Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно-педагогические условия воспитания дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста

Работа №41431

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы54
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
386
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста
1.1. Понятие «детских взаимоотношений» в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Возрастная динамика развития взаимоотношений дошкольников 13
1.3. Роль воспитателя в развитии дружеских взаимоотношений у детей
дошкольного возраста в разных видах совместной деятельности 22
Глава 2. Экспериментальная работа по воспитанию дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста
2.1. Анализ состояния проблемы в практике работы с детьми дошкольного возраста 27
2.2. Организационно-педагогические условия воспитания дружеских
взаимоотношений у детей дошкольного возраста 34
2.3. Динамика воспитания дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста 42
Заключение 49
Библиографический список 51

Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, «проблемой века», является для педагогической науки одной из ключевых проблем. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте - эмпатии. Исследования показывают, что все эти проявления могут уже формироваться у детей в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.
Дружба, как и всякое другое нравственное качество, может проявляться только по отношению к другим. Иначе в нем, в этом качестве, нет смысла. Человек живет среди людей, и его дружественность проявляется только во взаимоотношениях с ними и ради них. Во взаимоотношениях происходит развитие личности ребенка, а именно в положительных и доброжелательных, в коллективных взаимоотношениях. Проблема воспитания дружеских взаимоотношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике. Значительный вклад в разработку этой проблемы внесли исследования Л.А. Пеньевской, А.М. Виноградовой, И.С. Деминой, Л.П. Князевой, Л.П. Стрелковой, А.Д. Кошелевой, И.В. Княжиной, Т.В. Черник и др. В них уточнялось содержание доступных знаний детям о дружбе и гуманных отношениях к людям и природе. Определилась методика формирования таких взаимоотношений у детей на разных этапах дошкольного возраста.
Однако проблема воспитания дружеских взаимоотношений в коллективе содержит серьезные противоречия, которые при неправильном их разрешении могут неоднозначно повлиять на развивающуюся личность ребенка. Сущность противоречий заключается в том, что коллектив может подавлять личность. С другой стороны, если личность не учитывает интересы коллектива, то ее индивидуальность может развиваться, но будут возникать конфликтные ситуации. Роль педагога, который знает как развиваются взаимоотношения у детей в дошкольном возрасте, умеет проводить диагностику уровня взаимоотношений в группе дошкольников, который умеет организовать совместную деятельность детей дошкольного возраста, создавая ситуации общения детей, неоценима.
Воспитателю дошкольного образовательного учреждения необходимо знать методики развития положительных, дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста, динамику их развития; умение организовывать совместную деятельность с детьми. Поэтому мы считаем, что воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен уметь создавать необходимые организационно-педагогические условия для воспитания дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста, помогая разрешить противоречие воспитания детей в коллективе.
Проблема исследования - каковы организационно-педагогические условия воспитания дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования - процесс воспитания дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия воспитания дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования мы предполагаем, что воспитание дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста будет эффективным при следующих условиях:
• если педагог осуществляет прямое и косвенное руководство совместной деятельностью детей дошкольного возраста;
• если педагог, организуя совместную деятельность детей, ставит воспитательные задачи и создает проблемную педагогическую ситуацию.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «взаимоотношения».
2. Определить особенности воспитания дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста.
3. Выявить и экспериментально проверить организационно - педагогические условия воспитания дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы:
• анализ психолого-педагогической литературы;
• наблюдение;
• социометрия;
• эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
• методы качественного и количественного анализа данных.
4. Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии сущность понятия «взаимоотношения» и теоретически обосновать возможность их воспитания в совместной деятельности дошкольников.
Практическая значимость состоит в определении и апробации организационно-педагогических условий воспитания дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста (педагог осуществляет прямое и косвенное руководство совместной деятельностью детей дошкольного возраста и педагог, организуя совместную деятельность детей, ставит воспитательные задачи и создает проблемную педагогическую ситуацию).
База исследования: Г. Зеленодольск «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Улыбка».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Взаимоотношение, по мнению А.В. Запорожца и М.И. Лисиной, это отношение идущее от людей к людям, «навстречу друг другу». При взаимоотношениях постоянно осуществляется «обратная связь». Группа детей в дошкольном образовательном учреждении - это не аморфное объединение детей со стихийно складывающимися отношениями, а представляют собой относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок занимает определенное место.
Изучив психолого-педагогические подходы по воспитанию у детей 5-6 лет «дружеских взаимоотношений», мы выделили следующие их особенности:
1. дружеские взаимоотношения детей 5-6 лет имеют две взаимовлияющие стороны: эмоциональную и интеллектуальную;
2. дружеские взаимоотношения выражаются в поступках, в поведении, в совместной деятельности;
3. воспитание дружеских взаимоотношений происходит в игровой, трудовой и учебной деятельностях под руководством взрослого.
Совместная деятельность детей старшего дошкольного возраста служить эффективным средством воспитания дружеских взаимоотношений у детей, при этом отношения развиваются между ними при создании проблемных педагогических ситуации педагогом и умелом его руководстве совместной деятельностью будь-то игры детей, трудовая деятельность, изобразительная деятельность или коллективная работа на занятиях.
Для того чтобы совместная деятельность стала эффективным средством воспитания дружеских взаимоотношений необходимо учитывать следующие условия:
• если педагог осуществляет прямое и косвенное руководство совместной деятельностью;
• если педагог, организуя совместную деятельность детей, ставит воспитательные задачи и создает проблемную педагогическую ситуацию.
Полученные результаты экспериментального исследования подтверждают правильность выдвинутой нами гипотезы. Мы пришли к выводу, что совместная деятельность детей является эффективным средством воспитания дружеских взаимоотношений у старших дошкольников.
Таким образом, цель нашей работы решена, гипотеза доказана.



