Введение..................................................................................................................3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы современных образовательных
технологий в ДОУ ………………………………………………………………..6
1.1. Актуальность выбора педагогических технологий в современном
образовании……………………………………………………………………….6
1.2. Общая характеристика современных образовательных технологий
в ДОУ…………………………………………………………………………….. 9
1.3. Основные методологические требования к современным
образовательным технологиям…..................................................................... 43
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….46
Глава II.Опытно-экспериментальная работа по реализации современных
образовательных технологий в ДОУ………………………………….. ………47
2.1. Реализация современных образовательных технологий в ДОУ
(констатирующий эксперимент)………………………………………………..47
2.2. Проектировочный этап современных образовательных технологий
в ДОУ (формирующий эксперимент)…………………………………………..53
2.3. Сравнение результатов и оценка эффективности опытноэкспериментальной работы (контрольный эксперимент)……………………59
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….63
Заключение……………………………………………………………………….65
Список использованных источников…………………………………………...67
Приложения……………………………………………………………………...73
Актуальность исследования. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря
живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.
Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Не случайно в последние годы интенсифицируются поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу реорганизации системы дошкольного воспитания и обучения, как начальной ступени раскрытия потенциальных способностей ребёнка.
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный
уровень не может осуществляться без перехода на активное использование
технологий, ориентированных на личность ребёнка, на развитие его способностей в условиях доверия к природе ребёнка и опоры на его поисковое поведение.
В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования
необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов
к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании
направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.
Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом,
не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как
личности.4
Таким образом, используя современные образовательные технологии,
можно решить следующее взаимообусловленные проблемы:
1.Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией
умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно
решать свои проблемы.
2. Изменить характер взаимодействия субъектов системы образования: педагог и воспитанник – партнеры, единомышленники, равноправные члены одной команды.
3. Повысить мотивацию детей к учебной деятельности.
Позитивная мотивация у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены условия:
1. мне интересно то, чему меня учат;
2. мне интересен тот, кто меня учит;
3. мне интересно как меня учат.
Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью образовательного процесса. Идет развитие разных сторон личности, путем внедрения в учебно-воспитательный процесс различных видов деятельности учащихся.
4. уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов
системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.
Однако внедрение современных образовательных и информационных
технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику
преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая
технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.5
Педагогу очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы
проведения занятия. Современная система образования в ДОУ предоставляет
воспитателю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы.
Объектом исследования являются современные педагогические технологии.
Предметом исследования является процесс применения современных
образовательных технологий в ДОУ.
Гипотеза исследования: образовательный процесс будет иметь положительный эффект при использовании современных образовательных технологий на занятиях в ДОУ.
Цель работы – выявить эффективные образовательные технологии в
ДОУ и изучить опыт их использования.
Исходя из цели исследования, решались следующие задачи:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую
литературу по проблеме исследования;
2) изучить и выявить наиболее эффективные современные образовательные
технологии;
3) рассмотреть современные технологии организации образовательного процесса;
4) проанализировать основные методологические требования к современным
образовательным технологиям.
Методы исследования:
– анализ научно-методической литературы;
– изучение и анализ педагогического опыта по теме исследования;
– методы теоретического исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась. Действительно, образовательный процесс будет иметь положительный эффект при использовании
современных образовательных технологий на учебных занятиях.
Цели и задачи работы были решены. Проведенное теоретическое и
практическое исследование еще раз доказало, что проблема современных образовательных технологий действительно актуальна и требует особого внимания.
Итак, эффективность образовательного процесса в значительной степени определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией современных технологий обучения.
Выбор технологии обучения диктуется целым рядом обстоятельств, которые не могут быть одинаковы в разных учебных заведениях, в разных педагогических условиях и при использовании разными преподавателями.
Выбор современной технологии обучения определяется рядом факторов: содержанием учебной дисциплины, средствами обучения, оснащенностью учебного процесса, составом обучающихся и уровнем профессионально-педагогической культуры преподавателя.
В дошкольном образовании современная педагогическая технология
представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса как в нескольких
ДОУ, так и в конкретном детском саду или даже группе.
