Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Работа №41313

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы103
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
663
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских компетенций учащихся 10
1.1. Исследовательские компетенции учащихся общеобразовательной школы:
общая характеристика и структура 10
1.2. Особенности организации исследовательской деятельности как актуальная задача обучения в общеобразовательной школе 23
1.3. Особенности обучения исследовательской деятельности учащихся в
общеобразовательной школе 30
1.4. Педагогическая модель формирования исследовательских компетенций 35
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию исследовательских компетенций учащихся 43
2.1. Измерение уровня сформированности исследовательских компетенций учащихся 43
2.2. Апробация модели формирования исследовательских компетенций учащихся 48
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 61
Выводы по второй главе 76
Заключение 77
Список литературы 80
Приложения 92

Актуальность исследования. Происходящие в российском обществе глубокие социально-экономические преобразования обусловили необходимость комплексной модернизации системы школьного образования, направленной на повышение качества образовательного процесса, которое предполагает формирование готовности у учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию. В связи с этим изменяются требования к результатам образования и уровню подготовки выпускников общеобразовательной школы, которые нашли отражение в стандартах школьного образования второго поколения.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (далее, ФГОС ООО) к новым требованиям, предъявляемым к учащимся средней школы, относятся: готовность и способность к познавательной деятельности; овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; овладение действиями постановки и разрешения проблем, выдвижения гипотез и их обоснования; самостоятельный поиск методов решения творческих и практических задач; овладение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами; овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов.
Указанные выше требования реализуются в условиях включения учащихся в исследовательскую деятельность, которая призвана повысить качество образовательного процесса в общеобразовательной школе. Таким образом, согласно ФГОС ООО учащиеся должны быть подготовлены уже в основной школе (5-9 классы) к исследовательской деятельности, которая на старшей ступени общего образования станет для них одной из базовых наряду с проектной и социальной. Необходимо отметить, что термины исследовательская и учебно-исследовательская деятельность в данной работе рассматриваются как синонимичные, поскольку в дальнейшем речь идет именно об исследовательской деятельности и ее формировании в учебном пространстве школы (урочная, внеурочная деятельность).
Значимость исследовательской деятельности для учащихся определяется их потребностями в профессиональной ориентации, и в решении личностно-значимых проблем познавательного характера. Обучающийся становится субъектом исследовательской деятельности, в то время как сама исследовательская деятельность выступает одним из средств реализации дальнейшей образовательной и образовательно-карьерной траектории. Традиционно считается, что именно профили естественнонаучных направлений (специализация в области физики, химии, биологии и др.) наиболее ориентированы на организацию исследовательской деятельности школьников, так как позволяют организовать исследовательские процедуры (наблюдение, учебный эксперимент, лабораторные работы) в процессе урочной и внеурочной деятельности.
Поскольку стандарты общего образования второго поколения построены в логике компетентностного подхода, то представляется целесообразным рассматривать в качестве основного результата исследовательской деятельности на старшей ступени формирование исследовательских компетенций учащихся как интегративного качества личности, предполагающего готовность и способность к продуктивному осуществлению исследовательской деятельности. Выделяются следующие исследовательские компетенции: способность к анализу и синтезу, способность осуществлять различные процедуры исследовательской деятельности, владение информационными технологиями, способность к сотрудничеству, рефлексивность, способность выполнять работу самостоятельно и др. Необходимо отметить, что данный список остается открытым, так как общеобразовательная школа может его уточнять и конкретизировать с учетом, в том числе, специфики профиля.
Вышесказанное позволяет резюмировать, что обучение в общеобразовательной школе помогает приобрести учащимся устойчивые навыки исследовательской деятельности.
