Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей

Работа №42207

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы66
Год сдачи2020
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
416
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа
Практическая часть сделана на примере Алтайского края.
Есть приложение
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В АСПЕКТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ 5
1.1 Функции и типы семей 5
1.2 Причины семейного неблагополучия. Характеристика неблагополучных семей 10
1.3 Сущность девиантного поведения и его виды 15
1.4 Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические признаки 22
2. АНАЛИЗ СТАСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПО КОЛИЧЕСТВУ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ 31
2.1 Нормативно-правовое регулирование девиантного поведения детей в Алтайском крае 31
2.2 Социально-психологическая технология коррекционной и реабилитационной работы с детьми из неблагополучных семей 46
2.3 Рекомендации по совершенствованию системы социально-психологического сопровождения неблагополучных семей в Алтайском крае 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 66

Актуальность исследования. Личность формируется, прежде всего, под воздействием социальных факторов, среди которых главенствующую роль играет семья. В связи с этим в психологической наукой исследованы такие вопросы, как взаимоотношения ребенка с родителями, взаимоотношения между родителями, отношение матери и отца к воспитанию детей, общий психологический климат семьи и другие. Экспериментально показано влияние воспитательного воздействия родителей на формирование патохарактерологических и психологических особенностей социально дезадаптированных деетй и подростков.
При нарушении структуры и функций семьи возникает психологическая напряженность и конфликтность внутрисемейных отношений, родители не в состоянии управлять воспитанием детей, привить им положительные социальные качества, необходимые для становления полноценного члена общества, у детей развивается и закрепляется девиантная форма поведения.
Вопросы неблагополучия семей широко и многосторонне изучены в современной науке. Исследованием проблемы неблагополучной семьи занимались такие ученые как А.Я. Варга, И.Н. Григович, В.Н. Дружинин, М.М. Конина, В.М. Целуйко и другие. Их исследования были направлены на изучение взаимоотношения между родителями и детьми, влияние на их развитие; изучали проблемы воспитания ребенка в семьях, в том числе и неблагополучных. Однако проблеме влияния неблагополучия семьи на девиантное поведение детей и подростков посвящены немногочисленные исследования – Р.Р. Калинина, Р.В. Овчарова и др. Сказанное служит основанием для выделения проблемы исследования, которая заключается в изучении неблагополучия семьи как фактора девиантного поведения детей.
Цель исследования – изучить неблагополучие семьи как фактор девиантного поведения детей.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «семья» и причины семейного неблагополучия.
2. Охарактеризовать девиантное поведение детей: причины и особенности.
3. Проанализировать неблагополучие семьи как фактор девиантного поведения детей и подростков на примере статистических данных по Алтайскому краю.
4. Описать социально-психологическую технологию коррекционной и реабилитационной работы с детьми из неблагополучных семей.
5. Разработать рекомендации по совершенствованию системы социально-психологического сопровождения неблагополучных семей в Алтайском крае.
Гипотеза исследования: при условии организации социально-психологического сопровождения неблагополучной семьи, можно добиться снижения уровня развития девиантного поведения детей.
Объект исследования – неблагополучная семейная среда.
Предмет исследования – неблагополучие семьи как фактор девиантного поведения детей.
Методы исследования: теоретические – анализ (литературы, материалов, публикаций и т.д.), синтез, моделирование, прогнозирование; эмпирические – наблюдение, сравнение, измерение, математико-статистические.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Неблагополучные семьи оказывают отрицательное воздействие на развитие и формирование личности подростка. У подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях, как правило, отмечается нарушение поведения (агрессивность, хулиганство, бродяжничество, вымогательство, кражи, неадекватная реакция на замечания взрослых, аморальные формы поведения); встречается нарушение развития детей (низкая успеваемость, уклонение от учебы, отсутствие навыков личной гигиены, недоедание, неврастения, неуравновешенность психики, тревожность, болезни, подростковый алкоголизм); нарушение общения (агрессивность со сверстниками, конфликтность с учителями, частое употребление ненормативной лексики, аутизм, суетливость или гиперактивность, контакты с криминогенными группировками, нарушение социальных связей с родственниками).
Подростки из неблагополучных семей предоставлены сами себе, воспитываются на антисоциальных примерах жизни, находясь, в этой самой, асоциальной среде. Все это способствует девиантному поведению подростков.
Основным выводом, сформулированного по результатам проведенного исследования, является то, что социально-психологического сопровождение неблагополучных семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением, по своим целям и задачам должно содействовать созданию подросткам и их родителям обстановки психоэмоционального комфорта, способствовать формированию и поддержанию нравственно-здоровых отношений в их семье, обеспечению неблагополучной семье социально-психологической помощи, а также психосоциальных предпосылок для её успешной интеграции в местное сообщество.
