Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие художественно-творческих способностей младших дошкольников в системе дополнительных занятий по изобразительной деятельности.

Работа №42158

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
493
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Психолого-педагогические исследования проблемы развития художественно-творческих способностей детей 9
1.1. Сущность понятий «творчество», «художественное творчество»,
«творческие способности» 9
1.2. Особенности развития художественно-творческих способностей в
дошкольном возрасте 14
1.3. Современные технологии развития художественно-творческих
способностей дошкольников в изобразительной деятельности 20
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Экспериментальное исследование развития художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Первоначальная диагностика развития художественно-творческих
способностей младших дошкольников 32
2.3. Разработка и апробация программы дополнительных занятий по
художественно-изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста 38
2.4. Оценка эффективности разработанной программы дополнительного образования по развитию художественно-творческих способностей детей
младшего дошкольного возраста 42
Выводы по 2 главе 50
Заключение 53
Литература 56
Приложения

Формирование творческой личности - одна из актуальных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Существенный потенциал для развития творческой личности имеют занятия изобразительной деятельностью.
Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности, как речь, почерк по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.
По диагностическим данным, дети в пятилетнем возрасте дают 90 % оригинальных ответов, в семилетнем - 20 %, а взрослые - лишь 2 %. Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.
По мнению ряда современных психологов: Ермолаевой-Томиной Л.Б., Прокофьевой Э. А., Смирновой Е.О. лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст [18, с.56; 45, с.284]. Также общеизвестно, что художественно - творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.
Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.
Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности. Развивать творческие способности дошкольника - задача взрослого. Но как показывает практика, основная программа занятий по художественно-эстетическому направлению оказывается недостаточной для более глубокого и полноценного развития художественно-творческих способностей дошкольников.
Обозначенное противоречие определило проблему исследования: как система дополнительных занятий художественно-изобразительной деятельностью будет способствовать развитию художественно-творческих способностей младших дошкольников?
Объект исследования: развитие художественно-творческих
способностей в младшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: развитие художественно-творческих
способностей младших дошкольников в системе дополнительных занятий по изобразительной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность системы дополнительных занятий по изобразительной деятельности в развитии художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: я предположила, что развитию
художественно-творческих способностей младших дошкольников в изобразительной деятельности наилучшим образом будет способствовать комплексная программа дополнительного образования, построенная на основе:
- принципа личностно-ориентированного подхода;
- применения игровых приемов;
- использования нетрадиционных техник изобразительного творчества.
На основе гипотезы и цели исследования были сформулированы
следующие задачи:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
2. Изучение уровней развития художественно-творческих способностей младших дошкольников.
3. Разработка программы дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста по художественно-изобразительному творчеству.
4. Экспериментальная проверка эффективности программы дополнительного образования по изобразительной деятельности для развития художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
В процессе работы были применены следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- педагогический эксперимент;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседа;
- опрос;
- методы количественной обработки данных.
Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования:
- проанализирована сущность понятия «художественно-творческие способности», изучены особенности и основные этапы их становления в дошкольном возрасте;
- изучены и обобщены рекомендации исследователей и практиков по развитию художественно-творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста;
- разработана и успешно опробована в младшей группе МАДОУ
«Детский сад № 365» города Казани программа дополнительного
образования художественно-творческого развития детей в изобразительной деятельности.
Объём и структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы основные компоненты понятийного аппарата. В первой главе проанализирована теория и практика развития художественно-творческих способностей младших дошкольников. Вторая глава содержит описание хода
и результатов реализации программы дополнительного образования по художественно-творческому развитию детей в изобразительной деятельности. В заключении сформулированы основные выводы по проведённому исследованию. Библиографический список представлен 65 источниками литературы. В приложении приведены: диагностическая
