ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
1 Понятие и сущность индустриальных промышленных
парков……………………………………………………………………... 6
1.1 Понятие «индустриальный промышленный парк»………………… 6
1.2 Назначение индустриальных промышленных парков…………….. 12
1.3 Нормативно-правое регулирование деятельности индустриальных
промышленных парков…………………………………………………… 18
2 Анализ развития индустриальных промышленных парков
Республики Татарстан…………………………………………………… 25
2.1 Краткая характеристика промышленного развития Республики
Татарстан…………………………………………………………………. 25
2.2 Тенденции развития индустриальных промышленных парков
Республики Татарстан…………………………………………………… 37
3 Направления развития индустриальных промышленных парков в
Республике Татарстан…………………………………………………… 45
3.1 Предложения по развитию индустриальных промышленных
парков Республики Татарстан………………………………………….... 45
3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий…….. 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………................................. 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….. 63
ПРИЛОЖЕНИЕ
Восстановление и укрепление позиций отечественных
товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынке, опережающее
развитие промышленного сектора, увеличение масштабов производства и
повышения его эффективности является приоритетной задачей
государственной политики.
Успешному решению данных задач способствует создание в реальном
секторе экономики различных интеграционных образований, в том числе
индустриальных парков. Повышенное внимание к индустриальным паркам
объясняется высоким потенциалом эффективности вложений. Яркой
иллюстрацией высокой эффективности может служить индустриальные
парки Республики Татарстан, обеспечивший на каждый рубль
государственных вложений в его инфраструктуру 28 рублей частных
инвестиций в производство и более 8 рублей налоговых платежей в
региональный бюджет.
Вместе с тем формирование в регионах индустриальных парков
является необходимым, но не достаточным условием успешной реализации
их потенциала. Высокие результаты обеспечивают далеко не все
индустриальные парки, действующие в регионах страны, поскольку залогом
максимального использования возможностей индустриальных парков
является эффективное управление процессом их создания и
функционирования.
Изложенное выше обосновывает актуальность углубленного изучения
теории и практики управления процессом формирования и
функционирования индустриальных парков как интеграционных образований
с целью выявления устойчивых связей и закономерностей, определяющих
природу и содержание имеющихся проблем, логику и механизмы их
разрешения с помощью подходов, форм и методов современного
менеджмента.4
Различные аспекты исследуемой многоаспектной проблемы широко
освещаются в трудах отечественных и зарубежных учёных, посвятивших
свои работы теории и практике менеджмента, размещения производств,
оценки эффективности предприятий и развития территорий.
Исследованиям в области общего менеджмента посвящены труды
таких учёных, как Дж. Адамс, И. Ансофф, К.Альдерфер, К.Барт, В.Врум,
Г.Гант, П.Друкер, В.Корниенко, Э.Лаулур, Дж. Локк, Д. МакКлелланд, Р.
Оуэн, Л.Портер, Д.Рикардо, А.Смит, Ф. Тейлор, Дж.Уортон, А.Файоль,
Ф.Херцберг, Г.Эмерсон и многих других.
Теоретические и методологические положения размещения
производств и менеджмента территорий развиты такими учёными, как У.
Айзард, Л.Вайгман, А. Вебер, Ю. Вертакова, М. Гринхат, Н.Н. Колосовский,
В. Кристаллер, В. Лаунхард, Л. Лефебер, А. Лёш, Т. Паландер, М.Портер,
А.Прёдель, И. Рисин, Г. Ритчль, Ю.Трещевский, Й.Тюнен, Э.Хлынин,
X.Хотеллинг и др.
Проблемами менеджмента предприятий и оценки эффективности
производства занимались такие учёные, как Л. Абалкин, В. Глебов, Л.
Гусева, И. Гулый, Л. Джилберт, В. Дудник, А. Зиятдинов, Д. Исмагилов, Ю.
Комарова, В. Нордхаус, А. Полянин, А. Самуэльсен, Я. Стоянова, Э.
Султанова, В. Чипизубова, В. Шуметов, Е. Юшков и др.
Цель выпускной квалификационной работы – изучить развитие
индустриальных промышленных парков в Республике Татарстан и
предложить меры по совершенствованию их работы.