Рекомендации по организации социально-психологического сопровождение неблагополучных семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением, следующие:
1. Применять принципы согласованности интересов и соблюдения правил деловых отношений, т.е. действия субъектов не должны противоречить друг другу.
2. Для того, чтобы использовались все принципы межведомственного взаимодействия, необходимо проводить совместные конференции, семинары, круглые столы с участием всех субъектов по вопросам детей из неблагополучных семей.
3. Создать межведомственный координационный совет, состоящий из всех субъектов взаимодействия, для организации работы с детьми из неблагополучных семей на муниципальном уровне.
4. Организовать взаимодействие с Управлением культуры путем проведения совместных мероприятий.
5. Способствовать организации межведомственного взаимодействия с Управлением молодежной политики путем совместного участия в выявлении семей, находящихся в социально-опасном положении и передачи сведений в краевой банк данных, а также путем вовлечения подростков из неблагополучных семей в спортивную деятельность.
Ключевым элементом планирования действий по преодолению барьеров в решении вопросов работы с детьми из неблагополучной семьи должен стать комплекс эффективных и всесторонних мер, сконцентрированных на ребенке и ориентированных на семью, который должен основываться на межведомственном сотрудничестве и координации.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.



1. Алексеева, Д. Л. Дети и родители: территория соприкосновения [Текст] / Д. Л. Алексеева // Мир психологии. – 2016. – №2. – С. 45-51.
2. Баскакова, А. В. Психологическая характеристика подростка-правонарушителя [Текст] / А. В. Баскакова, М. В. Данилова // Молодой ученый. – 2014. – №8. – С. 914-917.
3. Белинская, Е. П. Социальная психология личности [Текст] / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект пресс, 2015. – 301 с.
4. Бирюк, Е. И. Подростки в ситуации девиации [Текст] / Е. И. Бирюк // Молодой ученый. – 2017. – №2. – С. 274-277
5. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслав // Психологические исследования. – 2017. – №2. – С. 63-69
6. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс. канд. психол. наук [Текст] / А. Я. Варга. – М.: МГУ, 2016. – 80 с.
7. Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст] / Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. – М.: Академия, 2014. – Т.4. – 268 с.
8. Вяткин, И. М. Подростки с противоправным поведением [Текст] / И. М. Вяткин // Мир психологии. – 2017. – №4. – С. 52-55
9. Гольдштейн, К. Психология индивидуальности [Текст] / К. Гольдштейн. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2016. – 523 с.
10. Горобец Т. Н. Самоотношение как этиологический фактор аутодеструктивного поведения [Текст] / Т. Н. Горобец // Мир психологии. – 2005. – № 3. – С. 67-73.
11. Григович, И. Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Диагностика. Помощь. Предупреждение [Текст] / И. Н. Григорович. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2012. – 245 с.
12. Груздева, Т. И. Подростки с девиациями как объект работы психолога [Текст] / Т. И. Груздева. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. – 241 с.
13. Дьяченко, М. И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости подростков с асоциальным поведением [Текст] / М. И. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 52-55.
14. Дружинин, В. Н. Теоретическая типология моделей семьи [Текст] // Психология семьи / В. Н. Дружинин. − Самара, 2012. – 265 с.
15. Дружинин, В. Н. Психология семьи [Текст] / В. Н.Дружинин. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 422 с.
16. Дубровина, И. Психологическая культура личности [Текст] / И. Дубровина // Развитие личности. – 2015. – №4. – С. 59–76.
17. Звенькова, Н. Г. Оптимизация детско-родительских отношений в семье [Текст]/ Н. Г. Звенькова // Педагогика. – 2017. – №2. – С. 45-53.
18. Игошин, Ю. Т. Эмоциональные проявления подростков с девиантным поведением [Текст] / Ю. Т. Игошин // Мир психологии. – 2018. – №4. – С. 74-77
19. Исаев, Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей [Текст] / Д. Н. Исаев. – СПб.: Питер, 2015. – 587 с.
20. Кайдаш, С. Н. Психокоррекция эмоциональных нарушений [Текст] / С. Н. Кайдаш // Молодой ученый. – 2016. – №4. – С. 112-116.
21. Калинина, Р. Р. Введение в психологию семейных отношений [Текст] / Р. Р. Калинина. – М.: Речь, 2014. – 352 c
22. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] / О. А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2015. – 523 с.
23. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения [Текст] / Ю. А. Клейберг. – СПб.: Питер, 2013. – 357 с.
24. Ковалев, С. В. Психология современной семьи [Текст] / С. В. Ковалев. – СПб.: Питер, 2015. – 269 с.
