ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ
ПОЛИТИКИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Понятие, характеристики и виды ассортиментной политики торгового
предприятия 6
1.2. Методы формирования и управления товарным ассортиментом 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современных условиях наиболее важное значение для повышения эффективности деятельности предприятия имеет управление ассортиментом выпускаемой на предприятии продукции и его качество. В связи с этим важнейшим направлением управления деятельностью предприятия становится управление ассортиментом выпускаемой продукции.
Наиболее важным это представляется именно сейчас, когда основные требования потребителя к приобретаемому им товару заключаются в повышенном внимании к качеству, которое является залогом роста эффективности деятельности предприятия и динамики его экономических показателей, а также занимаемой предприятием рыночной доле.
Мировой опыт подтверждает, что победа в конкурентной борьбе на рынке гарантирована именно тому, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, эффективно управляет ею и владеет методами ее реализации.
Кроме того, один из признанных факторов, воздействующих на эффективность производства - это совершенствование ассортимента и качества производимой на предприятии продукции. Рост качества продукции является решающим условием конкурентоспособности предприятия и его продукта как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Зарубежные фирмы и организации уже давно внедряют в практику своей деятельности системы управления ассортиментом и качеством, что позволяет им успешно участвовать в конкурентной борьбе и удерживать свою долю рынка. Состав систем управления качеством и ассортиментом регламентируется международными стандартами, которые приняты большинством компаний как основа для разработки внутрифирменных стандартов качества. Наличие таких систем является гарантом того, что потребители получат товары и услуги именно того качества, которое будет соответствовать их требованиям. Именно поэтому зачастую потребители при
заключении долгосрочных контрактов уделяют повышенное внимание наличию и эффективности системы управления ассортиментом и качеством продукции у предполагаемого контрагента.
Однако до сих пор в России во многих случаях высший управленческий персонал организаций не обращает достаточного внимания на необходимость организации эффективной ассортиментной политики. Таким образом, именно данное направление является одним из важнейших направлений стимулирования экономического роста в Российской Федерации.
В связи с этим тема совершенствование управления ассортиментом выпускаемой продукции на филиале АО «АБ ИнБев Эфес» в г. Казань на сегодняшний день актуальна.
Объектом исследования является филиал АО «АБ ИнБев Эфес» в г. Казань.
Предметом исследования является мероприятия по совершенствованию управления ассортиментом выпускаемой продукции на предприятии.
Целью работы является разработка направлений совершенствования ассортиментной политики филиала АО «АБ ИнБев Эфес» в г. Казань.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты исследования ассортиментной политики торгового предприятия;
- дать краткую характеристику филиала АО «АБ ИнБев Эфес» в г. Казань;
- провести анализ ассортиментной политики филиала АО «АБ ИнБев Эфес» в г. Казань;
- разработать мероприятия по улучшению ассортиментной политики филиала АО «АБ ИнБев Эфес» в г. Казань.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику дипломного исследования, включающего в себя введение, три главы,
заключение и список использованной литературы.
Теоретической основой исследования стали работы российских ученых, занимающихся исследованием ассортиментной политики торговых предприятий. В частности, А.В. Алексеева, С.А. Бороненкова, Л.П. Дашковой, Т.Ю. Коноваловой и других ученых.
Ассортиментная политика предприятия представляет собой систему стратегических мер, ориентированных на развитие и формирование конкурентоспособной модели, которая, в свою очередь, обеспечивает получение необходимой прибыли и устойчивое положение компании на рынке.
Значимости работы по развитию и расширению ассортимента повышается в результате неоднородности сегмента покупателей и ужесточения на потребительском рынке конкурентной борьбы. Покупатели предъявляют все новые и изысканные требования к услугам и товарам. Актуальный товарный рынок в то же время характеризуется формированием новых фирм-конкурентов. Таким образом, руководителям компаний требуется осуществлять поиск собственной ниши, а также необходимость своевременного управления и оптимального формирования ассортиментов товаров.
Управление ассортиментов товаров торговой организации - это комплексный процесс, который включает основные управленческие функции: составление плана, организацию, координацию и контроль.
В современных методиках формирования ассортимента товаров есть некоторые сходства. В целом, все изученные методики направлены на исследование продукции с позиции экономической эффективности торговой организации и изучении ее рыночного восприятия.
