ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 7
1.1. Возникновение, реформирование и модернизация обществоведческого
образования в России 7
1.2. Современное состояние обществоведческого образования в России 19
1.3. Актуальные проблемы преподавания обществознания в современных условиях 25
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 33
2.1 Способы обучения обществознанию в современной школе 33
2.2. Средства обучения обществознанию в современной школе 42
2.3. Результаты обучения обществознанию в современной школе 49
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБУЧЕНИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 10 КЛАССЕ 56
3.1. Современные педагогические технологии в обучении обществознанию 56
3.2. Результат применения современных технологий в 10 классах общеобразовательной организации 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
Приложение 82
Изучение обществознания в современной школе не менее актуально, чем изучение дисциплин технических наук. Гражданственность и патриотизм нынешнего человека во многом характеризуется степенью его соблюдения и уважения к законам страны, государству и обществу. Полноценная правовая подготовка учащихся устанавливает не только истинное качество образования, но и эффективность любой деятельности в сфере патриотического и гражданского воспитания. Именно поэтому большое значение уделяется тому, как достигаются цели и задачи обществоведческого образования, т.е. способом взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, сосредоточенным на достижение цели обществоведческого образования, развития и воспитания школьников, а собственно методам и приемам обучения обществознанию.
Актуальность работы определена педагогической значимостью методики преподавания, так же необходимостью изучить и применить ее на уроках обществознания. На протяжении многих лет, специалисты в области методики стремятся разобраться в том, как учить современного школьника. Но здесь возникают споры об эффективности тех или иных методов, что приводит к разработке все новых и новых методик обучения обществознания. В педагогической литературе исследованию методов и приемов обществоведческого обучения посвящены работы: Л.Н. Боголюбова,
О.Б. Соболевой, Е.С. Корольковой, Н.Н. Лазуковой, А.Ф. Никитина Е.А. Певцовой, А.Ю. Лазебниковой, И.А. Ильина.
Методика обучения как самостоятельная наука призвана отвечать на вопросы:
1. Для чего учить? (цель обучения) - ради чего учить (ценность обучения, ценность освоения данного предмета)
2. Чему учить? (содержание предмета)
3. Как учить? (методы приемов и средств обучения)
Она изучает и исследует процесс обучения обществознанию в целях увеличения его эффективности и качества. Главные задачи методики - выявление, описание и оценка способов обучения, которые ведут к улучшению статуса этого предмета в общеобразовательной организации.
Для полной оценки образовательного потенциала курса необходимо проанализировать тенденции его развития, которые происходят в современном обществе. Как нам известно, наше информационное общество, порождая и преобразовывая ее, производит риски для социума. Они в основном изменяют, такие базовые ценности как: свобода, права человека и др. Данная проблема повышает значимость курса обществознания, которая в совокупности своей изучает биосоциальное существование человека, место и роль человека в социуме, тенденций развития общества, основные этапы социализации личности и т.д. Тем самым возникает потребность обучать учащихся критически воспринимать информацию и производить рефлексию. У учеников проявляется способность вырабатывать собственные суждения по определенным проблемам и умением аргументировать свою точку зрения прибегая, к знаниям обществоведческого курса.
Предмет «Обществознание» в школе акцентирует внимание на важнейшие и современные социальные явления. Новшества в изменении общественной жизни требуют от школы внесения в преподавание обществознания существенных содержательных и методических изменений. Цели обществоведческого образования в основной школе в мерах требований, предъявляемых стандартами второго поколения, состоят в том, чтобы обеспечениями учебного предмета интенсивно способствовать:
- воспитанию патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания;
- формирование у учащихся целостной картины общества, адекватность ее восприятия;
- формирование у учащихся применения полученных знаний и умений в обществоведческом курсе для определения позиций в общественной жизни.
Преподавание обществознания в школе обуславливается несколькими причинами: поступление выпускников в высшие учебные заведения, предмет включен в список вступительных испытаний во многих вузах страны и различных направлениях образования. Для современной молодежи изучение данного предмета является ориентиром в понимании жизни в целом и существовании человека, анализировать и прогнозировать ситуацию в мире и в своей родине. В понимании различных социальных процессов, ученикам помогает предмет «Обществознание» во взаимосвязи наук, перечисленных выше.
