МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ) (13.00.01 )
|
Теоретико-методологические основы развития системы
дополнительного образования детей в современной школе
1.1. Формирование системы дополнительного образования школьников: российский и зарубежный опыт 15
1.2. Методологические основы моделирования системы дополнительного образования в общеобразовательном учреждении 37
1.3. Цели, задачи и особенности системы дополнительного образования
в инновационной школе 59
Выводы 84
Глава II. Организационно- педагогические условия разработки и реализации модели дополнительного образования в инновационных общеобразовательных учреждениях 88
2.1. Технология разработки модели дополнительного образования в общеобразовательном учреждении как средство удовлетворения социального заказа 88
2.2. Модель системы дополнительного образования инновационной школы 111
2.3. Условия оптимальной реализации модели дополнительного образования в общеобразовательном учреждении 126
2.4. Опытно-экспериментальная проверка и оценка эффективности разработанной модели 150
Выводы 170
Заключение 176
Литература 181
Приложения 195
дополнительного образования детей в современной школе
1.1. Формирование системы дополнительного образования школьников: российский и зарубежный опыт 15
1.2. Методологические основы моделирования системы дополнительного образования в общеобразовательном учреждении 37
1.3. Цели, задачи и особенности системы дополнительного образования
в инновационной школе 59
Выводы 84
Глава II. Организационно- педагогические условия разработки и реализации модели дополнительного образования в инновационных общеобразовательных учреждениях 88
2.1. Технология разработки модели дополнительного образования в общеобразовательном учреждении как средство удовлетворения социального заказа 88
2.2. Модель системы дополнительного образования инновационной школы 111
2.3. Условия оптимальной реализации модели дополнительного образования в общеобразовательном учреждении 126
2.4. Опытно-экспериментальная проверка и оценка эффективности разработанной модели 150
Выводы 170
Заключение 176
Литература 181
Приложения 195
Актуальность исследования. Глубокие социально-политические, культурно-исторические и экономические изменения в российском обществе, а также новые функции разных звеньев школьной системы обусловили необходимость модернизации содержания общего образования, от которой в огромной степени зависят интеллектуальное и духовное развитие молодого поколения, формирование его ценностных ориентаций, социальных, этических и эстетических идеалов, овладение необходимой совокупностью общих и предметных умений, приобретение первого опыта творческой деятельности. Фундаментальной проблемой образования при этом является создание оптимального образовательного пространства, в котором все учащиеся достигли бы наивысшего уровня в развитии своих способностей.
Стратегия вариативного образования предусматривает кооперацию и одно-временное равноправие разных его форм в рамках единого образовательного пространства России. Большой вклад в процесс практической реализации идей новой образовательной стратегии вносит система дополнительного образования. Проблема дополнительного образования является достаточно новой для российской педагогической науки. Несмотря на то, что термин "дополнительное образование" вошел в педагогику с 1992 года, этот феномен существует в российской школе в качестве внеучебной, внеурочной, внеклассной и внешко¬льной деятельности более полутора веков. За это время изменилась как рассматриваемая инфраструктура образовательного учреждения, так и цели и за¬дачи, стоящие перед ней. В настоящее время в России идет активный процесс формирования новой системы образования, ее переориентации на социализацию личности и становление активной жизненной позиции школьника. Все это не могло не повлиять на содержание и структуру школьного дополнительного образования.
В Законе РФ "Об образовании", Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и других документах определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы рассматривает развитие дополнительного образования детей как одно из приоритетных на¬правлений российской образовательной политики. Новая ситуация в образовании, связанная с реализацией Концепции профильного образования, придает школьной системе дополнительного образования мощный импульс развития.
Сегодня общее образование при всей вариативности учебных планов и про¬грамм ограничивает возможность познавательного выбора и выбора практической деятельности, а также не может уделять достаточного внимания созданию необходимой среды общения и развития, организации досуга детей. Поэтому в новой образовательной ситуации школа находит в дополнительном образовании: широкий диапазон дополнительных образовательных услуг, значительно расширяющих и углубляющих основные стандарты образования; компенсацию отсутствия или недостаточного количества часов тех или иных учебных курсов; новые возможности для творческого развития ребенка, его самоопределения и самореализации; условия для освоения детьми духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов.
В настоящее время идея дополнительного образования в общеобразовательном учреждении получила новое теоретическое осмысление и практическое воплощение. Большой вклад в этот процесс внесли исследования А.Г.Асмолова, В.А.Березиной, А.К.Бруднова, О.С.Газмана, В.А.Горского, Е.Б.Евладовой,
О.Е.Лебедева, М.Н.Поволяевой и др. Различным аспектам становления и развития системы дополнительного образования посвящен ряд диссертационных исследований, в которых рассмотрены вопросы дополнительного образования как социально-педагогической проблемы (Н.Л.Антонова, А.В.Скачков), как средства творческого развития ребенка (В.А.Березина, Н.Б. Дворцова) и профес¬сионализма педагога (М.А.Валеева, Ю.В.Сорокопуд, А.И.Щетинская), как
6
взаимосвязи урочных и внеурочных занятий школьников в целостном учебно-воспитательном процессе (В.И.Казаренков), организационно-деятельностных аспектов (Е.В.Козлова, Л.Н.Папенина, И.А.Смотрова, Ф.Н.Страчкова), обоснования рациональных подходов к содержанию дополнительного образования (В .И. Аксельрод, А.В. Золотарева, Н.И.Фуникова) и др.
Анализ существующих исследований показал, что в педагогике только начинает складываться теоретическое и методическое обоснование этого вида образования. По мнению В.А.Горского, концептуального разрешения проблем в этой области педагогической науки, пока не получено, о чем свидетельствует относительная разобщенность выполненных работ, как по тематике, так и по предметным областям. Поэтому, отмечая ценность ранее проведенных исследований, посвященных проблемам дополнительного образования детей, необходимо отметить, что вопросы особенностей этого вида образования в условиях общеобразовательных учреждений рассмотрены недостаточно, хотя практика показала, что эти особенности имеют принципиальный характер. На наш взгляд, назрела необходимость их системной разработки и исследования с учетом тенденций развития современного образования. В условиях вариативной образовательной системы растет спрос на такие программы дополнительного образования, которые компенсировали бы известную односторонность профильного обучения в школе, способствовали бы гармонизации общего образования, что особенно актуально в связи с реализацией Концепции профильного обучения.
