Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАНСФОРМАЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ КОНЦЕПЦИИ АДА В ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА

Работа №41785

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

религиоведение

Объем работы50
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
450
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение_____________________________________________________3
Основная часть:
Глава 1. Развитие представлений о загробном мире в древних
верованиях и христианстве_________________________________6
Глава 2. Религиозный экзистенциализм______________________14
§1. Возникновение экзистенциальной философии________14
§2. Западный религиозный экзистенциализм____________16
§3. Религиозный экзистенциализм в России_____________23
Глава 3. Атеистический экзистенциализм____________________30
Заключение__________________________________________________42
Список литературы

Данная дипломная работа посвящена исследованию христианской концепции ада и её трансформации в философии экзистенциализма, у представителей религиозного и атеистического направления. Мы проанализируем в чем сходство и различие их религиозных взглядов и сопоставим их с христианским учением.
Мы рассмотрим идеи основных представителей экзистенциализма, это: Мартин Хайдеггер, Сёрен Обю Кьеркегор, Карл Теодор Ясперс, Габриель Оноре Марсель, Николай Александрович Бердяев, Лев Исаакович Шестов, Альбер Камю и Жан-Поль Шарль Эмар Сартр.
В данной работе мы исследуем в каком значении экзистенциалисты употребляют понятие «ад», а также как оно соотносится с основными идеями философов, как понимается потусторонний и посюсторонний мир в работах философов. Изучение данных аспектов важно для более широкого рассмотрения концепции ада в ходе данного исследования.
Наша исследовательская работа актуальна по нескольким причинам. Во- первых, проводя религиозно-философское исследование мы будем использовать знания двух наук, что поможет взглянуть на проблему с нового ракурса. Во-вторых, религиозные аспекты экзистенциализма, особенно понимание ада являются малоизученными в России. За рубежом исследователи мало внимания уделяют конкретно эсхатологическим взглядам философов-экзистенциа- листов.
Исследованию творчества экзистенциалистов посвящены работы: И.Ф. Балакиной «О так называемом «русском экзистенциализме» и «Религиозноэкзистенциалистские искания в России начала XX века» , О.Ф. Больнова , работы В.А. Кувакина «Опровержения и предположения Льва Шестова» и «Религиозная философия в России: Начало XX века» . Исследованием М. Хайдеггера, в том числе его религиозных взглядов занимается А.Г. Дугин, который посвятил ему свою работу «Мартин Хайдеггер. Последний Бог» .
Исследованию русского экзистенциализма посвящены работы Р.С. Гранина «Эсхатологические представления в русской религиозно-философской традиции: от апокалиптики к утопизму» , «Экзистенциальная эсхатология Николая Бердяева» .
Также интересные исследования экзистенциализма провели сами экзистенциалисты. Русские экзистенциалисты посвятили свои работы изучению западного экзистенциализма: Н.А. Бердяев исследовал творчество С. Кьеркегора и Л.Шестова , сам Л. Шестов изучал С. Кьеркегора . Философ А. Камю в «Мифе о Сизифе» сопоставляет свои философские и религиозные взгляды со взглядами Л. Шестова, Н. А. Бердяева, К. Ясперса и других экзи- стенциалистов .
Объектом нашего исследования является религиозный и атеистический экзистенциализм, предметом исследования — концепция ада в религиозном и атеистическом экзистенциализме.
Цель настоящей дипломной работы - изучение трансформации христианской концепции ада в экзистенциализме. Отсюда, можно выделить ряд задач нашего исследования:
1. Изучить понимание ада в древних верованиях и христианстве.
2. Исследовать трансформацию концепции ада в религиозном экзистенциализме.
3. Исследовать трансформацию концепции ада в атеистическом экзистенциализме.
Поскольку названные нами исследователи уделяют мало внимания эсхатологической проблематике и исследований по нашей теме недостаточно, методика нашего исследования базируется на конкретно-текстуальном анализе трудов вышеназванных философов-экзистенциалистов.
