Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конструирование социальной идентичности молодежи в виртуальном пространстве

Работа №42106

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
656
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические основы исследования идентичности молодежи как социально-демографической группы 9
1.1. Социологическая сущность и содержание понятия «идентичность» 9
1.2. Современные тенденции и основные теоретические подходы к
исследованию социальной идентичности молодежи 13
1.3. Методология исследования идентичности молодежи в виртуальном
пространстве по Гофману 23
Глава 2. Анализ виртуальной идентичности молодежи: эмпирическая
интерпретация 32
2.1. Особенности и условия формирования идентичности молодежи в
виртуальном пространстве 32
2.2. Исследование практики конструирования идентичности молодежи в
виртуальном пространстве 38
2.3. Опыт Способ конструирования идентичности в виртуальном пространстве
по Гофману 46
Заключение 59
Список использованных источников и литературы

Актуальность. На протяжении последних десятилетий проблема формирования идентичности не теряет своей актуальности. Идентичность стала предметом исследовательского интереса социологов и психологов, философов и культурологов и других. Многочисленность трактовок понятия «идентичность» говорит о том, что процесс концептуализации данного феномена далек от своего завершения. К тому же, в связи с динамичностью жизни, постоянно происходит процесс выявления новых аспектов становления идентичности, которые требуют научного осмысления.
Именно развитие и внедрение в повседневную жизнь информационных технологий, является одной из главных трансформаций современного мира. На сегодняшний день Интернет - коммуникации стали неотъемлемой частью повседневности. Само присутствие в данном пространстве (социальных сетях) сегодня является условием социализации. Для большинства людей Интернет выступает в роли «важного пространства», в котором они взаимодействуют. А что касается молодежи, то в их жизни Интернет стал местом встречи, развлечения и отдыха. Соответственно, трансформируются способы и формы репрезентации идентичности человека. Многие проводят в Интернете большую часть своего времени, при этом пользователи, в большинстве случаев, просматривают социальные сети, такие как Вконтакте и Facebook, Instagram, YouTube. В социальных сетях можно найти свою любовь, познакомиться с интересными людьми, Интернет помогает в поиске работы, самовыражения и продвижения своего творчества (например, площадка Instagram позволяет найти единомышленников, покупателей по средствам использования в своих постах хештегов).
Социальные сети дают новые возможности для управления впечатлением, которое происходит через самопрезентацию, без которой невозможно конструирование социальной идентичности. Советский и российский психолог, специалист по проблемам общения и нравственного развития А.А. Бодалев определяет самопрезентацию, как акт самовыражения в процессе общения, направленный на создание определенного впечатления о себе у аудитории, в качестве, которой может выступать как отдельный человек, так и группа людей . Стратегию самопрезентации можно обозначить как совокупность последовательных действий по созданию и поддержанию своего образа, в зависимости от обстоятельств, т.е. аудитории, естественных условий, действий других людей и т.п.
Социальные сети предоставляют пользователю возможности для самоидентификации и самопрезентации, что является качественно новым и актуальным для изучения. Виртуальная коммуникация в силу ряда объективных технологических особенностей (анонимность, дистантность, отсутствие маркеров телесности) создает для пользователя максимальную свободу в самоопределении и непосредственном самоконструировании. Конструирование «виртуального Я» становится инструментом самоопределения и поиска идентичности, способом опробования новых ролевых моделей, самопознания и самоиспытания. И это делает виртуальную сферу особенно значимой для подростков и молодежи в период «поиска идентичности».
Степень разработанности темы. Богатую историю изучения в различных областях научного знания имеет понятие «идентичность». Американский психолог Э.Эриксонсыграл одну из важных ролей в становлении понятия «идентичность» как междисциплинарного. Именно З.Фрейда, К.Юнга исследователь сам называл своими предшественниками. В тоже время, параллельно с теорией Э.Эриксона развивалась теория «структуры личности», которая частично затрагивала проблемное поле феномена «идентичности», в рамках антропологии во главе, которой стояли такие представители как: М. Мид, А. Кардинер, Р. Линтон и К. Дюбуа. Позже взгляды американского психолога Э.Эриксона развил А.Ватерман и другие.Среди отечественных авторов, разрабатывающих пробле-матику социальной идентичности, следует назвать Г. М. Андрееву, М. В. Заковоротную, В. А. Ядова и др.