Реализация и развитие ассортиментной политики торгового предприятия необходимы при наличии независимости выбора направления и сферы деятельности. Чтобы сформировать эффективную ассортиментную политику торговой организации требуется информация о динамике цен, покупательских предпочтениях, свойствах товаров и сегментов рынков. Такая информация нужна для осуществления эффективной деятельности и управления прибылью торговой организации, для прогнозирования основных вложений в развитие бизнеса.
Таким образом, в основе формирования ассортиментной политики торговой организации лежит то, что любой товар в определенной степени оказывает некое воздействие на экономическое состояние торговой организации.
AB InBev - мировой лидер в пивоварении, который также входит в пятерку крупнейших производителей товаров потребительского спроса.
В последние годы наблюдается ухудшение технико-экономических показателей деятельности филиала АО «АБ ИнБев Эфес» в г.Казань. В 2018 г. сократилась выручка от реализации на 634474 тысяч рублей в сравнении с 2017 годом, на 3501584 тысяч рублей в сравнении с 2018 годом. Себестоимость товаров и услуг также имеет тенденцию к снижению, темп снижения себестоимости товаров и услуг составляет в 2018 году - 87,4 % в сравнении с 2017 г.
Также наблюдается снижение показателей чистой прибыли: если в 2016 г. она составляла 695803 тысячи рублей, то к 2018 году снизилась на 455495 тысяч рублей и составила 240308 тысяч рублей. В результате снижения объема выручки и чистой прибыли наблюдается снижение показателя рентабельности продаж за исследуемый период.
Наиболее ликвидные активы (А1) меньше наиболее срочных обязательств (П1), это говорит о том, что условие ликвидности не выполняется и компания не может погасить краткосрочные обязательства в короткие сроки. Быстрореализуемые активы (А2) меньше краткосрочных пассивов (П2), что говорит о том, что не выполняется условие ликвидности. Медленно реализуемые активы (А3) больше долгосрочных пассивов, что говорит о соблюдении условия ликвидности. Труднореализуемые активы (А4) меньше постоянных пассивов (П4), что говорит о соблюдении условия ликвидности. Соблюдение этого условия говорит о том, что исследуемая компания имеет большие собственные оборотные средства. Таким образом, условие абсолютной ликвидности не выполнено ни в 2016 г., ни в 2017 г., ни в 2018 г.
Проведя расчет и анализ показателей рентабельности исследуемого предприятия, можно прийти к выводу о низкой эффективности деятельности предприятия. Все показатели рентабельности, кроме валовой рентабельности реализованной продукции, имеют тенденцию к снижению. Все это позволяет сделать вывод о том, что в 2018 году АО «АБ ИнБев Эфес» снизил эффективность деятельности.
Наблюдается снижение объема продаж товаров практически по всем товарным позициям. Лишь по товарной позиции «безалкогольное пиво» в 2018 году наблюдается повышение на 0,8 % в сравнении с аналогичным показателем 2017 года. В целом, это обусловлено снижением выручки от продаж в исследуемой компании в 2018 году на 11,1 % в сравнении с 2017 годом, и на 28,1 % в сравнении с аналогичным показателем 2016 года.
Для прогнозирования объемов продаж компания применяет в ассортиментной политике сочетание метода количественных оценок и экстраполяции прошлых периодов, а также метода экспертных оценок.
В стоимостном выражении наибольший доход дают такие товарные группы, как «светлое пиво», «темное пиво», «безалкогольное пиво». В 2018 году их совокупный объем продаж составил 74,3 % от общего объема продаж АО «АБ ИнБев Эфес» г. Казань.
Исследование показало стабильность коэффициента рациональности товарного ассортимента. Однако, показатели качества товарного ассортимента АО «АБ ИнБев Эфес» г. Казань характеризуют маркетинговую деятельность исследуемой компании, как не полностью эффективную (низкое значение коэффициента устойчивости, низкий коэффициент новизны и его отрицательное значение, и пр.).
Для улучшения ассортиментной политики и повышения продаж на АО «АБ ИнБев Эфес» г. Казань были поставлены следующие инновационные цели:
1) внедрение на предприятии системы менеджмента качества;
2) создание инновационного проекта по разработке и выпуску нового сорта пива.
В рамках СМК предложена модель производственного процесса, учитывающего специфические особенности при производстве пива, разработаны предложения по повышению эффективности процесса фильтрования.
Для повышения качества производимого пива предлагается внедрить новую систему фильтрования с использованием мембранных тангенциальных фильтров.
