ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы методики преподавания права в высшей школе 6
1.1. Понятие, цели и функции методики преподавания образовательного права
как отрасли права 6
1.2. Инновационные методы и технологии обучения образовательному праву.13
1.3. Стандартизация в сфере образовательного права 20
ГЛАВА II. Методика преподавания образовательного права в высшей школе в России и за рубежом 32
2.1. Сравнительная характеристика преподавания образовательного права в
России и Англии 32
2.2. Сравнительная характеристика преподавания образовательного права:
Россия и Г ермания 39
2.3. Инновационные подходы к совершенствованию методики преподавания
образовательного права 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Актуальность темы исследования. Несмотря на непрекращающиеся споры по поводу отнесения образовательного права к самостоятельным наукам или же выделения его как части гражданского, трудового или даже административного права, нельзя умалять его значимость.
Образовательное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих правоотношения участников образовательного процесса. Изучение данной дисциплины на юридических факультетах в высших учебных заведениях необходимо, поскольку оно затрагивает одно из важнейших прав человека, регламентированных Конституцией Российской Федерации, а именно - право на образование. Кроме того, образовательное право касается ряда правоотношений, одновременно попадающих под регулирование нескольких отраслей.
Очевидно, возникает вопрос о том, какое место занимает образовательное право в современном процессе обучения в университетах и каким образом студенты овладевают материалом по данному предмету. Ответы на эти вопросы предлагает методика преподавания образовательного права - довольно молодая наука, представляющая собой ответвление от традиционной методики преподавания права и имеющая некий ряд особенностей.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексный анализ методических приёмов и средств, используемых в процессе обучения образовательному праву в высших учебных заведениях, как в России, так и за рубежом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить, что собой представляет методика преподавания образовательного права.
2. Выяснить, какие функции она призвана выполнять, и на какие принципы опирается.
3. Раскрыть суть инновационных педагогических технологий в области преподавания образовательного права.
4. Выявить, какие плюсы и минусы существуют в стандартах высшего правового образования.
5. Проанализировать образовательный процесс в высших учебных заведениях России, Англии и Германии.
6. Обосновать предложения по совершенствованию методов, используемых для преподавания образовательного права.
Объект исследования. Образовательное право.
Предмет исследования. Методика преподавания образовательного права в высших учебных заведениях.
Источниковая база исследования. Большой вклад в разработку общетеоретических и отраслевых аспектов данной проблемы внесли работы Щениной Т.Е., Раджабовой П.А., Рустиковой Г.С., Гунибского М.Ш., Комаровой В.В., Бондаренко С.А., Бабурина С.Н., Ибрагимовой Е.М., Серовой О.А. , Певцовой Е.А., Паниной Т.С.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации от 12.12.1993, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Теоретическая значимость исследования. Любая наука время от времени претерпевает так называемый голод - состояние, когда огромное количество материала изучено, переработано, напечатано и перепечатано вдоль и поперёк, а новых идей не поступает, или поступает, но в таком мизерном количестве, что на общем фоне всеизученности они едва ли заметны. Методика преподавания образовательного права, хотя бы и является молодой наукой, но в силу своей зависимости от методики преподавания права зачастую перенимает уже давно известные приёмы, не создавая ничего принципиально нового. Поэтому данная работа ставит одной
из своих задач - сделать небольшой вклад в развитие методики преподавания образовательного права, уделив внимание инновационным технологиям.
Практическая значимость исследования. Совершенствование
методических средств и приёмов в процессе обучения необходимо всегда, особенно, когда речь идёт об образовательных организациях высшего образования. Работа преподавателя напрямую связана с академическими результатами студентов, а значит, и с тем, насколько профессиональных специалистов получит в конечном итоге общество. Непоколебимая приверженность некоторых педагогов к использованию исключительно традиционных, неактуальных методов в своей работе заметно стопорит весь образовательный процесс. В результате снижается как уровень активности и заинтересованности отдельного учащегося, так и общая подготовка большого количества новых специалистов. Ввиду чего видится необходимым обратить внимание на нововведения российской и международной высшей школы с целью объединить лучшие подходы для более эффективного процесса обучения.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, включающего в себя актуальность, цели, задачи, объект и предмет исследования, раскрыты источниковая база, теоретическая и практическая значимость работы, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Появление новых высокопрофессиональных специалистов, в области юриспруденции в частности, невозможно в условиях использования одних и тех же методик на протяжении десятилетий.
