ВВЕДЕНИЕ 4
1 Основы водохозяйственной политики Российской Федерации и зарубежных
стран 9
1.1 Теоретические вопросы реализации государственной водохозяйственной
политики 9
1.2 Система государственного управления водными ресурсами Российской Федерации 14
1.3 Зарубежный опыт регулирования водных отношений 24
2 Особенности состояния водохозяйственного комплекса Республики
Татарстан в механизме реализации государственной водохозяйственной
политики 40
2.1 Водно-ресурсный потенциал и водный фонд РТ 40
2.2 Экологическое состояние водных ресурсов РТ 50
2.3 Использование водных ресурсов в РТ 55
3 Модель реализации государственной водохозяйственной политики 66
3.1 Разработка модели экологической диагностики водопользования 66
3.2 Модернизация форм и методов реализации водоохранной политики 74
3.3 Использование методов нормирования и установления платности в
механизме регулирования водопользования 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
Актуальность темы исследования.Рыночная организация водохозяйственной деятельности требует регулирования процессов удовлетворения экономических потребностей и обеспечения экологической безопасности. Для этого необходимо разработать экономически и экологически обоснованную долговременную политику в области природопользования.
В связи с возрастанием проблем, возникающих в водном хозяйстве, организационной структуре управления водными ресурсами, появляется необходимость в совершенствовании государственного управления и регулирования водопользования.
Действующий механизм не является стимулирующим фактором рационального использования водных ресурсов. В связи с этим приобретает актуальность совершенствование системы водопользования на основе регламентирования самого процесса водопользования и выявление условийфункционирования и анализ причин недостаточной эффективности основных элементов экономического механизма регулирования системой водопользования.
Поэтому исследования в области совершенствования механизма реализации государственной водохозяйственной политики в РеспубликеТатарстан являются актуальными.
Степень разработанности проблемы.Изучению вопросов управления природопользованием посвящены фундаментальные исследования отечественных и зарубежных учёных, таких как: К.Г.Гофмана, И.П. Красовской, Р.А. Шагимарданова, А.М. Князевой и других.
Принципы платности и налогообложения природопользования широко изучены в работах М.В. Колодиной, А.Я. Рыженкова, А.И. Гагарина, Ю.А. Харловой, Л.Н. Куроедовойи других.
Вопросы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды представлены в работах Н. В. Киселевой, И.Б. Калинина,
М.М. Бринчука, Т.В. Шихотаровой и других.
Вопросамсовершенствования экономического механизма
водопользования посвящены работы Г.Б. Харитонова, Ю.А. Харловой, А.М. Князева и других.
Несмотря на значительный объем рассматриваемой проблематики, ее научная разработанность еще не исчерпана. В диссертации анализируются требующие своего дальнейшего анализа вопросы совершенствования механизма реализации водохозяйственной политики, такие как совершенствование финансовой структуры, разработка системы платежей за водопользование, создание экономических механизмов для стимулирования сокращения водопотребления и сброса загрязняющих веществ, обеспечение соответствия структуры управляющих органов достижению цели водохозяйственной политики.
Цель диссертационного исследования:на основе существующих концептуальных позиций управления водными ресурсами разработать рекомендации по совершенствованию механизма реализации государственной водохозяйственной политики в Республике Татарстан.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих
задач:
- проанализировать основные теоретические концепции водопользования;
- проанализировать подходы к стимулированию мер по обеспечению высококачественными водными ресурсами населения и хозяйствующих субъектов;
- выявить наиболее эффективные инструменты реализации государственной водохозяйственной политики, определить степень их воздействия на повышение качества водных ресурсов;
- предложить основные направления модернизации системы управления водными ресурсами на региональном уровне.
Объектом диссертационного исследования является система
водопользования в Республике Татарстан.
Предметом исследования выступает механизм реализации государственной водохозяйственной политики.
