СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Основы водохозяйственной политики Российской Федерации и зарубежных
стран 9
1.1 Теоретические вопросы реализации государственной водохозяйственной
политики 9
1.2 Система государственного управления водными ресурсами Российской Федерации 14
1.3 Зарубежный опыт регулирования водных отношений 24
2 Особенности состояния водохозяйственного комплекса Республики
Татарстан в механизме реализации государственной водохозяйственной
политики 40
2.1 Водно-ресурсный потенциал и водный фонд РТ 40
2.2 Экологическое состояние водных ресурсов РТ 50
2.3 Использование водных ресурсов в РТ 55
3 Модель реализации государственной водохозяйственной политики 66
3.1 Разработка модели экологической диагностики водопользования 66
3.2 Модернизация форм и методов реализации водоохранной политики 74
3.3 Использование методов нормирования и установления платности в
механизме регулирования водопользования 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
1 Основы водохозяйственной политики Российской Федерации и зарубежных
стран 9
1.1 Теоретические вопросы реализации государственной водохозяйственной
политики 9
1.2 Система государственного управления водными ресурсами Российской Федерации 14
1.3 Зарубежный опыт регулирования водных отношений 24
2 Особенности состояния водохозяйственного комплекса Республики
Татарстан в механизме реализации государственной водохозяйственной
политики 40
2.1 Водно-ресурсный потенциал и водный фонд РТ 40
2.2 Экологическое состояние водных ресурсов РТ 50
2.3 Использование водных ресурсов в РТ 55
3 Модель реализации государственной водохозяйственной политики 66
3.1 Разработка модели экологической диагностики водопользования 66
3.2 Модернизация форм и методов реализации водоохранной политики 74
3.3 Использование методов нормирования и установления платности в
механизме регулирования водопользования 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
Актуальность темы исследования.Рыночная организация водохозяйственной деятельности требует регулирования процессов удовлетворения экономических потребностей и обеспечения экологической безопасности. Для этого необходимо разработать экономически и экологически обоснованную долговременную политику в области природопользования.
В связи с возрастанием проблем, возникающих в водном хозяйстве, организационной структуре управления водными ресурсами, появляется необходимость в совершенствовании государственного управления и регулирования водопользования.
Действующий механизм не является стимулирующим фактором рационального использования водных ресурсов. В связи с этим приобретает актуальность совершенствование системы водопользования на основе регламентирования самого процесса водопользования и выявление условийфункционирования и анализ причин недостаточной эффективности основных элементов экономического механизма регулирования системой водопользования.
Поэтому исследования в области совершенствования механизма реализации государственной водохозяйственной политики в РеспубликеТатарстан являются актуальными.
Степень разработанности проблемы.Изучению вопросов управления природопользованием посвящены фундаментальные исследования отечественных и зарубежных учёных, таких как: К.Г.Гофмана, И.П. Красовской, Р.А. Шагимарданова, А.М. Князевой и других.
Принципы платности и налогообложения природопользования широко изучены в работах М.В. Колодиной, А.Я. Рыженкова, А.И. Гагарина, Ю.А. Харловой, Л.Н. Куроедовойи других.
Вопросы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды представлены в работах Н. В. Киселевой, И.Б. Калинина,
М.М. Бринчука, Т.В. Шихотаровой и других.
Вопросамсовершенствования экономического механизма
водопользования посвящены работы Г.Б. Харитонова, Ю.А. Харловой, А.М. Князева и других.
Несмотря на значительный объем рассматриваемой проблематики, ее научная разработанность еще не исчерпана. В диссертации анализируются требующие своего дальнейшего анализа вопросы совершенствования механизма реализации водохозяйственной политики, такие как совершенствование финансовой структуры, разработка системы платежей за водопользование, создание экономических механизмов для стимулирования сокращения водопотребления и сброса загрязняющих веществ, обеспечение соответствия структуры управляющих органов достижению цели водохозяйственной политики.
Цель диссертационного исследования:на основе существующих концептуальных позиций управления водными ресурсами разработать рекомендации по совершенствованию механизма реализации государственной водохозяйственной политики в Республике Татарстан.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих
задач:
- проанализировать основные теоретические концепции водопользования;
- проанализировать подходы к стимулированию мер по обеспечению высококачественными водными ресурсами населения и хозяйствующих субъектов;
- выявить наиболее эффективные инструменты реализации государственной водохозяйственной политики, определить степень их воздействия на повышение качества водных ресурсов;
- предложить основные направления модернизации системы управления водными ресурсами на региональном уровне.
Объектом диссертационного исследования является система
водопользования в Республике Татарстан.
Предметом исследования выступает механизм реализации государственной водохозяйственной политики.