Степень разработанности проблемы исследования. В рамках исследования проблемы формирования исследовательских компетенций учащихся изучались такие аспекты, как организация исследовательской деятельности учащихся (А.В. Андриенко, 2001; Е.А. Шашенкова, 2001; Д.И. Захарова, 2002; Е.Н. Кикоть, 2002; П.Ю. Романов, 2003; М.Ю. Кожухова, 2004; Л.В. Козырева, 2005; Д.Б. Богоявленская, 2006; Н.А. Семенова, 2007; Л.Л. Вишневская, 2008; О.Г. Проказова, 2010); проблемы формирования и развития исследовательских компетенций учащихся и студентов (Е.В. Феськова, 2005; Я.В. Кривенко, 2006; С.Н. Скарбич, 2006; А.А. Ушаков, 2008; Н.А. Федотова, 2010; Л.В. Форкунова, 2010; М.Ю. Гармашов, 2013; Л.А. Никитина, 2014); формирование исследовательских компетенций учащихся (С.Н. Скарбич, 2006; Н.А. Александрова, 2011).
В зарубежной педагогике отдельные аспекты данной темы получили освещение в работах следующих исследователей: проблемы самостоятельности и самоорганизации учащихся общеобразовательной школы (M. Baer, T. Guldimann,M. Kocher, C. Wyss, 2014; A. Helmke, 2014); современные педагогические концепции (W. Scheibe, 2005; G. Mietzel, 2007; E. Jurgens, J. Standop, 2010; D.R. Precht, 2013; G. Schlemminger, 2013); компетентностный подход к организации обучения в общеобразовательной школе (A. Helmke, 2009; Ch. Schiersmann, H.-U. Thiel, 2014).
Таким образом, актуальность и степень разработанности проблемы свидетельствует о существовании в настоящее время следующих противоречий:
- между спецификой исследовательской деятельности учащихся и недостаточной степенью разработанности теоретических основ формирования исследовательских компетенций учащихся общеобразовательной школы;
- между потребностью общеобразовательной школы в модели обучения учащихся исследовательской деятельности и отсутствием такой модели в педагогической теории и практике.
На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: каким образом необходимо формировать исследовательскую компетентность учащихся общеобразовательной школы?
В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Формирование исследовательских компетенций
учащихся 9-ых классов при разработке экологических проектов на уроках биологии».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить опытно-экспериментальным путем педагогическую модель формирования исследовательских компетенций учащихся.
Объект: исследовательская деятельность учащихся 9-ых классов.
Предмет: педагогическая модель формирования исследовательских компетенций учащихся 9-ых классов.
Гипотеза исследования: процесс формирования исследовательских компетенций учащихся общеобразовательной школы может быть эффективным, если:
- уточнено понятие «исследовательская компетентность учащихся» и выделен ее структурно-компонентный состав;
- обоснованы этапы и базовые формы развития исследовательских компетенций учащихся с учетом
1) доступности содержания и форм организации исследовательской деятельности для данного возраста;
2) групп и перечня исследовательских компетенций;
3) личностных изменений, связанных с исследовательской активностью и нацеленностью на исследование;
- создана и реализована педагогическая модель формирования исследовательских компетенций учащихся;
- базовым организационно-методическим средством формирования
исследовательских компетенций учащихся будет выступать элективный курс эколого-биологической направленности, включающий разработку экологических проектов
- будет проходить интеграция внеурочной деятельности в урочную.
В соответствии с целью, предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать особенности становления исследовательской деятельности и исследовательских компетенций учащихся.
2. Определить структурно-компонентный состав исследовательских компетенций учащихся общеобразовательной школы.
3. Разработать педагогическую модель формирования исследовательских компетенций.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогической
модели формирования исследовательских компетенций учащихся общеобразовательной школы.
Теоретико-методологической основой исследования явились основные положения компетентностного (В.И. Байденко, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, М.Г. Минин, Л.Г. Смышляева, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков) и средового (А.И. Артюхина, В.В. Сериков, В.А. Ясвин) подходов; концепция личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, Е.С. Полат, И.Я. Якиманская); концепция открытого совместного действия педагога и учащихся (С.И. Поздеева); идеи гуманитаризации и гуманизации содержания образования, процессов воспитания и обучения (А.Г. Антипьев, Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков, А.П. Сманцер); подходы к организации исследовательской деятельности учащихся и студентов (В.И. Андреев, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, А.В. Леонтович, Л.А. Никитина, А.С. Обухов, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков).
