Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СПОСОБСТВУЮЩЕЕ ВОВЛЕЧЕНИЮ ИХ В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Работа №41481

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

уголовное право

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
459
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Асоциальное поведение подростков 8
1.1. Понятие, сущность и формы асоциального поведения 8
1.2. Особенности и принципы возникновения отклоняющего поведения
несовершеннолетних 17
1.3. Сравнительная характеристика асоциального, девиантного и
виктимного поведения подростков 26
Глава 2. Криминологический анализ вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений 35
2.1. Состояние, динамика и тенденции вовлечения подростков в
совершение преступлений 35
2.2. Факторы, способствующие вовлечению несовершеннолетних в
совершение преступлений 43
2.3. Виктимологическая характеристика личности вовлекаемого
подростка в совершение преступлений 50
Глава 3. Борьба с вовлечением несовершеннолетних в совершение
преступлений 58
3.1. Практика применения норм об уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьей 150, 151 УК РФ, и проблема
повышения их эффективности 58
3.2. Предупреждение вовлечения несовершеннолетних в совершение
преступлений 64
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 74


За последние два десятка лет в российском обществе наблюдались серьезные преобразования в политической, экономической, социальной, правовой и иной плоскости. Это повлияло на резкое расслоение в обществе, тем самым негативно отразившись на отношениях в семье. Из-за такого ослабления в гуманистических основах по семейному воспитанию сами дети стали подвергаться вовлечению в криминальную деятельность и в совершение ряда антиобщественных действий.
По статье 151 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) установлена ответственность при вовлечении несовершеннолетнего в такие антиобщественные действия, каковыми считаются систематическое распитие спиртных напитков, употребление ряда одурманивающих веществ, вовлечение в бродяжничество или в попрошайничество.
По статистике из числа зарегистрированных преступлений в рамках ст. 151 УК РФ у взрослых удается чаще вовлекать несовершеннолетних преимущественно в систематическое распитие алкогольных напитков, нежели в плоскость одурманивающих веществ. Меньший процент составляют сегодня бродяжничество и попрошайничество.
Подобные преступные акты являются сравнительно немногочисленными, поскольку в статистическом измерении меньше 1% от той массы по уголовным делам, которые рассматриваются судебными инстанциями в России. Так, согласно данным ИЦ МВД по Республике Татарстан, в 2014 г. - это было 26 преступлений, в 2015 г. - возросло до 32 преступлений, в 2016 г. - составляло 31 преступления, а в 2017 г. - уже 28 преступлений .
При этом официальные статистические данные нельзя считаться отражающими реальную распространенность по рассматриваемым преступным актам, поскольку они противоречат другим показателям по росту алкоголизма, росту наркотизации несовершеннолетних. Например, из числа в 10 млн. детей, имеющих возраст от 11 до 18 лет, практически половина занимается регулярным распитием спиртных и пивных напитков .
Актуализирует заявленную тему исследования также тот факт, что буквально год назад была введена новая статья в УК РФ - 151.2, закрепляющая ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение таких действий, которые изначально ставят в опасность его жизнь. Это подчёркивает возросшую государственную и общественную заинтересованность к охране на законодательном уровне интересов подрастающего поколения.
Степень разработанности проблемы. В рамках современной литературы систематически подчеркивается значение проблем асоциального поведения несовершеннолетних как в правовой, так и в психологопедагогической плоскости. Объективное определение сущности и содержательного компонента асоциального поведения рассматривается регулярно в современных диссертационных исследованиях по педагогике следующих авторов: Еремина Ю.С. , Белякова С.Г. Соколов И.С. и др. В рамках психологического направления методологическими и теоретическими наработками выделяется диссертация Барсукова А.В. Офёркиной О.А. и др. Среди диссертаций по юридическим науками за последние годы данную
1 Л -5
проблематику освещали: Яцечко О.В. , Соловьев В.С. , Алиева С.Ю. , Шевченко Г.В.4 и др. авторы.
Объект - общественные отношения, связанные с асоциальным поведением несовершеннолетних, способствующих вовлечению их в преступную деятельность.
Предмет исследования - правовые и криминологические основы, правоприменительная практика по вопросам асоциального поведения несовершеннолетних, способствующего их вовлечению в совершение преступлений.