Сущность современной технологизации образовательного процесса
дошкольников: реализация объективной потребности перевода образовательного процесса с дошкольниками от парадигмы обучения к парадигме
учения.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их
успешное обучение в школе.66
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным
ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в
наших руках, поэтому их нельзя опускать.
«О новых программно-методических комплектах по дошкольному образованию». Письмо Министерства образования России от 18.07.97 г. №67
112/34-16, зам. министра образовании РФ, первый зам. министра образования В.Д. Шадриков.
2. Алексанина Н. С. Инновационная деятельность в образовании // Мир образования – образование в мире. № 4. М.: Издательский дом Российской
академии образования (РАО), 2006
3. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. –
М., 1994
4. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ; Детство-Пресс - Москва, 2011. - 112 c.
5. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений:
Сб. нормативно-правовых документов/ Под ред. Р.Б.Стеркиной. – М.,
2007.
6. Белошистая А. В. Игровые образовательные технологии как способ организации исследовательской деятельности дошкольника // Детский сад:
теория и практика. – 2015. – № 9. – С. 62-69.
7. Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста// Пед. технологии.-2010.- №2
8. БережноваО.В., ТимофееваЛ.Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы.- М.: Цветной мир, 2013
9. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика:
Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. – М., 2008.
10. Виноградова Н.А., МикляеваН.В. Интерактивная предметно-развивающая
и игровая среда детского сада.- М.: УЦ "Перспектива", 2011
11. Волошина, Л.Н. Игровые технологии в системе физического воспитания
дошкольников / Л.Н. Волошина. - М.: Учитель, 2013. - 421 c.
12. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: Пособие для педагогов дошк.
Учреждений. Мн.: УП "ИВЦ Минфина", 2002. - 112 с.68
13. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Современные педагогические технологии;
Феникс - Москва, 2012. - 432 c.
14. Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии; Академия -
Москва, 2010. - 288 c.
15. Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии; Академия -
Москва, 2013. - 288 c.
16. Дошкольная педагогика: Учеб.пособ.длястуд.пед.ин-тов. В 2ч./Под ред.
В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М., 2008.
17. Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник
действующих нормативно-правовых документов и научно-методических
материалов. – М., 2011.
18. Инновационная сеть развивающего обучения / сост. В.А. Гуружанов. - М.:
Эврика, 2003. - 240 с. - (Б-ка культурно-образовательных инициатив).
19. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/Науч. Ред.
Л.А.Парамонова и др. – М., 2014.
20. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов
средних педагогических учебных заведений. – М., 2013. №03-248
21. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на
период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября
2008г. № 1662-р)
22. Копылова Н.А., Микляева Н.В. Нормативно-правовые основы деятельности дошкольного образовательного учреждения. – М., 2014.
23. Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики / А.В.
Корзун. – Саратов, 2008.
24. Корнилова, Татьяна Геннадьевна Гимнастики, игровые упражнения и игры с детьми раннего возраста. Здоровьесберегающие технологии в работе69
с детьми раннего возраста / Корнилова Татьяна Геннадьевна. - М.: АРКТИ, 2015. - 915 c.
25. Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / И. А. Кудрова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - №
5. - С. 14-21.
26. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный
возраст: учебное пособие / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
27. Маляшок Ю. А. Интеграция образовательных технологий в практике развивающего обучения дошкольников // Методист. – 2011. – № 2. – С. 63-66.
28. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии; Академия - Москва, 2010. - 192 c.
29. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии; Академия - Москва, 2012. - 208 c.
30. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации.
– М., 2003.
31. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу “Управление ДОУ” Сфера.2010 г.
32. Мухина В. Психологический смысл исследовательской деятельности для
развития личности / В. Мухина // Народное образование. - 2006. - № 7. - С.
123-127.
33. Низиенко Е.Л. Перспективы развития системы дошкольного образования
в Российской Федерации / Е.Л. Низиенко // Вестник образования. – 2008. –
№ 3.
34. Нищеева Н.В. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации – СПб.: Детство
– пресс, 200670