Методы исследования: а) теоретические: анализ философской, педагогической, психологической, социологической литературы, диссертационных исследований по изучаемой проблеме, моделирование, сравнение, обобщение; б) эмпирические: анкетирование, наблюдение, изучение продуктов деятельности, документов;
педагогический эксперимент; методы качественного и количественного анализа теоретического и экспериментального исследований (качественная и количественная оценка ответов обучающихся, анализ продуктов творческой, исследовательской деятельности учащихся; тестирование, в) методы математической статистики обработки результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования. С 2016 по 2018 гг. основной базой опытно-экспериментальной работы являлось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42» Приволжского района г. Казани. Всего в исследовании приняло участие 63 учащихся 9-х классов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) разработана педагогическая модель формирования
исследовательских компетенций учащихся включающая: а) структурно-системные объекты, характеризующиеся относительной устойчивостью (цель, задачи, реализуемые подходы, принципы); б) функциональные объекты с динамической природой (исследовательски- развивающая среда и ее компоненты, условия ее организации и функционирования, научное общество исследователей);
2) предложен в качестве ключевого средства реализации модели элективный курс «Эко-Лидер».
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- изложены этапы формирования исследовательских компетенций у учащихся, раскрывающие логику ее развития от совместной исследовательской деятельности и коллективных исследовательских проектов к самостоятельной исследовательской деятельности и предъявлению ее результатов в учебно-научном сообществе;
- уточнены критерии эффективности педагогической модели формирования исследовательских компетенций учащихся такие, как 1) уровень сформированности компетенций, входящих в структуру исследовательских компетенций; 2) уровень исследовательской активности учащихся;
Практическая значимость исследования определяется следующим:
- разработан элективный курс «Эко-Лидер», направленный на формирование исследовательских компетенций учащихся;
Обоснованность и достоверность научных положений и выводов исследования обеспечены теоретико-методологической базой исследования; сочетанием теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; соответствием этапов, условий и процедур опытно-экспериментальной проверки педагогической модели, требованиям к ее проведению; статистической достоверностью полученных данных; непротиворечивостью выводов.
Апробация и внедрение результатов. Апробация работы проходила в виде доклада на заседании методического объединения учителей МБОУ «СОШ№42».
Структура работы обусловлена логикой исследования, его целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 116 наименований, 2 приложения. Диссертация иллюстрирована схемами и таблицами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Под исследовательской деятельностью в данной работе понимается деятельность по организации и проведению исследования, в результате которой учащиеся овладевают самостоятельной познавательной деятельностью на уроке и внеурочном занятии, формируются исследовательские умения (компетенции) личностного, когнитивного и деятельностного характера. Особенностями становления исследовательской деятельности выступают: этапность обучения, последовательность формирования исследовательских умений, преемственность накопленного исследовательского опыта.
Разработанная педагогическая модель формирования исследовательских компетенций учащихся представлена структурно-системными и функционально-организационными характеристиками.
Выделены следующие условия организация исследовательски- развивающей среды: условия организации и функционирования исследовательски-развивающей среды в общеобразовательной школе: системность методов, этапов и форм организации исследовательской деятельности учащихся, взаимосвязь школы и вуза, интеграция урочной и внеурочной форм обучения, работы педагогической команды при формировании исследовательских компетенций учащихся, исследовательская компетентность педагогов-исследователей. Выделено три этапа формирования исследовательской компетентности: формирование компетенций, необходимых для индивидуальной и совместной исследовательской деятельности учащихся; формирование рефлексивного отношения к собственной исследовательской деятельности и ее результатам; позиционирование результатов собственного исследовательского опыта. На данных этапах реализуется метод коллективного и индивидуального исследовательского поиска. Последовательность формирования исследовательских компетенций учащихся реализуется в системе коллективных (творческие объединения учащихся, элективные курсы, проблемно-творческая группа) и индивидуальных (научно- практические конференции - внутришкольные, вузовские) форм организации исследовательской деятельности, интегрированных в общую организационную структуру.
