СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Исторические основы совместной деятельности школы и семьи по
воспитанию подрастающего поколения 7
1.2 Направления сотрудничества учителя и родителей младших школьников
при реализации ФГОС 12
1.3 Формы сотрудничества учителя и родителей младших школьников 17
Выводы по первой главе: 28
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1 Анализ отношения учителей к различным формам сотрудничества в воспитании младших школьников 29
2.3 Рекомендации для повышения эффективности организации
сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников . 50
Выводы по второй главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Исторические основы совместной деятельности школы и семьи по
воспитанию подрастающего поколения 7
1.2 Направления сотрудничества учителя и родителей младших школьников
при реализации ФГОС 12
1.3 Формы сотрудничества учителя и родителей младших школьников 17
Выводы по первой главе: 28
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1 Анализ отношения учителей к различным формам сотрудничества в воспитании младших школьников 29
2.3 Рекомендации для повышения эффективности организации
сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников . 50
Выводы по второй главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
Воспитание младших школьников является базовой задачей образовательных организаций. Но главной и первой социальной средой, закладывающей основы физического и психологического здоровья ребенка, является семья. От того, насколько прочным, разумным является взаимодействие школы и семьи зависит гармоничное развитие ребенка.
В отечественной педагогике всегда уделялось большое внимание определению направлений работы по организации взаимодействия учителя и родительской общественности. Долгое время методологической основой исследований в теории педагогики были труды Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Они отмечали необходимость педагогического просвещения родителей, повышения уровня их ответственности за образование и воспитание детей [2; 21; 26; 41; 46].
Проблемы сотрудничества школы и семьи подробно освещались в трудах современных ученых-педагогов Б.З. Вульфова, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой [6; 17; 22; 24; 29].
Вопросам сотрудничества учителей и родителей посвящены исследования педагогов и психологов, участвовавших в разработке и внедрении новых стандартов образования: А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И. А. Володарской, И.В. Дубровиной, Е.Н. Землянской, С.А. Котовой, Р.В. Овчаровой [2; 12; 15; 18; 30].
Всеми современными исследователями подчеркивается, что в постперестроечное время институт семьи подвергся серьезным испытаниям. Произошел резкий спад рождаемости, что потребовало от государства принятия особых мер по поддержке материнства и детства. Увеличился по сравнению с советским периодом процент детей-социальных сирот.
Белорусский исследователь Е.И.Сермяжко отмечает, что во всех странах, сформировавшихся на территории бывшего СССР ухудшились отношения между родителями и детьми на почве идеологических разногласий, выросло число супругов, недовольных отношениями в браке и свободно расторгающих официальные супружеские отношения, увеличилось число «матерей- кукушек» и «отцов-невидимок» [39, с. 4].
В связи с невысоким уровнем педагогической культуры и психологической грамотности преобладающего количества родителей, особенно тех, чье детство пришлось на переломные 80-90 годы, повышается запрос на ведущую роль школы в организации сотрудничества учителя и родителей в вопросах воспитания младших школьников.
В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что родители являются субъектами учебно-воспитательного процесса в школе. Поэтому определение эффективных форм взаимодействия семьи и школы является одной из главных задач по реализации ФГОС в практике современной школы [43].
Объект исследования - процесс взаимодействия учителей начальных классов и родителей младших школьников.
Предмет исследования - формы сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников.
Цель исследования - выявить формы сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников и определить их эффективность на современном этапе.
Задачи исследования:
1) осуществить теоретический анализ нормативно-документальной и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) выявить направления и формы взаимодействия учителя и родителей младших школьников в соответствии с ФГОС НОО;
3) провести анкетирование учителей и родителей с целью выявления их отношения к различным формам сотрудничества учителя и родителей в воспитании младших школьников;
4) проанализировать годовые планы воспитательной работы учителя;
5) разработать рекомендации по оптимизации сотрудничества учителя и родителей младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в том, что эффективное использование разнообразных форм работы с родителями согласно требованиям ФГОС оптимизирует сотрудничество учителей и родителей в воспитании младших школьников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анкетирование учителей, беседа, анализ полученных данных, наблюдение учебно-воспитательного процесса, анкетирование родителей в сети интернет, анализ нормативной документации.
Теоретико-методологической базой исследования являются труды отечественных классиков педагогики С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.
Базой проведения исследования стало МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены направления и формы взаимодействия учителя и родителей младших школьников в соответствии с ФГОС НОО и разработаны рекомендации по оптимальному использованию современных форм сотрудничества родителей и педагогов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в его результате данные могут составить основу практической деятельности педагогов системы начального образования, повысив эффективность сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников. Разработанные рекомендации могут помочь оптимизации сотрудничества учителей и родителей через взаимодействие в мобильном приложении WhatsApp и социальных сетях.
