ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические вопросы формирования имиджа города 7
1.1 Понятие имиджа города 7
1.2 Факторы, влияющие на формирование имиджа города 13
1.3 Критерии и показатели оценки формирования имиджа города 19
2 Сравнительный анализ взаимодействия сферы общественного питания и
формирование имиджа города 29
2.1 Опыт зарубежных стран в формировании имиджа города 29
2.2 Сфера общественного питания как элемент имиджа российских городов 38
2.3 Современные тенденции развития сферы общественного питания 43
3 Рекомендации по совершенствованию сферы общественного питания и формирование имиджа города Набережные Челны 52
3.1 Характеристика формирования имиджа города Набережные Челны 52
3.2 Анализ сферы общественного питания г. Набережные Челны 58
3.3 Эффективная модель совершенствования сферы общественного питания 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 85
Актуальность темы исследования. На современном этапе экономического развития города обеспечение конкурентоспособности является приоритетом. Существует большое количество ситуаций, когда решающее значение имеет имидж города, чтобы отличить одну территорию от другой, определить конкурентное создание «уникального торгового предложения». Стратегии брендинга и маркетинга играют решающую роль в данное время.
Существует необходимость формирования собственного имиджа каждого региона России ввиду того, что имидж территории привлекает внимание к региону (городу), дает возможность улучшать инвестиционный климат, повышать социальную привлекательность, получать дополнительные ресурсы для экономического развития. В настоящее время существует большая практика и опыт разработки программ по развитию имиджа у крупных культурных центров страны. Однако региональная имиджевая политика находится на начальном этапе ее формирования.
Одной из весомых отраслей, влияющих на формирование благоприятного климата и имиджа города, является развитие сферы общественного питания как социального аспекта, показывающего уровень благополучия граждан в рамках обеспечения задач муниципального образования по формированию оптимальных качественных условий для жизни населения. В настоящее время сфера общественного пиния привлекает большое количество игроков, в том числе и популярные бренды, сети ресторанов, заведения фастфуда и другие, для контроля и обеспечения качества предоставления услуг необходима большая работа муниципальных властей. Поэтому исследование развития сферы общественного питания и его влияния на имидж города актуально на сегодняшний день.
Степень разработанности проблемы. В современной литературе по государственному и муниципальному управлению широко представлены различные подходы к формированию имиджа территорий, городов такими
авторами, как Васильев Д.А., Гришанин Н.В., Жигалова Н.Г., Лысова Н.
Большинство групп и классов нововведений в исследовании сферы общественного питания достаточно подробно рассмотрены в литературе. К ним следует отнести работы таких авторов, как Батраева Э., Брюхова О.Ю., Бурдюгова О., Жабина С., Колесова А., Старцева Н.Н.
Среди зарубежных авторов, занимающихся исследованиями проблем, затронутых в выпускной квалификационной (бакалаврской) работе, необходимо особо выделить труды Magni M., Atsmon Y., в которых освещается роль проблем развития сфер общественного питания, исходя из здорового образа жизни населения. Yadav J.I., Yallatti R.M. на примере города Сангли рассматривают проблемы и перспективы услуг общественного питания. Ubjaan
J. рассматривает в своих исследованиях влияние брендинга города на его имидж, восприятие ценности и направления развития на примере привлечения туристов в городах Индонезии.
Целью исследования является совершенствование сферы общественного питания и формирование имиджа города.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать понятие имиджа города;
2) изучить факторы, критерии и показатели оценки формирования имиджа города;
3) провести сравнительный анализ взаимодействия сферы общественного питания и формирование имиджа города;
4) изучить современные тенденции в развитии общественного питания и формировании имиджа города;
5) дать характеристику формирования имиджа города Набережные Челны и сферы общественного питания;
6) разработать эффективную модель совершенствования общественного питания.
Предметом исследования является имидж города.
Объектом исследования является сфера общественного питания в формировании имиджа города.
Теоретическая основа исследования представлена теоретическими и экспериментальными экономическими трудами в области государственного и муниципального управления, маркетинга территорий, исследований по развитию услуг общественного питания.
Информационной базой исследования является отечественные и зарубежные периодические издания, законодательная база России, международные нормативные акты, данные российских официальных органов - Госкомстата, международных экономических и финансовых организаций, а также статистические базы Интернет.