На основе поставленных задач, в работе мы выделяем три главы, вторая глава делится на три параграфа. Кроме этого, в работе имеются введение, заключение и список литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исходя из поставленных задачи и цели нашего исследования, заключающихся в рассмотрении христианской концепции ада и её влияния на религиозный и атеистический экзистенциализм, нами были поставлены и решены следующие вопросы:
Мы выявили, что христианство оказало большое влияние на экзистенциальную философию обоих направлений. Именно христианство стало отправной точкой для эсхатологических воззрений экзистенциалистов и, по нашему мнению, является единственным, что объединяет такие разные концепции ада у экзистенциалистов.
В первой главе мы рассмотрели христианскую концепцию посмертной жизни человека: пребывание в раю и аду. В христианстве ад понимается как место, в которое человек попадает после телесной смерти в наказание за грехи. Грешники, попавшие в ад, не могут соединится с Богом, они не находят упокоения и их мучает совесть. Именно от этой концепции мы отталкивались для оценки влияния, которое оказало христианство на экзистенциальную философию.
Во второй и третьей главе мы рассмотрели основные идеи и понятие ада у самых известных экзистенциальных философов: Карл Теодор Ясперс, Габриель Оноре Марсель, Николай Александрович Бердяев, Лев Исаакович Шестов, Жан-Поль Шарль Эмар Сартр, Альбер Камю, Мартин Хайдеггер, Сёрен Обю Кьеркегор. Также мы обосновали, что христианство оказало большое влияние как на религиозных, так и на атеистических экзистенциалистов. Поскольку идеи каждого из рассмотренных нами философов имеют свою специфику, мы остановимся на этом поподробнее на каждом.
На протяжении формирования экзистенциальной философии менялись проблемы, на которых акцентировали внимание его представители. Как религиозные, так и атеистические экзистенциалисты сосредоточены на личности человека, его экзистенции, существовании человека в реальном мире, а проблемы потустороннего мира отходят на второй план. Однако каждый из рассмотренных нами философов включает представление об аде в свою концепцию.
На начальном этапе для основоположников экзистенциализма, у М. Хайдеггера и С. Кьеркегора, фокус внимания был направлен на страдание человека в мире из-за страха потустороннего мира. С. Кьеркегор определяет потусторонний мир как Ничто, страх перед которым довлеет над человеком, также он говорит о страдании, которое сопровождает человека на протяжении жизни, поскольку в его мышлении существует смерть. Кроме того, человека в жизни преследует отчаяние, которое может быть очень сильным, т. н. демоническим, причиной которого являются грехи человека. И спасением от этих гнетущих состояний является религиозная вера. Из рассмотренных нами философов только Кьеркегор акцентирует внимание на грехе. Причем грех, отлучен- ность от Бога — «демоническое отчаяние» — атрибуты ада сопутствуют жизни человека на земле. Взгляд философа на потусторонний мир более оптимистичен: он предполагает, что все спасутся.
М. Хайдеггер, вслед за С. Кьеркегором, говорит о Ничто, как абсолюте, совершенстве, а человеческую жизнь называет лишь частью Ничто. Но М. Хайдеггер характеризует страх и ужас перед Ничто положительно. Страх и ужас помогают пересечь предел сущего ограниченного мира и постичь Ничто. Таким образом, для философа потусторонний мир, будь то рай или ад, более совершенен, чем нынешний.
