Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОФФШОРНЫХ ЗОН В ЕВРОПЕ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РОССИИ (08.00.14)

Работа №4214

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

мировая экономика

Объем работы214стр.
Год сдачи2002
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1288
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ОФФШОРНЫХ ЗОН 12
1.1. Становление и развитие оффшорных зон 12
1.2. Теоретические аспекты деятельности оффшорных регионов 23
1.3. Классификация оффшорных юрисдикций 32
1.4. Основные экономические показатели оффшорных юрисдикций
Европы 43
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ОФФШОРНЫХ ЗОН 64
2.1. Использование оффшорных зон в легальном и нелегальном бизнесе 64
2.2. Роль оффшорных зон в налоговой конкуренции 81
2.3. Политика промышленно развитых стран в отношении
оффшорных зон 89
2.4. Тенденции в развитии оффшорных зон в Европе 105
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ОФФШОРНЫМИ ЗОНАМИ 124
3.1. Современные связи экономики России с оффшорными зонами
в Западной Европе 124
3.2. Особенности развития оффшорных регионов,
организационно-экономический аспект 142
3.3. Возможности развития центра международного бизнеса
на территории РФ 161
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 185
БИБЛИОГРАФИЯ 193
ПРИЛОЖЕНИЯ 202



Актуальности работы. Актуальность избранной темы исследования предопределяется рядом факторов. Во-первых, на современном этапе развития экономических отношений в мировой экономике ни одна страна не остается безучастной к процессам, происходящим в масштабах всего земного шара. Безусловно, доминирующим фактором является процесс глобализации во всех его проявлениях. Для различных участников экономических отношений увеличивается степень доступности, открытости различных ресурсов (людских, финансовых, материальных), участвующих в процессе мирового воспроизводства. Это является катализатором для дальнейшего взаимопроникновения экономик разных стран и усиления степени влияния и взаимозависимости данных экономических единиц друг от друга, а также от процессов, происходящих в мировой экономике в целом. Сегодняшний характер международных отношений таков, что ни один сектор национальной экономики не может не ощущать воздействия международных факторов. Каждый национальный производитель подвержен влиянию процессов, происходящих на международном уровне.
Во-вторых, явление оффшорных зон в конце XX в. стало неотъемлемым элементом функционирования мировой экономики. Бурное развитие оффшорных зон началось в конце 70-х гг. XX в. Еще через десятилетие оффшорные зоны полностью раскрыли свой потенциал в условиях усиливающихся тенденций глобализации мировой экономики. Практика использования оффшорных компаний как составляющая налогового планирования в повседневной хозяйственной деятельности большого количества предприятий от крупных транснациональных корпораций до мелких индивидуальных предпринимателей и частных лиц стала естественным элементом бизнеса. Деятельность участников рыночных отношений в рамках их торговых и финансовых операций любого характера, может и чаще всего выстраивается с использованием компаний в оффшорных зонах. Оффшорные

4
зоны, первоначально вторгнувшиеся в экономическую жизнь как некий феномен, стали частью повседневной деятельности международных компаний. Тем не менее, их зарождение не было случайным явлением, а было обусловлено рядом закономерностей и развитием всего мирового хозяйства в целом.
В-третьих, по признанию многих современных экономистов, оффшорные зоны представляют собой сложное, комплексное, многогранное явление, отношение к которому сложилось далеко не однозначное. Получившая широкое распространение оффшорная практика стала одним из самых заметных явлений современной мировой экономики наряду с разрастающимися интеграционными процессами. Масштабы функционирования оффшорных зон позволяют говорить о формировании так называемой «оффшорной индустрии» в странах, практикующих оффшорные режимы. Во многих случаях развитие оффшорной индустрии становится приоритетом, стратегически важным направлением в экономике. В отдельных государствах, как правило небольших и расположенных в благоприятных географических районах, до 50% дохода бюджета страны формируется за счет функционирования оффшорного режима и больше одной четверти её населения занято в секторе, обеспечивающим деятельность оффшорных компаний.
В-четвертых, другой характерной приметой времени стали участившиеся обвинения в адрес оффшорных зон в «отмывании» денег, полученных незаконным путем, в пособничестве уклонению от налогообложения, и даже покровительстве терроризму. Актуальность данной проблемы подчеркивает ожесточившаяся в начале XXI в. тенденция гонения на оффшорные зоны, особенно в рамках Западной Европы. Считается, что существование специальных налоговых режимов (оффшорных зон) на территории Западной Европы и смежных с ней регионов препятствует унификации налогового права,
и, следовательно, углублению самих интеграционных процессов.
В рамках настоящего исследования автор не ставит своей целью доскональное изучение всех техник и методов налогового планирования с использованием оффшорных зон. Основные принципы использования