Внедрение данной системы фильтрации даст возможность экономии по ряду направлений.
1. Экономия на расходных фильтрационных материалах
2. Учитывая, что отфильтрованные дрожжи составляют примерно 23% ежегодной продукции и мембранный фильтр позволяет извлечь из этого количества 50-60% пива, получаем увеличение выпуска продукции.
3. Можно реализовать по остаточной стоимости пастеризационную установку.
Ожидаемая прибыль от данного мероприятия 12887,1 тыс.рублей, при затратах в 624,75 тыс.рублей.
На сегодняшний день, как свидетельствует анализ ассортиментной политики исследуемого предприятия, наибольшей популярность пользуется светлое, темное и безалкогольное пиво.
На основе проведенных расчетов можно выбрать самое эффективное нововведение, ценность вклада которого в конкурентоспособность компании филиал АО «АБ ИнБев Эфес» в г. Казань максимально и с позиции классификационных групп - нововведение относится к классу улучшающих или базисных инноваций. В настоящем исследовании наглядно видно, что таким улучшением является второе новшество, то есть разработка и выпуск нового сорта пива - «Stella Artois» безалкогольное.
Для реализации инновационного проекта по разработке и выпуску нового сорта пива - «Stella Artois» безалкогольное на филиале АО «АБ ИнБев Эфес» в г. Казань будут использоваться внутренние источники финансирования, так как у компании имеется мощный финансовый потенциал.
Общая сумма затрат на реализацию инновационной программы составляет 195 миллионов рублей.
Индекс доходности при реализации инновационного проекта составит 3,29, что говорит об экономической эффективности инновационного проекта по разработке и выпуску нового сорта пива. Среднегодовая рентабельность инвестиций в проект составит 76 %, что говорит об экономической обоснованности и эффективности внедрения инновационного проекта.
После проведения расчета периода окупаемости можно сделать вывод, что инновационный проект по разработке и выпуску нового сорта пива для компании АО «АБ ИнБев Эфес» г. Казань окупится за 3 месяца после реализации проекта.
Проведенные расчеты позволяют сделать вывод о том, что мероприятия, предложенные для совершенствования направлений ассортиментной политики предприятия и их реализация являются экономически выгодными, что говорит о целесообразности их реализации.
Внедрение предложенных мероприятий повлияет на улучшение экономических показателей АО «АБ ИнБев Эфес» в г. Казань, позволит его продукции занять дополнительное место на витринах торговых предприятий города, существенно повысить качественные характеристики продукции.
1. Алексеев А.В. Современный розничный рынок: обретение
устойчивости // ЭКО. - 2015. - № 12. - с.19-23.
2. Бороненкова, С.А. Комплексный финансовый анализ в управлении предприятием: Учебное пособие / С.А. Бороненкова, М.В. Мельник. - М.: Форум, 2018. - 15 с.
3. Бузукова Е. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице / Екатерина Бузукова. - М.: Питер, 2015. - 416 с.
4. Гордеев Д. Управление ассортиментом в современных экономических условиях // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2015. - № 2. - Ч. 1. - с. 59-63.
5. Григорьева Т. И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник для бакалавриата и магистратуры / Т. И. Григорьева. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 486 с.
6. Данько Т. П. Управление маркетингом: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Т. П. Данько. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 521 с.
7. Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли/ Л.П. Дашков , В.К. Памбухчиянц- 3-е изд. - М.: Маркетинг, 2014. - с. 69.
8. Елкин С.Е. Вопросы теории управления товарным ассортиментом // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2015. - № 9. - с. 48-55.
9. Ерохина Л.И. Экономика предприятия (в сфере товарного обращения): учебник / Л.И. Ерохина, Е.В. Башмачникова, Т.И. Марченко. - М.: КНОРУС, 2016. - 298 с.
10. Завьялова, Ж. Ассортимент товаров. Специализированный бизнестренинг / Жанна Завьялова, Андрей Моисеев. - М.: Речь, 2016. - 515 с.
11. Капнин Г.М. Оптимальное управление ассортиментным портфелем / Г. М. Капнин, А. В. Лури // Вестник транспорта. - 2016. - № 2. - с. 42-44.
12. Карпова, С. В. Маркетинг: теория и практика: учебное пособие для бакалавров / С. В. Карпова. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 408 с.
13. Коновалова, Т.Ю. Ассортимент и качество. / Т.Ю. Коновалова. - 3е изд. - М., 2015. - с. 64.
