Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Петербургская университетская школа: философия, теория и методология истории на рубеже XIX-XX вв

Работа №123178

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы114
Год сдачи2017
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I.“Кризис” российской историографии рубежа XIX-XX вв…..……….22
Глава II. Философия, теория и методология истории в творчестве учёных Санкт-Петербургского (Петроградского университета)
§ 1. Историко-филологический факультет
§ 2. Восточный факультет
§ 3. Юридический факультет
Заключение
Список использованных источников и литературы
Список сокращений


Актуальность исследования. Укоренившееся в общественном сознании противопоставление Москвы и Петербурга как наиболее передовых культурных центров России восходит к началу XVIII в. Проводившиеся в это время Петром I радикальные преобразования стали основным фактором, предопределившим последующую историю разделения “старой” и “новой” России. Если олицетворением первой неизменно выступала первопрестольная столица, остававшаяся символом исконной русской культуры, то вторая, как правило, отождествлялась с Петербургом – городом, само существование которого было обусловлено становлением России на новый, европейский путь развития, главной опорой на котором и должна была стать новая столица.
Своим зарождением данная антитеза обязана, главным образом, отечественной интеллигенции, для которой вопросы исторического развития России и её места в мире всегда оставались наиболее острыми и актуальными. Созданная узким слоем наиболее образованной части российского общества дихотомия вскоре расширила свои рамки: проблема Москва-Петербург постепенно становилась предметом всё более широкого общественного обсуждения. Однако, чем активнее поставленный вопрос муссировался в литературе, тем более стереотипную форму он приобретал. Попытки переосмысления культурно-исторического образа Москвы и Петербурга вызывались к жизни множеством факторов (например, сменой внутри- или внешнеполитического курса, состоянием цензуры, ростом оппозиционных настроений в обществе и т.д.), в то время как сама оценка обоих городов в большинстве случаев абсолютизировалась, приобретая либо позитивный, либо негативный оттенок . Несмотря на данное обстоятельство, Москва и Петербург, противопоставлявшиеся друг другу вплоть до падения Российской империи в 1917 г., вместе составляли целостное представление об отечественной науке и культуре на протяжении всего дореволюционного периода.
Таким образом, процесс развития указанной проблемы не был однородным. В его течении можно выделить целый ряд значимых этапов. Во всех отношениях уникальной вехой в истории антитезы Москва-Петербург является рубеж XIX-XX веков. Ускорившиеся после Великих реформ процессы модернизации и урбанизации значительно нивелировали прежние социокультурные противоречия между обоими центрами. Но параллельно их место замещали новые образы: всё чаще в социальном сознании столица ассоциировалась с оплотом проправительственного бюрократического слоя, Москва же воспринималась как центр растущей оппозиционности, особенно ярко проявляющий себя в кризисные периоды . В результате осмысление сущности культурных феноменов Москвы и Петербурга активизировалось с ещё большей силой. Одновременно выявлялись наиболее характерные их черты. Ввиду ощущения своей особой близости к культурному наследию Европы, Петербург отражал результат насчитывавшего уже несколько веков взаимодействия России и Запада, занимая между ними некую промежуточную позицию, из чего следовала трудность отождествления города как с русским, так и с европейским культурным типом, его чрезвычайная толерантность и открытость внешнему миру. Все эти особенности непосредственно сказывались и на характере петербургского научного сообщества, в первую очередь на представителях гуманитарного его направления вследствие их большей чувствительности к переменам в культурной жизни страны.
Параллельно в указанный хронологический период в России происходит окончательное оформление московской и петербургской университетских школ. Характер каждой из них стал отражением социокультурной обстановки, сложившейся к этому времени в обоих городах. Отечественное научное сообщество также не смогло избежать воздействия той культурной атмосферы, которая окутывала каждый университет. Само понятие “школы” как феномена высшего образования в России можно рассматривать как средство для иллюстрации существовавших в российской научной среде расхождений между различными сообществами учёных. Как Москва по своему духу противопоставлялась Петербургу, так и Московский университет противопоставлялся петербургскому. Университеты являлись естественными центрами притяжения для мыслящей интеллигенции обоих городов, приобретая для неё в некотором смысле аналогичное значение собственных “столиц”.
Столичный университет нёс на себе множество штампов, закрепившихся в общественном сознании за Петербургом как бюрократическом центре страны. Сказывалось это не только на форме проведения учебных занятий, характере коммуникации между учёными, их лояльности правительству и относительной политической пассивности (в отличие от своих более оппозиционных московских коллег ), но и на научно-исследовательской деятельности петербургских учёных. При этом основные расхождения между университетскими центрами касались преимущественно вопросов теоретического и методологического характера. В частности, в данная тенденция прослеживается на примере развития исторической науки в рамках московской и петербургской университетских школ. К наиболее характерным чертам петербургской исторической школы ряд исследователей относит :
• Придание первостепенного значения источниковой базе, на основе анализа которой проводится дальнейшее исследование, идиографическая направленность научного исследования (в отличие от социологического подхода московских историков);
• Отстаивание важности сбора, описания и последующей публикации источников, чем руководила, например, Археографическая комиссия в Петербурге, а также поощрение развития вспомогательных исторических дисциплин, специализирующихся на источниковедческой составляющей исторического исследования (в Москве подобные стремления были делом личной инициативы, они не были организованы и не носили централизованного характера);
• Преимущественное внимание к факту, неприятие малообоснованных гипотез (в сравнении с более вольными теоретическими построениями представителей московской школы);
• Минимальная вовлечённость петербургских исследователей в вопросы, касающиеся политики (в то время как московские исследователи стремились к активному взаимодействию с властью через существующие в стране политические институты);
• Отсутствие в среде учёных-историков Петербургского университета выраженных лидеров харизматического типа (в Москве же в области русской истории такой личностью был В. О. Ключевский, имя которого носила московская историческая школа, в области всеобщей истории – В. И. Герье).