Непрерывно развивающемуся обществу необходимы нравственные, предприимчивые, интеллигентные люди. Которые, в ситуации выбора, имеют все шансы самостоятельно принимать серьезные решения. Предвидя их вероятные результаты, готовые к совместной работе, отличающиеся конструктивностью, владеющие развитым чувством ответственности за судьбу собственного государства. Данные задачи невозможно решить только средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остается объектом обучения. Существенен переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу действительно учиться, то есть учить себя, не только получать знания, передающиеся учителем, но и уметь самому добывать и пользоваться ими в практической деятельности.
Цель исследования - изучить особенности методики преподавания обществознания в современной школе.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
1. Определить исторические этапы становления и развития преподавания обществоведческого образования в России.
2. Проанализировать современное состояние обществоведческого образования в России.
3. Выявить актуальные проблемы преподавания обществознания в современных условиях.
4. Ознакомиться со способами, средствами и результатами обучения обществознанию в современной школе.
5. Рассмотреть современные педагогические технологии в обучении обществознанию.
6. Выявить результат применения современных технологий в 10 классах общеобразовательной организации.
Объектом исследования является методика преподавания обществознания в общеобразовательной организации.
Предметом исследования является особенности методики преподаваемого курса обществознания в общеобразовательной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в учебном процессе при изучении дисциплины обществознания в школе для повышения эффективности процесса обучения.
Практическая значимость определяется возможностью применения разработанных дидактических материалов в профессиональной деятельности педагога.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы, приложений.
Развитие обществоведческого образования в России имеет давнюю и богатую историю, однако подходы к организации обществоведческого образования в школе часто менялись, что не позволило сложиться устойчивой традиции обучения предмету. В этом процессе были апробированы различные варианты содержания обществоведческих дисциплин в школе. В учебных планах они присутствовали как в виде отдельных модульных учебных курсов, так и в интегрированном виде. Однако наиболее проработанными оказались модели интегративного преподавания курса обществоведения. Был накоплен и обобщен значительный опыт преподавания обществоведения, что создало основу для научного изучения проблем обществоведения в школе.
Широкая палитра методов и приемов обучения дает возможность учителю сконструировать очень познавательный для школьников урок обществознания. Комбинирование и чередование различных методических приемов может обеспечивать разнообразие видов познавательной
деятельности учеников, сделать эту деятельность увлекательной.
В современной образовательно практике существует достаточно большой выбор разнообразных средств обучения предмету. Для эффективной реализации задач конкретных уроков значимыми являются умения учителя ориентироваться в различных видах средств и понимание их дидактического потенциала. Владение основными принципами отбора (или создания) средств обучения так же позволит сделать урок обществознания современным.
Таким образом, современные подходы к педагогической диагностике ориентируют на составление такого диагностического инструментария, который бы позволял, с одной стороны, определять особенности овладения учащимися обществоведческими знаниями, специальными умениями, качества усвоения ими учебного материала, а с другой, выявлять характер и причины трудностей, испытываемых учащимися, а также динамику
изменений, происходящих в развитии учащихся в процессе
обществоведческого образования.
Для обозначения образовательных систем, направленных на достижение результатов с заданными параметрами, в педагогике используется понятие «педагогическая (образовательная) технология». Несмотря на различия в подходах к определению данного понятия следует констатировать, что данное явление сегодня функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Использование педагогических технологий в практике обучения называют технологическим подходом в образовании.
Основные требования, предъявляемые к преподаванию дисциплины «Обществознание» определены Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования. Данная дисциплина направлена на то, чтобы дать обучающимся представление о биосоциальной сущности человека, об основных этапах и факторах социализации личности, о тенденциях развития общества в целом как сложной динамической системы, показать место и роль человека в системе общественных отношений, необходимость регулирования общественных отношений, особенности социально-гуманитарного познания. Изучение обществознания направлено на достижение следующих основных целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно - пеенной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
- способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации ;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе и его сферах, о правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально - экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая
отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно - бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защиты правопорядка в обществе.
Нами были разработаны и проведены конспекты уроков на тему: «Религия и религиозные организации». В 10А классе был проведен традиционный урок на данную тему, а в 10Б - современный урок, с применением современных педагогических технологий. Также был
разработан контрольный тест для выявления результатов успеваемости. По результатам проведенного теста, было выявлено, что при проведении современного урока, с использованием игровой технологии, улучшилась успеваемость учеников.