Методологические и теоретические основы исследования. Теоретикометодологической основой диссертационного исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики природопользования и охраныокружающей среды, публикации ведущих специалистов по вопросам управления водопользованием, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, фундаментальные работы по проблеме управления качеством водных ресурсов.Решение поставленных задач было реализовано с использованием общенаучных (диалектики, сравнительного и статистического анализа, индукции и дедукции, научного абстрагирования, гипотезы, системного) методов.
Информационную базу дипломной работы составили: «Водный кодекс Российской Федерации»; Экологический кодекс Республики Татарстан; Государственная программа «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан на 2014 - 2021 годы», в структуру которой входит подпрограмма «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2014-2020 годы»; Государственные доклады о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан 2012-2017 гг., предоставленные Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан; официальные сайты Республики Татарстан, Министерства экологии и природных ресурсов РТ, Федерального агентства водных ресурсов России, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей средыи другие.
На основе анализа отечественного и зарубежного опыта в области управления водными ресурсами, состояния водохозяйственного комплекса Республики Татарстан разработана модель экологической диагностики водных объектов, предложены рекомендации по оптимизации существующей модели водопользования, выделены рекомендации по совершенствованию государственной водохозяйственной политики в Республике Татарстан.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования основных положений и рекомендаций диссертационного исследования федеральными и региональными органами управления для выработки нормативно-правовых актов, стратегий и программ экологоэкономического развития территорий, схем комплексного использования и охраны водных объектов. Основные положения и выводы диссертации могут быть применены в учебном процессе в преподавании курсов по направлению «Экономическое природопользование»
Структура диссертационной работы. Общий объем работы составляет 85 страниц, работа содержит: 10 рисунков, 2 таблицы. Список использованной литературы включает 45 источник.
Диссертация состоит из введения,трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении мы рассмотрели актуальность работы, степень разработанности проблемы, цель и задачи исследования, методы исследования, основные пункты научной новизны, практическую значимость исследования.
В первой главе «Основы водохозяйственной политики Российской Федерации и зарубежных стран» рассмотрены основные понятия, положения Водного Кодекса Российской Федерации, рассмотрен и проанализирован зарубежный опыт регулирования водных отношений. Выявлены основные компоненты современной системы управления водными ресурсами.
Вторая глава «Оценка состояния водохозяйственного комплекса Республики Татарстан» посвящена анализу и оценке водно-ресурсного потенциала и водного фонда республики, экологического состояния водных ресурсов. Выявлены основные проблемы водохозяйственного комплекса Республики Татарстан.
В третьей главе «Совершенствование инструментов государственной водохозяйственной политики» обоснован комплекс рекомендаций по совершенствованию управления водными ресурсами в Республике Татарстан.
В заключении изложены выводы, основные результаты исследования.
В заключении работы изложены основные результаты, имеющие теоретическое и практическое значение:
Диссертационное исследование подтвердило актуальность проблемы рационального использования водных ресурсов для управления водопользования в регионе. Водохозяйственный комплекс республики имеет ряд проблем, препятствующих эффективной его деятельности. Это такие проблемы, как рост тенденций расточительного водопользования, постоянное ухудшение качества водных объектов, проблема дефицита питьевого водоснабжения в некоторых районах республики, ухудшение состояния гидротехнических и очистительных сооружений. Для решения этих проблем необходимо принять меры по совершенствованию механизмов управления водными ресурсами.
Современное использование водных ресурсов должно базироваться на следующих принципах: принципе платности и самофинансировании
водопользования, нормирования качества водных ресурсов, а также экологической диагностики водопользования. Реализация этих принципов позволят решить важнейшую государственную задачу в управлении водными ресурсами - это обеспечение экономически эффективного и экологически безопасного водопользования во всех регионах страны, в частности, в Республике Татарстан.
Принцип платности водопользования должен быть реализован через систему платежей, которая учитывает количество и качество сбросных вод, платежи рассчитываются на основе интегральной ценности всех элементов водно-ресурсного потенциала, с учетом подциклов (водоснабженческий, гидроэнергетический, рекреационный и т.д), которые формируют единый
водохозяйственный цикл региона.