Явившееся результатом культурно-психологической антитезы Москва-Петербург столь явное противопоставление университетских школ имело своим результатом формирование в каждой из них особого, “схоларного” самосознания. Несомненно, данное обстоятельство создавало немалые трудности в процессе научного сотрудничества университетов, создавая между ними чаще всего искусственные барьеры . Особенно это касалось московских исследователей, Петербург же, напротив, неизменно оставался обителью для множества нестоличных учёных ввиду своей большей открытости. Эклектизм духовной жизни столицы, сочетавшей в себе как европейскую, так и русскую культуру, а также чрезвычайная толерантность её университета к проникновению в свою среду самых разнообразных идейных течений предопределили уникальный облик петербургского научного сообщества, окончательно сложившийся на рубеже XIX-XX вв. Специфика университетской школы Петербурга оказывала непосредственное воздействие на научно-исследовательскую деятельность её представителей, в частности -на используемые ими теоретические и методологические концепции. Данные особенности нашли своё отражение в творчестве петербургских учёных-историков, что дало исследователям основание выделять в рамках петербургского университетского сообщества самостоятельную историческую школу. Изучение теоретико-методологических и историософских взглядов представителей как исторического, так и других гуманитарных факультетов Петербургского университета на рубеже XIX-XX вв. позволяет составить целостное представление о феномене данной школы, а также проследить его влияние на современное состояние философии, теории и методологии истории в рамках Санкт-Петербургского государственного университета.
Объектом данной работы выступает петербургская университетская корпорация на рубеже XIX-XXвв.
Предметом исследования является историософская и теоретико-методологическая специфика петербургской университетской школы.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1884 г., когда был принят новый университетский устав, закрепивший новую структуру университетов, до революции 1917 г. В ряде случаев для лучшего освещения и понимания рассматриваемой проблематики исследование охватывает более широкие хронологические рамки, включающие в себя период с 1860-х до начала 1880-х гг., а также часть истории советского периода вплоть до начала 1930-х гг.
Цель работы–реконструировать основные черты петербургской школы философии, теории и методологии истории на рубеже XIX-XX вв.
Исходя из поставленной цели в ходе работы решаются следующие задачи:
• определение круга представителей петербургской университетской школы философии, теории и методологии истории, их места в университетской корпорации, значения различных подразделений университета в формировании школы;
• выявление круга основных источников, связанных с развитием петербургской школы философии, теории и методологии истории;
• анализ истории формирования и развития концепции “кризиса” российской исторической науки в конце XIX – начале XX вв. в отечественной историографии;
• оценка вызвавших данное явление внешних и внутренних причин, а также формирование представления о его сущности;
• выявление специфики петербургской университетской школы в контексте развития российской и мировой исторической и философской мысли;
• определение идейно-философского контекста развития школы (в том числе круга идейных, философских и теоретико-методологических концептов, повлиявших на творчество и взгляды петербургских учёных);
• оценка влияния социального контекста на развитие историософских взглядов представителей университетской школы.
Источниковая база исследования представлена несколькими группами источников. Наибольшее значение для исследования имеют нарративные источники творческого происхождения, отражающие историософские и теоретико-методологические взгляды представителей петербургской университетской школы указанного периода (В. В.Бартольда, А. Д.Градовского, Н. И.Кареева, В. И.Ламанского и др.).
В работе задействованы источники личного происхождения. Используемые мемуары и дневники отражают взгляды современников на феномен петербургской университетской школы, что позволяет проследить истоки её зарождения. Аналогичное значение имеют эпистолярные источники.
Также был задействован комплекс делопроизводственных источников, связанных с жизнью университета рассматриваемого периода , в том числе – неопубликованные источники, отражающие служебную карьеру преподавателей Петербургского университета .
Историография проблемы огромна и включает в себя различные аспекты, связанные как с традицией изучения философии и методологии истории, так и со схоларной проблематикой. В рамках данного историографического обзора, учитывая специфику работы, целесообразно осветить развитие именно схоларного направления научных штудий.
Традиционно антитеза Московского и Петербургского университетов рассматривалась отечественными исследователями на примере исторических школ Москвы и Петербурга , т.к. именно в данной области научного знания наиболее явно прослеживается их несхожесть. Впервые же проблема “петербургской университетской школы” выдвигается на обсуждение ещё в 90-х гг. XIX в. Одним из первых, кто положил начало дискуссии, продолжающейся уже более века, был представитель московской исторической школы - П. Н. Милюков, посетивший столицу в связи с научной командировкой с целью подготовки диссертационного исследования. В Петербурге историк столкнулся с совершенно отличным от московского научным сообществом. Выступив с критикой во многом чуждого ему методологического подхода петербургских исследователей, П. Н. Милюков отмечал и ставил в “вину школе” многие из перечисленных выше её особенностей. Высказанные историком замечания основывались на представлении о чрезмерном внимании его столичных коллег к источниковой базе, что препятствовало в глазах учёного полноценному историческому исследованию.
При всей относительности сделанных П. Н. Милюковым выводов невозможно игнорировать сам факт наличия на тот момент объективных расхождений между указанными историческими школами, а также то, что данная проблема получила широкий резонанс среди современников происходящих в российской науке явлений. Именно на рубеже XIX-XX вв. можно наблюдать распространение в научной среде представлений о “схоларности”: университеты начинают открыто противопоставляться друг другу, а отстаиваемые ими теоретические и методологические подходы всё чаще воспринимаются как “черты” школ.
Высказанное П. Н. Милюковым мнение вскоре стало предметом рассмотрения уже петербургских исследователей. В частности, данная проблема нашла своё отражение в творчестве А. Е. Преснякова, осветившим её с диаметрально противоположных позиций. В этом отношении остаётся показательной речь историка, оглашённая им перед защитой докторской диссертации, где отстаивается мысль о несостоятельности избранного московскими исследователями подхода ввиду излишнего его “социологизма”, толкованием источникового материала исходя из выдвинутой гипотезы, что неизбежно влечёт за собой искажение его содержания. Учёный подчёркивал: “научный реализм требует, чтобы вопросы ставились в зависимости от свойств изученного материала, а не навязывали ему того, чего он<…> дать не может, по основному своему характеру”. Что немаловажно, свою позицию А. Е. Пресняков объяснял, прежде всего, своей принадлежностью к “Петроградской”, как он сам её именовал, школе историков. Аналогичную позицию учёного можно наблюдать и в более поздних его трудах 20-х гг. XX в., однако со временем А. Е. Пресняков становится склонен проводить грань между московской и историко-юридической школой .
Изучение феномена петербургской исторической школы оказалось особенно затрудненно в 1920-х гг. в силу жёсткого идеологического контроля со стороны советской власти, а также завоевания господствующего положения школой М. Н. Покровского. Тяжелейшим ударом для представителей дореволюционной науки стало сфабрикованное “Академическое дело”. В результате с рубежа 1920-1930-х гг. обсуждение данной проблематики фактически оказывается под запретом.
