Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности в системе дополнительного образования на примере детской художественной школы

Работа №107657

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы110
Год сдачи2022
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
102
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические аспекты развития мотивации учебной деятельности
обучающихся 15
1.1 Процесс развития мотивации учебной деятельности в научной
практике 15
1.2 Учебная деятельность в системе дополнительного образования
(на примере художественной школы) 23
1.3 Методы и средства формирования мотивации учебной деятельности 29
2 Экспериментальное исследование развития учебной мотивации
обучающихся художественной школы возраста 14-16 лет 41
2.1 Модель методической системы развития мотивации
учебной деятельности в художественной школе 41
2.2 Выявление первоначального уровня развития мотивации учебной
деятельности обучающихся художественной школы 14-16 лет (констатирующий этап) 45
2.3 Описание комплекса психолого-педагогических методов,
способствующих развитию мотивации учебной деятельности, анализ эффективности разработанных средств (формирующий этап) 63
Заключение 89
Список используемой литературы и используемых источников 85
Приложение А Доклады научных конференций и публикации статей 90
Приложение Б Методика 1 - Бланк опросника «Изучение отношения обучающихся к учебным предметам художественной школы» на основе разработки Г.Н. Казанцевой 91
Приложение В Методика 2 - Анкетирование. Бланк анкеты для выявления внутренних компонентов «Изучение отношения обучающихся к учебным предметам художественной школы» на основе разработки Е.А. Калинина 93
Приложение Г Результат констатирующего эксперимента контрольной группы 95
Приложение Д Работы учащихся контрольной низкого уровня развития мотивации по итогам констатирующего эксперимента 96
Приложение Е Результат констатирующего эксперимента экспериментальной группы 97
Приложение Ж Работы учащихся экспериментальной группы низкого уровня развития мотивации по итогам констатирующего эксперимента 98
Приложение И Результаты итогов проведения формирующего эксперимента . 99
Приложение К Работы учащихся контрольной группы высокого уровня развития мотивации по итогам формирующего эксперимента 100
Приложение Л Диагностика внутреннего отношения учащихся к предмету (формирующий эксперимент) 106
Приложение М Результаты формирующего этапа эксперимента 107
Приложение Н Учебный просмотр по итогам аттестации у контрольной группы учащихся 108
Приложение П Итоги формирующего эксперимента 109

Во многих областях человеческой деятельности, в частности, педагогике и искусстве, существует потребность в людях с нестандартным мышлением. Важнейшим навыком становится умение выделить главное из второстепенных признаков и параметров. Одним из основных средств формирования и развития этих способностей у детей является дополнительное образование. Оно удовлетворяет индивидуальные потребности обучающихся в интеллектуальном и нравственном совершенствовании, способствует организации свободного времени. Даная система характеризуется наличием следующих особенностей:
- свободно выбирается для посещения детьми, учитывая индивидуальные особенности и запросы каждого;
- образовательно-воспитательный процесс построен исходя из интересов и потребностей детей ;
- наличие «диалога» в отношениях между учеником и учителем;
- упор на практику, актуальность для будущем профессиональной деятельности;
- многообразие учреждений по деятельности и организационной
структуре: однопрофильные (художественные школы, дворцы, клубы и дома детского творчества, студии и так прочие);
- широкие возможности для самоопределения, выявления профессиональных интересов [15].
Детская муниципальная художественная школа входит в систему дополнительного образования, находится в ведомственном подчинении департамента культуры, организует свою работу на основе требований ФГТ, Федерального Закона об образовании Российской Федерации, занимается реализацией задач концепции художественного образования в Российской Федерации на период 2025 года. Также она реализует задачи, поставленные национальной доктриной образования в Российской Федерации [15], [29], [39], [49].