Задачи выпускной квалификационной работы:
рассмотреть понятие и сущность индустриальных промышленных
парков;
проанализировать развитие индустриальных промышленных парков
Республики Татарстан;
предложить направления развития индустриальных промышленных
парков в Республике Татарстан.5
Объект исследования – индустриальные промышленные парки в
Республике Татарстан.
Предмет исследования – управленческие отношения, возникающие в
процессе формирования и функционирования индустриальных парков.
Теоретической и методологической основой выпускной
квалификационной работы явились фундаментальные положения
экономической теории, принципы системного анализа и диалектики. В
процессе исследования использованы научные разработки отечественных и
зарубежных ученых по вопросам функционирования индустриальных
парков, Федеральные законы, постановления Правительства и указы
Президента РФ, нормативные акты Госдумы РФ, федеральные и
региональные программы поддержки и развития субъектов инновационной
инфраструктуры РФ, данные Госкомстата РФ, научные обзоры.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав,
включающих в себя восемь параграфов, заключения, списка использованной
литературы и приложений. В первой главе рассмотрено понятие, сущность,
нормативно-правовое регулирование и назначение индустриальных
промышленных парков. Во второй главе проведен анализ промышленного
развития Республики Татарстан и развития индустриальных промышленных
парков Республики Татарстан, так же выявлены существующие проблемы. В
третьей главе предложены направления развития индустриальных
промышленных парков в Республике Татарстан и пути, проведено
экономическое обоснование.
Проведенное исследование развития индустриальных промышленных
парков в Республике Татарстан позволяет сделать следующие выводы:
1. Индустриальные (промышленные) зоны представляют собой
подготовленную в инженерном отношении территорию, расположенную за
пределами городского центра и примыкающую к транспортным узлам, на
которой размещаются промышленные предприятия, складские и
логистические комплексы, объекты общественно-деловой застройки и т.п.
2. Индустриальный парк как специфическое интеграционное
образование обладает значительным потенциалом размещения отдельных
секторов промышленности, реализация которого во многом зависит от
эффективности управления процессом их формирования и
функционирования.
3. Индустриальные парки, формируя кооперационные связи между
резидентами парков, обеспечивают эффективное использование
инфраструктуры парковых проектов всеми его резидентами. Развитие
системы парковых проектов для целей обеспечения экономического роста и
инвестиционной привлекательности Российской Федерации требует
формирования и активной реализации государственной политики как на
федеральном, так и на региональном уровне. Парковая политика государства
должна стать одним из базовых элементов инвестиционной политики и
реиндустриализации экономики России. Должна быть нацеленной на
эффективное использование имеющегося территориального и
инфраструктурного потенциала, создание условий для повышения
инвестиционной привлекательности Российской Федерации.
4. Республика Татарстан по основным макроэкономическим
показателям традиционно входит в число регионов-лидеров Российской
Федерации. По объему валового регионального продукта республика
занимает 7 место среди субъектов Российской Федерации, сельскому58
хозяйству и объему инвестиций в основной капитал – 4 место,
промышленному производству и строительству – 5 место, вводу жилья – 6
место, обороту розничной торговли – 8 место.
5. В Республике Татарстан присутствует проблемы развития
промышленности: пониженные стимулы к инновациям и росту
эффективности вследствие наличия высокоприбыльного углеводородного
сектора; высокая зависимость от федеральных решений и финансирования,
среднее качество и нехватка человеческого капитала, системные проблемы
конкурентоспособности.
6. Поддержка и развитие предпринимательства выступает одним из
важнейших направлений совершенствования социально-экономической и
инфраструктурной среды Республики Татарстан. Республика Татарстан
является лидером среди регионов России по количеству объектов
инфраструктуры для поддержки предпринимательства. В действующих и
создаваемых индустриальных парках на 01.01.2019 г. зарегистрировано
резидентов – 818, создано рабочих мест 31110, а в технопарках
зарегистрировано резидентов – 310, создано рабочих мест – 1835.
7. Вклад резидентов индустриальных парков в обрабатывающее
производство субъекта РФ в 2017 году составляет 5,69%, что ниже, чем
показатели 2016 и 2015 гг. (среднее значение по субъектам РФ, имеющим
действующие и создаваемые парки, составляет 1,89%).
8. Среди наиболее значимых мер поддержки создания и развития
индустриальных парков Республики Татарстан следует указать следующие
меры:
– содействие в создании и реконструкции инженерной, транспортной
инфраструктуры промышленных парков, находящихся в собственности
Республики Татарстан либо с использованием инструментов ГЧП.