Создание эффективной системы платежей в области водопользования и реализация регионального принципа управления водными ресурсами предполагает формирование регионального агентства, которое обеспечит реализацию корпоративного управления водными ресурсами и их рациональным использованием на региональном уровне с учетом интересов собственника водных объектов (государства) и водопользователей.
Механизм платы за водопользование создаст основу для самофинансирования водного хозяйства на региональном и федеральном уровнях. Для этого на региональном уровне будут формироваться региональные ставки платы на основании независимой экономической оценки воды и согласоваться со всеми участниками водопользования. Эти платежи должны аккумулироваться в специальных целевых фондах, откуда пойдут на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов.
Решение экологических проблем возможно лишь в случае устранения причин их возникновения. Главную роль в этом вопросе может играть экологическая диагностика водопользования, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных мер, направленных на выявление неблагоприятных экологических последствий, возникающих в процессе водопользования. В основе ее организации должен лежать бассейновый принцип, что позволит анализировать антропогенное воздействие в рамках относительно однородных природных условий с одной стороны, а с другой определить роль каждого водопользователя на уровне субъекта в создании антропогенного гидрохимического состава воды и скоординировать мероприятия по улучшению модели водопользования.
Таким образом, экологическая диагностикаводопользованияпозволит выявить и проанализировать вклад каждого водопользователя в изменение качественного состояния водных объектов. Это сделает возможным принятие локализованных, тщательно продуманных и наиболее эффективных решений по устранению возникших экологических проблем. А развитие системы экологической диагностики на базе уже существующей сети природоохранных ведомств и мониторинга качества природных вод не потребует значительных капитальных затрат в сравнении с организацией ее «с нуля», зато позволит повысить эффективность функционирования как ведомств, так и мониторинговой сети.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 4.
2. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № N 74-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 23.
3. «Экологический кодекс Республики Татарстан» : принят
Государственным Советом Республики Татарстан 15 января 2009 года № 5-3 РТ.
4. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов»от 16.06.2004 № №282 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 25,ст. 2564.
5. Постановление Правительства Российской Федерации «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов» от 04.11.2006№640 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 45,ст. 4713.
6. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке создания и деятельности бассейновых советов» от 30.11.2006 №727 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 49, ст. 5224.
7. Постановление Правительства Российской Федерации «О гидрографическом и водохозяйственном районировании территории
Российской Федерации и утверждении границ бассейновых округов» от
30.11.2006 №728 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 49, ст. 5225.
8. Постановление Правительства Российской Федерации «Об
утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» от 14.12.2006 № №764 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006 г. № 51,ст. 5467.
9. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы» от 30.12.2006 № №883 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007 г. № 5, ст. 651.
10. Постановление Правительства Российской Федерации «Об
утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов» от 10.04.2007 № №219 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007 г. № 16, ст. 1921.
11. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты» от
30.12.2007 № №881 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007 г. № 4, ст. 514.
12. Постановление Правительства Российской Федерации «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» от
29.05.2008 № №404 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008 г. № 22, ст. 2581.
13. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений» от 27.10.2006 № №629 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006 г. № 45, ст. 4707.
14. Постановление Правительства Российской Федерации «О вопросах
государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» от 05.06.2013 № №476 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013 г. № 24, ст. 2999.
15. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О Федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» от 29.04.2014 № №148-СФ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014 г. № 19, ст. 2357.
16. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» от
28.07.2011 № 1316-р // Российская газета. 2011 г. № №817 (35).
17. Приказ Минприроды России «Об утверждении Перечня объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов» от 18.12.2006 № 288 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 5.
18. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан «Об утверждении Г осударственной программа «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы»» от 28.12.2013 № 1083 // Республика Татарстан. 2013 г.
19. О состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды
Республики Татарстанв 2012 году:Государственный доклад. Казань :
Минприроды РТ, 2012. 504 с.
20. О состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды
Республики Татарстанв 2013 году:Государственный доклад. Казань :
Минприроды РТ, 2013. 520 с.