В данной доктрине указывается необходимость обеспечения системой образования творческих умений и способностей молодежи, удовлетворения ее потребностей в самореализации [29]. В том числе это и образовательные функции, которые строятся на основе Федеральных государственных стандартов. Эти функции имеют общую ориентацию на воспитание и развитие у обучающихся навыков, установок и качеств для общекультурного, а также для будущего профессионального развития [39].
Основным принципом организации процесса художественного образования является единство обучения и творчества. Согласно ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», дополнительная учебная деятельность всесторонне удовлетворяет потребности человека в совершенствовании интеллектуальных, духовных, нравственных, физических или профессиональных умений [49].
Главными задачами дополнительного образования является:
- создание у детей базы образованности;
- формирование у учащихся общей культуры;
- расширение кругозора;
- развитие личности;
- поддержка индивидуальности;
- удовлетворение познавательного интереса ребенка;
- накопление социального опыта;
- улучшение коммуникативных навыков.
В детских художественных школах обучающиеся поступают на образовательные программы, желая приобрести определенные знания и умения. В некоторых случаях учащиеся не относятся к освоению предпрофессиональных программ с должной дисциплиной и усилиями, что отражается на уровне их образованности и воспитанности, а также затрудняет выполнение преподавателями образовательных требований.
Проблемы обучения и воспитания связаны с низким уровнем мотивов к получению образования. Предполагается, что параметр мотивации решается в процессе отсеивания учащихся (вступительный экзамен, промежуточные экзамены, другие средства контроля), заинтересованных в обучении. Однако, практика показывает, что это не всегда так. Причин для этого может быть много: занятость в общеобразовательной школе и других сферах
дополнительного образования, необходимость выполнять объемы домашнего задания, семейные обстоятельства, влияющие на график посещения занятий. Также причинами отсутствия мотивации могут служить и личностные факторы: недостаточная сформированность устойчивой работоспособности, понимания смысла учебных заданий и их взаимосвязь с личной потребностью освоения изобразительной грамоты, влияние усталости на внимательность, и многие другие причины.
В научных, психолого-педагогических исследованиях мотивация играет существенную роль в профессиональном самоопределение подростков, где рассматривается как механизм способный побудить человека к действию, помогающий выстроить определенный вектор направления, побудить к действию. Поэтому, мотивация - это сильнейший механизм активности в системе обучения, определяющий дальнейший профессиональный рост, демонстрирующий возможности личности к самореализации, взаимодействию и самораскрытию своих внутренних качеств. К тому же мотивация служит прекрасным психологическим барьером способным к преодолевать внешние и внутренние блоки. Стремления личности реализовать себя, раскрыть свои творческие способности являются смыслом любой деятельности. Достигая желаемое, индивид, испытывая радостные эмоции полностью удовлетворяет свои желания. Этот момент также является ведущим аспектом в его деятельности, так как учит ставить цель и достигать ее. Таким образом мотивация затрагивает глубоко внутренние стремления и побуждения личности к самореализации, самораскрытию, что стимулирует его действия и поведение, направленные на реализацию целей.
Актуальность исследования. В мотивационной сфере изменения происходят быстрее нежели в познавательной и интеллектуальной. Без управления мотивацией ее уровень быстро снижается, поэтому данная проблема является актуальной в педагогической и психолого-педагогической науке. Поставленные перед обучающимися задачи, во время учебной деятельности, должны пониматься и приниматься им. Именно поэтому постановка определенных условий позволяет включить обучающегося в учебную работу, сформировать умения самостоятельного приобретения знаний, развить активную учебную позицию.
Необходимость выявления и раскрытия смысла учения позволяет определить меры будущего педагогического воздействия на обучающихся, что обуславливает выбор темы исследования «Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности в системе дополнительного образования на примере детской художественной школы».
Советский психолог и философ С.Л. Рубинштейн считает, что мотивы составляют ядро личности человека [43]. Предмет мотивации деятельности рассматривали в своих работах такие психологи, как А.К. Маркова, К. Левин, A. Н. Леонтьев, Л.И. Божович, В.И. Чирков, а также зарубежные исследователи D. C. McClelland, A. Maslow, A.E. Gottfried. М. Lepper K.E. Harter [4], [19], [21], [57], [58], [59], [60].