Таким образом, современный урок более эффективен, чем традиционный, так как за короткий срок он может способствовать развитию у учащихся познавательной деятельности, правильной работе с литературой и раздаточным материалом, восприятию информации на слух, а также изменить успеваемость учащихся в лучшую сторону. Однако традиционный урок не изжил себя и является составной частью педагогического процесса.
Исходя из данных результатов, можно сделать вывод, что применение новых форм обучения на уроках обществознания в 10 классе позволяет эффективно развивать ключевые компетенции, связанные с поиском и практическим применением информации.
Такая методика обучения позволяет добиваться прочногоб о усвоения материала без механического заучивания, расширяет круг используемых учениками источников информации, вовлекает в работу каждого ученика на доступном ему уровне сложности. А главное - учащиеся самостоятельно устанавливают разнообразные логические при изучении обществоведческих дисциплин, высказывают аргументированные суждения по поводу изучаемого материала.
I. Законодательные и иные нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018).
3. Стандарт основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 5 марта 2004 г. № 1089.- 2004. (дата обращения 14.04.18).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 5 марта 2004 г. № 1089. (дата обращения 20.04.2018).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 г. № 1897.(дата обращения 15.04.2018).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413. (дата обращения 20.04.2018).
II. Учебная литература
8. Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учебник / Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая.- М.: Юрайт, 2018.- 274 с.
9. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе : учеб. пособие / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Л. Ю. Ивановна.- М.: Дрофа, 2008.- 608 с.
10. Боголюбов, Л. Н. Обществознание. Базовый уровень : Учебник. 10 класс / Л. Н. Боголюбов [и др.].- М.: Просвещение, 2016.- 352с.
11. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии: учебное
пособие / Н. В. Бордовская.- М.: Кнорус, 2013 - 432 с.
12. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова.- М.: Академия, 2008.- 320 с.
13. Брандт, М. Ю. Обществознание. Понятие и термины : толковый словарь / М. Ю. Брант.- М.: Экзамен, 2014.- 128 с.
14. Вяземский, Е. Е.. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории : пособие для учителей общеобразовательных организаций / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова.- М.: Просвещение, 2015.249 с.
15. Давыдова, О. В. Разработка педагогических тестов по истории / О. В. Давыдова, Т. Г. Михалева.- М.: ВАКО, 2013.- 192 с.
16. Днепров, Э. Д. Современная школьная реформа в России / Э. Д. Днепров.- М.: Наука, 1998.- 463 с.
17. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении : книга для учителя / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачев.- М.: Вита-Пресс, 2008.288 с.
18. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов.- 2-е изд.- М.: Академия, 2005.- 208 с.
19. Краевский, В. В. Дидактика и методика : учеб. пособие / В. В. Краевский, А. В. Хуторской.- М.: Академия, 2008.- 352 с.
20. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова.- М.: Академия, 2006. 400 с.
21. Крокер, Л. Введение в классическую и современную теорию тестов : учебник / Л. Крокер, Д. Алгина.- М.: Логос, 2010.- 668 с.
22. Кузнецова М. И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников : пособие для учителя / М. И. Кузнецова.- М.: Вентана-граф, 2014.- 432 с.
23. Морозова, С. А. Методика преподавания права в школе / С. А. Морозова.- М.: Новый учебник, 2004.- 224 с.
24. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова.- М.: Академия, 2009.- 187 с.
25. Певцова, Е. А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI вв. / Е. А. Певцова.-М.: Новый учебник, 2003.- 416 с.
26. Певцова, Е. А. Теория и методика обучения праву : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Е. А. Певцова.- М.: Владос, 2003.- 400 с.
27. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта / под ред. И. Н. Беловой.- Выпуск 1. СПб: СПГУПМ, 1995,- 136с.
28. Протасова И. А. Школьное Историко-обществоведческое образование в России XVIII-XX вв. : учеб. пособие / И. А. Протасова.- Екатеринбург: АМБ,
2002. - 246 с.
29. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / К. Г. Селевко. - М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
30. Соболева, О.Б. Иванов О.В. Обществознание. Введение в обществознание: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / О. Б. Соболева, О. В. Иванов.- М.: Вентана-Граф, 2012.- 144 с.
31. Соболева, О. Б. Методика обучения обществознанию : учебник / О. Б. Соболева, Д. В. Кузин.- М.: Юрайт, 2018.- 475 с.
32. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС : учебник / О. Б. Даутова [и др.]; под ред. М.О Вайполина.- СПб.: КАРО, 2014.- 176 с.
