Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Республика в составе Российской Федерации

Работа №40672

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

административное право

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
428
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Республика в системе федеративного устройства России 6
1.1. Развитие государственного устройства республик в составе Российской Федерации 6
1.2. Конституционно-правовая характеристика республики как субъекта Российской Федерации 15
1.3. Общая характеристика правового статуса республики 23
Глава 2. Понятие правового статуса республики в составе Российской Федерации 32
2.1. Статистическая составляющая статуса
республики 32
2.2. Функциональная составляющая статуса
республики 45
2.3. Юрисдикционная составляющая статуса
республики 56
Заключение 64
Список использованной
литературы 67

Развитие отношений, называемых сегодня федеративными, происходило на территории России более 300 лет. Оно пережило различные политические режимы и формы правления. В настоящее время отношения субъектов РФ и центра Российской Федерации основываются на принципах, закрепленных в Конституции РФ 1993 года.
В состав Российской Федерации входят 85 субъектов, имеющих различия в своем правовом статусе. Конституция РФ в статье 5 провозглашает, что все субъекты РФ равноправны между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Заслугой современного развития российского федерализма является то, что удалось сохранить на постсоветском пространстве единый экономический механизм, политическое единство страны, закрепить в Конституции 1993 года единые принципы организации государственной власти, законодательного регулирования. У каждого субъекта РФ имеется своя территория, высшие органы власти, законодательство, символика. Все субъекты РФ действуют как самостоятельные участники многих отношений, являются инициаторами установления внешнеэкономических связей, развивают отношения в сфере культуры, науки, спорта.
Субъекты РФ обладают различным статусом, что следует из анализа норм действующей Конституции. Этот статус может быть изменен, но соответствующая процедура такого изменения на сегодня отсутствует.
Республики являются одним из видов субъектов Российской Федерации и обладает особыми статусными характеристиками. Так, согласно Конституции РФ, только республики именуются государствами, только они имеют право принимать конституцию. Края и области государствами не именуются, их основной нормативный правовой акт называется уставом.
Изучение республик как субъектов Российской Федерации представляет особый интерес, поскольку дает возможность оценить различные аспекты существования одного государства (не являющегося суверенным) в составе другого - суверенного.
Значительное число работ посвящено изучению особенностей конституционно-правового положения республик в составе Российской Федерации. Вместе с тем, появляются новые аспекты, отражающие развитие федеративных отношений. Например, вхождение в состав России Республики Крым дало богатый материал для анализа.
Объектом настоящего исследования являются отношения, возникающие в процессе закрепления и реализации правового статуса республики в составе Российской Федерации.
Предметом исследования выступают нормы права, закрепляющие правовой статус республик, практика их реализации, доктринальные положения, отражающие теоретические аспекты темы.
Целью исследования является проведение анализа правового статуса республик в составе Российской Федерации с учетом современных тенденций развития отношений между Федерацией, федеральными органами государственной власти и республиками, органами государственной власти республик в составе РФ. Для этого поставлены следующие задачи:
- показать развитие государственного устройства республик в составе РФ;
- выделить конституционно-правовые основы правового статуса республики как субъекта РФ;
- дать общую характеристику правового статуса республики;
- раскрыть статистическую, юрисдикционную и функциональную составляющие правового статуса республики.
В ходе проведенного исследования применялись следующие методы научного познания: исторический метод, метод логического анализа, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический и системный методы.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава включает в себя три параграфа, вторая - также три параграфа.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Республика в составе РФ представляет собой один из 6 видов субъектов РФ, в основу образования, которого положен национально-территориальный принцип. Среди субъектов Российской Федерации республики долгое время занимали особое положение. Сформировавшись по национальному принципу, они прошли в своём развитии путь от государственно-политической высшей формы советской автономии до так называемых «суверенных» государств.
Факт образования республики по национальному принципу и официальное признание за ней статуса государства обусловливает наличие у нее некоторых особенностей (право иметь свою конституцию, второй государственный язык), которые не позволяют отождествлять её с другими субъектами РФ.
