Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №41590

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

безопасность жизнедеятельности (БЖД)

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
563
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования основ безопасного
поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста…………………. 7
1.1. Основы безопасного поведения в быту: педагогический аспект…….... 7
1.2. Направления формирования основ безопасного поведения в системе
дошкольного образования………………………………………………………17
1.3. Особенности формирования основ безопасного поведения в быту у
детей старшего дошкольного возраста…………………………………………26
Выводы по первой главе ………………..………………………………………35
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы формирования основ
безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста……37
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности основ безопасного
поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста…………………..37
2.2. Мероприятия по формированию основ безопасного поведения в быту...49
2.3. Анализ результатов контрольного этапа исследования………………….52
Выводы о второй главе………………………………………………………….66
Заключение……………………………………………………………………….68
Список использованной литературы

Актуальная ситуация в стране и мире вновь ставит во главу угла
проблему безопасности человека, причем крайне важным становится
формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности уже с
дошкольного детства. Это обуславливает необходимость пересмотра
организации воспитательно- образовательного процесса в этой области с
учетом новых обстоятельств.
Еще одной причиной возросшей актуальности обозначенной проблемы
является следующая: в настоящее время мы можем констатировать
значительную акселерацию, как интеллектуального, эмоционального,
физического, так и социального развития современных дошкольников по
сравнению с их сверстниками, но представителями, например, 80-х или 90-х
годов ХХ века. Дошкольники XXI века уже умеют самостоятельно
пользоваться многими бытовыми приборами и техникой: телевизором,
пылесосом, саундбаром, планшетом и компьютером и т.п., что указывает не
только на рост их самостоятельности, огромный прорыв в развитии науки и
техники, но и на изменение отношения современных родителей к
выполнению своих обязанностей по воспитанию ребенка.
Будучи предоставленными сами себе, старшие дошкольники не
усваивают элементарных знаний, которыми они должны обладать в этом
возрасте, особенно бытовых и связанных с их безопасностью, последствия
незнания которых могут быть фатальными для них. Многие современные
дети, имеющие свободный доступ к бытовым приборам, не знают базовых
правил техники безопасности при обращении с ними, не знают возможных
последствий их нарушения, а ведь дошкольники по своей природе весьма
любопытны и любознательны, им интересно внутреннее устройство
предметов, также им хочется быть похожими на своих взрослых родителей,
они стремятся помочь им, чем нередко подвергают свою жизнь и здоровье
опасности. Кроме того, дошкольники еще недостаточно осторожны, им пока
сложно прогнозировать последствия поступков, их любопытство4
превалирует над чувством опасности. Принимая во внимание все
перечисленное, мы можем говорить о том, что изучение особенностей
организации процесса формирования основ безопасности жизнедеятельности
детей старшего дошкольного возраста с целью ее последующего
совершенствования является наиболее актуальной проблемой дошкольной
педагогики, причем решение данной проблемы неосознанно возлагается
родителями именно на педагогов и воспитателей детского сада.
Актуальность ее решения обусловила выбор темы исследования –
«Формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего
дошкольного возраста».
Объект исследования – процесс формирования основ безопасного
поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – формирование основ безопасного поведения в
быту у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности формирования основ
безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование основ безопасного поведения в
быту у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если
использовать в организации воспитательно-образовательного процесса
детского сада авторскую технологию «Портфолио безопасности»,
представляющую собой синтез проектной технологии и технологии
портфолио.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть педагогический аспект формирования основ
безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
2. Описать направления формирования основ безопасного поведения
детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования;
3. Изучить особенности формирования основ безопасного поведения в
быту у детей старшего дошкольного возраста.5
4. Разработать авторскую технологию формирования основ
безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста
«Портфолио безопасности».
5. Провести апробацию разработанной авторской технологии с детьми
старшего дошкольного возраста и их родителями.
6. Произвести проверку эффективности разработанной авторской
технологии формирования основ безопасного поведения в быту у детей
старшего дошкольного возраста.