21. О состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды
Республики Татарстанв 2014 году:Государственный доклад. Казань :
Минприроды РТ, 2014. 498 с.
22. О состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды
Республики Татарстанв 2015 году:Государственный доклад. Казань :
Минприроды РТ, 2015. 531 с.
23. О состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстанв 2016 году:Государственный доклад. - Казань : Минприроды РТ, 2016. 508 с.
24. О состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстанв 2017 году:Государственный доклад. Казань : Минприроды РТ, 2017. 400 с.
II. Монографии и научные статьи
25. Козырин А. Н. Водные ресурсы как часть казны // Публичноправовые исследования. 2014. №1. С. 29-48.
26. Козырин А. Н. Водные ресурсы как часть казны // Публичноправовые исследования. 2014. №2. С. 14-30.
27. Нефедова Е.Г., Дмитриева В.А. Экологическая диагностика и эффективность регионального водопользования // Вестник ВГУ, серия: География. Геоэкология. 2015. №2. С. 32-36.
28. Харитонов Г. Б. Совершенствование организационно-экономического механизма реализации государственной водохозяйственной политики в Российской Федерации: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Ростов-на-Дону, 2013.
29. Савина А. М.Рациональное использование водных ресурсов как фактор регионального развития: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Оренбург, 2014.
30. Харлова Ю. А. Экономический механизм управления водопользованием // Российское предпринимательство. 2015. №1 (1). С. 124129.
31. Павлова С.А., Павлов И. Е., Островский С. С. Политика водного ресурсосбережения в Российской Федерации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2017. №4 (3). С. 225-245.
32. Саед С. Кирмани. Управление международными водными путями бассейна Аральского моря и опыт совместной работы в бассейнах рек Инд и
III. Учебники и учебные пособия
33. Современный экономический словарь / Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. 6-е изд., перераб. и доп. изд. М.: ООО «ИНФРА-М», 2017. 517 с.
34. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. 637 с.
35. Томас Блок, Карл-Ульрих Рудольф Водный сектор в Германии. Методы и опыт. Берлин - Бонн - Виттен: Институт экологической техники и управления, 2015. 159 с.
IV. Электронные ресурсы
36. Официальный сайт Федерального агентства водных ресурсов РоссииШЬ: Ы:1р://уоёа.тт§оу.ги/(дата обращения: 12.12.2018).
37. Официальный сайт Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан URL: http://eco.tatarstan.ru/ (дата обращения: 05.12.2018.
38. Зарубежный опыт регулирования водных отношений // Официальный сайт Федерального Собрания Российской Федерациии Государственная Дума URL: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4463/14768 (дата обращения: 27.12.2018).
39. Официальный сайт Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан URL: Шр://^^^1а1агте1ео.ги/(дата обращения: 29.12.2018).
40. Официальный сайт Управления Федеральной Службы По Надзору В Сфере Природопользования URL: http://rosprirod.tatarstam.ru/ (дата обращения:
29.12.2018) .
41. Официальный сайт Министерства Строительства, Архитектуры И жилищно-коммунального Хозяйства Республики Татарстан URL: http://minstroy.tatarstan.ru/ (дата обращения: 04.12.2018).
42. Водная стратегия Российской Федерации // научно-популярная
энциклопедия «Вода России» URL: http://water-rf.ru/(дата обращения:
14.12.2018) .
43. Основы (концепция) государственной политики в области
природопользования и использования минерально-сырьевого комплекса // Forest.ru Все о российских лесах URL:
http://old.forest.ru/rus/problems/control/res23.html (дата обращения: 29.11.2018).
44. Экологический мониторинг. Экологическая диагностика состояния окружающей среды // Справочник Автор24 URL: https://spravochnick.ru/ekologiya/ekologicheskiy_monitoring_ekologicheskaya_diag nostika_sostoyaniya_okruzhayuschey_sredy/ (дата обращения: 01.12.2018).
45. Государственная политика в области использования и охраны водных объектов // Федеральный портал PROTOWN.RU URL: http://protown.ru/information/hide/8128.html (дата обращения: 05.12.2018).