Материалы исследования послужили основой для публикации статей в научном журнале NovaInfo:
1) Возможности мобильного приложения WhatsApp в работе классного руководителя с родителями. №103 ,2019 г;
2) Совершенствование сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников в современных условиях. №105 ,2019 г.
Структура работы: введение, теоретическая и практическая главы, заключение, список использованной литературы, приложения
В отечественной педагогике всегда уделялось большое внимание определению направлений работы по организации взаимодействия учителя и родительской общественности. Долгое время методологической основой исследований в теории педагогики были труды Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Они отмечали необходимость педагогического просвещения родителей, повышения уровня их ответственности за образование и воспитание детей [2; 21; 26; 41; 46].
Проблемы сотрудничества школы и семьи подробно освещались в трудах современных ученых-педагогов Б.З. Вульфова, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой [6; 17; 22; 24; 29].
Вопросам сотрудничества учителей и родителей посвящены исследования педагогов и психологов, участвовавших в разработке и внедрении новых стандартов образования: А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И. А. Володарской, И.В. Дубровиной, Е.Н. Землянской, С.А. Котовой, Р.В. Овчаровой [2; 12; 15; 18; 30].
Всеми современными исследователями подчеркивается, что в постперестроечное время институт семьи подвергся серьезным испытаниям. Произошел резкий спад рождаемости, что потребовало от государства принятия особых мер по поддержке материнства и детства. Увеличился по сравнению с советским периодом процент детей-социальных сирот.
Белорусский исследователь Е.И.Сермяжко отмечает, что во всех странах, сформировавшихся на территории бывшего СССР ухудшились отношения между родителями и детьми на почве идеологических разногласий, выросло число супругов, недовольных отношениями в браке и свободно расторгающих официальные супружеские отношения, увеличилось число «матерей- кукушек» и «отцов-невидимок» [39, с. 4].
В связи с невысоким уровнем педагогической культуры и психологической грамотности преобладающего количества родителей, особенно тех, чье детство пришлось на переломные 80-90 годы, повышается запрос на ведущую роль школы в организации сотрудничества учителя и родителей в вопросах воспитания младших школьников.
В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что родители являются субъектами учебно-воспитательного процесса в школе. Поэтому определение эффективных форм взаимодействия семьи и школы является одной из главных задач по реализации ФГОС в практике современной школы [43].
Объект исследования - процесс взаимодействия учителей начальных классов и родителей младших школьников.
Предмет исследования - формы сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников.
Цель исследования - выявить формы сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников и определить их эффективность на современном этапе.
Задачи исследования:
1) осуществить теоретический анализ нормативно-документальной и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) выявить направления и формы взаимодействия учителя и родителей младших школьников в соответствии с ФГОС НОО;
3) провести анкетирование учителей и родителей с целью выявления их отношения к различным формам сотрудничества учителя и родителей в воспитании младших школьников;
4) проанализировать годовые планы воспитательной работы учителя;
5) разработать рекомендации по оптимизации сотрудничества учителя и родителей младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в том, что эффективное использование разнообразных форм работы с родителями согласно требованиям ФГОС оптимизирует сотрудничество учителей и родителей в воспитании младших школьников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анкетирование учителей, беседа, анализ полученных данных, наблюдение учебно-воспитательного процесса, анкетирование родителей в сети интернет, анализ нормативной документации.
Теоретико-методологической базой исследования являются труды отечественных классиков педагогики С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.
Базой проведения исследования стало МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены направления и формы взаимодействия учителя и родителей младших школьников в соответствии с ФГОС НОО и разработаны рекомендации по оптимальному использованию современных форм сотрудничества родителей и педагогов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в его результате данные могут составить основу практической деятельности педагогов системы начального образования, повысив эффективность сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников. Разработанные рекомендации могут помочь оптимизации сотрудничества учителей и родителей через взаимодействие в мобильном приложении WhatsApp и социальных сетях.
Материалы исследования послужили основой для публикации статей в научном журнале NovaInfo:
1) Возможности мобильного приложения WhatsApp в работе классного руководителя с родителями. №103 ,2019 г;
2) Совершенствование сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников в современных условиях. №105 ,2019 г.
Структура работы: введение, теоретическая и практическая главы, заключение, список использованной литературы, приложения
Сотрудничество учителей и родителей происходит на протяжении всего обучения детей в школе. Для положительного взаимодействия учителя и семьи выделены множество различных форм и методов работы.
Целью проведенного исследования стало выявление форм сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников и определение их эффективность на современном этапе.
В соответствие с данной целью необходимо было решить ряд задач исследования, работа над которыми позволила сделать следующие выводы:
1. Множество педагогов в своих трудах работали над вопросами семейного воспитания. Так же уделялось внимание сотрудничеству учителей и родителей, которое невозможно отделить друг от друга.