Практика становления системы дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях свидетельствует, что любые преобразования не дают должного результата, если они проводятся методом проб и ошибок, без научно обоснованных подходов. В то же время большинство современных общеобразовательных учреждений формирует системы дополнительного образования, основываясь, в основном, на собственном опыте.
Проектирование педагогических систем, в том числе и систем дополни¬тельного образования, - это комплексная задача, решение которой требует учета социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга социально-культурных, психолого¬педагогических, технико-технологических и организационно-управленческих аспектов.
Применение научных подходов при проектировании и моделировании системы дополнительного образования позволяет продуманно осуществить инновации, рассматривать и учесть многообразие реальных ситуаций, подвести научную основу под разработку и реализацию новых образовательных практик. Эффективное осуществление модернизации школьной системы дополнительно¬го образования и решение связанных с ней задач невозможно на базе принятых в прошлом подходов, в основном сложившихся на эмпирической основе. В связи с этим возникает проблема: как смоделировать такую систему дополни¬тельного образования в общеобразовательном учреждении, которая бы отвечала тенденциям развития современной школы и позволяла бы достичь наибольшего соответствия социальному заказу субъектов образовательного процесса - учащихся, их родителей, педагогов? Актуальность и важность обозна¬ченной проблемы для педагогической практики, ее недостаточная научно¬практическая разработанность, необходимость преодоления сложившихся про¬тиворечий послужили основанием для определения темы исследования «Мо¬делирование системы дополнительного образования (на примере инновацион¬ного общеобразовательного учреждения)».
Цель исследования: разработка, научное обоснование и опытно¬экспериментальная проверка эффективности представленной модели дополни¬тельного образования в реальных условиях инновационного общеобразова¬тельного учреждения. Объект исследования: система дополнительного обра¬зования в общеобразовательном учреждении. Предмет исследования: модели¬рование системы дополнительного образования в инновационном общеобразо¬вательном учреждении.
Гипотеза исследования: дополнительное образование в рамках специально организованной системы становится эффективным средством развития лично¬
8
сти, если его модель детерминирована социальным заказом субъектов образо-вательного процесса (учащихся, их родителей, педагогов); если созданы опти¬мальные условия, воплощающие гуманистические тенденции в образовании и способствующие активизации творческого потенциала учащихся и педагогов; если содержание дополнительного образования учащихся органически сочетает различные виды образовательной деятельности с созидательным досугом, при этом проектно-исследовательская является ведущей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие за¬дачи: 1) На основе всестороннего анализа сущности дополнительного образо¬вания, современных подходов к проектированию образовательных систем и ис¬следования социального заказа разработать и научно обосновать модель допол¬нительного образования инновационного учебного заведения. 2) Определить компоненты содержания дополнительного образования, сочетающие различ¬ную образовательную и воспитательную деятельность в организации досуга, выбрав в качестве основного и приоритетного компонента проектно¬исследовательскую деятельность учащихся. 3) Выявить условия, способствую¬щие оптимальной реализации разработанной модели дополнительного образо¬вания в инновационном общеобразовательном учреждении. 4) Проверить раз¬работанную модель в ходе эксперимента.
Методологическую основу исследования составили: философская трактовка всеобщей связи и взаимообусловленности, а также целостности явлений реаль¬ного мира; положения о социальной, деятельностной и творческой сущности личности и ее многофакторном характере развития; принципы взаимосвязи теории и практики; фундаментальные основы развития образования, концепту¬альные основы реформирования отечественной образовательной системы. Ме¬тодологическим ориентиром исследования выступают личностно ориентиро¬ванный, гуманистический, креативный, акмеологический, культурологический, системный, синергетический и технологический подходы.
Теоретической основой исследования явились идеи системного (В .Г. Афанасьев, В.С.Ильин, В.В.Краевский и др.), деятельностного
9
(И.А.Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.В.Петровский, С. Л.Рубинштейн и др.), личност¬ного (Л.С.Выготский, В.С.Ильин, В.А.Сластенин и др.), акмеологического (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, А.Г.Ситников и др.), технологического (В.П.Беспалько, В.Ю.Питюков, Г.К.Селевко, Л.Ф.Спирин и др.) подходов в обучении и воспитании. В работе также были использованы и учтены положения новой образовательной парадигмы (В.Ф.Взятышев, Л.И.Романкова, В.В.Краевский, В.Е.Шукшунов и др.), теория гуманизации об¬разования (ПТ.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская, М.Н.Берулава, Д.А.Белухин, Е.Н.Шиянов и др.); концептуальные основы организации дополнительного об¬разования школьников (А.Г.Асмолов, В.А.Березина, А.К.Бруднов, О.С.Газман, В.П.Вахтерев, В.А.Горский, Е.Б.Евладова, П.Ф.Каптерев, И.А.Малашихина, М.Н. Поволяева, С.Т.Шацкий и др.); динамическая концепция развития лично¬сти в зависимости от собственной активности (А.К.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Маслоу, К.Роджерс, С.Л.Рубинштейн и др.); концепция личностно ориентированного обучения (Д.А.Белухин, И. С.Якиманская и др.); положения о творческом характере педагогической дея¬тельности (В.И.Горовая, В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, В.П.Симонов, В.А.Сластенин); идеи оптимизации образовательного процесса (Ю.К.Бабанский, А.А.Вербицкий, М.М.Поташник и др.); определение сущност¬ной характеристики профессиональной компетентности и профессионально¬значимых личностных качеств современного педагога (И.А.Колесников,
Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, А.И.Мищенко, В.П.Симонов, В.А.Сластенин и др.); работы по проблемам моделирования педагогических процессов и систем (С.И.Архангельский, И.В.Блауберг, Ю.А.Гастев, В.М.Глушков, А.Н.Дахин, З.И.Калмыкова, М.В.Кларин, И.Д.Чечель, В.К.Шаповолов, В.Э.Штейнберг и др.), о проектном менеджменте (В.В.Воропаев, Х.Решке, В.П.Симонов,
В. Д.Шапиро, Х.Шелле и др.), о проектно-исследовательской деятельности уча¬щихся как возможного пути вхождения ребенка в пространство культуры (В.И.Вернадский, Б.М.Кедров, А.В.Леонтович, А.С.Обухов, С.А.Пиявский, М.Г.Ярошевский и др.).
10
Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ло¬гику теоретико-экспериментального исследования, имеющего практико-ориен- тированный характер: от историко-педагогической ретроспективы к изучению реального состояния практики дополнительного образования в учебном заведе¬нии и разработке логико-смысловой модели дополнительного образования.
