Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Модели государственного управления в истории России (Институт мировых цивилизаций)

Работа №42348

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

менеджмент

Объем работы67
Год сдачи2020
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
486
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА МОДЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ 6
1.1. Модели государственного управления в доимперский период 6
1.2. Развитие государственного управления в Российской Империи 11
1.3. Модель государственного управления в России в феврале-октябре 1917 года 18
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ 24
2.1. Государственное управление в период октября 1917-1922 годов 24
2.2. Модели государственного управления в период 1922-1990 годов 33
2.3. Государственное управление в период института президентства в СССР (1990-1991 годы) 37
ГЛАВА 3. МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 41
3.1. Модель государственного управления в России в 1991-1993 году 41
3.2. Развитие модели государственного управления после принятия Конституции 1993 года 45
3.3. Пути развития модели государственного управления в свете конституционной реформы 2020 года 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64

15 января 2020 года, выступая с ежегодным Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации , глава нашего государства, помимо прочего, наметил серьезные изменения в системе государственного управления, отметив, что в действующей Конституции необходимо закрепить четкие принципы единой системы публичной власти, выстроить эффективное взаимодействие между государственными и муниципальными органами, при этом полномочия последних, как наиболее близких к гражданам органов власти, должны быть расширены и укреплены. Кроме того, Президентом предложено закрепить конституционно-правовой статус Государственного совета – органа, который со всей очевидностью будет наделен серьезными административно-управленческими функциями. В обществе незамедлительно начались дискуссии о том, что в ближайшие годы форма государственного правления как составной элемент модели государственного управления будет изменена на парламентскую республику. Однако, 22 января 2020 года, выступая перед общественностью в Липецке, глава государства заявил, что для России с ее огромной территорией, с многоконфессиональностью, с большим количеством наций, народов и народностей «нужна все же крепкая президентская власть» .
При этом в любом случае очевидно, что в ближайшее время модель государственного управления в России претерпит существенные изменения, как это было не раз в отечественной истории, и важно задаться вопросом – с чем вообще были связаны и чем обусловлены такие изменения – с действительным стремлением модернизировать государственный аппарат в соответствии с социально-экономическими и политическими реалиями, или же это следствие борьбы политических элит за власть. Представляется, что анализ истории развития моделей государственного управления поможет дать ответ на вопрос о причинах изменения данной модели в настоящее время и предсказать последствия таких изменений для государства и общества.
Цель настоящего исследования – комплексный анализ истории развития моделей государственного управления в отечественном государстве с 862 года (принятая дата возникновения древнерусского государства) по настоящее время (2020 год).
Для достижения поставленной при написании настоящей работы цели, необходимо решить следующие задачи:
 охарактеризовать модели государственного управления в доимперский период;
 рассмотреть развитие государственного управления в Российской Империи;
 изучить модель государственного управления в России в феврале-октябре 1917 года;
 проанализировать государственное управление в период октября 1917-1924 годов;
 определить модели государственного управления в период 1924-1990 годов;
 рассмотреть государственное управление в период института президентства в СССР (1990-1991 годы);
 изучить модель государственного управления в период 1991-1993 годов;
 охарактеризовать развитие модели государственного управления после принятия Конституции России 1993 года;
 определить пути развития модели государственного управления в свете конституционной реформы 2020 года.
При этом, безусловно, с учетом многообразия моделей государственного управления в более чем тысячелетней истории нашего государства, вряд ли возможно в рамках настоящего исследования охватить их все, представляется необходимым сосредоточиться на самых интересных и знаковых из них.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере государственного управления.
Предмет исследования – модели государственного управления в истории России.
В процессе написания настоящей работы были использованы научный метод познания, сравнительно-правовой, метод контент анализа, историко-правовой метод и метод обобщения.
Исследуемые вопросы достаточно глубоко изучены отечественной наукой. В частности, можно отметить работы таких авторов, как Л. Калганова, Е. Охотский, В. Майоров, В. Назаров и др.
Теоретическая значимость исследования связана с систематизацией представлений об историческом развитии модели государственного управления в России.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что его результаты позволят предположить дальнейшие направления развития отечественной модели государственного управления.
Структура работы включает в себя введение, 3 главы, состоящие в общей сложности из 9 параграфов, заключение и список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1) Подводя итоги развития моделей государственного управления в доимперской России, следует в первую очередь обратить внимание на особенности построения управленческого аппарата – по своей сути, такой аппарат сложно назвать профессиональным, поскольку лица, его составлявшие, наделялись определенным должностным положением не на основании их деловых качеств, а в соответствии со знатностью происхождения.