Позднее расхождение взглядов экзистенциалистов на религиозные и атеистические становится более сильным. К. Ясперс, как религиозный экзистенциалист, формулирует своё философское понимание Бога и религии. Для него истинный Бог — не тот, который существует в системе религиозных догматов, с Его раем и адом, а тот, который существует в трансценденции, но для экзистенции человека. При этом человек способен достичь трансценденции. Следовательно, Бог в самом человеке, а рай и ад только выдуманы Церковью. Другой представитель религиозного направления Г. Марсель следует традиционным христианским канонам и понимает ад и рай как потусторонний мир. Однако потусторонний мир — это продолжение посюстороннего, продолжение Зла или продолжение Любви — ада или рая. Поэтому он обращает особое внимание на страх грядущего ада, который довлеет над человеком — это неправильный страх. Этот страх уже в этом мире способен погрузить человека во зло. Г. Марсель считал, что от страха Зла, которое ожидает после смерти человека спасает подлинный экзистенциал человеческого бытия — Любовь.
Особенно значимы идеи русского религиозного экзистенциализма, Н.А. Бердяева и Л. Шестова. Бердяев полагает, что ад — это состояние человека, в котором он утратил связь с Богом. Ад не существует как божественная реальность, а явлен в опыте человека. Ад — это самопогружение человека, замыкание на своей субъективной сфере бытия и, следовательно, уход от вечного и божественного. Смерть не уничтожает жизнь, а дает возможность приобщиться к божественному в случае избавления от зацикленности на своей субъективности. Шестов же делает акцент на посюстороннем страдании, крайним проявлением которого является гибель близкого человека, а сама смерть и загробное воздаяние отходят у него на второй план. Кроме того, он считает их недоступными для познания человеком. Страх ада свойственен человеку, но с ним можно только примириться. Этот страх способствует духовному развитию человека.
Атеистические экзистенциалисты, особенно Ж.-П. Сартр, переносят понятие ада в реальный мир и создают его обоснованную концепцию. В философии Сартра это понятие является чрезвычайно значимым, и Сартр называет адом существование других людей, если они вмешиваются в существование твоей экзистенции. А также ад — это пустая жизнь людей, погрязших в повседневной суете. Эти люди сами погрузили себя в ад и страдание, и, имея возможность всё исправить, боятся что-либо предпринять. Ад — осознанный выбор человека.
А. Камю считает, что плох не сам ад, а страх перед ним. Он лишает человека воли и свободы. Счастье человека в том, чтобы не покоряться судьбе, даже если её предопределил Бог. Даже если ад и существует, потерять себя — гораздо хуже, чем попасть в ад.
Понимание ада у экзистенциалистов своеобразно и отлично от религиозной христианской доктрины. Это связано скорее всего с тем, что основное внимание философы уделяют личности человека. Большинство экзистенциалистов не придерживаются строгой религиозной догматики какой-либо конфессии, предпочитая свое понимание Бога, атеистические же отрицая существование Бога, выводят понятие ада из религиозной терминологии и рассматривают его в социальном и психологическом смысле. В целом экзистенциалисты перестраивают картину мира, делая центром мироздания бытие человека, а Бог оказывается на втором месте. Л. Шестов, А. Камю, Ж.-П. Сартр считали, что загробный мир полон тайн и не доступен как полное цельное знание, в то время как реальный дает такую возможность.
Однако многие из них, сосредоточившись на посюстороннем мире, включают в него и элементы потустороннего бытия. Особенно это свойственно атеистическим экзистенциалистам, которые употребляют те же самые христианские понятия «ад», «Страшный суд», но вне религиозного контекста, и тем самым переносят образ загробного мира на посюстороннее бытие. А. Камю говорит о том, что Страшный суд происходит каждый день, и его вершат люди друг над другом, и не христиане, и христиане, вопреки заповедям Христа, который учил прощать. Ж.-П. Сартр включает понятие «ада» в часть реального мира, и оно становится одним из фундаментальных терминов его философии.
Таким образом, большинство экзистенциалистов обращают внимание не на сам загробный мир и ад, который ожидает в будущем, а на страх ада в настоящем и пути преодоления этого страха. Есть ад или нет не так важно, как ощущение близости смерти, которое пугает.
