Введение 3
Глава 1. Определение личностных характеристик обучающегося 7
1.1. Опросник Айзенка 7
1.2. Методика определения состояния агрессии «опросника Басса-Дарки» 9
1.3. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для
подростков 12
1.4. Индивидуально-типологический опросник (Л.Н.Собчик) 16
Глава 2. Структурные методы обработки результатов исследований.. ..19
2.1. Факторный анализ 21
2.2. Матрица данных 24
2.3. Корреляционная матрица 25
2.4. Доверительные оценки коэффициента корреляции 26
2.5. Задача агрегирования корреляционной матрицы 27
Глава 3. Исследование зависимости успеваемости от личностных особенностей учащихся средних общеобразовательных учреждений. 34
3.1. Зависимости успеваемости от личностных особенностей учащихся
9 классов 36
3.2. Зависимости успеваемости от личностных особенностей учащихся
10 классов 43
ВЫВОДЫ 57
ЛИТЕРАТУРА
Одна из проблем в центре внимания исследователей - это качество результатов обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях. Одним из показателей качества обучения является успеваемость. На успеваемость учащихся в школе оказывает влияние много факторов.
Существует много факторов, которые влияют на успеваемость в школе. Среди них можно выделить три основных группы причин: социальные, психологические и педагогические.
Сильное влияние на ребенка во время обучения в школе оказывает его социальное окружение. Сюда можно отнести родителей, одноклассников, дворовых друзей. Если семья не формирует ценность овладения знаниями, то, скорее всего, ребенок не будет желать учиться. Важно, чтобы родители на собственном примере показывали, что учеба важный и интересный процесс. К неуспеваемости могут привести материальные проблемы семьи. Школьник, не обладающий основным набором принадлежностей для обучения, никогда не сможет полноценно учиться. Образ жизни также влияет на успеваемость. Асоциальные семьи, в которых отсутствуют нормы морали и нравственности, не смогут создать благоприятные условия для обучения.
На успеваемость могут влиять личностные характеристики обучающегося, особенности его психических процессов. Чаще всего младшие школьники оправдывают низкий уровень оценок, ссылаясь на плохое внимание, память. Старшие школьники, наоборот, видят основу проблем в личных качествах, таких как лень, пассивность, безволие. Недостатки в развитии познавательных процессов действительно могут привести ученика к плохим оценкам. Однако в большинстве случаев при помощи школьного психолога, такие функции как память, внимание и логическое мышление можно довести до необходимого уровня. Острее обстоит ситуация с личностными качествами учащихся. Если у ребенка отсутствует адекватная мотивация к обучению, и он не проявляет никакой активности в получении знаний, то успеваемость будет заведомо низкая.
По мнению ряда исследователей, решить проблему освоения школьниками учебной программы позволяет учёт индивидуальных особенностей личности учеников, который обеспечивает успешность учебной деятельности [1]. Личностные характеристики составляют важную группу факторов, влияющих на школьную успеваемость. В настоящее время отмечается снижение уровня успеваемости школьников. В школах есть ученики, которые испытывают значительные трудности в усвоении школьной программы, и, таким образом, попадают в разряд неуспешных в обучении [3]. М.М. Безруких предостерегает: «Проблема школьных трудностей поднимается во всем мире. Это серьезнейшая проблема именно потому, что она и социальная, и педагогическая, и психологическая...» [2].
Важным человеком в жизни большинства людей является его первый учитель. Если педагог в начальной школе не уделял достаточного внимания индивидуальной работе со школьником, то в дальнейшем вполне возможно получить отставание в развитии или низкий уровень успеваемости.
Исследований, посвященных проблеме академической успеваемости, существует достаточно много, некоторые из них указывают на определенную ее связь с личностными особенностями. Однако, они редко являются предметом изучения факторов школьной успеваемости школьников среднего и старшего звена [4].
Целью работы стало выявления факторов, благодаря которым учебные предметы объединяются по успеваемости учащихся и факторов, влияющих на успеваемость учащихся по данным группам предметов.
Задачи:
1. Изучить теоретический материал на тему соотношения личностных особенностей и успеваемости детей среднего и старшего школьного возраста;
2. Провести исследование самооценки личности, определение темперамента учащихся, определение состояния агрессии учащихся 9-х, 10-х классов средней общеобразовательной школы.
3. Исследовать успеваемость учащихся 9-х, 10-х классов средней общеобразовательной школы за последний учебный год.
4. Определить взаимосвязь между показателями личностных особенностей и успеваемостью у учащихся 9-х, 10-х классов средней общеобразовательной школы.
Объект исследования: учащиеся 9-х классов МАОУ «СОШ №39 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г. Казани и учащиеся 10-х классов МАОУ «Гимназия № 19» Приволжского района г. Казани.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки личности и успеваемости у учащихся девятых, десятых классов.
