ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ
7
1.1. Анализ понятий «коммуникативные способности» подростков и
«социально-психологический климат» учебной группы в психологопедагогической литературе 7
1.2. Возрастные особенности проявлений коммуникативных
способностей школьников подросткового возраста 13
1.3. Влияние социально-психологического климата учебной группы на
коммуникативные способности подростков 19
Выводы по первой главе 28
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА УЧЕБНОГО
КЛАССА 30
2.1. Организация исследования. Описание методик 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 33
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В современной психологической науке под психологическим климатом понимается качественная сторона межличностных отношений, которые проявляются в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Внимание отечественных и зарубежных психологов всегда привлекала проблема межличностных отношений в группе подростков. Ряд исследователей, таких как Л.И.Божович, Е.П.Ильин, А.В.Запорожец, М.В.Матюхина, Ж.Пиаже, Л.С.Славина, Д.Б.Эльконин и др. занимались изучением данного вопроса. По мнению А.А. Реана, для развития ребенка особенно в подростковом возрасте наибольшее значение приобретает его общение со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Для школьника стремление к сверстникам, жажда общения с ним делает группу сверстников чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат. Активное приобретение навыков общения начинается с поступлением ребенка в школу. Становление его личности в системе личных взаимоотношений зависит от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе.
Исследования, касающиеся данного возрастного периода, были направлены преимущественно на изучение коммуникативных способностей, связанных со степенью успешности в общении в группе сверстников, поскольку ведущей деятельностью в среднем школьном возрасте традиционно считается общение.
В среднем школьном возрасте ученик осваивает социальную действительность межчеловеческих отношений, осознает эталоны общественного сознания (идеалы, ценностные ориентации), сопоставляет себя с ними через мнения и оценки других людей. Одновременно здесь происходит дальнейшее освоение структуры учебной деятельности. Таким образом, средний школьный возраст — возраст овладения самостоятельными формами учебной деятельности и способами взаимодействий с другим человеком в ходе учебной деятельности.
В условиях качественно новой образовательной ситуации, при которой на первое место выходят субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса в рамках учебной деятельности, развитие школьников подросткового возраста неразрывно связано с пониманием сущности и структуры развития их коммуникативных способностей.
Цель исследования: выявить взаимосвязь коммуникативных
способностей подростков и социально-психологического климата учебной группы.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: коммуникативные способности подростков, социально-психологический климат в классе.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существует взаимосвязь между социально-психологическим климатом и коммуникативными способностями подростков.
В соответствии с гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать понятия «коммуникативные способности» и «социально-психологический климат» в современной психологии;
2. изучить влияние социально-психологического климата на коммуникативные способности подростков;
3. организовать эмпирическое исследование взаимосвязи социальнопсихологического климата подростков с их коммуникативными способностями, выделить выборки и соответствующие методики;
4. проанализировать полученные результаты исследования и сделать соответствующие выводы.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
• тестирование;
• анкетирование.
Методики исследования:
• Методика «Оценка уровня общительности» В.Ф.Ряховского;
• Социометрия, предназначенная для исследования школьного коллектива.
Базой исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Исследование проводилось в 8 классах, в количестве 56 человек в возрасте 13-14 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в исследовании поднимаются проблемы социально-психологического климата школьников подросткового возраста, а также формирование у обучающихся средних классов коммуникативных способностей. Материалы исследования могут быть использованы при разработке профилактических занятий, подготовке методических рекомендаций, психолого-педагогической коррекции по формированию благоприятного психологического климата в коллективе, а также развитию коммуникативных способностей у обучающихся.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В рамках нашей выпускной квалификационной работы были рассмотрены понятия «коммуникативные способности» подростков, «социально-психологический климат» учебной группы и описаны факторы, влияющие на его качество; рассмотрены психологические особенности подросткового возраста и проявляемых ими коммуникативных качеств.
Анализ теоретической литературы показал, что коммуникативные способности - это способности к общению с окружающими, умение найти правильный подход, установить с ними целесообразное взаимоотношение, наличие такта. К этому понятию тесно примыкают такие понятия как «коммуникативная компетентность», «коммуникация», «общение».
