Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности коррекционно-логопедической работы со старшими дошкольниками с ОНР по обучению пересказу(Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №41294

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы41
Год сдачи2018
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
406
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Экспериментальная выборка составила 12 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня: 6 мальчиков и 6 девочек. Возраст испытуемых – 5-6 лет. Всем детям диагностировано общее недоразвитие речи третьего уровня. Диагнозы детей зафиксированы в их личных делах, дневниках психолого-педагогических наблюдений и логопедических картах.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Научно-методические основы обучения старших дошкольников с ОНР пересказу 5
1.1 Закономерности обучения пересказу дошкольников в онтогенезе 5
1.2 Особенности обучения старших дошкольников с ОНР пересказу 11
1.3Методические основы обучения старших дошкольников с
ОНР пересказу 15
Выводы по 1 главе 19
Глава 2 Организация и содержание коррекционно-логопедической работы по обучению старших дошкольников с ОНР пересказу 20
2.1 Обоснование и описание диагностических методик выявления уровня обученности старших дошкольников пересказу 20
2.2 Состояние умения у старших дошкольников с ОНР пересказывать 21
2.3 Коррекционно-логопедическая работа по обучению старших дошкольников с ОНР пересказу 28
Выводы по 2 главе 32
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложения 37

Актуальность исследования. Одной из задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, но и научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной. Значительные трудности в овладении навыками пересказа у детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического. Вторичные отклонения в развитии психических процессов создают дополнительные трудности. У детей с ОНР отмечаются трудности при планировании пересказа и отборе соответствующих языковых средств. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи, большое число грамматических и синтаксических ошибок. Поэтому выбранная нами тема исследования относится к числу актуальных проблем современной дошкольной логопедии.
Цель исследования – изучить особенности коррекционно-логопедической работы обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи исследования:
1. Раскрыть закономерности обучения пересказу дошкольников в онтогенезе.
2. Определить особенности обучения старших дошкольников с ОНР пересказу.
3. Проанализировать методические основы обучения старших дошкольников с ОНР пересказу.
4. Выявить состояние умения у старших дошкольников с ОНР пересказывать в экспериментальном исследовании.
Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста пересказ характеризуется непроизвольностью, сжатостью, отсутствием выразительных средств, значительными лексико-грамматическими нарушениями.
Объект исследования – обучение пересказу.
Предмет исследования – процесс коррекционно-логопедической работы обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Методы исследования: теоретические – изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Методологическую основу исследования составили научные труды Л.С. Выготского, В.П. Глухова, А.Р. Лурия и др. Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.А. Стародубова и др. раскрыли закономерности становления пересказа в онтогенезе. У.М. Сидорова, О.Г. Хабарова и др. проанализировали особенности пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В.П. Глухов, О.А. Козырева, Е.А. Коровко и др. выявили методические особенности коррекционно-логопедической работы по обучению детей старшего дошкольного возраста пересказу.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема формирования связной речи, в частности, обучения пересказу, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики. Выбор данной темы обусловлен исключительной актуальностью этой проблемы, как с теоретической, так и с практической точки зрения.
В ходе исследования был успешно решен ряд теоретических и эмпирических задач. Был проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме формирования пересказа у старших дошкольников с ОНР, рассмотрены определения общего недоразвития речи, пересказа; выбран диагностический материал, проведено экспериментальное исследование особенностей пересказа у дошкольников с ОНР III уровня; интерпретированы полученные результаты. Также в исследовании рассмотрен процесс становления навыка пересказа детей с нормальным развитием в онтогенезе, представлена характеристика особенностей пересказа у дошкольников с ОНР третьего уровня. Описана работа по обучению детей с речевым недоразвитием пересказу.
По результатам экспериментального исследования был сформулирован вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР мало заинтересованы в предложенных им заданиях, отмечается нарушение планирования пересказа, малая инициативность, дети не самостоятельны и инертны. Пересказ непроизволен, не проявляется осознанность в построении развернутого монологического высказывания. Для построения пересказа дети старшего дошкольного возраста с ОНР не используют выразительные средства, при этом присутствуют значительные лексико-грамматические нарушения. Выявленные недостатки в развитии навыка пересказа обнаруживают необходимость целенаправленной коррекционно-логопедической работы в данном направлении.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.