Республика имеет конституцию, а не устав. Однако это не может служить доказательством её особого правового статуса. Республиканские учредительные акты (как, впрочем, и акты других субъектов РФ) не должны противоречить федеральной Конституции. В этих целях законодательство Российской Федерации предусматривает определённый механизм устранения противоречий, имеющихся в конституционном (уставном) правотворчестве субъектов РФ. Данный механизм следует дополнить проведением предварительного контроля за региональными учредительными актами.
Республика вправе устанавливать собственный государственный язык. Вместе с тем в целях обеспечения реального равноправия граждан независимо от их национальной принадлежности и ввиду отсутствия мононациональных республик, следует осторожно подходить к реализации этого конституционного права. Языки, используемые в местах компактного проживания соответствующих этносов, можно наделить статусом местных официальных языков.
В конституциях некоторых республик сохранён постулат о собственном гражданстве. Однако, учитывая декларативный характер данных норм, следует исключить их из республиканских учредительных актов.
В целом подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что факт образования республик по национальному принципу, как мы убедились, обуславливает наличие у них некоторых особенностей, которые отличают их от других субъектов РФ.
Конституция России провозглашает равноправие всех субъектов РФ. Это означает, что субъекты Федерации обладают одинаковыми правами и обязанностями, при нарушении которых они могут быть привлечены на равных основаниях к ответственности. Вместе с тем равноправие не следует смешивать с фактическим равенством, поскольку реальные возможности развития субъектов Федерации в силу различий экономического, географического и иного характера далеко не одинаковы. Опыт государственного строительства Российской Федерации показывает, что разный конституционный статус субъектов РФ фактически создаёт почву для национального неравноправия. Поэтому представляется, что важнейшей задачей государственной политики Российской Федерации является устранение асимметрии в правовом статусе субъектов, а также укрепление общечеловеческого подхода к осуществлению прав и свобод личности.
Таким образом, необходимо отметить, что принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов является одним из основополагающих конституционных принципов российского федерализма. Необходимо отметить, что для России предпочтительным является законодательный способ разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и её субъектами, а не договорный.
Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и её субъектами должно осуществляться в следующей иерархической последовательности: Конституция РФ - федеральные законы и законы субъектов РФ, принятые на её основе, - договоры и соглашения, утверждённые соответственно федеральными законами и постановлениями Правительства РФ. Причём ни федеральные законы, ни законы субъектов РФ, а тем более договоры и соглашения не могут перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения, равно как в них не могут быть сформулированы и какие-то новые дополнительные, не предусмотренные ст.72 Конституции РФ, предметы совместного ведения.
Совершенствование конституционно-правового механизма разграничения компетенции между Российской Федерацией и её субъектами, республиками в том числе, должно осуществляться путём определения в федеральных законах по предметам совместного ведения конкретных, четких полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления соразмерно материально-финансовым возможностям каждого уровня государственной власти с тем, чтобы субъекты РФ, в том числе и республики, могли самостоятельно осуществлять принадлежащие им полномочия.
Анализ правотворчества республик свидетельствует о том, что сегодня основной объём законодательной работы в сфере совместного ведения выполняется на федеральном уровне. Субъектам же остаётся лишь право наполнения «рамочных» законов, принимаемых Центром. Поэтому они должны шире использовать предоставленное им Конституцией РФ право законодательной инициативы.
Таким образом, на наш взгляд законодательство республик в настоящее время находится на стадии своего развития. Подводя итоги исследования, следует отметить, что цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены, изучен весь круг намеченных проблем.


Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от
30.12.2014 г.) // Российская газета. 25 декабря 1993 г.
2. Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) от 4 апреля 1992 г. / [Электронный ресурс] URL: wikipedia. ог§/,шк1/Конституция_Республики_Саха.
3. Конституция Республики Коми от 17 февраля 1994г. (ред. от 1 декабря 2003 г.) // СПС «Консультант Плюс».
4. Конституция Республики Бурятия от 22 февраля. 1994 г. (ред. от 21 ноября 2003 г.) // СПС «Консультант Плюс».
