Особенности коррекционно-логопедической работы со старшими дошкольниками с ОНР по обучению пересказу(Омский Государственный Педагогический Университет)
Экспериментальная выборка составила 12 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня: 6 мальчиков и 6 девочек. Возраст испытуемых – 5-6 лет. Всем детям диагностировано общее недоразвитие речи третьего уровня. Диагнозы детей зафиксированы в их личных делах, дневниках психолого-педагогических наблюдений и логопедических картах.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Научно-методические основы обучения старших дошкольников с ОНР пересказу 5
1.1 Закономерности обучения пересказу дошкольников в онтогенезе 5
1.2 Особенности обучения старших дошкольников с ОНР пересказу 11
1.3Методические основы обучения старших дошкольников с
ОНР пересказу 15
Выводы по 1 главе 19
Глава 2 Организация и содержание коррекционно-логопедической работы по обучению старших дошкольников с ОНР пересказу 20
2.1 Обоснование и описание диагностических методик выявления уровня обученности старших дошкольников пересказу 20
2.2 Состояние умения у старших дошкольников с ОНР пересказывать 21
2.3 Коррекционно-логопедическая работа по обучению старших дошкольников с ОНР пересказу 28
Выводы по 2 главе 32
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложения 37
Актуальность исследования. Одной из задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, но и научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной. Значительные трудности в овладении навыками пересказа у детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического. Вторичные отклонения в развитии психических процессов создают дополнительные трудности. У детей с ОНР отмечаются трудности при планировании пересказа и отборе соответствующих языковых средств. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи, большое число грамматических и синтаксических ошибок. Поэтому выбранная нами тема исследования относится к числу актуальных проблем современной дошкольной логопедии.
Цель исследования – изучить особенности коррекционно-логопедической работы обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи исследования:
1. Раскрыть закономерности обучения пересказу дошкольников в онтогенезе.
2. Определить особенности обучения старших дошкольников с ОНР пересказу.
3. Проанализировать методические основы обучения старших дошкольников с ОНР пересказу.
4. Выявить состояние умения у старших дошкольников с ОНР пересказывать в экспериментальном исследовании.
Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста пересказ характеризуется непроизвольностью, сжатостью, отсутствием выразительных средств, значительными лексико-грамматическими нарушениями.
Объект исследования – обучение пересказу.
Предмет исследования – процесс коррекционно-логопедической работы обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Методы исследования: теоретические – изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Методологическую основу исследования составили научные труды Л.С. Выготского, В.П. Глухова, А.Р. Лурия и др. Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.А. Стародубова и др. раскрыли закономерности становления пересказа в онтогенезе. У.М. Сидорова, О.Г. Хабарова и др. проанализировали особенности пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В.П. Глухов, О.А. Козырева, Е.А. Коровко и др. выявили методические особенности коррекционно-логопедической работы по обучению детей старшего дошкольного возраста пересказу.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.
Проблема формирования связной речи, в частности, обучения пересказу, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики. Выбор данной темы обусловлен исключительной актуальностью этой проблемы, как с теоретической, так и с практической точки зрения.
В ходе исследования был успешно решен ряд теоретических и эмпирических задач. Был проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме формирования пересказа у старших дошкольников с ОНР, рассмотрены определения общего недоразвития речи, пересказа; выбран диагностический материал, проведено экспериментальное исследование особенностей пересказа у дошкольников с ОНР III уровня; интерпретированы полученные результаты. Также в исследовании рассмотрен процесс становления навыка пересказа детей с нормальным развитием в онтогенезе, представлена характеристика особенностей пересказа у дошкольников с ОНР третьего уровня. Описана работа по обучению детей с речевым недоразвитием пересказу.
По результатам экспериментального исследования был сформулирован вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР мало заинтересованы в предложенных им заданиях, отмечается нарушение планирования пересказа, малая инициативность, дети не самостоятельны и инертны. Пересказ непроизволен, не проявляется осознанность в построении развернутого монологического высказывания. Для построения пересказа дети старшего дошкольного возраста с ОНР не используют выразительные средства, при этом присутствуют значительные лексико-грамматические нарушения. Выявленные недостатки в развитии навыка пересказа обнаруживают необходимость целенаправленной коррекционно-логопедической работы в данном направлении.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.
