СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ПО
ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В
СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ MOODLE
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы применения электронных
образовательных ресурсов (ЭОР) 5
1.1. Цели и задачи применения ЭОР в современном образовании 5
1.2. Требования к разработке электронных образовательных ресурсов 7
1.3. Анализ существующих систем разработки ЭОР 9
Выводы по первой главе 13
ГЛАВА 2.Использование системы управления обучением Moodle при
разработке электронных курсов 16
2.1. Требования системы управления обучением Moodle 16
2.2. Этапы разработки ЭОР в системе Moodle 17
Выводы по второй главе 18
ГЛАВА 3.Проектирование ЭОР «Информационные технологии в
инновационной педагогической деятельности» 19
3.1. Содержание дисциплины и требования к её усвоению 19
3.2. Технология разработки ЭОР «Информационные технологии в
инновационной педагогической деятельности» 26
3.2. Методические рекомендации к применению ЭОР «Информационные
технологии в инновационной педагогической деятельности» 28
Выводы по третьей главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ
Люди с древних времен стремились к получению новых знаний. Сначала средствами обучения были деревянные таблички, пальмовые листья, папирус. Потом появилась бумага, книги. Этими средствами люди пользовались в течение нескольких столетий. Но все коренным образом изменилось, когда наступил XXI век - век компьютерных технологий.
В наши дни компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. Они у нас везде. Следовательно, и обучение человека невозможно без использования компьютера.
Сначала в процессе обучения использовались простые технические средства: электронные учебники, презентации. С развитием технических средств стали доступны курсы, позволяющие вести занятия дистанционно. Появилась возможность получить образование при помощи систем электронного образования.
Одним из таких систем электронного образования является электронное обучение в среде Moodle, специально разработанное для создания онлайн-курсов преподавателями. Система управления обучением Moodle давно приобрела мировую популярность. Но несмотря на это, в России Moodle пока не так широко используется в образовании. Это связано как с неготовностью населения к переходу к дистанционному обучению, так и с нехваткой преподавателей, которые могли бы разработать качественные электронные курсы для системы дистанционного обучения и использовать их в обучении.
Актуальность проблемы привела к выбору темы выпускной квалификационной работы: Создание электронного образовательного ресурса по дисциплине «Информационные технологии в инновационной педагогической деятельности» в системе управления обучением Moodle.
Цель работы: разработать электронный образовательный ресурс по дисциплине «Информационные технологии в инновационной педагогической деятельности» в системе управления обучением Moodle.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
1. Обосновать роль электронных образовательных ресурсов в дистанционном обучении и проанализировать существующие системы дистанционного обучения.
2. Изучить технологию создания электронного образовательного курса в системе управления обучением Moodle.
3. Разработать электронный образовательный курс «Информационные технологии в инновационной педагогической деятельности» в системе управления обучением Moodle.
Научная новизна:
- результаты анализа систем дистанционного обучения и принципы их работы могут быть полезны при дальнейшей разработке новых электронных обучающих курсов;
- с использованием системы управления обучением Moodle разработан электронный образовательный курс «Информационные технологии в инновационной педагогической деятельности», который может быть применен для дистанционного обучения.
Практическая значимость:
- разработанный в системе управления обучением Moodle электронный образовательный курс может быть рекомендован для использования преподавателям вузов, учителям информатики в средней школе, училищах и техникумах при изучении курса «Информационные технологии в инновационной педагогической деятельности».
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная
квалификационная работа, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.
ЭОР - это учебные материалы, воспроизведение которых происходит с помощью электронных устройств. ЭОР делает дистанционное обучение полноценным. Пользуясь ЭОР, человек может вне учебной аудитории изучать новый материал самостоятельно, а также выполнять практические и лабораторные работы, анализировать текущий контроль знаний и т.д. Использование ЭОР делают обучение более эффективным, благодаря чему у человека возникает интерес к предмету.
В связи с этим можем выделить основные ценности электронных образовательных ресурсов: повышают качества обучения и её доступность, повышают интеллектуальные возможности учащихся, наглядно иллюстрируют изучаемый материал, способствуют развитию аналитического мышления.
При создании ЭОР, к нему предъявляются дидактические, методические, организационные, технические требования.
Был проведен анализ систем дистанционного обучения STELLUS, ДОЦЕНТ, WebTutor, ОРОКС, Moodle, который позволил выделить преимущества (соблюдается принцип модульности, т.е. информация структурирована, с одним и тем же курсом многократно могут пользоваться неограниченное количество пользователей, информация в ресурсах, имеющих online-режим, подлежит к обновлению) и недостатки (требуется наличие Интернета, не выполняется принцип наглядности) систем дистанционного обучения.