В различных отраслях социологического знания также изучается феномен идентичности. Ее исследовали такие представители символического интеракционализма, как: Ч. Х. Кули, которые в своих работах посвященных «зеркальному Я», говорит о неразрывной связи личности и общества, тем самым подтверждая, что общество формирует личность и наоборот; Дж. Г. Мид, говорил, что «самость» личностная целостность складывается из свойств, продуцируемых в ходе социального взаимодействия; П. Бергер и Т. Лукман в своих работах говорили о том, что идентичность представляет собой феномен, который возникает во взаимосвязи индивида и общества; И. Гофман в своих работах поднимал вопрос о техники самовыражения и создания впечатления о себе. Изучением личностной идентичности в контексте психологии становящейся личности в отечественной науке занимался И.С.Кон. Он отмечал, что черты идентичности представляют собой условный конструкт, который постоянно видоизменяется под воздействием различных ситуаций.
Исследованием виртуальной реальности и процессов виртуализации занимается ряд отечественных и зарубежных исследователей. В работах Д. Белла, Т. Стоуньера и Э. Тоффлера описываются социальные трансформации, происходящие в контексте бурного развития и распространения информационных технологий. Феномен виртуальной реальности и процессы виртуализации общества исследуются в работах Д. В. Иванова, В. В. Кортунова, В. А. Кутырева, Н. А. Носова, Р. А. Нуруллина, Процессы идентификации индивида и конструирования идентичности в сети Интернет изучаются А. А. Асмоловым, А. Е. Войскунским, А. Е. Жичкиной, П. Келли, Ш. Теркл. А также И.В. Ларинова и О.А. Максимова осуществили анализ формирования идентичности молодежи с точки зрения воздействия информационно - сетевых технологий. Также исследователи О.А. Максимова и Е.О. Шандрик провели анализ особенности идентификации посредствам социальных сетей молодежью, социализация который происходит в условиях становления информационного общества. И.В. Мирошниченко в рамках проекта «Фронтир сетевого общества как пространство политического взаимодействия» анализирует то, как универсальные по своим характеристикам механизмы сетевой коммуникации начинают способствовать формированию конкретных идентичностей, исходя из установок их носителя. В работе «Цифровое» поколение: стиль жизни и конструирование идентичности в виртуальном пространстве исследователь О.А. Максимова анализирует позитивные и негативные последствия конструирования идентичности молодежи в принципиально новой среде.
Анализ фотографий был проведен на основе структурного метода П. Штоппки. В учебнике «Визуальная социология» автор описывает различные методы исследования фотографии в социогуманитарных науках, включая разработанный им метод структурного анализа. По его мнению, фотография есть внешний знак неких важнейших структур общественной системы. Автор выделяет основные элементы общественной структуры, среди которых человеческая деятельность, общественные правила, идеи и жизненные возможности, и подвергает фотографию анализу с позиции данных составных частей.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает социальная идентичность.
Предметом выпускной квалификационной работы является особенности конструирования социальной идентичности.
Цель выпускной квалификационной работы - определить способы конструирования идентичности в виртуальном пространстве.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть содержание понятия «идентичность».
2. Проанализировать основные теоретические подходы к пониманию идентичности.
3. Рассмотреть содержание понятия сомопрезентация с использованием драматургической теории И. Гофмана.
4. Рассмотреть распространенность использования социальных сетей среди российского общества.
5. Выявить способы конструирования виртуальной идентичности молодежью в социальной сети Instagram
Теоретико - методологической базой исследования послужил драматургический подход, который адаптирован к решению задачи выявления механизмов конструирования виртуальной идентичности. Основоположником этого подхода является американского социолога канадского происхождения И.Гофмана. Согласно данному подходу виртуальная идентичность, играет в конкретных ситуациях социального взаимодействия, а точнее в жизненных спектаклях, а самопрезентация выступает как сложный драматургический процесс. То есть, идентичность можно трактовать, как набор ролей и стилей, которые используются в различных ситуациях, это своего рода процесс смены ролей, их интерпретации и адаптации в определенных интернет пространствах.
