Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности развития особых экономических зон в регионах России (на примере Республики Татарстан)

Работа №42312

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы97
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
524
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы развития особых экономических зон в регионах России 6
1.1 Сущность и виды особых экономических зон 6
1.2 Исторические особенности развития особых экономических зон в России. 14
1.3 Особенности государственного регулирования особых экономических зон 22
2. Анализ развития особых экономических зон в регионах России (на примере
Республики Татарстан) 33
2.1 Состояние и тенденции развития особой экономической зоны «Алабуга».. 33
2.2 Динамика развития особой экономической зоны «Иннополис» 41
2.3 Оценка влияния особых экономических зон на экономику Татарстана и
эффективность их функционирования 50
3. Основные направления совершенствования развития особых экономических
зон в Республике Татарстан 60
3.1 Совершенствование государственного регулирования особых
экономических зон в Республике Татарстан 60
3.2 Возможности использования зарубежного опыта развития особых
экономических зон в Республике Татарстан 69
Заключение 77
Список использованных источников 82
Приложения


На современном этапе развития Российской Федерации, в нашей стране все больше актуализируется проблема развития инвестиционной деятельности. В рамках ее решения, в отдельных регионах страны создаются различные индустриальные парки, технопарки, а также разрабатываются иные механизмы стимулирования инвестиционной деятельности. Наиболее популярным из них стал механизм особых экономических зон.
Особые экономические зоны отчасти также формируются в России в качестве одного из основных инструментов достижения открытости национальной экономики и предоставления стимулирующих инструментов по международному сотрудничеству. К основным потенциальным возможностям таких зон можно отнести следующее: формирование новых рабочих мест, развитие внешней торговли, увеличение объемов притока инвестиций в регион, формирование механизма обмена знаниями и технологиями, развитие экспортной базы и прочее. Кроме того, особые экономические зоны создаются в качестве решения проблем низко развитых или слабозаселенных районов с низким уровнем экономического развития.
Вопрос эффективности функционирования особых экономических зон можно поставить на одно из основных мест, поскольку их основное значение состоит в формировании потенциала экономического развития региона. До сих пор актуальными являются вопросы увеличения объемов частных инвестиций, привлечение в реальный сектор экономики компаний, характеризующихся наукоемкими и технологически совершенными производственными мощностями, которые потенциально готовы развивать свое производство и на территории России. Тем самым актуальность настоящей темы выпускной квалификационной работы будет увеличиваться одновременно с ростом процесса развития особых экономических зон.
Основная цель настоящей выпускной квалификационной работы состоит в изучении особенностей развития особых экономических зон в регионах России (на примере Республики Татарстан). Для достижения поставленной цели, необходимо выполнение следующих задач:
- рассмотрение сущности и основных видов особых экономических зон;
- изучение исторических особенностей развития особых экономических зон в РФ;
- рассмотрение особенностей государственного регулирования особых экономических зон;
- проведение анализа состояния и тенденций развития особых экономических зон Татарстана: ОЭЗ «Алабуга» и ОЭЗ «Иннополис»;
- проведение оценки влияния особых экономических зон на экономику Татарстана и эффективность их функционирования;
- выявление направлений совершенствования государственного регулирования особых экономических зон в Республике Татарстан;
- определение возможностей использования зарубежного опыта развития особых экономических зон в Республике Татарстан.
Предметом настоящей работы выступают особенности развития особых экономических зон в регионах России. В свою очередь, объектом являются особые экономические зоны, сформированные в Республике Татарстан.
Основными вопросами исследования актуальности развития особых экономических зон занимались такие ученые-экономисты, как: Д.Р. Артюнов; А.М. Багаутдинова; А.В. Гаумянова; Е.А. Громова; Н.Г. Доронин; А.П. Латкин; Н.Л. Ощенков; Ю.Ш. Шавалеева и прочие.
Информационной базой настоящей выпускной квалификационной работы выступили монографии, кандидатские и докторские диссертации, публикации периодической печати, данные справочников, интернет-сайтов, учебная и методическая литература.
Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех последовательно изложенных глав, заключения и списка использованных источников. Во введении обоснована актуальность работы, цель, задачи, осуществлена постановка проблемы. В первой главе описываются теоретические основы развития особых экономических зон в регионах России. Вторая глава посвящена анализу развития особых экономических зон на примере Республики Татарстан. Третья глава описывает основные направления совершенствования развития особых экономических зон в Республике Татарстан. В заключении приведены основные итоги работы, сформированы окончательные выводы по исследуемой проблеме.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Особые экономические зоны в России уже давно являются распространенным явлением. В соответствии с Федеральным законом №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» под данным понятием стоит понимать такую часть территории России, которая определяется Правительством РФ и на которой функционирует особый режим ведения предпринимательской деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Такие зоны создаются с целью улучшения предпринимательского климата в стране, создания благоприятных условий с целью инвестирования, повышению эффективности бюджетных расходов, развитию наиболее депрессивных или потенциальных регионов страны.
Известно большое количество различных видов и классификаций особых экономических зон. При этом наиболее распространенными из них являются группы зон по характеру (виду) деятельности, к которым относятся внешнеторговые, промышленно-производственные, технико-внедренческие, сервисные, комплексные, а также иные зоны. При этом 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» регламентирует их лишь частично, ввиду чего в рамках настоящей выпускной квалификационной работы рекомендовано расширить данный перечень разновидностей, включив в него также сервисный вид особой экономической зоны.
В ходе теоретической части исследования, были рассмотрены исторические особенности развития особых экономических зон в России. Определено, что весь процесс исторического развития особых экономических зон в России можно разделить на три основных этапа: становление особых экономических зон; развитие законодательства об особых экономических зонах; современное совершенствование функционирования особых экономических зон.
Кроме того, были рассмотрены особенности государственного регулирования особых экономических зон. Так, текущее государственное регулирование особых экономических зон осуществляется при помощи Федерального закона от 22.07.2005г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ», а также прочих федеральных законов и подзаконных актов, которые содержат в своей совокупность нормы организации и функционирования особых экономических зон. Кроме этого, отношения в особых экономических зонах также регулируются и отдельными указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, которые раскрывают частные вопросы деятельности зон. В рамках настоящей выпускной квалификационной работы дана оценка текущему нормативно правовому регулированию. Положительные черты организации особых экономических зон являются: привлечение иностранных инвестиций, новейших технологий, развитие регионов, повышение статей доходов бюджета и прочие. Среди недостатков, связанных с регулированием и функционированием зон, выделили некачественную и несвоевременную подготовку плановых документов по их созданию и функционированию; несоблюдение сроков подготовки и принятия документов, предусмотренных соглашениями о создании экономических зон; низкий уровень обоснования необходимости выделения бюджетных инвестиций; нарушение во всех сроков строительства объектов инфраструктуры и прочие.
Для развития особых экономических зон предложено создавать приоритетно экономические зоны в тех регионах, которые нуждаются в уровне развития региона, развития инфраструктуры на всей его территории, повышенных объемах инвестиций, повышение уровня рабочей силы, увеличении рабочих мест, развития уровня текущей обеспеченности материальными и трудовыми ресурсами.
В практической части работы нами был проведен анализ развития особых экономических зон на примере Республики Татарстан. На территории Республики сегодня создано две особых экономических зоны: ОЭЗ «Алабуга» и ОЭЗ «Иннополис».
ОЭЗ «Алабуга» - это крупнейшая особая зона в России, на ее долю приходится 60% продукции всех особых зон в стране. На текущий момент в ОЭЗ «Алабуга» зарегистрировано 57 резидентов, объем привлеченных инвестиций превысил 170 млрд. рублей, на территории зоны запущено 23 современных предприятия, которые уже аккумулировали общую выручку на территории экономической зоны более 220 млрд. рублей, что является самым высоким показателем среди существующих экономических зон Российской Федерации.
Реальный экономический эффект от учреждения ОЭЗ «Алабуга» для Татарстана становится заметным уже сейчас и по прогнозным данным будет более явным еще через 10-15 лет. Республика Татарстан получает положительный эффект в дополнительном привлечении иностранных и отечественных инвестиций в регион для создания новейших технологий производства, организации новых рабочих мест для высококвалифицированных сотрудников, который будет только приумножаться по мере развития данной особой экономической зоны.