Методологические основы исследования представлены положениями в
области формирования у детей старшего дошкольного возраста основ
безопасного поведения в быту, в частности, концепции здоровьесбережения,
как одном из наиболее важных аспектов многоступенчатой системы
образования, для охраны и укрепления физического и психического здоровья
дошкольника, развития его индивидуальных особенностей
(Ш.А.Амонашвили, Е.А.Аркин, В.К.Бальсевич, М.Н.Берулава, Г.Н.Голубева,
И.Б.Котова, И.М.Купцов, Ю.П.Лисицын, Л. И.Лубышева, Н.А.Мадведева,
А.П.Матвеев, Т.И.Осокина, И.В.Пенькова, Э.Я.Степаненкова,
И.Н.Тимошина); о важности интеллектуального воспитания и развития детей
в процессе различных видов деятельности и познавательных процессов
(Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, Л.А.Венгер, Н,А.Ветлугина, Л.С.Выготский,
А.В.Запорожец, И.Я.Лернер, А.Н.Леонтьев, А.М.Леушина, Н.П.Сакулина,
Е.И.Тихеева, А.П.Усова, Г.И.Щукина, Д.Б.Эльконин), исследований
С.В.Зайцева и других, посвященных формированию у детей основ
безопасного поведения в быту.
Методы исследования: теоретический анализ психологопедагогической литературы, посвященной организации процесса
формирования у основ безопасного поведения в быту у детей старшего
дошкольного возраста, а также используемым в нем формам и методам;
педагогический эксперимент, наблюдения, количественная и качественная
обработка результатов.6
Методики исследования: для изучения исходного и итогового уровня
знаний и умений в области основ безопасного поведения в быту у детей
была использована методика Садретдиновой А.И., в которой описаны
диагностируемые знания и умения и в этой области, а наличие каждого из
них оценивалось в один балл, а также беседа с анализом ситуаций,
предложенная Е.В.Холодовой.
Экспериментальную базу исследования составили 50 человек –
мальчики и девочки в возрасте 5-6 лет, являющиеся воспитанниками старших
групп Муниципального Автономного Дошкольного Образовательного
Учреждения «Детский сад № 255 комбинированного вида» Вахитовского
района г. Казани.
Теоретическая значимость результатов проведенного исследования
заключается в обобщении и систематизации данных об организации
воспитательно-образовательного процесса формирования основ безопасного
поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том,
что они могут быть использованы в профессиональной деятельности
воспитателя, как самостоятельно при организации процесса формирования
основ безопасного поведения в быту или при ежедневном планировании
воспитательно-образовательного процесса у детей старшего дошкольного
возраста, так и в качестве методической основы при разработке рабочих
программ воспитателя.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа посвящена изучению особенностей формирования основ
безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ теоретических аспектов рассматриваемой проблемы показал,
что, по мнению большинства ученых, организационно-педагогические
условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей
старшего дошкольного возраста в ДОО во многом определяют его
эффективность. Однако, сам перечень данных условий разнится у разных
авторов, тем не менее, ряд общих знаменателей выделить все же можно, в их
числе: создание соответствующей развивающей среды, изобилующей
наглядностью и обучающими макетами; единство требований в области
безопасности в семье и ДОО; взаимодействие всех участников
образовательного процесса; поэтапное формирование всего перечня
компетенций и поведенческих паттернов в области безопасности
жизнедеятельности у старших дошкольников с постепенным усложнением
материала.
Обобщая анализ современных подходов к организации формирования
основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста
необходимо отметить, что, во-первых, наиболее часто используемыми среди
них являются компетентностный, при применении которого основы
безопасности жизнедеятельности усваиваются у ребенка в виде совокупности
компетентностей, которые находят свое отражение в соответствующем
поведении ребенка; деятельностно-рефлексивный, в соответствии с которым,
при организации формирования основ безопасного поведения в быту у детей
старшего дошкольного возраста акцент делается на формировании и
доведении до автоматизма у ребенка совокупности поведенческих паттернов,
реализация которых позволит ему обеспечить свою безопасность в разных
ситуациях; культурологический, предполагающий формирование у ребенка
культуры безопасности, как интегрального образования. Во-вторых, выбор
педагогом конкретного подхода при организации формирования основ69
безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста
определяет также содержание, методы, средства и формы работы с детьми в
этом направлении.