1. Барменкова, Т.Д. Обучение пересказу текста детей с ОНР на подгрупповых занятиях / Т.Д. Барменкова // Логопедия сегодня. – 2010. – № 3 (июль-сентябрь). – С. 57-62.
2. Валуева, Я.В. Развитие связной речи дошкольников с ОНР с использованием методических приемов / Я.В. Валуева // Логопед. – 2014. – № 1. – С. 102-112.
3. Воробьева, Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок: пособие по развитию речи детей 4-6 лет для родителей, педагогов и логопедов / Т.А. Воробьева. – Санкт-Петербург: Литера, 2010. – 96 с.
4. Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2012. – 874 с.
5. Глухов, В.П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2014. – С. 89-97.
6. Глухов, В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития / В.П. Глухов. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва: В. Секачев, 2014. – 265 с.
7. Евсюткина, П.А. Формирование навыка пересказа прочитанного / П.А. Евсюткина // Молодой учёный. – 2014. – № 19 (78). – С. 531-533.
8. Климкина, Е.А. Особенности овладения связным высказыванием старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.А. Климкина // Культура. Наука. Интеграция. – 2014. – № 10. – С. 20-22.
9. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений. Пособие для логопеда / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. – М.: Владос, 2016. – 120 c.
10. Кондратьева, С.Ю. Обучение пересказу детей с общим недоразвитием речи / С.Ю. Кондратьева, А.С. Волкова // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 4. – С. 38-40.
11. Коровко, Е.А. Исследование логико-смысловой организации высказывания у старших дошкольников при нарушениях лексико-грамматического строя речи / Е.А. Коровко // Специальное образование. – 2015. – № 1. – С. 22-33.
12. Кривощапова, Л.О. Пути формирования навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи / Л.О. Кривощапова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2016. – Т. 2. – № 10. – С. 124-131.
13. Лурия, А.Р. Речь и мышление / А.Р. Лурия. – М.: Педагогика, 2004. – 164 с.
14. Минеева, Ю.В. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников / Ю.В. Минеева, З. Салихова, Н.И. Левшина // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7. – С. 35-37.
15. Самсонова, С.Н. Коррекция связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе пересказа русских народных сказок / С.Н. Самсонова, Е.И. Юдина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 8-3. – С. 45-47.
16. Сергеева, О.А. Формирование связной речи у детей с ОНР / О.А. Сергеева, Г.К. Сергеева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. –№ 3. – С. 86-88.
17. Сидорова, У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия / У.М. Сидорова. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 64 с.
18. Скитская, Л.В. Формы коррекционной работы в дошкольном учреждении, обеспечивающие улучшение коммуникативного общения детей / Л.В. Скитская // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2012. – № 1. – С. 36-41.
19. Смольникова, Н.Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста / Н.Г. Смольникова. – М.: Педагогика, 2010 – 250 с.
20. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников школьников с ОНР / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2013. – 412 с.
21. Теремкова, Н.Э. Пересказ – действенное средство развития связной речи у дошкольников / Н.Э. Теремкова // Дошкольная педагогика. - 2015. - № 4. - С. 13-15.
22. Ткаченко, Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам / Пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко. – М.: 2012. – 48 с.
23. Туманова, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.В. Туманова. – М.: Гном-Пресс, 2016. – 460 с.
24. Хабарова, О.Г. Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня (методическая разработка) / О.Г. Хабарова // Материалы VI международной научной конференции. – Москва: Буки-Веди, 2015. – С. 151-160.
25. Халилова, Л.Б. Детская речь: особенности речевых расстройств / Л.Б. Халилова. – Ростов на Дону: Феникс, 2012. – 410 с.
26. Цейтлин, С.Н. Усвоение языка / С.Н. Цейтлин. – М.: АСТ, 2016. – 526 с.
27. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с.
28. Ястребова, А.Р. Речь младших школьников с ОНР как объект работы логопеда / А.Р. Ястребова // Логопед. – 2016. – №2. – С. 74-78
29. Яцекова, Г.Л. Дети с нарушениями речи: негрубые расстройства и пути их устранения / Г.Л. Яцекова. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2014. – 423 с.
30. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2013. – 369 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