По сравнению с ОЭЗ «Алабуга», ОЭЗ «Иннополис» является менее развитой особой экономической зоной. Она в качестве проекта развития IT- сферы существует всего пять лет, а для первых резидентов была открыта только в 2015 году. При этом специалисты Счетной палаты уже назвали данную особую зону неэффективной. Согласно данным анализа, в долгосрочной перспективе данный проект, по нашему мнению, до сих пор необходимо считать потенциально успешным при соответствующем эффективном управлении преференциями, предоставляемые резидентам, а также строительстве социальной инфраструктуры и инженерных коммуникаций, формировании привлекательных финансовых условий и новых правовых режимов что в конечном итоге позволит увеличить число инвесторов в ОЭЗ «Иннополис».
В конечном итоге, можно отметить, что проведенная в рамках настоящей выпускной квалификационной работы оценка влияния особых экономических зон на экономику Татарстана и эффективности их функционирования, свидетельствует о постоянном развитии и совершенствовании. Данный факт связан в первую очередь с оптимальной политикой в области внедрения и развития экономических зон. Это позволило в первую очередь вывести ОЭЗ «Алабуга» в лидеры среди экономических зон России по эффективности, что подтвердили данные привлеченных инвестиций в республику и полученной выручки резидентов экономической зоны. В свою очередь, ОЭЗ «Иннополис» несмотря на наличие некоторых проблем, является сравнительно молодой и быстроразвивающейся экономической зоной, основные результаты которой растут год от года. Но при этом, сравнивая обе экономические зоны между собой, можно сделать вывод о большей эффективности на сегодняшний день для Республики Татарстан ОЭЗ «Алабуга», нежели чем ОЭЗ «Иннополис».
По итогам исследования, нами выявлены проблемы, препятствующие развитию особых экономических зон в Республике Татарстан, которые были систематизированы в 4 основных направлениях: институциональные,
организационно-управленческие, хозяйственно-функциональные и финансово-экономические. С целью решения институциональных проблем, рекомендовано сформировать по всем экономическим зонам концепцию развития, устранить административные барьеры, улучшить инвестиционную деятельность, упростить механизмы по передаче земельных участков резидентам и прочие. С целью решения финансовых проблем рекомендуется организовать систему предоставления заемных средств резидентам. С целью решения кадровых вопросов - ужесточить государственное законодательство в части повышения квалификации сотрудников. Также отдельно выделено требование своевременного внедрения новых льгот и преференций, которые позволят в конечном итоге увеличить число резидентов и инвестиционный потенциал особых экономических зон Республики Татарстан.
Также на основе зарубежного опыта, предложено: расширить объем преференций, льгот, предоставляемых резидентам за счет федеральной части налогов; упростить системы получения статуса резидента, формы регистрации юридического лица внутри экономической зоны, усилить процессы борьбы с коррупцией в области оказания административных услуг; сформировать систему дополнительной поддержки резидентов в части проведения централизованного продвижения продукции, оказания помощи в регистрации патентов, инвестиционном консультировании и прочего; формирование дополнительных преимуществ для привлечения иностранных специалистов; расширение разрешенных видов деятельности внутри экономической зоны, формирование так называемых комплексных экономических зон.
В конечном итоге, для Республики Татарстан рекомендуется руководствоваться принципом развития особых экономических зон в части стимулирования социально-экономического развития территорий, которое в конечном итоге позволит предоставить комплексные преференции для резидентов и инвесторов, а также механизмов по привлечению высококлассных иностранных специалистов, построению международных связей.



1. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 22.07.2005 N 117-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
4. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 31.05.2018) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «Об Особой экономической зоне в Магаданской области»
6. Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
7. Приказ Минэкономразвития России от 19.07.2012 N 439 (ред. от
16.08.2017) «Об утверждении Порядка оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечня документов, прилагающихся к заявке»
8. Указ Президента РФ от 05.10.2009 N 1107 (ред. от 21.05.2012) «Вопросы Министерства экономического развития Российской Федерации»
9. Арутюнов Д.Р. Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в особых экономических зонах Российской Федерации // Право и политика. - 2016. - № 10. - С. 44-51
10. Асадуллина Ч.И. Некоторые аспекты функционирования особых экономических зон (на примере ОЭЗ «Алабуга») // Инновационная наука. - 2016. - №6. - С. 31-35
11. Багаутдинов А.Н. Правовой механизм создания особых экономических зон в РФ // Экономические науки. - 2017. - №2. - С. 171-175
12. Байсумова Э.И. Функционирование свободных экономических зон в России // Проблемы и перспективы экономики и управления: Материалы III междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, декабрь, 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - 274 с.
