Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Моделирование системы дополнительного образования (на примере инновационного образовательного учреждения)

Работа №7567

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы241стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1030
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы развития системы
дополнительного образования детей в современной школе
1.1. Формирование системы дополнительного образования школьников: российский и зарубежный опыт 15
1.2. Методологические основы моделирования системы дополнительного образования в общеобразовательном учреждении 37
1.3. Цели, задачи и особенности системы дополнительного образования
в инновационной школе 59
Выводы 84
Глава II. Организационно-педагогические условия разработки и реализации модели дополнительного образования в инновационных общеобразовательных учреждениях 88
2.1. Технология разработки модели дополнительного образования в общеобразовательном учреждении как средство удовлетворения социального заказа 88
2.2. Модель системы дополнительного образования инновационной школы 111
2.3. Условия оптимальной реализации модели дополнительного образования в общеобразовательном учреждении 126
2.4. Опытно-экспериментальная проверка и оценка эффективности разработанной модели 150
Выводы 170
Заключение 176
Литература 181
Приложения 195



Актуальность исследования. Глубокие социально-политические, культурно-исторические и экономические изменения в российском обществе, а также новые функции разных звеньев школьной системы обусловили необходимость модернизации содержания общего образования, от которой в огромной степени зависят интеллектуальное и духовное развитие молодого поколения, формирование его ценностных ориентаций, социальных, этических и эстетических идеалов, овладение необходимой совокупностью общих и предметных умений, приобретение первого опыта творческой деятельности. Фундаментальной проблемой образования при этом является создание оптимального образовательного пространства, в котором все учащиеся достигли бы наивысшего уровня в развитии своих способностей.
Стратегия вариативного образования предусматривает кооперацию и одно-временное равноправие разных его форм в рамках единого образовательного пространства России. Большой вклад в процесс практической реализации идей новой образовательной стратегии вносит система дополнительного образования. Проблема дополнительного образования является достаточно новой для российской педагогической науки. Несмотря на то, что термин "дополнительное образование" вошел в педагогику с 1992 года, этот феномен существует в российской школе в качестве внеучебной, внеурочной, внеклассной и внешко¬льной деятельности более полутора веков. За это время изменилась как рассматриваемая инфраструктура образовательного учреждения, так и цели и за¬дачи, стоящие перед ней. В настоящее время в России идет активный процесс формирования новой системы образования, ее переориентации на социализацию личности и становление активной жизненной позиции школьника. Все это не могло не повлиять на содержание и структуру школьного дополнительного образования.
В Законе РФ "Об образовании", Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и других документах определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы рассматривает развитие дополнительного образования детей как одно из приоритетных на¬правлений российской образовательной политики. Новая ситуация в образовании, связанная с реализацией Концепципрофильного образования, придает школьной системе дополнительного образования мощный импульс развития.
Сегодня общее образование при всей вариативности учебных планов и программ ограничивает возможность познавательного выбора и выбора практической деятельности, а также не может уделять достаточного внимания созданию необходимой среды общения и развития, организации досуга детей. Поэтому в новой образовательной ситуации школа находит в дополнительном образовании: широкий диапазон дополнительных образовательных услуг, значительно расширяющих и углубляющих основные стандарты образования; компенсацию отсутствия или недостаточного количества часов тех или иных учебных курсов; новые возможности для творческого развития ребенка, его самоопределения и самореализации; условия для освоения детьми духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов.
В настоящее время идея дополнительного образования в общеобразовательном учреждении получила новое теоретическое осмысление и практическое воплощение. Большой вклад в этот процесс внесли исследования А.Г.Асмолова, В.А.Березиной, А.К.Бруднова, О.С.Газмана, В.А.Горского, Е.Б.Евладовой,
О.Е.Лебедева, М.Н.Поволяевой и др. Различным аспектам становления и развития системы дополнительного образования посвящен ряд диссертационных исследований, в которых рассмотрены вопросы дополнительного образования как социально-педагогической проблемы (Н.Л.Антонова, А.В.Скачков), как средства творческого развития ребенка (В.А.Березина, Н.Б. Дворцова) и профес¬сионализма педагога (М.А.Валеева, Ю.В.Сорокопуд, А.И.Щетинская), как взаимосвязи урочных и внеурочных занятий школьников в целостном учебно-воспитательном процессе (В.И.Казаренков), организационно-деятельностных аспектов (Е.В.Козлова, Л.Н.Папенина, И.А.Смотрова, Ф.Н.Страчкова), обоснования рациональных подходов к содержанию дополнительного образования (В .И. Аксельрод, А.В. Золотарева, Н.И.Фуникова) и др.
Анализ существующих исследований показал, что в педагогике только начинает складываться теоретическое и методическое обоснование этого вида образования. По мнению В.А.Горского, концептуального разрешения проблем в этой области педагогической науки, пока не получено, о чем свидетельствует относительная разобщенность выполненных работ, как по тематике, так и по предметным областям. Поэтому, отмечая ценность ранее проведенных исследований, посвященных проблемам дополнительного образования детей, необходимо отметить, что вопросы особенностей этого вида образования в условиях общеобразовательных учреждений рассмотрены недостаточно, хотя практика показала, что эти особенности имеют принципиальный характер. На наш взгляд, назрела необходимость их системной разработки и исследования с учетом тенденций развития современного образования. В условиях вариативной образовательной системы растет спрос на такие программы дополнительного образования, которые компенсировали бы известную односторонность профильного обучения в школе, способствовали бы гармонизации общего образования, что особенно актуально в связи с реализацией Концепции профильного обучения.
Практика становления системы дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях свидетельствует, что любые преобразования не дают должного результата, если они проводятся методом проб и ошибок, без научно обоснованных подходов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема дополнительного образования является достаточно новой для российской педагогической науки. Несмотря на то, что термин «дополнительное образование» вошел в педагогический лексикон с 1992 года, сам феномен имеет в российской школе давние традиции внеурочной, внеклассной, внешкольной деятельности. Данный вид образования, вобрав все лучшее из педагогического наследия прошлого, является широким и благодатным фоном для общего образования, позволяет создавать условия для оптимального развития личности и при этом наиболее полно удовлетворяет образовательные потребности граждан, общества, государства. Система дополнительного образования является подсистемой общего образования, решающей задачу реализации прав ребенка на полноценное развитие и образование, на отдых и досуг.
Под дополнительным образованием в общеобразовательном учреждении в своем исследовании мы понимаем специфическую часть системы общего образования, представляющую собой процесс и результат свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, способствующих становлению личности в условиях развивающей и развивающейся образовательной среды, содействующей ее самоопределению, творческой самореализации и самосовершенствованию.
В настоящее время в педагогике начинает складываться теоретическое и методическое обоснование этого вида образования. Дополнительное образование есть синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и само¬развития, взросления и социализации. Дополнительное образование связывает три сферы деятельности: образование, труд и культуру как образ жизни. Оно закладывает основы самообразования подростка, предоставляя свободу выбора видов деятельности, способов их освоения, создает возможности самопознания, так как включает приемы диагностики и условия сопоставления себя с другими. Дополнительное образование активизирует возможности самореализации, обогащает личный опыт в процессе пробы жизненных и личностных способностей,
способствует профессиональному самоопределению в познавательной, технической, художественной и других видах деятельности.
Методологической основой построения системы дополнительного образования в современных условиях является идея рассмотрения его как особого образовательного пространства, в котором объективно задается множество отношений, осваивается опыт исполнительского мастерства и происходит приобщение учащихся к творчеству. Постоянно расширяющееся внешнее образовательное пространство способствует формированию внутренней образовательной среды (интересов и склонностей) самих обучающихся.