25. Конина, М. М. Влияние семейного воспитания на развитие личности ребенка [Текст] / М. М. Конина // Педагогика. – 2017. – №4. – С. 50-54.
26. Кузьмина, З. Г. Справочник по выявлению и оказанию помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и пренебрежения их нуждами [Текст] / З. Г. Кузьмина. – СПб.: Врачи детям, 2015. – 225 с.
27. Левин, П. Понимание детской травмы [Текст] / П. Левин // Московский психотерапевтический журнал. – 2013. – №1. – С. 63-66.
28. Логинова, Е. С. Семья в России: изучение факторов влияния [Текст] / Е.С. Логинова // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сборник статей Международной научно-практической конференции (8 октября 2015 г., Казань). – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. – С. 238 – 240.
29. Ломакина, Т.Т. Подросток с девиантным поведением [Текст] / Т. Т. Ломакина. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 112 с.
30. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2012. – 752 с.
31. Микляева, А. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: монография [Текст] / А. В. Микляева [и др.]. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – С. 8-47.
32. Новоселова, С. Л. Особенности семенного воспитания [Текст] / С. Л. Новоселова // Педагогика. – 2011. – №3. – С. 48-51.
33. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие [Текст] / Р. В. Овчарова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
34. Петровская, А. И, Нейропсихологический анализ девиаций (на примере подростков) [Текст] / А. И. Петровская // Психологические исследования. – 2017. – №4. – С. 27-33
35. Платонова, Н. М. Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации: учебное пособие [Текст] / Н. М. Платонова, Ю. П. Платонов. – СПб.: Речь, 2014. – 154 с.
36. Рогожина, Г. С. Домашнее насилие : опыт исследования [Текст] / Г. С. Рогожина // СОЦИУС. – 2017. – №6. – С. 74-79.
37. Ромек, В. Г. Психологическая по¬мощь в кризисных ситуациях [Текст] / В. Г. Ромек. – СПб.: Речь, 2015. – 452 с.
38. Руденский, Е. В. Психология отклоняющегося развития личности подростка [Текст] / Е. В. Руденский. – М.: АСТ, 2015. – 471 с.
39. Соколова, Е. К. Подходы к проблеме отклоняющегося поведения [Текст] / Е. К. Соколова // Вопросы психологии. – 2012. – №4. – С. 113-116.
40. Столяренко, Л. Д. Социальная психология: учебное пособие [Текст] / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – М.: КНОРУС, 2014. – 336 с.
41. Сухов, А. Н. Социальная психология: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования [Текст] / А. Н. Сухов. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 240 c.
42. Терентьева, Ю. В. Психология противоправного поведения [Текст] / Ю. В. Терентьева. – М .: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 455 с.
43. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://akstat.gks.ru/ (Дата обращения: 10.0.2.2020 г.)
44. Шаваева, О. А. Семья как объект социально-педагогической деятельности [Текст] / О. А. Шаваева // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая 2014 г. – Тамбов, 2014 – С. 175-177.
45. Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии [Текст] / Л. Б. Шнейдер. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. – 928 c.
46. Фадеева, П. О. Проблема домашнего насилия в регионах России [Текст] / П. О. Фадеева // СОЦИУС. – 2018. – №3. – С. 78-79.
47. Фомина, О. И. Личностные особенности подростков с отклоняющимся противоправным поведением и с поведением в норме [Текст] / О. И. Фомина // Мир психологии. – 2015. – №1. – С. 87-89.
48. Фурманов, И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / И. А. Фурманов. – СПб.: Речь, 2016. – 321 с.
49. Ходякова, Б. Ю. Психокоррекция эмоциональных нарушений в ситуации девиации [Текст] / Б. Ю. Ходякова // Мир психологии. – 2012. – №4. – С. 74-78.
50. Худик, В. А. Психология аномального развития личности подростка и старшего школьника [Текст] / В. А. Худик. – СПб.: Питер, 2014. – 365 с.
51. Целуйко, В. М. Психология современной семьи [Текст] / В. М. Целуйко. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2016.– 288 с.
52. Цыганова, Ю. Б. Расстройства эмоциональной сферы в период подросткового кризиса [Текст] / Ю. Б. Цыганова // Вопросы психологии. – 2015. – №3. – С. 41-45.
53. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2014. – 656 с.
54. Яркова, Ю. Р. Эмоциональный стресс в ситуации противоправного поведения на примере детей младшего подросткового возраста [Текст] / Ю. Р. Яркова // Психологические исследования. – 2013. – №6. – С. 51-55.
55. Moscovici, S. La psychoanalyse, son image et son public. – Paris: Presses Universitaires de France, 1961. – 650 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