Выпускная квалификационная работа.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦВСНП 6
1.1. Правовое положение лиц, помещаемых в ЦВСНП 6
1.2. Основные причины безнадзорности и совершения правонарушений несовершеннолетними лицами 14
ГЛАВА 2 РОЛЬ ЦВСНП В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 24
2.1 Особенности профилактики несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП 24
2.2 Основные проблемы организации работы ЦВСНП 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что вопрос защиты детства обоснованно привлекает к себе пристальное внимание общества и государства, средств массовой информации и правоохранительных органов, а также исследователей различных областей знаний: политологии и социологии, истории и юриспруденции, а также практических работников, как в нашей стране, так и за рубежом.
В современной России все большее значение приобретают такие проблемы, как повышенный уровень девиантности в поведении несовершеннолетних, беспризорность и безнадзорность детей, дети-сироты и дети мигрантов и многие-многие другие.
В России, которую все чаще признают находящейся в состоянии общества риска, где проблемы детства вызывают наибольшую тревогу, так как нарушения законных прав и интересов детей приобретают наиболее острые формы. С начала 90-х годов прошлого века резко упала ценность детства и связанного с ним материнства, отцовства, семьи. Социальная уязвимость детей была усилена разрушительным влиянием социальной поляризации на ценностные ориентиры у подрастающего поколения.
В 90-е годы прошедшего столетия очень сильно было изменено общественное, государственное устройство в нашей стране, социально-экономические и политические условия, что повлекло разрушение основы системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению и развитию, привело к увеличению количества детей из неблагополучных семей, увеличению количества детей, которые лишены возможности получить минимально необходимое содержание, воспитание и образование. И как естественный результат этих процессов – безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних.
Беспризорность детей в современной России является важной проблемой, поскольку порождает и иные проблемы: влияет на формирование личности, когда человек не приспособлен к социально-нормальной жизни, а напротив, имеет дивиантное поведение, распивает спиртные напитки, употребляет наркотические вещества, начинает совершать правонарушения и преступления как форма протеста. А это уже фактически предопределяет его дальнейший жизненный путь.
Более того, детская беспризорность и безнадзорность является важным показателем состояния национальной безопасности России. Распространение таких социальных явлений содержит в себе явную угрозу нормальному развитию государства, так как способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества, ухудшает демографическую ситуацию в стране.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые возникают в рамках практической реализации административно-правового статуса центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
Предметом исследования выступают теоретические положения и правовые нормы, которые возникают в рамках практической реализации административно-правового статуса центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
Целью данной работы является комплексное доктринальное исследование административно-правового статуса центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
Исходя из цели исследования, поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть правовое положение лиц, помещаемых в ЦВСНП;
изучить основные причины безнадзорности и совершения правонарушений несовершеннолетними лицами;
охарактеризовать особенности профилактики несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП;
определить основные проблемы организации работы ЦВСНП.
Проблематикой административно-правового статуса центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей занимались такие ученые, как Имаева А.В., Калинкина, М.Ю., Климова З.И. и иные, научные труды которых стали источниками теоретической базы настоящего исследования.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и иные нормативно-правовые акты.
Опирается проведенное нами исследование на методологию, основой которой является диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Подтверждение положений, содержащихся в работе, реализовано путем комплексного применения таких методов исследования как: анализ и синтез, дедукция, индукция, историко-правовой, формально–логический и формально-юридический, системный, сравнительный, так и иных методов.
Структура настоящей выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами, указанными выше, и поэтому состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных материалов и литературы.
Беспризорность и безнадзорность детей является важной проблемой в современной России. Такие дети подвержены негативному влиянию, склонны к антиобщественному поведению и совершению правонарушений. В рамках мер борьбы с беспризорностью и безнадзорностью предусмотрена работа центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Несовершеннолетний, который помещен в ЦВСНП обладает рядом прав, которые, с одной стороны, нацелены на его обеспечение питанием, одеждой, инвентарем, т.е. на его жизнеобеспеченность. Другая группа его прав направлена на то, чтобы он мог продолжать общение со своими родственниками. И третья группа прав включается в себя положения, позволяющие получать грамотную юридическую и иную помощь в связи с тем, в какой ситуации находится несовершеннолетний. Правовое положение несовершеннолетних, помещенных в ЦВСНП, также составляют их обязанности, которые в первую очередь заключаются в том, что они должны находиться в ЦВСНП, в которое они помещены, и не вправе его самовольно покидать, а также придерживаться установленного в ЦВСНП режима дня. Дополнительным элементом правового положения указанной категории лиц выступает ответственность за нарушение обязанностей в виде предупреждения, выговора, строгого выговора.
