ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБОСНОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НЕОБХОДИМОСТИ СОВМЕЩЕНИЯ ИГРОВОГО КИНО И АНИМАЦИИ
1.1 .Компьютерная анимация и компьютерная графика 10
1.2. Краткая история использования спецэффектов и элементов анимации в игровых лентах 12
1.3. Жанры кинематографа и анимация 23
1 Некоторые вопросы технического совершенствования 26
1.4.1. Прием разделенного экрана 31
1.4.2. Многократное экспонирование 35
1.4.3. Метод фронтпроекции 35
1.4.4. Стоп - кадр 35
1.4.5. Скоростная киносъемка 36
1.4.6. Метод неподвижной маски 36
1.4.7. Контроль движения 36
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЕЙШИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ.
2.1. Кино и зритель 43
2.2. Компьютер и его возможности в кино 46
2.3. Качественное различие между фоном и добавочным
3
изображением 48
2.4. Полупрозрачное изображение 50
2.5. Пространство и время 54
2.6. Виртуальная реальность 57
2.7. Проблемы использования новейших технологий в современном кинематографе 61
2.8. Поиск единого режиссерского стиля картины и использование элементов анимации 69
ГЛАВА 3. КИНЕМАТОГРАФ ИРАНА
3.1. Об иранском кино 77
3.2. Использование элементов анимации в иранском кино 89
3.3. Воздействие элементов анимации на игровое кино 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 102
ФИЛЬМОГРАФИЯ 106
Спецэффекты той или иной степени сложности в современном кинематографе используются практически во всех фильмах. Экран без них потерял бы свою актуальность и впечатляющую силу. Мы видим как на телевидении и в кино, в каждом фильме или сериале авторы для решения своих проблем используют компьютерные возможности формирования зрелища, компьютерные технологии. Каждый день на наших глазах на экране возникают новые чудесные создания, новые фантастические пейзажи. Мы видим удивительные космические корабли, сопоставление и сочетание необычных изображений, также можем увидеть вещи, которые практически не существуют в природе, и многое-многое другое. В современном кино создатели фильмов могут воспроизвести все, что они хотят с помощью компьютерной графики, и в этой связи можно сказать, что сегодня в кино нет границ.
В современной практике экрана специалисты создали правдоподобную человеческую копию (Vector), которую можно использовать в фильме в качестве настоящего актера. В этой ситуации можно предположить, что в завтрашнем кино у нас будут как компьютерные, так и реальные актеры, и создатели фильмов уже должны привыкать к работе с ними. С возникновением, скажем, таких фильмов, как «Последняя фантазия - Духи внутри»1, всем стало ясно, что через несколько лет у нас появятся виртуальные актеры, которых станет невозможно отличить от настоящих.
С другой стороны, новые поколения актеров вынуждены будут играть с «никем». Виртуальные актеры, которые играют рядом с
5
реальными, не существуют; они убегают, скажем, от динозавров, которых не видят и не могут видеть, живут в атмосфере, которой не существует. Режиссеры, еще не начав работать, обсуждают во многих случаях прежде всего именно возможности спецэффектов, и выделяют большое количество средств из бюджета для их осуществления. И вместе с тем очевидно, что без дорогостоящих компьютерных спецэффектов многие из великолепных современных фильмов не существовали бы или не обладали бы подобной художественной силой.
С возникновением новых технологий постепенно изменяются и другие области кино (как, например, операторское искусство и монтаж). Кино, которое в основном еще недавно было 16, 35 или 70 миллиметровым, постепенно по всем позициям уступает место цифровой системе. Известные режиссеры, которых знает весь мир, говорят, что больше уже не работают с кинопленкой; в Голливуде, например, известный режиссер Джордж Лукас давно снимает в цифровой технике. То же самое происходит с Питером Гринуэем и многими другими.
И в иранском кино, в частности, наш известный режиссер Аббас Кияростами недавно сообщил, что больше не работает с кинопленкой и использует только цифровую технику. Все это свидетельствует о том, что у нас будет в ближайшем будущем новое кино, но... это не страшно. У нас будут: новое кино, новые технологии - и в этом новом кино откроются и новые эстетические возможности. Мы имеем выбор - использовать эту ситуацию, эти возможности уже сейчас или не использовать.