Гипотеза: Мы предполагаем, что существует взаимосвязь между успеваемостью и показателями личностных особенностей у учеников 9-го, 10-го классов средней общеобразовательной школы.
В качестве диагностической методики мы выбрали корреляционный и структурный анализ. Такой анализ позволяет выявить скрытые факторы, влияющие на исследуемый объект.
Апробация: материалы исследований были апробированы:
1) Гайнулова А.Ф. Структурные исследования успеваемости студентов Педагогического отделения института физики // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2017 года: сб. тезисов: в 4 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та,
2017. - Т. 3: Институт геологии и нефтегазовых технологий. Институт фундаментальной медицины и биологии. Институт экологии и природопользования. Химический институт им. А.М. Бутлерова. Институт физики. Институт вычислительной математики и информационных технологий. Институт математики и механики им. Н.И. Лобачевского. Инженерный институт. - 296 с.
2) Гайнулова А.Ф. Структурные исследования успеваемости студентов Педагогического отделения института физики // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2017 года: сб. статей: в 6 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Т. 1: Институт физики. Институт вычислительной математики и информационных технологий. Институт математики и механики им. Н.И. Лобачевского. - 266 с.
3) Гайнулова А.Ф. Структурные исследования успеваемости студентов Педагогического отделения института физики //University Stars - 2017: сборник проектов III Международного интеллектуального конкурса студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов. Россия, Москва, 30 декабря 2017г. [Электронный ресурс] / под ред. проф. Т.М. Коноплянник, У.М. Бахтикиреевой, Г.Б. Евгенева. - Электрон. текст. дан. (1 файл 8.5 Мб). - М.: РусАльянс Сова, 2018. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - ISBN 978-5-6040971-0-6. - Загл. с этикетки диска.
1. Проведено исследование самооценки личности учащихся 9-х, 10-х классов средних общеобразовательных школ и показана взаимосвязь успеваемости учащихся от их самооценки.
2. Определены темпераменты учащихся 9-х, 10-х классов средних общеобразовательных школ и показана взаимосвязь успеваемости учащихся от их темперамента.
3. Определены состояния агрессии учащихся 9-х, 10-х классов средних общеобразовательных школ и показана взаимосвязь успеваемости учащихся от их состояния агрессии.
4. Показана взаимосвязь между показателями личностных особенностей и успеваемостью у учащихся 9-х, 10-х классов средних общеобразовательных школ.
1. Курапова Т. Ю. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ [Текст] / Т. Ю. Курапова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, октябрь 2011 г.). - СПб. Реноме, 2011. - С. 106-109.
2. Безруких, М. М. Трудности обучения в школе [Текст]: причины, диагностика, комплекс. помощь / М. М. Безруких. - М.: Эксмо, 2009. - 462 с.
3. Слободская Е. Р., Сафронова М.В., Ахметова О.А. Личностные особенности и стиль жизни как факторы школьной успеваемости подростков // Психологическая наука и образование. 2008. №2. С.70-79.
4. Харькова О. А., Кнещук М. П., Симахина Д. А. Взаимосвязь
самооценки личности и учебной успеваемости у учащихся десятых классов средней общеобразовательной школы [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 48-49. - URL
https://moluch.ru/conf/psy/archive/196/9028/ (дата обращения: 10.04.2018).
5. Браверман Э.М., Мучник И.Б. «Структурные методы обработки эмпирических данных», М, «Наука»,1983. - 464 с.
6. Леонтьев А.И. «Проблемы развития психики», М, 1965. - 550 с.
7. Харари Ф., Палмер Э. «Перечисление графов», М, 1977. - 324 с.
8. Урсул А.Д. «Природа информации», философский очерк, М, Политиздат,1968. - 288 с.
9. Колмогоров А.Н. «Алгоритм, информация, сложность», М, Знание,1991.- 48с.
10. Колмогоров А.Н. «Теория информации и теория алгоритмов», М, Наука ,1987.- 304с.
11. Петров Ю.П. « Информация и энтропия в кибернетики», Учебное пособие, Л, 1989.- 84с.
12. Оре О. «Графы и их применение», М, Мир, 1965.-174с.
13. Благуш П. « Факторный анализ с обобщениями», М, «Финансы и статистика», 1989.- 248с.
14. Кузин Л.Г. «Основы кибернетики», М, «Энергия»,-503с.
15. Дж. фон Нейман «Теория самовоспроизводящих автоматов», М, «Мин», 1971.-384с.
16. Винер Н. «Кибернетика или управление и связь в животном и машине», «Сов. Радио», М, 1968.- второе издание.