5
оффшорных компаний в рамках сложившегося правового поля того или иного государства являются частным проявлением данного экономического образования. Диссертационная работа посвящена изучению оффшорных зон как исключительного и противоречивого по своему характеру и сущности явления современной экономической жизни на примере европейского региона. Изучение принципов функционирования и раскрытие всех взаимосвязей оффшорных зон с остальным экономическим миром, а также определение истинной роли оффшорных зон в жизни общества в начале 21 в. являются основными аспектами диссертационного исследования.
В процессе написания диссертационного исследования возник ряд трудностей, связанных с отсутствием подробной и достоверной статистической информации по деятельности оффшорных зон в ряде регионов. Недостаток информации объясняется характером использования оффшорных зон, стремлением стран сохранить конфиденциальность в своей оффшорной зоне, а также объективными трудностями по оценке объемов оффшорной деятельности во всем мире и отсутствием единых статистических данных в данной области.
Другой проблемой является отсутствие единого методологического подхода к рассмотрению и классификации оффшорных зон. Недостаточность теоретических трудов в области оффшорной индустрии, приводящая к однобокости оценок функционирования данного явления, создает определенные трудности при комплексной оценке имеющейся информации по заданной тематике.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды известных российских специалистов в области изучения оффшорных зон, среди них: Горбунов А.Р., Гурзенкин В.В., Гуцериев М.С. Игнатов В.Г., Бутов В.И., Ушаков Д.Л., Фаминский И.П., Шеховцов Н.О. и др.
В процессе написания диссертации нашли широкое применение труды зарубежных авторов, таких, как: Коен Ар, Коттке К., Матридис Кипрос, Митчелл Д., Шамбост Эд. и др.

6
В ходе подготовки диссертации были также изучены работы, посвященные проблеме легализации доходов, полученных незаконным путем, тематике международных налоговых соглашений, корпоративному управлению и теме глобализации мировой экономики и Европейской интеграции в целом: Абрамов Е.А., Голубков Д.Ю., Долгов С.И., Иванов Э.А., Кашин В.А., Погорлецкий А.И., Сутырин С.Ф., Улыбышева Е.Н. и др.,
При исследовании предмета диссертации были использованы данные, представленные в материалах следующих научных организаций: Институт мировой экономики и международных отношений РАН, Институт Европы РАН, Институт экономики РАН, Международный фонд социально- экономических и политологических исследований (Горбачев-Фонд), Фонд «Бюро экономического анализа».
Диссертантом большой объем данных почерпнут из материалов таких международных организаций, как: ОЭСР (Организация экономического
сотрудничества и развития), Консультационный комитет в рамках ОЭСР по бизнесу и индустрии (BIAC), Американский центр экономических исследований The Heritage Foundation, Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег (FATF), Европейский финансовый комитет (ECOFIN), Комиссия Европейского Союза, Институт Адама Смита (Великобритания). Широко были использованы статистические данные Международного валютного фонда, Всемирного банка и Банка международных расчетов.
При написании диссертации автором были использованы российские и зарубежные периодические издания: «Аналитический банковский журнал», «Ведомости», «Коммерсант деньги», «Новая газета», «Российская газета», «Русский фокус», «Сегодня», «Транспортный бизнес в России», «Мировая экономика и международные отношения», «Современная Европа», «Мировые дискуссии», «Эксперт», «Financial Times», «FT Expat», «International The World Wide Guide to Personal Finance», «Observer», «Offshore Express», «Offshore

7
Update», «Offshore Outlook», «Тах-News.Com», «The Banker», , «The Economic Journal», «The Economist» и др.
Методологической основой работы является системный подход. Он состоит в том, что такое сложное и противоречивое по своей сути экономическое явление, как оффшорные зоны рассматривается в комплексе взаимосвязей с основными тенденциями развития экономического мира в целом. Целостность и характер феномена оффшорных зон можно раскрыть, только принимая во внимание их тесное взаимодействие с другими элементами экономической жизни. Автор полагает, что образование оффшорных зон в Европе, так же как и в других частях земного шара, происходило естественным путем. Как и любое другое экономическое явление, оффшорные зоны обладают позитивными и негативными аспектами деятельности. Их развитие и функционирование несомненно подчиняется основным объективным экономическим законам. Закрытие оффшорных режимов обусловливается естественными объективными процессами, происходящими в рамках развития рыночных отношений, и не может трактоваться как следствие искусственных даже насильственных методов в отношении оффшорных образований.
Цель диссертационного исследования состоит в выявлении особенностей создания и функционирования европейских оффшорных зон; раскрытии комплекса взаимосвязей с потребителями оффшорных услуг, государствами, практикующими оффшорные режимы, другими странами; определении места и роли европейских оффшорных зон в мировой экономике в целом.
Для раскрытия темы работы и для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение ряда задач:
- определить объективную необходимость и этапы образования оффшорных зон, выявить основные предпосылки и факторы, влияющие на их формирование и развитие;
- раскрыть основные принципы функционирования оффшорных зон;
- провести классификацию оффшорных зон;

8
- идентифицировать основные экономические показатели оффшорных зон Европы;
- определить характерные черты, присущие европейским оффшорным зонам;
- оценить место, которое занимают европейские оффшорные зоны в международной предпринимательской деятельности;
- выявить взаимосвязи оффшорных зон Европы с нелегальным бизнесом;
- раскрыть опыт взаимодействия оффшорных режимов с остальным экономическим сообществом и определить их место в мировой экономике;
- определить основные направления и перспективы развития оффшорных зон Европы;
- раскрыть взаимосвязи европейских оффшорных зон с российской экономикой;
классифицировать основные принципы создания и опыт функционирования оффшорных зон на конкретных примерах;
- оценить целесообразность и возможность создания оффшорной зоны на территории Российской Федерации.
Объектом исследования являются оффшорные зоны европейского региона.
Предметом исследования является комплекс экономических взаимоотношений европейских оффшорных зон с остальными участниками международной экономической деятельности.
Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней уточнены и содержательно обоснованы аспекты деятельности оффшорных зон в Европе и их влияние на экономику России.. Диссертантом получены следующие основные результаты:
1. Обоснован тезис, что возникновение и формирование оффшорных зон в мировой экономике было объективным процессом, обусловленным неразвитостью экономических отношений;

