Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ 7
§ 1. Понятие и содержание налоговой обязанности 7
§ 2. Правовой механизм и способы обеспечения исполнения обязанности
по уплате налогов 13
ГЛАВА II. ДИСПОЗИТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ 19
§ 1. Залог имущества как способ обеспечения исполнения обязанности по
уплате налогов и сборов 19
§ 2. Общая характеристика поручительства как способа обеспечения
исполнения обязанности по уплате налогов и сборов 25
ГЛАВА III. ИМПЕРАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ 32
§ 1. Правовая природа пени как способа обеспечения исполнения
обязанности по уплате налогов и сборов 32
§ 2. Приостановление операций по счетам как способ обеспечения
исполнения обязанности по уплате налога 40
§ 3. Правовой режим ареста имущества как способа обеспечения
исполнения обязанности по уплате налога 48
Заключение 55
Список использованной литературы 59
На сегодняшний день налоги, сборы, а также страховые взносы являются одним из самых основных источников, за счет которых осуществляется формирование доходной части государства, в том числе и нашего. Кроме этого, данные элементы - это составная часть экономической политики Российской Федерации.
Деятельность, направленная на создание стабильного и бесперебойного механизма по взиманию налогов и сборов является не просто обязанностью, которая имеет любое государство, но и объективной необходимостью, потому как без такого механизма под угрозой окажутся все граждане и лица, находящиеся на его территории в частности, и само государство как во внутренней, так и во внешней арене, в целом .
В связи с тем, что мировой кризис периода 2008-2012 гг. серьезно коснулся и Российскую Федерацию (некоторые ученые и вовсе склонны утверждать, что в определенных сферах кризисные отголоски слышны до сих пор)наше государство встретило глобальную проблему в лице острой нехватки денежных средств, используемых для покрытия расходов, возникающих на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.
Существенная часть денежных средств, которая не поступила в государственную казну, образовалась вследствие снижения уровня уплаты налогов и сборов в как на государственном, так и на муниципальном уровне. Тем самым, в кризисные периоды роль инструментов, при помощи которых происходит обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов выходит едва ли не на первый план.
Несмотря на закрепление в налоговом законодательстве способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, само понятие «обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов» до сих пор нет, между тем, по нашему мнению, отсутствие требуемого теоретического изучения данного института может прямым образом сказаться на дальнейшем его законодательном совершенствовании и устранении возникающих проблем.
Актуальность, а так же теоретическая и практическая значимость исследования темы заключается в том, что на данный момент правовое регулирование способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов не содержит в себе необходимого баланса учета интересов субъектов данных правоотношений, а если быть точнее ,плательщиков налогов и сборов с одной стороны, и государства как получателя налогов и сборов с другой стороны.
Помимо этого, сложилась довольно негативная тенденция, по которой способы обеспечения исполнения уплаты налогов и сборов воспринимаются как некие карательные меры, используемые уполномоченными органами.
Поднимается вопрос и о явной несоразмерности нарушений налогоплательщиков со способами обеспечения исполнения уплаты налогов и сборов, которая применяются к ним в тех или же иных ситуациях. Тем самым, возникает необходимость рассмотрения теоретических и практических основ данного института, а также предложения определенных мер, которые могли бы поспособствовать улучшить правовое регулирование, а также применение способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Целью данной работы является комплексное изучение правового регулирования института обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, выявление практических проблем правоприменения законодательства, а также внесение возможных предложений к их устранению.
В соответствии с поставленными целями квалификационной работы, следует обозначить следующие задачи:
- определить понятие и содержание налоговой обязанности;
- исследовать правовой механизм, а также способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов;
- раскрыть залог имущества как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов;
- дать общую характеристику поручительства как способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов;
- рассмотреть правовую природу пеней как способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов;
- проанализировать приостановление операций по счетам как способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов;
- изучить правовой режим ареста имущества как способа обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов.
Объект настоящей работы - это общественные отношения, возникающие в ходе деятельности по обеспечению исполнения обязанности по уплате налогов и сборов определенными действующим налоговым законодательством способами.
Предмет работы включает в себя нормативно-правовые акты, правоприменительную практику властных органов Российской Федерации, а также комплекс теоретических положений, которые содержат в себе основные правила, регулирующие способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В ходе исследования, проведенного в магистерской работе использовались такие методы, как анализ, синтез, системный метод, сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод, структурно-правовой метод, а также метод нормативно-логического анализа.