С учетом результатов анализа для дальнейшей разработки ЭОР была выбрана система управления обучением Moodle, которая имеет следующие преимущества:
система распространяется совершенно бесплатно,
можно внести изменения, расширить возможности Moodle используя свои программные модули,
наличие многочисленных международных сообществ и ассоциаций пользователей Moodle в разных странах способствуют постоянному развитию системы,
легко установить на обычном оборудовании,
несмотря на то, что системой распространяется бесплатно, Moodle позволяет реализовать основные функции современной системы управления обучением.
Разработка ЭОР в системе Moodle должна проводиться поэтапно:
Этап 1. Планирование курса (создается сценарий курса).
Этап 2. Сбор материалов для сценария и разбиение их на объекты.
Этап 3. Создание электронного образовательного курса.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы с учетом требований к созданию ЭОР был разработан электронный образовательный курс «Информационные технологии в инновационной педагогической деятельности» для студентов 3 курса научно-педагогического отделения Института физики.
Данный ЭОР включает наглядные и справочные материалы, практические работы, задания для контроля знаний, тесты.
Разработанный электронный образовательный ресурс обладает следующими преимуществами: понимание изучаемого материала дается легче, чем при использовании печатной книги, к ресурсу имеется доступ с разных мест.
1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Методика дистанционного обучения: учеб. пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2017. 194 с.
2. Бородина Т.Ф. Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза и определение их эффективности. // Молодой ученый: сборник статей. 2014. №13. С. 241-243.
3. Григорьев С.Г., Кузнецов А.А., Гриншкун В.В. Образовательные и электронные издания и ресурсы. М.: Дрофа, 2010. 156 с.
4. Телегина О.В. Повышение эффективности образовательного процесса при использовании электронных образовательных ресурсов // Разработка и использование электронных образовательных ресурсов в интересах повышения качества подготовки специалистов: Сб. материалов Городского научно-метод. семинара. М.: ГБПОУ МЦО, 2016. С. 25-28.
5. Тимонин П.А. Функции, задачи, и методы использования
электронных образовательных ресурсов, 2018. 7 с.
6. Педагогам о дистанционном обучении / Под общей ред. Т.В. Лазыкиной. Авт.: И.П. Давыдова, М.Б. Лебедева, И.Б. Мылова и др. СПб: РЦОКОиИТ, 2009. 98 с.
7. Лебедева М.Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов. СПб.: БХВ-Пб, 2010. 336 с.
8. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения
Moodle. Учебное пособие. Харьков, ХНАГХ, 2009. 292 с.
9. Гильмутдинов А.Х., Ибрагимов Р.А., Цивильский И.В.
Электронное образование на платформе Moodle. Казань, КГУ. 2008. 169 с.
10. Кравченко Г.В., Волженина Н.В.. Работа в системе Moodle: руководство пользователя. Изд-во Алт. ун-та, 2012. 123 с.
11. Андреев А.В., Андреева С.В., Доценко И.Б. Практика
электронного обучения с использованием Moodle. Таганрог: Изд-во. ТТИ ЮФУ, 2008. 146 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
12. Платформа для публикаций Pandia.ru. URL: http://pandia.ru/text/80/626/15777.php (дата обращения: 15.03.18)
13. Повышение эффективности основной производственной деятельности корпораций на базе телекоммуникационных и образовательных технологий. UNIAR. http: //www.uniar.ru/docent.php (дата обращения:
20.03.2018)
14. Система электронного обучения / Казанский Федеральный Университет https://kpfu.ru/open/sistema-elektronnogo-obucheniya (дата обращения: 03.04.2018
15. Национальный Открытый Университете «ИНТУИ^П^: http://www.intuit.ru/studies/courses/11860/1152/lecture/18245?page=3 (дата обращения: 15.04.18)
16. Ахмедова А.М., Шигапова Э.Д., Матвейчева О.А., Фишман А.И.
Особенности реализации модуля «проектирование обучения физике с использованием информационно-коммуникационных технологий» в условиях сетевого взаимодействия // Казанский педагогический журнал.
2015. № 3. С. 24-28. [Электронный ресурс]. URL:
http://kpi.ippporao.ru/archive/2015/3 2015.pdf (дата обращения: 20.04.18)
17. Ахмедова А.М., Юнусова Г.Р. Компьютерные технологии в
инновационной и педагогической деятельности. Учебно-методическое пособие. - Казань:, 2012, - 80 с. [Электронный ресурс]. URL:
http://kpfu.ru/docs/F596837714/metodichka.KTIPD.doc (дата обращения:
20.04.2018)