ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских компетенций учащихся 10
1.1. Исследовательские компетенции учащихся общеобразовательной школы:
общая характеристика и структура 10
1.2. Особенности организации исследовательской деятельности как актуальная задача обучения в общеобразовательной школе 23
1.3. Особенности обучения исследовательской деятельности учащихся в
общеобразовательной школе 30
1.4. Педагогическая модель формирования исследовательских компетенций 35
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию исследовательских компетенций учащихся 43
2.1. Измерение уровня сформированности исследовательских компетенций учащихся 43
2.2. Апробация модели формирования исследовательских компетенций учащихся 48
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 61
Выводы по второй главе 76
Заключение 77
Список литературы 80
Приложения 92
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских компетенций учащихся 10
1.1. Исследовательские компетенции учащихся общеобразовательной школы:
общая характеристика и структура 10
1.2. Особенности организации исследовательской деятельности как актуальная задача обучения в общеобразовательной школе 23
1.3. Особенности обучения исследовательской деятельности учащихся в
общеобразовательной школе 30
1.4. Педагогическая модель формирования исследовательских компетенций 35
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию исследовательских компетенций учащихся 43
2.1. Измерение уровня сформированности исследовательских компетенций учащихся 43
2.2. Апробация модели формирования исследовательских компетенций учащихся 48
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 61
Выводы по второй главе 76
Заключение 77
Список литературы 80
Приложения 92
Актуальность исследования. Происходящие в российском обществе глубокие социально-экономические преобразования обусловили необходимость комплексной модернизации системы школьного образования, направленной на повышение качества образовательного процесса, которое предполагает формирование готовности у учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию. В связи с этим изменяются требования к результатам образования и уровню подготовки выпускников общеобразовательной школы, которые нашли отражение в стандартах школьного образования второго поколения.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (далее, ФГОС ООО) к новым требованиям, предъявляемым к учащимся средней школы, относятся: готовность и способность к познавательной деятельности; овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; овладение действиями постановки и разрешения проблем, выдвижения гипотез и их обоснования; самостоятельный поиск методов решения творческих и практических задач; овладение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами; овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов.
Указанные выше требования реализуются в условиях включения учащихся в исследовательскую деятельность, которая призвана повысить качество образовательного процесса в общеобразовательной школе. Таким образом, согласно ФГОС ООО учащиеся должны быть подготовлены уже в основной школе (5-9 классы) к исследовательской деятельности, которая на старшей ступени общего образования станет для них одной из базовых наряду с проектной и социальной. Необходимо отметить, что термины исследовательская и учебно-исследовательская деятельность в данной работе рассматриваются как синонимичные, поскольку в дальнейшем речь идет именно об исследовательской деятельности и ее формировании в учебном пространстве школы (урочная, внеурочная деятельность).
Значимость исследовательской деятельности для учащихся определяется их потребностями в профессиональной ориентации, и в решении личностно-значимых проблем познавательного характера. Обучающийся становится субъектом исследовательской деятельности, в то время как сама исследовательская деятельность выступает одним из средств реализации дальнейшей образовательной и образовательно-карьерной траектории. Традиционно считается, что именно профили естественнонаучных направлений (специализация в области физики, химии, биологии и др.) наиболее ориентированы на организацию исследовательской деятельности школьников, так как позволяют организовать исследовательские процедуры (наблюдение, учебный эксперимент, лабораторные работы) в процессе урочной и внеурочной деятельности.
Поскольку стандарты общего образования второго поколения построены в логике компетентностного подхода, то представляется целесообразным рассматривать в качестве основного результата исследовательской деятельности на старшей ступени формирование исследовательских компетенций учащихся как интегративного качества личности, предполагающего готовность и способность к продуктивному осуществлению исследовательской деятельности. Выделяются следующие исследовательские компетенции: способность к анализу и синтезу, способность осуществлять различные процедуры исследовательской деятельности, владение информационными технологиями, способность к сотрудничеству, рефлексивность, способность выполнять работу самостоятельно и др. Необходимо отметить, что данный список остается открытым, так как общеобразовательная школа может его уточнять и конкретизировать с учетом, в том числе, специфики профиля.