Нельзя не отметить тот факт, что безнадзорность и совершение несовершеннолетними правонарушений обусловлена рядом причин, которые лежат как в самой семье, так и во внешней среде. Большая часть причин такого поведения несовершеннолетних закладывается в детстве и связана взаимодействием с семьей, родителями, близким окружением. Очень часто отчужденность между родителями и детьми ведет к тому, что несовершеннолетние начинают искать поддержку и одобрение в других группах и часто ими становятся асоциальные группы, где есть сильный лидер, который может направить несовершеннолетних на асоциальный путь, путь совершения правонарушений и преступлений. Алкоголизм, наркомания и иные пагубные привычки родителей являются негативным примером для их детей, способствуют формированию асоциальной личности, которая также в последующем может начать употреблять спиртные напитки, наркотические средства и психотропные вещества. Внешними факторами являются те проблемы, которые существуют в стране: социально-экономические проблемы, политический кризис, замена позитивных ценностей общества на деструктивные и т.д. Все это вместе взятое активно влияет на формирование личности несовершеннолетнего. Именно на устранение данных причин направлена профилактическая работа сотрудников ЦВСНП.
Профилактика несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП имеет свои особенности. Прежде всего, важно отметить, что деятельность ЦВСНП направлена не на наказание несовершеннолетнего, а на то, чтобы вернуть его к нормальной жизни, привить ему полезные привычки и сформировать положительные качества. Для этого применяются следующие виды профилактических мер:
просвещение и информирование;
профилактическая беседа;
официальное предостережение;
профилактический учёт;
внесение представления;
профилактический надзор;
социальная адаптация;
ресоциализация;
социальная реабилитация;
оказание помощи гражданам, которые пострадали от правонарушений.
Нельзя не отметить, что в рамках организации работы ЦВСНП возникает достаточно много различных проблем, которые могут находиться как на законодательном, так и правоприменительном уровне. Так, на законодательном уровне есть вопросы, связанные с тем, что до сих пор не установлена чётко выверенная процедура помещения подростков в ЦВСНП. В Законе № 120-ФЗ отсутствуют нормы, которые касаются порядка прохождения медицинского освидетельствования несовершеннолетнего, не установлены должностные лица, которые могут обеспечивать осуществление медицинского освидетельствования, не зафиксированы их полномочия. Кроме того, само медицинское заключение о состоянии здоровья несовершеннолетнего не является обязательным документом, который должен быть приложен к материалам, поступающим в суд. В связи с этим, в Законе № 120 необходимо прописать должностных лиц, которые обеспечивают прохождение подростком медицинского освидетельствования, их полномочия, а также зафиксировать необходимость прохождения процедуры медицинского освидетельствования и включить медицинское заключение в материалы, поступающие судье на рассмотрение. Среди правоприменительных проблем организации работы ЦВСНП чаще всего встречается недостаточность документального подтверждения и обоснованности помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП: очень часто не хватает справок о бытовых условиях жизни несовершеннолетнего, характеристик личности со школы и иных документов, на основании которых суд мог бы вынести соответствующее решение. Вместе с тем, суды также допускают ошибки при вынесении решений, учитывая формальную сторону, а не то, что несовершеннолетний уже исправился.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. 1994.
3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР. 1993. Выпуск XLVI.
4. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (Приняты 29.11.1985 Резолюцией 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 10.01.2020.
5. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177.
6. Приказ МВД РФ от 1 сентября 2012 г. № 839 «О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 декабря 2012 г.) // Российской газете. 2012. № 290.
II. Специальная литература:
7. Беженцев А.А. Вопросы организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 5. С.97-99.
8. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 10.01.2020.
9. Болелова А.Г. Электронный справочник специалиста системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Современные методы и технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних» / Под ред. Е.Г. Артамоновой // Электронный журнал «Общество. Культура. Наука. Образование», 2015. Вып. 4
10. Грибанов Е.В., Помогалова Ю.В., Богатырева Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 10.01.2020.
11. Гаврилов В.И. Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних // Студент. Аспирант. Исследователь. 2018. № 10 (40). С. 188-192.
12. Губенко А.В. Судебная практика по делам о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей // Законность. 2012. № 5. С.14-16.
13. Демидова Е.В. Деятельность специальных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, Республики Татарстан // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2012. № 2. С.77-80.