В качестве научно-теоретической основы работы нами были использованы труды Абакаровой К. М. , Алексеева С.С., Артюх А.М., Брызгалина А.В., Бугуловой Я.С., Винницкого Д.В., Головахи И.А., Еремеева А.А., Комаровой Г.П., Кривохвост А.А., Крохиной Ю.А., Крыловой Н.С., Лютовой О.И., Малько А.В., Можаевой Л.Е., Пепеляева С.Г., Приказчиковм О.В., Печёнкиной А.А., Полищук И.С., Сокол Р.В., Сырых В.В., УстиновойА.В., Шамионова А.Р., Шаталова С.Д., Шундикова К.В., Ядрихинского С.А., Ячменева Г.Г., а также других известных учёных- правоведов.
Эмпирическую основу исследования составляют нормативно-правовые акты, регулирующие обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, и материалы судебной практики по вопросам применения норм права в рассматриваемой области.
Научная новизна работы заключается в проведении комплексного исследования способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов с учетом новейших изменений в нормативно-правовом регулировании и практики применения действующего законодательства.
Структура квалификационной работы соответствует заявленной цели и поставленными задачам. Исследование состоит из введения, трех глав и семи параграфов, заключения, а также списка использованной литературы и нормативных правовых актов.
В данной работе мы провели комплексное изучение, выявили практические проблемы правоприменения законодательства в данной области и внесли возможные предложения к их устранению.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам.
Под налоговой обязанностью следует понимать предусмотренную действующим законодательством обязанность субъектов частных правоотношений уплатить налоги и сборы, а также осуществить иные обязанности, которые возложены на налогоплательщиков как субъектов налоговых правоотношений.
Вышеуказанная обязанность по уплате налогов и сборов, являясь фундаментом современного налогового законодательства Российской Федерации, относится только к налогоплательщикам. Тем самым, в ходе применения понятия «налоговая обязанность» понимаются односторонние правоотношения, затрагивающие обязанности налогоплательщиков, и не определяющие круг прав и обязанностей другого субъекта налоговых правоотношений в лице государства.
Под механизмом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов следует понимать довольно многогранный инструмент, включающий в себя большое количество разного рода элементов.
Тем самым, заключение, в соответствии с которым данное обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов осуществляется только за счет предусмотренных действующим налоговым законодательством способов, направленных по отношению к налогоплательщикам-должникам, считается неверным.
Однако не согласиться с тем, что данные способы являются центральными элементами, имеющимися в механизме правового регулирования обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, тоже невозможно.
А значит им как на теоретическом, так и на практическом уровне должно уделяться особое внимание. По нашему мнению, эффективность данных способов напрямую зависит и от того, насколько правильно их будут трактовать уполномоченные финансовые и судебные органы. В идеале они должны строго придерживаться норм закона, руководствоваться ими, и не допускать безосновательных решений по тому или иному вопросу. Однако, как показано в данном исследовании, соблюдение данного правила имеет место далеко не всегда.
Залог имущества является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Изменение сроков, по которым одними субъектами налоговых правоотношений осуществляется исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов - это в большей степени исключение из правил, регулирующих налогообложение, вызванное возникновением особых обстоятельств, тем самым не имеется весомых оснований для отнесения применения залога к частным случаям, а не к системе.
В соответствии со сложившейся ситуацией о помещении налоговым органом имущества под залог при условии его нахождения под залогом у третьих лиц, и нарушением тем самым, казалось бы, императивного правила, требуется дальнейшее разрешение и нормативное регулирование данной проблемы.
Для ее решения необходимо, на наш взгляд, обобщить и упорядочить судебную практику и привести ее в соответствие с нормами законодательства путем создания рабочих групп, и вхождения в их состав специалистов в данной области права. Данные группы должны представить на обозрение возможные варианты решения этого пробела.
Подробное изучение поручительства как одного из институтов налоговых правоотношений демонстрирует нам, что, несмотря большое количество норм действующего налогового законодательства Российской Федерации, регулирующих поручительство, возникают новые вопросы, которые требуют их разрешения как в административном (досудебном), так и в судебном порядке, в том числе и в судебном органе высшей инстанции. К примеру, одним из самых актуальных вопросов на сегодняшний день является отсутствие четкого критерия, в соответствии с которым налоговые органы могут вынести отказ в оформлении договора поручительства.