* Final Fantasy
Но вместе с тем сегодня мы еще находимся в таком положении, когда не знаем, как наиболее эффективно использовать данную ситуацию с новейшими техническими открытиями. Мы знаем, что у новой технологии есть великая сила, это большой плюс, но знаем также, что должны использовать новую технологию с большим вниманием. Опыт показал, что использование технологий такого рода без ограничений может не только помочь, но и сильно навредить фильму. Нам нужно использовать технологию с осторожностью, как лекарство, и только тогда, когда это действительно необходимо. Как уже сказано, компьютер и компьютерные спецэффекты, если мы не знаем достаточно определенно заключенной в них пользы, могут действовать на фильм как яд, и здесь будем виноваты мы, а не компьютер.
Мы обсуждаем не компьютерные возможности, а систему их применения. Нравится ли это нам, нет ли - значения не имеет, поскольку компьютерные технологии существуют в современном кино наряду с традиционными выразительными средствами, давно
зарекомендовавшими себя и способными решать сложные эстетические задачи.
Отметим основное в этой связи, непосредственно связанное с тематикой нашей работы. Речь идет о том, чтобы выделить для исследования ту часть новых технологий, которая связана с анимацией - и не только как видом фильмов (мультипликацией), но и в более широком контексте, с искусством одушевления изображения, внесением в него живительного духовного начала. Целью нашей диссертации, ее
7
ведущим содержательным началом как раз и является выявление значения и роли компьютерной анимации в игровом кино.
В работе ставятся следующие задачи:
1. Определение понятия «элементы анимации в игровом кино»
2. Определение понятия «компьютерная анимация и компьютерная графика»
3. Систематизация использования элементов анимации и компьютерной анимации в соответствии с историческим и социокультурным процессом.
4. Оценка общих свойств и элементов анимации на основе эстетической природы кинематографа.
5. Определение отдельных признаков художественного языка, составляющих тенденции компьютерных спецэффектов.
6. Определение и анализ художественных возможностей компьютерной анимации в игровом кино и шире — в общекультурном контексте.
На этой основе и возникают понятия научной новизны и актуальности диссертации. Хотя в современном кино мы отмечаем, что использование элементов анимации в игровом кино день за днем становится все более и более привычным, очевидно также, что эти процессы не получили еще достаточного аналитического освещения в научной искусствоведческой литературе. Сегодня они вместе с традиционными средствами создают действительно новое искусство. Особенно важна здесь роль компьютера и его влияние на общие процессы экранного искусства.
В этом контексте в диссертации дается визуальный обзор фильмов, представляющих художественное переосмысление реальности и эстетическую концепцию в реальном образно-пластическом и историческом воплощении. Здесь сочетаются литературная основа, ее режиссерская интерпретация, изобразительное решение во временном развитии. Как замечает Жан Митри: «если в литературе смысл скрывается за словом, то в кинематографе он не спрятан за изображением. Он может быть в изображении, то есть в самой структуре, в его композиции, в живописном символизме кадра, но чаще всего он находится как бы между изображениями»1. В визуальном образе слиты выразительные и изобразительные начала. Он представляет собой пространственно-пластическую идею автора, графический язык, стиль, живописную манеру, композиционный замысел и эмоционально-психологические переживания. Визуальный образ детерминирован субъективным видением и культурными, идеологическими кодами, их взаимодействие отражено в композиционно-смысловой структуре фильма. Построение структуры фильма определено таким образом как логикой, так внутренними законами соотнесения элементов, влияющих, в свою очередь, на формирование основных тенденций компьютерной анимации.
В основу нашей работы положены два исследовательских начала: методика прямого анализа и интерпретация действия. Анализ такого рода позволяет исследовать фильм как целое, как систему, состоящую из организованных по определенным правилам и законам элементов и одновременно их воздействие на зрителя. Интерпретация элементов
1 Ж. Митри. Визуальная структура и семиология фильма//Строенис фильма, М., 1985.
9
фильма позволяет также понимать текст как знаковую систему, наделенную неким смыслом. Она предполагает выявление авторской индивидуальности, общих основ творчества и «бытия» текста в реальном и фантастическом пространстве. Соединение методов прямого анализа и одновременной интерпретации художественной структуры дает возможность понимания текста фильма как, с одной стороны, закрытой структуры, так и структуры, существующей в контексте культуры в целом.
