Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимодействие учителя и родителей в воспитании медиакультуры младших школьников

Работа №98472

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия учителя и родителей в воспитании медиакультуры младших школьников 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного
возраста 7
1.2. Анализ понятия «медиакультура» 24
1.3. Взаимодействие родителей и учителя: понятие взаимодействия,
формы и цели взаимодействия 38
Глава 2. Опытно-поисковая работа по взаимодействию учителя и родителей в воспитании медиакультуры младших школьников на примере МКОУ Шалинского городского округа «Шалинская средняя
общеобразовательная школа № 45» 46
2.1. Анализ взаимодействия Шалинской СОШ № 45 с семьей в целях
воспитания у детей младшего школьного возраста медиакультуры 46
2.2. Первичная диагностика медиакультуры младших школьников 55
2.3. Программа взаимодействия учителя и родителей по воспитанию
медиакультуры младших школьников 59
Заключение 71
Список использованной литературы 76
Приложение 82

Актуальность темы исследования связана с тем, что начало 21 века ознаменовано бурным развитием средств массовой информации. Общество вступило в информационный век. Произошел переход общественного производства к наукоемким, еще называют «высоким» технологиями. Появился новый товар - информация. Потребление этого товара, в качестве массово­коммуникационной продукции, охватывает все слои населения всех возрастов. По данным социологов наиболее уязвимыми для средств массовой информации являются младшие школьники. Личность младшего школьника находится в стадии формирования, поэтому более всего подвержена манипулятивному воздействию средств массовой информации (далее СМИ). Дети получили доступ к видеопродукции, предназначенной явно не для них.
Под воздействием СМИ происходит изменение культурных, социально­психологических ценностей младшего школьника, его моделей поведения и восприятия действительности. Избыток информации приводит младшего школьника к истощению его духовного потенциала, снижает способность критически оценивать информацию, заставляет его активно воспринимать ту дезинформацию, которая в обилии поступает через СМИ и интернет.
Правительство РФ для защиты молодого поколения от избытка информации принимает Федеральный закон РФ от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В законе сказано, что «информационная продукция для детей - информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей» [58, с. 3]. В соответствии с этим законом вся информационная продукция должна соответствовать возрастной аудитории, для которой она предназначена.
Современное информационное общество предъявляет требования задачи к семье и школе, как основным институтам социализации, воспитывать грамотного, культурного потребителя информации, который способен критично и избирательно воспринимать СМИ.
Изучением формирования медиакультуры школьников занимались такие исследователи как О.А. Баранов [6], Н.Б. Кириллова [25], Е.В. Мирюкина [36], И.В. Челышева [63], Ю.Н. Усов [50], А.В. Федоров [52] и другие.
Современное общество испытывает потребность в грамотном использовании СМИ. Педагогика должна направлять развитие личности школьника на основе формирования культуры взаимодействия личности школьника и СМИ, которое позволит развивать творческие и коммуникативные способности, критическое мышление, умение полноценно воспринимать, интерпретировать, анализировать и оценивать медиаинформацию.
Основное направление школы в формировании медиакультуры школьников представлено информатизацией школьного процесса. Поэтому школа обучает умениям грамотно использовать компьютер, осуществлять поиск информации в Интернете. Эти знания определяют как «информационную культуру».
Развитие информационной культуры школьников, как отмечают большая часть исследователей, не учит школьников перерабатывать полученную информацию, отсеивать ненужную, устанавливать очередность по важности ее восприятия.
По мнению исследователей и педагогов О.А. Барановой [5,6], Н.Б. Кирилловой [25], Е.В. Мирюкиной [36], И.В. Челышева [59], Ю.Н. Усова [50], А.В. Федорова [55] и других, объектами педагогического воздействия при формировании медиакультуры должны быть формирование эстетических вкусов и потребностей школьников.
Значение потенциала семьи в формировании культуры восприятия СМИ и аудиовизуальных искусств ребенком отмечено в исследованиях В.В. Недбая [43]. Он исследовал необходимость взаимодействия педагогов школы и родителей в вопросах формирования медиакультуры детей. В своей диссертации он опирается на результаты исследования немецких медиапедагогов, которые установили зависимость характера взаимодействия подростка со СМИ от модели поведения родителей в области медиапотребления [43].
Так как формирование медиакультуры личности школьника не входит в цели учебно-воспитательного процесса школы и не до конца изучены формы взаимодействия родителей и школы по вопросу формированию медиакультуры младшего школьника, это позволило нам сформулировать проблему: каковы формы взаимодействия родителей и учителя в формировании медиакультуры младшего школьника?
Анализ научной литературы по теме исследования позволил выявить не изученные аспекты данной проблемы и сформулировать следующее противоречие: с одной стороны, востребованным является воспитание медиакультуры у младших школьников и изучения взаимодействия учителя и родителей для достижения этой цели, с другой - научных данных об этом на сегодняшний день не достаточно.
Объект исследования: процесс взаимодействия учителя и родителей, направленный на воспитание медиакультуры у младших школьников.