Эмпирической базой выпускной квалификационной работы послужили материалы Федеральной службы государственной статистики России, опубликованные в сборнике «Информационное общество в Российской Федерации» , собранном Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральной службой государственной статистики и НИУ ВШЭ; данные опроса проведенного в 2017 году социологической организацией «Левада - центр»; результаты эмпирического исследования проведенного всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ);данные фонда общественного мнения (ФОМ); использованы данные исследования «Проникновение Интернета в России: итоги 2017 года», проведенного российским филиалом исследовательского концерна GfK . Также результаты авторского эмпирического исследования в качественной стратегии с помощью полуструктурированного интервью, с пользователями социальной сети Instagram в возрастной категории 18 - 29 лет; анализ 1000 фотографий в 100 аккаунтах пользователей социальной сети Instagram с использованием визуальной социологии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя три параграфа, заключения, также приводиться список использованных источников и литературы.
В первой главе раскрывается содержание основных категорий исследования, приводиться содержание основных понятий, рассматриваются основные теоретические подходы, раскрывается содержание каждого из них, а также рассматривается история возникновения термина «идентичность».
Во второй главе рассматриваются результаты наиболее масштабных социологических исследований, посвященных виртуальной идентичности, приводиться данные о том, как много россиян используют социальные сети; представляются результаты первичного исследования, проведенного среди пользователей социальной сети Instagram посвященного выявлению способов конструированию идентичности в виртуальном пространстве
В заключении обобщаются результаты исследования, приводятся основные выводы.
В приложении представлен гайд интервью, транскрипт интервью, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На протяжении последних десятилетий проблема формирования идентичности не теряет своей актуальности. Многочисленность трактовок понятия «идентичность» говорит о том, что процесс концептуализации данного феномена далек от своего завершения. По мнению американского психолога Э. Эриксон, идентичность можно трактовать, как претерпевающую изменения на протяжении всей жизни тождественность человека самому себе, которая является для него главной загадкой, ключ к пониманию который не дан человеку от рождения.
Современное осмысление феномена идентичность приходиться на конец 60 - х гг. 20 века. Интеракционистский подход стал одним из первых направлений в социологии, в рамках которого были попытки описать механизмы формирования личности и ее идентичности. Представите символического интеракционизма выделяют различные виды идентичности в самостоятельные категории. При этом все внимание сосредоточено на социальной обусловленности идентичности. Американский философ и социолог Дж. Г. Мид говорил, что «самость» личностная целостность складывается из свойств, продуцируемых в ходе социального взаимодействия. «Самость» - представляет собой умение видеть себя глазами других людей. Развивая идею принятия ролей других для формирования представлений о собственной позиции во взаимодействии, американский социолог и социальный психолог Ч. Кули в своих работах предложил концепцию «зеркальной самости» или как ее еще называют «теория зеркального Я». Чувство самости индивида он рассматривал как инстинктивное, развившееся в связи с его важной функцией по стимулированию и объединению всевозможных особых деятельностей индивидов. Исследователь показывает неразрывную связь личности и общества, тем самым подтверждая, что общество формирует личности и наоборот. По мнению П. Бергера и Т. Лукмана, идентичность представляет собой феномен, который возникает во взаимосвязи индивида и общества. Исследователи говорят, что идентичности начинает свое формирование лишь в процессе социализации индивида в конкретном обществе. Особенностью идентичности, исследователи выделяют то, что она может существовать без участия других людей.
В отличие от вышеперечисленных теоретиков, которые акцентировали свой исследовательский интерес на изучении общества, как положительного импульса к осознанию своего «Я», И. Гофман в своих работах поднимал вопрос о техники самовыражения и создания впечатления о себе. Исследователя интересовала связь человека с обществом, с другими людьми, он изучал, как люди пытаются сохранить свою личность перед лицом других и общества в целом.
Конец ХХ века охарактеризован, как информационное общество, это в первую очередь связано с тем, что формируется новая социокультурная среда, под воздействием информационных технологий. Данное общество напрямую повлияло на социализацию молодого поколения. Сеть Интернет создала новую виртуальную реальность, которая обладает ранее неизвестными характеристиками. В виртуальной реальности предполагается замещение реального пространства человека с миром Интернета, в который он погружается как в реальный мир.
