Констатирующий эксперимент проходил на базе МБОУ «Детский сад №36» города Славгорода (Алтайский край).
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования произвольного слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 6
1.1 Становление слухового восприятия в онтогенезе и его роль для развития дошкольников 6
1.2 Особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 11
Глава 2 Экспериментальное исследование произвольного слухового восприятия старших дошкольников с общим недоразвитием речи 17
2.1 Организация и методы исследования 17
2.2 Анализ результатов исследования 20
Заключение 30
Список использованных источников 33
Для овладения ребенком речью необходимы сохранные умственные способности, нормативный слух, достаточная психическая активность, потребность в речевом общении и полноценное речевое окружение. Отсутствие одного из данных условий приводит к различным речевым расстройствам.
Л.А. Головчиц, А.Р. Лурия, Е.Л. Черкасова отмечают, что несформированность слухового восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, которые приводят к речевым нарушениям. Изучение влияния особенностей слухового восприятия на речевую функцию детей в коррекционной педагогике представлено двумя основными дисциплинами: сурдопедагогикой и логопедией. Однако, следует остановиться на логопедии, которая, как известно, рассматривает расстройства слухового восприятия при нормальном физическом слухе и сохранных интеллектуальных предпосылках в структуре различных речевых нарушений.
Наиболее разнообразные отклонения в развитии слухового восприятия отмечаются при общем недоразвитии речи, под которым понимается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. При общем недоразвитии речи нарушается формирование звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматики и связной речи. Выявлена связь речевых нарушений с незрелостью нейрофизиологических механизмов, нарушениями развития познавательных процессов, несформированностью когнитивных операций, недостатками психомоторного, эмоционального и социального развития детей.
Среди причин данного нарушения И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, В.М. Шкловский отмечают тот факт, что у детей с общим недоразвитием речи тяжелое состояние высших психических функций, особенно зрительного, слухового гнозиса, пространственной организации восприятия, связано с нарушениями кровоснабжения при родовых осложнениях и на нейрофизиологическом уровне проявляется в локальных изменениях электрической активности правого полушария головного мозга.
Проблема состояния слухового восприятия детей с общим недоразвитием речи рассматривается в трудах А.Е. Алексеевой, И.П. Ляминой, Ю.В. Микляевой и других исследователей. Авторы отмечают у дошкольников с общим недоразвитием речи несформированность языкового анализа, чувства ритма, фонематического слуха, недостаточность сенсорно-перцептивной деятельности, низкие показатели развития слуховых функций, таких как неречевой и речевой слух.
Многие исследователи, такие как Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, констатируют недостаточность слухового восприятия у детей с недоразвитием речи, при этом особое внимание уделяют одному из компонентов слухового восприятия – фонематическому.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена возрастающим количеством детей, которые имеют нарушение слухового восприятия, и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей.
Цель исследования - выявление особенностей произвольного слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - произвольное слуховое восприятие.
Предмет исследования - особенности произвольного слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования - предполагается, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет выявлен преимущественно низкий уровень развития слухового восприятия.
Задачи исследования:
1. Подбор и анализ литературы по теме исследования.
2. Выявление особенностей слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Формулирование выводов и оформление текста курсовой работы.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение теоретической информации.
2. Организационные: сравнительный, комплексный.
3. Эмпирические: наблюдение; психодиагностические методы - тестовые задания, беседа, констатирующий эксперимент; биографические методы; количественные методы - количественный анализ результатов.
4. Интерпретационные: качественный анализ и обсуждение результатов, формулирование обобщающих выводов.
Организация исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №36» города Славгорода в феврале 2018 года. В нем приняли участие 10 детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Курсовая работа объемом 35 страниц состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Работа включает 6 таблиц и 1 диаграмму.
Восприятие является одним из важнейших психических процессов. Оно тесно связано с преобразованием поступающей из внешней среды информации, при этом происходит формирование образов, с которыми будут оперировать в дальнейшем развитии мышление, память, эмоции, внимание. В свою очередь, слуховое восприятие является одним из главнейших способов взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью и другими людьми, что чрезвычайно важно для дальнейшей полноценной жизни человека в обществе. Особенно важным периодом для развития слухового восприятия является дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. В этот период развиваются и совершенствуются все стороны психики ребенка, но наиболее интенсивно идет речевое и познавательное развитие.
Логопедия, при анализе воздействия характерных особенностей слухового восприятия на речевую функцию дошкольников, рассматривает нарушения слухового восприятия при нормальном физическом слухе и сохранном интеллекте в структуре разнообразных дефектов речи. Исследователи отмечают самые различные нарушения в развитии слухового восприятия при общем недоразвитии речи. В структуре данной формы речевой патологии особое внимание приковано к одному элементу слухового восприятия, а конкретно - к фонематическому. Типичное состояние фонематических процессов пропорционально степени развития речи, а кроме того уровню сложности нарушения.
Становление всех фонематических функций в ходе онтогенеза проходит конкретные этапы своего развития. Комплекс нарушений в развитии фонематического и лексико-грамматического строя речи детей становится значительной преградой для усвоения ими программы дошкольного учреждения, а в последующем обучении и программы общеобразовательной школы. Недостаточный уровень развития слухового восприятия становится причиной того, что у дошкольников не может сформироваться готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что в дальнейшем не даст им возможности успешно усвоить грамоту в школе без логопедической помощи.