Научные методы исследования: теоретические - анализ философской, со-циологической и психолого-педагогической литературы, нормативно-законодательных документов Российской Федерации об образовании; концеп-туальный анализ ранее выполненных диссертационных исследований; модели-рование; синтез эмпирического материала; обобщение опыта деятельности ин-новационных общеобразовательных учреждений и др.; эмпирические - обсерва-ционные (прямое и косвенное наблюдение), диагностические (анкетирование, интервьюирование, тестирование, ранжирование), прогностические (метод экс-пертных оценок, маркетинг образовательных услуг), экспериментальные (есте-ственный, констатирующий и формирующий эксперименты), статистические (методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, их системный и качественный анализ, графическая интерпретация).
Опытно-экспериментальной базой исследования явились: общеобразова¬тельные учреждения г. Ставрополя (МОУ лицей №14, МОУ лицей №23, МОУ гимназия №25 и др.) и Ставропольского края. Исследованием было охвачено более 1400 учащихся и их родителей, а также более 150 педагогов.
Организация исследования. Теоретико-экспериментальная работа прово¬дилась в три этапа в течение 1997-2003 гг.
1. Проектировочный этап (1997-1998 гг.). На основе анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы, диссертационных ис-следований и практического опыта формировалась общая концепция иссле¬дования, разрабатывалась модель дополнительного образования в общеобразо¬вательном учреждении и критерии оценки ее эффективности, выявлялись усло¬вия для оптимальной ее реализации в инновационной школе.
Полученный материал позволил определить предмет, объект, сформулиро¬
11
вать рабочую гипотезу и основные задачи исследования, выделить методологи¬ческие положения и методы исследования, уточнить терминологический ап¬парат, разработать программу опытно-экспериментальной деятельности.
2. Организационно-деятельностный этап (1998-2002 гг.). Осуществлялся крупномасштабный эксперимент, направленный на внедрение разработанной модели дополнительного образования в практическую деятельность лицея №14 г.Ставрополя и других образовательных учреждений, проверялась и кор¬ректировалась гипотетическая модель, уточнялся научный аппарат исследова¬ния, проводились констатирующий и формирующий эксперименты, создава¬лись оптимальные условия, способствующие эффективной реализации модели.
3. Рефлексивно-оценочный этап (2002-2003 гг.). Проводился анализ и обобщение материалов исследования, систематизировались экспериментальные данные; осуществлялась оценка эффективности реализованной модели допол¬нительного образования; разрабатывались и внедрялись в массовую практику научно-практические и методические рекомендации; оформлялась рукопись диссертации.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- выделены методологические подходы и принципы моделирования систем дополнительного образования в учебных заведениях (системный, синергетиче¬ский и другие подходы, эмерджентность, построение комплекса моделей, инте¬грация основного и дополнительного образования с воспитательной системой школы, максимальный учет социального заказа субъектов образовательного процесса); обоснована многомерность модели системы дополнительного обра¬зования; доказана необходимость выделения проектно-исследовательской дея¬тельности в инновационных учебных заведениях в качестве ведущей;
- впервые разработана, обоснована и внедрена логико-смысловая модель до-полнительного образования на основе комплексного изучения социального за¬каза субъектов образовательного процесса; установлен механизм определения ведущих компонентов этой модели путем анализа матрицы модели; выделены критерии оценки эффективности логико-смысловой модели дополнительного
12
образования;
- впервые раскрыты содержание, направления и условия методической под¬готовки педагогов дополнительного образования в условиях общеобразова¬тельной школы; представлен профиль педагога дополнительного образования;
- разработана и внедрена технология проектно-исследовательской деятельно¬сти учащихся в системе дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дополнитель¬ное образование рассматривается как образовательное пространство, являю¬щееся объединением четырех подпространств: целевого, содержательного, дея¬тельностного и результативного; теоретически и технологически обоснован процесс моделирования системы дополнительного образования в общеобразо¬вательном учреждении; на основе подходов к инновационным процессам в со¬временном образовании раскрыта сущность, содержание, направления и усло¬вия развития системы дополнительного образования в школе; структурированы организационные формы дополнительного образования и образовательная про¬дукция деятельности учащихся; теоретически и практически обосновано выде¬ление проектно-исследовательской деятельности в инновационном общеобра¬зовательном учреждении в качестве ведущего направления; разработана тех¬нология, методическое сопровождение названной проектно-исследовательской деятельности; раскрыта необходимость модернизации кадровой политики и разработана система методической работы с педагогами дополнительного обра¬зования; обоснованы подходы к блочно-рейтинговой системе оценивания дея¬тельности учащихся в объединениях дополнительного образования.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что содержа¬щиеся в диссертации теоретические положения и практические материалы мо¬гут быть использованы в деятельности образовательных учреждений различных типов, а также в педагогических вузах и системе повышения квалификации ра¬ботников образования. Разработанная и экспериментально проверенная модель дополнительного образования может служить основой для поиска новых педа¬гогических решений в современной образовательной практике.
13
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена ис¬ходными теоретико-методологическими положениями, применением ком¬плексной методики исследования, соответствующей поставленным целям и за¬дачам, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимосвя¬занностью и взаимодополняемостью, репрезентативностью объема выборки участников педагогического эксперимента, вариативным характером исследо¬вания и воспроизводимостью его результатов. Эффективность научных резуль¬татов исследования подтверждается успешным развитием лицея №14 г.Ставрополя как образовательного учреждения инновационного типа, являю¬щегося основной экспериментальной базой данной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Практическое внедре¬ние результатов исследования осуществлялось в ходе опытно-экспери¬ментальной работы на федеральной и экспериментальной площадках лицея №14, МОУ лицея №23, МОУ гимназии №25 г. Ставрополя и др., конструктив¬но-проективной деятельности автора по разработке организационных структур, нормативно-правовой базы и программно-методического обеспечения системы дополнительного образования. Основные положения и выводы результатов ис¬следования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы Ставропольского государственного университета, кафедры пе¬дагогики и психологии Ставропольского государственного аграрного универ¬ситета, кафедры управления качеством образования Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования, научно¬методических семинарах-практикумах, педагогических советах образователь¬ных учреждений г.Ставрополя, представлены в аннотационных отчетах о дея¬тельности экспериментальных площадок и в выступлениях на конференциях различных уровней. Отдельные результаты исследования были отмечены ди¬пломом Всероссийского конкурса воспитательных систем (Москва, 1998) и грантом Института «Открытое общество» за участие в конкурсе «Школа толе¬рантности» в номинации «Школьные СМИ» (Москва, 2001). По материалам диссертации опубликовано 14 работ.
