Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОФИЦИАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (12.00.01)

Работа №4056

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

теория государства и права

Объем работы211 стр.
Год сдачи2000
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1662
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Официальное толкование права: понятие, сущность,
социальное назначение 12
§ 1. Понятие официального толкования и его основные черты 12
§ 2. Субъекты и виды официального толкования 37
§ 3. Место официального толкования права в
правоприменительной деятельности органов внутренних дел 55
Глава 2. Акты официального толкования 82
§ 1. Понятие актов официального толкования, их место и роль
в системе правовых актов 106
§ 2. Классификация актов официального толкования 106
§ 3. Особенности актов официального толкования
органов внутренних дел 155
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 179
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 182-211



Введение
Актуальность темы. Провозглашение Конституцией России
демократическим правовым государством потребовало более надежного
правового обеспечения, совершенствования деятельности всех
'* правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел. В этой
связи перед исследователем в области общей теории права и государства открывается множество новых граней фундаментальных проблем в области права и практики. Одна из них - проблема официального толкования права, его места и роли в деятельности органов внутренних дел.
Толкование права в целом, и официальное толкование права в особенности, занимает важное место в механизме правового регулирования, включается в процессы правотворчества, систематизации законодательства, реализации права.
Официальное толкование, его результаты, выражающиеся в актах
толкования различных государственных органов, предоставляет сотрудникам
~ органов внутренних дел возможность отыскать и изучить те правовые акты,
правовые предписания, которые могут помочь им в случае затруднений при реализации норм права. В сфере деятельности органов внутренних дел встречаются различные практические ситуации, которые трудно решать без такого предоставляемого официальным толкованием инструментария как акты официального толкования. Официальное толкование способствует обеспечению единства понимания правовых актов и единства их применения, укреплению законности в правовой деятельности в целом.
Официальное толкование права представляет собой одну из сложных теоретических и практических проблем, существующих в общей теории права и государства, отраслевых юридических науках. Официальное толкование
права во многом зависит от происходящих в государстве реформ - правовых, ft
экономических, политических, социально-культурных, - нацеленных на

формирование гражданского общества и правового государства, и в первую очередь проводимых в сфере механизма государства.
Наиболее динамичная часть официального толкования - его субъекты. Трансформации субъектного состава официального толкования права с необходимостью влекут изменения в его классификации, в теории актов официального толкования.
В работе на современном уровне рассматриваются традиционные
общетеоретические вопросы толкования права, специфика официального
толкования применительно к его субъектам, видам издаваемых ими актов
официального толкования, их практическому значению, особенно в
правоприменительной деятельности органов внутренних дел. Органы
внутренних дел рассматриваются также в качестве субъекта официального
толкования права. Указанные аспекты темы недостаточно изучены в
юридической литературе, что и определяет актуальность данного исследования.
Степень разработанности темы исследования. Официальное толкование права является одним из видов толкования права в целом. Такое подчиненное положение официального толкования права предопределило то, что этот аспект освещался практически во всех работах, посвященных толкованию в целом. Однако, как правило, подробно проблема официального толкования права не разрабатывалась, тем более на современном уровне. Тем не менее, вопросы официального толкования рассматривались известными дореволюционными исследователями: Васьковским Е.В., Коркуновым Н.М., Люблинским П.И., Таганцевым Н.С., Трубецким Е.Н., Фойницким И.Я., Шершеневичем Г.Ф.
Среди современных исследователей, внесших существенный вклад в изучение проблемы официального толкования, следует назвать прежде всего Александрова Н.Г., Алексеева С.С., Афанасьева B.C., Венгерова А.Б., Вильнянского СИ., Вопленко Н.Н., Гранат Н.Л., Кененова А.А., Коренева А.П., Лазарева В.В., Наумова А.В., Недбайло П.Е., Пиголкина А.С., Реза Р., Рене Д., Сабо И., Спасова Б., Тимофеева М.С., Хабриеву Т.Я., Черданцева