Лишь в начале 1940-х исследователями предпринимаются новые попытки обращения к истории петербургской школы. В своём фундаментальном историографическом труде Н. Л. Рубинштейн вновь вводит в научный оборот термин “школа”, ассоциируя его, в то же время, лишь с более монолитным в идейном отношении московским университетским сообществом . Внутренняя теоретико-методологическая противоречивость петербургского университетского сообщества(“под двойным воздействием сложилось историческое мировоззрение С. Ф. Платонова, который<…> выделяет значение влияния Ключевского. Струя буржуазного экономизма, шедшая от Ключевского, находила поддержку в Петербургском университете в лице А. С. Лаппо-Данилевского<…> Наряду с этим основная тенденция государственной школы дополнялась сильным влиянием историко-юридической” ) послужила основанием отказаться от прежде принятого восприятия его в качестве самостоятельной школы. Подобного видения феномена петербургской университетской школы придерживался и Г. В. Вернадский, отмечавший преобладающее влияние главы московской школы на развитие исторической науки в Петербурге.
Новую веху в истории исследования петербургской школы ознаменовали мемуары П. Н. Милюкова, написанные им за рубежом и вышедшие в свет в том же десятилетии. Историк, как и прежде, основывался на своих личных впечатлениях, которые произвела на него поездка в Петербург в конце XIX в. По-прежнему отмечая, что “в Петербурге вообще доживала точка зрения, установленная ещё Шлёцером: русскую историю нельзя писать, не изучив предварительно критически её источников”, на этот раз учёный обращает внимание также на влияние, оказываемое со стороны московской исторической школы на петербургских учёных, что отразилось на позициях молодых её представителей (например, А. С. Лаппо-Данилевского и А. Е. Преснякова).
В конце 1940-х гг. публикуется известный текст профессора Ленинградского университета С. Н. Валка, детально проанализировавшего как состояние петербургской университетской школы рубежа XIX-XX вв., так и долгий процесс её становления с первой половины XIX вплоть до середины XX в.. Так, факт основания школы учёный связывал со временем творчества М. С. Куторги, а период наивысшего её расцвета с А. Е. Пресняковым. Особо отмечая, что “роль и значение А. С. Лаппо-Данилевского выходили за пределы читаемых им курсов”, С. Н. Валк, таким образом, утверждал, что наследие историка, несмотря на его обособленность в петербургском университетском сообществе, оказывало прямое воздействие на облик школы в целом.
Видение петербургской школы, предложенное С. Н. Валком, вскоре подверглось коренному переосмыслению советскими историками. Определённое влияние при этом оказал внешний фактор, т.к. именно в конце 1940-х – начале 1950-х происходит усиление идеологического контроля на фоне развернувшийся борьбы с любыми проявлениями инакомыслия. В частности, Л. В. Черепнин, подверг критике творчество С. Н. Валка, считая недопустимой концепцию преемственности между буржуазной и советской исторической наукой. Принявший толкование университетского сообщества Петербурга на рубеже XIX-XX вв. в качестве научной школы, учёный в то же время иначе трактовал её основные черты. В отсутствии единой методологии, постоянных теоретико-методологических поисках её представителей и обусловленной этим их разобщённости учёный усматривал проявление кризисного состояния российской науки указанного периода . Понятие “школы”, таким образом, теряло привычное для конца XIX – первой половины XX вв. значение.
Лишь в середине 1980-х гг. проблематика петербургской исторической школы вновь приобретает привычную форму. Более того, данный феномен начинает анализироваться в контексте взаимоотношений университетских школ в целях лучшего понимания их специфики. Используя в качестве основы для изучения школ свидетельства виднейших их представителей, А. Н. Цамутали приходит к выводу о преувеличенном и во многом необоснованном характере антитезы Московского и Петербургского университетов. Также наиболее объективным кажется признание факта влияния московской школы на петербургскую, но в ограниченных масштабах, т.к. последняя как до, так и после этого продолжала сохранять свою неповторимую специфику.
Приведённая тенденция сохраняется вплоть до последнего десятилетия XX в. В историографии растёт интерес к изучению школ в контексте их взаимодействия в рассматриваемый период. Ученик С. О. Шмидта и С. Н. Валка, С. В. Чирков рассмотрел историю петербургской школы, акцентируя внимание на возглавляемом А. С. Лаппо-Данилевским направлении, в соотношении её с московским университетским сообществом. Продолжая заложенную ранее историографическую традицию, С. В. Чирков подчёркивал существование школы внутри школы, в равной степени отличной как от московской, так и петербургской в лице С. Ф. Платонова. Таким образом учёным противопоставлялось так называемое “эмпирическое” и “теоретическое” её направления. Творчество С. В. Чиркова отразило общую для отечественной историографии тенденцию к возвращению анализа феномена петербургской исторической школы в рамки теории и методологии истории.
По преимуществу в указанном направлении развивались исследования 1990-х гг., комплексно рассматривающие феномен петербургской школы с позиций истории её формирования и теоретико-методологических особенностей концептуальной её составляющей. В частности, Б. В. Ананьич, характеризуя особенности петербургской школы, поддерживает изложенное ранее мнение А. Е. Преснякова о, прежде всего, источниковедческой направленности школы, что коренным образом отличало её от московских исследователей, отвергавших подход свои коллег “от источника” . Фактическую критику традиций, заложенных школой В. О. Ключевского, можно также наблюдать в совместном творчестве Б. В. Ананьича и В. М. Панеяха: развивая позицию, выраженную ещё дореволюционными петербургскими исследователями, учёные соотносят традиции школ в форме их антитезы . Более того, особенности московской школы, по мнению исследователей, предопределили последующее её сближение с М. Н. Покровским, заложившим начала школы, которая, в отличие от традиций петербургской университетской школы, базировалась не на изучении источниковой базы, а “на заранее заданной схеме”. Результатом данного процесса стал отказ от того теоретико-методологического разнообразия, которым характеризовалась петербургская школа рубежа XIX-XX вв., в пользу марксистского подхода, отвергнувшего богатое наследие дореволюционной исторической науки. Подобная интерпретация антитезы петербургской и московской исторических школ оказалась преобладающей в отечественной историографии последних лет XX в.
Очередная попытка переосмысления данного феномена была предпринята Т. Н. Жуковской. Переосмысливая термин “школа”, историк указывает на целесообразность его использования в случае существования общности методологии, на основании чего и может быть установлено единство представителей научного сообщества. Исследователем также затрагивается тема уникальности петербургской школы, обусловленной отчасти самой атмосферой Петербурга, допускающей и приветствующей открытость научному опыту Запада, определённое инакомыслие, в том числе и в научной среде, что нашло своё отражение в существовании нескольких научных направлений внутри школы, отчасти общим для обеих школ духом схоларности, распространённым в отечественной науке конца XIX – начала XX вв. .
