ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ
ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 6
1.1. Роль коммуникаций в комплексе маркетинга предприятия 6
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КОММУНИКАТИВНОЙ
ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ АО «НЭФИС-БИОПРОДУКТ» 32
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности АО «Нэфис-
Биопродукт» 32
2.2. Анализ официального сайта АО «Нэфис-Биопродукт» как основного
инструмента Интернет-коммуникаций 44
2.3. Анализ присутствия АО «Нэфис-Биопродукт» в социальных сетях 54
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ
ПОЛИТИКИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ АО «НЭФИС-БИОПРОДУКТ» 59
3.1. Основные направления совершенствования коммуникативной политики в
сети Интернет АО «Нэфис-Биопродукт» 59
3.2. Расчет эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию коммуникативной политики в сети Интернет предприятия «Нэфис-Биопродукт» 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ
Индустрия информационных технологий, одна из наиболее быстро развивающихся областей человеческой деятельности, сегодня как никогда зависит не только от технологий, сколько от возможности донести точку зрения компании до потребителя, укрепить потребность в продукте именно этой компании, и представить идею о том, что он лучше продукции конкурентов....
Курс действий предприятия, направленный на осуществление и дальнейшие планирование взаимодействие хозяйствующего субъекта со всеми субъектами маркетинговой системы определена коммуникативной политикой предприятия. Данная политика основана на использовании комплекса средств коммуникаций Интернете, которое обеспечивает стабильное и эффективное формирование спроса и предложение товаров на рынке с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей покупателей.
В современных условиях коммуникации в маркетинговой направленности, которые связаны с формированием, производством и совершенствованием продукции (товара) нацелены главным образом на обеспечение эффективного взаимодействие большинства субъектов маркетинговой системы. Она нацелена на создание определенного товара, который будет пользоваться спросам.
Появление и развитие Интернета прибавило целый ряд инструментов, чья функция состоит в достижении цели продвижении товаров, а также рядом нескольких дополнительных задач, которые связаны с использованием Сети. Это могут быть создание и продвижение собственного web-сайта, либо разработка уникального имиджа в сети Интернет.
При анализе использования всевозможных маркетинговых инструментов, можно выявить, что предприятие при продвижении своих веб-сайтов используют лишь известные стандартные инструменты, не прибегая к услугам профессиональных рекламных агентств.
Следовательно, в зависимости от конечной цели, маркетинговые коммуникации в Интернете разделяют на две группы: во-первых, коммуникации, связанные с разработкой, созданием и обновлением товара и его поведением на рынке; во-вторых, коммуникаций, которые направлены на продвижение товара. Кроме того, интернет является универсальным местом для продвижения. Множество электронных рекламных средств, которые не только способствуют повышению репутационных оценок, но и способствуют отслеживанию действий конкурентов.
В связи с вышенаписанным, целью выпускной квалификационной работы является проведение анализа и формирование рекомендаций по основным направлениям коммуникативной политики АО «Нэфис-Биопродукт» в сети Интернет.
Для достижения поставленной цели выпускной квалификационной работы, были разработаны следующие задачи:
- определит роль коммуникаций в комплексе маркетинга предприятия;
- изучить место Интернет коммуникаций в политике продвижения современного предприятия;
- раскрыть инструменты коммуникаций в сети Интернет;
- дать характеристику организационно-экономической деятельности АО «Нэфис-Биопродукт»
- провести анализ использования инструментов Интернет-коммуникаций в АО «Нэфис-Биопродукт»;
- разработать основные направления совершенствования коммуникативной политики в сети Интернет для АО «Нэфис-Биопродукт»;
- провести расчеты эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию коммуникативной политики в сети Интернет предприятия.
Объектом выпускной квалификационной работы является акционерное общество «Нэфис-Биопродукт». АО «Нэфис-Биопродукт» - самое крупное предприятие по производству соусов в Европе, площадью 26 00 м2, мощностью 187 тыс.тонн в год готовой продукции. Данное предприятие входит в структуру холдинга «Нэфис Групп», являясь одной производственных компаний. Сфера деятельности АО «Нэфис-Биопродукт»: производство и реализация продукты питания, масложировой направленности. Компания имеет большую дистрибьюторскую сеть в регионах РФ и СНГ. Доля отгрузок в регионы РФ составляет 95 %, на экспорт в регионы СНГ приходится 5 %.
