ВЗАИМОСВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ
7
1.1. Анализ понятий «коммуникативные способности» подростков и
«социально-психологический климат» учебной группы в психологопедагогической литературе 7
1.2. Возрастные особенности проявлений коммуникативных
способностей школьников подросткового возраста 13
1.3. Влияние социально-психологического климата учебной группы на
коммуникативные способности подростков 19
Выводы по первой главе 28
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА УЧЕБНОГО
КЛАССА 30
2.1. Организация исследования. Описание методик 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 33
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ
7
1.1. Анализ понятий «коммуникативные способности» подростков и
«социально-психологический климат» учебной группы в психологопедагогической литературе 7
1.2. Возрастные особенности проявлений коммуникативных
способностей школьников подросткового возраста 13
1.3. Влияние социально-психологического климата учебной группы на
коммуникативные способности подростков 19
Выводы по первой главе 28
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА УЧЕБНОГО
КЛАССА 30
2.1. Организация исследования. Описание методик 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 33
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В современной психологической науке под психологическим климатом понимается качественная сторона межличностных отношений, которые проявляются в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Внимание отечественных и зарубежных психологов всегда привлекала проблема межличностных отношений в группе подростков. Ряд исследователей, таких как Л.И.Божович, Е.П.Ильин, А.В.Запорожец, М.В.Матюхина, Ж.Пиаже, Л.С.Славина, Д.Б.Эльконин и др. занимались изучением данного вопроса. По мнению А.А. Реана, для развития ребенка особенно в подростковом возрасте наибольшее значение приобретает его общение со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Для школьника стремление к сверстникам, жажда общения с ним делает группу сверстников чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат. Активное приобретение навыков общения начинается с поступлением ребенка в школу. Становление его личности в системе личных взаимоотношений зависит от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе.
Исследования, касающиеся данного возрастного периода, были направлены преимущественно на изучение коммуникативных способностей, связанных со степенью успешности в общении в группе сверстников, поскольку ведущей деятельностью в среднем школьном возрасте традиционно считается общение.
В среднем школьном возрасте ученик осваивает социальную действительность межчеловеческих отношений, осознает эталоны общественного сознания (идеалы, ценностные ориентации), сопоставляет себя с ними через мнения и оценки других людей. Одновременно здесь происходит дальнейшее освоение структуры учебной деятельности. Таким образом, средний школьный возраст — возраст овладения самостоятельными формами учебной деятельности и способами взаимодействий с другим человеком в ходе учебной деятельности.
В условиях качественно новой образовательной ситуации, при которой на первое место выходят субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса в рамках учебной деятельности, развитие школьников подросткового возраста неразрывно связано с пониманием сущности и структуры развития их коммуникативных способностей.
Цель исследования: выявить взаимосвязь коммуникативных
способностей подростков и социально-психологического климата учебной группы.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: коммуникативные способности подростков, социально-психологический климат в классе.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существует взаимосвязь между социально-психологическим климатом и коммуникативными способностями подростков.
В соответствии с гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать понятия «коммуникативные способности» и «социально-психологический климат» в современной психологии;
2. изучить влияние социально-психологического климата на коммуникативные способности подростков;
3. организовать эмпирическое исследование взаимосвязи социальнопсихологического климата подростков с их коммуникативными способностями, выделить выборки и соответствующие методики;
4. проанализировать полученные результаты исследования и сделать соответствующие выводы.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
• тестирование;
• анкетирование.
Методики исследования:
• Методика «Оценка уровня общительности» В.Ф.Ряховского;
• Социометрия, предназначенная для исследования школьного коллектива.
Базой исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Исследование проводилось в 8 классах, в количестве 56 человек в возрасте 13-14 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в исследовании поднимаются проблемы социально-психологического климата школьников подросткового возраста, а также формирование у обучающихся средних классов коммуникативных способностей. Материалы исследования могут быть использованы при разработке профилактических занятий, подготовке методических рекомендаций, психолого-педагогической коррекции по формированию благоприятного психологического климата в коллективе, а также развитию коммуникативных способностей у обучающихся.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Исследования, касающиеся данного возрастного периода, были направлены преимущественно на изучение коммуникативных способностей, связанных со степенью успешности в общении в группе сверстников, поскольку ведущей деятельностью в среднем школьном возрасте традиционно считается общение.
В среднем школьном возрасте ученик осваивает социальную действительность межчеловеческих отношений, осознает эталоны общественного сознания (идеалы, ценностные ориентации), сопоставляет себя с ними через мнения и оценки других людей. Одновременно здесь происходит дальнейшее освоение структуры учебной деятельности. Таким образом, средний школьный возраст — возраст овладения самостоятельными формами учебной деятельности и способами взаимодействий с другим человеком в ходе учебной деятельности.
В условиях качественно новой образовательной ситуации, при которой на первое место выходят субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса в рамках учебной деятельности, развитие школьников подросткового возраста неразрывно связано с пониманием сущности и структуры развития их коммуникативных способностей.
Цель исследования: выявить взаимосвязь коммуникативных
способностей подростков и социально-психологического климата учебной группы.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: коммуникативные способности подростков, социально-психологический климат в классе.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существует взаимосвязь между социально-психологическим климатом и коммуникативными способностями подростков.