33. Хуторской, А. В. Системно-деятельностный подход в обучении / А. В. Хуторской.- М.: Эйдос, 2012.- 63 с.
34. Хуторской, А. В. Современная дидактика : учеб. пособие / А. В. Хуторской.- 2-е изд.- Спб.: Питер, 2007.- 544 с.
35. Шкарлупина, Г. Д. Методика преподавания предметов культурологического цикла : учебник / Г. Д. Шкарлупина.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.- 252 с.
III. Специальная литература
36. Асмолов, А. Г. Системно-деятельный подход к разработке стандартного нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика.- 2009.- № 4.- С. 18-22.
37. Бабенко, А. Н. Правовая социализация как процесс освоения правовой ценности / А. Н. Бабенко // Государство и право.- 2005.- № 2.- С. 102-105.
38. Баранов, П. А. Образовательный потенциал школьного курса «Обществознание» / П. А. Баранов // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2011.- № 6.- С. 38-43.
39. Боголюбов, Л. Н. Многообразие форм и методов учебной работы / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2013.- №7.- С. 12-22.
40. Боголюбов, Л. Н. Назначение курса «Обществознание» и его место в системе общего образования / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2010.- № 7.- С. 44-50.
41. Боголюбов, Л. Н. О перспективах развития обществоведческого образования / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2012.- №5.- С. 12-18.
42. Боголюбов, Л. Н. Роль курса обществознания в воспитании гражданственности и патриотизма / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2009.- № 4.- С. 17-22.
43. Боголюбов, Л. Н. Учебная деятельность учащихся как фактор развития воспитательного потенциала курса обществознания / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2015.- № 5.- С. 43-55.
44. Боголюбов, Л. Н. Школьное обществознание в 30 - 80-х годах / Л. Н. Боголюбов // Обществознание в школе.- 1997.- №3.- С. 24-32.
45. Бурякова, В. В. О началах права в курсе обществознания / В. В. Бурякова // Право в школе.- 2004.- № 4.- С. 10-17.
46. Давыдов, В. В. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / В. В. Давыдов.- М : Большая российская энциклопедия, 1999.- С. 123
47. Концепция социально-гуманитарного (обществоведческого) образования в современной школе / Л. Н. Боголюбов [и др.] // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2008.- № 7.- С. 9-16.
48. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии.- 2004.- № 5.- С 11-14.
49. Момджян, К. Х. О школьном курсе обществознания: позиция университетского профессора / К. Х. Момджян // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2012.- №9.- С. 13-18.
50. Пайгусов, А. И. Интегрированный урок как форма организаций интегрированного обучения / А. И. Пайсугов // Преподавание истории в школе.- 2007.- №10.- С. 41-46.
51. Певцова, Е. А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию / Е. А. Певцова // Журнал российского права.- 2004.- № 3.- С. 70-81.
52. Рутковская, Е. Л. Диагностика межпредметных понятий / Е. Л. Рутковская // Народное образование. - 2013.- № 9.- С. 23-25.
53. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. / Г.
К. Селевко.- Т. 2.- М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816с.
54. Чумаков, П. В. Педагогические подходы нравственного воспитания личности / П. В. Чумаков // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета.- 2014.- № 1.- С. 158-160
IV. Авторефераты, диссертации
55. Погребная, Ю. К. Правосознание современного российского общества :
автореф. дис. ...канд. пед. наук.: 12. 00. 01. / Погребная Юлия
Константиновна.- Москва, 2011.- 187 с.
56. Стреляева, В. В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Стреляева Виктория Вадимовна.- Москва, 2006.- 183 с.
57. Кельцинова, Изольда Степановна Формирование нравственных качеств подростков в процессе изучения обществознания в школе: дис. ... канд. юрид. наук: 13.00.01 / Кельцинова Изольда Степановна. - Якутск, 2006.15с.
V. Электронные ресурсы
58. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы». URL: Ы!:р://правительство.рф/20у/^иИБ/14231/ (дата обращения
5.05.2018) .
59. Боголюбов, Л.Н. Обществоведение. 10-11 кл. / Л. Н. Боголюбов // Методические рекомендации по изучению курса в соответствии с различными вариантами учебного плана.- М.:Просвещение, 2014.- 109 с. URL: http://www.prosv.ru/metod/bogolubov10-11/index.htm (дата обращения
22.03.2018) .
60. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005.- Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2005/1212.htm. (Дата обращения 15.03.2018)