1. Абраухова В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 1997. - 21 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.
3. Адамский А. Авторская школа //Инновационное движение в российском школьном образовании.- М., 1997.- С. 186 - 224.
4. Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психо¬логия науки: Учебное пособие. - М.: Флинта, 1998. - 312 с.
5. Альтшуллер Г.С. Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск: Беларусь, 1991. - 479 с.
6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой лично¬сти: Основы педагогического творчества. - Казань: Изд.-во КГУ, 1988. - 238 с.
7. Андрюхина Л.М. Дополнительное образование: возможности развития личности //Дополнительное образование. - 2000. - №9. - С. 11 - 15.
8. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и культура мышления. - М., 1991. - 416 с.
9. Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х - начала
ХХ в. - М.: Педагогика, 1990. - 608 с.
10. Антология педагогической мысли России первой половины Х1Х в. - М.: Педагогика, 1987. - 559 с.
11. Антология педагогической мысли России ХУ111 в.- М.: Педагогика, 1985.¬479 с.
12. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития //Внешкольник. - 1997. - № 9. - С. 6 - 9.
13. Асмолов А.Г. На пути к развивающемуся вариативному образованию //Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития дополнительного образования детей. - М., 1997. - С. 1 - 3.
14. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Полит¬издат, 1981. - 432 с.
15. Ахвердова О.А. Психологическое здоровье нации и клиническая психоло¬гия //Вестник СГУ. - 2001. - Выпуск № 27. - С. 146 - 149.
16. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации. Интеграционные процессы в педагогической теории и практи¬ка. - Свердловск: Свердловский экономический институт, 1990. - 128 с.
17. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданст-венности учащейся молодежи: Монография-. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997. - 204 с.
18. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1998. - 22 с.