Предметом выпускной квалификационной работы является анализ коммуникативной политики в сети Интернет и разработка мер по совершенствованию данной сферы.
В процессе написания выпускной квалификационной работы
использовались следующие методы: экономико-математические и
статистические методы анализа, системного подхода, методы сравнений и научного обобщения.
В теоретической основе выпускной квалификационной работы были использованы работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам коммуникативной политики предприятия, продвижения в сети Интернет, среди них:
Данные финансовой и управленческой отчетности АО «Нэфис-Биопродукт» активно использовались в исследовании. Также в информационную основу входят обзорно-аналитические материалы, опубликованные в периодической печати и сети «Интернет», материалы научных статей.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется в возможности использования разработанных при формировании системы управления на предприятии мероприятий, которые направлены на повышения реализации продукции путем совершенствования организации коммуникативной политикой АО «Нэфис-Биопродукт».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из: введения, трех основных глав, раскрывающие тему исследования, заключения, списка использованных источников и приложений.
Освоение новых информационных технологий и сети Интернет способствует появлению новых способов коммуникации, новых возможностей для общения между людьми, созданию социальных связей, творческой и социальной реализации граждан, новых форм ведения бизнеса.
На сегодняшний день социальные сети имеют огромный потенциал, который быстро развивается и набирает большую уникальную аудиторию. На этих платформах можно успешно не только продвигать товары, но и реализовывать стратегии позиционирования. Компаниям многочисленные инструменты Интернет-коммуникации: web-сервисы, корпоративные сайты, форумы, социальные сети, баннерная и контекстная реклама, опросы, обратная связь.
Целью выпускной квалификационной работы являлось проведение анализа и формирование рекомендаций по основным направлениям коммуникативной политики в сети Интернет предприятия.
Для достижения поставленной цели выпускной квалификационной работы, были разработаны ряд следующих задач:
- определить роль коммуникаций в комплексе маркетинга предприятия;
- изучить место Интернет коммуникаций в политике продвижения современного предприятия;
- раскрыть инструменты коммуникаций в сети Интернет;
- провести анализ использования предприятием инструментов коммуникаций в сети Интернет;
- разработать основные направления совершенствования коммуникативной политики в сети Интернет предприятия и рассчитать эффективность.
Проведенным исследованием выявлено:
1. В первой части исследования было выявлено, что поисковая система, с точки зрения маркетингового инструмента, - это наиболее эффективная рекламная площадка, дающая обширные возможности для быстрого, качественного и успешного продвижения бизнеса через Интернет.
Инструменты для продвижения бизнеса в сети Интернер являются более доступными, удобными и менее дорогостоящими, нежели традиционные методы коммуникации: телевидение, радио, пресса. Используя эти каналы коммуникации можно наиболее эффективно достичь поставленных перед компанией маркетинговых целей: продвижение товара или услуги, информирование целевой аудитории о новинках продукции, сформировать положительный имидж, исправить неверное представление целевой аудитории о бредне или товаре, сформировать предпочтение к определённой марке, повышение заинтересованности потребителя в покупке товара.
2. Во второй части исследования проведен анализ основных финансовых показателей и использования АО «Нэфис-Биопродукт» инструментов коммуникаций в сети Интернет.
Проанализировав основные экономико-производственные показатели предприятия, мы пришли к выводам, что:
- в отчетном периоде понизилась до отрицательного уровня рентабельность продаж, что говорит об не устойчивом положении предприятия. Чистый убыток снизился за три отчетных периода до 3,040 млрд. руб. Не равномерное снижения показателей выручки и чистого убытка организации «Нэфис-Биопродукт» привели, к значительному снижению рентабельности конечной деятельности, ее понижение составило 655 % в 2017 году и 449 % в 2018 году.
- наблюдается динамика повышение материальных затрат за три периода, однако, за отчетный период эти значение уменьшилось на 95 %. За счет того, что общий объем оказанных услуг понизился на 2 962 337 тыс.руб., материальные затраты снизились, материалоотдача снизилась 11 % в 2018 году.
- численность персонала составило в 2016 году 325 чел., количество в 2017 году составило 310, что может говорить о нестабильности в кадровой политике организации. В 2018 году численность по данным статистики повысилось на 2 чел., в относительных значениях темпы роста составили в 2018 году 1 %. При таком незначительном повышении численности, за 2018 год производительность труда одного работника снизилась на 9 908 тыс.руб. или на 15 %.