Указанный механизм предполагает включение инфраструктуры парка в
частную собственность, при этом внешняя инфраструктура (транспортная,59
инженерная, коммунальная) формируется с использованием средств бюджета
субъекта Российской Федерации;
– прямое субсидирование из бюджета РФ и бюджета Республики
Татарстан на развитие индустриального парка в размере 5% от суммы
уплаченных налогов резидентами этого парка крупными компаниями и 15%
от суммы уплаченных налогов резидентами этого парка субъектами малого и
среднего предпринимательства;
– запуск специализированных кредитных продуктов рядом банков и их
предоставление под особое обеспечение: залог прав на строящиеся объекты,
залог активов проекта;
– создание системы «единого окна» при обращении в финансовые и
иные организации, тем самым уменьшение значимости административных
препон, в том числе сокращение сроков, упрощение иных формальных
процедур, связанных с созданием промышленного парка, на федеральном,
региональном и муниципальном уровне;
– предоставление налоговых льгот;
– привлечение резидентов, возможно иностранных, которые будут
обеспечивать развитие Республики Татарстан.
10. Для развития существующих индустриальных промышленных
парков Республики Татарстан необходимо составить каждому
индустриальному парку перспективный план развития – документ,
определяющего цель, задачи и направления развития промышленного парка,
основные виды деятельности резидентов промышленного парка, а также
меры по достижению цели и реализации задач функционирования
промышленного парка.
11. В настоящее время в городах Республики Татарстан одним из
основных параметров, описывающих интенсивность использования
территории, является плотность застройки. Строительство в стесненных
условиях является сейчас очень актуальным вопросом в городах республики
Татарстан. Для данного вида строительства существует проблема60
ограниченности территории для возведения зданий и сооружений. Так как
для возведения многоэтажных зданий необходимо большое количество
техники, а для ее размещения на строительной площадки нет такой
возможности. Для решения этой проблемы используются новые технологии
PLASTBAU. Строительные панели в настоящий период времени
железнодорожным транспортном проставляются из г. Екатеринбург. Поэтому
организация производства несъёмной опалубки из пенополистирола по
технологии PLASTBAU в одном из индустриальных промышленных парков
Республики Татарстан будет экономически обосновано. Для решения этой
проблемы в рамках выпускной квалификационной работы разработан проект
производства таких панелей на территории Кукморского промышленного парка.
12. Реализации представленного проекта даст возможность привлечь
резидентов, будет организовано 46 рабочих мет и получено прибыли до на
налогообложения 125 511,97 тыс. EUR и получить налог в Республику
Татарстан 23 104,86 тыс. EUR или 1 663 549,92 тыс. руб
Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. №
116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» //
[Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». URL
http://base.co№sulta№t.ru/co№s/ cgi/o№li№e.cgi?req=doc;base=law;№=149828.
2. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 27.06.2018)
«О промышленной политике в Российской Федерации» // «Российская
газета», № 1, 12.01.2015.
3. Постановление Правительства РФ от 04.08.2015 № 794 (ред. от
17.04.2018)
4. «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих
компаниях индустриальных (промышленных) парков» (вместе с
«Требованиями к индустриальным (промышленным) паркам и управляющим
компаниям индустриальных (промышленных) парков в целях применения к
ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности»,
«Правилами подтверждения соответствия индустриального
(промышленного) парка и управляющей компании индустриального
(промышленного) парка требованиям к индустриальным (промышленным)
паркам и управляющим компаниям индустриальных (промышленных)
парков в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере
промышленности») // «Собрание законодательства РФ», 17.08.2015, № 33, ст.
4827.
5. Постановление Правительства РФ от 30.10.2014 № 1119 (ред. от
20.11.2018) «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на
получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение
затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов
инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков и
технопарков в сфере высоких технологий» (вместе с «Правилами отбора
субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение62
государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на
создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры
индустриальных парков, промышленных технопарков и технопарков в сфере
высоких технологий») //»Собрание законодательства РФ», 17.11.2014, № 46,
ст. 6344
6. Постановление Правительства РФ от 20.01.2016 № 15 (ред. от
01.03.2018) «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных
трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов российской
федерации на возмещение затрат по созданию, модернизации и (или)
реконструкции объектов инфраструктуры индустриальных парков или
промышленных технопарков» // «Собрание законодательства РФ»,
01.02.2016, № 5, ст. 688
7. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от
29.03.2019) «Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» //
«Собрание законодательства РФ», 05.05.2014, № 18 (часть II), ст. 2162.