Рассматривая поручительство вместе с залогом, следует отметить, что данные способы осуществляются для соблюдения действующего налогового законодательства, а также только на охраны интересов Российской Федерации. Изучив структуру данных способов, можно утверждать, что по своей правовой природе они различны, и применяются в разных ситуациях.
В рамках взыскания пеней институт обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов требует дальнейшего правового регулирования по возникающим проблемным моментам.
Под пеней понимаются денежные средства, которые являются доходом бюджетов соответствующих уровней, и компенсируют те денежные потери, которые образовались вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения налогоплательщиками своих прямых обязанностей по уплате налогов и сборов.
С учетом исторического развития положений, а также современной ситуации в налоговом секторе, нормы о пенях могли бы располагаться в соответствующем разделе НК РФ об ответственности, назначаемой за налоговые правонарушения вместе со штрафами. Такое положение, по нашему мнению, увеличит возможность учитывать вину налогоплательщика, а также возможность применения смягчающих и отягчающих обстоятельства, тем самым варьировать размер пеней в той или же иной ситуации.
Для разрешения проблемы, связанной с пропуском сроков, по которым возможно взыскать пени, по нашему мнению, требуется усилить контроль со стороны руководства налоговых органов, а также привлекать к дисциплинарной ответственности должностных лиц ФНС России, допустивших такое упущение.
В ходе проведенного анализа такого способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, как приостановление операций по счетам, хочется сделать вывод, согласно которому главной проблемой этого способа является недостаточная нормативно-правовая разработанность, которая в свою очередь приводит к двоякому толкованию уполномоченными налоговыми и судебными органами норм НК РФ в этой области. Тем самым, правовое регулирование приостановления операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств должно не должно быть противоречивым.
В качестве отдельной проблемы следует выделить пренебрежительное отношение налоговых органов к обязанности обосновать необходимость приостановления в финансовых организациях операций по счетам, потому как отсутствие достаточных оснований для такой меры нарушает права, свободы, и законные интересы физических и юридических лиц, являющихся налогоплательщиками, и создает помехи для осуществления ими предпринимательской деятельности.
Еще одной давней проблемой, должного решения к которой пока так и не найдено, является явная несоразмерность нарушения в виде непредставления налогоплательщиком в налоговый орган в установленном порядке квитанций, пояснений, уведомлений, а также иных документов. К тому же это ведет к нарушению предусмотренного Конституцией Российской Федерации принципа соразмерности.
В рамках налоговых правоотношений под арестом имущества понимается одна из наиболее жестких мер государственного принуждения. Суть ареста имущества, предусмотренного НК РФ заключается в том, что он, во-первых, угроза наложения ареста предполагает стимулирующее воздействие на налогоплательщика-нарушителя, а во-вторых, само наложение ареста удерживает в руках налогового материальный источник, принадлежащий нарушителю, тем самым подстегивает для исполнения фискальной обязанности в принудительном порядке. Помимо этого, ареста имущества является весьма действенным способом обеспечения уплаты налогов и сборов.
1. Конституция Российской Федерации: Принята Всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. [в ред. от 21.07.2014] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 137.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51- ФЗ [в ред. от 01.09.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 № 14-ФЗ [в ред. от 01.09.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63- ФЗ [в ред. от 12.11.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации.
- 1996. - № 25. - Ст. 2954.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145- ФЗ [в ред. от 03.08.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации.
- 1998. - № 31. - Ст. 3823.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 № 146-ФЗ [в ред. от 27.11.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 № 117-ФЗ [в ред. от 11.10.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 № 146- ФЗ [в ред. от 01.09.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 49. - Ст. 4255.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ [в ред. от 30.10.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №1. - Ст. 1.
10. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 № 95-ФЗ [в ред. от 04.08.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
11. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ [в ред. от 03.08.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
12. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 № 2202-1 [в ред. от 30.10.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.
13. О судебных приставах: федер. закон от 21 июля 1997 № 118-ФЗ [в ред. от 29.12.2017] // Собрание законодательства Российской Федерации. -1997. - № 30. - Ст. 3590.
14. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования: федер. закон от 27 июля 2006 № 137-ФЗ [в ред. от 03.07.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31 (ч.1). - Ст. 3436.
15. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям: федер. закон от 28 июня 2013 № 134-ФЗ [в ред. от 28.01.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 26. - Ст. 3207.
16. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 ноября 2016 № 401-ФЗ [в ред. от 27.11.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 49. - Ст. 6844.