Вышесказанное позволяет резюмировать, что обучение в общеобразовательной школе помогает приобрести учащимся устойчивые навыки исследовательской деятельности.
Степень разработанности проблемы исследования. В рамках исследования проблемы формирования исследовательских компетенций учащихся изучались такие аспекты, как организация исследовательской деятельности учащихся (А.В. Андриенко, 2001; Е.А. Шашенкова, 2001; Д.И. Захарова, 2002; Е.Н. Кикоть, 2002; П.Ю. Романов, 2003; М.Ю. Кожухова, 2004; Л.В. Козырева, 2005; Д.Б. Богоявленская, 2006; Н.А. Семенова, 2007; Л.Л. Вишневская, 2008; О.Г. Проказова, 2010); проблемы формирования и развития исследовательских компетенций учащихся и студентов (Е.В. Феськова, 2005; Я.В. Кривенко, 2006; С.Н. Скарбич, 2006; А.А. Ушаков, 2008; Н.А. Федотова, 2010; Л.В. Форкунова, 2010; М.Ю. Гармашов, 2013; Л.А. Никитина, 2014); формирование исследовательских компетенций учащихся (С.Н. Скарбич, 2006; Н.А. Александрова, 2011).
В зарубежной педагогике отдельные аспекты данной темы получили освещение в работах следующих исследователей: проблемы самостоятельности и самоорганизации учащихся общеобразовательной школы (M. Baer, T. Guldimann,M. Kocher, C. Wyss, 2014; A. Helmke, 2014); современные педагогические концепции (W. Scheibe, 2005; G. Mietzel, 2007; E. Jurgens, J. Standop, 2010; D.R. Precht, 2013; G. Schlemminger, 2013); компетентностный подход к организации обучения в общеобразовательной школе (A. Helmke, 2009; Ch. Schiersmann, H.-U. Thiel, 2014).
Таким образом, актуальность и степень разработанности проблемы свидетельствует о существовании в настоящее время следующих противоречий:
- между спецификой исследовательской деятельности учащихся и недостаточной степенью разработанности теоретических основ формирования исследовательских компетенций учащихся общеобразовательной школы;
- между потребностью общеобразовательной школы в модели обучения учащихся исследовательской деятельности и отсутствием такой модели в педагогической теории и практике.
На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: каким образом необходимо формировать исследовательскую компетентность учащихся общеобразовательной школы?
В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Формирование исследовательских компетенций
учащихся 9-ых классов при разработке экологических проектов на уроках биологии».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить опытно-экспериментальным путем педагогическую модель формирования исследовательских компетенций учащихся.
Объект: исследовательская деятельность учащихся 9-ых классов.
Предмет: педагогическая модель формирования исследовательских компетенций учащихся 9-ых классов.
Гипотеза исследования: процесс формирования исследовательских компетенций учащихся общеобразовательной школы может быть эффективным, если:
- уточнено понятие «исследовательская компетентность учащихся» и выделен ее структурно-компонентный состав;
- обоснованы этапы и базовые формы развития исследовательских компетенций учащихся с учетом
1) доступности содержания и форм организации исследовательской деятельности для данного возраста;
2) групп и перечня исследовательских компетенций;
3) личностных изменений, связанных с исследовательской активностью и нацеленностью на исследование;
- создана и реализована педагогическая модель формирования исследовательских компетенций учащихся;
- базовым организационно-методическим средством формирования
исследовательских компетенций учащихся будет выступать элективный курс эколого-биологической направленности, включающий разработку экологических проектов
- будет проходить интеграция внеурочной деятельности в урочную.
В соответствии с целью, предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать особенности становления исследовательской деятельности и исследовательских компетенций учащихся.
2. Определить структурно-компонентный состав исследовательских компетенций учащихся общеобразовательной школы.
3. Разработать педагогическую модель формирования исследовательских компетенций.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогической
модели формирования исследовательских компетенций учащихся общеобразовательной школы.