С приходом новых компьютерных возможностей произошло, как мы видим, много изменений, как в искусстве, так и в человеческом мире. Новая технология заняла место многих старых технологий. Трудно работать с этим незнакомым приборами...
И это только утро компьютерной эпохи и, соответственно, компьютерной анимации. Конечно, грустно, когда уходит нечто привычное, а новое незнакомо и кажется путающим, но если смотреть не столько назад, сколько вперед, картину можно увидеть и в другом ракурсе.
Для того чтобы понять, что такое компьютерная анимация и какое она имеет отношение к искусству, следует представить себе того же художника, режиссера, мультипликатора и т.д., но располагающего новыми изобразительными средствами с необычайно широкой палитрой возможностей. Но, прежде всего, оговорим, что компьютерная анимация имеет лишь косвенное отношение к анимации в том понимании, которое в него вкладывается, когда речь идет о законах и в частности создании движения. Связь традиционной и компьютерной анимации, с одной стороны, определяет применение множительной техники. С другой стороны можно найти еще одно объяснение возникновению термина анимации применительно к работе художника-компьютерщика. Изменилась именно техника, и с появлением компьютера произошла настоящая революция в производстве изобразительной продукции.
Новые технологии в искусстве вытесняют традиционные не потому, что отвергают их суть, их философский и духовный смысл, но лишь
100
оттого что предоставляют мастерам разных сфер искусства новые и очень широкие возможности. Без компьютерной анимации сегодня не обходится ни анимация, ни кино, ни телевидение, ни реклама.
Нередко высказываются опасения, что компьютер, дескать, обездушивает жизнь детей. Но люди не перестают пользоваться машинами и самолетами, оттого что бывают аварии, наоборот все более совершенствуют машины, самолеты, корабли, еще и в космос научились летать. Уже 100 лет человечество ужасается разрушительной власти технического прогресса и в то же время восхищается его открытиями и достижениями. Уже пророчески обещан был "Закат Европы", однако она не пропала, а произведения искусства все растут в цене. Но бессильными эмоциями, не остановить технический прогресс, ибо жизнь есть движение. Бессмысленно вздыхать о прошедших временах, когда одним из главных предметов в школе было чистописание, а единственным источником знаний - книга. Гораздо продуктивнее включиться в этот новый процесс и направить его на службу культуре. Господа искусствоведы — за вами слово! Не потому мир заполонила реклама и компьютерные «игры-стрелялки», что компьютер вреден человечеству.
В завершение мне бы хотелось уточнить, что элементы компьютерной анимация - это новое слово в искусстве не только потому, что оно многосредно: соединяет компьютерные картины, движения и реальную атмосферу. Главная его новизна, открывающая новые просторы, состоит в его интерактивности: возможности прямого доступа, перекрестных ссылок, интерактивного поиска, то есть в
101
возможности участия самого зрителя в процессе развития сценария, в его инвариантности. Таких возможностей не дает никакие традиционные методы и никакие другие, ранее существовавшие технические средства.
1. Александров Г. В., «Эпоха и кино», Москва, Изд-во политической литературы, 1976 г. 287 с
2. Асенин С., «Уолт Дисней - тайны рисованного киномира», Москва, «Искусство», 1995 г. - 318с
3. Асенин С. В., «Фантастический киномир Карл Земан», Москва, «Искусство», 1995 г. 128с
4. Беляева А. А., «Эстетика», Москва, Политиздат, 1989 г. 445с
5. Головня А. Д., «Мастерство кинооператора», Москва, «Искусство», 1995 г. 192с
6. Гинзбург С., «Кинематография дореволюционной России», Москва, «Искусство», 1963 г. 406с
7. Горюнова Г. Н., Чернов В. Г., «Экономика кинематографии», Москва, «Искусство», 1972 г. 179с
8. Доусон Джефф, «Тарантино», Москва, «Вагриус», 1999 г. 272с
9. Засурский Я. Н. «Средства массовой информации», Москва, «Аспект Пресс», 2001 г. 304с
10. «кино в мире и мир в кино», Москва, «материк», 2003 г. — 210с
11 .Кокарев И. Е., «Кино как бизнес», Минск, 1991 г. 288с
12. Кончаловский А., «Возвышающий обман», Москва, «Совершенно секретно», 1999 г. 352с
13. Коноплев Б. Н., «Основы фильмопроизводства», Москва, «Искусство», 1988 г.