В ряду современных исследователей феномена петербургской исторической школы стоит отметить В. С. Брачева. Акцентируя внимание на роли С. Ф. Платонова в столичной университетской корпорации, учёный приходит к выводу о существовании “школы Платонова”, объединявшей в себе учеников К. Н. Бестужева-Рюмина и являвшейся восприемницей заложенных им принципов научно-исследовательской деятельности. В качестве обоснования применения к петербургскому сообществу историков термина “школа” В. С. Брачев отмечает единство используемой его представителями методологии исследования, а также немалую зависимость учеников С. Ф. Платонова от идей своего наставника . Другой отличительной особенностью петербургских историков В. С. Брачев считает их ярко выраженный патриотизм, особенно проявивший себя при разгроме школы в 1929-1931 гг., считая данный критерий не менее важным при определении специфики школы.
С. Н. Погодин в своей работе ограничивается освещением существующих в отечественной историографии мнений касательно данного вопроса. Выделяя основные критерии школы как феномена отечественной науки рубежа XIX-XX вв., автор избегает поддерживать какую-либо из указанных выше позиций по отношению к данному явлению, считая его недостаточно исследованным.
Феномен петербургской исторической школы нашёл отражение в творчестве В. П. Корзун, пришедшей к выводу о тесном взаимовлиянии университетских школ Москвы и Петербурга в конце XIX – начале XX вв. Исследователь также отмечает внутреннее деление петербургской школы на несколько самостоятельных направлений – учебную школу С. Ф. Платонова и академическую школу А. С. Лаппо-Данилевского (а также существование не только эмпирического, но и “социологического” течений внутри школы ), однако, подвергая критике позицию, согласно которой эти течения сближались лишь в контексте их противостояния с московской университетской корпорацией.
Помимо трудов монографического характера, освещающих историю петербургской университетской школы рубежа XIX-XX вв., заслуживает внимания учебное пособие по историографии В. П. Корзун и С. П. Бычкова, содержимое которого структурировано по методологическому принципу, а именно - по отдельным школам и направлениям в исторической науке. Результатом анализа истории петербургской исторической школы в конце XIX – начале XX вв., а также историографии по данной теме, становится вывод о её внутренней дифференцированности, что, в свою очередь, вызвало многочисленные разногласия среди исследователей по поводу существования внутри неё отдельных течений. Так, авторы, подвергая анализу теоретико-методологические концепции лидеров указанных направлений (учебного и академического), отмечают различную интерпретацию ими исторического источника. Объяснением этому может служить несовпадение избранных С. Ф. Платоновым и А. С. Лаппо-Данилевским в качестве руководящих в своей исследовательской деятельности философских учений – позитивистского и неокантианского соответственно.
На современном этапе исследование истории петербургской школы активно развивается Е. А. Ростовцевым. В своих работах исследователь стремится составить комплексное представление о петербургской университетской школе посредством всестороннего изучения данного феномена, делая акцент на освещении её методологической специфики. Учёный пересматривает изложенную ранее концепцию Б. В. Ананьича и В. М. Панеяха, утверждая, что оставленные П. Н. Милюковым и А. Е. Пресняковым наблюдения о характерных чертах московской и петербургской исторических школ “рассматривают разные свойства историографических феноменов и не могут быть привлечены в качестве оснований для оценки одного и того же явления – “петербургской школы”<…> [и] во всяком случае, такая постановка вопроса невозможна без оговорки об эволюции школы, со специальным исследовательским пояснением в отношении механизма и этапов данного процесса” . Также Е. А. Ростовцевым был проанализирован историографический контекст, в котором формировалось понятие “петербургской школы” . В статье “Методология истории петербургской исторической школы” исследователь попытался осветить методологическую специфику петербургской исторической школы в конце XIX – начале XX вв., в результате чего стало возможным выделить несколько этапов в процессе её развития и сделать заключение о становлении в последние годы XIX в. нескольких направлений внутри петербургской школы (эмпирического во главе с С. Ф. Платоновым и теоретического, возглавляемого А. С. Лаппо-Данилевским ). Данная мысль находит своё развитие и в более поздней работе Е. А. Ростовцева, посвящённой творчеству А. С. Лаппо-Данилевского, где также отстаивается идея о существовании уникальной методологической традиции, лежащей в основании петербургской исторической школы .
Таким образом, можно заключить, что феномен петербургской школы в отечественной историографии имеет весьма противоречивый характер. Данное обстоятельство обусловливалось как различной трактовкой учёными самого термина “школа”, так и несовпадением целей их исследований. Обращение учёных к указанной проблематике вызывалось разными причинами - от демонстрации личной принадлежности к данному направлению историографии до стремления сформировать представление о российской исторической науке в целом, что становится особенно актуальным на современном этапе развития отечественной историографии. Наиболее объективным при этом представляется анализ теоретико-методологической специфики университетских школ в России, отражающей их характерные особенности.
Научная новизна данной работы заключается в том, что впервые в отечественной историографии производится попытка комплексного осмысления феномена петербургской университетской школы с точки зрения фокусного рассмотрения теоретико-методологических и философско-исторических работ её представителей. Кроме того, впервые тема “кризиса” российской историографии на рубеже XIX-XX вв. связывается со схоларной проблематикой.
Структура работы определяется задачами данного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, указываются хронологические рамки, формулируются цели и задачи, структура работы.
В первой главе производится анализ истории формирования представлений о “кризисе” отечественной науки на рубеже XIX-XX вв., а также рассматривается его оценка и трактовка в отечественной историографии.
Во второй главе предпринимается попытка исследовать историософские и теоретико-методологические особенности петербургской университетской школы в указанный период на примере творчества её представителей в рамках трёх разных гуманитарных факультетов и оценивается влияние указанного “кризиса” на трансформацию научных концепций петербургских учёных.
В заключении формулируются основные выводы и наблюдения в отношении рассматриваемой проблемы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании анализа библиографии, обозрений преподавания и отчётов о состоянии и деятельности Санкт-Петербургского (Петроградского) университета был определён круг исследователей-представителей петербургской университетской школы философии, теории и методологии истории, а также их место в университетской корпорации.