Выявление исходного уровня сформированности исследовательских компетенций позволило получить данные о дефицитах сформированности исследовательских компетенций участников ЭГ и КГ согласно выделенным группам. Целенаправленное формирование исследовательских компетенций учащихся осуществлялось на основе модульного элективного курса «ЭкоЛидер» в процессе изучения которого обучающиеся овладевают основами системы методологических знаний и методами проведения исследования. Данная программа является организационно -методическим средством, с помощью которого организовывается исследовательская деятельность учащихся, формируя их исследовательские компетенции. Программа курса структурирована через введение учебных модулей, обеспечивает формирование различных исследовательских компетенций как запланированных результатов образовательного процесса. После проведения формирующего этапа было установлено, что уровень сформированности исследовательских компетенций у учащихся ЭГ характеризовался как высокий. В КГ не произошли значительные изменения, преобладающими уровнями оставались средний и низкий.
Для оценки эффективности апробированной педагогической модели формирования исследовательской компетентности учащихся были определены критерии и показатели ее эффективности. Оценка эффективности модели осуществлялась с помощью следующих критериев: уровень сформированности у учащихся исследовательских компетенций; уровень исследовательской активности учащихся. Данные сравнения результатов обучения учащихся контрольной и экспериментальных групп по всем обозначенным критериям и показателям оценки эффективности свидетельствуют о результативности разработанной педагогической модели формирования исследовательской компетентности учащихся.
Выводы:
1. Формирование исследовательских компетенций происходит в деятельности по организации и проведению исследования, в результате которой учащиеся овладевают самостоятельной познавательной деятельностью на уроке и внеурочном занятии.
2. Выделены - компоненты формируемых компетенций:
личностно-акцентированные; когнитивно-акцентированные и деятельностно-акцентированные компоненты компетенций; группы формируемых компетенций: организации проведения исследований, самостоятельной
исследовательской деятельности, обеспечивающие взаимодействие различных субъектов исследовательской, деятельности, самосовершенствования (самоорганизации и самоуправления)
3. Разработана педагогическая модель формирования исследовательских компетенций учащихся. Выделено три этапа формирования исследовательских компетенций, реализующихся в системе коллективных (творческие объединения учащихся, спецкурсы, проблемнотворческая группа) и индивидуальных (научно-практические конференции - внутришкольные, вузовские) форм организации исследовательской деятельности. Формирование исследовательских компетенцийучащихся осуществлялось на основе элективного курса «Эко-Лидер».
4. Результатом опытно-экспериментальной проверки эффективности педагогической модели является 1) положительная динамика изменения уровня сформированности исследовательских компетенций учащихся экспериментальной группы; 2) повышение уровня исследовательской активности учащихся на итогово-обобщающем этапе;



1. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1988. - С. 66.
2. Андреев, В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - 2-е изд. - Казань : Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
3. Антипьев, А. Г. Гуманизация и гуманитаризация образования: состояние и проблемы // Высшее образование в России. - 2009. - № 6. - С. 98-102.
4. Антонова, С. Ю. Управление учебно -исследовательской
деятельностью старшеклассников в современных социокультурных условиях : дис. ... канд. пед. наук / Антонова Светлана Юрьевна. - Бийск,2009. - 181 с.
5. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод. основы / Ю. К Бабанский. - М. : Просвещение, 1982. - 192 с.
6. Бабанский, Ю. К. Рациональная организация учебной
деятельности / Ю. К. Бабанский. - М. : Знание, 1981. - 95 с.
7. Баранников, А. В. Содержание общего образования:
компетентностный подход / А. В. Баранников. - М. : ГУ ВШЭ, 2002. - 51 с.