Христианство является самой крупной мировой религией. Экзистенциальная философия не теряет своей актуальности в современном мире. Поэтому важно изучить влияние христианства на экзистенциализм и трансформацию концепции в экзистенциализме. Христианство явилось и является по сей день стимулом для онтологического поиска экзистенциалистов. Христианство формировало их мировоззрение и влияло на индивидуальные и философские ценности философов данного направления.
К сожалению, данная проблематика в России недостаточно освящена. Исследований, посвященных влиянию христианства на атеистических экзистенциалистов, а особенно понимания ими загробного мира (и в частности ада) практически не проводилось. Кроме того, наша дипломная работа совмещает в себе религию и философию, синтез этих дисциплин позволяет взглянуть на проблему под другим углом. Поэтому мы считаем, что это тема имеет большие перспективы для продолжения изучения в будущем.



1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические. - Чикаго: Славянское евангельское общество, 1990. — 1510 с.
2. Бердяев Н.А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики / Н.А. Бердяев // Опыт парадоксальной этики. - М.: ACT, Харьков: Фолио, 2003. — 704 с.
3. Камю А. Миф о Сизифе / А. Камю // Бунтующий человек. — М.: Терра
— Книжный клуб, Республика, 1999. — С. 22-116.
4. Камю А. Падение / А. Камю. — М: Аст, 2010. — 160 с.
5. Кьеркегор С. Болезнь к смерти / С. Кьеркегор // Страх и трепет. — М.: Республика, 1993. — 470 с.
6. Кьеркегор С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. — М.: Республика, 1993. — 470 с.
7. Марсель Г. Ты не умрешь / Г. Марсель. — СПб.: Изд. дом «М1ръ», 2008.
— 96 с.
8. Сартр Ж.-П. За закрытыми дверями. /Ж.-П. Сартр // Слова. Мухи. Почтительная потаскушка. За закрытыми дверями. — М.: Аст, 2010 — 320 с.
9. Хайдеггер М. Время и бытие / М. Хайдеггер. — М.: Республика, 1993.
— 447 с.
10. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» / М. Хайдеггер // Работы и размышления разных лет. — М.: Гнозис, 1993. — 750 с.
11. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности / Л. Шестов. — М.: РИПОЛ Классик, 2018. — 312 с.
12. Шестов Л. Сочинения. В 2 т. Т 2. На весах Иова / Л. Шестов. —М.: Наука, 1993. —558 с.
13. Ясперс К. Философская вера / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. — М.: Политиздат, 1991. — 650 с.
Литература
14. Августин Аврелий. Исповедь / Аврелий Августин. — М.: КАНОН +, 1997. — 462 с.
15. Балакина И.Ф. О так называемом «русском экзистенциализме» // Вестник МГУ. — 1963. — № 6 — С. 88-96.
16. Балакина И.Ф. Религиозно-экзистенциалистские искания в России начала XX века / И.Ф. Балакина // Современный экзистенциализм: Критические очерки. — М.: Мысль, 1966. — С. 430-449.
17. Бердяев Н.А. Лев Шестов и Киркегор / Н.А. Бердяев // Диалектика божественного и человеческого. —М.: ACT, Харьков: Фолио, 2003. — С. 590-597.
18. Бердяев Н.А. Основная идея философии Льва Шестова / Н.А. Бердяев // Диалектика божественного и человеческого. —М.: ACT, Харьков: Фолио, 2003. — С.598-602.
19. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма / О.Ф. Больнов. — СПб.: Лань, 1999. — 224 с.
20. Бубер М. Два образа веры / М. Бубер. — М.: Аст, 1997. — 527с.
21. Воробьева С.В. Философия экзистенциализма / С.В. Воробьева // Современная западная философия. — Минск: Книжный дом, 2009. — 1024 с.
22. Гранин P.C. Экзистенциальная эсхатология Николая Бердяева / Р.С. Гранин // Философия и культура. — 2012. — №11. — С. 63-71.