О понятии внутренней мотивации как основе обучения писал П.Я. Гальперин [6]. Понимание учебной мотивации в концепции учебной деятельности говорилось в работах Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова [8], [55].
Про обучение и развитие особенностей детского творчества писали ученые: Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин В.Д. Шадриков, JI.C. Выготский, B. В. Давыдов, И.М. Сеченов, и др. [3], [8], [53], [55].
Тему развития познавательных интересов затрагивали в своих работах Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина [4], [27]. А.И. Маркова, А.В. Хуторский считали художественную среду одним из факторов развития творческого потенциала [23], [52].
Несмотря на разработанность вопроса в теоретических аспектах до сих пор в практике существует противоречия между:
- отсутствием педагогических условий формирования мотивов учебной деятельности в сфере изобразительного искусства;
- ограничениями учебных заданий учебной программы и личными интересами обучающихся;
- особенностями фронтальной формы обучения и потребностями обучающихся в индивидуальном подходе;
- необходимостью выполнения нормативов ФГТ и недостаточной разработанностью психолого-педагогических средств, влияющих на эффективность их освоения.
Объект - процесс развития мотивации учебной деятельности обучающихся детской художественной школы (в рамках учебного процесса).
Предмет исследования - система психолого-педагогических средств, активизирующих мотивацию учебной деятельности в рамках учебного процесса детской художественной школы.
Цель исследования - определение эффективности методической системы психолого-педагогических средств, направленных на активизацию мотивационной сферы обучающихся художественной школы во время учебного процесса.
Данная система сформирует условия, способствующие:
- приобретению учащимися знаний, умений и навыков по выполнению творческих работ;
- эстетическому, духовно-нравственному воспитанию учащихся;
- активизации интереса в освоении целей и задач учебной программы художественной школы.
Гипотеза исследования. Развитие мотивации учебной деятельности может быть успешной, если будет разработана и экспериментально проверена методическая система педагогических условий, включающая:
- психолого-педагогические методы и средства, способствующие созданию эмоциональной, личностно-ориентированной среды, направленные на активизацию внутренней мотивации учащегося;
- использование на уроках технологии интегративного, проблемного, эвристического обучения, метода проектов и информационных технологий;
- построение содержания, форм и методов проведения учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей при решении изобразительных задач.
В соответствии с целью исследования были поставлены задачи:
- провести теоретический анализ психолого-педагогических аспектов развития мотивации учебной деятельности;
- определить особенности обучения в детской художественной школе, как структурной единицы системы дополнительного образования, школьных учебных программ;
- разработать и апробировать систему критериев для оценки структурных элементов мотивации учебной деятельности обучающихся;
- провести констатирующий эксперимент на выявление
первоначального уровня развития мотивации учебной деятельности обучающихся, проанализировать составляющие, отличающие школьников с разной динамикой учебных мотивов;
- разработать модель методической системы педагогических условий
по развитию мотивации учебной деятельности на уроках изобразительного искусства в ДХШ;
- экспериментально проверить предлагаемую модель на уроках
изобразительного искусства в художественной школе, выявить ее эффективность.