Тем самым бюрократический аппарат характеризовался существенными изъянами, обусловленными отсутствием в нем необходимо количества грамотных и компетентных управленцев.
Кроме того, анализ опричнины Ивана Грозного и Смутного времени заставляет задаться вопросом о допустимости построения жесткой модели государственного управления посредством в том числе посягательства на права отдельной личности. Кроме того, опричнина – яркий пример того, как следствием противостояния политических элит становится резкое изменение модели государственного управления и придание ей репрессивного характера.
2) Подводя итоги развитию государственного управления в Российской Империи, следует остановиться на нескольких значимых аспектах.
Реформы государственного аппарата, предпринятые Петром I, посредством отказа от принципа, в соответствии с которым лица получали государственные должности и возможность продвижения по службе не на основе своего сословного происхождения, а в соответствии с деловыми (профессиональными) качествами, позволили оздоровить бюрократический аппарат.
Вместе с тем, «побочным эффектом» реформ Петра явилось то, что управленческий аппарат был поражен коррупцией, притом, что государство не осуществляло системных мероприятий по противодействию ей.
Кроме того, в XVIII-XIX веках началось становление в России местного самоуправления, и уже тогда прослеживался принцип, в соответствии с которым муниципальное управление в отечественном государстве в силу административно-финансовых факторов в действительности не характеризовалось самостоятельностью, а практически полностью зависело от государственной власти.
Данный принцип нашел отражение и в модели государственного управления современной России.
Анализ событий первой четверти XX века указывает на то, что нежелание власти делегировать часть своих полномочий обществ посредством действительных, а не формальных и фиктивных парламентских институтов, в конечном итоге может привести к острому социальному взрыву революционного характера.
3) Анализ модели государственного управления в России в межреволюционный период 1917 года позволяет обратить внимание на губительность принципа «мультивласти», когда публичное управление одновременно осуществляют несколько субъектов одного уровня – в данном случае Временное Правительство и Петроградский Совет.
Будучи поддерживаемыми различными слоями общества, эти органы управления так и не смогли прийти к политическому консенсусу, следствием чего стало свержение Временного Правительства и приход к власти большевиков.
4) Подводя итоги формирования модели государственного управления в первые годы советской власти следует обратить внимание на то, что здесь в первую очередь господствовали идеологические и классовые принципы – доступ к управлению – как в части государственной службы, так и в части реализации избирательных прав, был существенно ограничен для «нетрудовых» слоев населения.
Основу бюрократического аппарата составляли представители рабоче-крестьянских слоев населения. При этом было бы ошибочным полагать, что управление государством было полностью предоставлено «кухаркам». Из приведенной в работе действительной цитаты из работы В.И. Ленина очевидно, что способность «каждого чернорабочего и каждой кухарки» управлять государством представлялась большевиками как цель, достижение которой возможно лишь после обучения широких слоев населения делу государственного управления. До этого же Советская власть прибегала и к помощи гражданских и военных чиновников дореволюционного периода – те из них, кто поддержал идеалы революции, так же могли стать частью управленческого аппарата, тем самым обеспечивался достаточный уровень его профессионализма.
5) Анализ моделей государственного управления в период 1922-1990 годов позволяет обратить внимание на деформацию системы публичной власти, связанную со специфическим характером взаимоотношений органов государственной власти и органов КПСС. В силу того, что Коммунистическая партия позиционировалась как ядро политической системы, что нашло свое отражение в советской Конституции, органы государственной власти были фактически поставлены в полную зависимость от партийных органов, и именно последние принимали все важнейшие решения в сфере социально-экономического, политического и др. развития общества. Поскольку население фактически не принимало участия в формировании органов КПСС, оно было лишено реальной возможности воздействия на органы управления.
6) Анализ трансформации модели государственного управления в 1990-1991 годах свидетельствует о том, что целью такой трансформации явилось преодоление тотальной зависимости органов государственной власти всех уровней от органов Коммунистической партии, которая, перестав позиционироваться нормами Конституции как «ядро политической системы», утратила монополию на власть. Вместе с тем, утрата Коммунистической партии ведущей роли в системе управления государством и неспособность Президента СССР заполнить освободившееся политическое пространство привела к усилению центробежных тенденций, повышению роли и значения органов власти союзных республик (в первую очередь РСФСР). В конечном итоге отсутствие «сильного центра» привело к распаду государства.
7) В отличие от большевиков, власти новой России не ставили задачу в виде слома государственно-правовой машины СССР и РСФСР. По сути, в 1991-1993 годах Россия в общих чертах сохранила основные признаки модели государственного управления РСФСР, в том числе до 80 % бюрократического аппарата.
