Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коллаж как средство развития творчества детей старшего (5-6 лет) дошкольного возраста в ДОУ (Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №42247

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы62
Год сдачи2020
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
421
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Базой исследования являлось МБДОУ «Детский сад № 58» общеразвивающего вида Железнодорожного района города Барнаула.
В эксперименте участвовали дети старшей группы в количестве 40 человек, в возрасте 5-6 лет: 20 детей вошли в экспериментальную группу, 20 детей старшего дошкольного возраста вошли в контрольную группу.
Есть приложения с результатами исследования в табличном виде.
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы развития творчества детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
1.1. Творчество и его развитие в дошкольный период 6
1.2. Особенности творчества детей старшего дошкольного возраста и возможности его формирования 11
1.3. Коллаж как разновидность аппликации и средство развития творчества у детей 5-6 лет в детском саду 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по повышению эффективности развития творчества старших дошкольников в ДОУ 32
2.1. Анализ организации процесса развития творчества старших дошкольников в ДОУ 32
2.2 Организация педагогической работы по применению техники коллажа как средства развития творчества старших дошкольников в ДОУ 41
Заключение 54
Список литературы 56
Приложения 59

Актуальность исследования. В современных условиях социально-активная, яркая творческая личность становится все более востребованной обществом. Развитие и становление такой личности – одна из важнейших проблем психологической и педагогической теории и практики. Идея обучения, направленного на развитие творческих способностей, креативности личности, лежит в основе современного подхода к педагогическому процессу в дошкольной образовательной организации. Одна из самых актуальных проблем современной системы дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, – это проблема организации занятий детей на основе творчества, которые помогали бы познанию ребенком собственной индивидуальности посредством творческой деятельности [28].
Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития творчества, творческих способностей. Это время, когда творческая деятельность может стать устойчивым увлечением, приобщающим ребенка к миру искусств. Детское творчество – это процесс, при котором ребенок отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя. В становлении личности ребенка, в развитии его творческих способностей трудно переоценить роль музыки. С ее помощью ребенок воспринимает окружающий мир и формируется как творчески мыслящая личность. Один из методов развития творчества детей старшего дошкольного возраста является использование различных изобразительных техник. Одной из таких креативных техник является коллаж. Аппликация, выполненная в технике коллажа, благоприятным образом воздействует на мыслительную деятельность ребенка и подготавливает его к более сложным задачам, развивает творческое мышление и воображение, учит применять разные средства в решении творческих задач. Первоначально дошкольник делает аппликации по шаблону взрослого, но постепенно он начинает творить самостоятельно, подбирает наиболее подходящие материалы и дает волю своей фантазии. Это происходит при правильной организации взрослым развития творческих проявлений детей, а качество работ зависит от накапливаемого ребенком опыта творческой деятельности (И.Я. Лернер).
Исследованием вопросов развития творчества дошкольников занимались такие авторы, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова и др. В.Н. Дружинин, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др. раскрыли сущность понятия «творчество». Е.Е. Петровская, Л.Ф. Тихомирова, Д.Б. Эльконин и др. определили возрастные особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Е.В. Пчелинцева, Ю.В. Терентьева и др. раскрыли основные приемы обучения детей старшего дошкольного возраста выполнению аппликаций в технике коллажа.
Между тем, значимость развития творчества детей в дошкольный период не всегда выходит на уровень практических задач, которые ставит педагог в образовательном процессе ДОО. Возникает противоречие между значимостью развития творчества старших дошкольников с помощью различных средств и временем, выделяемым этой деятельности в режиме дня детей в ДОО.
Цель исследования - обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические пути развития творчества детей старшего дошкольного возраста при использовании техники коллажа.
Объект исследования – творчество детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические пути и условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста посредством выполнения аппликации в технике коллаж в ДОО.
Гипотеза исследования - предполагаем, что разработанная и реализованная программа кружка «Коллаж» будет способствовать наиболее успешному развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы развития творчества детей старшего дошкольного возраста в научной литературе.
2. Охарактеризовать возрастные особенности творчества детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить особенности использования техники коллаж в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень развития творчества детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
5. Разработать и реализовать программу кружковой работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в аппликации в технике коллаж.