Методическая основа исследования. В процессе написания бакалаврской работы применялись такие общенаучные методы исследования, как метод научной дедукции ретроспективный, системный и логический анализ, сопоставление, обобщение и синтез, экспертные методы.
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, трех разделов, включающих девять подразделов, заключения, списка использованных источников, приложений.
В первом разделе исследовано понятие имиджа города, изучены факторы, влияющие на формирование имиджа города, а также критерии и показатели оценки формирования имиджа города.
Второй раздел посвящен системному и сравнительному анализу взаимодействия сферы общественного питания и формирование имиджа города, изучен опыт зарубежных стран в формировании имиджа города, рассмотрено формирование имиджа российских городов и сферы общественного питания, а также современные тенденции в развитии общественного питания и формирование имиджа города.
Третий раздел посвящен разработке и обоснованию рекомендаций по совершенствованию сферы общественного питания и формирование имиджа города Набережные Челны. В этой связи изучена характеристика формирования имиджа города Набережные Челны, проведен анализ сферы общественного питания, разработана эффективная модель совершенствования общественного питания.
Имидж города - образ, сформированный как в сознании населения посредством проводимой муниципальной политики, так и созданный крупными ассоциациями, связанными с фактическим местоположением, с количеством упрощенных информационных элементов, относительно устойчивая совокупность эмоциональных, рациональных представлений, убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу особенностей региона, складываются на основе всей информации, полученной о регионе из различных источников, а также собственного опыта и впечатлений.
Ввиду того, что представления о территории могут меняться под воздействием различных факторов, отмечается неоднородность понятия имиджа города, а также его изменяемость.
Согласно исследованию, существует большое количество факторов формирования имиджа города, как субъективных, так и объективных, как находящихся в прямой зависимости от действующей в регионе власти, так и внешний факторов, на которые нельзя воздействовать прямым образом. Однако следует отметить, что для развития муниципальному образованию важно определить наиболее существенные характеристики, формирующие положительный имидж города и активно их наращивать. Важным является выбор конкретного направления, отличающего город от конкурентных областей и территорий. В ходе формирования привлекательного имиджа города важным является поиск такие достоинств территории, которые определяют уникальность данного объекта. Брендинг территорий - дело необходимое и ответственное. Успешное продвижение бренда, в настоящее время, помимо всего перечисленного, свидетельствует о неравнодушии администрации к судьбе и престижу вверенного ей региона, об умении строить отношения с бизнесом, а, значит, и о том, что у региона есть шансы на дальнейшее его развитие и процветание.
Исходя из зарубежного опыта формирования имиджа территорий, следует отметить, что во многих странах уделяют повышенное внимание данной деятельности преимущественно ввиду важности и актуальности развития экономических аспектов конкретного региона, культурных особенностей и инфраструктуры в сфере туризма. Согласно зарубежным источникам к имиджу региона относят такое его значение в качестве идеального образа территории, которое целенаправленно сформировалось в сознании общества с отражением условий жизни населения, а также потенциала развития и возможностей его применения. Также в качестве понятия имиджа города определяется образ территории, самостоятельно сформированный и дифференцированный среди жителей по разным возрастным и социальным группам, органам местного самоуправления, членам бизнес-сообществ, туристическим структурам.
Основной целью формирования имиджа российских городов является выявление лучших региональных и федеральных практик гражданской активности, объединение единомышленников, придание импульса развитию гражданского общества в регионах с учетом проблематики федерального уровня, рассмотренному через призму наработок конкретного региона. Одной из основных отраслей, формирующих конкурентные преимущества региона или территории является сфера общественного питания. Существует большое количество исследований, направленных на изучение формирования имиджа городов и территорий посредством развития данного сегмента рынка, что также обуславливает уровень доходов населения, рост бюджетных средств за счет налоговых поступлений и развитие малого бизнеса в регионах.