Теоретико-методологическую основу работы составили:
- психологические положения по развитию мотивации учения (М.Р. Битянова, Л.И. Божович, Б.А. Вяткин, П.Я. Гальперин, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин);
- психологические аспекты актуализации мотивов учебной деятельности (Б.Г. Ананьев, В.С. Ильин, В.Г. Леонтьев, В.Н. Лозоцева, А.К. Маркова, И.П. Подласый, Г. Розенфельд, В. Хеннинг);
- труды по психологическим аспектам творческой деятельности (Л.С. Выготский, Дж. Гильфорд, А.Г. Маслоу, С.Л. Рубинштейн);
- работы по исследованию проблем во время учебного процесса (М.И. Корней, О.И. Ларионов, Д. Мыльников, С.П. Филлипова, Г.И. Щукина);
- труды в области теории и методики преподавания изобразительного искусства (Г.В. Беда, Б.А. Дехтерев, Е.И. Корзинова Н.Д. Мацько, А.А. Павлова, Н.Н. Ростовцев и др.);
- федеральный закон об образовании РФ, концепция художественного образования в РФ на период 2025 года, ФГТ художественного образования, Национальная доктрина образования РФ, концепция развития дополнительного образования детей;
- труды по современным педагогическим технологиям, развивающих
учебную мотивацию (П.Я. Гальперин, Л.В. Горбунова, В.Ю. Карминский, Г.Б. Корнетов, Н.В. Полякова, Г.К. Селевко, А.С. Сиденко, Г.Г. Скоробогатова, И. Трояновский, А.В. Хуторской);
- положения теории обучения (В.В. Давыдов, Я.А. Коменский, И.П. Подласый, К.Д. Ушинский).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были применены следующие методы исследования:
- общетеоретические: анализ психолого-педагогической, методической, научной литературы, посвященной вопросам развития мотивации детей в художественной деятельности, нормативно-документальной базы, на основании которой ведется работа художественные школы;
- эмпирические: наблюдение, анкетирование, эксперимент, анализ. В исследовании были задействованы следующие методы: беседа, анализ продуктов творческой деятельности обучающихся, наблюдение.
Научная новизна исследования: предпринята попытка комплексного изучения особенностей мотивационной сферы учащихся художественной школы:
- выявлены наиболее эффективные формы, педагогические приемы и методы, технологии, активизирующие учебную мотивацию у обучающихся художественной школы во время учебного процесса на уроках изобразительного искусства;
- разработана модель методической системы, содержание которой определяет структурные, методические, практические компоненты развития мотивации учебной деятельности в рамках учебного процесса системы дополнительного образования;
- разработаны уровни и критерии развитости учебной мотивации обучающихся художественной школы.
Результаты данного исследования расширяют представления о проблеме развития мотивации в рамках учебного процесса детской художественной школы системы дополнительного образования.
Апробация. Методический материал диссертационного исследования был апробирован на базе МБУ ДО ДХШ №1, г.о. Тольятти. Экспериментом охвачены обучающиеся 2 курса вечернего художественного отделения (далее ВХО), обучающихся предпрофессиональной программы «Живопись» 4Б класса (четверного года обучения).
По материалам исследования были представлены доклады на научных конференциях, опубликованы статьи и методические материалы (Приложение А). Материал данного исследования также был отмечен 3 местом в открытом городском конкурсе авторских методических работ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ГОРИЗОНТЫ 2022. И МАСТЕРСТВО, И ВДОХНОВЕНИЕ» (Приложение П, Рисунок П.25).
Теоретическая значимость:
- теоретически и эмпирически обоснованы психолого-педагогические средства, методы, приемы для развития мотивации в рамках учебного процесса художественной школы;
- разработаны критерии и показатели уровня мотивации учащихся на уроках рисования;
- определена эффективность психолого-педагогических средств, методов, приемов для развития мотивации на занятиях в художественной школе.
Практическая значимость:
- разработана и применена методическая модель развития учебной мотивации, способствующая выполнению требований ФГТ предпрофессиональной общеобразовательной программы в сфере изобразительного искусства;
- предложенная структура методической системы и данные педагогического исследования позволяют совершенствовать процесс развития мотивации учебной деятельности, обеспечивая развитие художественных навыков, личного интереса обучающихся к учебному процессу;
- данная модель может использоваться в рамках учебного процесса в
учреждениях дополнительного образования в сфере изобразительного искусства.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались:
- четкой постановкой исследовательских задач, планированием констатирующего и формирующего эксперимента с постановкой целей и задач;
- экспериментальным данными, отраженных в рисунках и таблицах, полученные при помощи общетеоретических и эмпирических методов исследования;
- апробацией результатов исследования на базе МБУ ДО ДХШ №1 с внедрением результатов исследования в учебный процесс.