Методологическую основу исследования составили:
- положения о целостном развитии личности ребенка и деятельностном подходе к ее формированию (Выготский Л. С., Гальперин П. Я., Давыдов В. В., Запорожец А. В., Леонтьев А. А., Эльконин Д. Б. и др.);
- исследования, раскрывающие сущность творчества и предпосылки его формирования (Киреенко В. И. , Пчелинцева Е. В., Терентьева Ю. В. и др.);
- исследования, раскрывающие теоретические основы развития детского творчества (Григорьева Г. Г., Т. Н. Доронова, Угарова В. С. и др.).
В процессе исследования использовались следующие методы исследования: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта педагогов, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, моделирование; эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование, изучение педагогического опыта; методы количественного (ранжирование) и качественного (сбор, обработка) анализа полученных результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная в процессе проведения педагогического исследования Программа кружка «Коллаж» может найти свое конкретное применение в работе по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста, проводимой воспитателями и студентами, проходящими педагогическую практику.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлось МБДОУ «Детский сад № 58» общеразвивающего вида Железнодорожного района города Барнаула.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулирован методологический аппарат, определены база исследования, его практическая значимость, охарактеризована структура работы.
В первой главе «Теоретические основы развития творчества детей старшего дошкольного возраста в ДОУ» рассмотрено понятие творчества и его роль в дошкольном возраст, методические аспекты развития творчества дошкольников средствами техники «Коллаж».
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по изучению условий развития творчества детей старшего дошкольного возраста средствами техники «Коллаж»» охарактеризованы содержание и методика педагогического исследования по организации развития творчества детей 5-6 лет в ДОУ, описан формирующий этап опытно-экспериментальной работы по оптимизации изучаемого направления деятельности в педагогическом процессе в ДОУ, проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы, определены дальнейшие перспективы развития изучаемого направления педагогической деятельности.
Заключение содержит выводы по результатам проведенной работы, анализ выполненной работы.
Приложения конкретизируют основной текст выпускной квалификационной работы.
Текст работы содержит 58 страниц машинописного текста, 2 приложений. Список литературы включает 32 источника.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования было определено, что аппликация – это наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения; это дидактическое средство для развития пространственного мышления, мелкой моторики руки, развитие речи, интеллекта; занятие, вырабатывающее умение слушать, понимать и выполнять инструкции, совершать последовательные действия, координировать работу рук и глаза. Важно, чтобы педагог развивал интерес детей к данному виду изобразительной деятельности; сочетал контроль над изобразительной деятельностью дошкольников с педагогически целесообразной помощью им; воспитывал у детей веру в свои силы и способности.
Коллаж является одним из средств развития творчества у детей дошкольного возраста. Обучая детей технике выполнения коллажа, педагог развивает не только интерес к данному виду изобразительной деятельности, используя при этом разнообразные художественные материалы, игровую мотивацию, но и творческие способности, активность, самостоятельность, позитивный эмоциональный настрой, т.е. способствует овладению ребенком начал изобразительной грамотности, развивает изобразительные умения.
Развивая у детей творческие способности, педагогу необходимо самому верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силы. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа. Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же при использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.
Нетрадиционные техники выполнения аппликации в технике коллажа способствуют тому, что у детей возрастает интерес к изобразительной деятельности. Они более творчески всматриваться в окружающий мир, учатся находить разные оттенки, приобретают опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
Нетрадиционные техники играют большую роль в развитии художественного творчества детей старшего дошкольного возраста. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. На формирующем этапе на занятиях с использованием нетрадиционных техник выполнения коллажа старшим дошкольниками предоставлялась возможность экспериментировать. Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться. У дошкольников развивался вкус к познанию нового, исследованиям. Дети задавали вопросы педагогу, друг другу, обогащалась их речь, и активизировался словарный запас. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец, нетрадиционные техники выполнения коллажа позволяли избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрировал в процессе проведения НОД лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это давало толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулировала положительную мотивацию у ребенка, вызывала радостное настроение, не утомляла.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Алексеева, Г. А. Особенности изобразительной деятельности дошкольников [Текст] / Г. А. Алексеева // Педагогика. – 2014. – №2. – С. 52-56.