103
14. Кошкин В. И., «Основы предпринимательской деятельности в кинематографии», Москва, 1993 г.
15. Кокарев И. Е., «США на пороге 80-х: Голливуд и политика», Москва, «искусство», 1987 г. - 256с
16. Миняев В. В., Франк Шнелле, «Стивен Спилберг и его мастерская», Москва, «Панорама», 2000 г. - 348с
17. Пондопуло Г. К., Ростоцкая М. А., «Новые искусства и современная культура. Фотография и кино», Москва, «ВГИК», 1997 г. —231с
18. Рейзен О. К., «Титаник Джеймса Кэмерона», Москва, «Слово - Slovo», 1998 г.
19. Снегирев А. В., «Премия Оскар», Москва, «Эксмо-Пресс», 2001 г. - 367с
20. Труды Всесоюзного научно-исследовательского кинофотоинститута, «Под знаком вестернизации: кино-публика-воздействие», Москва,
1995 г. 128с
21. Фрейлих С. И., «Теория кино», Москва, «Искусство», 1992 г. - 351с
22. Юрченко Е. С., «Стивен Спилберг», Москва, «Феникс», 2000 г. — 348с
23. Юренев Р. Н., «Краткая история киноискусства», Москва, «Академия», 1997 г. - 284с
24. Arnold Hauser, «The Social History of Art, Vol. 4», Vintage, NY NY - 500c
25. Agree W. K., Ault P. H., Emery E., «Introduction to Mass communication (12th ed.).» New York: «Longman», 1997 - 522p
26. Bates J., «Virtual reality, art and entertainment” in presence: Teleoperators and Virtual Environments» 1(1), 133-138.1992.
104
27. Bell D., «The end of ideology» - Collier Books - New York, 1961 - 512c
28. «Communications» - Harper and Row - New York, 1985.
29. Georges Bataille, «Story of the Eye» (with essays by Susan Sontag and Roland Barthes), Penguin, NY NY, 1979 - 103c
30. Grant G., «technology and empire» - House of Anansi - Toronto, 1969.
31. Holmes H., Taras D., «Seeing ourselves. Media power and policy in Canada» - Harcourt Brace Jovanovich - Toronto, 1992.
32. Hayward S., «Computer for animation» - «Butterworth-Heinemann» - Woburn, MA, U.S.A., 1984 - 186c
33. Jack Burnham, «Structure of art», George Braziller, NY NY, 1971.
34. John Berger, «About Looking, Pantheon», NY NY, 1980. Sense of Sight, Pantheon, NY NY, 1985.
35. James Monaco, «How to read a film», Oxford University Press, 1977.
36. Lenburg J., «The encyclopedia of animated cartoons, 2nd edition» - «Facts on file» - New York, 1999 - 366c
37. Lenburg J., «The great cartoon directors» - «DaCapo Press» - New York, 1993.
38. Laurel, Brenda, «Computer as theatre Addison» - Wesley, U.S.A., 1991 - 221c
39. Pfister, Manfred, «The theoiy and analysis of drama» - Cambridge University Press, U.K., 1988 - 359c
40. Roland Barthes, «Image, Music and Text», Hill and Wang, NY NY, 1977.
41. Robert Clyde Allen, «Film history, theoiy and practice», McGraw- Hill, 1997-276c
42. Tuner G., «Film as social practice» - Routledge - New York, 1988 - 342c
43. Waldem J. D., «А note on software design of virtual team-mates and virtual opponents» in: Proceedings of VR '94, The London Virtual Reality Expo, Meckler, London, U. K., 1994.
44. Walton, Kendall, «Mimesis as make-believe — On the foundation of the representational arts», First Harvard University Press, USA, 1990.