Цель и задачи исследования. На основании актуальности темы целью исследования является установление современных тенденций по факторам асоциального поведения несовершеннолетних, способствующего их вовлечению в совершение преступлений, и по методам их минимизации на примере Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, в качестве задач исследования выступают:
1. изучить понятие, сущность и формы асоциального поведения;
2. раскрыть особенности и принципы возникновения отклоняющего поведения несовершеннолетних;
3. провести сравнительную характеристику асоциального, девиантного и виктимного поведения подростков;
4. проанализировать состояние, динамика и тенденции вовлечения подростков в совершение преступлений;
5. охарактеризовать факторы, способствующие вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений;
6. провести виктимологическую характеристику личности вовлекаемого подростка в совершение преступлений;
7. исследовать практику применения норм об уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьей 150, 151 УК РФ, и проблему повышения их эффективности;
8. рассмотреть предупреждение вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений.
Источниковая база исследования состоит из результатов научнопрактических исследований, проводимых зарубежными и отечественными учёными, а также представителями органов власти, которые непосредственно занимаются проблемами предупреждения преступлений среди несовершеннолетних. Основополагающими исследованиями в целях настоящего исследования являются труды Е.Е. Хохлова, раскрывающего негативные последствия развития преступности несовершеннолетних в Российской Федерации, Л.Н. Бочарниковой, анализирующей меры профилактики по распространению преступности среди молодежи, а также научные статьи и результаты исследований, проведенные за последний год Тимофеева О.В., Герасимов К.А., Тараканов И.А., Пичугин С.А. и рядом других авторов.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, Семейный, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и другие.
Эмпирическая база исследования исследования представлена руководящими разъяснениями Пленума Верховного суда Российской Федерации по делам; аппеляционными определениями Верховного суда РФ по делам, связанным с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений по причине их асоциального поведения; статистическими данными Информационного центра Российской Федерации по Республике Татарстан о количенстве пресуплений, предусмотренных ст. 151 УК РФ и
совершенных в Республике в период с 2014 по 2017 годы.
Методологическая основа. В процессе написания работы были задействованы ряд методов исследования в их совокупности: диалектический, формально-юридический, системно-правовой, логический, юридико-исторический, юридико-исторический и сравнительно-правовой.
Привлечение методов, указанных выше, было обращено на обстоятельное и максимально объективное исследование поставленной в работе проблемы.
Практическая значимость исследования. Выводы и предложения по теме исследования будут одинаково интересны как теоретикам в области уголовного и ювенального права, так и специалистам-практикам, осуществляющим меры профилактики по вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений.
Структура исследования определена его целью и задачами и включает в себя: введение, три главы, объединяющие восемь параграфов, заключение и список используемых источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного в рамках данной работы исследования следует выделить тенденцию по криминализации подростковой среды, что является результатом негативных процессов социально-экономической и духовно-нравственной направленности в нашем обществе. Это вызвано совокупностью причин.
Тенденция по криминализации подростковой среды является результатом негативных процессов социально-экономической и духовнонравственной направленности в нашем обществе. Это вызвано совокупностью причин.
В частности, причины, связанные как с падением жизненного уровня у значительной части людей. Также это связано с криминализацией самого общества. В нём получает распространение жестокое обращение с детьми внутри семьи. Более того, наблюдается снижение ответственности по их воспитанию. При всём при этом причины связаны и с либерализацией имеющейся законодательной базы.
Тем самым надо признать - не решены отдельные проблемы. И они уже вышли за имеющиеся рамки в компетенции, которой обладают органы внутренних дел. Поэтому наблюдается автоматический вызов потребности в их решения не только на местном, но и на федеральном уровнях. Т.е. это носит повсеместный характер.
Остановимся подробнее на отдельных таких проблемах. Например, в качестве таковой выступает несовершенство норм из законодательной базы. Последняя направлена на профилактику подростковой преступности. И в ней наблюдается именно либерализация.
Так, сегодня законодательство не описывает возможность по постановки в рамках профилактического учета. Речь идёт именно о том, чтобы делать это непосредственно через подразделения, занимающиеся делами несовершеннолетних. Применять данная мера должна к тем, кто замечен в бродяжничестве и в попрошайничестве. Более того, в европейских странах данная мера распространяется на тех, кто замечен в уклонении от обучения.
Также отсутствует возможность по их временной изоляции в рамках реабилитационного периода в специальные центры, работающие под эгидой местного УВД. Сегодня работа по данной категории несовершеннолетних лежит всецело на социальных службах и на учебных заведениях, но в практической плоскости такая система малоэффективна.
Также возникла потребность в том, чтобы решить через законодательный уровень ряда вопросом. Например, касательно принудительного стационарного лечения тех несовершеннолетних, которые имеют наркоманию. Аналогичное правило должно распространятся на подростков, замеченных в токсикомании. Ещё более радикально следует поступать при алкоголизме.
В аспекте вовлечения подростков в совершение преступных актов есть проблемы. Они связаны с организацией взаимодействия между органами внутренних дел. Те, в свою очередь, с судебными инстанциями. Сюда же необходимо отнести связь и с прокуратурой. Все это взаимодействие касается профилактики по повторной преступности. Более того, это повторая преступность среди несовершеннолетних.