Несмотря на то что образовательное право не является обязательной для изучения дисциплиной во всех образовательных организациях высшего образования, готовящих юристов, и зачастую не выделяется в качестве отдельного предмета, оно может иметь большую значимость, чем принято считать.
Процесс преподавания образовательного права является отличным источником для черпания новых педагогических идей и инструментов для преподавателей других отраслей права, если их эффективность очевидна.
В противовес своей, казалось бы, узкой направленности методика преподавания образовательного права выполняет ряд немаловажных функций, среди которых формирование у студентов понимания правовых реалий, уважение, как к отрасли образовательного права, так и к праву в глобальном смысле, поиск нового и восполнение имеющихся пробелов в законодательстве, регулирующем образовательное право, совершенствование методик преподавания гуманитарных, а в частности, правовых дисциплин.
Также мы выявили, на какие принципы опирается методика преподавания образовательного права. Прежде всего, это традиционные, принципы такие как доступность и посильность, научность и учёт индивидуальных возможностей студентов, систематичность и последовательность, связь теории с практикой. Кроме того, стоит отметить принцип вариативности и альтернативности моделей обучения, личностно-ориентированного подхода, применения современных методов обучения, опоры на актуальную правовую реальность.
Мы сравнили подходы к преподаванию данной науки в российских ВУЗах и за рубежом.
Во-первых, за рубежом, как правило, образовательное право не является отдельным предметом для изучения. Обычно нормы, регулирующие правоотношения между участниками образовательного процесса, изучаются в курсах других правовых дисциплин. В России же юридические факультеты одних высших учебных заведений преподают этот предмет как самостоятельный, других - знакомятся с ним опосредованно, то есть в рамках других курсов. К примеру, в Казанском Федеральном Университете на юридическом факультете дисциплина «Образовательное право» представлена как отдельный предмет, который изучается 1-2 семестра.
Во-вторых, система образования иностранных учебных заведений построена таким образом, что студенты большую часть времени проводят за самостоятельной работой, тем самым получая большую часть информации не из уст преподавателя, а из книг и электронных ресурсов. Этому способствует то, что академическая загруженность у иностранных студентов гораздо меньше. В России же дело обстоит несколько иначе. Обучающиеся затрачивают намного больше времени на посещение семинарских и лекционных занятий, что предполагает более низкий уровень их самостоятельной работы и больший объём получения знаний в стенах аудиторий.
Третий аспект вытекает из второго, он касается активных и интерактивных технологий в процессе обучения. Поскольку, как в Германии, так и в Англии, перед посещением лекции студентам предлагается самостоятельно поискать и разобрать материал по предстоящей теме, а также решить ряд задач, кейсов с тем, чтобы придя в аудиторию уже обрабатывать, корректировать и закреплять знания, уровень вовлечённости и усвоения информации возрастает. В нашей стране такое случается не всегда, а значит, и процент усваиваемого материала ниже, поскольку активный компонент едва ли задействован.
В-четвёртых, вопрос промежуточной и итоговой аттестации. В России студент имеет право пересдавать промежуточные экзамены несколько раз и, как правило, преподавателям, с которыми уже знаком. В Германии же обучающийся может использовать только две попытки для сдачи экзамена, который сдаётся преподавателям из других учебных заведений. Также, если
говорить об уровне сложности экзаменов на юридических факультетах, в России их, как правило, сдают 80-90% с первого раза, в Г ермании - 60%.
Безусловно, нельзя утверждать, что одна система обучения, а в частности, преподавание образовательного права, идеальна, а другая подлежит полной реформации. Любая методика имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Основная разница лишь в том, что одни университеты направлены на постоянное усовершенствование педагогического процесса, другие уделяют этому меньше внимания.
Что касается инновационных путей улучшения методики преподавания образовательного права, следует выделить ряд направлений:
1. Повышение активного компонента обучения за счёт использования технологий проблемного обучения.
2. Улучшение технического оснащения аудиторий, в том числе открытый доступ к высокоскоростному Wi-Fi.
3. Большее внедрение неординарных форм учебных занятий.
4. Открытый доступ для студентов к видеозаписям предметных лекций на сайте университетов.
5. Большая практикоориентированность процесса обучения.