Кроме того, был выявлен основной круг текстов, связанных с развитием петербургской школы философии, теории и методологии истории. В качестве вспомогательных в исследовании привлекаются источники личного происхождения, также отражающие историософские и теоретико-методологические аспекты научного творчества учёных Петербургского университета.
В результате было установлено, что рассматриваемые исследователи принадлежали к разным поколениям. Наиболее ранняя научная деятельность старших представителей петербургского университетского сообщества (К. Н. Бестужева-Рюмина, В. И. Ламанского и др.) приходится на последнюю треть XIXв., в то время как младших (Н. И. Кареева, Н. Я. Марра и др.) - преимущественно на конец XIX–начало XXвв.Таким образом, хронологические рамки творчества исследуемых учёных охватывают период с 1865 по 1933 г.
В процессе работы стало возможным определить значение подразделений университета в формировании школы. Ведущая роль при этом сохранялась за историко-филологическим факультетом, в рамках которого представлено наибольшее число текстов и учёных, используемых в выборке.
Кроме того, в результате анализа научного творчества представителей петербургской школы была выявлена специфика философии, теории и методологии истории на каждом гуманитарном факультете Петербургского университета, благодаря чему становится возможным проследить корреляцию между исследуемыми учёными областями научного знания и содержанием их историософских и теоретико-методологических концепций.
Рассмотренный феномен “кризиса” российской исторической науки конца XIX–начала XXвв. в отечественной историографии демонстрирует неоднозначность оценки исследователями не только факторов, повлиявших на его формирование, но и внутреннего содержания указанного явления. Анализ истории появления и развития концепции “кризиса” позволяет сделать вывод об основных причинах данного явления. Важнейшей из них является постепенный отказ отечественных исследователей от позитивистского подхода в качестве руководящего в процессе научной деятельности и, как следствие, философские и теоретико-методологические поиски российских учёных. При этом значительное влияние на мировоззрение и творчество последних оказали достижения немецкой философии, прежде всего, - Фрайбургской школы неокантианства.
В свою очередь, внутреннее содержание “кризиса” российской историографии характеризовалось отсутствием единого теоретико-методологического подхода среди отечественных исследователей, что нашло своё отражение в создании ими целого ряда самостоятельных концепций. В результате на рубеже XIX-XXвв. можно наблюдать усложнение историософского мышления учёных-историков, создание ими качественно новых основ исторического познания. Кроме того, происходит формирование основ методологии истории как самостоятельного научного направления.
Своё отражение феномен “кризиса” находит и в рамках петербургского университетского сообщества. Историософские и теоретико-методологические поиски исследователей вместе с тем формируют уникальный образ всей школы. Являясь всеохватывающим, данный процесс затрагивает творчество не только учёных-историков, но и представителей других направлений научного знания – востоковедов, юристов, филологов, в результате чего можно также выделить специфику философии, теории и методологии истории на каждом гуманитарном факультете Петербургского университета.



1. РГИА. Ф. 733. Оп. 123. Д. 9.
2. РГИА. Ф. 733. Оп. 136. Д. 49.
3. РГИА. Ф. 733. Оп. 150. Д. 1396.
4. РГИА. Ф. 733. Оп. 150. Д. 1506.
5. РГИА. Ф. 733. Оп. 150. Д. 414.
6. РГИА. Ф. 740. Оп. 8. Д. 626.
7. ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 16328.
8. ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 16330.
9. ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 16331.

Опубликованные источники
Делопроизводственные источники:
1. Обозрение преподавания на юридическом факультете Имп. Санкт-Петербургского университета на [1901-1902, 1902-1903, 1903-1904] на учебный год. СПб., [1901-1904].
2. Обозрение преподавания наук в Имп. Санкт-Петербургском [Петроградском] университете на [1904-1905, 1905-1906, 1906-1907, 1907-1908, 1908-1909, 1909-1910, 1910-1911, 1911-1912, 1912-1913, 1915-1916] учебный год. СПб. [Пг.], [1904-1912, 1915].
3. Обозрение преподавания наук в Имп. Санкт-Петербургском университете за 1883-1884 академический год. СПб., 1883.
4. Обозрение преподавания наук в Имп. Санкт-Петербургском университете на второе полугодие 1885-1886 учебного года. СПб., 1885.
5. Обозрение преподавания наук в Имп. Санкт-Петербургском университете на первое полугодие 1886-1887 учебного года. СПб., 1886.
6. Обозрение преподавания наук в Имп. Санкт-Петербургском университете на осеннее полугодие [1887-1889] учебного года. СПб., [1887-1889].
7. Обозрение преподавания наук в Имп. Санкт-Петербургском университете на весеннее полугодие [1888-1890] года. СПб., [1888-1890].
8. Обозрение преподавания наук в Имп. Санкт-Петербургском университете на осеннее и весеннее полугодия [1890-1900] года. СПб., [1890-1899].
9. Обозрение преподавания наук на историко-филологическом факультете Имп. Санкт-Петербургского [Петроградского] университета в осеннем полугодии [1901, 1904, 1915-1917, 1918] года. СПб. [Пг.], [б. г., 1916, 1918].
10. Обозрение преподавания наук на юридическом факультете Имп. Санкт-Петербургского [Петроградского] университета в осеннем полугодии [1909, 1911-1915, 1918] года и в весеннем полугодии [1910, 1912-1916] года. СПб. [Пг.], [1909, 1911-1915, 1918].
11. Обозрение преподавания наук по факультету восточных языков в [1900-1901, 1902-1903, 1903-1904, 1905-1906] учебном году. СПб., [б. г., 1902, 1905].
12. Обозрение преподавания наук по факультету восточных языков Имп. Петроградского университета в осеннем полугодии [1915, 1917, 1918] года и в весеннем полугодии [1916, 1918, 1919] года. Пг., [1915, 1917, 1918].
13. Отчёты о состоянии и деятельности Императорского Санкт-Петербургского [Петроградского] университета за 1882-1916 гг. СПб. [Пг.]: б. и., 1883-1916.

Источники личного происхождения:
1. Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. 384 с.
2. Письма С. Ф. Платонова П. Н. Милюкову. Окончание (Подг. В. П. Корзун, М. А. Мамонтова) // История и историки. 2003. Историографический вестник. М.: Наука, 2003. С. 311-339.
3. Пресняков А. Е. Письма и дневники. 1889-1927. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. 966 с.

Историографические источники:
1. Бартольд В. В. Иран. Исторический обзор // Бартольд В. В. Сочинения. Т. 7. Работы по исторической географии и истории Ирана. М.: Наука, 1971. С. 229-336.