Методологические и теоретические основы исследования. Теоретикометодологической основой диссертационного исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики природопользования и охраныокружающей среды, публикации ведущих специалистов по вопросам управления водопользованием, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, фундаментальные работы по проблеме управления качеством водных ресурсов.Решение поставленных задач было реализовано с использованием общенаучных (диалектики, сравнительного и статистического анализа, индукции и дедукции, научного абстрагирования, гипотезы, системного) методов.
Информационную базу дипломной работы составили: «Водный кодекс Российской Федерации»; Экологический кодекс Республики Татарстан; Государственная программа «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан на 2014 - 2021 годы», в структуру которой входит подпрограмма «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2014-2020 годы»; Государственные доклады о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан 2012-2017 гг., предоставленные Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан; официальные сайты Республики Татарстан, Министерства экологии и природных ресурсов РТ, Федерального агентства водных ресурсов России, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей средыи другие.
На основе анализа отечественного и зарубежного опыта в области управления водными ресурсами, состояния водохозяйственного комплекса Республики Татарстан разработана модель экологической диагностики водных объектов, предложены рекомендации по оптимизации существующей модели водопользования, выделены рекомендации по совершенствованию государственной водохозяйственной политики в Республике Татарстан.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования основных положений и рекомендаций диссертационного исследования федеральными и региональными органами управления для выработки нормативно-правовых актов, стратегий и программ экологоэкономического развития территорий, схем комплексного использования и охраны водных объектов. Основные положения и выводы диссертации могут быть применены в учебном процессе в преподавании курсов по направлению «Экономическое природопользование»
Структура диссертационной работы. Общий объем работы составляет 85 страниц, работа содержит: 10 рисунков, 2 таблицы. Список использованной литературы включает 45 источник.
Диссертация состоит из введения,трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении мы рассмотрели актуальность работы, степень разработанности проблемы, цель и задачи исследования, методы исследования, основные пункты научной новизны, практическую значимость исследования.
В первой главе «Основы водохозяйственной политики Российской Федерации и зарубежных стран» рассмотрены основные понятия, положения Водного Кодекса Российской Федерации, рассмотрен и проанализирован зарубежный опыт регулирования водных отношений. Выявлены основные компоненты современной системы управления водными ресурсами.
Вторая глава «Оценка состояния водохозяйственного комплекса Республики Татарстан» посвящена анализу и оценке водно-ресурсного потенциала и водного фонда республики, экологического состояния водных ресурсов. Выявлены основные проблемы водохозяйственного комплекса Республики Татарстан.
В третьей главе «Совершенствование инструментов государственной водохозяйственной политики» обоснован комплекс рекомендаций по совершенствованию управления водными ресурсами в Республике Татарстан.
В заключении изложены выводы, основные результаты исследования.
В связи с возрастанием проблем, возникающих в водном хозяйстве, организационной структуре управления водными ресурсами, появляется необходимость в совершенствовании государственного управления и регулирования водопользования.
Действующий механизм не является стимулирующим фактором рационального использования водных ресурсов. В связи с этим приобретает актуальность совершенствование системы водопользования на основе регламентирования самого процесса водопользования и выявление условийфункционирования и анализ причин недостаточной эффективности основных элементов экономического механизма регулирования системой водопользования.
Поэтому исследования в области совершенствования механизма реализации государственной водохозяйственной политики в РеспубликеТатарстан являются актуальными.
Степень разработанности проблемы.Изучению вопросов управления природопользованием посвящены фундаментальные исследования отечественных и зарубежных учёных, таких как: К.Г.Гофмана, И.П. Красовской, Р.А. Шагимарданова, А.М. Князевой и других.
Принципы платности и налогообложения природопользования широко изучены в работах М.В. Колодиной, А.Я. Рыженкова, А.И. Гагарина, Ю.А. Харловой, Л.Н. Куроедовойи других.
Вопросы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды представлены в работах Н. В. Киселевой, И.Б. Калинина,
М.М. Бринчука, Т.В. Шихотаровой и других.
Вопросамсовершенствования экономического механизма
водопользования посвящены работы Г.Б. Харитонова, Ю.А. Харловой, А.М. Князева и других.
Несмотря на значительный объем рассматриваемой проблематики, ее научная разработанность еще не исчерпана. В диссертации анализируются требующие своего дальнейшего анализа вопросы совершенствования механизма реализации водохозяйственной политики, такие как совершенствование финансовой структуры, разработка системы платежей за водопользование, создание экономических механизмов для стимулирования сокращения водопотребления и сброса загрязняющих веществ, обеспечение соответствия структуры управляющих органов достижению цели водохозяйственной политики.