13. Башарова Э.И. Особая экономическая зона как инструмент финансовой системы России на примере ОЭЗ «Алабуга» // Теоретическая экономика. - 2018. - №13. - С.78-85
14. Бетуган И.М. Локализация свободных экономических зон: мировой опыт и региональная специфика: монография / Бетуган И.М. - М., 1999. - 19 с.
15. Безпалов В.В. Проблемы функционирования особых экономических зон в России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: Сборник статей по материалам XLV междунар. науч.-практ. конф. - №1 (45). - Россия, г. Новосибирск, 12 января, 2015 г. - Новосибирск: СибАК, 2015. - 150 с.
16. Буткевич О.В. О соотношении понятий «особая экономическая зона» и «свободная экономическая зона» // Юридические науки. - 2016. - №3. - С.162-168
17. Вишняков В.А. Правовые вопросы развития экономических зон в России // Диалог. - 2012. - №11. - С. 52-55
18. Гайнутдинова Г.Г. Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона (на примере ОЭЗ «Алабуга») // Молодой ученый. - 2018. - №10. - С. 96-97
19. Гасумянова А.В. Правовой режим предпринимательства в особых экономических зонах: понятие и отличительные признаки // Юридические науки. - 2018. - №2. - С. 71-77
20. Г оличенко О.Г. Особые экономические зоны технико-внедренческого типа: иллюзии и реалии // Инновации. - 2012. - №7. - С.30-37.
21. Громова Е.А. Соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в особых экономических зонах: Монография / Громова Е.А. - М.: Юстицинформ, 2016. - 216 с.
22. Гуцериев М.С. Правовые и социально-экономические проблемы формирования свободных экономических зон: мировой опыт и российское законодательство / М.С. Гуцериев. - М.: Инкоцентр, 2007. - 480с.
23. Доронина Н.Г. «Особые экономические зоны» во внешнеэкономической деятельности Текст. / Н.Г. Доронина // Журнал российского права. - 2014. - №6. -С. 95-105
24. Друзик Я.С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства: монография / Я.С. Друзик. - М.: ФУАинформ, 2012. - 192с.
25. Дьюар С. Свободные экономические зоны - возможность и ограничения // Деловой партнер. - 2015. - №7. - С. 108-112
26. Евстафьева А.Х. Территории с преференциальными условиями ведения предпринимательской деятельности как фактор роста экономики региона (на примере Республики Татарстан) // Финансы и налоги. - 2018. - №4. - С. 163-173
27. Жуков Е.Ф., Капаева Т.И. Международные экономические отношения / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 485с.
28. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: американский опыт // Российский экономический журнал. - 2018. - №3. - С. 84-86
29. Золотухин И.М. История развития свободных экономических зон // вестник ТИСБИ. - 2007. - №4. - 320с.
30. Игнатов В.В. Свободные экономические зоны. Методические и организационные основы. Правовой и налоговый режим. Нормативная база» / В.В. Игнатов. - М.: Ось-89, 1997. - 210с.
31. Ковалевская О.А., Павлов К.В. Организация и функционирование свободных экономических зон в России / под ред. О.А. Ковалевская. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2015. - 203с.
32. Козлов А.С. Тенденции развития свободных экономических зон на территории ЕС // Молодой ученый. - 2017. - №8. - С. 102-106
33. Кокуева В.В. Оценка деятельности особой экономической зоны «Алабуга» // В сборнике: Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития сборник материалов IV международной научнопрактической конференции. - 2016. - С. 46-50
34. Королев А.Ю. Свободные экономические зоны: мировой опыт и России // Социально-политический журнал. - 2007. - №4. - С. 29-33
35. Костюнина Г.М. Свободные экономические и офшорные зоны (экономико-правовые вопросы зарубежной и российской практики): Учебное пособие / Баронов В.И., Костюнина Г.М. - М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 560 с.