14
Положения, выносимые на защиту:
1. Дополнительное образование развивается под влиянием внешних факто¬ров, таких, как законы развития общества, цели образования, потребности лич¬ности, общества, государства, политика государства в области образования, а также под влиянием внутренних факторов, детерминированных стремлением образовательной системы к целостности, взаимообусловленностью законов ее функционирования и развития, взаимосвязью и взаимообусловленностью при¬сущих ей функций, принципов функционирования, развития и управления, и возникающими собственными внутренними противоречиями.
2. Научно обоснованная и апробированная логико-смысловая модель допол-нительного образования, детерминированная социальным заказом субъектов образовательного процесса, является средством развития образовательного пространства инновационного учебного заведения.
3. Содержание дополнительного образования (в его предметном, субъектном, культурном, технологическом, проблемном и коммуникативном аспектах), реализующееся через различные формы образовательной и воспитательной деятельности в организации досуга, способствует усилению базовой состав¬ляющей общего образования, освоению социокультурных и духовно¬нравственных ценностей и практической подготовке учащихся к жизни и про¬фессиональной карьере в условиях социальных перемен.
4. Организационно-педагогические, кадровые, программно-методические, психологические условия обусловливают эффективность разработанной нами модели дополнительного образования, в которой проектно-исследовательская деятельность является ведущей, и способствуют развитию личностного потен¬циала учащегося и педагога в образовательном пространстве лицея.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключе¬ния, списка использованной литературы, приложений. Общий объем диссерта¬ции составляет 194 страницы. Работа содержит 12 таблиц, 10 рисунков. Список литературы содержит 273 источника.
Стратегия вариативного образования предусматривает кооперацию и одно-временное равноправие разных его форм в рамках единого образовательного пространства России. Большой вклад в процесс практической реализации идей новой образовательной стратегии вносит система дополнительного образования. Проблема дополнительного образования является достаточно новой для российской педагогической науки. Несмотря на то, что термин "дополнительное образование" вошел в педагогику с 1992 года, этот феномен существует в российской школе в качестве внеучебной, внеурочной, внеклассной и внешко¬льной деятельности более полутора веков. За это время изменилась как рассматриваемая инфраструктура образовательного учреждения, так и цели и за¬дачи, стоящие перед ней. В настоящее время в России идет активный процесс формирования новой системы образования, ее переориентации на социализацию личности и становление активной жизненной позиции школьника. Все это не могло не повлиять на содержание и структуру школьного дополнительного образования.
В Законе РФ "Об образовании", Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и других документах определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы рассматривает развитие дополнительного образования детей как одно из приоритетных на¬правлений российской образовательной политики. Новая ситуация в образовании, связанная с реализацией Концепции профильного образования, придает школьной системе дополнительного образования мощный импульс развития.
Сегодня общее образование при всей вариативности учебных планов и про¬грамм ограничивает возможность познавательного выбора и выбора практической деятельности, а также не может уделять достаточного внимания созданию необходимой среды общения и развития, организации досуга детей. Поэтому в новой образовательной ситуации школа находит в дополнительном образовании: широкий диапазон дополнительных образовательных услуг, значительно расширяющих и углубляющих основные стандарты образования; компенсацию отсутствия или недостаточного количества часов тех или иных учебных курсов; новые возможности для творческого развития ребенка, его самоопределения и самореализации; условия для освоения детьми духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов.
В настоящее время идея дополнительного образования в общеобразовательном учреждении получила новое теоретическое осмысление и практическое воплощение. Большой вклад в этот процесс внесли исследования А.Г.Асмолова, В.А.Березиной, А.К.Бруднова, О.С.Газмана, В.А.Горского, Е.Б.Евладовой,
О.Е.Лебедева, М.Н.Поволяевой и др. Различным аспектам становления и развития системы дополнительного образования посвящен ряд диссертационных исследований, в которых рассмотрены вопросы дополнительного образования как социально-педагогической проблемы (Н.Л.Антонова, А.В.Скачков), как средства творческого развития ребенка (В.А.Березина, Н.Б. Дворцова) и профес¬сионализма педагога (М.А.Валеева, Ю.В.Сорокопуд, А.И.Щетинская), как
6
взаимосвязи урочных и внеурочных занятий школьников в целостном учебно-воспитательном процессе (В.И.Казаренков), организационно-деятельностных аспектов (Е.В.Козлова, Л.Н.Папенина, И.А.Смотрова, Ф.Н.Страчкова), обоснования рациональных подходов к содержанию дополнительного образования (В .И. Аксельрод, А.В. Золотарева, Н.И.Фуникова) и др.
Анализ существующих исследований показал, что в педагогике только начинает складываться теоретическое и методическое обоснование этого вида образования. По мнению В.А.Горского, концептуального разрешения проблем в этой области педагогической науки, пока не получено, о чем свидетельствует относительная разобщенность выполненных работ, как по тематике, так и по предметным областям. Поэтому, отмечая ценность ранее проведенных исследований, посвященных проблемам дополнительного образования детей, необходимо отметить, что вопросы особенностей этого вида образования в условиях общеобразовательных учреждений рассмотрены недостаточно, хотя практика показала, что эти особенности имеют принципиальный характер. На наш взгляд, назрела необходимость их системной разработки и исследования с учетом тенденций развития современного образования. В условиях вариативной образовательной системы растет спрос на такие программы дополнительного образования, которые компенсировали бы известную односторонность профильного обучения в школе, способствовали бы гармонизации общего образования, что особенно актуально в связи с реализацией Концепции профильного обучения.
Практика становления системы дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях свидетельствует, что любые преобразования не дают должного результата, если они проводятся методом проб и ошибок, без научно обоснованных подходов. В то же время большинство современных общеобразовательных учреждений формирует системы дополнительного образования, основываясь, в основном, на собственном опыте.
Проектирование педагогических систем, в том числе и систем дополни¬тельного образования, - это комплексная задача, решение которой требует учета социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга социально-культурных, психолого¬педагогических, технико-технологических и организационно-управленческих аспектов.