- фонд заработной платы вырос за 2017 год на 218 тыс.руб., но в 2018 году снизился на 106 тыс. руб.
- среднегодовая стоимость основных фондов в 2017 году уменьшился на 1 %, а к концу 2018 года снижение составило 3%.
Значительное изменение этого показателя прямым образом влияет фондоотдачу, фондоемкость и фондоворуженность. Так, за три года фондоотдача примерно составила 1 %. Обратный показатель - фондоемкость, его значение за 3 года снизился с 1,07 до 0,74. Т.е. к концу 2018 году требуется вложить в 0,5 раза меньше производственных фондов, чем в 2016 году. Такая тенденция дает полагать о возникших проблемах, которые приводят к сокращению производственной деятельности организации. Фондовооруженность труда одного работника увеличилась на 6% в 2017 году, а в 2018 году уменьшение этого показателя составило 4 %.
В целом организация «Нэфис-Биопродукт» имеет явные проблемы с реализацией продукции, что прямым образом действует на формирование прибыли от продаж, чистой пробыли, на показатели рентабельности, фондоотдачи, фондоемкости и фондоворуженности труда.
Далее было рассмотрено использование АО «Нэфис-Биопродукт» инструментов коммуникаций в сети Интернет. Применяя инструменты коммуникаций в сети Интернет, к которым относится реклама, стимулирование сбыта и связи с общественностью, подлежат сравнению. Сравним исследуемое предприятие «Нэфис-Биопродукт» с некоторыми конкурентами, основываясь на значениях с сети Интернет.
Для сравнения проведем анализ сайтов основных конкурентов АО «Нэфис- Биопродукт»: АО «Эссен Продакшн АГ» и «Kraft Heinz Company». Сравнивая интернет-сайты трех этих крупных предприятия, можно сделать вывод, что у предприятий-конкурентов более широко представлено детализация направленной деятельности, в верхней части сайта больше структурных вкладок по различным критерием.
Исследуемая компания «Нэфис-Биопродукт» не столь активна по сравнению с другими двумя предприятиями. Свою деятельность компания ведет в трех социальных сетях: facebook, vkontakte. Instagram. Представленные
конкуренты охватывают значительно больше социальных сетей, а это значит, что охват аудитории в интернете увеличивается в несколько раз. Например, конкуренты использует: facebook, vkontakte. Instagram, одноклассники, handhanter. А также ведут свой канал на YouTube. На наш взгляд, данный метод распространения производящих продуктов является отличным способом для привлечения аудитории к своей продукции.
3. В качестве основных методов в совершенствовании коммуникативной политики мы предлагаем:
1. Разработка контент-стратегии;
2. Активизация социальных сетей;
3. Таргетированная реклама;
4. Реклама у фуд-блогеров;
5. Создание Ютуб-канала, ведение кулинарных шоу на Ютубе, с использование продуктов «Нэфис-Биопродукт».
6. Разработка мобильного приложения для холодильника совместно с АО «ПОЗиС».
По нашему мнению меры поспособствуют повышению эффективности ведения официального сайта и групп в социальных сетях и увеличат их активность.
Главной идеей контент-стратегии для АО «Нэфис-Биопродукт» стало продвижение не продукции, а ее использование в процессе приготовления.
Контент-план для сообществ в социальных сетях учитывает контентстратегию, поэтому в нем больше информационных и развлекательных постов, чем рекламы. В месяц общее количество постов в одной группе соц. сети 30 шт.
Крупные организации, какой является «Нэфис-Биопродукт», рекламу и реализацию продукции в социальных сетях доверяют digital-агентствам Агентство по продвижению и распространению продукции в Интернет пространстве - это организация, оказывающая услуги по увеличению аудитории, реализации производимой продукции по средствам социальных сетей, ведения Ютуб-канала и т.д. Для АО «Нэфис-Биопродукт» было рекомендовано одно из лучших агентств в Казани. Также были составлены бюджеты на ведение социальных сетей и таргетинговую рекламу.