182
19. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
20. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. - М., 1994.
- 111 с.
21. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода.- М.: Наука, 1973. - 270 с.
22. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разра¬ботки парадигмы. - Ростов -н/Д: РГПУ. 1997.
23. Бондаревская Е.В. Опыт разработки концепций воспитания. - Ростов-н/Д: РГПУ, 1993. - 140 с.
24. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания //Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29 - 36.
25. Брановский Ю.С. Введение в педагогическую информатику: Учебное посо¬бие. - Ставрополь: СГПИ, 1995. - 206 с.
26. Братченко С. Л. Гуманитарная экспертиза образования //Школьные техно¬логии. - 2001. - №2, №3, №4.
27. Бруднов А.К. Развитие дополнительного образования детей Российской Федерации //Принципы обновления программного обеспечения в учреж¬дениях дополнительного образования: Тезисы и материалы Всероссийской науч. - практич. конф. - СПб., 1995. - С. 4 - 112.
28. Бруднов А.К. Современные ориентиры дополнительного образования де¬тей //Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам раз¬вития системы дополнительного образования детей: Сб. статей. - М., 1997.
- С. 3 - 5.
29. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учрежде¬ний дополнительного образования детей: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гу- манит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 160 с.
30. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации //Народное образование. - 2000. - № 9. - С. 177 - 180.
31. Вахтеров В.П. Внешкольное образование народа. - М., 1896.
32. Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. - М., 1988.
33. Восьмая подсистема образования. А может быть первая?: Беседа А.С.Горского с И.В. Бестужевым-Ладой //Внешкольник. - 1997.- № 3. - С.
11 - 16.
34. Вульфсон Б. Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге ХХ1 века. - М.: Изд.-во УРАО, 1999. - 208 с.
35. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
36. Выготский Л.С. Педология подросткового возраста /Собр. соч. в 6 т.- М.: Наука, 1983. Т. 3. - С. 5 - 314.
37. Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей //Педагогика .¬
1997. - № 4. - С. 45 - 52.
38. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию
XXI века //Классный руководитель. - 2000. - №3. - С. 6 - 38.

183
39. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практи- ко-ориентированных образовательных концепций).- М.:Совершенство,
1998. - 608 с.
40. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. - М.: Школа-пресс, 1995. - 447 с.
41. Гиг. Дж. Ван. Прикладная общая теория систем. - М., 1981.
42. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учебное пособие.- СПб. : Изд.-во СПбГУ, 1992. - 154 с.
43. Гликман И.З. Школьная концепция воспитания //Наука и школа. - 1999. - № 5. - С. 55 - 59.
44. Гольдберг В. А. Гуманистическая воспитательная система школы: станов¬ление и развитие. - М.: Новая школа, 2001. - 176 с.
45. Горовая В.И. Теоретические основы подготовки специалиста-педагога в условиях многоуровневого высшего образования: Дисс. д-ра пед. наук. - СПб., 1995. -350 с.
46. Горовая В.И., Тарасова С.И. Подготовка учителя к исследовательской дея-тельности. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. - 128 с.
47. Горский В. А. Возникновение и развитие добровольных объединений граж¬дан //Дополнительное образование. - 2000. - №7-8. - С. 56 - 61.
48. Горский В. А. Методологические основы содержания, форм и методов дея-тельности педагога дополнительного образования //Дополнительное обра-зование. - 2003. - С. 29 - 34.
49. Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнитель¬ного образования детей //Дополнительное образование. - 2001. - №1. - С. 30-31.
50. Горский В.А., Журкина А.Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В.В. Система дополни¬тельного образования детей: Концепция лаборатории проблем дополни¬тельного образования детей института общего среднего образования РАО //Дополнительное образование. - 2000. - №1. - С. 6 - 11.
51. Горский В. А., Журкина А.Я.,. Сальцева Л.Ю, Чистякова С.Н.. Требования к программам дополнительного образования //Дополнительное образование.
- 2000. -№2. - С. 3 - 9.
52. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. - Калининград, 1995.
53. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. -М.:Народное образование, 2001. - 128 с.
54. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная тех-нология. М.:Народное образование, 2000. - 240 с.
55. Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии.- М.: На¬родное образование, 1995.- 135 с.
56. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описании их авторов и исследователей)./Под общей ред. Селивановой Н.Л.. - М.: Новая школа, 1998. - 336 с.
57. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. Учебное пособие. - Ставрополь, 1993.