9
2. Доказано, что для стран, практикующих оффшорные режимы, оффшорные зоны представляют собой не просто экономическое территориальное образование, а целую концепцию развития, «индустрию» услуг;
3. Выявлена и обоснована положительная роль оффшорных зон как фактора налоговой конкуренции, «невидимой руки», оказывающей давление на величину налоговых ставок и препятствующей установлению конфискационных режимов налогообложения во всем мире;
4. Определена роль оффшорных зон как сосредоточения значительной части мировых активов и одного из источников инвестиционных фондов для других стран, показано отсутствие значительной роли оффшорных зон в процессе «отмывания» «грязных» денег, как в процессе противоположном оффшорному планированию;
5. Оценены перспективы развития оффшорных зон в Европе с учетом тенденций Европейской интеграции и выявлены пути преобразования европейских оффшорных зон;
6. Предложена авторская концепция комплексного подхода к оценке факторов, влияющих на развитие оффшорных зон;
7. Разработана концепция центра деловой активности, подходящая для возможного применения на территории Калининградской области.
В диссертации содержится анализ целого ряда новых источников, а также ранее не публиковавшихся на русском языке аналитических материалов, которые впервые вводятся автором в научный оборот.
Научно-практическое значение исследования заключается в том, что материалы положений и результаты исследования могут способствовать наиболее комплексному, глубокому и тонкому пониманию феномена оффшорных зон и их роли в мировой экономике. Основные выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, могут быть использованы законодательными и исполнительными органами в планах по развитию отсталых регионов Российской Федерации.

10
Отдельные материалы диссертации могут применяться при подготовке лекций и семинаров по курсу «Мировая экономика» и «Международные экономические отношения». Некоторые выводы могли бы способствовать более углубленным исследованиям в области оффшорных зон в дальнейшем.
Апробация работы Основные положения диссертационного исследования изложены автором в научных публикациях и трудах научно-практических конференций.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Основной текст работы изложен на 192 страницах машинописного текста, содержит 18 таблиц и 2 рисунка. Библиография состоит из 129 источников, в том числе 80 на иностранных языках.
В введении раскрыта актуальность темы исследования, сформулированы цели и задачи работы, определен объект и предмет исследования, отражена научная новизна работы, теоретическая и практическая значимость диссертации.
В Главе I «Основы создания оффшорных зон» отражены этапы формирования оффшорных зон и раскрыты причины их возникновения. Предложена классификация оффшорных зон мира, выявлено их эволюционное развитие, дан обзор основных оффшорных зон Европейского региона, выявлены их характерные черты.
В Главе II «Принципы функционирования оффшорных зон» выявляется экономическая связь оффшорных зон с деловой активностью в Европе, определяются основные мотивы использования оффшорных зон их основными клиентами. Рассматривается связь оффшорных зон с нелегальным бизнесом. Определяется роль и значение оффшорных зон в мировой экономике как территорий, предоставляющих льготное налогообложение. Тщательно анализируется современное состояние отношений стран с высоким уровнем налогообложения и оффшорных зон, выявляются и описываются тенденции, направленные против дальнейшего развития оффшорных зон, оцениваются

11
возможные последствия закрытия оффшорных режимов, и состояние оффшорной индустрии в Европе в начале XXI в.
В Главе III «Практические аспекты взаимодействия экономики Российской Федерации с оффшорными зонами» проведен глубокий анализ современного состояния связей России с оффшорными зонами в Европе, раскрыты особенности экономических отношений РФ с оффшорными зонами и перспективы их развития. В работе раскрывается структурный подход к созданию и развитию оффшорной индустрии на заданной территории, построенный на основе знаний, полученных из предыдущих глав настоящей работы. Автором выявляются причины неудачного развития оффшорных регионов, как на территории Европы, так и на территории Российской Федерации. Рассматривается возможность применения европейского оффшорного опыта на территории Российской Федерации.
В Заключении сформулированы основные выводы, к которым пришел автор в ходе проведенного диссертационного исследования и даны рекомендации.
Библиография содержит публикации российских и зарубежных авторов, использованные в процессе написания настоящей работы. В Приложениях размещен дополнительный материал имеющих отношение к теме диссертационного исследования.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог и обобщая основные результаты исследования, представляется целесообразным сформулировать основные выводы и практические рекомендации.
1. Исследование этапов возникновения и становления оффшорных зон показало, что оффшорные зоны являются неотъемлемой частью мирового экономического пространства и их возникновение является естественным продолжением эволюционного развития международных экономических отношений. Оффшорные зоны - это не чуждый элемент в структуре мировой экономики, а одна из составляющих ее развития. Возникновение оффшорных зон стало возможно при наличии определенных условий, какими были желание налогоплательщиков, в частности крупных компаний, избежать непосильно тяжелого налогового бремени и желание бывших колониальных территорий вследствие получения экономической самостоятельности обеспечить себя стабильным источником дохода. В послевоенные годы требовался новый стимул в развитии экономических отношений и более эффективное применение имеющимся капиталам. Оффшорные зоны предоставили такую возможность. Возникновение оффшорных зон было обусловлено неразвитостью международных экономических отношений. Как зарождение оффшорных зон, так и их исчезновение будет постепенным, имеющим эволюционный характер процессом, объективной реальностью которого станет отсутствие острой необходимости в оффшорном налоговом планировании. Предпосылки для развития такой ситуации создаются уже сейчас, набирающим темпы явлением глобализации. Развитие глобализации, в частности в области унификации налогового права, будет означать начало нового этапа в развитии оффшорных зон - их исчезновение.
2. Как и для других элементов экономической жизни, для оффшорных зон характерны эволюционные процессы. Сформировавшись, оффшорные зоны превратились в самостоятельный единицу мировой экономики. В ходе работы автором были выявлены и проанализированы три вида оффшорных зон,