Цель диссертационного исследования:на основе существующих концептуальных позиций управления водными ресурсами разработать рекомендации по совершенствованию механизма реализации государственной водохозяйственной политики в Республике Татарстан.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих
задач:
- проанализировать основные теоретические концепции водопользования;
- проанализировать подходы к стимулированию мер по обеспечению высококачественными водными ресурсами населения и хозяйствующих субъектов;
- выявить наиболее эффективные инструменты реализации государственной водохозяйственной политики, определить степень их воздействия на повышение качества водных ресурсов;
- предложить основные направления модернизации системы управления водными ресурсами на региональном уровне.
Объектом диссертационного исследования является система
водопользования в Республике Татарстан.
Предметом исследования выступает механизм реализации государственной водохозяйственной политики.
Методологические и теоретические основы исследования. Теоретикометодологической основой диссертационного исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики природопользования и охраныокружающей среды, публикации ведущих специалистов по вопросам управления водопользованием, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, фундаментальные работы по проблеме управления качеством водных ресурсов.Решение поставленных задач было реализовано с использованием общенаучных (диалектики, сравнительного и статистического анализа, индукции и дедукции, научного абстрагирования, гипотезы, системного) методов.
Информационную базу дипломной работы составили: «Водный кодекс Российской Федерации»; Экологический кодекс Республики Татарстан; Государственная программа «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан на 2014 - 2021 годы», в структуру которой входит подпрограмма «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2014-2020 годы»; Государственные доклады о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан 2012-2017 гг., предоставленные Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан; официальные сайты Республики Татарстан, Министерства экологии и природных ресурсов РТ, Федерального агентства водных ресурсов России, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей средыи другие.
На основе анализа отечественного и зарубежного опыта в области управления водными ресурсами, состояния водохозяйственного комплекса Республики Татарстан разработана модель экологической диагностики водных объектов, предложены рекомендации по оптимизации существующей модели водопользования, выделены рекомендации по совершенствованию государственной водохозяйственной политики в Республике Татарстан.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования основных положений и рекомендаций диссертационного исследования федеральными и региональными органами управления для выработки нормативно-правовых актов, стратегий и программ экологоэкономического развития территорий, схем комплексного использования и охраны водных объектов. Основные положения и выводы диссертации могут быть применены в учебном процессе в преподавании курсов по направлению «Экономическое природопользование»
Структура диссертационной работы. Общий объем работы составляет 85 страниц, работа содержит: 10 рисунков, 2 таблицы. Список использованной литературы включает 45 источник.
Диссертация состоит из введения,трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении мы рассмотрели актуальность работы, степень разработанности проблемы, цель и задачи исследования, методы исследования, основные пункты научной новизны, практическую значимость исследования.
В первой главе «Основы водохозяйственной политики Российской Федерации и зарубежных стран» рассмотрены основные понятия, положения Водного Кодекса Российской Федерации, рассмотрен и проанализирован зарубежный опыт регулирования водных отношений. Выявлены основные компоненты современной системы управления водными ресурсами.
Вторая глава «Оценка состояния водохозяйственного комплекса Республики Татарстан» посвящена анализу и оценке водно-ресурсного потенциала и водного фонда республики, экологического состояния водных ресурсов. Выявлены основные проблемы водохозяйственного комплекса Республики Татарстан.
В третьей главе «Совершенствование инструментов государственной водохозяйственной политики» обоснован комплекс рекомендаций по совершенствованию управления водными ресурсами в Республике Татарстан.
В заключении изложены выводы, основные результаты исследования.
В заключении работы изложены основные результаты, имеющие теоретическое и практическое значение:
Диссертационное исследование подтвердило актуальность проблемы рационального использования водных ресурсов для управления водопользования в регионе. Водохозяйственный комплекс республики имеет ряд проблем, препятствующих эффективной его деятельности. Это такие проблемы, как рост тенденций расточительного водопользования, постоянное ухудшение качества водных объектов, проблема дефицита питьевого водоснабжения в некоторых районах республики, ухудшение состояния гидротехнических и очистительных сооружений. Для решения этих проблем необходимо принять меры по совершенствованию механизмов управления водными ресурсами.
Современное использование водных ресурсов должно базироваться на следующих принципах: принципе платности и самофинансировании
водопользования, нормирования качества водных ресурсов, а также экологической диагностики водопользования. Реализация этих принципов позволят решить важнейшую государственную задачу в управлении водными ресурсами - это обеспечение экономически эффективного и экологически безопасного водопользования во всех регионах страны, в частности, в Республике Татарстан.
Принцип платности водопользования должен быть реализован через систему платежей, которая учитывает количество и качество сбросных вод, платежи рассчитываются на основе интегральной ценности всех элементов водно-ресурсного потенциала, с учетом подциклов (водоснабженческий, гидроэнергетический, рекреационный и т.д), которые формируют единый
водохозяйственный цикл региона.