Анализируя различные ресурсы в сети Интернет, можно утверждать, что на сегодняшний день главный сегмент составляют социальные сети. Их появление изменило повседневную жизнь. Так, например, по результатам исследования, проведенного ВЦИОМ, социальными сетями каждый день пользуются 45% опрошенных россиян старше 18 лет, 62% - хотя бы раз в
неделю . В возрастной группе 18 - 24 года максимальный уровень вовлеченности, ежедневно 91% пользуется социальными сетями, категория лиц 25 - 34 года составляет 69%, 35 - 44 года - 50%, 45 - 59 - 31%, в группе 60+ доля пользователей кратна 15% .
Значительный переход повседневных практик в сеть Интернет усиливает внимание к построению идентичности в социальных сетях. Немаловажное значение имеет доступность социальных сетей для человека вследствие распространения мобильных устройств и беспроводного Интернета. Доля пользователей интернетом только с мобильного устройства среди молодежи до 30 лет в 2017 году составила 18,4% .
Гофмановское понятие «самовыражения» стало отправной точкой в исследовании социальных сетей, оно включает в себя произвольное и не произвольное. Анализ строиться на изучении произвольного самовыражения, с помощью которого пользователь может формировать мнение о своих характеристиках, которые могут быть придуманы им самим. Процесс «управления впечатлением» или «самопрезентация», без которой невозможно конструирование социальной идентичности, включает в себя передний и задний план.
Вследствие проведенного исследования в рамках данной выпускной квалификационной работы, можно сделать следующие выводы. Молодежь в возрастной группе от 18 до 29 лет является активными пользователями социальной сети. Instargam представляет собой отличную площадку с ограниченными функциями (публикация фото или видео) для конструирования идентичности, демонстрации образа жизни, личных желаний, предпочтений, реальных или вымышленных. При этом происходит перенос реальных социальных данных в виртуальное пространство, иногда это происходит полностью (реальное ФИО, возраст, род деятельности), а иногда частично или вовсе не происходит. В социально сети Instagram каждый пользователь исполняет определенную роль, самостоятельно формирует сюжетную линию в зависимости от поставленных целей. Роль, исполняемая в социальных сетях, не всегда пересекается или отдаленно является реальной. Instagram не ограничивает количество зрителей, перед которыми можно играть свой спектакль, а также позволяет в крайние сроки получить максимальное социальное одобрение.
Используя драматургический подход И. Гофмана, в рамках данной работы были выделены маркеры идентичности в социальной сети Instagram: передний план - обстановка (страница пользователя), личный передний план (внешний вид, манеры); задний план - личные сообщения. Наше внимание было акцентировано на личном переднем плане (фотография). Так как фотография как медийный инструмент создает определенное «смешение» интимности и представления, адресованного внешнему зрителю, в котором пользователь участвует добровольно. Было выявлено, что самопрезентация происходит через шесть групп часто публикуемых фотографий: фотографии «родных людей», «потребление», «путешествие и отдых», «образование и искусство», «Селфи», «обнаженного характера». Фотография, став доступной широким массам населения, предоставила возможность не только фиксировать зримую реальность, но и симулировать ее, т.е. создавать копии, оригинал которых никогда не существовал. В рамках проведенных интервью с пользователями Instagram, были выявлены мотивы публикаций фотографий. Итак, первый мотив - демонстрация себя (напоминать о себе, вызывать зависть и есть один из преобладающих мотивов публикации фотографий в социальной сети Instagram). Вторым мотивом были выделены интересы (поиск профилей интересных пользователю, близких по духу людей). Третий мотив - управление впечатлением публики (преобладает акцентирование внимания на сильных сторонах индивида). Четвертый - социализация (ожидаемые нормы и практики).
Также было замечено, что среди пользователей сети можно выделить «звезд» и «обывателей». Последние появляются вслед на самопрезентацию первых. Звезды - это те пользователи, которые залают моду, за деятельностью которых следят «обыватели». Целью обеих групп является самопрезентация и самоидентификация с членами значимых для них социальных групп. Чтобы подчеркнуть внешние признаки принадлежности к той или иной группе, фотографии тщательно отбираются и продумываются пользователями.