186
являющиеся самостоятельными ступенями в эволюционном процессе становления оффшорных зон. Это классические оффшорные зоны, Центры международного бизнеса и налоговые ниши. С точки зрения теории организации оффшорная зона это весьма сложный механизм, которой отражает на себе все внешние явления экономической жизни, а фактом своего возникновения порождает целый комплекс новых явлений. Новым в отношении оффшорных зон и регионов, их практикующих, является формирование целой оффшорной деятельности. Оффшорные зоны формируют центры прибыли, притягивающие новые капиталы, вокруг оффшорного бизнеса всегда развиваются сопутствующие сектора экономики. Оффшорная деятельность становится средством, способствующим развитию отсталых регионов.
3. На территории Европы быстрому развитию оффшорных зон способствовала свобода перемещения людей и капитала. Оффшорные зоны Европы возникли на территориях, не отличающихся своей экономической самостоятельностью. Тем не менее, развивая оффшорный сектор, данные территории стремятся подчеркнуть свою независимость от покровительствующей стороны. Создание оффшорной зоны всегда подразумевает обострение фактора обособленности региона, которая выражается в политическом, но не в экономическом аспекте. Характерной чертой европейских оффшорных зон является их принадлежность к Центрам международного бизнеса. Это подчеркивает респектабельность европейского региона и желание европейского потребителя получать не только чистые налоговые льготы, но и другие уникальные составляющие оффшорного товара, такие, как налоговое планирование высшего качества, надежность, комплексный пакет услуг, высокая репутация и надежность оффшорной структуры. Во всех оффшорных зонах Европы на законодательном уровне приняты меры препятствующие «отмыванию» «грязных» денег. В Европе также отсутствуют понятия традиционной конфиденциальности, реестры оффшорных компаний являются общедоступными, а добиться секретности можно только с помощью номинального владения. Оффшорную деятельность

187
европейских юрисдикций можно охарактеризовать как сформировавшееся зрелое, развитое, самостоятельное экономическое явление. Отличительной чертой деятельности европейских оффшорных зон является развитие сопутствующих секторов экономики. Более одной трети оффшорных зон являются функциональной составляющей остальной экономики, когда оффшорные зоны полностью интегрируются в экономические отношения того региона, где они развиваются.
4. Чаще всего оффшорные зоны используются для минимизации налогового бремени и сохранения режима конфиденциальности. Применение оффшорных зон распространено с целью устранения нежелательных барьеров в бизнесе и управления риском. Развитость банковской системы, закрепившаяся практика корреспондентских отношений и режим конфиденциальности, распространенный в оффшорных зонах, дают основания для многочисленных обвинений оффшорных юрисдикций в отмывании «грязных денег». Это накладывает отпечаток на репутацию многих оффшорных юрисдикций и дает формальный повод международным организациям для борьбы с существующими оффшорными режимами. В действительности основные фазы отмывания денег имеют место в промышленно развитых странах и крупных международных финансовых неоффшорных центрах. Такая практика меньше привлекает внимание компетентных органов и позволяет операциям по отмыванию денег быть затерянными в многочисленных других финансовых сделках. Борьба с нелегальным бизнесом делает оффшорные зоны более прозрачными, исчезают традиционные понятия конфиденциальности. Предприниматели так же, как и оффшорные юрисдикции, все более становятся заинтересованными в надежной положительной репутации своего бизнеса.
5. Функционирование оффшорных зон в мировой экономике несет на себе большой заряд положительной энергии регулирующего характера. В условиях глобализации международных экономических отношений, когда экономики отдельно взятых стран характеризуются отношениями взаимопроникновения и формируют новое экономическое пространство, различия в уровнях

188
налогообложения можно рассматривать как еще один фактор конкурентной борьбы. Главной концепцией, послужившей основой данной диссертации, является рассмотрение стран в мировой экономике как конкурентов, клиентами которых являются налогоплательщики. В этой связи «оффшорная индустрия» является одним из способов привлечения новых клиентов. В ходе диссертационного исследования была проведена параллель между странами с различным уровнем налогообложения в мировой экономике и компаниями, действующими на конкурентном рынке. Было показано, что конкурентная борьба между странами по уровню налогообложения оказывает положительное воздействие на экономическое развитие как отдельно взятых стран, так и мировой экономике в целом.
6. Современные взаимоотношения промышленно развитых стран и оффшорных зон характеризуются тенденцией к искоренению оффшорных режимов, особенно в пределах Европы. Оффшорный принцип вступил в противоречие с набирающей темпы глобализации экономики, а точнее с европейской тенденцией налоговой гармонизации. Воздействие международных организаций на оффшорные зоны мира происходит под эгидой борьбы с нечестной налоговой конкуренцией и «отмыванием» «грязных денег». Целью является устранение различного рода проявлений режима конфиденциальности в оффшорных зонах и выработки единого механизма обмена информацией по налоговым вопросам. Стремление запретить оффшорную деятельность во многих странах может иметь не только положительный аспект (с точки зрения борьбы с утечкой капиталов), но также и негативные последствия. Существует вероятность, что тенденция налоговой гармонизации, может обернуться большими налогами для налогоплательщиков, а отсутствие конкуренции со стороны оффшорных зон - установлением конфискационных режимов. Кроме того, принцип единых налоговых ставок во всех странах не учитывает колебания экономической активности, при которых налоговая ставка является эффективным рычагом регулирования экономики в руках государства. Запрет на оффшорную деятельность во многих странах