Личное участие автора. В своей работе автор раскрывает теоретические положения научных методик психологов и педагогов, разрабатывает, проверяет и внедряет методическую модель в учебный процесс детской художественной школы, эффективность которой отражается в результатах исследования.
Положения, выносимые на защиту:
- разработанная и экспериментально проверенная модель методической системы как фактор активизации мотивации учебной деятельности на уроках изобразительного искусства в художественной школе. Это совокупность структурного, методического и практического компонентов: целей, задач, заданий, уровней и критериальных характеристик;
- разработана система педагогических условий, активизирующих внутреннюю мотивацию учебной деятельности обучающихся на уроках в художественной школе по время учебного процесса.
Предлагаемая модель методической системы позволяет учителю повысить эффективность взаимодействия с учащимися планировать учебную работу на уроке, управлять их поведением, достигать учебных целей и задач, формировать нацеленность на результат, поддерживать активность учебного процесса.
Структура и объем: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, содержит 9 рисунков, 14 таблиц, список используемой литературы (60 источников), 13 приложений. Основной текст работы изложен на 88 страницах.
Содержание работы: введение обосновывает выбор темы диссертационного исследования, ее актуальность, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, описаны практическая и теоретическая значимость работы, источники и научная новизна.
В первой главе исследования рассматриваются определение понятия мотивации учебной деятельности, классификация, методы и способы ее развития, особенности дополнительного образования, нормативно-документальная база работы детской художественной школы особенности общеобразовательной предпрофессиональной программы, понятие учебной деятельности.
Во второй главе исследования рассматриваются система критериев оценки учебной мотивации в художественной школе, структура мотивационных составляющих обучающихся с различной динамикой успеваемости, результаты констатирующего, формирующего экспериментов.
В заключении формируются выводы по проведенному диссертационному исследованию. Приложение включает информационные таблицы, результаты экспериментальной работы, фотографии работ обучающихся.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование показало, что сформировать учебную мотивацию в абсолютном смысле невозможно, поскольку у каждого обучающегося она является подвижной многоаспектной структурой, подвергающейся целому комплексу внешних факторов. Полноценное управление со стороны педагога возможно в условиях изначальной заинтересованности ученика, его стремления к освоению ЗУН и при поддержке его родителя. Проведенное исследование позволило выявить, что данная проблема не может быть решена в рамках одного учебного года и при помощи единственного избранного средства. Со стороны педагога возможна лишь постоянная поддержка и корректировка изначально среднего или высокого уровня развития мотивации, на протяжении длительного времени.
В процессе работы над исследованием были изучены теоретические аспекты развития учебной мотивации учащихся. Подобран диагностический комплекс для констатации исходного и сформированного уровня развития мотивации учебной деятельности. Был разработан критериальный аппарат, включающий в себя внутренние и внешние показатели различных уровней развития мотивации.
Была сформулирована и подтверждена гипотеза о том, что проектное, проблемное, эвристическое и интегративное обучение, формирование личностно-ориентированный среды, а также учет индивидуальных особенностей, обучающихся поможет в решении поставленной проблемы. Для этого была разработана модель методической системы, методическое пособие в виде систематизированных таблиц с необходимыми психолого-педагогическими условиями и учебные задания в рамках проектной технологии, по результатам выполнения которых учащиеся смогли качественно освоить нормы ФГТ, проявить собственную творческую активность, результативно поучаствовать в конкурсной деятельности.
Одной из целей художественного образования также является формирование культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов России, чему также поспособствовало изучение темы творческого проекта.