Коммуникативные способности могут быть измерены с помощью специальных методик.
В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью. Оно служит важным фактором развития личности и социализации человека. В этом возрасте общение рассматривается как выражение принадлежности к определенной социальной группе, развитие понятий «Я» и «Мы», а также один из путей получения информации и усвоения различных норм. Развитие коммуникативных способностей в этом возрасте чрезвычайно важно, так как это последний этап формирования человека перед его вступлением во взрослую жизнь.
Также определили, что социально-психологический климат учебного класса оказывает влияние на разные стороны учеников подросткового возраста. Если климат положительный, то он активизирует личность, при отрицательном психологическом климате, наоборот, наблюдается снижение тонуса активности и по этой причине не происходит развитие
личности.
В проведенном нами эмпирическом исследовании изучалось влияние, которое может оказывать социально-психологический климат в классе на проявляемые коммуникативные качества подростка. Полученные данные позволили установить положительную корреляционную связь между качеством социально-психологического климата в классе и коммуникативными качествами, которые проявляют подростки.
Гипотеза, установленная в начале исследования, подтвердилась: чем благоприятнее социально-психологический климат, тем выше коммуникативные способности подростков, и наоборот.
Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения межличностных отношений как в данном возрасте, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых. Они так же дают материал для работы как непосредственно в исследованных группах, так и в других, подобных группах школьников подросткового возраста.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология - М., 2009. - 340 с.
2. Алтунина И. Р. Развитие коммуникативной компетентности старшеклассников и взрослых людей: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2014. - 21 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2003, 364 с.
4. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 2011. - 224 с.
5. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат. - М.: ИСИ МГУДТ, 2013. - 23 с.
6. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/ В. В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд, испр. и доп. - М.: Просвещение,
2004. - 288 с.
7. Волков Б. С. Психология подростка. - М., 2015. - 87 с.
8. Воробьева Н. А. Структурно-функциональные характеристики семьи как фактор развития коммуникативных способностей старшеклассников: Дис. канд. психол. наук. - Кемерово, 2016. - 187 с.
9. Выготский Л. С. Педология подростка. - М., 1984. - 231 с.
10. Гришина Н. В. Психология подростка. - СПб., 2013. - 76 с.
11. Голубева Э. А. Дифференциальный подход к способностям и
склонностям // Способности и склонности: Комплексные
исследования. - М.: Педагогика, 2017. - 100 с.
12. Дранков В. Л., Дранков А. В. О природе коммуникативных способностей // Психология - производству и воспитанию. - Л., 2012. - С.239-242.
13. Дубровина И. В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. - М., 2014. - С. 124-131.
14. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М.,
2014. - 112 с.
15. Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль, Академия развития, 2015. - 71 с.
16. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 2007. - С.64-72.
17. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. - М.,
2003. - 221 с.
18. Крутецкий В. А. Психология подростка. - М., 2014. - 152 с.
19. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. - М., 2003.
- 153с.
20. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. - М., 2012. - 62 с.
21. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. - СПб.: Пите, 2017. - 544 с.
22. Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. - М.: Академия, 2014. - 288 с.
23. Лабутова И. В. Развитие общих коммуникативных умений у студентов-педагогов в условиях интенсивного обучения иностранному языку: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2013. - 16 с.
24. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования.
- М., 1998. - С. 113-121.
25. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Педагогика, 2002. - 128 с.
26. Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 2002. - 154 с.
27. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса. Педагогические соч.; В 8 т. Т. 1. - М., 1993.
28. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. - М.: Просвещение, 2017. - 350 с.
29. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 2016. - 231 с.
30. Мухина В. С. Возрастная психология. - М., 2001. - 87 с.
31. Наумов Е. Б. Организационно-педагогические условия формирования коммуникативных способностей подростков в процессе внешкольной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Курган, 2013. - 21 с.
32. Немов Р. С. Психология развития. - М., 1998. - 93 с.
33. Немов Р. С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. - М., 1984. - 137 с.