189
может существенно сказаться на экономическом развитии стран практикующих оффшорные режимы, и нарушает суверенное право государств самостоятельно вырабатывать налоговую политику.
7. Европейская интеграция, в свое время способствовавшая развитию оффшорных зон в Европе на современном этапе угрожает их уничтожением. Все оффшорные зоны Европы являются квазинезависимыми, и их дальнейшее развитие зависит от политики ЕС. Дальнейшее развитие оффшорных зон в Европе в XXI в. будет обусловлено взаимодействием следующих наиболее важных факторов. На оффшорные зоны будут оказывать давление международные организации, борющиеся с любыми проявлениями режима конфиденциальности и налоговой конкуренцией. Расширение границ Европейского Союза и усиление его влияния в европейском регионе будет приближать по времени планы налоговой гармонизации единой Европы. Вместе с тем, высокий уровень налогообложения в Европе в сочетании с развитием новых технологий и мобильностью финансовых ресурсов сделает налоговое планирование единственно возможным способом оптимизации налоговых потерь. Под влиянием данных тенденций обозримы свидетельства преобразования европейских оффшорных зон. Некоторые из них, такие, как Кипр, перестанут существовать, другие, как Нормандские о-ва, Гибралтар серьезно видоизменятся, превратятся в традиционные международные центры деловой и финансовой активности и тем самым укрепят свои позиции. Многие из них будут еще долго сохранять элементы оффшорности в своей практике, одновременно выравнивая уровень налогообложения оффшорных и оншорных компаний. Большинство оффшорных зон переместится из региона Европы в другие части мира. Новый толчок в своем развитии получат оффшорные зоны Азии, возникнут и совсем новые оффшорные юрисдикции. Произойдет изменение состава потребителей оффшорных зон, сократится их количество, клиентами станут крупные международные компании. Оффшорный бизнес будет непосредственно связан с функционированием интернет-технологий. В

190
ближайшие годы институт оффшорности по-прежнему продолжит свое существование.
8. В РФ использование оффшорных зон распространено так же, как и в других европейских странах. Особенностью использования оффшорных зон в российской экономике является бегство и последующее накопление капитала из России в направлении оффшорных зон. Степень насыщенности капиталом внутри страны не соответствует объемам и темпам перемещения финансовых активов за границу в направлении оффшорных зонЛ Это объясняется в первую очередь общей неразвитостью рыночных отношений в стране, политической нестабильностью, высоким уровнем налогообложения и все еще высокой степенью закрытости экономики. Оффшорные зоны используются резидентами России для вывода активов крупных предприятий в пользу их собственников или менеджеров и объявлений таких предприятий банкротами, для накопления финансовых активов и взаиморасчетов российскими резидентами за пределами страны. Другой особенностью использования оффшорных зон в российской экономике является возвращение в Россию вывезенного ранее в оффшорные зоны капитала уже в виде иностранных инвестиций. На современном этапе оффшорные активы российских резидентов пока не используются ими для выхода на международный рынок капиталов.
9. Особенность услуг, предоставляемых оффшорными зонами, предполагает большую зависимость от экономических субъектов из других стран, а, следовательно, и от экономических отношений, сложившихся в других регионах, иногда даже в большей степени, чем зависимость от экономической ситуации внутри оффшорного региона. Оффшорная деятельность вовлечена в широкие многосторонние международные экономические отношения в большей степени, чем любой другой сектор национальной экономики. Наличие большого числа факторов, влияющих на развитие оффшорных зон, определяет сравнительно небольшое число оффшорных регионов во всем мире, около 80. Одна треть этих юрисдикций сегодня находятся в состоянии упадка или вымирания. Между оффшорными зонами существует жесткая конкуренция,

191
которая в современных условиях начала XXI в. выражается в превращении оффшорных услуг в категорию особого товара. Такой товар будет востребован потребителем только в случае наличии у него набора определенных уникальных особенностей. Оффшорная деятельность весьма специфична, она изначально требует меньших вложений, имеет большую связь с международной экономикой, чем, например, СЭЗ, однако больше подвержена влиянию международной конъюнктуры. Развитие оффшорной зоны требует долговременного и планомерного подхода. Оффшорный режим необходимо в первую очередь рассматривать ни как предоставление налоговых льгот, а как формирование особых экономических правил для оффшорных предприятий.
10. Анализ неудачного оффшорного опыта на территории Ингушской республики делает возможным утверждать, что организация и развитие оффшорной зоны на территории страны должна происходить с учетом ее международной составляющей. Рассматривая возможность развития зоны, необходимо иметь в виду не только ее внутреннюю полезность для региона, но и ее реальный экономический потенциал на международной арене, ее конкурентоспособность. Прежде всего, «оффшорная индустрия» - это новая деятельность для государства, с помощью которого она создает привлекательную среду для иностранных инвесторов. Только после этого оффшорная зона становится средством решить социальные проблемы, увеличить доходы бюджета для региона или страны ее нахождения.
11. Анализ опыта взаимодействия российских предприятий с оффшорными зонами подсказывает, что основополагающую причину массового бегства капитала из РФ следует искать внутри страны. Эта причина, прежде всего, кроется в непродуманно жесткой налоговой политике государства, связана с нестабильностью политической и экономической ситуации в стране. Запутанность налоговых правил и валютных ограничений объективно вынуждает налогоплательщиков искать более экономически эффективные пути ведения бизнеса с использованием оффшорных компаний. В этой связи представляется возможным рекомендовать упрощения большого

