Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №41577

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы106
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
474
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Исторические основы совместной деятельности школы и семьи по
воспитанию подрастающего поколения 7
1.2 Направления сотрудничества учителя и родителей младших школьников
при реализации ФГОС 12
1.3 Формы сотрудничества учителя и родителей младших школьников 17
Выводы по первой главе: 28
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1 Анализ отношения учителей к различным формам сотрудничества в воспитании младших школьников 29
2.3 Рекомендации для повышения эффективности организации
сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников . 50
Выводы по второй главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ


Воспитание младших школьников является базовой задачей образовательных организаций. Но главной и первой социальной средой, закладывающей основы физического и психологического здоровья ребенка, является семья. От того, насколько прочным, разумным является взаимодействие школы и семьи зависит гармоничное развитие ребенка.
В отечественной педагогике всегда уделялось большое внимание определению направлений работы по организации взаимодействия учителя и родительской общественности. Долгое время методологической основой исследований в теории педагогики были труды Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Они отмечали необходимость педагогического просвещения родителей, повышения уровня их ответственности за образование и воспитание детей [2; 21; 26; 41; 46].
Проблемы сотрудничества школы и семьи подробно освещались в трудах современных ученых-педагогов Б.З. Вульфова, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой [6; 17; 22; 24; 29].
Вопросам сотрудничества учителей и родителей посвящены исследования педагогов и психологов, участвовавших в разработке и внедрении новых стандартов образования: А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И. А. Володарской, И.В. Дубровиной, Е.Н. Землянской, С.А. Котовой, Р.В. Овчаровой [2; 12; 15; 18; 30].
Всеми современными исследователями подчеркивается, что в постперестроечное время институт семьи подвергся серьезным испытаниям. Произошел резкий спад рождаемости, что потребовало от государства принятия особых мер по поддержке материнства и детства. Увеличился по сравнению с советским периодом процент детей-социальных сирот.
Белорусский исследователь Е.И.Сермяжко отмечает, что во всех странах, сформировавшихся на территории бывшего СССР ухудшились отношения между родителями и детьми на почве идеологических разногласий, выросло число супругов, недовольных отношениями в браке и свободно расторгающих официальные супружеские отношения, увеличилось число «матерей- кукушек» и «отцов-невидимок» [39, с. 4].
В связи с невысоким уровнем педагогической культуры и психологической грамотности преобладающего количества родителей, особенно тех, чье детство пришлось на переломные 80-90 годы, повышается запрос на ведущую роль школы в организации сотрудничества учителя и родителей в вопросах воспитания младших школьников.
В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что родители являются субъектами учебно-воспитательного процесса в школе. Поэтому определение эффективных форм взаимодействия семьи и школы является одной из главных задач по реализации ФГОС в практике современной школы [43].
Объект исследования - процесс взаимодействия учителей начальных классов и родителей младших школьников.
Предмет исследования - формы сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников.
Цель исследования - выявить формы сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников и определить их эффективность на современном этапе.
Задачи исследования:
1) осуществить теоретический анализ нормативно-документальной и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) выявить направления и формы взаимодействия учителя и родителей младших школьников в соответствии с ФГОС НОО;
3) провести анкетирование учителей и родителей с целью выявления их отношения к различным формам сотрудничества учителя и родителей в воспитании младших школьников;
4) проанализировать годовые планы воспитательной работы учителя;
5) разработать рекомендации по оптимизации сотрудничества учителя и родителей младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в том, что эффективное использование разнообразных форм работы с родителями согласно требованиям ФГОС оптимизирует сотрудничество учителей и родителей в воспитании младших школьников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анкетирование учителей, беседа, анализ полученных данных, наблюдение учебно-воспитательного процесса, анкетирование родителей в сети интернет, анализ нормативной документации.
Теоретико-методологической базой исследования являются труды отечественных классиков педагогики С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.
Базой проведения исследования стало МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены направления и формы взаимодействия учителя и родителей младших школьников в соответствии с ФГОС НОО и разработаны рекомендации по оптимальному использованию современных форм сотрудничества родителей и педагогов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в его результате данные могут составить основу практической деятельности педагогов системы начального образования, повысив эффективность сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников. Разработанные рекомендации могут помочь оптимизации сотрудничества учителей и родителей через взаимодействие в мобильном приложении WhatsApp и социальных сетях.
Материалы исследования послужили основой для публикации статей в научном журнале NovaInfo:
1) Возможности мобильного приложения WhatsApp в работе классного руководителя с родителями. №103 ,2019 г;
2) Совершенствование сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников в современных условиях. №105 ,2019 г.
Структура работы: введение, теоретическая и практическая главы, заключение, список использованной литературы, приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сотрудничество учителей и родителей происходит на протяжении всего обучения детей в школе. Для положительного взаимодействия учителя и семьи выделены множество различных форм и методов работы.
Целью проведенного исследования стало выявление форм сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников и определение их эффективность на современном этапе.
