ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ
|
Введение 3
Глава I. Психолого-педагогическое обоснование применения интегративной технологии в химико-педагогическом образовании 6
1.1. Интеграционные процессы в химико-педагогическом образовании
в условиях его трансформации 6
1.2. Сущность ЭОР как элемента интегративной технологии в химико-педагогическом образовании и условия его применения 12
Выводы по первой главе 23
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по модернизации и апробации электронного образовательного ресурса в условиях интегративной технологии обучения будущих учителей химии 25
2.1. Модернизация электронного образовательного ресурса с позиции
его практико-ориентированности 25
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 46
Выводы по второй главе 58
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Приложение
Глава I. Психолого-педагогическое обоснование применения интегративной технологии в химико-педагогическом образовании 6
1.1. Интеграционные процессы в химико-педагогическом образовании
в условиях его трансформации 6
1.2. Сущность ЭОР как элемента интегративной технологии в химико-педагогическом образовании и условия его применения 12
Выводы по первой главе 23
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по модернизации и апробации электронного образовательного ресурса в условиях интегративной технологии обучения будущих учителей химии 25
2.1. Модернизация электронного образовательного ресурса с позиции
его практико-ориентированности 25
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 46
Выводы по второй главе 58
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Приложение
В последние годы имеет место изменения в значимости и определении места электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в едином образовательном пространстве России. Министерство образования и науки Российской Федерации разработало программу развития электронного обучения с 2016 по 2020 г., на внедрение которой будет направлена значительная часть бюджета [34].
Актуальность исследования связана с тем, что Федеральный государственный стандарт высшего образования предусматривает активное использование электронных образовательных ресурсов в ходе обучения. Более того, в условиях новой информационно-образовательной среды [4, 5] актуальность разработок практико-ориентированных электронных образовательных ресурсов не вызывает сомнений. Поскольку этот процесс (разработка новых и модернизация действующих) электронных образовательных ресурсов находится в соответствии с тенденциями развития современного информационного общества - его направленности на практико-ориентированность и цифровизацию процесса обучения.
Цель исследования: модернизация с позиции практико-ориентированности ранее разработанного электронного образовательного ресурса и его применение в условиях интегративной технологии обучения будущих учителей химии.
Предметом исследования является структура, содержание и применение практико-ориентированного электронного образовательного ресурса в химико-педагогическом образовании в условиях интегративной технологии обучения.
Объектом исследования выступает процесс использования электронного образовательного ресурса в химико-педагогическом образовании в условиях его практико-ориентированности и интегративной технологии обучения.
Гипотезой в данном исследовании выступает то, что модернизация и применение электронного образовательного ресурса в условиях интегративной технологии обучения химии будущих учителей будет успешным, если:
- дано психолого-педагогическое обоснование применению интегративной технологии в химико-педагогическом образовании; охарактеризован ЭОР как элемент интегративной технологии обучения;
- проведена модернизация разработанного ранее электронного образовательного ресурса с позиции усиления его практикоориентированности; проведена его апробация в химико-педагогическом образовании;
- экспериментально обоснована успешность применения практикоориентированного электронного образовательного ресурса в условиях интегративной технологии обучения будущих учителей химии.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1) дать психолого-педагогическое обоснование применения интегративной технологии в химико-педагогическом образовании;
охарактеризовать ЭОР как элемент интегративной технологии обучения;
2) осуществить модернизацию разработанного ранее электронного образовательного ресурса с позиции усиления его практикоориентированности; провести апробацию ЭОР при обучении будущих учителей химии;
3) экспериментально обосновать успешность применения практикоориентированного электронного образовательного ресурса в условиях интегративной технологии обучения будущих учителей химии.
Научная новизна исследования заключается в том, что практикоориентированный электронный образовательный ресурс представлен как элемент интегративной технологии обучения химии будущих бакалавров педагогического образования, что способствует значительному повышению их мотивации в изучении химии.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что модернизированный нами электронный образовательный ресурс может быть применен в дальнейшем при обучении будущих учителей химии (бакалавров и магистров педагогического образования) решению химических задач разного уровня сложности, включая олимпиадный уровень, что позволит сделать процесс обучения более результативным.