Реклама продукции, размещенная у фуд-блогера. Фуд-блогер - блогер, который пишет о продуктов питания, блюдах, способах приготовления и употребления. При этом он должен описывать предметы, процессы и ощущения так, чтобы его подписчики смогли почувствовать вкус еды или хотели приобрести то, что он рекламирует. По статистическим данным самыми активными и живыми подписчиками обладают блогеры с аудиторией от 3000 до 20000 фолловеров (микроинфлюенсеры). Для АО «Нэфис-Биопродукт» был составлен рейтинг блоггеров-кулинаров
Создание Ютуб-канала, ведение кулинарных шоу на Ютубе, с использование продуктов «Нэфис-Биопродукт». Популярные видео-блоггеры вызывают большое доверие у своей публики, особенно если тематикой канала являются обзоры или полезные советы. Эта сфера эффективно используется рекламодателями и позволяет получать высокую конверсию.
В соответствии с формированным бюджетом расходов по распространению продукции в сети Интернет, «Нэфис-Биопродукт» израсходует с июля 2019 г. и в 2020 г. приблизительно 2 360 520 рублей. Также приведена аналитика по квартально, суммы запланированы следующие:
- в III квартале текущего года необходимо потратить 425 040 рублей;
- в IV квартале текущего года планируется потратить 383 400 рублей;
- в I и III квартале 2020 года в бюджете запланировано потратить по 392 640 рублей;
- в II и IV квартале 2020 года организации необходимо потратить по 383 400 рублей.
В целом можно сделать вывод, сформированный нами бюджет по распространению продукции в сети Интернет предприятия «Нэфис-Биопродукт» охватил все возможные направления по применению Интернет пространства.
Проведенная оценка эффективности предложенных нами мероприятий по продвижению продукции «Нэфис-Биопродукт» в сети Интернет выявило пригодность мероприятий на практике. Также в рамках работы для реализации стратегии и продвижения компании, необходимо выработать комплекс рекламных коммуникаций для продвижения продукции.
Таким образом, использование в разработке мероприятий по предложению продукции «Нэфис-Биопродукт» современных подходов к формированию коммуникационной политики и расчету ее эффективности позволит сформировать на 2019-2020 гг. качественные мероприятия, охватывающую всю целевую аудиторию, обеспечивающую достижение всех целевых показателей, при этом затраты составят 2 360 520 рублей., определено, что ожидается повышение объема дополнительных привлеченных средств. В результате эффект от проведения вышеуказанных мер составит 3 327 889 рубля, это свидетельствует об их высокой эффективности.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [федеральный закон принят Государственной Думой от 30.11.1994 по состоянию на 02.10.2016]
2. «О рекламе» [Федеральный закон N 38-ФЗ принят Государственной Думой 13.03.2006 по состоянию на 28.03.2017 г.]
3. «О средствах массовой информации» [Федеральный закон N 2124-1 принят Государственной Думой 27.12.1991 по состоянию на 15.07.2016 г.]
4. «О защите конкуренции» [Федеральный закон от 28.12.2009 N 381- ФЗ. по состоянию на 30.01.20147]
5. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ по состоянию на 12.05.2017]
Книги, монографии
6. Акулич М.В. Методы построения контент-плана и SMM //
Маркетинг, реклама . - 2018. - № 2. - С. 47-58
7. Балабанов Л. В. Маркетинг: учеб. пособие для бакалавров / Л. В. Балабанов. - 2-е изд. прерараб. и доп. - М.: ИНФА - М, 2013. - 421 с.
8. Болт Г. Дж. Практическое руководство по управлению сетью Интернет. - М.: Экономика, - 2-е изд., 2014. - 271 с.
9. Бушуева Л.И. Маркетинговые информационные системы в
управлении предприятием // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета, 2016, №1.
10. Бурцев В. В. Внутренний контроль сбытовой деятельности
предприятий в современных условиях хозяйствования // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - № 6. - С.16 - 20
11. Гальцев Ф.И. Аналитический обзор современных методов маркетинговых исследований. М.: Центр экономики и маркетинга, 2015. - 110 с.
12. Годин А. М. Маркетинг: Учебник - 6-е изд., перераб. и доп.-М: Издательско-торговая корпорация «Данилов и Ко», 2015 - 756 с.
13. Голубков Е. П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг: Выбор лучшего метода /Общ. ред. Е. П. Голубкова.- М.: Экономика, 2016. - 224 с.
14. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика.- М.: Издательство «Финпресс», 2017. - 416 с.
