Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И РАБОТОСПОСОБНОСТИ СОТРУДНИКОВ

Работа №41142

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
673
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ 6
1.1 Современные проблемы изучения особенностей психологического
климата в трудовом коллективе 42
1.2 Основные характеристики коллектива и социально-психологического
климата 13
1.3 Особенности формирования социально-психологического климата в
коллективе 21
Выводы по первой главе 36
II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И РАБОТОСПОСОБНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ 37
2.1 Описание выборки 37
2.2 Организация и проведение исследования 37
2.3 Методы математической статистики 49
III. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОБЕННОСТЕЙ СОСТОЯНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И РАБОТОСПОСОБНОСТИ КОЛЛЕКТИВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 49
3.1 Изучение психологического климата и работоспособности в условиях
стационара 42
3.2 Анализ взаимосвязи особенности психологического климата и
работоспособности сотрудников здравоохранения 49
Выводы и рекомендации по третьей главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
Список литературы 58
Приложения


Социально-психологический климат является неотъемлемой частью любого коллектива или группы, так же, социально-психологический климат характеризуется стилем взаимоотношений специалистов, находящихся в непосредственном контакте друг с другом, и тем самым в процессе формирования социально-психологического климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена коллектива и тем самым отражаясь на его трудовых качествах и работоспособности коллектива в целом. На него могут влиять множество различных факторов, такие как удовлетворенность человека группой, его положением в группе, местом в ней, взаимоотношением с окружающими его коллегами, отношением, стилем руководства начальства или руководителя предприятия, организации, в целом.
Значимость социально-психологического климата определяется также еще тем, что он способен выступать в качестве такого фактора, как эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, показателей, служить так же показателем как их состояния, так и их изменений под влиянием социального и научно-технического прогресса во время трудового процесса. Социально-психологический климат выступает также в качестве меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива в целом. Эффективность совместной деятельности во многом так же зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей организации. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на ее результаты, но и перестраивает самого человека, формирует в нем новые возможности и проявляет потенциальные.
Социально-психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности. Чаще всего основную суть социально-психологического климата сводят к следующим психологическим явлениям: эмоционально-психологическому настрою группы; настроению группы; состоянию группы; психологическому единству членов группы; взаимоотношениям в группах и коллективах. Среди основных факторов социально-психологического климата называют отношения людей и условия совместной деятельности. Еще считают, что социально-психологический климат - это система норм, обычаев и значений, преобладающих в данной группе людей [36]. Климат же, выражается способом зависимости членов группы или коллектива организации друг от друга, а также, еще и способом зависимости людей от совместно выполняемых функций или задач.
Объект исследования - Особенности психологического климата в условиях экстренной и плановой помощи в системе здравоохранения.
Предмет исследования - Взаимосвязь психологического климата и работоспособности работников здравоохранения плановой и экстренной помощи.
Проблема исследования: Какова взаимосвязь психологического климата и работоспособности сотрудников здравоохранения.
Цель исследования -изучение взаимосвязи психологического климата и работоспособности работников здравоохранения плановой и экстренной помощи.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы особенностей психологического климата в коллективе и работоспособности.
2) Анализ взаимосвязи работоспособности и психологического климата медицинских работников в условиях стационара и экстренной помощи.
3) Разработать методологические рекомендации по улучшению работоспособности работников здравоохранения.
Гипотеза исследования: Существование взаимосвязи между психологическим климатом и работоспособностью коллектива.
Методологическая основа: Являются основные подходы таких авторов, как: В.В. Бойко, А.И. Донцов, Ю.М. Жуков, О.И. Зотова, P.C. Немов, Б.Д. Парыгин, A.B. Петровский, А.Н. Сухов, Е.В. Шорохова, Ю.В. Котова.
Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
1) Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования;
2) Эмпирические: контент-анализ; методы статистического анализа эмпирических данных, а именно: Коэффициент корреляции Пирсона.
Методики исследования: Методика выявления степени интеграции «СПСК» — социально-психологическая самооценка коллектива (методика О. Немова, Опросник САН: самочувствие, активность, настроение (В.А.Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б.Шарай и М.П. Мирошников), методика Э. Ландольта.
Научная новизна исследования заключается в том, что были изучены особенности взаимосвязи психологического климата и работоспособности сотрудников здравоохранения в период плановой и экстренной помощи.
Практическая значимость ВКР заключается в том, что, полученные в ходе исследования, результаты могут быть использованы психологами для разработки тренингов в системе здравоохранения с целью улучшения психологического климата в коллективе и улучшения работоспособности в дальнейшей работе психологов с сотрудниками здравоохранения. В последующем, данные тренинги и рекомендации могут быть использованы не только для сотрудников ЦРБ, но и в любой другой профессии из системы «человек - человек».
База исследования: Елабужская ЦРБ - Муниципальное бюджетное учреждение, Елабужская центральная районная больница.