2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика-Пресс, 2016. – 533 с.
3. Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности : учебное пособие [Текст] / О. С. Гребенюк. – Калининград: КГУ, 2017. – 572 с.
4. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г. Г. Григорьева. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 356 с.
5. Детство : Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – Санкт-Петербург : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 280 с.
6. Доронова, Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольника [Текст] / Т. Н. Доронова. – Москва : Просвещение, 2013. – 192 с.
7. Дружинин, В. Н. Психология способностей : избранные тр. [Текст] / В. Н. Дружинин; отв. ред.: А. Л. Журавлев, М. А. Холоднов, В. Д. Шадриков. – Москва : РГБ, 2009. – 652 с.
8. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления [Текст] / Д. Дьюи / Пер.с англ. Н. М. Никольской. – Москва : Лабиринт, 2013. – 471 с.
9. Ерофеева, Т. И. Изобразительная деятельность в ДОУ [Текст] / Т. И. Ерофеева. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 456 с.
10. Запорожец, А. В. Психология творчества [Текст] / А. В. Запорожец. – Москва : Академия, 2010. – 411 с.
11. Казакова, А. А. Проблема подготовки педагога к формированию творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельности [Текст] / А. А. Казакова // Герценовские чтения. Начальное образование. – Т.2. – Вып.1. – 2014. – С. 291-297.
12. Киреенко, В. И. Творчество в дошкольном возрасте [Текст] / В. И. Киреенко. – Ульяновск : Учитель, 2012. – 122 с.
13. Комарова, Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / Т. С. Комарова. – Москва : Просвещение, 1991. – 345 с.
14. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа [Текст] / И. А. Лыкова. – Москва : Карапуз, 2009. – 144 с.
15. Малышева, А. И. Аппликация в детском саду [Текст] / А. И. Малышева, Н. В. Ермолаева. – Москва : ТЦ Сфера, 2010. – 169 с.
16. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : Мозаика-Синтез, 2012. – 241 с.
17. Петровская, Е. Е. Приемы обучения изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / Е. Е. Петровская // Педагогика. – 2016. – №1. – С. 69-74.
18. Психологический словарь [Текст] / под ред. Л. А. Карпенко, А. В. Петровского, М. Я. Ярошевского. – Москва : Политиздат, 2013. – 648 с.
19. Пчелинцева, Е. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : Учебное пособие [Текст] / Е. В. Пчелинцева. – Нижний Новгород : Бумеранг, 2015. – 312 с.
20. Сазонова, Н. П. Лекционные и семинарские занятия по дошкольной психологии [Текст] / Н. П. Сазонова. – Барнаул: АлтГПА, 2014. – 381 с.
21. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия [Текст] / Е. С. Рапацевич. – Москва : Современное слово, 2016. – 720 с.
22. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубийнштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 705 с.
23. Рунин, Б. М. О психологии импровизации [Текст] / Б. М. Рунин // Психология художественного творчества. Хрестоматия. – Москва : Академия, 2014. – 785 с.
24. Терентьева, Ю. В. Проблема развития творческих способностей у старших дошкольников [Текст] / Ю. В. Терентьева // Мир психологии. – 2013. – №2. – С. 74-81.
25. Теплов, Б. М. Психология индивидуальных различий : монография [Текст] / Б. М. Теплов. – Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 452 с.
26. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 192 с.
27. Угарова, В. С. Школа изобразительного искусства [Текст] / В. С. Угарова. – Москва : Изобразительное искусство, 2016. – 195 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Текст]. – Москва : Сфера, 2015. – 50 с.
29. Шувалов, И. М. Психология творческих способностей [Текст] / И. М. Шувалов. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 356 с.
30. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д. Б. Эльконин / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Вступ. статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. – Москва : Институт практической психологии; Воронеж, 2013. – 416 с.
31. Яковлева, О. Аппликация в старшей группе [Электронный ресурс] / О. Яковлева. – Режим доступа: http://yandex.ru/clck/jsredir?bu (Дата обращения: 22.02.2020).
32. Яковлева, И. В. Коллективная аппликация в детском саду [Электронный ресурс] / И. В. Яковлева. – Режим доступа: http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=2ir154&from=yandex.ru (Дата обращения: 22.02.2020).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