192
количества налоговых инструкций и отмены ряда валютных ограничений, относящихся к взаимодействию российских предприятий с иностранными контрагентами.
12. Одновременно государству необходимо в большей мере взять на вооружение международный, европейский опыт создания и функционирования оффшорных образований, дабы извлечь из них прямую выгоду для себя, своей экономике и своих граждан. Оффшорный деятельность может привнести множество положительных моментов в развитие экономики страны или ее отдельного региона. Представляется возможным рекомендовать развитие центра международного бизнеса на территории Калининградской области. Учитывая геополитическую ситуацию, сложившуюся в данном регионе, и потенциальную возможность отделения области от страны, развитие центра международной активности поможет сохранить территориальную целостность Российской Федерации и одновременно успешно решить ряд экономических и социальных проблем, повысить самообеспеченность региона.
13. Развитие условий для международной деловой активности в Калининградской области рекомендуется осуществлять в форме центра международного бизнеса, не столько предоставляя налоговые льготы, сколько применяя концепцию комплексной целенаправленной деятельности правительства по формированию благоприятных условий по ведению бизнеса на долгосрочной основе. Представляется возможным предоставлять компаниям максимальную свободу, сочетаемую однако с четкими правилами ведения бизнеса, строго обозначенными на федеральном уровне.



1. Ашарин М.В. Внешнеэкономическая безопасность Российской Федерации в Балтийском регионе (на примере Калининградской области): Дис. канд. эконом, наук - М, 2001.
2. Ашарин М.В. Участие Калининградской области Российской Федерации в многостороннем экономическом сотрудничестве стран Балтийского регионаУ/Россия: Европейский вектор// под ред. Е.М. Кожокина РИСИ- ИМЭМО РАН - М; 2000
3. Америка открывает оффшоры// Русский фокус - 11.02.2002 - С. 55 -57.
4. Будылин С. Кипр-батюшка// Эксперт - 08.03.1999 - №9.
5. Булатов А. Налоговые гавани и оффшорные центры Европы// Внешняя торговля - М., 1993 - №10 - С. 27-30.
6. Виркунен В. Жизнь и смерть налоговый оазисов//Русский фокус - 03.03.2002 -С. 55 - 57.
7. Все в полном офшоре// Коммерсантъ деньги - 28.02.2001 - №8(312).
8. Голубков Д.Ю. Особенности корпоративного управления в России: инвестиционный кризис и практика оффшорных операций. - М.: Издательский Дом «Альпина» - 1999.
9. Грузенкин В.В. Практические рекомендации по законному использованию оффшорных компаний в Российской Федерации. - Белгород: Крестьянское дело, 1999.
10. Гуцериев М.С. Формирование и развитие зон экономического благоприятствования (методология и практика): Дис. док эконом, наук - М,
1998.
11. Данько Т.П.. Окрут З.М. Свободные экономические зоны. - М.: Инфра-М,
1998 г.
12. Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление. - М.: Экономика, 1998.

194
13. Иванов Э.А. Отмывание денег и правовое регулирование борьбы с ним. -М.: Российский юридический издательский дом, 1999.
14. Ивановский Б. Частные оффшорные банки: ужесточение финансового контроля/Юффшор Экспресс.-1998- №07
15. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Свободные экономические зоны. - М.: Ось-89,
1997.
16.Зимин И., Хренников И. Открылась новая прачечная// 7 дней - 30 ноября 2000 - №268,
17. Каика 3., Беккер А. Оффшор в Калининграде хочет создать Минэкономразвития// Ведомоси - 15.06.2001.
18. Корнеева Е.И. Офшорный мир. Взгляд изнутри. -М.: Экономика, 2001
19. Котке К. Грязные деньги. - М.: Дело и Сервис, 1998.
20. Кретинин Г.В. Калининградская область РФ в системе балтийского регионализма // Россия: Европейский вектор// под ред. Е.М. Кожокина РИСИ-ИМЭМО РАН - М; 2000.
21. Кулакова Н. Тягай С. Остров сокровищ// Коммерсант деньги - 4 августа
1999 -№30(233).
22. Люксембург «Льготная» юрисдикция //Offshore Review. - 1998 -№5/98.
23. Масштабы бегства капитала из России// Фонд «Бюро экономического анализа». Справка - 01.02.2001.
24. Матовников М.Ю. Науру-Россия-Европа// Эксперт - 7 мая 2001 - № 17.
25. Матовников М.Ю. Оффшоры не популярны у российских банков// Аналитический банковский журнал. - 2001 - №5.
26. Морской торговый порт Калининград// Транспортный бизнес в России -
2000 - №2
27.Оставить Бен Ладана без денег// Русский Фокус. - 25 ноября 2001- С.57 28.0дноколенко О., Новиков В. Оборона Калининграда// Итоги - 22.05.2001 29.0т бегства капитала к его привлечению// Материалы «Круглого стола» - М.: Институт экономики РАН, 2000 30.Отчет мэрии г. Калининграда за 2000 г.