А.Ф., Черникова В.В., Шаргородского М.Д., Шляпочникова А.С., Элькинд П.С. и др.
Хотя проблема официального толкования имеет большую историю, общетеоретические её аспекты на монографическом уровне в отечественной науке исследовались несколько десятилетий тому назад, например Вопленко Н.Н. Имеется даже самостоятельное исследование о значении толкования в деятельности органов внутренних дел, проведенное Тимофеевым М.С. Однако указанные работы не охватили весь комплекс проблем, существующих в области официального толкования права. К тому же развитие правовой системы Российского государства идет такими быстрыми темпами, что возникла новая юридическая практика, подлежащая переосмыслению, в том числе и применительно к органам внутренних дел
Таким образом, необходимость внесения изменений в теорию официального толкования для того, чтобы она отражала современные достижения науки, в частности, правопонимания, изменения, которые произошли в механизме нашего государства, организации деятельности органов внутренних дел, а также достижения теории права и государства, в том числе ФРГ, и предопределила выбор темы настоящего исследования.
Объект и предмет исследования. Объектом научного исследования является теория официального толкования права и ее результаты. Предметом диссертационного исследования является деятельность отдельных субъектов права, в том числе органов внутренних дел, по осуществлению официального толкования права, специфика актов толкования, присущих каждому из данных субъектов.
Н.Н. Вопленко Официальное толкование норм права., М.: "Юридическая литература", 1976г.; Он же. Следственная деятельность и толкование права. Учебное пособие, Волгоград, 1978г.
2 Тимофеев М.С. Место и роль толкования права в деятельности органов внутренних дел. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. юр. наук. Москва. 1989г.

Цели и задачи исследования. Цель исследования состоит а) в изучении теории и практики официального толкования в деятельности органов государства в целом и органов внутренних дел, в частности, на основе методологических положений юридической и философской науки, законов, подзаконных нормативно-правовых актов и индивидуальных правовых актов органов исполнительной и судебной власти, а также анализа практики; б) в выработке рекомендаций по совершенствованию практики официального толкования в деятельности органов государства в целом и органов внутренних дел, в частности.
Вышеуказанная цель предопределяет основные задачи исследования:
• теоретический анализ и определение позиции автора в отношении
понятия толкования права вообще и официального толкования права, в
частности, общего и особенного в их соотношении, целей официального
толкования права;
• рассмотрение роли официального толкования в
правоприменительной деятельности органов государства и органов внутренних
дел; анализ проблем, непосредственно связанных с субъектами официального
толкования и применяемыми в их деятельности способами толкования права;
• изучение актов официального толкования права, их практического
значения;
• раскрытие специфики деятельности органов внутренних дел как
субъекта официального толкования права и правоприменителя, активно
использующего в своей деятельности акты официального толкования права
других субъектов;
• формулирование рекомендаций по совершенствованию
интерпретационного процесса, которые должны способствовать повышению
качества и эффективности правоприменительной деятельности органов
внутренних дел.

Методология и методы исследования. Общей методологической основой исследования явились современные научные методы (общие, частные, специальные), в том числе диалектико-материалистический метод научного познания действительности, системный, системно-структурный, исторический, функциональный. Кроме того, в работе использовались и специальные методы исследования права: формально-юридический, сравнительного правоведения, разнообразные способы и приемы толкования права, разработки определений тех или иных понятий.
Теоретической основой исследования явились основные положения современной философии, социологии, психологии, общей теории права и государства, труды ученых отраслевых юридических наук, Конституция РФ, правовые акты органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, органов внутренних дел, судов и прокуратуры, иностранная литература.
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что оно является одной из первых работ, в которых после распада СССР и образования Российской Федерации как самостоятельного независимого государства, было осуществлено комплексное изучение теории и практики официального толкования различными органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, органами местного самоуправления. Особое внимание в работе уделено изучению различных аспектов официального толкования, осуществляемого органами внутренних дел. На этой основе в рамках одного исследования в их взаимосвязи были рассмотрены субъекты официального толкования права и издаваемые ими акты официального толкования, подробно изучено место и значение официального толкования в деятельности органов внутренних дел. В работе предпринята попытка уточнить понятие официального толкования права, раскрыть содержание этой деятельности, определить компетенцию различных органов, в том числе и органов внутренних дел, по официальному толкованию права.