Создание эффективной системы платежей в области водопользования и реализация регионального принципа управления водными ресурсами предполагает формирование регионального агентства, которое обеспечит реализацию корпоративного управления водными ресурсами и их рациональным использованием на региональном уровне с учетом интересов собственника водных объектов (государства) и водопользователей.
Механизм платы за водопользование создаст основу для самофинансирования водного хозяйства на региональном и федеральном уровнях. Для этого на региональном уровне будут формироваться региональные ставки платы на основании независимой экономической оценки воды и согласоваться со всеми участниками водопользования. Эти платежи должны аккумулироваться в специальных целевых фондах, откуда пойдут на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов.
Решение экологических проблем возможно лишь в случае устранения причин их возникновения. Главную роль в этом вопросе может играть экологическая диагностика водопользования, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных мер, направленных на выявление неблагоприятных экологических последствий, возникающих в процессе водопользования. В основе ее организации должен лежать бассейновый принцип, что позволит анализировать антропогенное воздействие в рамках относительно однородных природных условий с одной стороны, а с другой определить роль каждого водопользователя на уровне субъекта в создании антропогенного гидрохимического состава воды и скоординировать мероприятия по улучшению модели водопользования.
Таким образом, экологическая диагностикаводопользованияпозволит выявить и проанализировать вклад каждого водопользователя в изменение качественного состояния водных объектов. Это сделает возможным принятие локализованных, тщательно продуманных и наиболее эффективных решений по устранению возникших экологических проблем. А развитие системы экологической диагностики на базе уже существующей сети природоохранных ведомств и мониторинга качества природных вод не потребует значительных капитальных затрат в сравнении с организацией ее «с нуля», зато позволит повысить эффективность функционирования как ведомств, так и мониторинговой сети.
Диссертационное исследование подтвердило актуальность проблемы рационального использования водных ресурсов для управления водопользования в регионе. Водохозяйственный комплекс республики имеет ряд проблем, препятствующих эффективной его деятельности. Это такие проблемы, как рост тенденций расточительного водопользования, постоянное ухудшение качества водных объектов, проблема дефицита питьевого водоснабжения в некоторых районах республики, ухудшение состояния гидротехнических и очистительных сооружений. Для решения этих проблем необходимо принять меры по совершенствованию механизмов управления водными ресурсами.
Современное использование водных ресурсов должно базироваться на следующих принципах: принципе платности и самофинансировании
водопользования, нормирования качества водных ресурсов, а также экологической диагностики водопользования. Реализация этих принципов позволят решить важнейшую государственную задачу в управлении водными ресурсами - это обеспечение экономически эффективного и экологически безопасного водопользования во всех регионах страны, в частности, в Республике Татарстан.
Принцип платности водопользования должен быть реализован через систему платежей, которая учитывает количество и качество сбросных вод, платежи рассчитываются на основе интегральной ценности всех элементов водно-ресурсного потенциала, с учетом подциклов (водоснабженческий, гидроэнергетический, рекреационный и т.д), которые формируют единый
водохозяйственный цикл региона.
Создание эффективной системы платежей в области водопользования и реализация регионального принципа управления водными ресурсами предполагает формирование регионального агентства, которое обеспечит реализацию корпоративного управления водными ресурсами и их рациональным использованием на региональном уровне с учетом интересов собственника водных объектов (государства) и водопользователей.
Механизм платы за водопользование создаст основу для самофинансирования водного хозяйства на региональном и федеральном уровнях. Для этого на региональном уровне будут формироваться региональные ставки платы на основании независимой экономической оценки воды и согласоваться со всеми участниками водопользования. Эти платежи должны аккумулироваться в специальных целевых фондах, откуда пойдут на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов.
Решение экологических проблем возможно лишь в случае устранения причин их возникновения. Главную роль в этом вопросе может играть экологическая диагностика водопользования, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных мер, направленных на выявление неблагоприятных экологических последствий, возникающих в процессе водопользования. В основе ее организации должен лежать бассейновый принцип, что позволит анализировать антропогенное воздействие в рамках относительно однородных природных условий с одной стороны, а с другой определить роль каждого водопользователя на уровне субъекта в создании антропогенного гидрохимического состава воды и скоординировать мероприятия по улучшению модели водопользования.
Таким образом, экологическая диагностикаводопользованияпозволит выявить и проанализировать вклад каждого водопользователя в изменение качественного состояния водных объектов. Это сделает возможным принятие локализованных, тщательно продуманных и наиболее эффективных решений по устранению возникших экологических проблем. А развитие системы экологической диагностики на базе уже существующей сети природоохранных ведомств и мониторинга качества природных вод не потребует значительных капитальных затрат в сравнении с организацией ее «с нуля», зато позволит повысить эффективность функционирования как ведомств, так и мониторинговой сети.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016