17. О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов: федер. закон от 05 декабря 2017 № 362-ФЗ [в ред. от 03.07.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 50 (ч.1). - Ст. 7533.
18. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 № 683 // Собрание законодательства Российской Федерации. -2016. - № 1 (ч. II) . - Ст. 212.
19. Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами: приказ ФНС России от 16 декабря 2016 № ММВ-7-8/683@ // [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. - Доступ из справ. - правовой системы «Консультант».
20. Основные направления бюджетной, налоговой и таможеннотарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов: утв. Минфином России от 02 октября 2018 // [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. - Доступ из справ. - правовой системы «Консультант».
Нормативные акты, утратившие силу
1. Об основах налоговой системы в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 № 2118-1 [в ред. от 01.01.2004] // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 11. - Ст. 527.
II. Материалы юридической практики
1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 1. - Ст. 197.
2. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 23 декабря 2009 № 20-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца пятого подпункта 2 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Высшего арбитражного суда Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - №1. - Ст. 128.
3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 3 34-П «По делу о проверке конституционности пункта 8 статьи 75, подпункта 3 пункта 1 статьи 111 и подпункта 23 пункта 2 статьи 149
Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества «Флот Новороссийского морского торгового порта» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 49. - Ст. 7532.
4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06 февраля 2018 № 6-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 81 и статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Таиф» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - № 8. - Ст. 1272.
5. Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о залоге: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 января 1998 № №26 // Вестник ВАС РФ. - 1998. - № 3.
6. О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с поручительством: постановление Пленума ВАС РФ от 12 июля 2012 № 42 // Экономика и жизнь. - 2012. - № 34.
7. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 мая 2017 г. по делу № А03-11104/2016 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sudact.ru, свободный. - Проверено: 19.12.2018 г.
8. Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 1 апреля 2016 по
делу № А02-2249/2015 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://sudact.ru, свободный. - Проверено: 19.12.2018 г.
9. Постановление ФАС Московского округа от 12 июля 2016 по делу № КАА40/7181-15 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sudact.ru, свободный. - Проверено: 19.12.2018 г.
10. Постановление ФАС Уральского округа от 01 декабря 2016 по делу
№ А07-12855/04-Г-ХФХ // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://sudact.ru, свободный. - Проверено: 19.12.2018 г.
11. Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 5 мая 2016 по
делу № А59-6080/2015 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://sudact.ru, свободный. - Проверено: 19.12.2018 г.
12. Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 октября 2017 г. по делу № А65-28155/2017 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sudact.ru, свободный. - Проверено: 19.12.2018 г.
13. Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 декабря
2017 г. по делу № А65-36832/2017 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sudact.ru, свободный. - Проверено: 19.12.2018 г.
14. Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 января
2018 по делу № А65-39791/2017 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sudact.ru, свободный. - Проверено: 19.12.2018 г.
15. Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 января 2018 по делу № А65-31720/2017 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sudact.ru, свободный. - Проверено: 19.12.2018 г.
16. Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 1 февраля 2018 г. по делу № А65-25317/2017 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sudact.ru, свободный. - Проверено: 19.12.2018 г.
17. Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 марта 2018 г. № А65-289119/2018// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sudact.ru, свободный. - Проверено: 19.12.2018 г.
18. Приговор Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 11 июля 2017 по делу № 1-794/2017 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sudact.ru, свободный. - Проверено: 19.12.2018 г.
19. Постановление Мирового судьи судебного участка № 9 по Ново- Савиновскому судебному району города Казани Сабитова Ф.А. от 19 ноября 2018 года по делу 5-548/18// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sudact.ru, свободный. - Проверено: 19.12.2018 г.
III. Специальная литература
1. Абакарова К. М. Приостановление операций по счетам в банке как способ обеспечения взыскания налогов и сборов / К. М. Абакарова // Научнопрактический электронный журнал «Аллея Науки» . - 2017. - №14.
2. Алексеев С.С. Избранное / Вступ. сл., сост.: П.В. Крашенинников. -
М.: Статут, 2016. - 420 с.
3. Артюх А.М. Осталась ли последняя рубашка на теле? / А.М. Артюх // Закон. - 2016. - № 1.
4. Брызгалин А.В. Налоги. Люди. Время... или Этот безграничный Мир Налогов / Под ред. Берник В.Р., Головкина А.Н. - Екб.: Изд-во «Налоги и финансовое право»,2009. - 576 с.