8. Бешенков, С. А. Моделирование и формализация: метод.
пособие / С. А. Бешенков. - М. : Лаборатория Базовых Знаний, 2002. - 336 с.
9. Богоявленская, Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. ст. - М. : НИИ школьных технологий, 2006. - С. 44-50.
10. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
11. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д. : Изд-во РПУ, 2000. - 352 с.
12. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. - М. : Логос, 2009. - 336 с.
13. Вишневская, Л. Л. Исследовательская деятельность учащихся гимназии как средство реализации их индивидуальных образовательных траекторий : дис.... канд. пед. наук / Вишневская Лариса Львовна. - Ярославль, 2008. - 18 с.
14. Гамезо, М. В. Атлас по психологии: информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - М. : Пед. о- во России, 1999. - 276 с.
15. Гершунский, Б. С. Философия образования / Б. С. Гершунский. - М. : Флинта, 1998. - 432 с.
16. Давыдов, В. В. Виды обобщения и обучения: Логико
психологические проблемы построения учебных предметов / В. В. Давыдов. - М. : Пед. о-во России, 2000. - 480 с.
17. Давыдов, В. В. Концепция учебной деятельности школьников / В. В. Давыдов, А. К. Маркова // Вопросы психологии. - 1981. - № 6. - С. 13-26.
18. Дьяченко, М. Н. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. Н. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск : Изд-во БГУ, 1985. - 175 с.
19. Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. - М. : Педагогика, 1987. - 160 с.
20. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. - М. : Академия, 2001. - 192 с.
21. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого - педагогического исследования : учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. А. Атаханов. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2005. - 208 с.
22. Захарова, Д. И. Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Захарова Дария Иннокентьевна. - Якутск, 2002. - С. 8.
23. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова,
Э. Э. Сыманюк. - М. : Моск. психолого-соц. ин-т, 2005. - 216 с.
24. Зимняя, И. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности / И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова. - Ижевск : УГУ, 2001. - 103 с.
25. Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе
современных подходов к проблеме образования? (теоретико -
методологический аспект) // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 4. - C. 20-27.
26. Зимняя, И. А. Научно-исследовательская работа: методология,
теория, практика организации и проведения: экспериментальный
учебник / И. А. Зимняя // Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования (школа - вуз - послевузовское образование): материалы XVI науч.-метод. конф. «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения» / науч. ред. И. А. Зимняя. - М. : Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 28 с.
27. Иванов, А. В. Культурная среда общеобразовательной школы как педагогическое явление : дис. ... д-ра пед. наук / Иванов Александр Владимирович. - Тамбов, 2006. - 431 с.
28. Кикоть, Е. Н. Теоретические основы развития исследовательской деятельности учащихся в учебном комплексе «лицей-вуз» : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Кикоть Евгения Николаевна. - Калининград, 2002. - 42 с.
29. Кобенко, Ю. В. Экзоглоссные тенденции в языковой ситуации в ФРГ : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Кобенко Юрий Викторович. - Самара,2013. - 48 с.
30. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М.
Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М., 2001. - С. 153.
31. Кожухова, М. Ю. Формирование исследовательских умений
старшеклассников в научном обществе учащихся : дис. ... канд. пед. наук / Кожухова Марина Юрьевна. - Оренбург, 2004. - 173 с.
32. Козырева, Л. В. Формирование готовности старших школьников к учебно- исследовательской деятельности : дис. ... канд. пед. наук / Козырева Людмила Владимировна. - Кемерово, 2005. - 235 с.
33. Колер, Ю. Обеспечение качества, аккредитация и признание квалификацией как контрольные механизмы европейского пространства высшего образования // Высшее образование в Европе. - 2003. - № 3. - С. 51-58.
34. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. - М. :
Просвещение, 1982. - 207 с.
35. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393 // Учительская газета. - 2002. - № 31. - С. 5-7.