Были выявлены эффективные педагогические методы, положительно влияющие на внутреннюю мотивацию обучающихся. Постановка проблемных ситуаций на занятиях позволило развить самостоятельность учащихся, активизировать их стремление глубже изучать учебный материал, задаваться вопросами, ставить себе цели, само организовываться, оценивать свою учебную работу, преодолевать сложности.
Творческий проект, помимо того, что ставил перед обучающимися конкретные задачи, требующие решения, он позволял творчески подойти к учебной задаче, применить все полученные на занятиях по рисунку, живописи, истории искусств, МКХ, знания, выразить их в лаконичной форме сюжетной композиции, оформленной декоративным орнаментом. Поставленные цели и задачи реализованы на достаточном уровне, гипотеза подтверждена. Практическая значимость заключается в возможности использования педагогического опыта учителями изобразительного искусства, решающими проблему низкой учебной мотивации учащихся на занятиях в художественной школе.
Результаты научного исследования внедрены в учебный процесс, обеспечивая качественную образовательную и эффективную организационную, учебно-воспитательную, художественно-творческую деятельность обучающихся в условиях детской художественной школы №1.
Полученные данные научного исследования, разработанные критериально-оценочные и психолого-педагогические средства автора могут дополнять комплексную систему обучения детей и подростков изобразительным навыкам и быть использованы в методике преподавания художественных дисциплин в учреждениях дополнительного образования, при разработке методических пособий для преподавателей изобразительного искусства.



1. Ананьев Б.Г. Познавательная потребность и интересы // Ученые записки ЛГУ: Филос.науки. Вып. 16. № 265. С. 41-46
2. Беда Г.В. Изобразительные средства. М. : Просвещение, 1963. 195 с.
3. Битянова М.Р. Узнать, создать, впечатлить. Типы учебной мотивации // Классное руководство и воспитание школьников. 2015. №7-8. С. 6-9
4. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович, Л.В. Блогонадежина. М. : Педагогика, 1972. С. 22-29.
5. Вяткин Б.А. Стили активности как фактор развития интегральной индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь : ПГПИ, 1992. С. 36 - 55.
6. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. С. 8.
7. Горбунова Н.В. Методика организации работы над проектом / Н.В. Горбунова, Л.В. Кочкина // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-26.
8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М. : Академия,
2004. 288 с.
9. Дехтерев Б.А. Иллюстрация - произведение художественное // Детская литература. 1969. № 4. С. 77-84.
10. Дехтерев Б.А. Познание мира и иллюстрация // Детская
литература. 1972. № 3. С. 56-63.
11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / СПб. : Питер, 2003. 2. Педагогика: учеб, для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. СПб., 2003.
12. Карминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе // Завуч. 2005. №3. 4 с.
13. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
14. Коменский Я.А. «Великая дидактика». Избр. пед. соч. М., Учпедгиз, 1955.
15. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726¬р [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/92821/
16. Корнетов Г.Б. Технологии в педагогике и образовании: современные подходы к интерпретации // Завуч. 2005. №1. 110 с.
17. Костромина С.Н. Справочник школьного психолога. М. : Астрель, 2012
18. Ларионов О.И. Развитие мотивации учебной деятельности школьников подросткового возраста: диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01. Саратов, 2004. 205 с
19. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы формирования мотивации. М., 1987.
20. Лозоцева В.Н. Формирование учебной мотивации школьников // Школа и производство. 2004. №4. С. 23-36.
21. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. : Питер, 2008
22. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. 212 с.
23. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М. : Просвещение, 1983. 96 с.
24. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. : Евразия, 1999.
25. Мацько Н.Д. Развитие пространственного мышления на уроке композиции в художественной школе. М. : Академия, 2015. 188 с.
26. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопр. психологии, 1987, №5.
27. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1979. 120 с.
28. Мыльников Д. Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование - 2002. № 9. С. 123
29. Национальная доктрина образования Российской Федерации. Проект / Под ред. чл.-корр. РАО В.И. Слободчикова. Изд. 2-е, испр. и допол. М., 2022. 34 с.