Однако в силу того, что значительное число «партийных управленцев» по тем или иным причинам не смогло адаптироваться к управленческой деятельности в новых условиях, государственный аппарат функционировал недостаточно эффективно, что явилось одной из причин системного кризиса в стране.
Это свидетельствует о том, что в случае глобальных изменений социально-экономических и политический реалий выстроить эффективную модель государственного управления можно только в том случае, если «старый» бюрократический аппарат будет подготовлен к работе в новых условиях.
8) В настоящее время Россия является президентской республикой с существенными полномочиями Президента как Главы государства, расположенного, по сути, над всеми ветвями власти. Централизация власти и ее жесткая вертикаль так же проявляются в особенностях федеративного устройства России, когда фактически все важнейшие полномочия сосредоточены в федеральном центре, а не в регионах. С одной стороны, такой подход - как в отношении широты полномочий Главы государства, так и в отношении дисбаланса между объемами власти федерального центра и регионов со всей очевидностью обеспечивают стабильное и устойчивое функционирование управленческой системы. С другой стороны очевидно, что Россия с учетом ее территории и достаточно существенных особенностей социально-экономического и национально-культурного развития регионов нуждается в большей самостоятельности органов власти субъектов федерации.
8) Развитие модели государственного управления в отечественном государстве – будь это Древняя Русь или же современное государство начала XXI века – в любом случае представляет собой чрезмерно политизированный процесс, далеко не всегда ориентированный на действительные нужды государственного управления как системы, призванной обеспечить стабильное и устойчивое развитие общества, а связанный с противостоянием политических элит. В настоящее время Россия со всей очевидностью находится на пороге очередных преобразований модели государственного управления, и ближайшие годы дадут ответ о действительных причинах таких изменений.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. – 1993. - № 239.
2. Постановление Конституционного Суда РФ № 17-П от 01 декабря 1999 года «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. – 2000. - № 1.
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года // Российская газета. – 16.01.2020.
4. Указ Президента РСФСР от 23 августа 1991 года № 79 «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. - № 35. - ст.1149.
5. Конституция СССР, принята Верховным Советом СССР 07 октября 1977 года (утратила силу) // Ведомости ВС СССР. - 1977. - № 41. - ст. 617
6. Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (утратил силу) Принят на I Съезде Советов СССР 30.12.1922 // Съезды Советов в документах. 1917 – 1936., т. III, 1960. - С. 18
7. Конституция РСФСР от 10 июля 1918 года (прекратила действие) // Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. – 1918. - № 28.
8. Закон СССР от 14 марта 1990 года № 1360-I «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1990. - № 12. - ст.189
9. Декрет II Всероссийского съезда Советов об образовании Рабочего и Крестьянского правительства от 26 октября (8 ноября) 1917 г // Декреты Советской власти. Т.I. М., Гос.изд-во полит.литературы, 1957. – С. 6.
10. Декрет о печати от 27 октября (9 ноября) 1917 г // Декреты Советской власти. Т.I. М., Гос.изд-во полит.литературы, 1957. – С. 13.
11. Декларация прав народов России от 2(15) ноября 1917 года // Декреты Советской власти. Т.I. М., Гос.изд-во полит.литературы, 1957. – С. 36.
12. Грамота на права и выгоды городам Российской империи от 21 апреля 1785 года // Сборник документов по истории государства и права России. – М.: Юрайт, 2016. – С. 306.
13. Городовое положение от 16 июня 1870 года // Сборник документов по истории государства и права России. – М.: Юрайт, 2016. – С. 455.
14. Манифест об учреждении Государственной Думы от 06 августа 1905 года// Сборник документов по истории государства и права России. – М.: Юрайт, 2016. – С. 616.
15. Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако ж воинские выше протчих, хотя б и старее кто в том классе пожалован был от 24 января 1722 года //Сборник документов по истории государства и права России. – М.: Юрайт, 2016. – С. 133.
16. Абдулатипов Р.Г. Федерализм в истории России: В 3 кн. Кн. 3./ Р.Г. Абдулатипов. М., 1993. – 196 с.
17. Астафичев П.А. Конституционное право России– М.: Инфра-М, 2017. – 564 с.
18. Гайда Ф.А. Механизм власти Временного Правительства / Ф.А. Гайда // Отечественная история. – 2018. – № 3. – С. 177-183.
19. Греков Б.Д. Киевская Русь / Б.Д. Греков. – М.: Волтер-Клувер, 2016. По изданию 1944 года. – 566 с.