Среди форм формирования основ безопасного поведения в быту детей
старшего дошкольного возраста превалируют: непосредственная
образовательная деятельность, режимные моменты и самостоятельная
деятельность детей; а среди форм организации обучения – это групповая,
подгрупповая и индивидуальная. Их выбор осуществляется в зависимости от
направлений, блока, цели и задач формирования основ безопасного
поведения в быту в рамках конкретной темы.
Экспериментальное изучение особенностей формирования основ
безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста
осуществлялось в три этапа:
1. Констатирующий этап – на данном этапе исследования была
проведена первоначальная диагностика сформированности у детей
контрольной и экспериментальной группы основ безопасного поведения в
быту. В ходе первоначальной диагностики основ безопасного поведения в
быту у детей старшего дошкольного возраста контрольной и
экспериментальной группы установлено, что их знания в этой области
минимальны, расплывчаты и в целом соответствуют низкому уровню;
2. Формирующий эксперимент – на данном этапе исследования работа
по формированию основ безопасного поведения в быту в контрольной и
экспериментальной группе велась по-разному: в контрольной группе она
ограничивалась рамками ООП ДО МАДОУ «Детский сад № 255
комбинированного вида» Вахитовского района г. Казани, а в
экспериментальной группе помимо нее использовалась технология
«Портфолио безопасности». В течение формирующего этапа исследования с
октября 2017 года по апрель 2018 года была организована работа по
формированию основ безопасного поведения в быту у детей контрольной и
экспериментальной группы. При этом с детьми старшего дошкольного70
возраста контрольной группы осуществлялась образовательная деятельность
в соответствии с образовательной программой ДОО без применения
дополнительных форм и методов. Формирование основ безопасного
поведения в быту детей этой группы производилось только в форме
образовательной деятельности, причем использовалось ограниченное число
методов: наблюдение, беседы, рассматривание. Причем педагогическая
работа с детьми контрольной группы в этом направлении велась только в
групповой форме.
В свою очередь, с детьми экспериментальной группы еженедельно в
течение 7 месяцев осуществлялась работа по специальной программе,
направленной на формирование основ безопасного поведения в быту,
помимо основной программы МАДОУ, предполагающей сочетание более
широкого спектра форм и методов: групповой, подгрупповой и
индивидуальной работы; формирования основ безопасного поведения в быту
в образовательной деятельности, режимных моментах и в самостоятельной
деятельности детей. В работе с ними были использованы такие методы, как:
совместные действия, наблюдения, беседа, чтение, рассматривание, игра,
проектная деятельность, просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов,
создание соответствующей предметно-развивающей среды, ситуационноимитационная деятельность. При этом основу программы составляла
технология «Портфолио безопасности» и игровые технологии.
3. Контрольный этап исследования предполагал проведение повторной
диагностики сформированности основ безопасного поведения в быту в
контрольной и экспериментальной группе, а также проведение
сравнительного анализа результатов первоначальной и повторной
диагностики, как в контрольной и экспериментальной группе по
отдельности, так и результатов групп между собой. На контрольном этапе
исследования основы безопасного поведения в быту лучше сформированы у
детей экспериментальной группы, что подтверждается результатами двух
методик. А принимая во внимание тот факт, что организация их71
формирования в контрольной и экспериментальной группе отличалась лишь
применением технологии «Портфолио безопасности» и программы,
связанной с реализацией данной технологии, следовательно, можно говорить
о полном подтверждении гипотезы исследования.
Обобщая результаты проведенного исследования можно говорить о
том, что цель работы достигнута, задачи выполнены, а гипотеза нашла свое
полное подтверждение. Практическая значимость результатов исследования
заключается в том, что они могут быть использованы в профессиональной
деятельности воспитателя, как самостоятельно при организации процесса
формирования основ безопасного поведения в быту или при ежедневном
планировании воспитательно-образовательного процесса у детей старшего
дошкольного возраста, так и в качестве методической основы при разработке
рабочих программ воспитателя.


Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам
безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста /
Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2007–144с.