36. Копытов, А. Д. Педагогические основы подготовки выпускников общеобразовательной школы к труду в современных условия : дис. . д-ра пед. наук / Копытов Анатолий Дмитриевич. - Томск, 1999. - 310 с.
37. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - М. : Академия, 2006. - 400 с.
38. Кривых, С. В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах // Мир науки, культуры, образования, 2011. - № 2 (27). - С. 106-111.
39. Кузнецов, А. А. Разработка Федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 3-10.
40. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учеб. пособие. - 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1999. - 176 с.
41. Леонтович, А. В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся // Школьные технологии. -2006. - № 5. - С. 63-71.
42. Леонтович, А. В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся : дис. ... канд. психол. наук / Леонтович Александр Владимирович. - М., 2003. - 210 с.
43. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Высш. шк., 1977. - 280с.
44. Макареня, А. А. Методологические основы создания
культуротворческой среды в подготовке учителя / А. А. Макареня. - М. : Изд-во ИОСО РАО, 1998. - 68 с.
45. Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. для вузов / А. Г. Маклаков.
- СПб. : Питер, 2010. - 583 с.
46. Максимов, В. Г. Педагогическая диагностика в школе / В. Г. Максимов.
- М. : Academia, 2002. - 270 с.
47. Маркова, А К. Формирование мотивации учения в школьном
возрасте / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1985. - 96 с.
48. Махмутов, М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы
теории / М. И. Махмутов. - М. : Педагогика, 1975. - 368 с.
49. Минин, М. Г. Полифункциональный диагностический комплекс и компьютерные технологии обучения для системы общего и педагогического образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Минин Михаил Григорьевич.
- Томск, 2000. - 43 с.
50. Митина, О. В. Методы анализа текста: методологические основания и
программная реализация [Электронный ресурс] / О. В.
Митина, А. С. Евдокименко // Вестник ЮжноУральского государственного университета. - 2010. - Режим
доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/metody- analiza-teksta- metodologicheskie-osnovaniya-i-programmnaya-realizatsiya, свободный. - Загл. с экрана (Дата обращения: 21.01.2016).
51. Мудрик, А. В. Роль социального окружения в формировании личности подростка / А. В. Мудрик. - М. : Знание, 1979. - 39 с.
52. Мухина, В. С. Психология дошкольника / В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 1975. - 264 с.
53. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 / Министерство образования Российской Федерации. - М., 2000. - 16 с.
54. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http: // mon.gov.ru, свободный. - Загл. с экрана (Дата обращения: 10.02.2015).
55. Никитина, С. И. Методические аспекты создания, ведения и использования портфолио при обучении информатике в 8-11 классах : дис. ... канд. пед. наук / Никитина Светлана Игоревна. - М., 2008. - 143 с.
56. Никитина, Л. А. Становление исследовательской компетентности в методической подготовке студентов педагогического вуза в условиях инновационного развития образования : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук / Никитина Любовь Андреевна. - Барнаул, 2014. - 143 с.
57. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов / сост. Н. Б. Крылова. - М. : Инноватор, 1995. - Вып. 1. - 113 с.
58. Об утверждении проведения единого государственного экзамена [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки от 24.02.2009 г. № 57 // Официальный информационный портал единого государственного экзамена.
- 2009. - Режим доступа: http://ege.edu.ru, свободный. - Загл. с экрана
(Дата обращения: 10.02.2015).
59. Обухов, А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. - 1999. - № 10. - С. 158-161.
60. Пасмуров, А. Я. Как эффективно подготовить и провести конференцию, семинар, выставку / А. Я Пасмуров. - СПб. : Питер, 2006 - 272 с.
61. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (ПООП ОУ). Основная школа [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog. aspx?CatalogId=6400, свободный. - Загл. с экрана (Дата обращения: 10.02.2017).
62. Педагогический энциклопедический словарь / под. ред. Б. М. Бим - Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. - С. 74.
63. Переход к Открытому образовательному пространству / под ред. Г. Н. Прозументовой. - Томск : Изд-во ТГУ, 2005. - Ч. 1: Феноменология образовательных инноваций: кол. монография. - 484 с.
