База исследования: МБОУ «СОШ «18» г. Сыктывкара, 3 «а» класс (16 учащихся).
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов (требование заказчика).
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
§1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ» 5
§2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ 8
§3. АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» А.А. ПЛЕШАКОВА «ШКОЛА РОССИИ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 11
§4. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 15
§ 5. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ В ГРУППЕ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА МБОУ СОШ № 18 г. Сыктывкара 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 29
Групповая работа на уроках весьма привлекает младших школьников, а также учителей, работающих с ними. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Одна из причин таких неудач – недооценка роли групповой работы в учебном процессе, рассматривание её лишь как способа разнообразия организации учебной работы на уроке. Между тем групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Значение групповой работы трудно переоценить. Она активизирует учение школьников, создаёт широкую наглядно чувственную базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения младшими школьниками такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка. Велик развивающий потенциал групповой работы, при которой школьник становится частичкой коллективного субъекта учебной деятельности – группы сотрудничающих между собой учащихся. В этих условиях младший школьник эффективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки для перехода на следующую ступень в своём развитии – индивидуального субъекта учебной деятельности.
Проблему использования групповых форм работы в начальной школе рассматривали такие авторы, как Г.К. Селевко, Р.А. Хабиб и др. Возрастные особенности младших школьников и их готовности участвовать в групповой работе раскрыты в работах Л.И. Божович, Э.А. Киреевой и др. Условия использования групповых форм работы на уроках окружающего мира определены А.А. Гиниятуллиной, С.Н. Глазуновым и др.
Цель исследования: определить условия, направленные на организацию групповых форм работы в начальной школе.
Объект исследования: процесс использования групповых форм обучения в начальной школе.
Предмет исследования: условия, способствующие организации групповых форм работы на уроках в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категории «групповые формы обучения».
2. Определить возрастные особенности детей младшего школьного возраста с позиции проблемы участия в групповых формах работы.
3. Проанализировать УМК «Школа России» с точки зрения использования на уроках курса «Окружающий мир» групповых форм работы.
4. Определить условия и способы использования в работе с младшими школьниками групповых форм работы.
5. Выявить уровень сформированности у младших школьников навыков групповой работы.
Методы исследования:
Теоретические
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Практические:
1. Беседа с учащимися.
2. Статистическая обработка данных, полученных, в результате проведения эксперимента.
В условиях реализации стандартов нового поколения задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе. Следует отметить, что групповое обучение это использование малых групп (3-5 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.
Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы это форма самостоятельной работы при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. Воспитание самостоятельности – главная цель педагогической деятельности, заложенная в ФГОС.
Организация группового общения должна проходить в атмосфере сотрудничества, дружелюбия и доверия. групповая форма работы применятся не часто, требует особых организационных усилий, но зато дает заметный эффект не только в обучении, но и в воспитании учеников.
В ходе проведенной диагностики было установлено, что у младших школьников в основном на среднем и низком уровнях сформированы навыки работы в группе. Следовательно, учителю необходимо в уроки курса «окружающий мир» включать разные формы групповой работы. На уроках с использованием групповых форм работы у детей усилено внимание к содержанию изучаемого материала, повышена работоспособность, а также чувство ответственности за успехи своих товарищей и свои лично. Групповой момент способствует созданию познавательного мотива. Учителю следует следить за созданием доброжелательной рабочей атмосферы, когда дети ведут учебный диалог.
1. Аргунова Е.Р. Активные методы обучения. учеб.-метод. пособие. – Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2015. – 104 с.
2. Байбородова Л.В. Факультет педагогических технологий. Организация групповой работы // Завуч для администрации школ. – 2013. – №5. – С. 99-110
3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2012. – 214 с.
4. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2013. – 488 c.
5. Виноградова Н.Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 11-15.
6. Воровщиков С.Г. Классификация общеучебных умений младших школьников // Управление начальной школой : Качественное образование с первой ступени: журнал. – М.: МЦФЭР, 2012. – № 5. – С. 33-40.
7. Гиниятуллина А.А. Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий //Методист. – 2011. – №9. – С.58-61.
8. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов. – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 283 с.
9. Деркач В.В. Роль традиций в условиях глобализации //Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. – С. 732-732.
10. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной работе // Начальная школа. – 2015. – № 4. – С. 78 – 83.
11. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 152 с.
12. Киреева Э.А. Психология и педагогика (для бакалавров). – М.: КноРус, 2012. – 496 c.
13. Князева В.В. Педагогика. – М.: Вузовская книга, 2016. – 872 c.
14. Лекерова Г. Дж. Активные методы обучения как психологическая основа развития мотивации в процессе обучения // Психология обучения. – 2009. – №6. – С. 17-27.
15. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 2017. – №4. – С. 5–17.
16. Никитина Е.Ю. Общедидактические методы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – №2. – С. 59-63.
17. Панина Т.С. Современные способы активизации обучени : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия. 2016. – 176 с.
18. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях: Ч. 1. – Москва: Просвещение, 2014. – 123 с.
19. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях: Ч. 2. – Москва: Просвещение, 2014 – 130 с.
20. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2-х частях: Ч. 1. – Москва: Просвещение, 2014. – 133 с.
21. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2-х частях: Ч. 2. – Москва: Просвещение, 2014 – 141 с.
22. Родина Е.Е. Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. – 2017. – №42. – С. 175-176.
23. Рослякова С.В. К вопросу о развитии познавательной активности учащихся в учебном процессе // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2017. – №10. – С. 36–38.
24. Селевко Г.К. Педагогические образовательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2017. 208 с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2016. – 50 с.
26. Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. – М.: Педагогика, 2016. – 188 с.