30. Нежнова Т.А. Внутренняя позиция школьника: понятие и проблема // Формирование личности в онтогенезе: Сб. науч. Трудов. - М.: Изд-во АПН СССР, 1991. - С. 50-61.
31. Немов Р.С. Психологический словарь. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
32. Новгородова Н.Е. Проектирование и самоанализ деятельности преподавателя // Методист. 2006. №7.
33. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М. : Издательский центр «Академия», 2000.
34. Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика в средней школе. М. : Владос, 2003. С. 56-58.
35. Педагогические технологии: Определение. Характеристики.
Обусловленность выбора. Классификация педагогических технологий. // Учительская газета, 1994, № 1-4.
36. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: Кн.1: - М. : ВЛАДОС, 1999. 576 с
37. Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии // Завуч.
2005. №5. с. 38.
38. Приемы и методы повышения мотивации к обучению/ сост. М.И. Корней. Субочи : ГУО «Субочский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа», 2017.11 с
39. Приказ Министерства культуры Российской Федерации "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе// от 12 марта 2012 №156 [Электронный ресурс]. URL:
https://culture.gov.ru/documents/ob_utverzhdenii_federalnykh_gos352749/
40. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М. : Педагогика, 1983. 448 с.
41. Психологический словарь / под ред. Кондакова И.М. М., 2000.
42. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студ. худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 3-е изд., доп. и перераб. М. : АГАР, 2000. 256 с.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. 705 с.
44. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
45. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч. 2003. №6. С. 96-111.
46. Скоробогатова Г.Г. Внедрение образовательных технологий в школьную практику // Педагогические технологии, 2004. №3. С. 113.
47. Трояновский И. Метод проектов // Вестник просвещения. 1924. №11. С. 77-85.
48. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т.2, 6. /К.Д.
Ушинский. М. : Педагогика, 1999. 456 с.
49. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 01.04.2018)
50. Филиппова С. П. Исследование и изучение мотивационной сферы подростков в учебной деятельности. Пермь, 2003.
51. Хуторский А.В. Материалы статьи: «Как обучать творчеству?», журнал «Дополнительное образование» №1, 2001г.
52. Хуторской А.В. От свободы к творчеству // Школа творчества: Сб. ученических работ. Ногинск, 1996. С. 3-8.
53. Шадриков В.Д. Психология деятельности. М., 1996.
54. Щукина Г.И Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М. : Просвещение, 1979.
55. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994. 280 с.
56. Leonard N. EMERGING ARTIFICIAL INTELLIGENCE, ART
AND PEDAGOGY: EXPLORING DISCUSSIONS OF CREATIVE
ALGORITHMS AND MACHINES FOR ART EDUCATION //Digital Culture & Education. 2021. Т. 13. №. 1.
57. Nurtaev U. Pedagogical issues in ensuring continuous and intermittent state of the field of fine arts in the system of art education //Academicia: an international multidisciplinary research journal. 2021. Т. 11. №. 1. С. 1813-1821.
58. Sangita Pankaj Hadge. An Analytical Study on Self- Motivation.
International Journal of Research Publication and Reviews Vol (2) Issue (1) (2021) [Электронный ресурс]. URL:
http s: //www.ijrpr.com/uploads/V 2ISSUE1 /IJRPR0155.pdf
59. Sleptsova Е. The power to create reality:Philosophy and motivation
behind Fine Arts (2022). [Электронный ресурс]. URL:
http: //www.theseus .fi/handle/10024/748702
60. Yadgarov Nodir Djalolovich, Mamatov Dilshod Kodirovich, Shukurov Avaz Ruziboevich, Mamurova Dilfuza Islomovna IMPROVING THE PROFESSIONAL TRAINING OF FINE ART TEACHERS // European science. 2021. №2 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/improving-the-professional- training-of-fine-art-teachers.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