Теоретико-методологической основой исследования явились основные положения компетентностного (В.И. Байденко, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, М.Г. Минин, Л.Г. Смышляева, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков) и средового (А.И. Артюхина, В.В. Сериков, В.А. Ясвин) подходов; концепция личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, Е.С. Полат, И.Я. Якиманская); концепция открытого совместного действия педагога и учащихся (С.И. Поздеева); идеи гуманитаризации и гуманизации содержания образования, процессов воспитания и обучения (А.Г. Антипьев, Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков, А.П. Сманцер); подходы к организации исследовательской деятельности учащихся и студентов (В.И. Андреев, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, А.В. Леонтович, Л.А. Никитина, А.С. Обухов, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков).
Методы исследования: а) теоретические: анализ философской, педагогической, психологической, социологической литературы, диссертационных исследований по изучаемой проблеме, моделирование, сравнение, обобщение; б) эмпирические: анкетирование, наблюдение, изучение продуктов деятельности, документов;
педагогический эксперимент; методы качественного и количественного анализа теоретического и экспериментального исследований (качественная и количественная оценка ответов обучающихся, анализ продуктов творческой, исследовательской деятельности учащихся; тестирование, в) методы математической статистики обработки результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования. С 2016 по 2018 гг. основной базой опытно-экспериментальной работы являлось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42» Приволжского района г. Казани. Всего в исследовании приняло участие 63 учащихся 9-х классов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) разработана педагогическая модель формирования
исследовательских компетенций учащихся включающая: а) структурно-системные объекты, характеризующиеся относительной устойчивостью (цель, задачи, реализуемые подходы, принципы); б) функциональные объекты с динамической природой (исследовательски- развивающая среда и ее компоненты, условия ее организации и функционирования, научное общество исследователей);
2) предложен в качестве ключевого средства реализации модели элективный курс «Эко-Лидер».
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- изложены этапы формирования исследовательских компетенций у учащихся, раскрывающие логику ее развития от совместной исследовательской деятельности и коллективных исследовательских проектов к самостоятельной исследовательской деятельности и предъявлению ее результатов в учебно-научном сообществе;
- уточнены критерии эффективности педагогической модели формирования исследовательских компетенций учащихся такие, как 1) уровень сформированности компетенций, входящих в структуру исследовательских компетенций; 2) уровень исследовательской активности учащихся;
Практическая значимость исследования определяется следующим:
- разработан элективный курс «Эко-Лидер», направленный на формирование исследовательских компетенций учащихся;
Обоснованность и достоверность научных положений и выводов исследования обеспечены теоретико-методологической базой исследования; сочетанием теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; соответствием этапов, условий и процедур опытно-экспериментальной проверки педагогической модели, требованиям к ее проведению; статистической достоверностью полученных данных; непротиворечивостью выводов.
Апробация и внедрение результатов. Апробация работы проходила в виде доклада на заседании методического объединения учителей МБОУ «СОШ№42».
Структура работы обусловлена логикой исследования, его целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 116 наименований, 2 приложения. Диссертация иллюстрирована схемами и таблицами.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (далее, ФГОС ООО) к новым требованиям, предъявляемым к учащимся средней школы, относятся: готовность и способность к познавательной деятельности; овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; овладение действиями постановки и разрешения проблем, выдвижения гипотез и их обоснования; самостоятельный поиск методов решения творческих и практических задач; овладение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами; овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов.
Указанные выше требования реализуются в условиях включения учащихся в исследовательскую деятельность, которая призвана повысить качество образовательного процесса в общеобразовательной школе. Таким образом, согласно ФГОС ООО учащиеся должны быть подготовлены уже в основной школе (5-9 классы) к исследовательской деятельности, которая на старшей ступени общего образования станет для них одной из базовых наряду с проектной и социальной. Необходимо отметить, что термины исследовательская и учебно-исследовательская деятельность в данной работе рассматриваются как синонимичные, поскольку в дальнейшем речь идет именно об исследовательской деятельности и ее формировании в учебном пространстве школы (урочная, внеурочная деятельность).
Значимость исследовательской деятельности для учащихся определяется их потребностями в профессиональной ориентации, и в решении личностно-значимых проблем познавательного характера. Обучающийся становится субъектом исследовательской деятельности, в то время как сама исследовательская деятельность выступает одним из средств реализации дальнейшей образовательной и образовательно-карьерной траектории. Традиционно считается, что именно профили естественнонаучных направлений (специализация в области физики, химии, биологии и др.) наиболее ориентированы на организацию исследовательской деятельности школьников, так как позволяют организовать исследовательские процедуры (наблюдение, учебный эксперимент, лабораторные работы) в процессе урочной и внеурочной деятельности.