методика; протоколы обследования детей; программа дополнительного образования по развитию художественно-творческих способностей младших дошкольников в изобразительной деятельности; примерные занятия по изобразительной деятельности; фотоматериалы.
Экспериментальная работа проводилась с сентября 2017 года по май 2018 года на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 365» Авиастроительного района города Казани. В эксперименте принимали участие 50 детей в возрасте от 3 до 4 лет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги проведенного исследования, можно констатировать, что
поставленная цель и задачи выполнены полностью.
Анализ психолого - педагогической литературы показал, что феномен
творчества как сложного культурно-исторического явления и вида
деятельности человека исследуется как отечественными, так и зарубежными
учеными, что свидетельствует о его непреходящем значении.
Так же было отмечено, что:
- творчество присуще детям дошкольного возраста;
- дошкольный возраст является сензитивным к художественно -
творческой деятельности, которая способствует самовыражению,
самоутверждению личности ребенка;
- к младшему дошкольному возрасту у ребенка формируются
предпосылки к самостоятельной художественно-творческой деятельности;
- художественное творчество детей формируется только в специально
организованном педагогическом процессе на основе взаимосвязи обучения и
творчества, в их непрерывном сочетании и взаимодействии;
- творчество - есть условие полноценного развивающего обучения.
Кроме того, была рассмотрена сущность творчества детей дошкольного
возраста с позиции личностного и индивидуального их развития, выделена
специфика художественного творчества и основные подходы к его развитию в
дошкольном детстве. Большое значение для продуктивной изобразительной
деятельности дошкольников имеет личностно-ориентированный подход,
немаловажную роль играет применение игровых приемов на занятиях.
Отмечено, что при использовании живописи, музыки, художественного слова
у детей развиваются наблюдательность, представление, понимание средств
художественной выразительности, обогащается арсенал средств
выразительности детских рисунков (расширение цветовой палитры,
изменение композиционного решения рисунка, использование линии и цвета,54
как средства эмоционального отношения к изображаемому, стремление к
реалистичности изображаемых образов).
Особое значение в изобразительной деятельности играют
нетрадиционные техники рисования, позволяющие детям ощутить
незабываемые, положительные эмоции, удивляющие своей
непредсказуемостью и раскрывающие возможность использования хорошо
знакомых им предметов в качестве художественных материалов. Овладевая
разнообразными нетрадиционными техниками, компонентами ручной
умелости, дети приобретают свободу действий, получают возможность
изображать предметы и явления по-разному, демонстрируют
выразительность рисунков — все это дает возможность творческого решения
изобразительных задач, показывает новый уровень художественнотворческих способностей дошкольников.
Констатирующее исследование, направленное на определение уровня
овладения изобразительной деятельностью и развития творческих
способностей детей, показало преобладание среднего и низкого уровней в
обеих группах. Это позволило сделать вывод, что занятий по художественнотворческому направлению в основной программе дошкольного учреждения
оказывается недостаточно. Поэтому, была разработана и опробована
программа дополнительного образования детей младшего дошкольного
возраста по художественно-изобразительному творчеству, построенная на
основе: личностно-ориентированного подхода, обогащения занятий
нетрадиционными изобразительными техниками, а так же с опорой на
применение игровых приемов. Результаты контрольного этапа эксперимента
показали более заметное повышение уровня развития художественнотворческих способностей у детей экспериментальной группы в сравнении с
показателями детей из контрольной группы. Так, За время формирующего
этапа эксперимента в контрольной группе у 4% детей уровень развития
художественно-творческих способностей достиг высокого, на 16%
увеличилось количество детей, имеющих средний уровень их развития, и на55
20% сократилось количество детей с низким уровнем развития
художественно-творческих способностей. Таким образом, уровень развития
художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного
возраста экспериментальной группы достоверно более высокий, поскольку,
во-первых, в ней выявлены 60% детей с высоким уровнем их развития, а в
контрольной группе только 4%; во-вторых, детей со средним уровнем их
развития на 60% больше в контрольной группе, а в экспериментальной
группе таких детей – 36%, детей с низким уровнем их развития не выявлено
ни в одной группе.
Приведенные данные указывают на положительную динамику в
уровнях овладения изобразительной деятельностью детьми
экспериментальной группы. А это, в свою очередь подтверждает
правильность выдвинутой гипотезы: что развитию художественнотворческих способностей младших дошкольников в изобразительной
деятельности наилучшим образом будет способствовать комплексная
программа дополнительного образования, построенная на основе:
- принципа личностно-ориентированного подхода;
- применение игровых приемов;
- использования нетрадиционных техник изобразительного творчества.
Положительные результаты проведенного исследования послужили
основанием для продолжения работы по программе дополнительного
образования по изобразительной деятельности с целью развития
художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного
возраста.