Применение научных подходов при проектировании и моделировании системы дополнительного образования позволяет продуманно осуществить инновации, рассматривать и учесть многообразие реальных ситуаций, подвести научную основу под разработку и реализацию новых образовательных практик. Эффективное осуществление модернизации школьной системы дополнительно¬го образования и решение связанных с ней задач невозможно на базе принятых в прошлом подходов, в основном сложившихся на эмпирической основе. В связи с этим возникает проблема: как смоделировать такую систему дополни¬тельного образования в общеобразовательном учреждении, которая бы отвечала тенденциям развития современной школы и позволяла бы достичь наибольшего соответствия социальному заказу субъектов образовательного процесса - учащихся, их родителей, педагогов? Актуальность и важность обозна¬ченной проблемы для педагогической практики, ее недостаточная научно¬практическая разработанность, необходимость преодоления сложившихся про¬тиворечий послужили основанием для определения темы исследования «Мо¬делирование системы дополнительного образования (на примере инновацион¬ного общеобразовательного учреждения)».
Цель исследования: разработка, научное обоснование и опытно¬экспериментальная проверка эффективности представленной модели дополни¬тельного образования в реальных условиях инновационного общеобразова¬тельного учреждения. Объект исследования: система дополнительного обра¬зования в общеобразовательном учреждении. Предмет исследования: модели¬рование системы дополнительного образования в инновационном общеобразо¬вательном учреждении.
Гипотеза исследования: дополнительное образование в рамках специально организованной системы становится эффективным средством развития лично¬
8
сти, если его модель детерминирована социальным заказом субъектов образо-вательного процесса (учащихся, их родителей, педагогов); если созданы опти¬мальные условия, воплощающие гуманистические тенденции в образовании и способствующие активизации творческого потенциала учащихся и педагогов; если содержание дополнительного образования учащихся органически сочетает различные виды образовательной деятельности с созидательным досугом, при этом проектно-исследовательская является ведущей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие за¬дачи: 1) На основе всестороннего анализа сущности дополнительного образо¬вания, современных подходов к проектированию образовательных систем и ис¬следования социального заказа разработать и научно обосновать модель допол¬нительного образования инновационного учебного заведения. 2) Определить компоненты содержания дополнительного образования, сочетающие различ¬ную образовательную и воспитательную деятельность в организации досуга, выбрав в качестве основного и приоритетного компонента проектно¬исследовательскую деятельность учащихся. 3) Выявить условия, способствую¬щие оптимальной реализации разработанной модели дополнительного образо¬вания в инновационном общеобразовательном учреждении. 4) Проверить раз¬работанную модель в ходе эксперимента.
Методологическую основу исследования составили: философская трактовка всеобщей связи и взаимообусловленности, а также целостности явлений реаль¬ного мира; положения о социальной, деятельностной и творческой сущности личности и ее многофакторном характере развития; принципы взаимосвязи теории и практики; фундаментальные основы развития образования, концепту¬альные основы реформирования отечественной образовательной системы. Ме¬тодологическим ориентиром исследования выступают личностно ориентиро¬ванный, гуманистический, креативный, акмеологический, культурологический, системный, синергетический и технологический подходы.
Теоретической основой исследования явились идеи системного (В .Г. Афанасьев, В.С.Ильин, В.В.Краевский и др.), деятельностного
9
(И.А.Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.В.Петровский, С. Л.Рубинштейн и др.), личност¬ного (Л.С.Выготский, В.С.Ильин, В.А.Сластенин и др.), акмеологического (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, А.Г.Ситников и др.), технологического (В.П.Беспалько, В.Ю.Питюков, Г.К.Селевко, Л.Ф.Спирин и др.) подходов в обучении и воспитании. В работе также были использованы и учтены положения новой образовательной парадигмы (В.Ф.Взятышев, Л.И.Романкова, В.В.Краевский, В.Е.Шукшунов и др.), теория гуманизации об¬разования (ПТ.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская, М.Н.Берулава, Д.А.Белухин, Е.Н.Шиянов и др.); концептуальные основы организации дополнительного об¬разования школьников (А.Г.Асмолов, В.А.Березина, А.К.Бруднов, О.С.Газман, В.П.Вахтерев, В.А.Горский, Е.Б.Евладова, П.Ф.Каптерев, И.А.Малашихина, М.Н. Поволяева, С.Т.Шацкий и др.); динамическая концепция развития лично¬сти в зависимости от собственной активности (А.К.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Маслоу, К.Роджерс, С.Л.Рубинштейн и др.); концепция личностно ориентированного обучения (Д.А.Белухин, И. С.Якиманская и др.); положения о творческом характере педагогической дея¬тельности (В.И.Горовая, В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, В.П.Симонов, В.А.Сластенин); идеи оптимизации образовательного процесса (Ю.К.Бабанский, А.А.Вербицкий, М.М.Поташник и др.); определение сущност¬ной характеристики профессиональной компетентности и профессионально¬значимых личностных качеств современного педагога (И.А.Колесников,
Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, А.И.Мищенко, В.П.Симонов, В.А.Сластенин и др.); работы по проблемам моделирования педагогических процессов и систем (С.И.Архангельский, И.В.Блауберг, Ю.А.Гастев, В.М.Глушков, А.Н.Дахин, З.И.Калмыкова, М.В.Кларин, И.Д.Чечель, В.К.Шаповолов, В.Э.Штейнберг и др.), о проектном менеджменте (В.В.Воропаев, Х.Решке, В.П.Симонов,
В. Д.Шапиро, Х.Шелле и др.), о проектно-исследовательской деятельности уча¬щихся как возможного пути вхождения ребенка в пространство культуры (В.И.Вернадский, Б.М.Кедров, А.В.Леонтович, А.С.Обухов, С.А.Пиявский, М.Г.Ярошевский и др.).
10
Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ло¬гику теоретико-экспериментального исследования, имеющего практико-ориен- тированный характер: от историко-педагогической ретроспективы к изучению реального состояния практики дополнительного образования в учебном заведе¬нии и разработке логико-смысловой модели дополнительного образования.
Научные методы исследования: теоретические - анализ философской, со-циологической и психолого-педагогической литературы, нормативно-законодательных документов Российской Федерации об образовании; концеп-туальный анализ ранее выполненных диссертационных исследований; модели-рование; синтез эмпирического материала; обобщение опыта деятельности ин-новационных общеобразовательных учреждений и др.; эмпирические - обсерва-ционные (прямое и косвенное наблюдение), диагностические (анкетирование, интервьюирование, тестирование, ранжирование), прогностические (метод экс-пертных оценок, маркетинг образовательных услуг), экспериментальные (есте-ственный, констатирующий и формирующий эксперименты), статистические (методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, их системный и качественный анализ, графическая интерпретация).