Распределение визуального материала по полу показало, что мужчины чаще публикуют фото из группы «потребление» и «путешествие и отдых», что свидетельствует об их статусе и месте в обществе. Женщины же подчеркивают фотографиями свою красоту, здоровье и успехи, в семейной жизни публикуя фотографии из таких групп как: «селфи», «фото радных». Создание фотографии, является актом или попыткой самоидентификации. Также интересен тот факт, что фотографии в группе «обнаженного характера» публикуются лишь пользователями из разряда «звезды», а для обывателей характерны фотографии из остальных пяти групп.



1. Абельс, Х. Интеракция, идентичность, презентация / Х. Абельс. - СПб. : Алетейя, 2000. - 261 с.
2. Амяга, Н. В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении М.: 1991. - 241 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология/ Г. Андреева. - М., 2004. - 366 с.
4. Барышникова, И.В. Понятие идентичности в социологическом дискурсе / И. Барышникова // Научные сообщения. Вести Волгоградского государственного университета. - 2009. - №2 (10). - С. 166 - 171.
5. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
6. Бодалев, А. А. Личность и общение. Избранные психологические труды./ Александр Бодалев. - 2-е изд. М., 1995. 215 с.
7. Гидденс, Э. Устроение общества: очерк теории структурации. - М.: Акад. проспект, 2003. - 528 с.
8. Гофман, И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М.: Институт социологии РАН, 2004. - 752 с.
9. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман Пер. с англ. М.: КАНОН-ПРЕСС-Ц; Кучково поле, 2000. - 304с.
10. Евтухова, М.П. Самопрезентация молодежи в Интернете / М. Евтухова // Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота. - 2016. - № 10 (112). - C. 33-35.
11. Задворная, Е.С. Феномен идентичности: история формирования понятия и современные подходы к изучению // Ценности и смыслы. 2017. №1 (47). С. 24-37.
12. Заковоротная, М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов-на-Дону, 1999. - 300 с.
13. Зудилина, Н.В. Манифестации идентичности в Интернете: виртуальной
проекции. URL: http: //docplaver.ru/56233317-N-v-zudilina-manifestacii-
identichnosti-v-intemete-virtualnye-proekcii.html (Дата обращения 11.04.18)
14. Ильичёв, Л.Ф. Философский энциклопедический словарь / Л. Ильичёв, П. Федосеев // Советская энциклопедия. - М, 1983 г. - 840 с.
15. Информационное общество в Российской Федерации: статистический сборник / К. Э. Лайкам, Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, О.Ю. Дудорова и др.; Росстат, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 328 с.
16. Исследование GfK: Проникновение Интернета в России URL:
http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-proniknovenie- interneta-v-rossii/ (Дата обращения 25.03.18)
17. Исследование аудитории Instagram: сервисом пользуется каждый десятый в России, большинство — женщины. URL: http://www.forbes.ru/tehnologii/343331- issledovanie-auditorii-instagram-servisom-polzuetsva-kazhdvv-desvatvv-v-rossii (Дата обращения 25.03.18)
18. Каждому возрасту - свои сети. URL:
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116691 (Дата обращения 25.03.18)
19. Козлова, Е.А. Компьютеризация в современной России. URL: https://cvberleninka■ru/article/v/kompvuterizatsiva-v-sovremennov-rossii (Дата обращения 25.03.18)
20. Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. / Игорь Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
21. Кули, Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль / под ред. В. И. Добренькова. М. Изд. МГУ, 1994. С. 320 - 321.
22. Кули, Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. Пер. с англ. - М. Идея- Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000 - 320 с.
23. Кураева, С.В. К методологии исследования социальных сетей / С. Кураева // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2017. - №5. - С. 38 - 46.
24. Ларинова, И.В. Формирование идентичности молодого поколения в контексте влияния информационно-сетевых технологий / И.В. Ларинова, О.А. Максимова // Вестник экономики, права и социологии. - 2017. - № 4.
- С. 275 - 278.