2. Авдеева Н.Н. Программа здоровьесберегающего направления
«Основы безопасности детей дошкольного возраста»/ Н.Н. Авдеева, О.Л.
Князева, Р.Б. Стеркина. - М.: «Академия», 2007. - 107 с.
3. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие/ Б.А. Храмцов,
Т.Г. Болотских, Г.М. Горшколепов, А.М. Юрьев. – Белгород: Изд-во БГТУ
им. В.Г. Шухова, 2014. – 292 с.
4. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. К.Ю. Белая –
М.: Мозаика-синтез, 2014. – 64 с.
5. Валияхметова Г.Р. Формирование основ безопасности
жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста / Г.Р.
Валияхметова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.maam.ru/.
6. Вахрушева Л.Н. Организация личностно-ориентированного
взаимодействия в процессе социально-психологического тренинга в детском
саду и начальной школе/ Л.Н. Вахрушева // Начальная школа, 2010. - № 7. -
С. 9-12.;
7. Вершинина Л.В. Исследование психологической готовности
воспитателей ДОО к личностно-ориентированному взаимодействию с детьми
/ Л.В. Вершинина// Вестн. Томского гос. пед. ун-та, 2011. - № 10 (112). - С.
94-97;
8. Виноградова В.Е. Личностно-ориентированный подход в
воспитании детей/ В.Е. Виноградова. // Воспитатель дошк. образовательного
учреждения. – 2011. - № 2. - С. 55-61.;73
9. Григорович Л. Санитарно-просветительная работа среди родителей
по предупреждению травм у детей младшего дошкольного возраста / Л.
Григорович// Медицинская сестра. 2008. №8. - С. 25.
10. Дадаева И.Н. Формирование основ безопасности
жизнедеятельности детей. /И.Н. Дадаева. – [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.maam.ru/.
11. Ефимова Ю.В. Особенности обеспечения безопасности
жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Ю.В.
Ефимова // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 19-22.
12. Ефимова Ю.В. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в
процессе формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей
старшего дошкольного возраста/ Ю.В. Ефимова. // Сборник материалов
Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание
и обучение детей младшего возраста». 2016. №5 С.591-593.
13. Загуляева Е.Н. Роль организационно-педагогических условий в
формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего
дошкольного возраста/ Е.Н. Загуляева. // Молодой ученый. — 2016. — №9.
— С. 1122-1124.
14. Зайцев С.В. Личностно ориентированный подготовительный к
школе класс: программа работы с детьми и их семьями / С.В. Зайцев. - М. :
Сентябрь, 2013. - 159 с.;
15. Захарченко С.А. Педагогические условия формирования опыта
безопасного поведения у старших дошкольников. – [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://www.rae.ru/forum2012/265/1171
16. Игнатенко А.В. Теоретические основы формирования социальной
компетентности учащихся // Междисциплинарные исследования в науке и
образовании, 2012. – № 1 – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
www.es.rae.ru/mino/159-1203.
17. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А.74
Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен. — М.: Издательский
центр «Академия», 2012. — 208 с.;
18. Каюрова А.Н., Скокова О.В., Шеховцова Т.С. Формирование
культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС // Молодой
ученый. – 2014. – №11. – С. 384-386.
19. Кларина Л.М. Проблема формирования культуры безопасного
образа жизни у детей дошкольного возраста в детском саду/ Л.М. Кларина. //
Психолого-педагогические аспекты формирования ценности здоровья,
культуры здорового и безопасного образа жизни в системе образования. – М.:
АНО «ЦНПРО», 2014. – 85-89 с.
20. Коломийченко Л.В. Формирование знаний о безопасном поведении
у детей старшего дошкольного возраста/ Л.В. Коломнийченко, К.А.
Ванюкова // Пермский педагогический журнал, 2015. – №7. – С.26-30.
21. Компетентность и проблемы ее формирования в системе
непрерывного образования (школа – вуз – послевузовское образование) /
науч. ред. проф. И.А. Зимняя; Материалы ΧVΙ научно-методической
конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их
решения». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки
специалистов, 2012. – 130 с.;

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