8. Стандарт индустриального парка [Электронный ресурс] //
Ассоциация индустриальных парков: офиц. сайт. URL:
http://www.i№dparks.ru/certificatio№/ sta№dard / (дата обращения 01.05.2019
г.)
9. Приказ Минэкономразвития РФ от 16.02.2010 № 59 «О мерах по
реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке
малого и среднего предпринимательств» // СПС «КонсультантПлюс»
10. ГОСТ Р 56301-2014. «Национальный стандарт Российской
Федерации. Индустриальные парки. Требования» // СПС «Техэксперт» (дата
обращения 09.04.2019 г.)
11. ГОСТ Р 56301-2014. «Национальный стандарт Российской
Федерации. Индустриальные парки. Требования» // СПС «Техэксперт» (дата
обращения 09.04.2019 г.)63
12. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации
на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научноинновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1 // СПС
«КонсультантПлюс» (режим доступа 10.04.2019 г.)
13. Стратегия социально-экономического развития Республики
Татарстан до 2030 года, утвержденной Законом Республики Татарстан от
17.06.2015 № 40-ЗРТ // 1 // СПС «КонсультантПлюс» (режим доступа
10.04.2019 г.)
14. Аналитический обзор «Индустриальные парки, технопарки,
промышленные парки зоны Санкт-Петербурга» [Электронный ресурс] // ИА
Крединформ. 2012. URL: http://www.credi№form.ru/ru-RU. (дата обращения
10.04.2019 г.)
15. Агарков, А. П., Голов, Р. С., Голиков, А. М. Теория организации.
Организация производства: интегрированное учебное пособие. – М.:
«Дашков и Ко «, 2012. – 272 с.
16. Азоев, Г. Л., Челенков, А. П. Конкурентные преимущества
фирмы. – М: Новости, 2016. – 255 с.
17. Александрович, И. М., Вартанова, С. Л., Девяткин, С. В., Попков,
С.Ю., Поспелова, А.В., Тималина, Е.Ю., Щеулин, А.С. Проектный подход
создания регионального сегмента национальной инновационной системы в
Московской области // Устойчивое развитие науки и практики, 2014. – №2. –
С.9-11.
18. Алексеев, О. и др. Институциональные механизмы регионального
развития // Казанский федералист, – 2012. – № 3. – С.9-12.
19. Алушкин, Ю.А. Градообразующее предприятие как фактор
социально- экономического развития территории: дис ... канд.экон.наук :
08.00.05 / Алушкин Юрий Александрович. – Санкт-Петербург, 2016. –185 с.
20. Болдин, К.В. Инвестиции: системный анализ и управление. М.:
Дашков и К°, 2016. – 288 с.64
21. Бредихин, В.В. Методология формирования и развития
совокупного производственно-технического потенциала территории города и
региона. Монография. – Курск, Изд-во ЮЗГУ, 2012. – 127 с.
22. Еремин С.Г. Актуальные вопросы управления государственной и
муниципальной собственностью: Учеб. пособие / С.Г. Еремин. М.:
Юстицинформ, 2014. 236 с.
23. Виноградов, В.П. Социально-экономический кластер как
стратегическая перспектива развития «моногородов»: профессиональное
муниципальное сообщество России в поиске альтернатив развития / В.П.
Виноградов // Евроград, 2013. – № 16. – С.111.
24. Выдрин И.В. К вопросу о понятии бюджетно-правового статуса
муниципального образования / И.В. Выдрин, Б.Г. Темирова //
Конституционное и муниципальное право. 2017. № 10. С. 50 - 53.
25. Васильев С.А. Местные налоги: к вопросу об ограничении
конституционных основ народовластия / С.А. Васильев // Налоги. 2017. № 1.
С. 8 - 12.
26. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики: учебник для
вузов / А.Г. Гранберг. - М.: Высш. шк. экономики, 2010. – 496 с.
27. Государственный фонд развития промышленности. URL:
http://frprf.ru/gospodderzhka/o-spetsial№ykh-i№vestitsio№№ykh-ko№traktakhdlya-otdel№ykh-otrasley-promyshle№№osti/.