14. Короткова Т.Л. Управление маркетингом: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Л. Короткова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 242 с.
15. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг-менеджмент. - СПб.: Питер, 2018. - 848 с.
16. Левитина Н. Неприятности в ассортименте / Левитина Наталия. - М.: Центрполиграф, 2015. - 228 с.
17. Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг / И.М. Лифиц. - М.: Высшее образование, Юрайт, 2015. - 464 с.
18. Львова Т.Н., Семенова И.А., Ушаков Е.С. Использование категорийного менеджмента в управлении ассортиментом торгового предприятия // Вестник Удмуртского университета 2015. Т. 25, вып. 5. - с. 44-51
19. Маркетинг: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. А. Данченок [и др.]; под редакцией Л. А. Данченок. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 486 с.
20. Маркетинг-менеджмент: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. В. Липсиц [и др.]; под редакцией И. В. Липсица, О. К. Ойнер. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 379 с.
21. Новикова Н. Г. Логистический подход к управлению торговым ассортиментом и конкурентная стратегия торговой организации // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - № 5. - с. 4045.
22. Олейник К. Все об управлении продажами. - М.: Альпина Бизнес Букс,
2015. - 331 с.
23. Овчинникова А.В., Матвеев В.В., Норина А.А. Математическая модель расчета оптимального количества ассортиментных единиц товарной категории // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2017. Т. 11, № 3. С. 135-143
24. Ойнер, О. К. Управление результативностью маркетинга: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. К. Ойнер. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 350 с.
25. Паламарчук А.С., Паштова Л.Г. Экономика предприятия. М.: ИнфраМ,
2015. - 361 с.
26. Парамонова Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: учебное пособие / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. — М.: КНОРУС,
2016. - 120 с.
27. Пласкова, Н.С. Финансовый анализ деятельности организации: Учебник / Н.С. Пласкова. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 318 с.
28. Попов Е.В. Ассортиментная матрица - основа для формирования ассортиментной политики // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2015. - N 5. - с. 101-110.
29. Попов Н.Л. Управление ассортиментным портфелем на предприятиях в условиях кризиса / Н. Л. Попов, Е. А. Попова // Изв. С.-Петерб. гос. экон. унта. - 2015. - № 5 (95). - с. 130-133.
30. Реструктуризация предприятий торговли. Теория. Практика. Результаты / В. В. Куимов, [и др]; Сиб. Федер. ун-т, Торг.-эконом. ин-т. - Красноярск, 2016. - 259 с.
31. Румянцева, Е. Е. Экономический анализ: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Е. Румянцева. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 381 с.
32. Парамонова Т.Н. Маркетинг: учебное пособие / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк; под ред. Т.Н. Парамоновой. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016. - 190 с.
33. Синяева, И. М. Маркетинг: учебник для академического бакалавриата / И. М. Синяева, О. Н. Жильцова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 495 с.
34. Синяева И.М., Замляк С.В., Синяев В.В. Практикум по маркетингу / Под ред. Проф. Л.П. Дашкова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. - 240 с.
35. Степелева Л.Ф., Глухоманова В.И., Трапезникова Е.М. Исследование внешних факторов, влияющих на формирование торгового ассортимента // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018 Т.7 №2(23). - 307-310
36. Сурай Н.М., Ковалева И.В. Механизм формирования и управления товарным ассортиментом // Вестник Алтайского государственного аграрного университета // 2015. - № 8(130). - с. 153-160
37. Турманидзе, Т.У. Финансовый анализ. Учебник / Т.У. Турманидзе. - М.: Юнити, 2017. - 736 с.
38. Лифиц, И. М. Товарный менеджмент: учебник для прикладного бакалавриата / И. М. Лифиц, Ф. А. Жукова, М. А. Николаева. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 405 с.
39. Федько В.П. Товарная политика организации: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб: Питер, 2018. - 608с.
40. Шадрина, Г. В. Управленческий и финансовый анализ: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. В. Шадрина. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 316 с.
41. Эргардт О.И., Герман О.И. Методы анализа ассортиментной политики предприятия // Journal of Economy and Business, vol.9. - с. 55-58
42. Юрова Н.А. Инструменты и методы управления ассортиментом товаров в ритейле // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. - 2015. - № 1. - с. 165-170.
43. Юрова Н.А. Управление ассортиментом как функциональный аспект коммерческой деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2015. - № 3. - с. 83-89.