Предмет исследования: формы и направления взаимодействия учителя и родителей, способствующие воспитанию медиакультуры у младших школьников.
Тема исследования: «Взаимодействие учителя и родителей в воспитании медиакультуры младших школьников».
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать программу взаимодействия учителя и родителей по воспитанию медиакультуры младших школьников в школе.
Гипотеза исследования: воспитание медиакультуры младших школьников в школе должно осуществляться при взаимодействии учителя и родителей в данном направлении в соответствии с научно-разработанной и обоснованной программой этого процесса.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику младшему школьному возрасту.
2. Проанализировать понятие «медиакультура».
3. Проанализировать понятие «взаимодействие» учителя и родителей.
4. Проанализировать деятельность МКОУ Шалинского городского округа «Шалинская средняя общеобразовательная школа № 45» по взаимодействию учителя и родителей в воспитании медиакультуры у детей младшего дошкольного возраста.
5. Провести первичную диагностику медиакультуры у детей младшего школьного возраста в МКОУ «Шалинская средняя общеобразовательная школа № 45».
6. Частично апробировать программу взаимодействия учителя и родителей по воспитанию медиакультуры младших школьников.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, классификация; эмпирические - анализ нормативно-правовой документации МКОУ «Шалинская средняя общеобразовательная школа № 45»;
анкетирование.
База исследования: МКОУ Шалинского городского округа «Шалинская средняя общеобразовательная школа № 45». В исследовании приняли участие педагоги начальных классов, родители и младшие школьники 2 класса. Количество детей 25 человек.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование по теме «Взаимодействие учителя и родителей в воспитании медиакультуры младших школьников» позволило сделать следующие выводы.
Младший школьный возраст охватывает возрастной период с 6-7 лет до 9-10 лет. Это период обучения в начальной школе.
Социальная ситуация развития ребенка определяется выходом ребенка за рамки семьи, расширением круга значимых для ребенка лиц. Выделяется особенный тип отношений ребенка с взрослым, которые опосредуются задачей (ребенок- взрослый - задача).
Ведущим видом деятельности младшего школьника является учение. Учебная деятельность - это деятельность, направленная на усвоение знаний и умений, которые выработаны человечеством. Ведущая роль учебной деятельности заключается в опосредовании системы отношений ребенка и общества, то есть она является общественной по смыслу, по содержанию и по форме организации. Ведущая деятельность не только способствует формированию отдельных психических качеств, но и развивает личность младшего школьника.
Структура учебной деятельности представлена: мотивами, учебными задачами, учебными действиями, действиями контроля и действиями оценки. Важнейшей задачей начальной школы выступает формирование «умения учиться». Новообразованиями младшего школьного возраста являются: переход от конкретно-образного к словесно-логическому и рассуждающему мышлению; интеллектуальная рефлексия; синтезирующее восприятие; память приобретает осмысленный характер, опирается на приемы логической обработки материала; стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников, в первую очередь связанное с учебной деятельностью, с ее успешностью; развивается самопознание и личностная рефлексия; развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости).
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Понятие «медиакультура» введено сравнительно недавно современной культурологией. Оно обозначает особый тип культуры современного информационного общества.
Традиционное понимание медиакультуры включает в себя все виды аудиовизуальных искусств.
Единого общепринятого определения медиакультуры нет, поэтому мы в своей работе мы будем основываться на определении медиакультуры И.А.Бочарской: ««механизм взаимодействия со СМИ, ориентированное не только на правильное ее толкование, но содействующее правильному воспитанию и образованию подрастающего поколения с учетом требований, предъявляемых информационным обществом»[9]. Медиакультура включает в себя культуру производства и передачи информации, а также культуру восприятия экранных произведений (экранных медиатекстов), а так же аудийных и визуальных, и умение оценивать их с точки зрения их нравственно - эстетической ценности; медиакультура может выступать и показателем уровня развития личности, способной «читать», анализировать и оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа и т. д.» [25].
Медиакультура выполняет следующие социальные функции: информационную, коммуникационную, нормативную (идеологическую), релаксационную, креативную, интегративную, посредническую.
Медиакультуру как и любую культуру необходимо воспитывать у детей. Нужно научить их правильно оценивать полученную информацию от СМИ, развивать у детей и воспитывать культуру понимания медиатекстов, критически относиться ко всей медиапродукции, которую они слышат или видят.
Анализ научно-методической литературы по воспитания и практики передовых педагогов современных образовательных учреждений позволил выделить следующие приоритетные направления совместной деятельности учителя и родителей : организация диагностической работы по изучению семей; организация психолого-педагогического просвещения родителей; создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся; выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания; внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики; использование различных форм сотрудничества с родителями, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета; создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением; объединение родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, клуб одиноких отцов, матерей, родителей-инвалидов и др.).
