Организационные основы местного самоуправления: понятие и правовое закрепление (Алтайский экономико-юридический институт)
|
Введение 3
1 Структура органов местного самоуправления в РФ 5
1.1 Представительный орган муниципального образования 5
1.2 Роль главы муниципального образования в системе органов местного самоуправления 12
1.3 Местная администрация муниципального образования 16
2 Развитие местного самоуправления в РФ на современном этапе 21
2.1 Организационные модели местного самоуправления в РФ 21
2.2 Совершенствование организационных основ местного самоуправления
в РФ 27
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 33
1 Структура органов местного самоуправления в РФ 5
1.1 Представительный орган муниципального образования 5
1.2 Роль главы муниципального образования в системе органов местного самоуправления 12
1.3 Местная администрация муниципального образования 16
2 Развитие местного самоуправления в РФ на современном этапе 21
2.1 Организационные модели местного самоуправления в РФ 21
2.2 Совершенствование организационных основ местного самоуправления
в РФ 27
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 33
Период становления местного самоуправления в современной России насчитывает чуть более 20 лет. С исторической точки зрения срок очень небольшой. И на протяжении всего этого времени происходит изменение подходов к его реализации. В том числе меняются механизмы формирования и взаимодействия органов местного самоуправления.
В период с 2013 по 2015 годы вновь изменились подходы к регулированию местного самоуправления. Принятые в этот период законы закрепили новые полномочия по вопросам организации местного самоуправления в РФ. Появились новые типы муниципальных образований, а также расширился перечень возможных моделей местного самоуправления. Законодательством предусмотрены новые способы избрания главы муниципального образования. Усилилось влияние высших должностных лиц субъектов РФ на формирование органов местного самоуправления. Расширены в целом полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования местного самоуправления.
В настоящее время на федеральном уровне идет поиск баланса между демократизмом и профессионализмом, эффективности взаимодействия между органами местного самоуправления, т.к. муниципальное управление становится все сложнее, перед муниципальным образованием все больше задач, ведь местное самоуправление обеспечивает жизнь каждого человека.
Многие эксперты относят эти изменения к новому этапу муниципальной реформы. При этом в научной литературе и практиками муниципального управления многие современные преобразования в сфере местного самоуправления оцениваются неоднозначно. Практическая реализация новшеств законодательства в целях поиска оптимальных структур муниципального управления требует дополнительного анализа, осмысления и оценки. Этим определяется актуальность данной работы.
Объектом в работе являются общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования организационных основ местного самоуправления в РФ.
Предметом в работе нормы законодательства, регулирующие местное самоуправление в РФ, а также научная и специальная литература по исследуемой теме.
Цель работы – исследование организационных основ местного самоуправления в РФ. Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
охарактеризовать представительный орган муниципального образования;
выделить роль главы муниципального образования в системе органов местного самоуправления;
изучить местную администрацию муниципального образования;
исследовать организационные модели местного самоуправления в РФ;
проанализировать совершенствование организационных основ местного самоуправления в РФ.
В ходе работы были использованы такие методы, как императивный, диспозитивный, анализ и синтез, системный подход, метод сравнительного правоведения, формально-логического толкования.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
В период с 2013 по 2015 годы вновь изменились подходы к регулированию местного самоуправления. Принятые в этот период законы закрепили новые полномочия по вопросам организации местного самоуправления в РФ. Появились новые типы муниципальных образований, а также расширился перечень возможных моделей местного самоуправления. Законодательством предусмотрены новые способы избрания главы муниципального образования. Усилилось влияние высших должностных лиц субъектов РФ на формирование органов местного самоуправления. Расширены в целом полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования местного самоуправления.
В настоящее время на федеральном уровне идет поиск баланса между демократизмом и профессионализмом, эффективности взаимодействия между органами местного самоуправления, т.к. муниципальное управление становится все сложнее, перед муниципальным образованием все больше задач, ведь местное самоуправление обеспечивает жизнь каждого человека.
Многие эксперты относят эти изменения к новому этапу муниципальной реформы. При этом в научной литературе и практиками муниципального управления многие современные преобразования в сфере местного самоуправления оцениваются неоднозначно. Практическая реализация новшеств законодательства в целях поиска оптимальных структур муниципального управления требует дополнительного анализа, осмысления и оценки. Этим определяется актуальность данной работы.
Объектом в работе являются общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования организационных основ местного самоуправления в РФ.
Предметом в работе нормы законодательства, регулирующие местное самоуправление в РФ, а также научная и специальная литература по исследуемой теме.
Цель работы – исследование организационных основ местного самоуправления в РФ. Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
охарактеризовать представительный орган муниципального образования;
выделить роль главы муниципального образования в системе органов местного самоуправления;
изучить местную администрацию муниципального образования;
исследовать организационные модели местного самоуправления в РФ;
проанализировать совершенствование организационных основ местного самоуправления в РФ.
В ходе работы были использованы такие методы, как императивный, диспозитивный, анализ и синтез, системный подход, метод сравнительного правоведения, формально-логического толкования.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением или через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Деятельность местного самоуправления должна основываться на организационных основах, которые предусматривают эффективное решение вопросов местного значения.