Таким образом, методика преподавания образовательного права посредством введения более современных приёмов и средств способна не только повысить заинтересованность, а как следствие, и успеваемость студентов-юристов по конкретной дисциплине, но и общий уровень подготовленности. Поскольку эффективные инновации в одной, хотя бы и не столь обширной сфере, обязательно дадут положительные результаты в глобальном смысле.
1. Законодательные и иные нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993). - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации". - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132 «О статусе судей в Российской Федерации». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 648/ .
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
01.12.2016 № 1511 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки
40.03.1 Юриспруденция (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 № 45038). - URL: http://base.garant.ruZ71579274/.
5. Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2010 № 1763 (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр")" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 № 19648). - URL: http://base.garant.ru/55170501/.
6. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «Права человека и модернизация российского образования» // Официальные документы в образовании. - № 16. - 2009. - URL: https://rg.ru/2009/04/17/doklad-lukin- dok.html.
2. Специальная литература
7. Агапов, Д.А. Современные методики преподавания правовых дисциплин. - М.: Изд. Книгодел. - 2011. - С. 84.
8. Аксенова, Д.А. Образовательное право: Учебное пособие для бакалавров. - М.: Изд. Книгодел. - 2016. - С. 312.
9. Антропов, Р. В. Структурные особенности обучения юристов в современной высшей школе Германии: состояние, анализ, тенденции (по материалам немецкой печати). - М.: Изд. Проспект. - 2014. - С. 86-89.
10. Антропов, Р. В. Закон о реформе юридического образования в Германии как концептуальная основа современной государственной политики в области подготовки юридических кадров. - М.: Изд. Проспект. - 2014. - С. 15.
11. Артамонова, Е.В., Ибрагимова Е.М., Омаров О.Н. Зарубежная и отечественная практика контроля образовательных результатов в профессиональном образовании: точки соприкосновения // Европейский журнал социальных наук. - 2015. - С. 26.
12. Бабурин, С.Н. Формирование знаний, навыков и профессиональных компетенций в образовательном процессе юридических вузов. - М.: Изд. Готика. - 2013. - С. 15.
13. Бабурина, Т.Н. Роль междисциплинарного подхода преподавания в становлении личности специалиста. - М.: Изд. Готика. - 2013. - С. 19-20.
14. Бондаренко, С.А. Эффективность подготовки магистров юриспруденции к педагогической деятельности в вузе через ролевые игры // Юридическое образование и наука. - 2012. - С. 5.
15. Бурляева, Л.А. Современные подходы к интерактивному обучению студентов вузов по юридическим дисциплинам // Вестник Российского нового университета. — 2013. — С. 114.
16. Волосникова, Л.М. Образовательное право: Учебное пособие / Л.М. Волосникова, О.А. Теплякова // Вестник ТюмГУ. - 2009. - С. 268.
17. Герман, Е.С. Методика преподавания юридических дисциплин в ВУЗе // Сибирская академическая книга. - 2014. - С. 23.
18. Головкин, Р.Б. Синтез инновационных и традиционных педагогических технологий в преподавании базовых юридических дисциплин // Вестник Владимирского юридического института. - 2013. — С. 43—50.
19. Гунибский, М.Ш. Инновационные и интерактивные методы в процессе правового воспитания // Юридический мир. - 2014. - №4. - С. 40.
20. Ибрагимов, Г.И., Ибрагимова, Е.М., Андрианова, Т.М. Теория обучения.
- М.: Изд. ВЛАДОС. - 2011. - С. 242.
21. Ибрагимова, Е.М. Особенности процесса обучения в современной высшей школе // Инновации в образовании. - 2014. - №12. - С. 46-61.
22. Ибрагимова, Е.М., Просюкова, К.О. Организация дистанционной формы обучения на примере Сирийского виртуального университета // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - С. 339-342.
23. Ибрагимова, Е.М. Сетевая форма реализации образовательных программ: нормативно-правовые основы и сущностные характеристики // Вестник УМО по ППО. - 2015. - №2. - С. 34.
24. Ибрагимова, Е.М. О нормативно-правовых основах и сущностных признаках сетевой формы реализации образовательных программ // Право и образование. - 2015. - №10. - С. 14-18.
25. Камкия, Ф.Г. О новых подходах в обучении юристов в высшей профессиональной школе // Вестник Владимирского юридического института.