184
58. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода - М.: Школа, 1994.
59. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и ... неопределенность //Народное образование. - 2002.- №2. - С. 55 - 60.
60. Дворцова Н.Б. Развитие творческого потенциала учащихся в условиях сис¬темы дополнительного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Сара¬тов, 2000. - С. 22.
61. Днепров Э.Д. Инновационное образовательное движение //Инновационное движение в российском школьном образовании.- М., 1997.- С. 9 - 35.
62. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. О.Е.Лебедева. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
63. Евладова Е.Б. Комплексная программа воспитания и дополнительного об-разования в школе //Внешкольник. - 1999. - №9.- С. 10 - 11.
64. Евладова Е.Б. Образование основное и дополнительное: проблема взаимо¬связи //Внешкольник. - 2000. - №3.- С.14 - 16.
65. Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития //Педагогика . - 1995. - №5.- С. 39 - 43.
66. Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. - М., 1996. - 133с.
67. Журкина А.Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования //Дополнительное образование. - 2000. - № 9. -С. 6 - 9.
68. Заир- Бек Е.С. Педагогическое проектирование в системе образования. - СПб., 1994.
69. Закон Российской Федерации “Об образовании”. - 4-е изд. - М.: ИНФРА,
2001. - 53 с.
70. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1990.
71. Зарецкий В.К. О двух подходах к проектированию образовательных сис¬тем //Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения: Сб. на¬уч. тр. Ин - та педагогических инноваций РАО. - М., 1994.
72. Заславская О.В. Обучение как фактор формирования и развития воспита¬тельной системы школы. - Тула: ТОИРО, 1997. - 187 с.
73. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. - М.: Новая школа, 1997. - 320 с.
74. Зимина И. Возможности витагенного образования в управлении образова-тельным учреждением //Народное огбразование. - 2002. - № 7. - С.16 - 19.
75. Зимняя И.А. Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образо¬вания: подход, концепция, стратегия //Современные концепции воспита¬ния. - Ярославль, 2000. - С. 22 - 27.
76. Зимняя И.А. Цель - идеал воспитания в дополнительном образовании детей в современной России //Материалы научно-практической конференции «Дополнительное образование детей в России: состояние и перспективы развития в 21 веке». - М., 2000. - 102 с.
77. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание - проблема совре¬менного образования в России. - М.: ИЦ, 1998. - 82 с.
78. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. - М.: Педагогика, 1982. - 80 с.

185
79. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 384 с.
80. Калашников А.Г. Проблемы политехнического образования: Избранные труды.- М.: Педагогика, 1990. - 368 с.
81. Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащими¬ся. - М., 1980.
82. Калугина Т.Г. Некоторые аспекты проблемы реализации интеллектуальных и творческих потенциалов личности в условиях лицейского образования. //Дополнительное образование. - 2001. - №2. - С. 8 - 12.
83. Калугина Т.Г. Пути формирования интегративных развивающих сред для реализации творческой индивидуальности учителя и ученика //Дополнительное образование. - 2001. - №3. - С. 8 - 13.
84. Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования /Избр. пед. соч. - М., 1982. - 606 с.
85. Каптерев П.Ф. Педагогическая психология. - М., 1926.
86. Караковский В. А. Моделирование воспитательной системы «школы обще-человеческих ценностей» //Моделирование воспитательных систем: теория и практика: Сб. науч. ст. - М., 1995. - С. 78 - 87.
87. Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: Новая школа, 1993. - 80 с.
88. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспита¬ние. Воспитание! - Теория и практика школьных воспитательных систем.
- М.: Новая школа, 1996.- 128 с.
89. Карпов Е. Учебно-исследовательская деятельность в школе: в поисках но¬вой педагогической альтернативы //ШЭЖ. - 2002. №3. - С. 3 - 10.
90. Каспаржак А.Г. Новые и инновационные школы: проблемы сегодняшнего дня, перспективы развития //Инновационное движение в российском школьном образовании. - М., 1997. - С. 36 - 60.
91. Каспаржак А.Г. Левит М.В. Базисный учебный план и российское образо¬вание в эпоху перемен. - М.: МИРОС, 1994. - 194 с.
92. Кедров Б.М. Научная школа и ее руководитель //Школы в науке. - М.: Нау¬ка, 1977. - С. 300 - 310.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