5. Бугулова Я.С. Практика применения приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке / Я.С. Бугулова // Новая наука: стратегии и векторы развития. - 2016. - 18-2.
6. Винницкий Д.В. Налоговое право. Учебник для академического бакалавриата / Д.В. Винницкий. - М.: Юрайт, 2018. - 360 с.
7. Головаха И.А. Особенности правового регулирования способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов / И.А. Г оловаха // Вопросы современной юриспруденции. - 2016. - № 27.
8. Еремеев А.А. Правовое регулирование способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в Российской Федерации А.А. Еремеев // Наука и образование в XXI веке. - 2017. - № 1.
9. Комарова Г.П. Обязанность по уплате налогов и сборов и ее исполнение / Г.П. Комарова // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты. - 2017. - № 3 (19).
10. Кривохвост А.А. Налоговая обязанность: особенности реализации и основания ее прекращения / А.А. Кривохвост// Студенческий вестник. - 2017. - № 7-1 (7).
11. Крохина Ю.А. Налоговое право. Учебник для академического бакалавриата / Крохина Ю.А. - М.: Юрайт, 2018. - 428 с.
12. Крылова Н.С. Глобальный экономический кризис: новые
механизмы регулирования финансовых и бюджетных отношений / Н.С. Крылова // Право. Журнал высшей школы экономики. - 2014. - № 2 .
13. Лютова О.И. Актуальные проблемы применения понятия «налоговая обязанность» / О.И. Лютова // Вестник Нижегородской правовой академии. - 2016. - № 11 (11).
14. Малько А.В. Теория государства и права / Под.ред. А.А. Гогина, Д.
A. Липинского. - М.: Проспект, 2017. - 328 с.
15. Можаева Л.Е. Соотношение понятий «обязанность» и «обязательство» в налоговом праве /Л.Е. Можаева// Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. - 2017. - № 2(101).
16. Пепеляев С.Г. Налоговое право. Особенная часть. Учебник для вузов / под ред. А.А. Косова, П.П. Азеровича. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 796 с.
17. Приказчикова О.В. Вопросы формирования комплекса знаний о правовом механизме уплаты налогов / О.В. Приказчикова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. - 2018. - №
1.
18. Печёнкина А.А. Обязанность по уплате налога и налоговое обязательство: проблемы теории и нормативно-правового закрепления / А.А. Печёнкина // Общество: политика, экономика, право. - 2018. - № 5.
19. Полищук И.С. Правовая категория «налоговое обязательство»: возможность и необходимость использования в российском праве / И.С. Полищук // Финансовое право. - 2014. - № 2.
20. Сокол Р.В. Приостановление операций по счетам в банках как способ обеспечения исполнения налоговой обязанности / Р. В. Сокол // Вестник арбитражной практики. - 2017. - № 4.
21. Сырых В.В. История и методология юридической науки : учебник /
B. М. Сырых. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. - 464 с.
22. Устинова А.В. Гражданское право. Учебник / А.В. Устинова. - М.: Проспект, 2018. - 496 с.
23. Халиуллин Д.И. К вопросу о повышении налоговой культуры субъектов налоговых правоотношений / Д.И. Халиуллин //
Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития. - 2018. - № 1 (ч. 2). 191-194
24. Халиуллин Д.И. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов / Д.И. Халиуллин // Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития. - 2018. - № 1 (ч. 2).
25. Шамионов А.Р. Правовая природа пени в налоговом и таможенном праве / А.Р. Шамионов // Известия Саратовского университета. Новая серия.серия: Экономика. Управление. Право. - 2017. - № 1 (т. 17).
26. Шаталов С.Д.Создание новой налоговой системы - та еще задачка / С.Д. Шаталов // Налоговед . - 2017. - № 2.
27. Шундиков К.В. Теория государства и права: Учебник для средних специальных учебных заведений / Под. ред А.В. Малько, В.В. Ныркова. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с.
28. Ядрихинский С.А. Поручительство в налоговых отношениях: сравнительно-правовой анализ и практика применения / С.А. Ядрихинский // Вопросы современной юриспруденции. - 2014. - № 33.
29. Ядрихинский С.А. Механизм обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов: проблемы теории и практики / Под.ред. Е.Ю.Грачева. -
М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 144 с.
30. Ячменев Г.Г. Проблема обеспечения исполнения налоговой обязанности / Г.Г. Ячменев // Налоговед. - 2016. - № 4.