2. В ходе анализа литературы были выявлены направления и формы взаимодействия учителя и родителей младших школьников в соответствии с ФГОС НОО. Направления деятельности по работе с родителями: изучение родительских мнений, потребностей, запросов в отношении качества образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением (анкетирование, опросы, мониторинги); психолого-педагогическое просвещение( встречи с разными специалистами, повышение педагогической грамотности родителей); повышение правовой культуры( изучение нормативных документов); организация спортивно оздоровительной работы в семье(пропаганда здорового образа жизни); управление образовательным учреждением, образовательным процессом( участие в работе советов и родительских комитетах); организация культурно-досуговой, учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся( массовые мероприятия, участие в совместных проектах).
3. Анализ анкет учителей показал, что большинство педагогов считают взаимодействие с родителями зоной своего профессионального комфорта, но из всех современных форм взаимодействия предпочитают традиционные родительские собрания. Проведение анкетирования родителей класса через сайт «Анкетолог» показало, что мнения родителей по поводу сотрудничества со школой во многом совпадают. И для учителей, и для родителей зоной повышенного риска, требующей особого внимания и новых форм взаимодействия являются группы детей в социальных сетях. Часто взрослые не подозревают, что происходит с их детьми во время этого общения, поэтому школе и семье необходимо выстраивать общие правила поведения в сети, находить адекватные формы воздействия на детей в совместном деле профилактики негативных явлений.
4. Анализ годовых планов работы привел нас к выводу, что учителя не часто пользуются помощью специалистов помогающих профессий (психологов, социальных педагогов, уполномоченных по правам ребенка и др.) для проведения глубокой, адресной работы с родителями. Чаще всего работа проходит в традиционной форме, без использования современных форм организации взаимодействия.
5. В ходе исследования работы нами были увидены определенные недостатки. Поэтому, нами были разработаны рекомендации для учителей, которые помогут в сотрудничестве с родителями обучающихся.
Таким образом, задачи исследования были нами решены, а его цель достигнута. Гипотеза исследования подтвердилась.
Целью проведенного исследования стало выявление форм сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников и определение их эффективность на современном этапе.
В соответствие с данной целью необходимо было решить ряд задач исследования, работа над которыми позволила сделать следующие выводы:
1. Множество педагогов в своих трудах работали над вопросами семейного воспитания. Так же уделялось внимание сотрудничеству учителей и родителей, которое невозможно отделить друг от друга.
2. В ходе анализа литературы были выявлены направления и формы взаимодействия учителя и родителей младших школьников в соответствии с ФГОС НОО. Направления деятельности по работе с родителями: изучение родительских мнений, потребностей, запросов в отношении качества образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением (анкетирование, опросы, мониторинги); психолого-педагогическое просвещение( встречи с разными специалистами, повышение педагогической грамотности родителей); повышение правовой культуры( изучение нормативных документов); организация спортивно оздоровительной работы в семье(пропаганда здорового образа жизни); управление образовательным учреждением, образовательным процессом( участие в работе советов и родительских комитетах); организация культурно-досуговой, учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся( массовые мероприятия, участие в совместных проектах).
3. Анализ анкет учителей показал, что большинство педагогов считают взаимодействие с родителями зоной своего профессионального комфорта, но из всех современных форм взаимодействия предпочитают традиционные родительские собрания. Проведение анкетирования родителей класса через сайт «Анкетолог» показало, что мнения родителей по поводу сотрудничества со школой во многом совпадают. И для учителей, и для родителей зоной повышенного риска, требующей особого внимания и новых форм взаимодействия являются группы детей в социальных сетях. Часто взрослые не подозревают, что происходит с их детьми во время этого общения, поэтому школе и семье необходимо выстраивать общие правила поведения в сети, находить адекватные формы воздействия на детей в совместном деле профилактики негативных явлений.
4. Анализ годовых планов работы привел нас к выводу, что учителя не часто пользуются помощью специалистов помогающих профессий (психологов, социальных педагогов, уполномоченных по правам ребенка и др.) для проведения глубокой, адресной работы с родителями. Чаще всего работа проходит в традиционной форме, без использования современных форм организации взаимодействия.
5. В ходе исследования работы нами были увидены определенные недостатки. Поэтому, нами были разработаны рекомендации для учителей, которые помогут в сотрудничестве с родителями обучающихся.
Таким образом, задачи исследования были нами решены, а его цель достигнута. Гипотеза исследования подтвердилась.
Подобные работы
- СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В
ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(И.О.Фамилия)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4100 р. Год сдачи: 2018 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Гражданско-правовое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в условиях взаимодействия с детской общественной организацией
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Эстетическое воспитание младших школьников посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе (Югорский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Эстетическое воспитание младших школьников в творческой деятельности (Омская гуманитарная академия)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024