Помимо этого, к основным факторам роста преступности относительно вовлечения несовершеннолетних в занятие запрещенных законов действий относится безнаказанность и чрезмерная мягкость у законодательных мер, которые применяются как к подросткам, так и ко взрослым, совершившим подобные преступные акты.
Так, в судебных инстанциях сложилась целая правовая традиция. Она заключается в намеренном неприменении такой меры пресечения, каковой выступает арест. И распространяется она относительно несовершеннолетних. Более того, она действует, даже если подростки были вовлечены в совершение тяжких и преступных актов. Также нередко это наблюдается по серийным преступным актам.
Такая картина не гармонирует с тем обстоятельством, что за последнее время выросла доля особо тяжких преступлений. На их фоне выделяются и убийства, совершенные с вовлечением в это действие несовершеннолетних соучастников. И данная ситуация обостряется.
По судебной практике именно возрастное условие способствует вовлечению малолетних преступников в такие деяния, по которым они избегут сурового наказания. На фоне отсутствия сдерживающих факторов и либерального законодательства в ряде регионов отмечен рост тех убийств, которые были совершены со стороны подростков, обладающих возрастом ниже 14 лет, при этом вовлечённых в данные деяния при помощи взрослых. Более того, в рамках криминальных сводок участились упоминания о задержании подростков-девочек.
Надо отметить ряд тенденций. Так, в масштабах страны уровень подросткового криминала выглядит довольно угрожающим. Примечательно, что педагоги, психологи и сотрудники органов внутренних дел сходятся во мнении. Последнее касается оценки большей жестокости и злости со стороны детей. С каждым годом подобная ситуация не выглядит лучше.
Довольно часто судебные инстанции при назначении условного осуждения для подобной категории лиц не определяются с соответствующими обязанностями. Это могло бы повлиять на их исправление. Это детерминирует повторное вовлечение такого подростка в совершение преступного акта, как правило, более тяжкого, чем предыдущий.
Тем самым, исходя из практики назначения условных мер по наказаниям, они не оказывают необходимого влияния относительно исправления несовершеннолетнего, вовлеченного в преступную деятельность, а для взрослых это воспринимается в качестве возможности по полному освобождению от соответствующего наказания.
Получается, что не только правоохранительные органы, но и педагоги значимы. Эта значимость раскрывается в реализации профилактики касательно вовлечения в асоциальное поведение. Но помимо антиобщественной и преступной деятельности, на другие виды такого поведения профилактические меры не распространяются. Во всяком случае, в рамках действующего законодательства.
Значимым условием в формировании личности у подростка выступает специальная нравственная атмосфера в рамках его семьи, а именно - условия по его воспитанию с личным примером со стороны родителей. Однако большее распространение получило агрессивное (преимущественно даже равнодушное) поведение у родителей касательно детей. Данный фактор провоцирует побег детей от семьи, что неизбежно сопряжено с вовлечением их в бродяжничество, в распространение безнадзорности.
Следует отметить, что, как правило, на момент вовлечения в преступную деятельность потерпевший отличается особенностью. Он зачастую не имеет постоянного рода своих занятий. Особенно это наглядно в плане его школьного и внеклассового обучения.
В частности, имеются предпринимаемые со стороны органов внутренних дел меры. Они направлены на предупреждение семейного неблагополучия. Также они используются против насилия. Но отрицательный тренд по развитию семейных отношений не подвергается нейтрализации. Он, наоборот, подвержен своему развитию.
Таким образом, сопряженным с этим фактором выступает снижение предупредительной роли. Особенно это наглядно в рамках административной ответственности за соответствующее поведение родителей.
Следует выделить ещё один, завершающий фактор. Это воздействие на нравственно-правовое сознание самих несовершеннолетних. Речь идёт, прежде всего, о средствах массовой информации. Сами подростки не могут делать сопоставления. Они не умеют полноценно анализировать определенную информацию. Тем самым они стараются усваивать ее лишь в механическом ключе.
Стоит признать, что переполняемость насилием и жестокостью мешает социализации. Порнографичность используемых сюжетов и привлекательный образ «преступников» с нравами самого криминального мира образует у несовершеннолетних неправильное представление. Это затрагивает их собственные ценности. В свою очередь, такой подход делает их более доступной жертвой при вовлечении с совершение преступного акта.



1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм. от 21.07.2014) // Российская газета, N 237. - 1993; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - N 30 (Часть I). - ст. 4202.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16; 2018, N 1 (Часть I), ст. 22.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954; 2018, N 18, ст. 2569.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ, 2001. N 52 (ч. I). ст. 4921; 2018, N 18, ст. 2569.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1; 2018, N 18, ст. 2573.