Недостаточная сформированность фонематического восприятия оказывает отрицательное влияние на становление правильного произношения звуков: дошкольникам свойственно применение диффузных звуков нестабильной артикуляции, разнообразные замены и смешения при сравнительно нормальном состоянии строения и функции органов артикуляции. Кроме того, дошкольникам с недостаточным развитием фонематического восприятия свойственны нарушения звуковой и слоговой структур слова, которые выражаются в пропусках, вставках, перестановках, повторениях звуков и слогов. Используя только формирование артикуляционных навыков можно достичь лишь небольшого результата, и притом временного. Является несомненной взаимосвязь фонематических и лексико-грамматических представлений. При несформированности фонематического восприятия нельзя достигнуть высокого уровня развития фонематических процессов, которые развиваются на его основе, таких как развитие полноценных фонематических представлений, звукового анализа и синтеза.
Для определения уровня развития слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня было проведено экспериментальное исследование. Для его осуществления были подобраны диагностические методики, которые позволили определить степень сформированности слухового восприятия дошкольников с разных сторон, поскольку методики были направлены на определение восприятия неречевых звуков, анализа и воспроизведения ритмических структур и графического рисунка, а также на воспроизведение порядка действий.
Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что у обследованных детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня присутствуют такие особенности произвольного слухового восприятия: несформированность или недостаточная сформированность слухового восприятия неречевых звуков, которая проявляется в неспособности определить, что или кто издает тот или иной звук; трудности при анализе и воспроизведении ритмических структур; затруднения при анализе графического узора на бумаге, что проявлялось в недостаточной сформированности пространственных представлений и элементарных навыков счета; несформированность слухоречевой памяти и внимания, что проявлялось в неспособности не только запомнить все упомянутые действия, но правильно воспроизвести их порядок. Особые трудности у детей вызвали задания на воспроизведение ритма и порядка действий.
Полученные результаты исследования могут найти свое применение при построении коррекционной работы на формирование и совершенствование слухового восприятия дошкольников, поскольку без него невозможно овладеть речью в целом.
Опираясь на результаты проведенного экспериментального исследования, можно констатировать факт подтверждения гипотезы, которая заключалась в том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет выявлен преимущественно низкий уровень развития слухового восприятия.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 400 с.
2. Батюта, М.Б. Возрастная психология: учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 с.
3. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук / Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 2012. – 37 с.
4. Белянин, В.П. Психолингвистика. - 4-е изд. / В.П. Белянин. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2014. - 232 с.
5. Бизикова, О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. / О.А. Бизикова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 93 с.
6. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ГУ ВШЭ, 2012. - 528 с.
7. Ворошнина, Л.В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы: практ. пособие для академического бакалавриата / Л.В. Ворошнина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 456 с.
8. Восприятие и деятельность / Под ред. А.Н.Леонтьева. - М.: МГУ, 2013. – 227 с.
9. Выготский, Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: Питер, 2014. – 28 с.
10. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 284 с.
11. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 377 с.
12. Ежкова, Н.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для академического бакалавриата / Н.С. Ежкова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 182 с.
13. Елецкая, О.В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учебн.-метод. пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 312 с.
14. Жукова, Н.С. Логопедия: основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева; под ред. Кондрашовой Л.В. - М.: Эксмо, 2012. - 288 с.
15. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: КнигоМир, 2012. - 320 с.
16. Китаева, Н.Н. Об особенностях фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Н.Н. Китаева, Г.В. Косагова // Царскосельские чтения. - 2013. – №7. - С. 97-100.
17. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности - 3-е изд. / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2017. - 320 с.
18. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Юрайт, 2014. – 164 с.
19. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи – 4-е изд. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: «Сфера», 2014. - 256 с.
20. Лапутина, Н.А. Предпосылки для успешного овладения грамотой детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.А. Лапутина // Символ науки. - 2016. – №2. - С. 168-171.
21. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак-в / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2012. – 680 с.
22. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для СПО / Н.В. Микляева и др.; под ред. Н.В. Микляевой. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 434 с.
23. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех. - 5-е изд./ Л.Г. Парамонова. - СПб: Питер, 2013. - 420 с.
24. Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие / В.И. Руденко. - М.: Феникс, 2016. - 287 с.
25. Салманова, Л.Р. Особенности фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л.Р. Салманова // Специальное образование. - 2016. – №12. - С. 127-129.
26. Смирнова, И.А. Логопедия: иллюстрированный справочник / И.А. Смирнова. - М.: КАРО, 2014. - 232 с.
27. Современное образование: сб. учебно-методических работ / Под ред. В.Л. Казанской. - М.: Директ-Медиа, 2016. - 255 с.
28. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - 5-е изд., стер. / Н.А. Стародубова. - М.: «Академия», 2012. - 256 с.
29. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др.; под ред. Карповой В.Н. – М.: Эксмо, 2015. – 320 с.
30. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2013. - 448 с.