В соответствие с данной целью необходимо было решить ряд задач исследования, работа над которыми позволила сделать следующие выводы:
1. Множество педагогов в своих трудах работали над вопросами семейного воспитания. Так же уделялось внимание сотрудничеству учителей и родителей, которое невозможно отделить друг от друга.
2. В ходе анализа литературы были выявлены направления и формы взаимодействия учителя и родителей младших школьников в соответствии с ФГОС НОО. Направления деятельности по работе с родителями: изучение родительских мнений, потребностей, запросов в отношении качества образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением (анкетирование, опросы, мониторинги); психолого-педагогическое просвещение( встречи с разными специалистами, повышение педагогической грамотности родителей); повышение правовой культуры( изучение нормативных документов); организация спортивно оздоровительной работы в семье(пропаганда здорового образа жизни); управление образовательным учреждением, образовательным процессом( участие в работе советов и родительских комитетах); организация культурно-досуговой, учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся( массовые мероприятия, участие в совместных проектах).
3. Анализ анкет учителей показал, что большинство педагогов считают взаимодействие с родителями зоной своего профессионального комфорта, но из всех современных форм взаимодействия предпочитают традиционные родительские собрания. Проведение анкетирования родителей класса через сайт «Анкетолог» показало, что мнения родителей по поводу сотрудничества со школой во многом совпадают. И для учителей, и для родителей зоной повышенного риска, требующей особого внимания и новых форм взаимодействия являются группы детей в социальных сетях. Часто взрослые не подозревают, что происходит с их детьми во время этого общения, поэтому школе и семье необходимо выстраивать общие правила поведения в сети, находить адекватные формы воздействия на детей в совместном деле профилактики негативных явлений.
4. Анализ годовых планов работы привел нас к выводу, что учителя не часто пользуются помощью специалистов помогающих профессий (психологов, социальных педагогов, уполномоченных по правам ребенка и др.) для проведения глубокой, адресной работы с родителями. Чаще всего работа проходит в традиционной форме, без использования современных форм организации взаимодействия.
5. В ходе исследования работы нами были увидены определенные недостатки. Поэтому, нами были разработаны рекомендации для учителей, которые помогут в сотрудничестве с родителями обучающихся.
Таким образом, задачи исследования были нами решены, а его цель достигнута. Гипотеза исследования подтвердилась.



1) Архипова И.П. Взаимодействие семьи и школы в воспитании
младшего школьника // Научный электронный журнал Меридиан. - 2018. - № 5. - С. 30-32. [Электронный ресурс]. - URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=36510684
2) Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
3) Блонский П. П. Психология и педагогика. Избранные труды / П. П. Блонский. — 2-е изд., стер. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 164 с.
4) Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы /под общ. ред. И.Г. Вахрушевой. - Казань: РИЦп Парус,2010. - 160 с.
5) Волокитина Ю. Н., Баранова О. И. Инновационные формы взаимодействия педагогов начальной школы и родителей // Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 34. - С. 37-41.
6) Вульфов Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: учебное пособие / Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов. — М.: Изд- во УРАО, 2017. — 288 с.
7) Галина А.И. Формы взаимодействия учителя с родителями
младших школьников / А. И. Галина, Н.А. Головнева // Студенческий научный форум. - 2015. [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.scienceforum.ru/2015/965/15212# (дата обращения: 20.10.2018).
8) Гуда Е. В. Формы и методы работы с родителями в начальной школе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. Часть II.. Новосибирск: СибАК. - 2016. С. 39-44.
9) Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы / Н. И. Дереклеева. — М.: ВАКО, 2018. - 336 с.
10) Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Н. И. Дереклеева. - М.: ВАКО, 2017. - 352 с.
11) Долова М.Х. Взаимодействие семьи и школы в успешности обучения и воспитания ученика // Рефлексия. - 2015. - №2 3. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26416042 (дата обращения:
28.10.2018)
12) Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования: учеб. пособие / И.В. Дубровина. - Спб.: Нестор-История, 2016. - 180 с.
13) Егорова О.В. Родительское собрание — наш общий праздник // Начальная школа. - 2017. № 8. - С. 14-17.
14) Елистратова С.И. Способы организации совместной деятельности педагогов, родителей и учащихся в общеобразовательной школе // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 9.
15) Землянская Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Землянская. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 507 с.
16) Казачкова М.Б. Роль семьи и учителя в воспитании ребенка в современных условиях // Воспитание школьников : теоретический и научнометодический журнал. - 2015. - №10. - С. 47-52.
17) Караковский В.А. Управление воспитательной системы школы: проблемы и решения / Под ред. Н.Л. Селивановой, Е.И.Соколовой. - 2-е изд., доп. — М.: Педагогическое общество России, 2015. - 320 с.
18) Котова С.А. Педагогика начального образования: учебник для вузов / С.А. Котова. - СПб.: Питер, 2018. - 420 с.