23. Гранин Р.С. Эсхатологические представления в русской религиознофилософской традиции: от апокалиптики к утопизму. Часть II / Р.С. Гранин // Пространство и Время. — 2017. — № 1(27). — С. 174—186.
24. Григорьян Б.Т. Экзистенциальная концепция человека К. Ясперса / Б.Т. Григорьян // Буржуазная философская антропология ХХ века. — М.: Наука, 1986. — 296 с.
25. Давыденков О.В. Догматическое богословие / О.В. Давыденков. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. — 415 с.
26. Дугин А.Г. Мартин Хайдеггер. Последний Бог / А.Г. Дугин. — М.: Академический проспект, 2014. — 846 с.
27. Ишрак. Ежегодник исламской философии — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2011. — №2. — 719 с.
28. Камю А. Записные книжки / А. Камю. — М.: Радуга, 1990. — 607 с.
29. Катехизис Католической церкви. Апостольская Администратура для католиков латинского обряда севера европейской части России. — М: Культурный центр Духовная библиотека, 2001. — 813 с.
30. Кувакин В.А. Опровержения и предположения Льва Шестова / В.А. Кувакин // Философские науки. — 1990. — № 2. — С. 53-63.
31. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. / В.А. Кувакин. — М.: Мысль, 1980. — 309 с.
32. Марсель Г. Онтологическое таинство и конкретное приближение к нему / Г. Марсель. — М.: Изд-во гуманит. Лит-ры, 1995. — 380.с.
33. Марсель Г. Опыт конкретной философии / Г. Марсель. — М.: Республика, 2004. — 224 с.
34. Мелетинский Е.М. Рагнарёк. Мифы народов мира. В 2 т. Т.1. / Меле- тинский Е.М. Рагнарёк. — М.: Российская энциклопедия, 1997. — 860 с.
35. Мелетинский Е.М. Рагнарёк. Мифы народов мира. В 2 т. Т.2. / Мелетинский Е.М. Рагнарёк. — М.: Российская энциклопедия, 1997. — 648 с.
36. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь Ожегова. / С.И. Ожегов, Н.Ю Шведова. — М.: Аст, 2014. — 736 с.
37. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / Ж.-П. Сартр// Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1989. — 590 с.
38. Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия / Л. Шестов. — М.: Прогресс-Гнозис, 1992. — 304 с.
39. Шестов Л. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. / Л. Шестов. — Томск: Водолей, 1996. — 220 с.
40. Ясперс К. Философия. Книга первая. Философское ориентирование в мире / К. Ясперс. — М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2012. — 384 с.
41. Ясперс К. Философия. Книга вторая. Просветление экзистенции / К. Ясперс. — М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2012. — 448 с.
42. Ясперс К. Философия. Книга третья. Метафизика / К. Ясперс. — М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2012. — 296 с.
43. Kierkegaard, S.A. Works of Love. / S.A. Kierkegaard // HarperCollins. — 1962. — P. 58-64.
44. S0ren Kierkegaard’s Journals and Papers: Autobiographical, 1848-1855 /
S.A. Kierkegaard, E.H. Hong // Indiana University Press. — 1978. — P. 552-560.
Электронные ресурсы
45. Абросимова Е.А. Анализ концепций смерти в философии С. Кьеркегора и М. Хайдеггера [Электронный ресурс] / Е.А. Абросимова. — Режим доступа: — http://hpsy.ru/public/x009.htm.
46. Сартр Ж.-П. «L'existentialisme athee» [Электронный ресурс] / Ж.-П.
Сартр. — Режим доступа:
http://www.philo5.com/Les%20philosophes%20Textes/Sartre_L%27EnferC%27Es tLesAutres.htm#_01.
47. Шестов Л. Предпоследние слова [Электронный ресурс] // Материалы
русской истории. — Режим доступа:
http://www. magister.msk.ru/library/philos/shestov/shest 15 .htm.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