5. Конституция Республики Ингушетия (принята 27 февраля 1994 г.) [Электронный ресурс] URL: https://constitution.garant.ru/region/cons_ingush/.
6. Конституция Республики Северная Осетия-Алания (принята
Верховным Советом Республики Северная Осетия 12 ноября 1994 г.) [Электронный ресурс] URL: https://constitution.garant.ru/region/cons_osetiya/.
7. Конституция Республики Хакасия (принята на XVII сессии Верховного Совета Республики Хакасия (первого созыва) 25 мая 1995 года) [Электронный ресурс] URL: https://constitution.garant.ru/region/cons_hakas/.
8. Конституция Республики Марий Эл (принята Конституционным Собранием Республики Марий Эл 24 июня 1995 г.) [Электронный ресурс] URL: http: //constitution. garant.ru/region/.
9. Конституция Республики Мордовия (принята 21 сентября 1995 г.) [Электронный ресурс] URL: https://constitution.garant.ru/region/cons_mordov/.
10. Конституция Кабардино-Балкарской Республики от 1 сентября 1997 г.
№28-РЗ (принята Парламентом Кабардино-Балкарской
Республики 1 сентября 1997 г.) [Электронный ресурс]
URL: https: //constitution.garant.ru/region/cons_kabardin/.
11. Конституция Республики Тыва от 6 мая 2001г. (ред. от 24 июня 2003 г.) // Тувинская правда/
12. Конституция Республики Дагестан (принята Конституционным
Собранием 10 июля 2003 г.) [Электронный ресурс]
URL: https: //constitution.garant.ru/region/cons_dagest/.
13. Закон СССР от 24.04.1990 "О языках народов СССР”
[Электронный ресурс] URL: http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=1729.
14. Закон РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 22. Ст. 776.
15. Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. "О преобразовании Адыгейской автономной области в Советскую Социалистическую Республику Адыгея в составе РСФСР" [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/184582/.
16. Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР в связи с преобразованием автономных областей в Советские Социалистические Республики в составе РСФСР" (прекратил действие) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 27. Ст. 930 - 933.
17. Закон РФ "О языках народов Российской Федерации"
от 25.10.1991 № 1807-1 [Электронный ресурс]
URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15524/.
18. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" //Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 6. Ст. 243.
19. Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации"
от 26.06.1992 № 3132-1 [Электронный ресурс]
URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_648/.
20. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4802-I "О статусе столицы
Российской Федерации" [Электронный ресурс] URL:
https://base.garant.ru/316014/.
21. Закон Республики Татарстан № 44-ЗРТ от 28.07.2004 «Закон о государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан». // СПС «Консультант Плюс».
22. Федеративный договор от 31.03.1992 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между Федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти Автономной области, Автономных округов в составе Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: https://www.lawmix.ru/pprf/97208.
23. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ
"О чрезвычайном положении" [Электронный ресурс]
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31866/.
24. Федеральный закон "О статусе военнослужащих"
от 27.05.1998 № 76-ФЗ [Электронный ресурс]
URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18853/.
25. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О языках народов РСФСР" [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/179147/.
26. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/180605/. (утратил силу)
27. Федеральный закон "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 № 184-ФЗ [Электронный ресурс]
URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/.
28. Федеральный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4916.
29. Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"
от 31.05.2002 № 62-ФЗ [Электронный ресурс]
URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/.
30. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 № 67-ФЗ [Электронный ресурс]
URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 7119/.
31. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СПС «Консультант Плюс».
32. Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 1994 г. № 463 «О постановлении главы администрации в Ненецком автономном округе» [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/901110855.
33. Указ Президента Российской Федерации от 26 марта 1994 г. № 597 «Об окончании постановления администрации Красноярского края» [Электронный ресурс] URL: http://w.pravosudie.biz/russia2/act80/484.htm.
34. Указ Президента Российской Федерации от 15.04.1994 г. № 788 О строительстве столицы Республики Ингушетия [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/5920.
35. Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. № 20 "О включении новых
наименований субъектов Российской Федерации в статью 65
Конституции Российской Федерации" [Электронный ресурс]
URL: http://base.garant.ru/10105788/.