Понятие «организационные основы местного самоуправления» связано с деятельностью по определению: структуры органов местного самоуправления, принципов и форм их деятельности, организации муниципальной службы. Таким образом, организационные основы местного самоуправления можно определить как совокупность правовых норм, закрепляющих структуру органов местного самоуправления, основные принципы и формы их деятельности, организацию муниципальной службы.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
На сегодняшний момент, с учетом меняющегося законодательства, существует большое разнообразие в выборе организационных моделей применительно к разным типам муниципального образования. Каждая из рассмотренных моделей отражает специфику конкретного муниципального образования и зависит от его вида, занимаемой территории, численности населения. Именно поэтому так сильно различаются правовое положение органов местного самоуправления муниципальных образований и статус их должностных лиц.
В Алтайском крае, относительно муниципальных районов, установлена законодательством самая недемократичная модель, при которой население не участвует в выборе высшего должностного лица муниципального района и представительного органа. На практике представительный орган формируется путем делегирования глав и депутатов поселений, входящих в состав муниципального района, а глава муниципального района избирается по результатам конкурса и возглавляет местную администрацию. Таким образом, применяя данную модель в муниципальных районах Алтайского края, нарушаются конституционные права граждан Алтайского края.
В рамках проведения муниципальной реформы, законодательство стало отходить от «классической модели», привнося в себе элементы профессионализма. Так, выборными являлись представительный орган и глава муниципального образования, однако глава местной администрации стал назначаться по контракту.
Недостатком данной модели является отсутствие механизмов влияния жителей, проживающих на территории муниципального образования на сити-менеджера.
По нашему мнению, ключевым вопросом является сохранение конституционно-правовой сущности местного самоуправления, причем на самом низовом уровне местного самоуправления, где модель «сити-менеджера» может привести к свертыванию демократических начал и нивелированию самой сущности местного самоуправления.
Напротив, для муниципального района и городского округа, которые зачастую выступают в роли связующих звеньев между органами государственной власти и низовым уровнем местного самоуправления, данная модель вполне обоснованна и позволяет обеспечить успешное функционирование управленческой системы в отсутствие института государственных администраторов на муниципальном уровне. Тем самым избежать дополнительных финансовых затрат и увеличения численности бюрократического аппарата.
Понятие «организационные основы местного самоуправления» связано с деятельностью по определению: структуры органов местного самоуправления, принципов и форм их деятельности, организации муниципальной службы. Таким образом, организационные основы местного самоуправления можно определить как совокупность правовых норм, закрепляющих структуру органов местного самоуправления, основные принципы и формы их деятельности, организацию муниципальной службы.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
На сегодняшний момент, с учетом меняющегося законодательства, существует большое разнообразие в выборе организационных моделей применительно к разным типам муниципального образования. Каждая из рассмотренных моделей отражает специфику конкретного муниципального образования и зависит от его вида, занимаемой территории, численности населения. Именно поэтому так сильно различаются правовое положение органов местного самоуправления муниципальных образований и статус их должностных лиц.
В Алтайском крае, относительно муниципальных районов, установлена законодательством самая недемократичная модель, при которой население не участвует в выборе высшего должностного лица муниципального района и представительного органа. На практике представительный орган формируется путем делегирования глав и депутатов поселений, входящих в состав муниципального района, а глава муниципального района избирается по результатам конкурса и возглавляет местную администрацию. Таким образом, применяя данную модель в муниципальных районах Алтайского края, нарушаются конституционные права граждан Алтайского края.
В рамках проведения муниципальной реформы, законодательство стало отходить от «классической модели», привнося в себе элементы профессионализма. Так, выборными являлись представительный орган и глава муниципального образования, однако глава местной администрации стал назначаться по контракту.
Недостатком данной модели является отсутствие механизмов влияния жителей, проживающих на территории муниципального образования на сити-менеджера.
По нашему мнению, ключевым вопросом является сохранение конституционно-правовой сущности местного самоуправления, причем на самом низовом уровне местного самоуправления, где модель «сити-менеджера» может привести к свертыванию демократических начал и нивелированию самой сущности местного самоуправления.
Напротив, для муниципального района и городского округа, которые зачастую выступают в роли связующих звеньев между органами государственной власти и низовым уровнем местного самоуправления, данная модель вполне обоснованна и позволяет обеспечить успешное функционирование управленческой системы в отсутствие института государственных администраторов на муниципальном уровне. Тем самым избежать дополнительных финансовых затрат и увеличения численности бюрократического аппарата.
Подобные работы
- Реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере строительства, транспорта и связи (на примере городского округа - города Барнаула)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Европейская хартия местного самоуправления, как универсальный регулятор деятельности органов местного самоуправления
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Правовые основы взаимодействия исполнительной власти Алтайского края с органами местного самоуправления города Барнаула
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Деятельность органов местного самоуправления в области контроля (на примере организационно-контрольного комитета администрации города Барнаула)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - Оптимизация правотворческой и правоприменительной деятельности в системе местного самоуправления
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 7400 р. Год сдачи: 2020 - Правоприменение в системе местного самоуправления
Дипломные работы, ВКР, законодательство и право. Язык работы: Русский. Цена: 6900 р. Год сдачи: 2020 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Организация работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления (на примере администрации Железнодорожного района г. Барнаула)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022