64. Пинская, М. А. Портфолио как инструмент оценивания образовательных достижений учащегося в условиях профильного обучения : дис. ... канд. пед. наук / Пинская Марина Александровна. - М., 2007. - 194 с.
65. Поддьяков, А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А. Н. Поддьяков. - М. : Эребус, 2000.- 189 с.
66. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. - М. : Владос, 1999. - С. 295.
67. Поздеева, С. И. Концепция развития открытого совместного действия педагога и ребенка в начальной школе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Поздеева Светлана Ивановна. - Томск, 2005. - 43 с.
68. Полат, Е. С. Современная гимназия: Взгляд теоретика и
практика / Е. С. Полат. - М. : Владос, 2000. - 168 с.
69. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные
технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш.
учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М. : Академия, 2007. - 368 с.
70. Прозументова, Г. Н. Введение в педагогику совместной деятельности / Г. Н. Прозументова // Школа совместной деятельности. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2001. - Кн. 4: Образовательная траектория для педагогов «Педагог - участник и организатор совместной деятельности». - С. 4-14.
71. Проказова, О. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе : дис. ... канд. пед. наук / Проказова Ольга Г еннадьевна. - Астрахань, 2010. - 158 с.
72. Психология и педагогика: учеб. для вузов / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.
: Юрайт; Высш. образование, 2010. - 714 с.
73. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М. : Когито-Центр, 2002. - 396 с.
74. Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич. - Нью-Йорк, 1973. - 276 с.
75. Романов, П. Ю. Формирование исследовательских умений
обучающихся в системе непрерывного педагогического образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Романов Петр Юрьевич. - Магнитогорск, 2003. - С 26.
76. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 1. - М. : Большая рос. энцикл, 1993. - С. 239.
77. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 -х т.
Т.1 / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989. - 488 с.
78. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2-х т.
Т.2 / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989. - 328 с.
79. Румбешта, Е. А. Моделирование системы физического эксперимента как средства подготовки учащихся по физике в основной школе : автореф. дис.... д-ра пед. наук / Румбешта Елена Анатольевна. - М., 2005. - 43 с.
80. Савенков, А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. - 2004. - № 1. - С. 22-32
81. Савенков, А. И. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности // Там же. - 2003. - № 2. - С. 38-49.
82. Савенков, А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение школьников / А. И. Савенков. - СПб. : Питер, 2004. - С. 268-272.
83. Сериков, B. B. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. - М. : Логос, 1999. - 272 с.
84. Сериков, В. В. Личностно-развивающая образовательная модель в
аспекте модернизации российского образования / В. В. Сериков // Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы : сб. науч. ст. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2002. - Ч. 1. - С.155- 172.
85. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. - СПб. : Социально-психолог. центр, 1996. - 346 с.
86. Скарбич, С. Н. Формирование исследовательских компетенций
учащихся в процессе обучения решению планиметрических задач в условиях личностно- ориентированного подхода обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Скарбич Снежана Николаевна. - Омск, 2006. - 22 с.
87. Сластенин, В. А. Методологическая культура учителя / В. А.
Сластенин, В. Э. Тамарин // Советская педагогика. - 1990. - № 7. - С. 82-86.
88. Смышляева, Л. Г. Дидактическая концепция модернизации
дополнительного профессионального образования муниципальных служащих в России / Л. Г. Смышляева. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2011. - 248 с.
89. Смышляева, Л. Г. Методология и методы педагогических исследований: учебно-методич. комплекс / Л. Г. Смышляева, А. Г. Яковлева, Л. А. Сивицкая. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2007. - Ч. 1. - С. 232.
90. Смышляева, Л. Г. Педагогические технологии активизации обучения в высшей школе: учебное пособие для слушателей дополнительной профессиональной образовательной программы получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» и студентов педагогических специальностей / Л. Г. Смышляева, Л. А. Сивицкая. - Томск : Изд-во ТПУ, 2007. - 195 с.