15. Грант С. Эффективное управление аудитории в сети. Как сделать вашу реализацию лучшим. Книга. - М: Баланс Бизнес Букс, 2012 - 257 с.
16. Григорьев М. Н. Маркетинг: учебник для бакалавров / М. Н. Григорьев. - 4-е изд., доп. - М.: Юрайт, 2012. - 464 с.
17. Демихов В. Ю. Управление деятельностью. - М.: ВИНИТИ РАН, 2008. - 180 с.
18. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. М.: Высшая школа, 2012. - 450 с.
19. Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции: Пер. с англ., 6-е изд. - М.: Дело, 2012. - с.784.
20. Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА - М, 2008. - 496 с.
21. Жукова Т.Н. Коммерческая деятельность / Т.Н. Жуков - СПб.:Вектор, 2011. - 132 с.
22. Егоров Ю. Н. Основы маркетинга: учебник / Ю.Н. Егоров. - М.: НИЦ ИНФРА - М, 2014. - 272 с.
23. Казаков С. П. Интернет, как место реализации продукции // В кн.: Маркетинг: учебник по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент».: Казаков С.П. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 47 с.
24. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. -6-е изд., перераб. и доп. -М.: Центр экономики и маркетинга, 2015. - 254 с.
25. Крис Браун. Практическое пособие по стимулированию продвижения групп в соц.сетях- М.: Инфра-М, 2006 - с.93
26. Маркова С.В. Маркетинг: Учебное пособие для вузов / С.В. Маркова.
- СПб.: Феникс, 2015. - 300 с.
27. Мескон, Майкл Х., Альберт, Майкл, Хедоури, Франклин. Основы менеджмента, 3-е издание: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2012. - 672 с.: ил. - Парал. тит. англ.
28. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Соломатина Н.А. Управление организацией: Учебник / под ред. - 12-еизд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2015.
- 567 с.
29. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 512 с.
30. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учеб. / Г.В. Савицкая. - 14-е изд., испр. и доп. - М.: Новое знание, 2012 . - 679 с.
31. Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования: Учебник. М.: Экономика 2012. - 267 с.
32. Шаповалов В.А. Маркетинговый анализ/ В.А. Шаповалов. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 156 с.
33. Чайкин Б.И., Дубровский В.Ж. Экономика и управление предприятием (фирмой): Учебник. — Екатеринбург, 2015. - 297 с.
Печатная периодика
34. Лысакова И. Управление каналами продвижения товаров назначения. // Маркетинг. — 2013. - № 2. - с. 144
35. Организация и методы исследования спрос в современных условиях: научно-аналитич. обзор. - М.: ИНИОН, 2012. - 96 с.
36. Пустынникова Ю. Искусство управления канала // Управление компанией. - 2013. - № 9. - С.28- 34.
37. Шкардун В.Д., Стерхова С.А. Формирование и оптимизация сети - основа коммуникативной политики предприятия // Управление продажами. Издательский дом Гребенникова. - 2014. - №4. - С.44 - 46.
38. Френкель. А.А. Экономико-статистическое содержание конкурентного анализа // Научно-информационный журнал «Вопросы статистики». - 2016. - №3. - с. 34-36
Электронные ресурсы
39. Гольдштейн Г.Я., Катаев А.В. Маркетинговые решения по распределению товаров и услуг - Режим доступа: http://www.cfin.rU/marketing/goldkat/8.shtml (Дата обращение: 28.03.2019)
40. Катаев А.В. Маркетинговые задачи и решения по оптимизации товаров и услуг - Режим доступа: http://www.cfin.ru/marketing/goldkat/8. shtml (Дата обращение: 24.05.2019)
41. Система маркетинга современного предприятия - Режим доступа: http: //www.ekonomika-st.ru/upravlenie /marketing/marketing-7.html (Дата обращения: 27.03.2019)
42. Система KPI (Key Performance Indicator): разработка и применение показателей бизнес-процесса. Показатели эффективности. - Режим доступа: http://www.businessstudio.ru/articles/article/sistema_kpi_key_performance_indicator_r azrabotka_i/ (Дата обращения: 16.05.2019, 17.05.2019)
43. Официальный сайт «Нэфис-Биопродукт» в сети Интернет - (Дата обращения: 26.04.2019 - 29.05.2019)