195
31. Пеппер Д. Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования. М.: Инфра-М, - 1999 -С. 19
32. Постановление Правительства РФ «О зоне экономического благоприятствования на территории Ингушской Республики» - 19.06.1994 - №740
33. Положение О свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ «Янтарь») - 25.01.1991 - №497
34. Проект федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2010г.- 2001
35. Привалов К. Как остановить большую стирку// Сегодня - 5 марта 1999
36. Пришвин А. Богатство России «Запсибом» убывает// Эксперт - 23 июля 1997 -№23.
37. Рубченко М., Агеев С., Губина И., Локтева С., Шмаров А. Обитель дальняя/ЛЭксперт. 1996. -№12
38. Рубченко М. Административная возгонка: гонения на офшоры лишь поднимают цены услуг компаний специализирующихся на неформальных бизнес-услугах// Эксперт - 13 сентября 1999 -№34.
39. Рубченко М. Слухи о Кипре сильно преувеличены// Эксперт - 14.07.1997 - №26.
40. Рушайло П. Сливной банчок национального масштаба// Коммерсант деньги
- 06.02.2002 - №4 (359) - С.13 -15.
41. Севрюков Д. Труба зовет в оффшор// Новая газета - 1999 - №51.
42. Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике - С-П:, Полиус, 1998.
43. Ушаков Д.Л. Оффшорные зоны в практике российских налогоплательщиков.
- М.: Юристъ, 1999.
44. Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» - 22.01.1996 - №13-Ф3.
45. Федеральный закон «О центре международного бизнеса «Ингушетия» - 30.01.1996-№16-ФЗ.

196
46. Французские банки под колпаком// Русский фокус - 18.02.2002. - С. 11.
47.Чеховский Н. Чем не нравится Кипр Америке// 7 дней - 27.05.2000 - №113
48.Шеховцов Н.О. География оффшоных зон мира: Дис. канд. геогр. наук. - М.,
1998.
49.Экономический анализ деятельности оффшорных предприятий/ Калинина А.П., Сисина Н.Н., Юорисова Е.А., Игнатьева С.Н.; СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та экономики и финансов, 1996.
50. Abbot J. Treasure island or dessert island? Offshore finance and economic development in small island economies: the case of Labuan// Development Policy Review - L., 2000 - Vol. 18, № 2. - P. 173-175.
51. A Business View of Tax Competition// Business and Industry Advisory Committee to the OECD.
52. Access to the Russian Market: Using Cyprus as Russia’s Market Place// Offshore Outlook - September 30, 1999.
53. Allan M. Austria Escapes Censure by Ending Secret Accounts// The Wall Street Journal. - Junel6, 2000.
54. Allen M. U.S. Tax Fraud Probe Opens View Into World of Offshore Banking// The Wall Street Journal August, 09 1999.
55. All Havens in a Storm// The Economist - July 1, 2000.
56. Annual Report on Money Laundering// FATF - June 22, 2000.
57. A Package to Tackle Harmful Tax Competition in the European Union// Commission of the European Communities - May 11, 1997 - COM (97)564 final
58. A Review of European Economic and Monetary Union and its Implications// The Treasury EMU - March 1998.
59. Bendelow B. Offshore and New Millennium// Offshore Today , April 2000.
60. BIAC Comments on The OECD Draft Paper Environmentally Related Taxation in OECD Countries: Issues and Strategies// Business Industry & Advisory Committee - November 14,2000.
61 .Blanden M. Opening the Door for EMU// The Banker - January 1998.

197
62. Blum J. Criminal Money Laundering and Illegal Flight Capital, Brooking Press Briefings, Washington, DC, September 29,1999.
63. Central Bank of Malta Quarterly Review - September 2001 - Vol. 34№3.
64. Chairman of Cyprus Central Bank press conference - November,6 2000.
65. Cohen A. Russian Money Laundering: Questions Congress Should Ask// The Heritage Foundation Backgrounder. - September 22, 1999 - №1323.
66. Cordell A. Nothing Fails Like Success: Online Growth in the Offshore World// Journal of Internet Banking and Commerce. - 1998 - №06.
67. Coucouni C. The Cyprus International Business Company //Offshore Today - 2000-№10.
68. Cyprus: Selected issues and Statistical Appendix, IMF Staff County Report s №00/123, September 2000.
69. Cyprus Central Bank Statistic //October, 2001.
70. Devereux M. The OECD Harmful Tax Competition Initiative// Commonwealth Secretariat - London - August, 2000.
71. Editorial Comment: Taxing Times for Offshore Centers// The Financial Times - July 27, 2000.
72. Enhancing Contributions To Combating Money Laundering: Policy Paper// IMF and World Bank - April 26, 2001.
73. European Economy: Generational Accounting in Europe// European Communities -2000.
74. EU Tax Harmonisation - Myth or Reality// Offshore Update - July, 2000 - Issue 3 Vol. 2.
75. Financial Stability Forum, “Report of the Working Group on Offshore Centers,” April 5, 2000.
76. Financial Service Commission// Annual Report 2000.
77. Fiscal Affairs// OECD - 2000.
78. Framework for a Collective Memorandum of Understanding on Eliminating Harmful Tax Practices// OECD - 2001.