Положения, выносимые на защиту, обоснованность и достоверность результатов.
1. Под официальным толкованием права предлагается понимать выраженное в
интерпретационном акте разъяснение подлинного смысла (содержания)
права, осуществляемое компетентными на то субъектами в особом порядке,
установленном законодательством, и имеющее для всех остальных
субъектов права обязательный характер.
2. Официальное толкование можно классифицировать:

I. По видам его субъектов - на внутригосударственное и международное
(межнациональное или наднациональное) официальное толкование
права; судебное и административное (и то, и другое нормотворческое и
правоприменительное); аутентическое и легальное (делегированное).
II. В зависимости от сферы действия актов разъяснения правовых норм -
на нормативное и казуальное.
III. По форме выражения - на письменное и устное.
3. Виды субъектов официального толкования определяются структурой
механизма (аппарата) государства.
4. Субъектами официального толкования в органах внутренних дел являются:
а) органы и должностные лица, наделенные нормотворческой компетенцией
(аутентического и делегированного толкования); б) сотрудники органов
внутренних дел, осуществляющие правоприменительную деятельность, для
которых официальное толкование является обязанностью, установленной
нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность
органов внутренних дел (делегированное толкование) - следователи и
дознаватели органов внутренних дел, сотрудники лицензионно-
разрешительной системы, паспортно-визовой службы, штабов органов
внутренних дел, ППС МОБ МВД России и ДПС ГИБДД МВД России,
Главное управление правовой работы и внешних связей.

5. Правовую основу организации и осуществления официального толкования
права в субъектах Российской Федерации и в органах местного
самоуправления составляют законы или о нормативных правовых актах или
об официальном толковании (например, Закон Республики Саха (Якутия) "О
нормативных правовых актах Республики Саха (Якутия) от 26 марта 1993 г.
№1415 - XII1, Закон Мурманской области от 23.04.97 N 55-01-ЗМО "Об
официальном толковании законов Мурманской области"2).
6. Предлагается считать обязательными для решения в процессе официального
толкования и в самом разъяснении вопросы: а) о правовом характере
толкуемых юридических норм, нормативных правовых актов или иных
источников права, признаваемых тем или иным государством и б) об их
законности.
7. Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд практических
рекомендаций, относящихся к телеологическому толкованию.
Телеологическое толкование рассматривает норму как средство для
достижения какой-либо цели. Субъект официального толкования,
стремящийся достичь ту или иную цель, должен проанализировать смысл
различных правовых норм и выбрать требуемые. При выборе нормы следует
руководствоваться следующими правилами: а) выбранная правовая норма
должна быть подходящей для достижения поставленной цели; б) выбранная
правовая норма должна использоваться только в той мере, в какой это
необходимо для достижения цели, чтобы исключить нежелательные
побочные последствия применения правовой нормы; в) если цель все-таки
поставлена и считается оправданной и достижимой, то для ее реализации
должны быть предоставлены соответствующие средства, поэтому смысл
правовой нормы, которая может быть использована для достижения
1 Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации. Научно-
методическое пособие. Отв. ред. А.С. Пиголкин. - М., НОРМА, 1998г.
2 "Мурманский Вестник" от 29.04.97г.

10
поставленной цели, должен быть исследован в полной мере, и даже за рамками дословного текста; г) норма, которая подходит и требуется для достижения цели не может быть применена без дополнительного анализа, поскольку цель оправдывает далеко не все средства. И самая гуманная правовая норма права может оказаться несоразмерной для достижения поставленной цели. Тогда вообще следует отказаться от ее достижения. Отсюда правило: нельзя применять несоразмерную правовую норму. Только при соблюдении этих требований можно считать результат официального толкования права полезным для общества.
Практическая и теоретическая значимость диссертационного
исследования заключается в предпринятой попытке комплексного анализа компетенции и состава субъектов официального толкования и их актов официального толкования с учетом существующего в современных условиях в Российской Федерации конституционного механизма государственной власти. Результатом теоретического исследования явилась выработка определения толкования права и официального толкования права, усовершенствование классификации толкования права и официального толкования по различным критериям, выделение специфики официального толкования права в правоприменительной деятельности органов внутренних дел.
Теоретические положения и выводы диссертации могут быть использованы при разработке и совершенствовании действующих нормативных правовых актов, в том числе в системе МВД РФ, в практической деятельности органов внутренних дел по реализации норм права, а также в преподавании теории права и государства и отраслевых юридических дисциплин в юридических Вузах, высших и средних учебных заведениях системы МВД, а также при подготовке методических реко'мендаций и учебных пособий по данной проблематике.