Опытно-экспериментальной базой исследования явились: общеобразова¬тельные учреждения г. Ставрополя (МОУ лицей №14, МОУ лицей №23, МОУ гимназия №25 и др.) и Ставропольского края. Исследованием было охвачено более 1400 учащихся и их родителей, а также более 150 педагогов.
Организация исследования. Теоретико-экспериментальная работа прово¬дилась в три этапа в течение 1997-2003 гг.
1. Проектировочный этап (1997-1998 гг.). На основе анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы, диссертационных ис-следований и практического опыта формировалась общая концепция иссле¬дования, разрабатывалась модель дополнительного образования в общеобразо¬вательном учреждении и критерии оценки ее эффективности, выявлялись усло¬вия для оптимальной ее реализации в инновационной школе.
Полученный материал позволил определить предмет, объект, сформулиро¬
11
вать рабочую гипотезу и основные задачи исследования, выделить методологи¬ческие положения и методы исследования, уточнить терминологический ап¬парат, разработать программу опытно-экспериментальной деятельности.
2. Организационно-деятельностный этап (1998-2002 гг.). Осуществлялся крупномасштабный эксперимент, направленный на внедрение разработанной модели дополнительного образования в практическую деятельность лицея №14 г.Ставрополя и других образовательных учреждений, проверялась и кор¬ректировалась гипотетическая модель, уточнялся научный аппарат исследова¬ния, проводились констатирующий и формирующий эксперименты, создава¬лись оптимальные условия, способствующие эффективной реализации модели.
3. Рефлексивно-оценочный этап (2002-2003 гг.). Проводился анализ и обобщение материалов исследования, систематизировались экспериментальные данные; осуществлялась оценка эффективности реализованной модели допол¬нительного образования; разрабатывались и внедрялись в массовую практику научно-практические и методические рекомендации; оформлялась рукопись диссертации.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- выделены методологические подходы и принципы моделирования систем дополнительного образования в учебных заведениях (системный, синергетиче¬ский и другие подходы, эмерджентность, построение комплекса моделей, инте¬грация основного и дополнительного образования с воспитательной системой школы, максимальный учет социального заказа субъектов образовательного процесса); обоснована многомерность модели системы дополнительного обра¬зования; доказана необходимость выделения проектно-исследовательской дея¬тельности в инновационных учебных заведениях в качестве ведущей;
- впервые разработана, обоснована и внедрена логико-смысловая модель до-полнительного образования на основе комплексного изучения социального за¬каза субъектов образовательного процесса; установлен механизм определения ведущих компонентов этой модели путем анализа матрицы модели; выделены критерии оценки эффективности логико-смысловой модели дополнительного
12
образования;
- впервые раскрыты содержание, направления и условия методической под¬готовки педагогов дополнительного образования в условиях общеобразова¬тельной школы; представлен профиль педагога дополнительного образования;
- разработана и внедрена технология проектно-исследовательской деятельно¬сти учащихся в системе дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дополнитель¬ное образование рассматривается как образовательное пространство, являю¬щееся объединением четырех подпространств: целевого, содержательного, дея¬тельностного и результативного; теоретически и технологически обоснован процесс моделирования системы дополнительного образования в общеобразо¬вательном учреждении; на основе подходов к инновационным процессам в со¬временном образовании раскрыта сущность, содержание, направления и усло¬вия развития системы дополнительного образования в школе; структурированы организационные формы дополнительного образования и образовательная про¬дукция деятельности учащихся; теоретически и практически обосновано выде¬ление проектно-исследовательской деятельности в инновационном общеобра¬зовательном учреждении в качестве ведущего направления; разработана тех¬нология, методическое сопровождение названной проектно-исследовательской деятельности; раскрыта необходимость модернизации кадровой политики и разработана система методической работы с педагогами дополнительного обра¬зования; обоснованы подходы к блочно-рейтинговой системе оценивания дея¬тельности учащихся в объединениях дополнительного образования.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что содержа¬щиеся в диссертации теоретические положения и практические материалы мо¬гут быть использованы в деятельности образовательных учреждений различных типов, а также в педагогических вузах и системе повышения квалификации ра¬ботников образования. Разработанная и экспериментально проверенная модель дополнительного образования может служить основой для поиска новых педа¬гогических решений в современной образовательной практике.
13
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена ис¬ходными теоретико-методологическими положениями, применением ком¬плексной методики исследования, соответствующей поставленным целям и за¬дачам, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимосвя¬занностью и взаимодополняемостью, репрезентативностью объема выборки участников педагогического эксперимента, вариативным характером исследо¬вания и воспроизводимостью его результатов. Эффективность научных резуль¬татов исследования подтверждается успешным развитием лицея №14 г.Ставрополя как образовательного учреждения инновационного типа, являю¬щегося основной экспериментальной базой данной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Практическое внедре¬ние результатов исследования осуществлялось в ходе опытно-экспери¬ментальной работы на федеральной и экспериментальной площадках лицея №14, МОУ лицея №23, МОУ гимназии №25 г. Ставрополя и др., конструктив¬но-проективной деятельности автора по разработке организационных структур, нормативно-правовой базы и программно-методического обеспечения системы дополнительного образования. Основные положения и выводы результатов ис¬следования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы Ставропольского государственного университета, кафедры пе¬дагогики и психологии Ставропольского государственного аграрного универ¬ситета, кафедры управления качеством образования Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования, научно¬методических семинарах-практикумах, педагогических советах образователь¬ных учреждений г.Ставрополя, представлены в аннотационных отчетах о дея¬тельности экспериментальных площадок и в выступлениях на конференциях различных уровней. Отдельные результаты исследования были отмечены ди¬пломом Всероссийского конкурса воспитательных систем (Москва, 1998) и грантом Института «Открытое общество» за участие в конкурсе «Школа толе¬рантности» в номинации «Школьные СМИ» (Москва, 2001). По материалам диссертации опубликовано 14 работ.