91. Степанов, С. Ю. Сотворчество на уроке - как это возможно? / С. Ю. Степанов, Е. З. Кремер // Актуальные проблемы химического образования: материалы II всерос. научно-метод. конф. (28-29 апреля 2011). - М. : Моск. ин-т открытого образования, 2011. - С. 163
92. Сычкова, Н. В. Формирование у будущих учителей умений исследовательской деятельности в условиях классического университета : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Сычкова Наталья Владимировна. - Магнитогорск, 2002. - 354 с.
93. Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 20-26.
94. Теория и практика организации предпрофильной подготовки: учебно- метод. пособие / под ред. С. В. Кривых, Г. Н. Шорниковой, Н. Н. Букиной. - СПб.: СПбАППО, 2005. - Ч. 1. - 252 с.
95. Титова, И. Н. Активизация учебной деятельности школьников на основе метода портфолио : дис. ... канд. пед. наук / Титова Ирина Николаевна. - М., 2010. - 208 с.
96. Томское образование: материал по предпрофильной подготовке / под ред. И. И. Хуторянского. - Томск : Департамент образования Администрации города Томска, 2005.- Вып. № 1(24). - 72 с.
97. Ушаков, А. А. Развитие исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы в условиях профильного обучения : автореф.
дис. ... канд. пед. наук / Ушаков Алексей Антонидович. - Майкоп, 2008. - 26 с.
98. Федеральный базисный учебный план [Электронный ресурс]. - 2004.
- Режим доступа: http://ps. 1 september.ru/article.php?ID=200402319, свободный.
- Загл. с экрана (Дата обращения: 10.02.2015).
99. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: http://standart.edu.ru, свободный. - Загл. с экрана (Дата обращения: 10.02.2015).
100. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://standart.edu.ru, свободный. - Загл. с экрана (Дата обращения:
10.02.2015) .
101. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СПОО) [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/DataZd 12Zm413.pdf, свободный. - Загл. с экрана (Дата обращения: 26.02.2015).
102. Феськова, Е. В. Становление исследовательской компетентности учащихся в дополнительном образовании и профильном обучении : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Феськова Елена Васильевна. - Красноярск, 2005. - 22 с.
103. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева.
- М. : Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.
104. Фридман, JI. M. Концепция личностно-ориентированного
образования // Завуч. - 2000. - № 8. - С. 77-87.
105. Фриш, С. Э. Курс общей физики / С. Э. Фриш, А. В. Тиморева - М. : Гос. изд- во техн.-теорет. лит., 1957. - С. 7-12.
106. Харитонова, Ю. В. Технология «Портфолио» как средство повышения уровня физической подготовленности младших школьников: дис. ... канд. пед. наук / Ю. В. Харитонова. - Екатеринбург, 2007. - 162 с.
107. Хуторской, A. B. Диалогичность как проблема современного образования (философско-методологический аспект) / А. В. Хуторской, А. Д. Король // Вопросы философии. - 2010. - № 4. - С. 65-76.
108. Хуторской, A. B. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003.№ 2. - С. 58-64.
109. Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? - М. : Владос-Пресс, 2005. - 383 с.
110. Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста: инновационная
подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 26-31.
111. Шашенкова, Е. А. Задача как средство обучения исследовательской деятельности студентов колледжа : дис. ... канд. пед. наук / Шашенкова Елена Анатольевна. - М., 2001. - 147 с.
112. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для
учителя / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 1986. - 144 с.
113. Эльконин, Д. Б. Психологическое развитие в детских
возрастах / Д. Б. Эльконин. - М. : Ин-т практич. психологии, 1995. - 416 с.
114. Якиманская, И. С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 3141.
115. Якиманская, И. С. Технология личностно ориентированного образования / И. И. Якиманская. - М. : Сентябрь, 2000. - 176 с.
116. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М. : Смысл, 2001. - 366 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