Основные формы взаимодействия учителя и родителей заключается в проведении школьных и классных собраний, конференций, дней « открытых дверей» и т.д. В основе такого взаимодействия лежат совместные усилия по воспитанию медиакультуры. В.В. Недбай в своем исследовании предложил специальную программу «Медиапедагогический тренинг для семьи», направленную на совместную работу классного руководителя с младшими школьниками и их родителями. И.В.Челышева предлагает родителям проводить с детьми игры на основе медиаматериала. Все это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия и сформировать однородную воспитательную и развивающую среду, которая позволит развить у детей нравственные и интеллектуальные качества, эстетическое восприятие окружающего мира.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шалинского городского округа «Шалинская средняя общеобразовательная школа № 45» (далее Шалинская СОШ № 45) учредителем которого является Шалинский городской округ. Основной целью деятельности Школы является осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Школа формирует открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о своей деятельности, и обеспечивает доступ к таким ресурсам посредством размещения их на официальном сайте Школы в сети Интернет. Одной из форм взаимодействия школы и родителей обучающихся является Совет школы.
Анализ нормативных документов Шалинской СОШ № 45 позволил установить, что в них не выявлено взаимодействие с родителями обучающих по вопросам воспитания медиакультуры.
На основе анализа документов Шалинской СОШ № 45 и опроса педагогов, мы выяснили ,что формированием медиакультуры в данной школе занимаются очень ограниченно. Специальные занятия по воспитанию медиакультуры ограничены, нет нормативных документов на уровне управления образовательным процессом в школе, незначительная заинтересованность педагогов в решение данной проблемы. Но родители хотели бы, чтобы их дети научились самостоятельно использовать СМИ в образовательных целях.
Первичная диагностика медиакультуры младших проводилась по вопросам анкеты, составленной самостоятельно. В диагностике приняли участие ученики 2 класса в количестве 25человек. В ходе диагностики установлено, что медиакультура детей несформирована. СМИ для детей имеют только значение только в качестве развлечений. Досуг детей родителями не контролируется. Познавательные программы дети не смотрят или смотрят только несколько человек. Все это свидетельствует о том, что необходимо проводить классные часы по воспитанию медиакультуры младших школьников.
Для воспитания медиакультуры младших школьников нами была разработана программа взаимодействия учителя и родителей по воспитанию медиакультуры младших школьников.
Программа направлена на организацию взаимодействия педагога и родителей по вопросам воспитания медиакультуры младших школьников с решением следующих задач: расширение и углубление представлений школьников и их родителей о том, что Интернет и телевидение можно использовать не только в качестве развлечения, но и для получения необходимой информации; способствование развитию эстетической культуры ребенка и родителей; развитие необходимых навыков медиапользования ребенка и родителей; способствование формированию у детей познавательных и творческих мотивов к использованию медиа; вовлечение детей и взрослых к выполнению различных творческих заданий, направленных на развитие медиакультуры детей.
Программа проходит апробацию в Шалинской СОШ № 45. Считаем, что внедрение данной программы позволит сформировать медиакультуру младших школьников.


1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства. М.: ПЕР СЭ, 2008. 431 с.
2. Алоева М. А. Родительские собрания в 3-4 классах. Издательство: Феникс. 2005. 320 с.
3. Баженова Л.М. Медиаобразование школьника (1-4 класс). М.: Изд-во Российской академии образования, 2004. 55 с.
4. Бакулев Г.П. Основные концепции массовой коммуникации. М.: Аспект Пресс, 2009. 176 с.
5. Баранов О.А. Культуротворческая модель школы и медиаобразование./ Медиаобразование сегодня: Содержание и менеджмент. Материалы международной научно-практической конференции (в рамках Межнационального медиаобразовательного фестиваля детской киноклассики «ЗОЛУШКА и другие») 21 -27 июля 2002 г. 254 с.
6. Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе. Тверь: Изд-во Тверского гос.ун-та, 2010. 87 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М: Наука, 2007. 261 с.
8. Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры. Омск: Изд-во Сибир. филиала Рос. ин-та культурологии, 2009. 91 с.
9. Бочарская И.А. Развитие медиакультуры старшеклассников средствами информационно-просветительских и игровых технологий: Автореф. дисс....канд.пед.наук, Москва, 2013. 23 с.
10. Брайант Дж., Томпсон, С. Основы воздействия СМИ. М.: Вильямс, 2008. 432 с.
11. Вершинская О.Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество. М.: Наука, 2008. 203 с.
12. Вишневецкая Г. В. Способы формирования медиакультуры учащихся на уроках литературы в средней общеобразовательной школе. [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 3. С. 2701-2705. URL: http://e-koncept.ru/2013/53543.htm. (дата обращения
15.11.2017) .
13. Возчиков В. А. Философия образования и медиакультура информационного общества [Электронный ресурс] / В. А. Возчиков. Режим доступа: http://www.dslib.net/soc-filosofia/ filosofija-obrazovanija-i-mediakultura- informacionnogo-obwestva. (дата обращения: 11.10.2017).
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Наука, 2008. 329 с.
15. Выготский Л.С. Педология школьного возраста. М.: Наука, 2007.103 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