2. Бартольд В. В. К истории крестьянских движений в Персии // Бартольд В. В. Сочинения. Т. 7. Работы по исторической географии и истории Ирана. М.: Наука, 1971. С. 438-449.
3. Бартольд В. В. Речь перед защитой диссертации // Бартольд В. В. Сочинения. Т. 1. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. М.: Изд-во восточной литературы, 1963. С. 604-610.
4. Бартольд В. В. Связь общественного быта с хозяйственным укладом у турок и монголов // Бартольд В. В. Сочинения. Т. 5. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. М.: Наука, 1968. С. 468-472.
5. Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // Бартольд В. В. Сочинения. Т. 1. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. М.: Изд-во восточной литературы, 1963. С. 43-597.
6. Бестужев-Рюмин К. Н. История России с древнейших времен. Сочинение С. Соловьева. T. I-IX. Москва, 1851-1859. T. X. СПб., 1860 // Отечественные записки. 1860. T. CXXXII. С. 1-28.
7. Бестужев-Рюмин К. Н. Чему учит русская история // Древняя и Новая Россия. Исторический иллюстрированный ежемесячный сборник. 1877. Т. 1. С. 5-25.
8. Бодуэн де Куртенэ И. А. Август Шлейхер (1870) // Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 35-44.
9. Бодуэн де Куртенэ И. А. Национальный и территориальный признак в автономии. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1918. 84 с.
10. Бодуэн де Куртенэ И. А. Несколько слов о сравнительной грамматике индо-европейских языков. СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1882. 53 с.
11. Бодуэн де Куртенэ И. А. О смешанном характере всех языков // Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 362-372.
12. Бодуэн де Куртенэ И. А. Языкознание, или лингвистика, XIX века // Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. 2. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 3-18.
13. Виппер Р. Ю. Кризис исторической науки. Казань: Гос. изд-во, 1921. 37 с.
14. Виппер Р. Ю. Несколько замечаний о теории исторического познания // Вопросы философии и психологии. М., 1900. Кн. III (53). С. 450-480.
15. Виппер Р. Ю. Очерки теории исторического познания. М.: Типолитогр. т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1911. 284 с.
16. Градовский А. Д. Вступительная лекция по государственному праву, читанная в С.-Петербургском университете А. Градовским, 10 октября 1866 года // Градовский А. Д. Собрание сочинений. Т. 1. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1899. С. 1-20.
17. Градовский А. Д. Государственное право важнейших Европейских держав. Т. 1. // Градовский А. Д. Собрание сочинений. Т. 4. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1900. 816 с.
18. Градовский А. Д. Мечты и действительность. (По поводу речи Ф. М. Достоевского) // Градовский А. Д. Собрание сочинений. Т. 6. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1900. С. 375-383.
19. Градовский А. Д. Политические теории XIX столетия. Государство и прогресс // Градовский А. Д. Собрание сочинений. Т. 3. СПб.: М. М. Стасюлевича, 1899. С. 3-132.
20. Градовский А. Д. Политические теории XIX столетия. Парламентаризм во Франции // Градовский А. Д. Собрание сочинений. Т. 3. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1899. С. 133-268.
21. Градовский А. Д. Социализм на Западе Европы и в России // Градовский А. Д. Собрание сочинений. Т. 3. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1899. С. 377-492.
22. Кареев Н. И. Историка: теория исторического знания // Кареев Н. И. Избранные труды. М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. С. 352-548.
23. Кареев Н. И. Историология: теория исторического процесса. М.: Книжный дом “ЛИБРОКОМ”, 2011. 328 с.
24. Кареев Н. И. Основные вопросы философии истории. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1897. 475 с.
25. Карсавин Л. П. Введение в историю. (Теория истории). Пг.: Наука и школа, 1920. 78 с.
26. Карсавин Л. П. О началах (опыт христианской метафизики) // Карсавин Л. П. Сочинения. СПб.: Ymca-Press, 1994. Т. 6. 375 с.
27. Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках преимущественно в Италии. Пг.: Научное дело, 1915. 360 с.
28. Карсавин Л. П. Философия истории. СПб.: АО “Комплект”, 1993. 351 с.
29. Ковалевский М. М. Современные социологи. СПб.: Изд. Л. Ф. Пантелеева, 1905. 414 с.
30. Ковалевский М. М. Социология. В 2-х т. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1910. Т. 1. Социология и конкретные науки об обществе. Исторический очерк развития социологии. 300 с.
31. Ковалевский М. М. Социология. Теоретико-методологические и историко-социологические работы. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2011. 688 с.
32. Ламанский В. И. Геополитика панславизма. М.: Институт русской цивилизации, 2010. 928 с.
33. Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. М.: Издательский дом “Территория будущего”, 2006. 472 с.
34. Лаппо-Данилевский А. С. Основные принципы социологической доктрины О. Конта // Проблемы идеализма: сб. статей. М.: Московское психологическое общество, 1902. С. 394-490
35. Лучицкий И. В. Джемс Сорольд Роджерс (некролог) // Юридический вестник. Издание Московского Юридического общества. 1891. Т. 7. № 2. С. 171-185.
36. Лучицкий И. В. Отношение истории к науке об обществе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. 18. № 1. С. 62-67.
37. Марр Н. Я. Актуальные проблемы и очередные задачи яфетической теории // Марр Н. Я. Язык и общество. Избранные работы. Т. 3. М.; Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1934. С. 61-77.
38. Марр Н. Я. О происхождении языка // Марр Н. Я. Основные вопросы языкознания. Избранные работы. Т. 2. М.; Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1936. С. 179-209.
39. Марр Н. Я. Общий курс учения об языке // Марр Н. Я. Основные вопросы языкознания. Избранные работы. Т. 2. М.; Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1936. С. 23-126.
40. Марр Н. Я. Основные достижения яфетической теории // Марр Н. Я. Этапы развития яфетической теории. Избранные работы. Т. 1. Л.: Изд-во ГАИМК, 1933. С. 197-216.
41. Марр Н. Я. Язык и мышление // Марр Н. Я. Язык и общество. Избранные работы. Т. 3. М.; Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1934. С. 90-122.
42. Проблемы идеализма: сб. статей. Ред. Новгородцев П. И.М.: Московское психологическое общество, 1902. 521 с.
43. Ольденбург С. Ф. Восток и Запад // Запад и Восток: сборник Всесоюзного общества культурной связи с заграницей. Книга первая и вторая. М.: Тип. ГИЗ’а, 1926. С. 14-18.