45. Wagner, Betty. Dorothy Heathcot «Drama as Learning Medium», National Education Association, UK, 1976.
106
ФИЛЬМОГРАФИЯ
1. «Отравленный отель»/ реж: Жорж Мельес, 1896
2. «Спички: призыв» (Matches: An appeal)/ реж: Брайан Артур Мельбурн Купер, 1899
3. «Завоевание воздуха»/ реж: Ф. Закка, 1901
4. «Путешествие на луну»/ реж: Жорж Мельес, 1902
5. «Большое ограбление поезда» (The great train robbery)/ реж: Эдвин Портер, 1903
6. «Сны любителя гренок»/ реж: Э. С. Портер, 1906
7. «The Teddy bears»/ реж: Мельбурн Купер, 1907
8. «Коко-клоун» (Koko the clown)/ реж: Отто Месмер, 1913
9. «Кот Феликс» (Felix the cat)/ реж: Отто Месмер, 1913
10. «Кабирия» (Cabiria)/реж: Джованни Пастроне, 1914
1 l.«DAS KABINETT DES DR. CALIGARI» реж: Вине, 1919
12. «Кот Феликс» (Felix the cat)/ реж: Отто Месмер, 1919
13. «Призрак с дремучей горы»/ реж: Виллис Обрайн, 1919
14. «Клоун Коко» (Koko the clown)/ реж: Макс и Дейв Флейтчеры, 1920
15. «Из чернильницы» (Out of the inkwell)/ реж: Макс Флейтчер, 1921- 1927
16. «Смехограммы» (Laugh-grams)/ реж: Уолт Дисней с Юбом Айверксом, 1921
17. «Игра света. Опус 1» (Lichtspiel. Opus)/ реж: Вальтер Рутман 1921
18. «Из чернильницы» (Out of the inkwell)/ реж: Макс и Дэйв Флейшеры, 1921
19. «Возвращение к разуму» (Return a raison)/ реж: Ман Рэй 1923
107
20. «Алиса в стране анимации»/ реж: Уолт Дисней - США 1923
21. «Нибелунги» (Die Niebelungen (Siegfried, kremhild’s Revenge))/ Германия, 1924
22. «Аэлита»/ реж: Яков Протазанов, 1924
23. «Механический балет»/ реж: Фернан Леже 1924
24. «Бен Гур» (Веп-Ниг)/реж: Фред Нибло, 1925
25. «Потерянный мир» (Lost world)/ реж: Виллис Обрайн, 1925
26. «Метрополис»/ реж: Жорж Мельес, 1926
27. «Аби и Раби» / реж: Аванес Оханиан, 1930
28. «Франкенштейн» (Frankenstein)/ реж: Джемс Вил, 1931
29. «Убийство на улице Морг»/реж: Р. Флори, 1932
30. «Лорская девочка»/ реж: А.Сепента, 1933
31. «Человек - невидимка» (The invisible man)/ реж: Джеймс Уэйл, 1933
32. «Кинг Конг» (King Kong)/ реж: Мерян С. Купер и Эрнест Шудзак, 1933
33. «Композиция в голубом» (Komposition in Blau)/ реж: Оскар Фишингер, 1935
34. «Космический рейс»/реж: В. Журавлева, 1935
35. «Новый Гулливер»/ реж: Александр Птушко, 1935
36. «Камера танцует» (Camera makes whoopee)/ реж: Норманн Мак Ларэн -Канада 1935
37. «Отродье Севера» (Spawn of the North)/ реж: Генри Хатауэй, 1938
38. «Волшебник из страны Оз» (The Wizard of Oz)/ реж: Виктор Флеминг, 1939
108
39. «Унесенные ветром» (Gone with the wind)/ реж: Виктор Флеминг, 1939
40. «Точки и кольца» (Dots and loops)/ 1939
41. «Звезды и полосы» (Stars and Stripes)/ реж: Норманн Мак Ларэн - Канада, 1939
42. «Пожнешь бурю» (Reap the wild wind)/ реж: Сесиль де Милль, 1942
43. «Авария при погружении» (Crash dive)/ реж: Арчи Мейо, 1943
44. «Air Force» / реж: Howard Hawks, 1943
45. «Красавица и Чудовище» (Beauty and the Beast)/ Джон Кукто, 1946