198
79. From Far and Wide// International the World Wide Guide to Personal Finance - July, 1997 - №0.113.
80. Gibraltar Commissioner’s Report// Financial Service Commission Annual Report
- 2000.
81. Gimme Shelter// The Economist, January 29, 2000.
82. Hall W. Companies & Finance International// Financial Times - March 7, 2001.
83. Hampton M.P., Christensen J.E. Treasure Island Revisited. Jersey/s offshore Financial Centre Crisis: implicatios for other small island economies// Environment and Planning - L., 1999. - Vol. 31 №9 - P. 1619-1637.
84. Harmful Tax Competition: An Emerging Global Issue// OECD - 1998.
85. Harmful Tax Practices// OECD - April 13, 2000.
86. Hungary: Selected Issues and Statistical Appendix, IMF Staff County Reports №00/59, April 2000.
87.Improving Access to Bank Information for tax Porposes// OECD - 2000.
88.International financial markets as Viewed from BIC Statistics: Changes in the International Flow of Funds in the 1990’s// Bank of International Settlements -
1999.
89.Isle of Man Key Economic Data Reports The Isle of Man Treasury, February
1999. www.gov. im/infocentre/stats.asp.
90. Jersey Financial Services Commission Quarterly Report November 23, 2000 www. gfsc. guernsey ci. com/ guernsey/index .html.
91. Jonston D. Taxation and Social Progress// OECD Observer - January 1999 - №215.
92. Kingdom of the Netherlands - Netherlands: Selected Issues and Statistical Appendix// IMF Staff County Report - July 2000 - №00/88.
93. Kirwin J. EU States Agree to Long-Term Framework for Cross-Border Tax on Savings Income// BND Daily Report for Executives - June 21, 2000.
94. Kyriacos S. Doing Business in Russia- The Myth v. The Truth: A Cyprus Perspective// Offshore Outlook - April 30, 2000.

199
95. Lambooij М., Sinyor A., Chew V. Recent OECD Initiatives With E-Commerce Taxation// Tax Notes International - April 23, 2001.
96. Level-headed// The Economist - December 05, 1998.
97. Lomas U. Liechtenstein’s LGT Bank Reports Record Profits // Tax-news.com - March, 13 2001.
98. Lomas U. Swiss Banking Secrecy Not Negotiable// Tax-News.Com - October 18, 2001.
99. Lussi A. Eurosecurities - the Great Escape?// The Banker - January 1999.
100. Luxembourg Selected Issues and Statistical Appendix, IMF Staff Country Report № 00/67, May 2000.
101. Martinez-Mongay C. ECFIN’s Effective Tax Rates. Properties & Comparisons with Other Tax Indicators// European Communities - October 2000 - №146.
102. Mitchell D. J. An OECD Proposal to Eliminate Tax Competition Would Mean Higher Taxes and Less Privacy// The Heritage Foundation Backgrounder - September 18, 2000 - №1395.
103. Mitchell D. J.A Tax Competition Primer: Why Tax Harmonization & Information Exchange Undermine America’s Competitive Advantage in the Global Economy// The Heritage Foundation Backgrounder - July 20, 2001 - №1460.
104. Mitchell D.J. Money-Laundering Bill Should Target Criminals, Not Low Taxes// The Heritage Foundation Backgrounder. - October 16, 2001 - №1492.
105. Monaco a Money Laundering Haven// Australian Financial Review. - June 26,
2000.
106. Money Laundering// OECD Observer. - 1999 - №07.
107. OECD Makes its Ruling on E-Tax// International Tax Review - February
2001.
108. On-line Banking: A New Vehicle for Money Laundering// OECD in Washington - July 2000.
109. Peel М., Guerrera F. OECD Eyes Deal with Island Tax Havens// The Financial Times -June 16, 2000.

200
110. Progress for Partnership and Prosperity - UK White Paper, March, 17 1999.
111. Progress Report on Non Cooperative Countries and Territories// FATF - June,
2001.
112. Report on Business Taxation in Europe// European Union Code and Conduct Committee - February, 28 2000.
113. Report on Corresponding Banking: a Gateway to Money Laundering// Minority Staff of the U.S. Senate Permanents Subcommittee on investigations.- February, 05 2001.
114. Report on Money Laundering Typologies 1998-1999// FATF February,10
1999.
115. Report of The Working Group on Offshore Centers// Financial Stability Forum - April 5, 2000.
116. Review of Financial Regulation in The Crown Dependencies// The Edwards Report- 1998.
117. Rhinds S. Strauss-Kahn: Banks should Boycott International Centers// DowJones Newswire - June 23,1999.
118. Robinson M. Guernsey FSC Releases Funds Under Management Figures. - September 06,2001 - Tax-News.Com.
119. Russia: The tricks Russians use to funnel cash abroad// Financial Times - August 27,1999.
120. Sesit M. U.N. Targets Offshore Centers; Plan Aims for Minimum Standards// The Wall Street Journal, January 25, 2000.
121. Shadrach M. Pro and Cons Cyprus as an International Business Center //Offshore Outlook. - 1999.-№6.
122. Switzerland: Selected issues IMF Country Report No 01/75 May 2001.
123. Tax and Trade// The Wall Street journal Europe - September 22, 1999.
124. Tax Treaty Characterisation Issues Arising from E-commerce// Report to working party No 1 of the OECD committee on fiscal affairs - February 01, 2000
125. The OECD’S Project on Harmful Tax Practices: The 2001 Progress Report// OECD - June 6, 2000.

201
126. Towards Global Tax Co-operation //OECD Report To The 2000 Ministerial Council Meeting and Recommendations by The Committee on Fiscal Affairs -
2000.
127. United Nations, “Financial Flavens, Banking Secrecy, and Money Laundering,” 1998.
128. United Nations, Press Briefing on Money Laundering, June 5, 1998.
129. World Bank Group Strategic Framework// World Bank - January 24, 2001.



Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