44. Ольденбург С. Ф. Новая встреча Востока и Запада через тысячелетия // Ариаварта. СПб., 1999. № 3. С. 5-14.
45. Пресняков А. Е. Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский. Пг.: Колос, 1922. 95 с.
46. Пресняков А. Е. Речь перед защитой диссертации под заглавием “Образование великорусского государства”. Пг.: Девятая Государственная типография, 1920. 10 с.
47. Сергеевич В. И. Задача и метода государственных наук: очерки современной политической литературы. М.: Тип. Грачева и Ко, 1871. 231 с.
48. Сергеевич В. И. Исследование г. Затыркевича в области до-монгольского периода русской истории // ЖМНП. 1876. №183. С. 204-235.
49. Тарле Е. В. И. В. Лучицкий. К пятидесятилетию его научно-литературной деятельности. 1863-1913 // Тарле Е. В. Сочинения в двенадцати томах. Т. 11. М.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 378-394.

Литература:
1. Алеврас Н. Н. Петербургская школа историков. К. Н. Бестужев-Рюмин (из лекционного опыта) // Проблемы отечественной истории: Источники, историография, исследования. Сб. науч. статей. СПб.: Нестор-История, 2008. С. 171-184.
2. Алпатов В. М. Марр, марризм и сталинизм // Философские исследования. 1993. № 4. С. 271-288.
3. Алпатов М. А. Кризис русской буржуазной медиевистики в начале XX века // Проблемы историографии: Тезисы и рефераты докладов и сообщений на межвузовской конференции. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1960. С. 23-26.
4. Ананьич Б. В. “Петербургская историческая школа” // Россия в XX веке: судьбы исторической науки. М.: Наука, 1996. С. 670-675.
5. Ананьич Б. В., Панеях В. М. О петербургской исторической школе и ее судьбе // Отечественная история. 2000. № 5. С. 105-113.
6. Брачев В. С. “Наша университетская школа русских историков” и её судьба. СПб.: Стомма, 2001. 246 с.
7. Брачев В. С. Русский историк Сергей Фёдорович Платонов: Автореф. дис. … д-ра ист. наук. СПб., 1996. 39 с.
8. Бычков С. П., Корзун В. П. Введение в историографию отечественной истории XX века. Омск: Изд-во ОмГУ, 2001. 359 с.
9. Валк С. Н. Историческая наука в Ленинградском университете за 125 лет // Валк С. Н. Избранные труды по историографии и источниковедению. СПб.: Наука, 2000. С. 7-100.
10. Васильев Ю. А. Феномен “Ecole russe”: теория истории Н. И. Кареева // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 3. С. 121-134.
11. Вернадский Г. В. Русская историография. М.: Аграф, 1998. 448 с.
12. Виноградов В. В. И. А. Бодуэн де Куртенэ // Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 6-20.
13. Десницкая А. В. Н. Я. Марр и задачи исторического языкознания // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. Т. VIII. Вып. 5. М.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 467-473.
14. Дорошенко Н. М. Философия и методология истории в России (конец XIX – начало XX в.). СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1997. 179 с.
15. Жуковская Т. Н. Некоторые размышления о “петербургской школе” // Третьи мартовские чтения памяти С. Б. Окуня: Материалы научной конференции. СПб.: Контрфорс, 1997. С. 8-14.
16. Зеньковский В. В. История русской философии. М.: Академический Проект “Раритет”, 2001. 880 с.
17. Киреева Р. А. К. Н. Бестужев-Рюмин и историческая наука второй половины XIX века. М.: Наука, 1990. 264 с.
18. Корзун В. П. Московская и петербургская школы русских историков в письмах П. Н. Милюкова С. Ф. Платонову // Отечественная история 1999. № 2. С. 171-182.
19. Корзун В. П. Образы исторической науки на рубеже XIX-XX вв. (анализ отечественных историографических концепций). Екатеринбург-Омск: Изд-во ОмГУ, 2000. 226 с.
20. Корзун В. П. Отечественная историческая наука на рубеже XIX-XX веков: “кризис” или расцвет? // Очерки истории отечественной исторической науки XX века. Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. С. 11-33.
21. Леонтьева О. Б. Кризис в российской исторической науке рубежа XIX-XX вв. в понимании современной историографии // Учёные записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2015. Т. 157. №3. С. 68-75.
22. Лунин Б. В. Жизнь и деятельность академика В. В. Бартольда: Средняя Азия в отечественном востоковедении. Ташкент: Изд-во “Фан”, 1981. 223 с.
23. Малинов А. В. Академическая философия истории в России (вторая половина XIX - начало XX века). Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 616 с.
24. Малинов А. В., Погодин С. Н. Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский: историк и философ. СПб.: Искусство, 2001. 288 с.
25. Милюков П. Н. Воспоминания (1859-1917). М.: Современник, 1990. 446 с.
26. Милюков П. Н. Рец.: Середонин С. М. Сочинение Джильса Флетчера “Oftherussecommonwealth” как исторический источник. СПб., 1891 // Русская мысль. 1892. № 2. Библиографический отдел. С. 64-73.
27. Могильницкий Б. Г. История исторической мысли XX века: Курс лекций. Вып. I: Кризис историзма. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2001. 206 с.
28. Могильницкий Б. Г. Политические и методологические идеи русской либеральной медиевистики середины 70-х годов XIX в. – начала 900-х годов. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1969. 408 с.
29. Могильницкий Б. Г. Современный этап кризиса буржуазной исторической науки // Вопросы истории. 1980. № 9. С. 62-67.
30. Мягков Г. П. "Русская историческая школа": Методологические и идейно-политические позиции. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. 199 с.
31. Мягков Г. П. Научное сообщество в исторической науке: опыт “русской исторической школы”. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2000. 298 с.
32. Нечухрин А. Н. Теоретико-методологические основы российской позитивистской историографии (80-е гг. XIX в. - 1917 г.). Гродно: Изд-во ГрГУ, 2003. 349 с.
33. Новикова Л. И., Сиземская И. Н. Очерк русской философии истории // Русская историософия: антология. М.: РОССПЭН, 2006. С. 5-108.
34. Новикова Л. И., Сиземская И. Н. Русская философия истории. М.: ИЧП “Издательство Магистр”, 1997. 328 с.
35. Петрушевский И. П. Академик В. В. Бартольд // Бартольд В. В. Сочинения. Т. 1. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. М.: Изд-во восточной литературы, 1963. С. 14-21.