Поскольку стандарты общего образования второго поколения построены в логике компетентностного подхода, то представляется целесообразным рассматривать в качестве основного результата исследовательской деятельности на старшей ступени формирование исследовательских компетенций учащихся как интегративного качества личности, предполагающего готовность и способность к продуктивному осуществлению исследовательской деятельности. Выделяются следующие исследовательские компетенции: способность к анализу и синтезу, способность осуществлять различные процедуры исследовательской деятельности, владение информационными технологиями, способность к сотрудничеству, рефлексивность, способность выполнять работу самостоятельно и др. Необходимо отметить, что данный список остается открытым, так как общеобразовательная школа может его уточнять и конкретизировать с учетом, в том числе, специфики профиля.
Вышесказанное позволяет резюмировать, что обучение в общеобразовательной школе помогает приобрести учащимся устойчивые навыки исследовательской деятельности.
Степень разработанности проблемы исследования. В рамках исследования проблемы формирования исследовательских компетенций учащихся изучались такие аспекты, как организация исследовательской деятельности учащихся (А.В. Андриенко, 2001; Е.А. Шашенкова, 2001; Д.И. Захарова, 2002; Е.Н. Кикоть, 2002; П.Ю. Романов, 2003; М.Ю. Кожухова, 2004; Л.В. Козырева, 2005; Д.Б. Богоявленская, 2006; Н.А. Семенова, 2007; Л.Л. Вишневская, 2008; О.Г. Проказова, 2010); проблемы формирования и развития исследовательских компетенций учащихся и студентов (Е.В. Феськова, 2005; Я.В. Кривенко, 2006; С.Н. Скарбич, 2006; А.А. Ушаков, 2008; Н.А. Федотова, 2010; Л.В. Форкунова, 2010; М.Ю. Гармашов, 2013; Л.А. Никитина, 2014); формирование исследовательских компетенций учащихся (С.Н. Скарбич, 2006; Н.А. Александрова, 2011).
В зарубежной педагогике отдельные аспекты данной темы получили освещение в работах следующих исследователей: проблемы самостоятельности и самоорганизации учащихся общеобразовательной школы (M. Baer, T. Guldimann,M. Kocher, C. Wyss, 2014; A. Helmke, 2014); современные педагогические концепции (W. Scheibe, 2005; G. Mietzel, 2007; E. Jurgens, J. Standop, 2010; D.R. Precht, 2013; G. Schlemminger, 2013); компетентностный подход к организации обучения в общеобразовательной школе (A. Helmke, 2009; Ch. Schiersmann, H.-U. Thiel, 2014).
Таким образом, актуальность и степень разработанности проблемы свидетельствует о существовании в настоящее время следующих противоречий:
- между спецификой исследовательской деятельности учащихся и недостаточной степенью разработанности теоретических основ формирования исследовательских компетенций учащихся общеобразовательной школы;
- между потребностью общеобразовательной школы в модели обучения учащихся исследовательской деятельности и отсутствием такой модели в педагогической теории и практике.
На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: каким образом необходимо формировать исследовательскую компетентность учащихся общеобразовательной школы?
В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Формирование исследовательских компетенций
учащихся 9-ых классов при разработке экологических проектов на уроках биологии».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить опытно-экспериментальным путем педагогическую модель формирования исследовательских компетенций учащихся.
Объект: исследовательская деятельность учащихся 9-ых классов.
Предмет: педагогическая модель формирования исследовательских компетенций учащихся 9-ых классов.
Гипотеза исследования: процесс формирования исследовательских компетенций учащихся общеобразовательной школы может быть эффективным, если:
- уточнено понятие «исследовательская компетентность учащихся» и выделен ее структурно-компонентный состав;
- обоснованы этапы и базовые формы развития исследовательских компетенций учащихся с учетом
1) доступности содержания и форм организации исследовательской деятельности для данного возраста;
2) групп и перечня исследовательских компетенций;
3) личностных изменений, связанных с исследовательской активностью и нацеленностью на исследование;
- создана и реализована педагогическая модель формирования исследовательских компетенций учащихся;
- базовым организационно-методическим средством формирования
исследовательских компетенций учащихся будет выступать элективный курс эколого-биологической направленности, включающий разработку экологических проектов
- будет проходить интеграция внеурочной деятельности в урочную.
