Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно-педагогические условия по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности

Работа №93575

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Развитие коммуникативных умений у детей, как педагогическая
проблема 7
1.2. Особенности развития коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Возможности художественно-творческой деятельности в развитии коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня развитости
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Содержание работы по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 9

Дошкольное образование является первым уровнем образования в единой системе непрерывного образования (ФЗ «Об образовании в РФ» [87]), в рамках которого происходит активное становление основ личности. Перед дошкольным образованием стоит сложная задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти своё место в системе социальных отношений, постоянно в изменяющейся действительности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [86] большое значение уделяется развитию общения со взрослыми и сверстниками, а также формированию коммуникативной деятельности на всех этапах дошкольного детства. Проблему генезиса общения и развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста изучали: Я.Л. Коломинский, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев и другие.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) [86] задачи речевого и коммуникативного развития детей указаны среди приоритетных. Педагоги решают эту задачу в условиях образовательных областей «Речевое развитие», «Личностно-коммуникативное». В условиях образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» таких задач не ставят вообще, минуя коммуникативную функцию самостоятельной или коллективной творческой деятельности детей, то есть, не видят возможностей художественно-творческой деятельности в развитии у детей коммуникативных умений.
Как указывает ряд авторов (В.И. Колякина, И.Н. Турро, М.А. Полонская) художественно-творческая деятельность выступает эффективным средством развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Специально организованная художественно­творческая деятельность способствует развитию межличностных отношений дошкольников, формированию у них коммуникативных умений, навыков и способностей. В процессе художественно-творческой деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребёнка, поддержки его при неудачах, сорадования достижениям. Несмотря на значительный интерес учёных к проблеме развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, многие аспекты остаются слабо изученными, в частности, недостаточно остаются раскрыты вопросы использования художественно-творческой деятельности в развитии данных умений у старших дошкольников.
Таким образом, на основании проблемы исследования было выявлено противоречие между: необходимостью развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях коллективной художественно-творческой деятельности и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством коллективной художественно-творческой деятельности.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Организационно-педагогические условия по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности».
Объект исследования - является процесс развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс организационно-педагогических условий направленных на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности.
Цель исследования: теоретическое обоснование и выявление комплекса организационно-педагогических условий, направленных на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и иных источников рассмотреть проблему развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста; на основании этого уточнить понятие «развитие коммуникативных умений», применительно к детям старшего дошкольного возраста;
2. Определить особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
3. Выявить возможности художественно-творческой деятельности в развитии коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
4. Подобрать диагностические задания и провести диагностику по выявлению исходного уровня развитости коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе исследования;
5. Разработать комплекс организационно-педагогических условий по художественно-творческой деятельности направленный, на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Как указывает ряд авторов (В.И. Колякина, И.Н. Турро, М.А. Полонская) художественно-творческая деятельность выступает эффективным средством развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Специально организованная художественно-­творческая деятельность способствует развитию межличностных отношений дошкольников, формированию у них коммуникативных умений, навыков и способностей. В процессе художественно-творческой деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребёнка, поддержки его при неудачах, сорадования достижениям.
Таким образом, в ходе анализа, мы выяснили, что:
1. Коммуникативные умения представляют собой совокупность способностей, свойств, умений и навыков личности, характеризующих её отношение к людям и обеспечивающая возможность установления, поддержания контакта и взаимопонимания между ними (Большой психологический словарь).
2. Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (по М.И. Лисиной).
3. Показателями развитости коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в рамках нашего исследования будем считать:
- информационно-коммуникативный критерий - показатель (умение общаться, воспринимать и понимать другого; работать в коллективе сверстников и со значимым взрослым (педагогом, родителем, художником) в процессе художественно-творческой деятельности);
• интерактивный критерий и его показатель (взаимодействие между сверстниками, непосредственно на всех этапах индивидуального или коллективного творчества);
• перцептивный критерий - показатель (отношение к восприятию художественной коммуникации, к процессу и результату коллективного творчества) (интерпретация классификации по Е.А. Лобановой).
Таким образом, проблема формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста является одной из важнейших в системе дошкольного обучения. Формирование у старшего дошкольника коммуникативных умений требует от детей ориентироваться в условиях общения, планировать высказывание, контролировать ход и последствия процесса общения, поддерживать контакт, умение защищать свою позицию, избегать конфликтных ситуаций и тому подобное.
Одним из эффективных средств развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста выступает художественно-творческая деятельность. Действенность развития коммуникативных умений прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.
Крайне важно развивать у детей старшего дошкольного возраста коммуникативные умения, так как от этого зависит будущее ребёнка, его место и положение в социуме. Современные дети испытывают трудности в общении как со взрослыми, так и со своими сверстниками: не могут вежливо обратиться с просьбой и правильно ответить на обращение к ним, не способны сопереживать или симпатизировать, по большей части недружелюбно относятся к окружающим или совсем отказываются от общения. В современном мире дети испытывают большие трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Низкий уровень сформированности коммуникативных умений как ключевой единицы коммуникативной деятельности, коммуникативной культуры и коммуникативных способностей приводит к возникновению конфликтных ситуаций, что препятствуют их общению, взаимодействию и сотрудничеству, следовательно, затрудняют процесс позитивной социализации.
Как мы установили в ходе теоретического анализа и практического исследования, художественно-творческая деятельность выступает одним из средств развитости коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Коллективная художественно-творческая деятельность выступает эффективным средством решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная форма организации даёт возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы.
На исходном этапе исследования результаты диагностического обследования старших дошкольников выявили средний уровень развитости коммуникативных умений детей. Дети редко реагируют на инициативу сверстников, предпочитают индивидуальную игру, не всегда отвечают на предложения сверстника. Крайне редко проявляют активность по отношению к сверстнику, в случае проявления не бывают настойчивы. Интерес к сверстнику сохраняется на уровне эмоционально-практического общения, ждут от сверстника отклика соучастия в «шалости». Встречаются попытки самостоятельно затеять игру со сверстником, но они не продолжительны. Не всегда проявляют доброжелательное отношение друг к другу. Редко замечают эмоции других детей. Быстро устают от общения со сверстниками.
Сохраняется «невидимость» сверстника. «Невидимость» сверстника можно объяснить возрастной нормой, но как показывает, наблюдение за детьми интерес к нему возрастает. Дети пытаются вступить в контакт со сверстником, но по причине неумения поддержать диалог общение быстро заканчивается.
Мы разработали комплекс занятий по коллективной художественно- творческой деятельности. В ходе проведенной работы мы удостоверились в том, что данный вид деятельности действительно способствует развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Благодаря коллективно-творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста появились предпосылки к формированию навыков общения со сверстниками: дети стали больше общаться и взаимодействовать со
сверстниками, педагогом, договариваться и при необходимости уступать друг другу, радоваться общим успехам, сотрудничать.
Проанализировав исследования учёных, мы пришли к выводу, что коллективная художественно-творческая деятельность, как одна из форм организации жизни детей способствует возникновению различных отношений между ними, способствует развитию коммуникативных умений. Именно взаимоотношения в совместной деятельности формируют способность ребёнка входить в коллектив сверстников, действовать в нём определённым образом, устанавливать дружеские связи, подчиняться требованиям общества. В коллективной художественно-творческой деятельности у детей воспитывается гуманное отношение к сверстникам, растёт взаимопонимание, осознание требований воспитателя и товарищей, умение считаться с общественным мнением и интересами коллектива.


1. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: Учеб. пособие. / В. П. Арсентьева. Москва.: ФОРУМ, 2012. 144 с.
2. Арушанова, А.Г. Образовательная область «Коммуникация»: Формы организации психолого-педагогической работы: А.Г. Арушанова // Современный детский сад. 2011. № 2. С. 19-26.
3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - Москва.: Мозаика-Синтез, 1999.
4. Арушанова, А.Г., Коренблит, С.С., Рычагова, Е.С. Речевое развитие дошкольника в аспекте лингводидактики. Парциальная образовательная программа ДО Веселого дня дошкольника (ВеДеДо): Практико-ориентированная монография / Научный редактор д-р филол. наук Сигал К.Я., Москва.: ФЛИНТА: Наука, 2015. 320 с.
5. Бирина, Н.М. Приемы руководства самостоятельной коллективной изобразительной деятельностью детей в старшей и подготовительной группах детского сада // Формы организации художественной деятельности дошкольников: Материалы семинара. Москва, 2007. С.13-14.
6. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - Москва.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
7. Васильева Е.И. Воспитание коллективизма у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности // Вопросы нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста: Ученые записки МГПИ под ред. А.В. Суровцевой. Москва, 2003. С.56-85.
8. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / Под ред. проф. Г.П. Шевченко и проф. Б.П. Юсова. - Луганск, 2011. - 430 с.
9. Волков Н.Н. Восприятие картины / Н.Н. Волков. - Москва, 1976. - 32 с.
10. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков. 3-е изд. Санкт-Петербург.: Питер, 2008. 273 с.
11. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя дет. сада 2-е изд., перераб. и доп / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик.. Москва.: Просвещение, 1983. 192 с.
12. Вундт, В. Фантазия как основа искусства / В. Вундт. - Санкт- Петербург - Москва, 2003. - 111 с.
13. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте, психологический очерк / Л.С. Выготский. - 3-е изд. - Москва.: Просвещение. 2014. - 690 с.
14. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. Москва.: КноРус, 2011. 190 с.
15. Гердт, Н. Интеграция искусства / Н. Гердт // Дошкольное воспитание. 2009. № 7 С.42-46...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