В соответствии с гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать понятия «коммуникативные способности» и «социально-психологический климат» в современной психологии;
2. изучить влияние социально-психологического климата на коммуникативные способности подростков;
3. организовать эмпирическое исследование взаимосвязи социальнопсихологического климата подростков с их коммуникативными способностями, выделить выборки и соответствующие методики;
4. проанализировать полученные результаты исследования и сделать соответствующие выводы.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
• тестирование;
• анкетирование.
Методики исследования:
• Методика «Оценка уровня общительности» В.Ф.Ряховского;
• Социометрия, предназначенная для исследования школьного коллектива.
Базой исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Исследование проводилось в 8 классах, в количестве 56 человек в возрасте 13-14 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в исследовании поднимаются проблемы социально-психологического климата школьников подросткового возраста, а также формирование у обучающихся средних классов коммуникативных способностей. Материалы исследования могут быть использованы при разработке профилактических занятий, подготовке методических рекомендаций, психолого-педагогической коррекции по формированию благоприятного психологического климата в коллективе, а также развитию коммуникативных способностей у обучающихся.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В рамках нашей выпускной квалификационной работы были рассмотрены понятия «коммуникативные способности» подростков, «социально-психологический климат» учебной группы и описаны факторы, влияющие на его качество; рассмотрены психологические особенности подросткового возраста и проявляемых ими коммуникативных качеств.
Анализ теоретической литературы показал, что коммуникативные способности - это способности к общению с окружающими, умение найти правильный подход, установить с ними целесообразное взаимоотношение, наличие такта. К этому понятию тесно примыкают такие понятия как «коммуникативная компетентность», «коммуникация», «общение».
Коммуникативные способности могут быть измерены с помощью специальных методик.
В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью. Оно служит важным фактором развития личности и социализации человека. В этом возрасте общение рассматривается как выражение принадлежности к определенной социальной группе, развитие понятий «Я» и «Мы», а также один из путей получения информации и усвоения различных норм. Развитие коммуникативных способностей в этом возрасте чрезвычайно важно, так как это последний этап формирования человека перед его вступлением во взрослую жизнь.
Также определили, что социально-психологический климат учебного класса оказывает влияние на разные стороны учеников подросткового возраста. Если климат положительный, то он активизирует личность, при отрицательном психологическом климате, наоборот, наблюдается снижение тонуса активности и по этой причине не происходит развитие
личности.
В проведенном нами эмпирическом исследовании изучалось влияние, которое может оказывать социально-психологический климат в классе на проявляемые коммуникативные качества подростка. Полученные данные позволили установить положительную корреляционную связь между качеством социально-психологического климата в классе и коммуникативными качествами, которые проявляют подростки.
Гипотеза, установленная в начале исследования, подтвердилась: чем благоприятнее социально-психологический климат, тем выше коммуникативные способности подростков, и наоборот.
Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения межличностных отношений как в данном возрасте, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых. Они так же дают материал для работы как непосредственно в исследованных группах, так и в других, подобных группах школьников подросткового возраста.
Анализ теоретической литературы показал, что коммуникативные способности - это способности к общению с окружающими, умение найти правильный подход, установить с ними целесообразное взаимоотношение, наличие такта. К этому понятию тесно примыкают такие понятия как «коммуникативная компетентность», «коммуникация», «общение».
Коммуникативные способности могут быть измерены с помощью специальных методик.
В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью. Оно служит важным фактором развития личности и социализации человека. В этом возрасте общение рассматривается как выражение принадлежности к определенной социальной группе, развитие понятий «Я» и «Мы», а также один из путей получения информации и усвоения различных норм. Развитие коммуникативных способностей в этом возрасте чрезвычайно важно, так как это последний этап формирования человека перед его вступлением во взрослую жизнь.
Также определили, что социально-психологический климат учебного класса оказывает влияние на разные стороны учеников подросткового возраста. Если климат положительный, то он активизирует личность, при отрицательном психологическом климате, наоборот, наблюдается снижение тонуса активности и по этой причине не происходит развитие
личности.
В проведенном нами эмпирическом исследовании изучалось влияние, которое может оказывать социально-психологический климат в классе на проявляемые коммуникативные качества подростка. Полученные данные позволили установить положительную корреляционную связь между качеством социально-психологического климата в классе и коммуникативными качествами, которые проявляют подростки.
Гипотеза, установленная в начале исследования, подтвердилась: чем благоприятнее социально-психологический климат, тем выше коммуникативные способности подростков, и наоборот.
Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения межличностных отношений как в данном возрасте, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых. Они так же дают материал для работы как непосредственно в исследованных группах, так и в других, подобных группах школьников подросткового возраста.
Подобные работы
- Формирование социально-психологического климата подросткового коллектива на основе гендерных стереотипов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Влияние коллектива на формирование личности школьника
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ДОВЕРИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ В ГРУППЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРА
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1999 - ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ БАЗОВЫХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - Профилактика асоциального поведения подростков в процессе гражданского воспитания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Групповое психологическое консультирование как средство развития толерантности подростков
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019