Формирование рыночных взаимоотношений и обострение конкуренции в сфере общественного питания требует повышенного внимания к проблеме оценки конкурентной способности субъектов хозяйствования в масштабах территории, региона, города. Общественное питание определяется значимым элементом в системе социально-экономического формирования общества, региона, мегаполиса. В условиях современной среды обитания наличие конкурентоспособных предприятий общественного питания является необходимым фактором в оценке деятельности муниципальных образований и регионов. Для рынка общественного питания характерна существенная степень дифференциации предлагаемого продукта и цен, что в значительной мере является проявлением чистой конкуренции. Отмечается значимая степень зависимости предприятий общественного питания от поставщиков и потребителей в силу неотделимости услуги. В сложившихся обстоятельствах функционирование организаций общественного питания нуждается в постоянном улучшении и обновлении, разработке подобающей стратегии и тактики управления. Инструментами осуществления указанных мероприятий может выступать: анализ уровня соперничества в сфере предоставления услуг общественного питания, управление внутренними и внешними параметрами функционирования компаний для увеличения показателя конкурентного преимущества. Целью проведения изучений выступает рассмотрение критериев конкурентоспособности заведений общественного питания и их влияния на имидж города, региона. Это отвечают нуждам теории и практики формирования рыночных отношений.
Согласно исследованию современных тенденций в развитии
общественного питания, отмечается, что для данного рынка общественного питания характерна существенная степень дифференциации предлагаемого продукта и цен, что в значительной мере является проявлением чистой конкуренции. На формирование имиджа города развитие рынка общественного питания влияет существенным образом ввиду роста экономики в том числе и за счет роста уровня жизнеобеспечения населения и увеличения бюджет за счет налоговых поступлений от данной деятельности. В сложившихся обстоятельствах функционирование организаций общественного питания нуждается в постоянном улучшении и обновлении, разработке подобающей стратегии и тактики управления. Следует отметить снижение по сегменту столовых, это говорит о снижении общего уровня доходов населения в данный отчетный период, а также ввиду появления большого количества бюджетных ресторанов, развитие формата фаст-фуда и стрит-фуда.
Развитие положительного имиджа города определяется главным
условием для привлечения инвестиций, а также развития туристической деятельности, социально-экономическое развитие города Набережные Челны также неразрывно связано с формированием имиджа и привлекательности бренда муниципального образования.
Исходя из характеристики формирования имиджа города Набережные Челны, отмечается рост основных социально-экономических показателей муниципального образования. Следует отметить общую привлекательность города Набережные Челны для туристической и рекреационной деятельности, оптимальную базу по формированию инфраструктуры, позволяющей реализовывать мероприятия, направленные на оптимизацию имиджа города. Однако существуют недостатки имиджа города Набережные Челны в виде недостаточного регионального и федерального финансирования, несмотря на получение статуса ТОСЭР, основными средствами являются частные инвестиции, в том числе и иностранные, международные. Следует отметить ненадлежащее положение у субъектов процесса управления брендом города единого методологического подхода к мероприятиям по имиджевому позиционированию и продвижению бренда города. В связи с этим существует большое количество составляющих имиджа муниципального образования. не задействованных в программе социально-экономического развития города Набережные Челны.
Основные же тенденции развития рынка общественного питания в городе Набережные Челны за последние несколько лет заключаются в следующем:
- сфера общественного питания в регионе в целом развивается, при этом уменьшается их концентрация в центральных районах города;
- привлекаются инвестиции в сферу общественного питания, появляются различные кафе, рестораны, столовые, ориентированные на определенный целевой сегмент потребителей;
- увеличивается спрос не только на услуги питания, но и на другие дополнительные услуги;
- предприятия в основном находятся в частной форме собственности.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что сфера общественного питания города Набережные Челны представлена достаточно широко и развивается, тем самым повышается ее значение в развитии всей экономики Республики Татарстан. Развитость предприятий общественного питания, качества их предоставления услуг, степени удовлетворенности потребителей, соотношение цены и качества приводит к росту спроса не только местных жителей, но и приезжих туристов, в том числе и иностранцев. Поэтому важно дальнейшее поддерживание состояния сферы общественного питания на высоком уровне.
Существует ряд проблем сферы общественного питания города Набережные Челны:
- проблема построения непрерывного логистического процесса и поиска поставщиков, поиск дополнительных услуг для предприятий сферы общественного питания,
- проблема снижения привлекательности отрасли для потенциальных инвесторов, отсутствие инвестиций на расширение и развитие деятельности у предприятий общественного питания муниципального образования,
- проблема отсутствия диалога власти и бизнеса, ненадлежащий характер содействия предприятиям сферы общественного питания,
- проблема снижения эффективности по применению материальнотехнической базы, а также оценке результатов функционирования субъектов данный отрасли.