В соответствии с целью, предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать особенности становления исследовательской деятельности и исследовательских компетенций учащихся.
2. Определить структурно-компонентный состав исследовательских компетенций учащихся общеобразовательной школы.
3. Разработать педагогическую модель формирования исследовательских компетенций.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогической
модели формирования исследовательских компетенций учащихся общеобразовательной школы.
Теоретико-методологической основой исследования явились основные положения компетентностного (В.И. Байденко, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, М.Г. Минин, Л.Г. Смышляева, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков) и средового (А.И. Артюхина, В.В. Сериков, В.А. Ясвин) подходов; концепция личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, Е.С. Полат, И.Я. Якиманская); концепция открытого совместного действия педагога и учащихся (С.И. Поздеева); идеи гуманитаризации и гуманизации содержания образования, процессов воспитания и обучения (А.Г. Антипьев, Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков, А.П. Сманцер); подходы к организации исследовательской деятельности учащихся и студентов (В.И. Андреев, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, А.В. Леонтович, Л.А. Никитина, А.С. Обухов, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков).
Методы исследования: а) теоретические: анализ философской, педагогической, психологической, социологической литературы, диссертационных исследований по изучаемой проблеме, моделирование, сравнение, обобщение; б) эмпирические: анкетирование, наблюдение, изучение продуктов деятельности, документов;
педагогический эксперимент; методы качественного и количественного анализа теоретического и экспериментального исследований (качественная и количественная оценка ответов обучающихся, анализ продуктов творческой, исследовательской деятельности учащихся; тестирование, в) методы математической статистики обработки результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования. С 2016 по 2018 гг. основной базой опытно-экспериментальной работы являлось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42» Приволжского района г. Казани. Всего в исследовании приняло участие 63 учащихся 9-х классов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) разработана педагогическая модель формирования
исследовательских компетенций учащихся включающая: а) структурно-системные объекты, характеризующиеся относительной устойчивостью (цель, задачи, реализуемые подходы, принципы); б) функциональные объекты с динамической природой (исследовательски- развивающая среда и ее компоненты, условия ее организации и функционирования, научное общество исследователей);
2) предложен в качестве ключевого средства реализации модели элективный курс «Эко-Лидер».
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- изложены этапы формирования исследовательских компетенций у учащихся, раскрывающие логику ее развития от совместной исследовательской деятельности и коллективных исследовательских проектов к самостоятельной исследовательской деятельности и предъявлению ее результатов в учебно-научном сообществе;
- уточнены критерии эффективности педагогической модели формирования исследовательских компетенций учащихся такие, как 1) уровень сформированности компетенций, входящих в структуру исследовательских компетенций; 2) уровень исследовательской активности учащихся;
Практическая значимость исследования определяется следующим:
- разработан элективный курс «Эко-Лидер», направленный на формирование исследовательских компетенций учащихся;
Обоснованность и достоверность научных положений и выводов исследования обеспечены теоретико-методологической базой исследования; сочетанием теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; соответствием этапов, условий и процедур опытно-экспериментальной проверки педагогической модели, требованиям к ее проведению; статистической достоверностью полученных данных; непротиворечивостью выводов.
Апробация и внедрение результатов. Апробация работы проходила в виде доклада на заседании методического объединения учителей МБОУ «СОШ№42».
Структура работы обусловлена логикой исследования, его целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 116 наименований, 2 приложения. Диссертация иллюстрирована схемами и таблицами.
Под исследовательской деятельностью в данной работе понимается деятельность по организации и проведению исследования, в результате которой учащиеся овладевают самостоятельной познавательной деятельностью на уроке и внеурочном занятии, формируются исследовательские умения (компетенции) личностного, когнитивного и деятельностного характера. Особенностями становления исследовательской деятельности выступают: этапность обучения, последовательность формирования исследовательских умений, преемственность накопленного исследовательского опыта.