46. «Улица Грин Долфин» (Green Dolphin Street)/ реж: Витор Савилль, 1947
47. «Великий Джо Янг» (Mighty Joe Young)/ реж: Эрнест Б. Шедсак, 1949
48. «Машина времени» (The time machine)/ реж: Джордж Пал, 1950
49. «Направление - Луна» (Destination Moon)/ реж: Ирвинг Пичел, 1950
50. «Когда сталкиваются миры» (When the worlds collide)/ реж: Рудольф Мэйт, 1951
51. «Дареный конь» (The gift horse)/ реж: Комптон Беннетт, 1952
52. «Плимутское приключение» (Plimuth Adventure)/ реж: Кларенс Брайн, 1952
53. «Война миров» (War of the Worlds)/ реж: Байрон Хаскин, 1953
54. «20000 лье под водой» (20000 leagues under the sea)/ реж: Ричард Флейчер, 1954
55. «Мосты на Токо-Ри» (The bridges at Toko-Ri)/ реж: Марк Робсон, 1955
56. «Десять заповедей» (The ten commandments)/ реж: Сесиль де Милль, 1956
109
57. «Враг в глубине» (The enemy below)/ реж: Дик Пауэлл, 1957
58. «80 дней вокруг света»/ реж: Майкл Андерсон, 1957
59. «Седьмое путешествие Синдбада» (The 7th voyage of Sindbad)/ реж: Натан Джоран, 1958
60. «Головокружение»/ реж: Альфред Хичкок, 1958
61. «Анатомия убийства»/реж: Отто Преминджер, 1959
62. «Барон Мюнхгаузен»/реж: Карел Земан, 1962
63. «Этот безумный, безумный мир»/ реж: Стенли Крамер, 1963
64. «Ясон и Аргонавты» (Jason and the argonauts/ Jason and the Golden Fleece)/ реж: Дон Чаффи, 1963
65. «Птицы»/ реж: А. Хичкок, 1963
66. «Мэри Поплине» (Mary Poppins)/реж: Роберт Стивенсон, 1964
67. «И.-С. Бах: фантазия соль минор»/ реж: Ян Шванкмайер, 1965
68. «Театр господина и госпожи Кабаль» (Le theatre de М. Et Mme Kabal)/ реж: Валериан Боровчик, 1967
69. «2001: Космическая одиссея»/реж: Стэнли Кубрик, 1968
70. «Гейсар» / реж: Масуд Кимиаи, 1969
71. Годзилла возвращается (Godzilla's Revenge)/ реж: Инширо Хонда- Япония 1969
72. «Сад»/ реж: Ян Шванкмайер, 1969
73. «Корова» / реж:Дариуш Мехрджуи, 1969
74. «Годзилла - чудовище с островов» (Godzilla on monster island) / реж: Юн Фукуда - Япония 1972«Meta data»/ реж: Петер Фельдеш, 1971
75. «Тайна» (Enigma)/реж: Лилиана Шварп, 1971
76. «Трансформация» (Transformation)/ реж: Вера Мольнар, 1971
110
77. «Дневник Леонарда 72»/ реж: Ян Шванкмайер, 1972
78. «Приключение «Посейдона»» (The Poseidon Adventure)/ реж: Рональд Ним,1972
79. «Опять смотри»/ реж: Фаршид Месгали - Иран, 1973
80. «Землетрясение» (Earthquake)/реж: Марк Робсон, 1974 81 .«Я тоже могу»/ реж: Аббас Кияростамы - Иран, 1975
82. «Гиндебург» (The Hindeburg)/ реж: Роберт Уайз, 1975
83. «Незнакомец и туман/ реж: Бахрам Бэйзаи, 1975
84. «Чужой» (Alien)/ Рреж: Ридли Скотт, 1979
85. «Звездные войны» (Star wars)/ реж: Джоржд Лукас, 1977
86. «Тесные контакты третьей степени» (Close encounters of the third kind)/реж: Стивен Спилберг, 1977
87. «Дракон»/ реж: Тодор Динов, 1977
88. «Близкие контакты третьей стпени»/реж: Стивен Спилберг, 1977
89. «Черная дыра»/ реж: Гарри Нильсон, 1979
90. «3вездные путешествия» (Star Trek)/ реж: Роберт Уайз, 1979