Структура исследования: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы рассмотрели понятие социально психологический климат коллектива, и взаимосвязь психологического климата и работоспособности сотрудников медицинского учреждения, ознакомились с точкой зрения отечественных и зарубежных авторов, таких как: Г.М. Андреева, Н.В. Гришина, А.В. Дейнека, А.И. Донцов, А.А. Ершов, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, В.Е. Семенов, В.Н. Литвинов, К.К. Платонов, В.Г. Казаков, Ю.П. Платонов, А.В. Ребров, П. Бергер, Т. Лукман, Т. Парсонс.
Ознакомившись с теориями и предположениями психологов, можно сделать вывод, что в основном, многие психологи обращают внимание на то, что психологический климат в коллективе взаимосвязан с условиями труда, безопасности во время выполнения работ, личных отношений с участниками коллектива.
Из вышесказанного мы видим, что при благоприятном психологическом климате улучшается производительность труда, повышается производительность сотрудников, у работников появляется желание работать и при этом качественно выполнять свои должностные обязанности. При этом, сотрудники не желают оставлять своего рабочего места, даже если им приходится покинуть, или же переводится в другое подразделение на более выгодных, или даже невыгодных для них условиях, производительность труда растет, сокращаются случаи прогулов, нежелания работать, повышается интерес к работе. Исходя из всего вышесказанного можно сказать что между психологическим климатом и работоспособностью коллектива существует взаимосвязь и при благоприятном состоянии психологического климата, будет повышаться работоспособность, и в дальнейшем, даст стимул для того, чтобы качественно выполнять свою работу и ответственно относится к ней.
В нашем исследовании отображен и исследован психологический климат в коллективе сотрудников здравоохранения (см. таб.1, 2), результаты самочувствия, активности и настроения по методике САН (см. таб.3, 4) и результаты, которые характеризуют работоспособность по методике «Кольца Ландольта» (см. таб.5, 6). Так же при анализе корреляционных связей параметров методики «СПСК» с показателями методики, характеризующих работоспособность были выявлены положительные корреляции показателей: сплоченности в работе (rs=0.40; р<0,05) и взаимоотношениями с руководством (rs=0.40; р<0,05); организованности и удовлетворенностью взаимоотношениями с сотрудниками (rs=0.40; р<0,05) и взаимосвязи показателей «СПСК» определяются с показателем удовлетворенности условиями труда (значения коэффициентов корреляции в пределах 0,63-0,77 при р<0,01 у всех показателей, за исключением показателя «открытость» (rs=0.44; р<0,05)). А так же положительными корреляционными связями (р<0,01) показателя общей работоспособности является взаимосвязь со стремлением к сохранению целостности группы (rs=0.53; р<0,01) и сплоченностью (rs=0.50; р<0,01).
Таким образом можно сказать что наша работа позволяет узнать то, что между психологическим климатом коллектива и работоспособностью существует взаимосвязь, и тем самым мы можем дать рекомендации и методики чтобы улучшить социально-психологический климат и развивать его в дальнейшем, и тем самым улучшить работоспособность сотрудников.
В целом данная работа принесет вклад в изучении проблемы социально-психологического климата профессий типа «человек-человек», а именно сотрудников служб здравоохранения.



1. Андреева Г.М., Социальная психология. - М., 2002. - 116 с.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 2005 - 130 с.
3. Берулава М. М. Психологические основы развития рационального поведения управленцев в конфликтных ситуациях: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01; 19.00.07 / Берулава Михаил Михайлович; Науч.- образоват. центр Рос. акад. образования. - Ставрополь, 2005 - 180 с.
4. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 2006. - 207 с.
5. Боковня А.Е. Мотивация —
основа управления человеческими ресурсами (теория и практика формирова ния мотивирующей организационной среды и создания единой системы мотивации компании). — М.: ИНФРА-М, 2016. - 144 с.
6. Брылева Л. Г. Теоретические особенности управления
организационными конфликтами в условиях современного менеджмента / Л. Г. Брылева, Р. Г. Леонтьев // Инженер. вестн. Дона. - 20133. Глушаков В. Е. HRM — управление человеческими ресурсами / В. Е. Глушаков. - Мозырь: Белый Ветер, 2013 - 90с.
7. Василюк Ф.Е., Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во МСК. ун-та,2001. - 214 с.
8. Вичев В.В., Мораль и социальная психика. - М., 2003. - 180 с.
9. Выханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент.- М., Гардарика, 2007. - 220 с.
10. Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал, т. 18, № 6, 2004 - 128 с.
11. Гришина Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе.// Социальнопсихологические проблемы производственного коллектива. / Под ред. Шороховой Е.В.- М., 2009. - 130 с.
12. Гришина Н.В., Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов. Автореферат.- СПб., 2008. - 145 с.
13. Гришина Н.В., Я и другие: Общение в трудовом коллективе. - СПб изд.,2002. - 171с.
