016. - С.158.
30. Волгин Ю.А. Борьба с коррупцией одно из основных направлений борьбы против организованной преступности в Российской Федерации // Материалы международной научно-практической конференции. - М., 1997.
31. Гаухман Л.Д. Законодательное обеспечение борьбы с коррупцией /Гаухман Л.Д. // Журнал российского права. - 2016. - № 12. - С.74.
32. Гильманов М.М., Трофимов Д.А. Антикоррупционные ограничения и антикоррупционные запреты /Гильманов М.М., Д.А. Трофимов //VIIВсероссийская научно-практическая конференция с международным участием. - 2017.-№1.-С. 252.
33. Доброхотов Р., Яновский К. Суверенная бюрократия. Административная реформа привела к росту чиновничьего аппарата и коррупции/ Доброхотов Р., Яновский К.//Новые Известия-2016. - №45.-С.25.
34. Епифанова Н.И. Исследование коррупции на основе методов экономической теории /Епифанова Н.И.// Вопросы экономики. - 2007.- № 1.
35. Кабанов П.А. Политическая коррупция в условиях реформирования российской государственности на рубеже веков: монография/ П.А. Кабанов, Г.И. Райков, Д.К. Чирков.-М.: Дружба народов, - 2008.-С.224.
36. Кабанов П.А. Антикоррупционное консультирование как разновидность антикоррупционного просвещения: понятие и содержание. // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 6. - C. 634-642.
37. КлямкинИ.М., Тимофеев Л.М. Теневая Россия. Экономико¬социологическое исследование./КлямкинИ.М., Тимофеев Л.М.- М.: Дружба народов - 2014.- С.45.
38. Козонов Э. Ю. Коррупция: истоки и пути преодоления /Козонов Э. Ю., Жукаев А. М. - М.: Форум юрист - 2015.
39. Овечко В.В. Меры противодействия коррупции в системе государственной службы РФ /Овечко В.В. // Военно-юридический журнал. -2011. - №9. -С.17.
40. Панова А.Г. Что такое коррупция и как с ней бороться/ под ред. А.Г. Панова, Б.В. Яцеленко.: Министерство юстиции Российской Федерации, - М.- 2010. -С.32.
41. Трофимов Д.А. Профилактика коррупции в органах исполнительной власти/Д.А. Трофимов// Символ науки/ - 2017. - №12. -С.86.
42. Трофимов Д.А. Ограничения, запреты и требования к служебному поведению сотрудников органов исполнительной власти, установленные антикоррупционным законодательством /Д.А. Трофимов// Символ науки/ - 2017. - №12. -С.89.
3. Электронные ресурсы
43. Библиотека диссертации: [Электронный ресурс]. - Электрон. текст. Дан. - Режим gостуnа:http://www.dslib.net/admin-pravo/- Загл. с экрана. (дата обращения 12.09.2017.
44. Официальный сайт Фонда борьбы с коррупции:[Интернет ресурс] https://fbk.info (дата обращения 08.11.2017).
45. Официальный сайт ГУ МВД Краснодарского края: [Электронный ресурс]: https://23.мвg.рф/ - Загл. с экрана. (дата обращения 16.10.2017).
46. План противодействия коррупции в Государственных органах Ростовской области на 2016 - 2017 годы [Электронный ресурс]. Электрон. текст. дан. - Режим достуnаhttp://www.donland.ru/ - Загл. с экрана. (дата обращения 10.09.2017).
47. Социологическое исследование «Государственная коррупция в органах власти РСО-А СКФО РФ»: [Электронный ресурс]http://nocss.ru/ / - Загл. с экрана. (дата обращения 16.10.2017).
48. Кубансие ведомости: [Электронный ресурс]. - Электронная газета.
- Режим доступа: http://www.kubved.ru/krasnodar/news/korruptsiya/- Загл. с экрана. (дата обращения 16.10.2017).
49. Социально-правовая классификация коррупции: [Электронный ресурс]. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: https://studwood.ru/- Загл. с экрана. (дата обращения 12.09.2017.
50. ФинЭкспертГрупп: [Электронный ресурс]. - Актуальные юридические консультации: http://www.finexg.ru/- Загл. с экрана. (дата обращения 05.08.2017).
51. Официальный сайт научно-исследовательского центра проблем
национальной безопасности: http://nic-pnb.ru/analytics// (дата обращения
05.08.2017).
52. Портал магистров и аспирантов [Электронный ресурс]: - FirstEdu.
- Режим доступаhttp://firstedu.ru/metody-issledovaniya/(дата обращения 01.09.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