Следует отметить разработку четырех направлений для совершенствования положительного имидж муниципального образования с целью совершенствования сферы общественного питания города Набережные Челны:
- деятельности государственных органов по развитию централизованного производства продукции для предприятий общественного питания,
- привлечение потенциальных инвесторов для развития сферы общественного питания муниципального образования,
- усиление внимания к индустриализации отрасли общественного питания с текущим контролем деятельности заведений города по уровню обслуживания
- оценка по потенциалу роста и совершенствованию данной сферы бизнеса в рамках аналитической и плановой работы, что также является существенным моментом по работе над имиджем города.
На основании данных результатов исследований возможно сформировать модель оптимизации сферы общественного питания города Набережные Челны, по которой возможно объединить всех субъектов данного процесса. В результате эффективной работы предприятий общественного питания и существенных инвестиций в данную отрасль ожидается повышение уровня имиджа муниципального образования, улучшение репутации города Набережные Челны среди потенциальных инвесторов.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 в ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрании законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ в ред. от 03.08.2018 // Собрание законодательства РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ в ред. от 30.10.2018 // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190- ФЗ в ред. от 03.08.2018 // Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 16.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1: федеральный закон РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 03.08.2018 // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст.3301.
6. Об оценке эффективности деятельности органов местного
самоуправления городских округов и муниципальных районов: Указ
Президента Российской Федерации от 28.04.2008 // Собрание законодательства РФ. 2008. №18. Ст. 2003.
7. Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан: Закон РТ от 07.12.2005 г. № 116-ЗРТ // Ведомости государственного совета Татарстана. 2005. №12 (1).
II. Монографии и научные статьи
8. Magni M., Atsmon Y. Foster the concept of health diet to adolescents // People's Daily. 2017. №16. Р. 89-93.
9. Ubjaan J. Еffect of City Branding Toward City Image, Value Perception and Revisit Intention (Study Toward Domestic Tourist in City of Ambon, Indonesia) //
International Journal of Science and Research (IJSR). 2017. № 6. I. 9. Р. 460-464.
10. Yadav J.I., Yallatti R.M. Problems and Prospects of Catering Services: A Case Study of Sangli City // Indian journal of Marketing. 2018. №7. Р. 42-49.
11. Zenker S., Beckmann S.C. My place is not your place - different place brand knowledge by different target groups // Journal of Place Management and Development. 2013. Vol. 6. №. 1, Р. 6-17.
12. Брюхова О.Ю., Старцева Н.Н. Особенности нейминга в сфере общественного питания (на примере кафе города Екатеринбурга) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 1-1 (79). С. 73-77.
13. Васильев Д.А. Геобрендинг как неотъемлемая часть развития современных городов / Д.А. Васильев // Аллея науки. - 2018. - Т. 1. - № 3 (19). - С. 712-715.
14. Гришанин Н.В., Жигалова Н.Г. Медиа как пространство формирования бренда города / Н.В. Гришанин, Н.Г. Жигалова // Век информации. - 2018. - Т.
2. - № 2. - С. 178-179.
15. Журавлева И.И. Анализ рисков компании по доставке готовой еды в городе Иркутске // Бизнес-образование в экономике знаний. 2018. № 1 (9). С. 26-29.
16. Клящицкая Т.В. Тренды и инновации ресторанного бизнеса // Бенефициар. 2018. № 19. С. 27-30.
17. Кобякина О. Брендинг территорий: национальная кухня как один из атрибутов бренда страны (на примере Дании, Швеции, Латвии и России) /
О. Кобякина // Научные исследования: Реклама и PR. - 2015. - №4. - С. 20-34.
18. Краснослободцев А.А., Коломников С.В. «Неамерика»: опыт построения бренда бургерной в малом городе // Бренд-менеджмент. 2018. № 1. С. 52-66.
19. Маркин И.М. Формирование бренда города путем создания достопримечательностей среднего уровня / И.М. Маркин // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. - 2018. - Т. 9. - № 1. - С. 150-158.