Разработанная педагогическая модель формирования исследовательских компетенций учащихся представлена структурно-системными и функционально-организационными характеристиками.
Выделены следующие условия организация исследовательски- развивающей среды: условия организации и функционирования исследовательски-развивающей среды в общеобразовательной школе: системность методов, этапов и форм организации исследовательской деятельности учащихся, взаимосвязь школы и вуза, интеграция урочной и внеурочной форм обучения, работы педагогической команды при формировании исследовательских компетенций учащихся, исследовательская компетентность педагогов-исследователей. Выделено три этапа формирования исследовательской компетентности: формирование компетенций, необходимых для индивидуальной и совместной исследовательской деятельности учащихся; формирование рефлексивного отношения к собственной исследовательской деятельности и ее результатам; позиционирование результатов собственного исследовательского опыта. На данных этапах реализуется метод коллективного и индивидуального исследовательского поиска. Последовательность формирования исследовательских компетенций учащихся реализуется в системе коллективных (творческие объединения учащихся, элективные курсы, проблемно-творческая группа) и индивидуальных (научно- практические конференции - внутришкольные, вузовские) форм организации исследовательской деятельности, интегрированных в общую организационную структуру.
Выявление исходного уровня сформированности исследовательских компетенций позволило получить данные о дефицитах сформированности исследовательских компетенций участников ЭГ и КГ согласно выделенным группам. Целенаправленное формирование исследовательских компетенций учащихся осуществлялось на основе модульного элективного курса «ЭкоЛидер» в процессе изучения которого обучающиеся овладевают основами системы методологических знаний и методами проведения исследования. Данная программа является организационно -методическим средством, с помощью которого организовывается исследовательская деятельность учащихся, формируя их исследовательские компетенции. Программа курса структурирована через введение учебных модулей, обеспечивает формирование различных исследовательских компетенций как запланированных результатов образовательного процесса. После проведения формирующего этапа было установлено, что уровень сформированности исследовательских компетенций у учащихся ЭГ характеризовался как высокий. В КГ не произошли значительные изменения, преобладающими уровнями оставались средний и низкий.
Для оценки эффективности апробированной педагогической модели формирования исследовательской компетентности учащихся были определены критерии и показатели ее эффективности. Оценка эффективности модели осуществлялась с помощью следующих критериев: уровень сформированности у учащихся исследовательских компетенций; уровень исследовательской активности учащихся. Данные сравнения результатов обучения учащихся контрольной и экспериментальных групп по всем обозначенным критериям и показателям оценки эффективности свидетельствуют о результативности разработанной педагогической модели формирования исследовательской компетентности учащихся.
Выводы:
1. Формирование исследовательских компетенций происходит в деятельности по организации и проведению исследования, в результате которой учащиеся овладевают самостоятельной познавательной деятельностью на уроке и внеурочном занятии.
2. Выделены - компоненты формируемых компетенций:
личностно-акцентированные; когнитивно-акцентированные и деятельностно-акцентированные компоненты компетенций; группы формируемых компетенций: организации проведения исследований, самостоятельной
исследовательской деятельности, обеспечивающие взаимодействие различных субъектов исследовательской, деятельности, самосовершенствования (самоорганизации и самоуправления)
3. Разработана педагогическая модель формирования исследовательских компетенций учащихся. Выделено три этапа формирования исследовательских компетенций, реализующихся в системе коллективных (творческие объединения учащихся, спецкурсы, проблемнотворческая группа) и индивидуальных (научно-практические конференции - внутришкольные, вузовские) форм организации исследовательской деятельности. Формирование исследовательских компетенцийучащихся осуществлялось на основе элективного курса «Эко-Лидер».
4. Результатом опытно-экспериментальной проверки эффективности педагогической модели является 1) положительная динамика изменения уровня сформированности исследовательских компетенций учащихся экспериментальной группы; 2) повышение уровня исследовательской активности учащихся на итогово-обобщающем этапе;
Разработанная педагогическая модель формирования исследовательских компетенций учащихся представлена структурно-системными и функционально-организационными характеристиками.