19) Копыльцева Т.О. Взаимодействие семьи и школы как необходимое условие воспитания младшего школьника // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. - 2017. - С. 102-106. [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32264436 (дата обращения 07.11.18).
20) Красная Е.М. Учитель - ученик - родитель: взаимоотношения // Молодой ученый. - 2017. - N°7. - С. 445-447. [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/archive/141/39884/ (дата обращения: 17.10.2018).
21) Крупская Н.К. Обучение и воспитание в школе / Н.К. Крупская. - М.: Академия педагогических наук РСФСР институт теории и истории педагогики АПН РСФСР, 1959. - 649 с.
22) Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., перераб. и доп. /под ред. В.А. Сластенина. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 647 с.
23) Недвецкая М.Н. Классному руководителю об организации взаимодействия семьи и школы: методическое пособие / М. Н. Недвецкая. - М.: УЦ Перспектива, 2009. - 106 с.
24) Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные
педагогические труды /Под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика. - М.: Пер Сэ, 2010. - 349 с.
25) Мазалова М.А. Взаимодействие начальной школы и семьи: историко- педагогический аспект // Начальная школа. - 2016. - № 11 - C. 43-46.
26) Макаренко А.С. О воспитании / под ред. В. С. Хелемендика. - М.: Политиздат, 1988. - 255 с.
27) Маняпова И.Н. Взаимодействие семьи и школы // VIII Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение: теория, методика и практика». - 2016. - С. 16-18.
28) Милютина И.В. Взаимодействие семьи и школы в воспитании младших школьников / И. В. Милютина, Н. В. Васильева // Международная научно - практическая конференция «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования». - 2018. - С. 120-122.
29) Мудрик А.В. Социальная педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.В.Мудрик. - 8-е изд., испр. и доп.
- М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 240 с.
30) Овчарова Р.В. Психология родительства / Р. В. Овчарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 448 с.
31) Парамонова А.Е. Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия семьи и школы в России: история и современные тенденции // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 396-401. - URL https://moluch.ru/archive/12/907/ (18.10.2018).
32) Петровичева А.А. Взаимодействие семьи, школы и социума // Молодой ученый. - 2016. - №5. С. 723-727.
33) Подласый И.П. Педагогика: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И. П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 256 с.
34) Родина Е. Н. Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями учащихся // Открытый урок. - 2015. [Электронный ресурс]. - URL: http://festival.1september.ru/articles/517901/ (дата обращения:
08.11.2018) .
35) Рожков М.И. Теория и методика воспитания: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 330 с.
36) Самойленко Е.В., Костюнина Е.А. К проблеме организации взаимодействия учителя с родителями учащихся // Молодой ученый. - 2015.
- №21. - С. 735-738. — URL https://moluch.ru/archive/101/22914/ (дата обращения: 04.11.2018).
37) Секретарева Л.С. Методические рекомендации «Об организации работы с родителями (законными представителями) при
реализации ФГОС начального общего образования» / Л. С. Секретарева, Л. П. Никитина, З. А. Кокарева. - Вологда: Леда, 2013. - 25 с.
38) Сергеева В.П. Методика воспитательной работы: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П.Сергеева, Э.К.Никитина, М.Н.Недвецкая. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 368 с.
39) Сермяжко Е.И. Семья и личность / Е.И. Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2015. - 101 с.
40) Сизганова Е.Ю. Организация взаимодействия педагога с семьей младшего школьника // Международная научно-практическая конференция.
- 2018. - С. 110-114. [Электронный ресурс]. - URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=32625830 (дата обращения: 02.11.2018)
41) Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви / В. А. Сухомлинский. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 304 с.
42) Фалькович Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями / Т.А. Фалькович, Н. С. Толстоухова, Л. А. Обухова. - М.: 5 за знания, 2013. - 240 с.
43) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/ (12.10.2018).
44) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (10.10.2018).
45) Федорова И. А. Формы взаимодействия школы с родителями //
Учительский портал. - 2016. [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-2509 (дата обращения: 02.11.2018).
46) Шацкий С.Т. Педагогика. Избранные сочинения. В 2 т. Том 2 /
С. Т. Шацкий. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, - 2016. - 360 с.
47) Шевелев А.Н. Исторический анализ проблемы взаимодействия семьи и школы // Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия: науч.- метод. пособие / под ред. О.А. Щекиной; науч. ред. Л.С. Нагавкина. — СПб.: СПб АППО, - 2014. — С. 3—16.
48) Щекина О.А. Показатели развития взаимодействия семьи и школы // Качество воспитательного процесса в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие / под ред И.Е. Кузьминой. — СПб.: СПб АППО, 2016. — С. 39—46.
49) Щекина О.А. Взаимодействие семьи и школы в условиях современного информационного пространства // Классный руководитель. — 2017. — № 5. — С. 19—26.
50) Щекина О.А. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия в условиях реализации новых стандартов: учебно-методическое пособие / под общ. ред. О.А. Щекиной. -СПб.: СПб АППО, 2017. - 90 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