25. Ларионова, И.В. Социокультурная идентификация личности в контексте общества модерна и постмодерна // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 4. С. 314.
26. Локк, Дж. Сочинения: В 3-х т. Т. 1. Опыт о человеческом разумении / пер. с англ. А.Н. Савина. М.: Мысль, 1985. 623 с.
27. Люди, изменившие мир. URL: http: //100grp.ru/srednie-veka/rene-dekart-ya- mvslvu-sledovatelno-va-sushhestvuvu/ (Дата обращения 26.02.18)
28. Максимова О.А. Цифровое поколение: стиль жизни и конструирование идентичности в виртуальном пространстве / Ольга Максимова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 22 (313). С 6 - 10.
29. Мид, Дж. Г. Избранное. Сборник переводов / Дж. Мид; пер. с англ. В.Г. Николаев; Отв. ред. Д.В. Ефременко. - М.: ИНИОН РАН, 2009. - 290 с.
30. Новое поколение интернет-пользователей: исследование привычек и
поведения российской молодежи онлайн URL:
https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/insights-trends/user-insights/novoe- pokolenie-internet-polzovatelei-issledovanie-privvchek-i-povedeniia-rossiiskoi- molodezhi-onlain/ (Дата обращения 25.03.18)
31. О пользе и вреде интернета и особенностях его использования. URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12494 (Дата обращения 25.03.18)
32. Орлова, Э. А. Концепция идентичности / идентификация в социально- научном знании // Вопросы социальной теории. - 2010. Том VI. - С. 87 - 95.
33. Павлова, О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и ее структурные особенности / О. Павлова. - М., 2001. - 315 с.
34. Пикулёва, О.А. Социальная психология самопрезентации личности :автореф. дис. д-ра психол. наук. СПб. 2014. С. 28.
35. Сапожникова, Р.Б. Анализ понятия «идентичность» теоретические и методологические основания / Р. Сапожникова // Вестник ТГПУ. - 2005. - № 1 (45). - С. 13 - 17.
36. Социальная сеть Facebook. URL: https://www.facebook.com/ (Дата
обращения 25.03.18)
37. Социальные сети как площадка организации межличностных
коммуникаций и перформанса идентичности цифрового поколения : сборник материалов исследования / науч. ред. И.П. Кужелева-Саган. - Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2016. - 112 с.
38. Социальные сети как площадка организации межличностных
коммуникаций и перформанса идентичности цифрового поколения : сборник материалов исследования / науч. ред. И.П. Кужелева-Саган. - Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2016.
- 112 с.
39. Социальные сети. URL: https://www.levada.ru/2018/03/06/sotsialnye-seti/ (Дата обращения 25.03.18)
40. Справочный центр рекламодателя. URL:
https://www.facebook.com/business/help/200000840044554 (Дата обращения 25.03.18)
41. Фромм, Э. Бегство от свободы: Пер с англ. / Общ. ред. и послесл. П.С. Гуревича. - М.: Прогресс, 1989. - 272 с.
42. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник. М.: Логос, 2007. 168 с.
43. Щербакова И. В. Социальные и социально-психологические механизмы формирования политической идентичности молодежи: теоретические аспекты // Вестник МГУ. Сер 18. Социология и политология. - 2004. - №1. -
С. 37 - 44.
44. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. - 333 с.
45. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. - 1995. - № 3 - 4. С. 158 - 181.
46. Ely, J.D. Community and the Politics of Identity. URL:
http: //www. Stanford. edu/group/SHR (Дата обращения 25.03.18)
47. GfK. URL: http: //www.gfk.com (Дата обращения 25.03.18)
48.Insense в России. URL: https://insense.pro/ (Дата обращения 25.03.18) 49.Oxford English Dictionary. URL: http://www.oed.com/ (Дата обращения 26.02.18)
50. Rheingold. H. Virtual Community URL:
http://www.rheingold.com/vc/book/5.html (Дата обращения 11.04.18)
51. Taylor, Ch. Sources of the Self: The Making of the Modern Identity / Ch. Taylor // Cambridge, 1989. P. 305.
52. Waterman, A. S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review of research // Developmental Psychology. 1982. Vol. 18. P. 342—358


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