14
Положения, выносимые на защиту:
1. Дополнительное образование развивается под влиянием внешних факто¬ров, таких, как законы развития общества, цели образования, потребности лич¬ности, общества, государства, политика государства в области образования, а также под влиянием внутренних факторов, детерминированных стремлением образовательной системы к целостности, взаимообусловленностью законов ее функционирования и развития, взаимосвязью и взаимообусловленностью при¬сущих ей функций, принципов функционирования, развития и управления, и возникающими собственными внутренними противоречиями.
2. Научно обоснованная и апробированная логико-смысловая модель допол-нительного образования, детерминированная социальным заказом субъектов образовательного процесса, является средством развития образовательного пространства инновационного учебного заведения.
3. Содержание дополнительного образования (в его предметном, субъектном, культурном, технологическом, проблемном и коммуникативном аспектах), реализующееся через различные формы образовательной и воспитательной деятельности в организации досуга, способствует усилению базовой состав¬ляющей общего образования, освоению социокультурных и духовно¬нравственных ценностей и практической подготовке учащихся к жизни и про¬фессиональной карьере в условиях социальных перемен.
4. Организационно-педагогические, кадровые, программно-методические, психологические условия обусловливают эффективность разработанной нами модели дополнительного образования, в которой проектно-исследовательская деятельность является ведущей, и способствуют развитию личностного потен¬циала учащегося и педагога в образовательном пространстве лицея.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключе¬ния, списка использованной литературы, приложений. Общий объем диссерта¬ции составляет 194 страницы. Работа содержит 12 таблиц, 10 рисунков. Список литературы содержит 273 источника.
Проблема дополнительного образования является достаточно новой для российской педагогической науки. Несмотря на то, что термин «дополнительное образование» вошел в педагогический лексикон с 1992 года, сам феномен имеет в российской школе давние традиции внеурочной, внеклассной, внешкольной деятельности. Данный вид образования, вобрав все лучшее из педагогического наследия прошлого, является широким и благодатным фоном для общего образования, позволяет создавать условия для оптимального развития личности и при этом наиболее полно удовлетворяет образовательные потребности граждан, общества, государства. Система дополнительного образования является под¬системой общего образования, решающей задачу реализации прав ребенка на полноценное развитие и образование, на отдых и досуг.
Под дополнительным образованием в общеобразовательном учреждении в своем исследовании мы понимаем специфическую часть системы общего образования, представляющую собой процесс и результат свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, способствующих становлению личности в условиях развивающей и развивающейся образовательной среды, содействующей ее самоопределению, творческой самореализации и самосовершенствованию.
В настоящее время в педагогике начинает складываться теоретическое и методическое обоснование этого вида образования. Дополнительное образование есть синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. Дополнительное образование связывает три сферы деятельности: образование, труд и культуру как образ жизни. Оно закладывает основы самообразования подростка, предоставляя свободу выбора видов деятельности, способов их освоения, создает возможности самопознания, так как включает приемы диагностики и условия сопоставления себя с другими. Дополнительное образование активизирует возможности самореализации, обогащает личный опыт в процессе пробы жизненных и личностных способностей,
177
способствует профессиональному самоопределению в познавательной, технической, художественной и других видах деятельности.
Методологической основой построения системы дополнительного образования в современных условиях является идея рассмотрения его как особого образовательного пространства, в котором объективно задается множество отношений, осваивается опыт исполнительского мастерства и происходит приобщение учащихся к творчеству. Постоянно расширяющееся внешнее образовательное пространство способствует формированию внутренней образовательной среды (интересов и склонностей) самих обучающихся.
Анализ научной литературы, диссертационных исследований, материалов конференций различных уровней, посвященных проблемам дополнительного образования детей, позволил установить, что вопросы особенностей этого вида образования в условиях общеобразовательных учреждений рассмотрены недостаточно и концептуального разрешения пока не получили, о чем свидетельствует относительная разобщенность выполненных работ, как по тематике, так и по направлениям. Тем не менее, практика показала, что эти особенности имеют принципиальный характер, в связи с чем назрела необходимость системного рассмотрения вопросов организации школьного дополнительного образования, направленного на удовлетворение социального заказа учащихся, их родителей и педагогов. В условиях вариативной образовательной системы растет спрос на такие программы дополнительного образования, которые компенсировали бы известную односторонность профильного обучения в школе, способствовали бы гармонизации общего образования, что особенно актуально в связи с реализацией Концепции профильного обучения.
В процессе теоретического и эмпирического исследований нами разработана, научно обоснована и экспериментально проверена логико-смысловая модель дополнительного образования в образовательном пространстве инновационного учебного заведения.
Гипотеза исследования получила свое подтверждение в ходе опытно-экспериментальной работы: дополнительное образование в рамках специально
178
организованной системы стало эффективным средством развития личности ввиду того, что его модель была детерминирована социальным заказом субъектов образовательного процесса (учащихся, их родителей, педагогов); были созданы оптимальные условия, воплощающихгуманистические тенденции в образовании и способствующие активизации творческих способностей учащихся и педагогов; содержание дополнительного образования учащихся, органически сочетало различные виды образовательной деятельности с созидательным досугом и имело проектно-исследовательскую деятельность в качестве ведущей.
В ходе исследования нами были решены следующие задачи:
1. На основе всестороннего анализа сущности дополнительного образования, современных подходов к проектированию образовательных систем и исследования социального заказа была разработана и научно обоснована модель системы дополнительного образования инновационного учебного заведения.
2. Были определены компоненты содержания дополнительного образования, сочетающие различную образовательную, воспитательную и досуговую деятельность, выбрав в качестве основного и приоритетного компонента проектно-исследовательскую деятельность учащихся.
3. Выявлены оптимальные организационно-педагогические условия (максимальный учет потребностей субъектов образовательного процесса; интеграция общего и дополнительного образования; организационное и содержательное единство основных структур школы; использование возможностей образовательной среды; выделение дополнительного образования в самостоятельное подразделение учебного заведения, в деятельность которого включен в той или иной степени весь педагогический коллектив; возможность профессионального роста педагогов дополнительного образования; многоуровневая структура раз¬личных видов и форм методической работы; концептуальное программно¬методическое обеспечение как всей инфраструктуры, так и каждого творческого объединения учащихся), способствующие эффективности реализации разработанной модели дополнительного образования в инновационном общеобразовательном учреждении.
179
4. Экспериментально проверена разработанная логико-смысловая модель дополнительного образования в инновационном общеобразовательном учреждении.