14. Дубровин А.К. Особенности организации деятельности центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей по предупреждению повторных преступлений со стороны несовершеннолетних // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2018. № 2. С.14-18.
15. Ергашев Е.Р., Бобина Р.В. Проблемы профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2019. № 3. С. 59-63.
16. Имаева А.В. Безнадзорность как социальная проблема // Форум молодых ученых. 2017. № 8 (12). С. 113-115.
17. Калинкина, М.Ю. Беспризорность и правонарушения несовершеннолетних: обзор научных исследований // Вопросы ювенальной юстиции. 2018. № 2. С. 163-166.
18. Климова З.И. Безнадзорность как одна из главных причин правонарушений в ювенальной юстиции // Юридическая наука в XXI веке Сборник научных статей по итогам работы международного круглого стола. 2018. С. 153-157.
19. Кольцов М.И. Что делать с несовершеннолетними правонарушителями? // Юридическая психология. 2006. № 3. С. 88-89.
20. Лукашева Е. А. Правовой статус человека и гражданина: учебник. М., 2001. 573 с.
21. Матросова Л. В. Методические рекомендации по комплексному межведомственному социально-правовому сопровождению несовершеннолетних, вернувшихся из центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Красноярск, 2014. 20 с.
22. Матузов Н. И. Личность. Права. Демократия. Саратов, 1972. С. 190.
23. Микаутадзе С.Р. Использование возможностей центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей в осуществлении профилактики подростковой преступности // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 1. С. 54-57.
24. Мишина В.В., Никитская Е.А. Детская безнадзорность как социальное явление // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 3-1. С. 91-93.
25. Моругина Н.А. Судебная практика рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей // Вестник Воронежского института МВД России. 2014. № 1. С. 66-69.
26. Перевалов В. Д. Права и свободы человека и гражданина: учебник / под ред. B. М. Корельского, В. Д. Перевалова. М., 2017. 680 с.
27. Подколзина А.Ю. Проблемы правового обеспечения деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 7. С.55-58.
28. Подколзина А.Ю. Помещение в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей как мера воздействия на противоправное поведение несовершеннолетних // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 5. С.31-32.
29. Рыжаков А. П. Комментарий к постановлению Пленума Верховного Суда от 1 февраля 2011г. «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». Москва, 2011. С.17-19.
30. Садовникова М. Н., Анищенко А. С. К вопросу о ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей: работа с семьей как основа профилактики преступности несовершеннолетних // Сибирский юридический вестник. 2018. № 4. С.15-19.
31. Саламатина Ю.В. Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. 2018. № 4. С.67-71.
32. Соловейчик М. В. Деятельность центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей по профилактике правонарушениий и безнадзорности несовершеннолетних // ВЕСТНИК ТОГИРРО. 2016. № 2. С.44-47.
33. Соловьева Е.С. Социально-экономические причины в контексте роста безнадзорности детей // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 2. № 58. С. 455-458.
34. Справка о результатах обобщения практики рассмотрения районными (городскими) судами Самарской области дел о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел [электронный ресурс] // Адвокатское бюро Антонов и партнеры. – Режим доступа: https://pravo163.ru/spravka-o-rezultatax-obobshheniya-praktiki-rassmotreniya-rajonnymi-gorodskimi-sudami-samarskoj-oblasti-del-o-pomeshhenii-nesovershennoletnego-v-centr-vremennogo-soderzhaniya-dlya-nesovershennoletnix/, свободный. Дата обращения:24.03.2020.
35. Тактаева Г.Ф. Безнадзорность: сущность и основные причины // Актуальные проблемы социально-экологического знания Уфа, 2017. С. 170-176.
36. Устинова Л.Г., Султанова М.В., Актемирова Д.К. О некоторых причинах беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 2-4. С. 96-99.
37. Хабарин О.М. Причины безнадзорности и преступности несовершеннолетних в современной россии (социальные и психологические аспекты) // Преступность и безнадзорность несовершеннолетних: социальные, психологические и правовые аспекты сборник тезисов научно-практической конференции. 2007. С. 107-112.
38. Хашимова Л.Г. Надзор за исполнением законодательства при помещении несовершеннолетних в центр временного содержания // Законность. 2013. № 3. С. 34-39.
39. Черданцев А. Ф. Теория государства и права. М., 2001. 432 с.
40. Шевцов А.В. Осуществление сотрудниками полиции принудительного препровождения несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 4. С.20-24.