20. Муравьева Н.Н. Формирование городского бренда на примере Ростова- на-Дону // Архонт. 2018. № 1 (4). С. 61-65.
21. Оборин М.С. Сельский туризм на современном этапе: перспективы развития // Вестник Забайкальского государственного университета. 2018. Т. 24. № 1. С. 26-33.
22. Пыльнева Т.Г., Холчева И.А. Брендинг территории как инструмент повышения конкурентоспособности региона // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 4s (45s). С. 51-53.
23. Ращупкин К.А., Шигапова М.Ю. Проблема снижения культуры речи в рекламном дискурсе // Общество: философия, история, культура. 2018. № 3. С. 74-78.
24. Сафаргалиев Э.Р. Маркетинговые исследования в оценке эффективности разработки логотипа города // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2018. № 2 (78). С. 100107.
25. Смаилова А.Р. Формирование положительного имиджа города как важный фактор привлечения туристского и инвестиционного потока // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 1-4 (33). С. 134-140.
26. Стрельникова Т.Д. Нужен ли новый современный бренд Липецкой области? // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 4s (45s). С. 78-80.
27. Федотова С.В., Кулешова Т.В. Формирование расходов по теплоснабжению и их учет на предприятиях общественного питания // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2018. № 1 (68). С. 265-271.
28. Халитова Л.Р., Петров Н.А. Уровень развития отраслей экономики по зонам республики Башкортостан // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 1 (42).
С. 56-61.
29. Чижикова И.Д. Бренд провинциального города - борьба за уникальность (на примере г. Саратова) // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 1. С. 100-106.
30. Щербакова Н.А. Факторы экономического развития приграничных
регионов России // Экономика Профессия Бизнес. 2018. № 1. С. 94-97.
III. Учебники и учебные пособия
31. Батраева Э. Экономика предприятия общественного питания. Учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, 2017. 390 с.
32. Жабина С. Маркетинг продукции и услуг. Общественное питание. Учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017. 264 с.
33. Жабина С., Бурдюгова О., Колесова А. Основы экономики, менеджмента и маркетинга в общественном питании. Учебник. М.: Academia, 2014. 336 с.
34. Логунцова И., Малькова И. Маркетинг территорий. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017. 164 с.
35. Лысова Н. Маркетинг территорий: Учебник. М.: Проспект, 2019. 160 с.
36. Маркетинг территорий. Учебник и практикум / Под ред. О. Романенкова. М.: Юрайт, 2018. 264 с.
37. Маркетинг территорий. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. М. Савельева, А. Угрюмова. М.: Юрайт, 2017. 381 с.
38. Правила оказания услуг общественного питания. М.: Проспект, 2019. 80 с.
IV. Материалы организации
39. Годовой отчёт Управления экономического развития и поддержки предпринимательства г. Набережные Челны
40. Ведомость отдела потребительского рынка управления экономического развития и поддержки предпринимательства Исполнительного комитета города Набережные Челны
41. Итоги социально-экономического развития города Набережные Челны за 2017 год и задачи на 2018 год.
42. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны до 2030 года.
43. Рейтинг привлекательности городской среды проживания по городу Набережные Челны на 2016-2018 гг. Управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения г. Набережные Челны
V. Электронные материалы:
44. Обзор рынка общественного питания [Электронный ресурс] URL: https://www.openbusiness.ru/biz/business/obzor-rynka-obshchestvennogo-ritaniya/ (дата обращения: 24.02.2019)
45. Статистика городов по сферам экономики (API 2ГИС) [Электронный
ресурс] URL:
https://stat.2gis.m/#/?city=12,13,15,20,27,32,35,1,38,41,42,44,45,60,63&rubric=20,9 1,70&value=abs (дата обращения: 04.04.2019)
46. Анализ рынка общественного питания в 2018 году [Электронный ресурс]
URL: https://alterainvest.ru/rus/blogi/analiz-rynka-obshchepita-2019/ (дата
обращения: 15.05.2019)
47. Исследование рынка общественного питания Казани и Татарстана
[Электронный ресурс] URL: https://realnoevremya.ru/articles/14954 (дата
обращения: 19.04.2019)