36. Погодин С. Н. “Русская школа” историков и социология // Многоликая современность. Сборник к 60-летию доктора философских наук, профессора Владимира Вячеславовича Козловского. СПб.: Интерсоцис, 2014. С. 86-114.
37. Погодин С. Н. “Русская школа” историков: Н. И. Кареев, И. В. Лучицкий, М. М. Ковалевский. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997. 380 с.
38. Погодин С. Н. Русский европеец А. С. Лаппо-Данилевский // Русская и европейская философия: пути схождения: материалы научной конференции. СПб.: ИП Комплект, 1999. С. 49-69.
39. Покровский М. Н. Историческая наука и борьба классов (Историографические очерки, критические статьи и заметки). М.; Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1933. Вып. I. 327 с.; Вып. II. 450 с.
40. Покровский М. Н. Профессор Р. Виппер о кризисе исторической науки // Под знаменем марксизма. 1922. № 3. С. 33-36.
41. Пыпин А. Н. Русское славяноведение в XIX столетии. Окончание // Вестник Европы. СПб., 1889. №5. С. 257-305.
42. Рамазанов С. П. Кризис в российской историографии начала XX века: В 2 ч. Волгоград: Изд-во Волгоградского ун-та, 1999. Ч. 1. Постановка и попытка решения проблемы. 144 с.
43. Ростовцев Е. А. А. С. Лаппо-Данилевский в петербургской университетской корпорации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. 16. № 3. С. 29-44.
44. Ростовцев Е. А. А. С. Лаппо-Данилевский и петербургская историческая школа. Рязань: НРИИД, 2004. 352 с.
45. Ростовцев Е. А. А. С. Лаппо-Данилевский как представитель петербургской исторической школы // Петербургские чтения 97. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр “БЛИЦ”, 1997. С. 413-416.
46. Ростовцев Е. А. Дискурс “петербургской исторической школы” в научной литературе // Фигуры истории, или “общие места” историографии. Вторые санкт-петербургские чтения по теории, методологии и философии истории. СПб.: Северная звезда, 2005. С. 303-341.
47. Ростовцев Е. А. Методология истории петербургской исторической школы // Петербургские чтения 98-99. СПб.: Петербургский институт печати, 1999. С. 412-415.
48. Ростовцев Е. А. Столичный университет Российской империи: учёное сословие, общество и власть (вторая половина XIX – начало XX в.). М.: Политическая энциклопедия, 2017. 903 с.
49. Ростовцев Е. А. Термин “Петербургская историческая школа” в историографических источниках // Петербургские чтения 98-99. СПб.: Петербургский институт печати, 1999. С. 415-418.
50. Ростовцев Е. А. Университет столичного города (1905-1917 годы) // Университет и город в России (начало XX века). М.: Новое литературное обозрение, 2009. С. 205-370.
51. Рубинштейн Н. Л. Классовая борьба на историческом фронте. Иваново-Вознесенск: Тип. им. В. И. Ленина 1931. 58 с.
52. Рубинштейн Н. Л. Русская историография. М.: Госполитиздат, 1941. 659 с.
53. Саприкина О. В. Историческое развитие славянских народов в интерпретации российских учёных-славистов второй половины XIX в. // Люди и тексты. Исторический альманах. Информационное пространство истории. М.: Институт всеобщей истории РАН, 2014. С. 272-291.
54. Саприкина О. В. Трактовка славянской идеи В. И. Ламанским на страницах Журнала Министерства народного просвещения // Вестник РГГУ. Серия “Исторические науки. Всеобщая история”. №18 (61)/10. М.: Издательский центр РГГУ, 2010. С. 258-269.
55. Синицын О. В. Неокантианская методология истории и развитие исторической мысли в России в конце XIX – начале XX вв. Казань: Унипресс, 1998. 160 с.
56. Смирнов С. Б. Петербург-Москва: сумма истории. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. 269 с.
57. Тимашев Н. С. Социологические теории Максима Ковалевского // Ковалевский М. М. Социология. Теоретико-методологические и историко-социологические работы. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2011. С. 625-642.
58. Тихонов В. В. Московская и петербургская школы “русских историков” в контексте дихотомии “Москва-Петербург” (конец XIX – начало XX в.) // Люди и тексты. Исторический альманах. 2012. М.: Институт всеобщей истории РАН, 2013. С. 344-378.
59. Хвостов М. М. К вопросу о задачах истории // Сборник статей, посвящённых Василию Осиповичу Ключевскому. Ч. 2. М.: Т-во “Печатня С. П. Яковлева”, 1909. С. 791-825.
60. Хмылёв Л. Н. Проблемы методологии истории в русской буржуазной историографии конца XIX – начала XX в. Томск: Изд-во ТГУ, 1978. 172 с.
61. Цамутали А. Н. Борьба направлений в русской историографии в период империализма. Л.: Наука, 1986. 336 с.
62. Черепнин Л. В. А. С. Лаппо-Данилевский – буржуазный историк и источниковед // Вопросы истории. 1949. № 8. С. 30-51.
63. Черепнин Л. В. Кризис буржуазной исторической науки в период империализма // Очерки истории исторической науки в СССР: в 3 т. М.: Изд-во АН СССР, 1963. Т. 3. С. 239-278.
64. Чирков С. В. Археография и школы в русской исторической науке XIX – начала XX века // Археографический ежегодник за 1989 г. М.: Наука, 1990. С. 19-27.
65. Шаханов А. Н. Русская историческая наука второй половины XIX - начала XX века: Московский и Петербургский университеты. М.: Наука, 2003. 419 с.
66. Шилков Ю. М. Яфетическая философия языка Н. Я. Марра // Вече. Альманах русской философии и культуры. Вып. 16. СПб., 2004. С. 75-92.
67. Шмидт С. О. Жизнь и творчество историка С. Ф. Платонова в контексте проблемы “Петербург-Москва” // Шмидт С. О. После 75: Работы 1997-2001 годов. М.: Изд-во РГГУ, 2012. С. 487-491.
68. Щерба Л. В. И. А. Бодуэн де Куртенэ: Некролог // Известия по русскому языку и словесности Академии наук СССР. Л.: Изд-во АН СССР, 1930. Т. III. Кн. 1. С. 311-326.
69. Якубовский А. Ю. Проблема социальной истории народов Востока в трудах академика В. В. Бартольда // Вестник Ленинградского университета. 1947. № 13. С. 62-70.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