20. Зимин А.В. Конституционный контроль в системе разделения властей (теоретико-правовые аспекты) / А.В. Зимин. – М.: Юрайт, 2016. – 295 с.
21. Иванов Н.В. Формирование государственного аппарата России в 1991-1993 годах / Н.В. Иванов // Вестник Брянского университета. – 2017. - № 5. – С. 101-106.
22. Калганова Л.А. Европейские и российская модели государственного управления: сравнительный анализ / Л.А. Калганова // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2016. - № 2. – С. 102-107.
23. Кононова Т.И. Государственное устройство России в проекте Основного закона Временного Правительства / Т.И. Кононова // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2016. - № 1. – С. 77-82.
24. Ленин В.И. «Удержат ли большевики государственную власть?» / В.И. Ленин. Полное собрание сочинений, 5-е изд., т. 21. – М.: Политиздат, 1966. – 307 с.
25. Лукашевич Д.А. Распад СССР: историко-правовое исследование / Д.А. Лукашевич. – Автореферат дисс…канд.юр.наук. – М., 2014. – 31 с.
26. Майоров В.И. Административная реформа в России: совершенствование государственного управления на основе концепции нового государственного менеджмента / В.И. Майоров // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2017. - № 5. – С. 34-38.
27. Назаров В.Д. Опричнина: причины, сущность, последствия / В.Д. Назаров // Российская история. – 2018. - № 5. – С. 131-136.
28. Нехай А.Ю. «Городовое положение» 1785 года как прообраз устава муниципального образования в современной России / А.Ю. Нехай // Общество и право. – 2016. - № 2 – С. 102-107.
29. Оболонский А.В. Очерк истории российско-советской бюрократической номенклатуры / А.В. Оболонский // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2016. - № 5. – С. 74-80.
30. Оболонский А.В. Из истории российско-советской бюрократии: упущенные возможности, невыученные уроки / А.В. Оболонский // Труды по россиеведению. – 2015. - № 6. – С. 22-27.
31. Охотский Е.В. Государственное управление: на пути к современной модели государственного менеджмента / Е.В. Охотский // Вестник МГИМО. – 2017. - № 1. – С. 76-80.
32. Парченко Н.А. Организационно-правовые проблемы деятельности органов советской власти в 1917-1918 годах / Н.А. Парченко // Вестник Омского университета. – 2019. - № 5. – С. 74-80.
33. Путин заявил, что России нужна крепкая президентская власть // РИА Новости. - https://ria.ru. (дата обращения – 13.02.2020)
34. Путин заявил, что не возглавит Госсовет после президентского срока // Российская газета. – 2020. – 06 март. - № 54. – С. 2.
35. Путин будет править и после 2024 года? // Новая газета. – 2020. – 28 янв. - № 14. – С. 4.
36. Романенкова Е. Н. История отечественного государства и права / Е.Н. Романенкова. - М.: Проспект, 2016. – 503 с.
37. Смирнов А.Ю. К вопросу о проблематике взаимоотношения партийных и административных органов в советское время / А.Ю. Смирнов // Legal concept. – 2017. - № 2. – С. 153-157.
38. Сморчков А.И. К вопросу о развитии местного самоуправления в Российской Империи / А.И. Сморчков // Вестник Нижегородского университета. – 2017. - № 4. – С. 174-179.
39. Современные проблемы организации публичной власти. Монография / рук. авторского колл. и отв. редактор Авакьян С.А. – М.: Юстицинформ, 2014. – 566 с.
40. Тарасова Е.П. Реформа государственной власти в СССР и РСФСР в начале 90-х годов XX века: политико-правовой аспект / Е.П. Тарасова // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2016. - № 7. – С. 197-201.
41. Тарлыков А.А. Национальный вопрос в общественно-политических дискуссиях и политической практике советской власти в условиях общегосударственного кризиса 1917-1922 гг. / А.А. Тарлыков. – Автореферат дисс..канд.ист. наук. – М, 2014. - 31 с.
42. Упоров И.В. Институт народовластия и его трансформация в советском государстве в 1917-1927 годах / И.В. Упоров // Общество: философия, история, культура. – 2018. - № 5. – С. 131-136.
43. Чиркин В.Е. Президентская власть / В.Е. Чиркин // Государство и право. – 2016. - № 5. – С. 66-70.
44. Шатковская Т. В. К вопросу об истории отечественного федерализма / Т.В. Шатковская // Вестник Рязанского государственного университета. – 2018. - № 5. – С. 52-56.
45. Щербинина С.Ю. Совершенствование системы государственного управления в России / С.Ю. Щербинина // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2019. - № 2. – С. 33-37.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