II
Апробация результатов исследования и внедрение. Диссертация подготовлена на кафедре государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД РФ. Материалы диссертационного исследования нашли отражение в четырех опубликованных научных статьях общим объемом около 3 п.л.; обсуждены на научной конференции в Академии управления МВД РФ в 1997г, докладывались на заседаниях кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД РФ. На основе диссертационного исследования подготовлено учебное пособие по курсу "Теория государства и права" на тему: "Способы толкования права (методические рекомендации)" объемом 1 п.л., которая внедрена в учебный процесс Академии управления МВД РФ и учебный процесс Белгородского Юридического Института МВД России, а также используется при написании слушателями научных докладов, контрольных работ и рефератов.
Структура и объем диссертации были определены исходя из целей и задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы (общий объем 207 страниц).



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Заключение
В результате исследования проблемы официального толкования права было* установлено, что официальное толкование права представляет собой выраженное в интерпретационном акте разъяснение подлинного смысла (содержания) права, осуществляемое компетентными на то субъектами в особом порядке, установленном законодательством, и имеющее для всех остальных субъектов права обязательный характер.
Сущность официального толкования выражается в его основных чертах: официальное толкование права может осуществляться только специально уполномоченными на это субъектами; обязательность результатов официального толкования права; особый порядок принятия актов толкования права; официальное толкование права всегда заканчивается вынесением акта толкования права.
Социальное назначение официального толкования права выражается в основаниях, порождающих необходимость последнего. К их числу относятся:
- обусловленность толкования словесно-документальным изложением правовых
предписаний в нормативном акте, имеющих общий, абстрактный характер;
- обусловленность толкования особым (нормативным, специально-юридическим)
выражением правовых предписаний в соответствующем акте;
- несовершенством изложения воли законодателя;
- необходимость обеспечения полного и точного раскрытия функций правовых
актов;
- толкование права завершает процесс юридической квалификации конкретной
ситуации;
- толкование права способствует смягчению недостатков" правовых актов,
восполнению пробелов в праве, служит цели их устранения;
-является средством предупреждения и устранения ошибок в применении права
Значение официального толкования права для деятельности органов внутренних
дел определяется тем, что оно во-первых, является одним из обязательных средств
осуществления сотрудниками органов внутренних дел оперативно-служебной
деятельности. Это обусловлено тем, что основное содержание оперативно-служебной

J80
деятельности органов внутренних дел составляет применение права, а толкование права является обязательной стадией правоприменения. Акты официального толкования права способствуют уяснению сотрудником органов внутренних дел истинного содержания нормативного правового акта или нормы (норм) права.
Во-вторых, официальное толкование права при этом выступает как гарантия правильного применения сотрудниками органов внутренних дел нормативных правовых актов. Акт официального толкования в значительной степени гарантирует то, что при добросовестном отношении к службе сотрудник органа внутренних дел не допустит ошибки в толковании по вопросам, которые разъяснены в акте официального толкования. В результате обеспечивается не только правильность квалификации искомой ситуации, но и единообразие правоприменительной практики. Следовательно, официальное толкование как средство предупреждения и устранения ошибок при применении права служит совершенствованию правоприменительной деятельности органов внутренних дел и укреплению законности в процессе ее осуществления.
Для возможно более полноценного использования возможностей официального толкования права как средства предупреждения и уменьшения, частичного устранения ошибок в правоприменении
Следователи и иные сотрудники органов внутренних дел должны в обязательном порядке знакомиться с результатами нормативного и казуального официального толкования, причем систематически, и использовать их в своей работе. Особенно это важно для повышения квалификации всех указанных субъектов.
Знание правовых принципов и норм играет большую роль в обеспечении правомерного поведения, но само по себе оно еще не может служить надежной гарантией от нарушений законности. В большинстве случаев люди обладают необходимыми знаниями, но совершают преступления и иные правонарушения. Относится это и к значительной части нарушений законности в деятельности личного состава органов внутренних дел, связанных с неправильным толкованием норм права, регулирующих деятельность органов внутренних дел. Таких, например, как заведомо неправильное разъяснение подчиненным норм права начальником, заведомо неправильная квалификация преступного деяния, что может сопровождаться игнорированием актов

181
официального толкования вышестоящих или судебных и иных органов. Поэтому сотрудники органов внутренних дел должны повышать свой уровень профессионального правосознания и профессиональной культуры, а также нравственного сознания.
Сотрудники органов внутренних дел должны знать теорию толкования. В процессе обучения у них должны формироваться навыки и умения толкования права. Средство облегчения решения задачи по правильному анализу содержания (толкования) нормативных правовых актов - издание актов официального толкования. Наиболее предпочтителен вариант, когда акт официального толкования права издает субъект, принявший толкуемый правовой акт или когда акт официального толкования права исходит от руководящих лиц или органов, ск^тцествляющих контроль и надзор за органами внутренних дел. Практика в определенных случаях уже идет по такому пути, когда главные управления МВД России, отделы МВД УВД субъектов РФ рассылают подчиненным им органам разъяснения текущего законодательства в виде указаний и писем, методических рекомендаций.