36. Кравченко Л.А. Особые экономические зоны: зарубежный опыт и перспективы функционирования в России // Экономика и управление. - 2017. - №4. - С. 7-13
37. Красносельских Е.Д. Тенденции и проблемы развития инновационных центров (на примере IT город Иннополис) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 4. - С. 22-24
38. Кувшинова Е.В. Особенности инвестирования в условиях особой экономической зоны «Иннополис» Республики Татарстан // В сборнике: Пути исторического развития российского государства. Чебоксарский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». - 2017. - С. 233-239
39. Куршакова О.А. Динамика и направление развития особой экономической зоны «Алабуга» в Республике Татарстан // Символ науки. - 2016. - №2. - С. 100-104
40. Латкин А.П. Отечественный и зарубежный опыт правовых режимов ведения экономической деятельности в особых экономических зонах // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. - №3. - С. 157-160
41. Лимарева Д.А. Ключевые аспекты эффективности управления и функционирования особой экономической зоны «Алабуга» // Теоретическая экономика. - 2017. - №1. - С. 33-37
42. Малис Н.И. Специальные налоговые режимы и особые экономические зоны: Учебное пособие / Под ред. Малис Н.И. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 120 с.
43. Меджидов З.У. Зарубежный опыт функционирования особых экономических зон // Региональная экономика. - 2016. - №1. - С. 29-36
44. Михайлова Е.С. Особая экономическая зона как
сложноорганизованная комплексная экономическая система // Социально-экономические проблемы развития экономики АПК в России и за рубежом. - Материалы всероссийской научно-практической конференции молодых учёных и студентов. - 2017. - С. 108-116
45. Мозиас П.Р. Свободные экономические зоны: тенденции мирового опыта // Финансовый бизнес. - 2014. - №3. - С. 75-81
46. Мозиас П.Р. Стереотипы поведения иностранных инвесторов в СЭЗ // Дело и право. - 2014. - №2. - С. 91-95
47. Мухаметова В.В. Взаимодействие государства и бизнеса в рамках
ОЭЗ «Алабуга» // Сборник статей «Финансово-экономическое
законодательство и его роль в современных реалиях» Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 31-33
48. Мухаметова В.В. Влияние ОЭЗ «Алабуга» на экономические показатели региона // Сборник статей «Единство и идентичность науки: проблемы и пути решения» Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 176-178
49. Неучева М.Ю. Анализ сравнительных преимуществ территорий опережающего экономического развития и особых экономических зон // Экономика. Налоги. Право. - 2016. - №3. - С. 76-83
50. Ощепков Н.Л., Погодина Е.А. Выявление проблем и совершенствование управления особыми экономическими зонами в России //Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. -
2017. - №5. - С.119-123
51. Приходько С.В., Воловик Н.П. Особые экономические зоны / Консорциум по вопр. приклад. эконом. исслед., агентство по междунар. развитию. - М. : ИЭПП, 2007. - 268 с
52. Рубченко М.Е. Свободные экономические зоны. Точки роста или черные дыры // Эксперт. - 2012. - №28. - С. 148-155
53. Рыбаков С.А. Особые экономические зоны в Росси. Налоговые льготы и преимущества. - М.: Грант, 2016. - 256 с.
54. Савин В.А. Условия развития свободных экономических зон в России // Международный бизнес в России. - 2016. - №6. - С. 62-67
55. Смородинская Н.А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики. - 2016. - №12. - С. 126-140
56. Тиницкая О.В., Макарова Г.В. Свободные экономические зоны / под ред. О.В. Тиницкой. - СПБ.: СПБГУ, 2014. - 207с.
57. Шавалеева Ю.Ш. Потенциал развития и факторы ограничения развития особых экономических зон в России // Молодой ученый. - 2015. - №23. - 1145 с.
58. Фатихова Л.Э. Роль ОЭЗ «Алабуга» в социально-экономическом развитии региона // Актуальные проблемы современной науки. - 2018. - №4. - С. 61-62
59. Официальный Интернет-сайт Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/
60. Официальный Интернет-сайт ОАО «ОЭЗ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oao-oez.ru/
61. Особые экономические зоны // Официальный сайт
Минэкономразвития РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/sez/main/index
62. Данные аудита Счетной палаты РФ о деятельности АО «Особые экономические зоны» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://audit.gov.ru/press_center/news/26369


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