Отметим, что в ВКР использовались теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, систематизация, обобщение. Эмпирические методы: опрос и анкетирование студентов педагогического образования и учителей химии.
Результаты исследования прошли апробацию и были представлены на пяти международных конференциях (Витебск, 2018; Казань, 2018; Минск, 2018; С-Пб., 2017; Чебоксары, 2017) и Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ по секции «Химическое образование» в 2017, 2018гг., опубликованы в открытой печати - сборниках международных конференций 5 статей, из них две за рубежом.
Актуальность исследования связана с тем, что Федеральный государственный стандарт высшего образования предусматривает активное использование электронных образовательных ресурсов в ходе обучения. Более того, в условиях новой информационно-образовательной среды [4, 5] актуальность разработок практико-ориентированных электронных образовательных ресурсов не вызывает сомнений. Поскольку этот процесс (разработка новых и модернизация действующих) электронных образовательных ресурсов находится в соответствии с тенденциями развития современного информационного общества - его направленности на практико-ориентированность и цифровизацию процесса обучения.
Цель исследования: модернизация с позиции практико-ориентированности ранее разработанного электронного образовательного ресурса и его применение в условиях интегративной технологии обучения будущих учителей химии.
Предметом исследования является структура, содержание и применение практико-ориентированного электронного образовательного ресурса в химико-педагогическом образовании в условиях интегративной технологии обучения.
Объектом исследования выступает процесс использования электронного образовательного ресурса в химико-педагогическом образовании в условиях его практико-ориентированности и интегративной технологии обучения.
Гипотезой в данном исследовании выступает то, что модернизация и применение электронного образовательного ресурса в условиях интегративной технологии обучения химии будущих учителей будет успешным, если:
- дано психолого-педагогическое обоснование применению интегративной технологии в химико-педагогическом образовании; охарактеризован ЭОР как элемент интегративной технологии обучения;
- проведена модернизация разработанного ранее электронного образовательного ресурса с позиции усиления его практикоориентированности; проведена его апробация в химико-педагогическом образовании;
- экспериментально обоснована успешность применения практикоориентированного электронного образовательного ресурса в условиях интегративной технологии обучения будущих учителей химии.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1) дать психолого-педагогическое обоснование применения интегративной технологии в химико-педагогическом образовании;
охарактеризовать ЭОР как элемент интегративной технологии обучения;
2) осуществить модернизацию разработанного ранее электронного образовательного ресурса с позиции усиления его практикоориентированности; провести апробацию ЭОР при обучении будущих учителей химии;
3) экспериментально обосновать успешность применения практикоориентированного электронного образовательного ресурса в условиях интегративной технологии обучения будущих учителей химии.
Научная новизна исследования заключается в том, что практикоориентированный электронный образовательный ресурс представлен как элемент интегративной технологии обучения химии будущих бакалавров педагогического образования, что способствует значительному повышению их мотивации в изучении химии.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что модернизированный нами электронный образовательный ресурс может быть применен в дальнейшем при обучении будущих учителей химии (бакалавров и магистров педагогического образования) решению химических задач разного уровня сложности, включая олимпиадный уровень, что позволит сделать процесс обучения более результативным.
Отметим, что в ВКР использовались теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, систематизация, обобщение. Эмпирические методы: опрос и анкетирование студентов педагогического образования и учителей химии.
Результаты исследования прошли апробацию и были представлены на пяти международных конференциях (Витебск, 2018; Казань, 2018; Минск, 2018; С-Пб., 2017; Чебоксары, 2017) и Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ по секции «Химическое образование» в 2017, 2018гг., опубликованы в открытой печати - сборниках международных конференций 5 статей, из них две за рубежом.