91. «Империя наносит ответный удар»/ реж: Ирвин Кершнер, 1980
92. «Империя наго сит ответный удар» (The empire strikes back)/ реж: Ирвин Кершнер, 1980
93. «Баллада Тара»/ реж: Бахрам Бэйзаи, 1980
94. «Искатели потерянного ковчега» (Raiders of the lost Ark)/ реж: Стивен Спилберг, 1981
95. «Блейд-раннер» (Blade Runner)/ реж: Ридли Скотт, 1982
96. «Смерть Йазд Герд»/ реж: Бахрам Бэйзаи, 1982
97. «Поиск» / реж: Амира Надери, 1982
Ill
98. «Трон» (Tron)/ реж: Стивен Лисберг, 1982
99. «Е. Т., инопланетянин» (Е. Т., extra terrestrial)/ реж: Стивен Спилберг,
1982
100. «Возвращение Джедая» (Return of the Jedi)/ реж: Джордж Лукас,
1983
101. «Индиана Джонс и замок смерти» (Indiana Jones and temple of doom)/ реж: Стивен Спилберг, 1984
102. «Последний космический боец» (The last star fighter)/ реж: Ник Костел, 1984
103. «Годзилла» (Оо<1гШа)/реж: Коджи Хашимото - Япония 1985
104. «Башу — маленький незнакомец» - реж: Бахрам Бэйзаи - 1985
105. «Бегун» - реж: Амира Надери - 1985
106. «Молодой Шерлок Холмс» (The young Sherlock Holmes)/ реж: Барри Левинсон, 1985
107. «Смертная казнь Марии, королевы Шотландии»/ реж: Альфред Кяерк, 1985
108. «Арендаторы» / Дариуш Мехрджуи, 1986
109. «Коробейник» / реж: Мосхен Махалбаф, 1986
110. «Маленькая настольная лампа» (Luxo Jr)/ реж: Джон Лассетер, 1986
111. «Внутренний космос» (Inner space)/ реж: Джое Данте, 1987
112. «Где дом друга?» / реж: Аббас Киаростами, 1987
113. «От пределов» - реж: Рахшан Бани-Етемад - 1987
114. «Алиса»/ реж: Ян Шванкмайер, 1988
115. «Брак благословляемого» - реж: Мосхен Махалбаф - 1988
112
116. «Домашней работе» - реж: Аббас Киаростами — 1988
117. «Вилло» (Willow)/ реж: Ран Хавард, 1988
118. «Сон Реда» (Red's dream)/ реж: Джон Лассетер, 1988
119. «Жестяная игрушка» (Tin Toy)/ реж: Джон Лассетер, 1988
120. «Кто подставил кролика Роджера?» (Who framed Roger Rabbit?)/ реж: Роберт Земекис, 1988
121. «Бездна» (The Abyss)/ реж: Джеймс Кемерон, 1989
122. «Крупном плане» / реж: Аббас Киаростами, 1989
123. «Маленькая птица счастья» / реж: Пуран Дерахшандех, 1989
124. «Школа, в которую мы ходили» - реж:Дариуш Мехрджуи - 1989
125. «Ник Нак» (BCnick Knack)/ реж: Джон Лассетер, 1989
126. «Хамун»/ реж:Дариуш Мехрджуи, 1990
127. «Терминатор 2: Судный день» (Terminator 2: Judgment day)/ реж: Джеймс Кэмерон, 1991
128. «Морская свинка» (Guinea-pig)/ реж: Бретт Леонард, 1992
129. «Просто жизнь и больше ничего» / реж: Аббас Киаростами, 1992
130. «Путешественники» / реж: Бахрам Бэйзаи, 1992
131. «Насереддин Шах - кинозвезда» / реж: Мосхен Махалбаф, 1992
132. «Что нового?» / реж: Тахмине Милани, 1992
133. «Смерть ей к лицу» (Death becomes her)/ реж: Роберт Земекис,
1992
134. «Парк Юрского периода» (Jurrasic Park)/ реж: Стивен Спилберг,
1993
135. «Разрушитель»/ реж: Марк Брамбилл, 1993
136. «Форрест Гамп» (Forrest Gump)/ реж: Роберт Земекис, 1994