- 2013. — С. 79—83.
26. Кашлев, С.С., Интерактивные методы обучения: Учебно-методическое пособие // Белорусский государственный университет. - 2009. - С. 2.
27. Кикоть, В. Я., Столяренко А. М. Прикладная юридическая педагогика. - М.: Юнитидана. - 2008. - С. 3.
28. Комарова, В.В. Портфолио в сфере юридического образования // Юридическое образование и наука. - 2013. - №3. - С. 26.
29. Кропанева, Е.М. Теория и методика обучения праву: Учебное пособие. -
Екатеринбург: Изд. Российский государственный профессионально -
педагогический университет. - 2010. - С. 166.
30. Кузибецкий, А.Н. Образовательное право: Учебник для студентов учреждений высшего образования. - М.: Изд. Академия. - 2015. - С. 256.
31. Куров, С.В. Образование и гражданское право. - М.: Изд. ВЛАДОС. - 2004. - С. 75.
32. Мазаева, Н.Н. Правовые и организационные аспекты осуществления экспертиз в рамках мероприятий по контролю (надзору) в сфере образования и государственной аккредитации образовательной деятельности. Стратегии обеспечения качества образования // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2016. - С. 13-14.
33. Максимова Т.Ю., Насонов С.А. Работа в малых группах при проведении семинарских занятий по уголовно-процессуальному праву. - М.: Готика. -
2016. - С. 21.
34. Марченко, М.Н. Источники права: Учебное пособие. - М.: Изд. Проспект. - 2015. - С. 760.
35. Матвеев В.Ю. Образовательное право: Учебник для академического бакалавриата. - М.: Изд. Юрайт. - 2016. - С. 181.
36. Навикова, В.В., Сытинская, М.В., Шкатулла, В.И. Практикум по основам права. Для неюридических вузов и ссузов. - М.: Книгодел. - 2010. - С. 40.
37. Овчинникова, Ю. В. Основы преподавания права. Учебное электронное издание // Владимир: Изд. ВлГУ. - 2014. - С. 54.
38. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова // М.: Изд. Академия. - 2008. — С. 176.
39. Пашенцев, Д.А. Образовательное право. - М.: Изд. Инфра-М. - 2017. - С. 180.
40. Певцова, Е.А. Актуальные вопросы методики преподавания юриспруденции: Учебное пособие. - М.: Изд. Статут. - 2010. - С. 146.
41. Пидкасистый, П.И. Педагогика: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС. - 2008.
С.56.
42. Протас, Е.В. Историческая эволюция, теория и опыт интеграции педагогической культуры в юридическое образование. М.: Книгодел. - 2012. - С. 32.
43. Раджабова, П.А. Сочетание традиционных и инновационных методов обучения на юридическом факультете // Юридическое образование и наука. - 2014. - №1. - С. 19.
44. Рожков, А.И. Образовательное право. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт. - 2016. - С. 190.
45. Рустикова, Г.С., Брюханов, Н.Н. Инновационные подходы в преподавании дисциплины «Информационное право» // Информационное право. - 2014. - № 2. - С. 17.
46. Серова, О.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. - Самара: Самарская гуманитарная академия. - 2009. — С. 35.
47. Сокольская Л.В. Проблемы подготовки преподавателей к применению инновационных образовательных технологий // Вестник Владимирского юридического института. - 2013. - С. 163-167.
48. Сырых, В.М. Введение в теорию образовательного права. - М.: Изд. Готика. - 2014. - С. 340.
49. Суханов, Е.А. Университетский вопрос в России. - М.: Изд. Статут. -
2017. - С. 255.
50. Щенина, Т.Е. Мультимедиа как фактор интеграции юридических дисциплин, на примере предмета «Административное право» // Административное право и процесс. - 2007. - №5. - C. 2.
51. Шилова, Н.П. Применение инновационных методик в преподавании юридических дисциплин // Вестник Вологодского государственного университета. - 2011. - С. 46.
52. Шкарлупина, Г.Д. Интерактивные и инновационные методы преподавания правовых дисциплин в вузе // Методический поиск: проблемы и решения. — 2014. — № 1 (16). — С. 19—24.
53. Шкатулла, В. И. Образовательное право России: Учебник для вузов / В. И. Шкатулла. — М.: Изд. Юстицинформ. - 2015. - С. 198.