Полученные результаты, в целом подтвердив гипотезу исследования, доказали эффективность обоснованной и реализованной модели дополнительного образования в общеобразовательном учреждении и позволили сделать выводы, раскрывающие положения, выносимые на защиту:
1. По сравнению с основным дополнительное образование более многообразно, разнопланово, вариативно и является необходимым звеном в воспитании многогранной личности, в ее образовании и ранней профессиональной ориентации. В настоящее время дополнительное образование в науке рассматривается как феномен, как явление и как особо ценный тип образования.
2. Разработанная и реализованная в инновационном общеобразовательном учреждении модель дополнительного образования воплощает идеи отечественных и зарубежных исследований в области методологии, теории и практики личностно развивающего образования и отражает основные требования, предъявляемые к современному школьному дополнительному образованию. Данная модель отличается от известных моделей прежде всего своей целостностью, самоорганизуемостью, открытостью.
Под дополнительным образованием в общеобразовательном учреждении в своем исследовании мы понимаем специфическую часть системы общего образования, представляющую собой процесс и результат свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, способствующих становлению личности в условиях развивающей и развивающейся образовательной среды, содействующей ее самоопределению, творческой самореализации и самосовершенствованию.
В настоящее время в педагогике начинает складываться теоретическое и методическое обоснование этого вида образования. Дополнительное образование есть синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. Дополнительное образование связывает три сферы деятельности: образование, труд и культуру как образ жизни. Оно закладывает основы самообразования подростка, предоставляя свободу выбора видов деятельности, способов их освоения, создает возможности самопознания, так как включает приемы диагностики и условия сопоставления себя с другими. Дополнительное образование активизирует возможности самореализации, обогащает личный опыт в процессе пробы жизненных и личностных способностей,
177
способствует профессиональному самоопределению в познавательной, технической, художественной и других видах деятельности.
Методологической основой построения системы дополнительного образования в современных условиях является идея рассмотрения его как особого образовательного пространства, в котором объективно задается множество отношений, осваивается опыт исполнительского мастерства и происходит приобщение учащихся к творчеству. Постоянно расширяющееся внешнее образовательное пространство способствует формированию внутренней образовательной среды (интересов и склонностей) самих обучающихся.
Анализ научной литературы, диссертационных исследований, материалов конференций различных уровней, посвященных проблемам дополнительного образования детей, позволил установить, что вопросы особенностей этого вида образования в условиях общеобразовательных учреждений рассмотрены недостаточно и концептуального разрешения пока не получили, о чем свидетельствует относительная разобщенность выполненных работ, как по тематике, так и по направлениям. Тем не менее, практика показала, что эти особенности имеют принципиальный характер, в связи с чем назрела необходимость системного рассмотрения вопросов организации школьного дополнительного образования, направленного на удовлетворение социального заказа учащихся, их родителей и педагогов. В условиях вариативной образовательной системы растет спрос на такие программы дополнительного образования, которые компенсировали бы известную односторонность профильного обучения в школе, способствовали бы гармонизации общего образования, что особенно актуально в связи с реализацией Концепции профильного обучения.
В процессе теоретического и эмпирического исследований нами разработана, научно обоснована и экспериментально проверена логико-смысловая модель дополнительного образования в образовательном пространстве инновационного учебного заведения.
Гипотеза исследования получила свое подтверждение в ходе опытно-экспериментальной работы: дополнительное образование в рамках специально
178
организованной системы стало эффективным средством развития личности ввиду того, что его модель была детерминирована социальным заказом субъектов образовательного процесса (учащихся, их родителей, педагогов); были созданы оптимальные условия, воплощающихгуманистические тенденции в образовании и способствующие активизации творческих способностей учащихся и педагогов; содержание дополнительного образования учащихся, органически сочетало различные виды образовательной деятельности с созидательным досугом и имело проектно-исследовательскую деятельность в качестве ведущей.
В ходе исследования нами были решены следующие задачи:
1. На основе всестороннего анализа сущности дополнительного образования, современных подходов к проектированию образовательных систем и исследования социального заказа была разработана и научно обоснована модель системы дополнительного образования инновационного учебного заведения.
2. Были определены компоненты содержания дополнительного образования, сочетающие различную образовательную, воспитательную и досуговую деятельность, выбрав в качестве основного и приоритетного компонента проектно-исследовательскую деятельность учащихся.
3. Выявлены оптимальные организационно-педагогические условия (максимальный учет потребностей субъектов образовательного процесса; интеграция общего и дополнительного образования; организационное и содержательное единство основных структур школы; использование возможностей образовательной среды; выделение дополнительного образования в самостоятельное подразделение учебного заведения, в деятельность которого включен в той или иной степени весь педагогический коллектив; возможность профессионального роста педагогов дополнительного образования; многоуровневая структура раз¬личных видов и форм методической работы; концептуальное программно¬методическое обеспечение как всей инфраструктуры, так и каждого творческого объединения учащихся), способствующие эффективности реализации разработанной модели дополнительного образования в инновационном общеобразовательном учреждении.
179
4. Экспериментально проверена разработанная логико-смысловая модель дополнительного образования в инновационном общеобразовательном учреждении.
Полученные результаты, в целом подтвердив гипотезу исследования, доказали эффективность обоснованной и реализованной модели дополнительного образования в общеобразовательном учреждении и позволили сделать выводы, раскрывающие положения, выносимые на защиту:
1. По сравнению с основным дополнительное образование более многообразно, разнопланово, вариативно и является необходимым звеном в воспитании многогранной личности, в ее образовании и ранней профессиональной ориентации. В настоящее время дополнительное образование в науке рассматривается как феномен, как явление и как особо ценный тип образования.
2. Разработанная и реализованная в инновационном общеобразовательном учреждении модель дополнительного образования воплощает идеи отечественных и зарубежных исследований в области методологии, теории и практики личностно развивающего образования и отражает основные требования, предъявляемые к современному школьному дополнительному образованию. Данная модель отличается от известных моделей прежде всего своей целостностью, самоорганизуемостью, открытостью.
Подобные работы
- Инновационная деятельность как условие повышения профессионального роста педагога дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Модель разработки дополнительных образовательных услуг в вузе с использованием технологии тьюторства
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА
НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Особенности правовой культуры руководителей учреждений общего образования (на примере школ г. Барнаула)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Методы организации исследовательской деятельности студентов на примере мониторинга атмосферы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2020 - Управление качеством обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроке физкультуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - Теоретико-методологические основы исследования инклюзивного образования в условиях обычной образовательной среды
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 9000 р. Год сдачи: 2018