II. Учебная литература:
6. Аминов И.И. Юридическая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция» / И.И. Аминов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 252 с.
7. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-т. Изд. 2-е, стереотипное. Т.2: Пер. с франц. / Ж. Годфруа. - М.: «Мир», 1999. - 376 с.
8. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г, Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 314 с.
9. Мазина О.Н. Профилактика асоциального поведения учащихся профессионального лицея: учебно-методическое пособие. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. - 166 с.
10. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. - М.: Альта-Принт, 2005. - 1216 с.
III. Специальная литература:
11. Ficher G. - N. Les domains de la Psychologies sociale. Les process du social. Paris, 1991. 310 р.
12. Абызов Р.М. Предупреждение личностных деформаций несовершеннолетних преступников. Ижевск, 1998. - 216 с.
13. Алиева С.Ю. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений террористической направленности и проблемы противодействия (региональное исследование). Автореферат дис. ... кандидата юридических наук. Махачкала, 2014.
14. Бакулина А.С. Концепты молодежных субкультур в контексте проблемы девиантного поведения // В сборнике: Социокультурные концепты в социальной работе Сборник научных и учебнометодических статей. Российский государственный социальный университет. Москва, 2015. С. 251-276.
15. Барсуков А.В. Влияние типов семейного воспитания на формирование самоотношения у подростков с асоциальным поведением. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Нижний Новгород, 2011.
16. Белякова С.Г. Формирование ценностных ориентаций у подростков в асоциальным поведением. Автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. Москва, 2014.
17. Вернигорова А.И. Причины вовлечения несовершеннолетнего в криминогенную среду // Актуальные вопросы науки. 2017. № 31. С. 6771.
18. Гамоненко А.О. К вопросу о введении статьи 151.2 «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего» // В сборнике: Новеллы права и политики 2017. Материалы Международной научнопрактической конференции. 2018. С. 200-203.
19. Гарцуев М.А. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления // В сборнике: Инновационные научные исследования: теория, методология, практика. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2018. С. 288-290.
20. Говоров И.Г. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления: особенности конструирования состава и проблемы его детерминации // В сборнике: Проблемы законотворчества в свете современных реформационных процессов. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 50-56.
21. Гук, П. А. Методы судебной деятельности / П. А. Гук // Рос. юстиция.
2008. № 3. С. 59-66.
22. Денисов Н.Л. Основные направления деятельности ОВД по
предупреждению вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений или антиобщественных действий // В сборнике: Уголовная политика России на современном этапе: состояние,
тенденции, перспективы. Сборник материалов Всероссийской научнопрактической конференции. 2017. С. 50-56.
23. Дубченко А.Д., Семенцова И.А. Проблемные аспекты квалификации вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий // В сборнике: Наука XXI века: проблемы и перспективы. Материалы V Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор О.Б. Нигматуллин. 2017. С. 103-106.
24. Дурнев А.С. Проблемы квалификации вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 8. С. 590-593.
25. Еремина Ю.С. Подготовка будущих социальных педагогов к формированию у детей-сирот устойчивости к асоциальному поведению. Автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. Владикавказ, 2016.
26.Зильмухамедова А.Н. Общественная опасность вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления // Инновационная наука. 2017. Т. 2. № 3. С. 115-118.
27. Зозуля В.В. Предмет и пределы доказывания по уголовным делам, связанным с вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступлений // Уголовно-процессуальная охрана прав и законных интересов несовершеннолетних. 2017. № 1 (4). С. 32-39.
28.Зотова М.В. Вопросы духовно-нравственного воспитания молодого поколения в современной системе образования // Альманах мировой науки. 2015. № 1-3 (1). С. 81-88.
29. Кивель О.В. Криминологическое обеспечение защиты прав несовершеннолетних. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. М., 2012. 53 с.
30. Князева О.Н. Профилактика асоциального поведения молодежи как
воспитательный аспект образовательного учреждения // В сборнике: Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития.
Материалы международной научно-практической конференции. Красноярск, 2018. С. 148-150.
31. Кузнецова Н.В. Концептуальные подходы к решению наркопроблемы в России и в мире // Социальный вектор развития и интеграции общественных и гуманитарных наук: теоретический и прикладной аспекты. Материалы межвузовской научно-практической конференции (17 ноября 2011 года): Сборник статей / Ред. сост.: Богачева Н.И., Гончаров П.К., Бадя Л.В., Волкова Н.Н., Горбунов М.А., Кузнецова Н.В., Федосеев В.В., Шагиева Р.В. М.: «НИПКЦ Восход - А», 2011. С. 424-429.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