На сегодняшний день электронные образовательные ресурсы успешно развиваются. Модернизация ранее разработанных ЭОР, направленная на усиление их практико-ориентированности, находится в соответствии с требованиями современного информационного общества (практикоориентированность и цифровизация процесса обучения).
Решение поставленных в исследовании задач позволило сформулировать следующие выводы:
1. Психолого-педагогическое обоснование применения интегративной технологии в химико-педагогическом образовании связано с тем, что применение электронного образовательного ресурса в сочетании с традиционными технологиями обучения химии выводит образовательный процесс на качественно новый уровень. За счет интеграции интерактивных технологий в учебный процесс, а также автоматизации доступа к обширной информации разного типа и формата, повышается эффективность и качество образовательного процесса, что соответствует требованиям ФГОС ВО. Дружественный интерфейс электронного управления образовательной средой способствует повышению мотивации к обучению и позитивному отношению к учебе.
ЭОР как элемент интегративной технологии в химико-педагогическом образовании позволяет повысить интерактивность, доступность и практикоориентированность обучения. Необходимыми условиями применения ЭОР в образовательном процессе служат наличие аудитории, оснащенной ноутбуками, устойчивого интернета, простой в применении электронной системы управления обучением (LMS), например Moodle, для размещения обучающих on-line учебных материалов.
2. Модернизация ЭОР была проведена в двух направлениях. Одно направление связано с разработкой дидактических материалов по методике решения олимпиадных задач различного уровня. Второе направление модернизации связано с совершенствованием структуры ранее разработанной ЭОР (разработка глоссария, контрольно-измерительных материалов, рекомендуемой литературы, дополнительной главы по равновесиям в растворах электролитов).
3. Экспериментально обоснована успешность применения практикоориентированного электронного образовательного ресурса в условиях интегративной технологии обучения будущих учителей химии в университете.
Решение поставленных в исследовании задач позволило сформулировать следующие выводы:
1. Психолого-педагогическое обоснование применения интегративной технологии в химико-педагогическом образовании связано с тем, что применение электронного образовательного ресурса в сочетании с традиционными технологиями обучения химии выводит образовательный процесс на качественно новый уровень. За счет интеграции интерактивных технологий в учебный процесс, а также автоматизации доступа к обширной информации разного типа и формата, повышается эффективность и качество образовательного процесса, что соответствует требованиям ФГОС ВО. Дружественный интерфейс электронного управления образовательной средой способствует повышению мотивации к обучению и позитивному отношению к учебе.
ЭОР как элемент интегративной технологии в химико-педагогическом образовании позволяет повысить интерактивность, доступность и практикоориентированность обучения. Необходимыми условиями применения ЭОР в образовательном процессе служат наличие аудитории, оснащенной ноутбуками, устойчивого интернета, простой в применении электронной системы управления обучением (LMS), например Moodle, для размещения обучающих on-line учебных материалов.
2. Модернизация ЭОР была проведена в двух направлениях. Одно направление связано с разработкой дидактических материалов по методике решения олимпиадных задач различного уровня. Второе направление модернизации связано с совершенствованием структуры ранее разработанной ЭОР (разработка глоссария, контрольно-измерительных материалов, рекомендуемой литературы, дополнительной главы по равновесиям в растворах электролитов).
3. Экспериментально обоснована успешность применения практикоориентированного электронного образовательного ресурса в условиях интегративной технологии обучения будущих учителей химии в университете.
Подобные работы
- Интеграция уроков и внеурочной деятельности для достижения новых образовательных результатов в обучении биологии и химии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Дистанционные методы обучения истории
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Дистанционные методы обучения истории
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Межпредметные связи физики и электротехники как дидактическое условие формирования профессиональных компетенций у бакалавров
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2018 - Дистанционные технологии как условие создания информационной образовательной среды в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогические особенности применения информационных и коммуникационных технологий в учреждениях общего среднего образования
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Механизмы создания и использования дистанционного курса в рамках учебного предмета «География»
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018