1. Барменкова, Т.Д. Обучение пересказу текста детей с ОНР на подгрупповых занятиях / Т.Д. Барменкова // Логопедия сегодня. – 2010. – № 3 (июль-сентябрь). – С. 57-62.
2. Валуева, Я.В. Развитие связной речи дошкольников с ОНР с использованием методических приемов / Я.В. Валуева // Логопед. – 2014. – № 1. – С. 102-112.
3. Воробьева, Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок: пособие по развитию речи детей 4-6 лет для родителей, педагогов и логопедов / Т.А. Воробьева. – Санкт-Петербург: Литера, 2010. – 96 с.
4. Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2012. – 874 с.
5. Глухов, В.П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2014. – С. 89-97.
6. Глухов, В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития / В.П. Глухов. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва: В. Секачев, 2014. – 265 с.
7. Евсюткина, П.А. Формирование навыка пересказа прочитанного / П.А. Евсюткина // Молодой учёный. – 2014. – № 19 (78). – С. 531-533.
8. Климкина, Е.А. Особенности овладения связным высказыванием старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.А. Климкина // Культура. Наука. Интеграция. – 2014. – № 10. – С. 20-22.
9. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений. Пособие для логопеда / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. – М.: Владос, 2016. – 120 c.
10. Кондратьева, С.Ю. Обучение пересказу детей с общим недоразвитием речи / С.Ю. Кондратьева, А.С. Волкова // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 4. – С. 38-40.
11. Коровко, Е.А. Исследование логико-смысловой организации высказывания у старших дошкольников при нарушениях лексико-грамматического строя речи / Е.А. Коровко // Специальное образование. – 2015. – № 1. – С. 22-33.
12. Кривощапова, Л.О. Пути формирования навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи / Л.О. Кривощапова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2016. – Т. 2. – № 10. – С. 124-131.
13. Лурия, А.Р. Речь и мышление / А.Р. Лурия. – М.: Педагогика, 2004. – 164 с.
14. Минеева, Ю.В. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников / Ю.В. Минеева, З. Салихова, Н.И. Левшина // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7. – С. 35-37.
15. Самсонова, С.Н. Коррекция связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе пересказа русских народных сказок / С.Н. Самсонова, Е.И. Юдина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 8-3. – С. 45-47.
16. Сергеева, О.А. Формирование связной речи у детей с ОНР / О.А. Сергеева, Г.К. Сергеева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. –№ 3. – С. 86-88.
17. Сидорова, У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия / У.М. Сидорова. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 64 с.
18. Скитская, Л.В. Формы коррекционной работы в дошкольном учреждении, обеспечивающие улучшение коммуникативного общения детей / Л.В. Скитская // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2012. – № 1. – С. 36-41.
19. Смольникова, Н.Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста / Н.Г. Смольникова. – М.: Педагогика, 2010 – 250 с.
20. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников школьников с ОНР / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2013. – 412 с.
21. Теремкова, Н.Э. Пересказ – действенное средство развития связной речи у дошкольников / Н.Э. Теремкова // Дошкольная педагогика. - 2015. - № 4. - С. 13-15.
22. Ткаченко, Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам / Пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко. – М.: 2012. – 48 с.
23. Туманова, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.В. Туманова. – М.: Гном-Пресс, 2016. – 460 с.
24. Хабарова, О.Г. Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня (методическая разработка) / О.Г. Хабарова // Материалы VI международной научной конференции. – Москва: Буки-Веди, 2015. – С. 151-160.
25. Халилова, Л.Б. Детская речь: особенности речевых расстройств / Л.Б. Халилова. – Ростов на Дону: Феникс, 2012. – 410 с.
26. Цейтлин, С.Н. Усвоение языка / С.Н. Цейтлин. – М.: АСТ, 2016. – 526 с.
27. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с.
28. Ястребова, А.Р. Речь младших школьников с ОНР как объект работы логопеда / А.Р. Ястребова // Логопед. – 2016. – №2. – С. 74-78
29. Яцекова, Г.Л. Дети с нарушениями речи: негрубые расстройства и пути их устранения / Г.Л. Яцекова. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2014. – 423 с.
30. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2013. – 369 с.