Выделены следующие условия организация исследовательски- развивающей среды: условия организации и функционирования исследовательски-развивающей среды в общеобразовательной школе: системность методов, этапов и форм организации исследовательской деятельности учащихся, взаимосвязь школы и вуза, интеграция урочной и внеурочной форм обучения, работы педагогической команды при формировании исследовательских компетенций учащихся, исследовательская компетентность педагогов-исследователей. Выделено три этапа формирования исследовательской компетентности: формирование компетенций, необходимых для индивидуальной и совместной исследовательской деятельности учащихся; формирование рефлексивного отношения к собственной исследовательской деятельности и ее результатам; позиционирование результатов собственного исследовательского опыта. На данных этапах реализуется метод коллективного и индивидуального исследовательского поиска. Последовательность формирования исследовательских компетенций учащихся реализуется в системе коллективных (творческие объединения учащихся, элективные курсы, проблемно-творческая группа) и индивидуальных (научно- практические конференции - внутришкольные, вузовские) форм организации исследовательской деятельности, интегрированных в общую организационную структуру.
Выявление исходного уровня сформированности исследовательских компетенций позволило получить данные о дефицитах сформированности исследовательских компетенций участников ЭГ и КГ согласно выделенным группам. Целенаправленное формирование исследовательских компетенций учащихся осуществлялось на основе модульного элективного курса «ЭкоЛидер» в процессе изучения которого обучающиеся овладевают основами системы методологических знаний и методами проведения исследования. Данная программа является организационно -методическим средством, с помощью которого организовывается исследовательская деятельность учащихся, формируя их исследовательские компетенции. Программа курса структурирована через введение учебных модулей, обеспечивает формирование различных исследовательских компетенций как запланированных результатов образовательного процесса. После проведения формирующего этапа было установлено, что уровень сформированности исследовательских компетенций у учащихся ЭГ характеризовался как высокий. В КГ не произошли значительные изменения, преобладающими уровнями оставались средний и низкий.
Для оценки эффективности апробированной педагогической модели формирования исследовательской компетентности учащихся были определены критерии и показатели ее эффективности. Оценка эффективности модели осуществлялась с помощью следующих критериев: уровень сформированности у учащихся исследовательских компетенций; уровень исследовательской активности учащихся. Данные сравнения результатов обучения учащихся контрольной и экспериментальных групп по всем обозначенным критериям и показателям оценки эффективности свидетельствуют о результативности разработанной педагогической модели формирования исследовательской компетентности учащихся.
Выводы:
1. Формирование исследовательских компетенций происходит в деятельности по организации и проведению исследования, в результате которой учащиеся овладевают самостоятельной познавательной деятельностью на уроке и внеурочном занятии.
2. Выделены - компоненты формируемых компетенций:
личностно-акцентированные; когнитивно-акцентированные и деятельностно-акцентированные компоненты компетенций; группы формируемых компетенций: организации проведения исследований, самостоятельной
исследовательской деятельности, обеспечивающие взаимодействие различных субъектов исследовательской, деятельности, самосовершенствования (самоорганизации и самоуправления)
3. Разработана педагогическая модель формирования исследовательских компетенций учащихся. Выделено три этапа формирования исследовательских компетенций, реализующихся в системе коллективных (творческие объединения учащихся, спецкурсы, проблемнотворческая группа) и индивидуальных (научно-практические конференции - внутришкольные, вузовские) форм организации исследовательской деятельности. Формирование исследовательских компетенцийучащихся осуществлялось на основе элективного курса «Эко-Лидер».
4. Результатом опытно-экспериментальной проверки эффективности педагогической модели является 1) положительная динамика изменения уровня сформированности исследовательских компетенций учащихся экспериментальной группы; 2) повышение уровня исследовательской активности учащихся на итогово-обобщающем этапе;
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2022 - Организация исследовательской деятельности обучающихся при составлении экологической характеристики сорной растительности
Алтайского края
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Эффективное использование информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности при изучении биологии в общеобразовательной школе (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, естествознание. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческого потенциала учащихся 9-х классов средствами межпредметных связей на уроках химии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 6-х КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование культуры безопасности учащихся на разных уровнях безопасности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование экологической культуры учащихся 6 классов в процессе урочной и внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование культуры безопасности учащихся
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7100 р. Год сдачи: 2020