36. Указ Президента РФ от 10 февраля 1996 г. № 173 "О включении нового
наименования субъекта Российской Федерации в статью 65
Конституции Российской Федерации" [Электронный ресурс]
URL: http: //base.garant.ru/10103810/.
Учебная и специальная литература:
37. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М.В. Баглай. - 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - С. 47-48.
38. Богданова Н.А. Конституционное право. Общая часть. М., 2009. С. 43-44.
39. Большой юридический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. С. 594.
40. Бродский М.Н., Ливеровский А.А. Правовой статус и экономическое
развитие субъекта Российской Федерации. - СПб.: Издательство
С.-Петербургского ун-та, 2000. - С. 372.
41. Виноградов В. А. Конституционное право Российской Федерации. Учебник /В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев, С.В. Масленникова. - М.: Юрайт,
2015. - С. 61-273.
42. Воробьев Н.Ф. Вопросы гражданства в Российском федеративном
государстве Российская государственность: состояние и перспективы
развития. М.: Издательство «Республика», 2005. С. 74-75.
43. Денисов А.И., Кириенко М.Г. Советское государственное право. - М., 1957. С. 133.
44. Добрынин Н.М. Новый федерализм: Модель будущего
государственного устройства Российской Федерации. - Новосибирск, 2007. С. 71-171.
45. Елисеев Б.П. Договоры и соглашения между Российской Федерацией и её субъектами: решение или порождение проблем // Государство и право.
2009. №4. С. 9-13.
46. Златопольский Д.Л. Государственное устройство СССР. - М., 1961. С. 217.
47. Козлова, Е. И. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Проспект, 2016. - С. 81-146.
48. Комкова Г. Н. Конституционное право Российской Федерации / Г.Н. Комкова, Е.В. Колесников, М.А. Липчанская. - М.: Юрайт, 2017. - С. 88-192.
49. Крылов Б.С. Государственный суверенитет: современные проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 6. С.2.
50. Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации: основы
концепции, конституционная модель, практика. - М.,-1999. С. 118.
51. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы (теория и практика государственного регулирования территориального образования). М.: ИНФРА-М, 2009. С. 53-92.
52. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу // Полн. собр. соч. Т.24. 1913 год. С. 145.
53. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации / М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С. 201.
54. Маликов М. К. Проблемы реализации права. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 1988. - С. 91.
55. Малый А.Ф. Общие принципы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 2016. С. 29.
56. Некипелов А.Д. Новая российская энциклопедия: В 12 т. Т.1. М., 2003. С. 195.
57. Некрасов С. И. Конституционное право. Учебное пособие / С.И. Некрасов. - М.: Юрайт, 2016. - С. 31-176.
58. Романовский Г.Б. Государственная власть в субъектах Российской федерации: понятие, организация, принципы: монография / под. ред. докт. юрид. наук, проф. Г.Б. Романовского. - М.: Юрлитинформ, 2016. - С. 288.
59. Сергевнин С.Л. Субъект федерации: статус и законодательная
деятельность. СПб., 1999. С. 288.
60. Смоленский М. Б. Конституционное право России / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. - М.: КноРус, 2018. - С. 41-230.
61. Стрекозов В. Г. Конституционное право России / В.Г. Стрекозов. - М.: Юрайт, 2017. - С. 51.
62. Хабриева Т.Я. Разграничение законодательной компетенции Российской Федерации и её субъектов // Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации / Отв. ред. Т.Я. Хабриева. - М., 2003. С. 61-124.
63. Чернов С.Н. Конституционный статус Республики Карелия. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. - С. 379.
Материалы судебной практики:
(Москва, 31 марта 1992 г.) [Электронный ресурс]
URL: https://base.garant.ru/170280/.
66. Постановление СНД РФ от 10.04.1992 № 2689-I [Электронный ресурс] URL: https: //ru.wikisource.org/wiki/Постановление_СНД_РФ_от_10.04.1992_№ _2689-I.
67. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. № 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: https: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/10005627/.
68. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. № 3-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области" [Электронный ресурс] URL: https: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/10064566/.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