14. Дейнека А. В. Управление персоналом организации: Учебник для бакал авров / А. В. Дейнека. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 288 с.
15. Донцов А.И., Психология коллектива. - М.: Изд-во МСК. ун-та, 2007 - 130 с.
16. Евтихов О.В. Управление персоналом организации: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 297 с.
17. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учеб. пособие. - 4е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2015. — 352 с.
18. Ершов А.А., Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. - СПб., 2009- 120 с.
19. Зверева Н. Создание успешного социального предприятия / Наталия Зв ерева. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 155 с.
20. Калмыкова О. Ю. Внедрение организационного конфликтменеджмента в систему стратегического управления / О. Ю. Калмыкова, Г. П. Гагаринская // Науковедение-2014-220с.
21. Качина А. А. Психологическая структура профессионального стресса у менеджеров разного должностного статуса: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Качина Анастасия Александровна; Моск. гос. ун-т. - М., 2016.
22. Кибанов А.Я. Экономика управления персоналом: учебник / А.Я. Киба нов, Е.А. Митрофанова, И.А. Эсаулова; под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 427 с.
23. Ковалев А.Г., Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.- М.,2007- 271с.
24. Коллектив. Личность. Общение.: Словарь социально-психологических понятий./ Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова.- Л.: СПб изд.,2003. - 143 с.
25. Коноваленко В. А. Управление персоналом — креативный менеджмент: в помощь руководителю / В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко. - 2-е изд. - М.: Дашков и К°: Наука-Спектр, 2011 - 140 с.
26. Королев Л. М. Психология управления: Учебное пособие / Л. М. Корол ев. — 5-е изд. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 188 с.
27. Кремень М. А. Пути эффективного руководства / М. А. Кремень. - Минск: Беларус. наука, 2014. - 381 с.
28. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во МСК. ун-та,2005 - 152с.
29. Литвинов В.Н., Психологический климат и экономические показатели. Социальные проблемы труда и образования. / Материалы научной конференции, вып.2 - Рига, 2008 - 150 с.
30. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: пер. с англ. / У. Мастенбрук. - М.: Инфра-М, 2013. Романчик Н. В. Противоречия и конфликты в организации: сущность, причины, типология: понятие "конфликт" и его основные элементы // Нар. Асвета-2017-120с.
Садовников Э. Э. Оперативный анализ и эффективное разрешение конфликтов в сфере управления / Э. Э. Садовников, С. Г. Шевченко // Лидерство и менеджмент. - 2015 - 200 с.
31. Основы менеджмента: учеб. пособие / Я.Ю. Радюкова, М.В. Беспалов, В.И. Абдукаримов [и др.]. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 297 с.
32. Парыгин Б.Д., Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. / Под ред. В.А. Ядова.- СПб., Изд-во « Наука», 2009 - 110 с.
33. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического
анализа конфликта: теоретические и методологические проблемы
социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н.Богомоловой. - М., Изд-во МСК. ун-та, 2006 - 210 с.
34. Платонов К.К., Казаков В.Г., Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии // Социальнопсихологический климат коллектива / Под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой, - М., 2007 - 120 с.
35. Платонов Ю.П., Психология коллективной деятельности: Теоретикометодологический аспект. - Л.: Изд-во СПб, ун-та, 2006 - 181 с.
36. Платонов Ю.П. Социальная психология: учебник / Ю.П. Платонов. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 336 с.
37. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособия- Самара: Изд-во «БАХРАК-М», 2008 - 280 с.
38. Ребров А.В. Р31 Мотивация и оплата труда. Современные модели и тех нологии: учеб. пособие / А.В. Ребров. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 346 с.
39. Резник С.Д. Организационное поведение: Учебник. - 4-е изд., пере- раб. и доп.— М.: ИНФРА-М, 2015. — 463 с.
40. Руденский Е.В., Социальная психология: Курс лекций- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2003 - 160 с.
41. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: Учеб. пособ ие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 624 с.
42. Суслов Г.В. Управление персоналом организации: Учеб. пособие. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2016. — 154 с.
43. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н. Богомоловой- М.,: Изд-во МСК. ун-та, 2008 - 130 с.
44. Технологии обучения и развития персонала в организации: учебник / п од ред. М.В. Полевой. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. — 256 с.
45. Трусь, А.А. Психология управления [Электронный ресурс] : учеб. посо бие / А.А. Трусь. - Минск: Вышэйшая школа, 2014. - 317 с.
46. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Рум янцевой, Н.А. Саломатина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 736 с.
47. Управление персоналом организации: Учебник/Под ред. А.Я.Кибанова. — 4-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 695 с.
48. Шакуров Р.Х., Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. - М., 2005 - 170 с.
49. Шепель В.М. Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства химическими предприятиями- М., 2004 - 210 с.
50. Шепель В.М. Управленческая психология. - М., 2004 - 195 с.
51. https://buratino6.caduk.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