1. Агафонов А.П. Воспитание ребенка дошкольника в игре. - М.: Просвещение, 1958 - 87 с.
2. Азбука нравственного воспитания. Под ред. И.А. Каирова, О.С. Багданова, Изд. 2-е. М., Просвещение, 1975.
3. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. - М. - 1929 г.
4. Беликова Л.И. У ворот хоровод. Игра - развлечение для учащихся начальных классов. Начальная школа - 1998-№2, с. 103-107.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968.
6. Венгер Л.А, Мухина B.C. Психология. 1984 г.
7. Воспитание обучение в детском саду. Под ред. А.В. Запарожца и Т.А. Марковой. М., Педагогика, 1976.
8. Воспитание детей в игре составитель А.К. Бондаренко, А.И. Ма- тусик, М. 1983 с. 192.
9. Газман О.С. Подвижные игры М., 1991, с. 69-72.
10. Галигузова Л.Н. Из опыта работы игровой деятельности детей. Вестник образования 1996 - № 11, с. 69-73.
11. Гамезо А.В., Матюхина Н.В., Михальчик Т.С. Возрастная и педагогическая психология. - М.1990.
12. Гуреев Н.В. Активный отдых, М. 1991.
13. Демян Е. Занятия - забавы в детском саду/ Дошкольное воспитание 1994, № 6, с. 28-29.
14. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей детского сада/ сост. Кинеман А.В.; под ред. Т.И. Осокиной. - М.: Просвещение, 1988, - 139с.
15. Дошкольная педагогика в двух частях (под ред. В.Л. Логиновой, П.Г. Саморуковой, М. 1998).
16. Дошкольная педагогика (под ред. Ф.А. Сохина), М.1978, с. 416
17. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., Педагогика, 1975.
18. Игра-дело нешуточное // Учительская газета, М. 1999, № 37, с. 3.
19. Игра дошкольника (под редакцией С.Л. Новоселовой, М.: Просвещение, 1989, с. 286.)
20. Игры, обучение, тренинг, досуг (под ред. В.В. Петрусинского, М. 1994, с. 366).
21. История дошкольной педагогики М. 1989.
22. Карташова Л. О самоорганизации детей в подвижной игре, // Дошкольное воспитание. - 1981 г. № 11.
23. Картеев О. О детских играх и развлечениях// Народное образование, 1999 - № 10, с. 228-240.
24. Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада. - М.: Просвещение, 1973.-95.
25. Кириллова А. Чтобы прогулка отвечала задачам воспитания// Дошкольное воспитание. -1988. -№ 12. -34с.
26. Коломинский Я.А. Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — Л/. ; Просвещение, 1988г.
27. Коломинский Я.А. Психология детского коллектива - Минск -1984г.
28. Коломенский Я.А. Некоторые экспериментальные данные для критики социометрии. -М. 1965 г.
29. Конторович М.М., Михайлова Л.И. Подвижные игры в детском саду. Методические рекомендации для воспитателя детского сада. Изд. 3-е. М.: Учпедгиз, 1981, с.151.
30. Куцанова Л. На участке зимой// Дошкольное воспитание.-1988.- №12.-с.36.
31. Макаренко А.С. Соч., т. 5, 1955 г.
32. Мясищев В.Н. Проблема потребности в системе психологии. - М., 1967г.
33. Общая психология.. /Под ред. Богословского В. В.- М.; Просвещение.- 1981г.
34. Общение между детьми в детском саду и семье/ под ред. ТА. Репиной, Р.Б. Стеркиной.-М., 1990.
35. О воспитании и обучении старших дошкольников в детском саду. Под ред. Т.А. Марковой. М., Педагогика, 1972.
36. Осокина Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе. 2-е изд. Доработанное М: Просвещение, 1983, с. 224.
37. Петровский А.В. Методика изучения мотивации межличностных выборов в коллективе. — Тарту 1973г.
38. Плеханов Г.В. Психология и педагогика игры дошкольника. - М, 1966г.
39. Психология и педагогика игр дошкольника (под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой), М: Просвещение, 1996
40. Развитие общения у дошкольников. Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М., Педагогика, 1974.
41. Репина Т.А. Проблема межличностных отношений дошкольников и ее изучение - //Дошкольное воспитание, - 1975 г., №10
42. Рояк А.Л. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М. 1988 г.
43. Рубцов В.В. Организация и развитие совместной деятельности детей в процессе обучения. - М. 1989 г.
44. Руководство играми детей в детском учреждении (Под редакцией Вавиловой М.А.) М.: Просвещение, 1986
45. Ряховская К.В. Подвижные игры для подготовительных классов (Нач. школа, 1986-№3, с. 17-21)
46. Сандлер Р.Я. Взаимоотношения детей на втором году жизни. -М., 1950г.
47. Степаненко Э. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников// Дошкольное воспитание 1995 - №12, с.23-25.
48. Таджибаева Л. Формирование навыков коллективной деятельности со сверстниками. // Дошкольное воспитание. - 1975 г., №10
49. Усатова А.П. Домашние игры в воспитании детей (Под редакцией А.В. Запорожца М: Просвещение, 1976,с.95).
50. Шармакова С. Организация активного отдыха в ДОУ в летний период// Дошкольное воспитание 1998 - №6, с. 38.
51. Шишкина В.А. Движение + движение. Книга для воспитателей детского сада М: Просвещение, 1992, с.98.
52. Шмонина В.Ю. Творческие подвижные игры// Дошкольное воспитание 1991-№8, с. 23-27.
53. Якобсон П.М. Изучение чувству детей и подростков. - М 1961 г. Яковлев В., Гриневский А. Игры для детей М.: Физкультура и спорт, 1968, с.176.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