Аюева, И.И. Воспитай личность! // Дошкольное воспитание. – 2002.
- № 2. – С. 8 - 11.
2. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание. -
М.: Карапуз, Серия: Педагогика детства, 2009. - 132 с.
3. Белецкая, Л. Б., Боброва, К.А. Флористика. - М.: АСТ, 2012. - 77 с.
4. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М.:
Эксмо, 2007. - 416 с.
5. Бородкина, Н.В. Изобразительная деятельность в детском саду.
Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет. – М.: Академия развития,
2012. - 116 с.
6. Большой энциклопедический словарь. / Гл. ред. А.М.Прохоров.- М.:
Сов. энциклопедия, 2002.- 621 с.
7. Борев, Ю. Б. Эстетика: Учебник. - М.: Высшая школа, 2002. - 511с.
8. Википедия. Электронный ресурс https://ru.wikipedia.org/w/index.php
=Творчество&stable.
9. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском
саду. - М.: Издательство: Скрипторий 2003. - 88 с.
10. Дубровская, Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. – СПб.:
Детство - пресс, 2003.- 32 с.
11. Ермолаева - Томина, Л.Б. Психология художественного творчества:
Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2003. - 304
с.
12. Жукова, О.Г. Планирование и конспекты занятий по
изодеятельности для детей раннего возраста. - М.: Айрис-Пресс, 2010.-
98 с.
13. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Парамоновой, Л А., Новоселовой,
С. Л./ - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 320 с.57
14. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского
изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов. —
М.: Владос, 2006. — 255с.
15. Карпова, И. А. Особенности художественно-творческого развития
детей дошкольного возраста. Теория и практика образования в
современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С.
40-42.
16. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. Методическое
пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика - синтез, 2008. -
160с.
17. Колдина, Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. –
М.: Мозаика-Синтез, 2010.- 64 с.
18. Кудейко, М. В., Туфкрео, Р.А. Коллекция идей: Театральная и
художественная деятельность в детском саду и начальной школе. - М.:
Линка-Пресс, 2004. - 68 с.
19. Кудрявцев, В. Т. Примерная основная образовательная программа
дошкольного образования «Тропинки». - М.: Вентана, 2014. - 560 с.
20. Курочкина, Н.А. Знакомство с натюрмортом. - СПб.: Детствопресс, 2012.- 112 с.
21. Курочкина, Н.А. Детям о книжной графике. - СПб.: Детство- пресс,
2011. - 190 с.
22. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.:
Карапуз - Дидактика, 2014. - 259 с.
23. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки». — М.: Карапуз
Дидактика, 2012. - 144с.
24. Лыкова, И.А. Лесные поделки. Азбука конструирования. – М.:
Карапуз - дидактика, 2007. - 80 с.58
25. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском
саду. – СПб.: Каро, 2010. - 112 с.
26. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном
учреждении. - М.: Сфера, 2004.- 167 с.
27. Прокофьева, Э. А. Кризис трех лет. //Наш Малыш/, Электронный
ресурс http://www.ourbaby.ru/article/Vozrast-neposlushaniya/
28. Радынова, О. П. Музыкальные шедевры. - М.: Сфера, 2014.- 114 с.
29. Смирнова, Е.О. Дошкольная педагогика и психология. - М.:
Владос, 2006. - 430 с.
30. Тюфанова, И.В. Мастерская юных художников. - СПб.: ДетствоПресс, 2013. - 80 с.
31. Джоунс, Фиона Фантазии из бумаги: техника. Приемы. Изделия. -
М.: Аст - пресс, 2013. - 160 с.
32. Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки. М.: Академия развития, 2006. -
95 с.
33. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного
возраста. - М.: Просвещение, 1998. - 313с.
34. Ярыгина, А. Творчество и выразительность. // Дошкольное
воспитание. — 2009. – № 6 — С.57–61.
35. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного
образования. М.: Бином, 2002.
36. Янушко, Е. А. Волшебная бумага. - М.: Мозаика - синтез, 2007. -
68 с.
37. Яковлева, Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и
творческого развития. // Вопросы психологии. - 2004. - №4.- С.20-27.
38. Гончарова Е.В. Социально-культурологический подход как
методологическая основа современного дошкольного образования /
ред. А.Ф. Аменд и другие // Вестник института развития образования и
повышения квалификации педагогических кадров при ЧГПУ. Центр
личностно-ориентированного развивающего обучения. Серия 3.59
Актуальные проблемы образования. Научный журнал. Челябинск:
ЧГПУ, 2004. № 22. С. 99-106.
39. Мальцева, М.В. Диагностика восприятия и создания
изобразительного образа детьми старшего дошкольного возраста. –
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.emissia.org/offline/2012/1861.htm
40. Петухова, Л.В. Капельные чудеса: практическое пособие для
работы с детьми дошкольного возраста, для родителей и педагогов.
Сургут, 2011. С. 69

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