Список использованной литературы.
I Официальные документы и нормативные акты.
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на
1.02.99г. с историко-правовым комментарием. - М.: Издательская группа
НОРМА-ИНФРА - М., 1999.- 80с.
2. ФКЗ РФ от 21.07.94г. №1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ". "РГ", N 138-139,
23.07.94г.
3. ФКЗ РФ от 31.12.96 №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". "СЗ
РФ",№1,1997г., ст.1.
4. ФКЗ РФ от 17.12.97г. №2-ФКЗ "О Правительстве РФ". "СЗ РФ", 1997г., №51,
ст.5712.
5. ФКЗ РФ от 23.06.99г. №1-ФКЗ "О военных судах РФ". "РГ1, N120,29.06.99г.
6. ФКЗ РФ от 28.04.95г. №1-ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ". "СЗ РФ", № 18,
1995г., ст.1589.
7. "Арбитражный процессуальный кодекс РФ" от 05.05.95г. №70-ФЗ. "РГ", №93,
16.05.95г.
8. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. - М., 1999. - 208с;
9. Уголовный Кодекс Российской Федерации. - М, 1999. - 231 с;
10. ФЗ РФ от 21.10.94г. №52 ФЗ "О введении части первой ГК РФ". "РГ" 8.12.94 г.,
N238-239.
11. ФЗ РФ от 14.06.94 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу
федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат
Федерального Собрания". "РГ", N111,15.06.94г.
12. ФЗ РФ от 17.12.98г. №188-ФЗ "О мировых судьях в РФ". "СЗ РФ". 1998. №51.
Ст.6270.
13. Закон РСФСР от 17.01.92г. №2202-1 "О прокуратуре РФ" с изменениями от
17.11.95 №168-ФЗ, 10.02.99 №31-Ф3. "РГ, N39,18.02.92г.; "СЗ РФ". 1995. №51.
Ст.4973. "РГ1. N 30.17.02.99

183
14. Закон РСФСР от 18.01.1991 года №1026-1 "О милиции". -М.: "Проспект".2000. -
40с.
15. Закон РСФСР от 08.07.81г. "О судоустройстве РСФСР" с изменениями от
29.05.92г., 03.07.92г., 06.07.93г., 28.11.94г., 04.01.99г. "СЗ РФ". 1999. №1. Сг.5;
Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1981. №28. Ст.976.
16. Устав СНГ от 22.01.93г. Бюллетень международных договоров N 1, январь 1994г.
17. Устав (Основной Закон) Саратовской области (Принят Саратовской областной
Думой от 05.04.95г.). Текущий архив администрации Саратовской области.
18. Закон г. Москвы от 28.06.95г. "Устав города Москвы". - М.: Изд-во "Ось-89",
1999.-64с.
19. Устав г. Саратова (принят на референдуме 22.12.96г.). "Саратовская мэрия", от 25-
31.07.97г №29 (222);
20. Устав г.Щербинки Московской области (принят решениями Совета Депутатов
г.Щербинки от 16.04.97г. №64/12, от 08.04.98г. №13/4). Текущий архив
администрации г.Щербинки Московской области.
21. Закон Челябинской области от 01.06.95г. №04-03 "Устав (Основной закон)
Челябинской области" (принят постановлениями Челябинской областной Думы
от 13.04.05г. №162, от 01.06.95 №171). Текущий архив администрации
Челябинской области.
22. Устав Истринского района Московской области (принят решением Собрания
представителей Истринского района МО от 06.03.96г. №15/1). Текущий архив
администрации Истринского района Московской области.
23. Устав Лотошинского района Московской области (принят решением Совета
Представителей Лотошинского района МО от 30.10.96г. №35/6). Текущий архив
администрации Лотошинского района Московской области.
24. Устав Щелковского района Московской области (принят решением Совета
депутатов Шелковского района Московской области от 05.11.96г. №196/39).
Текущий архив администрации Щелковского района Московской области.
25. Закон Тюменской области от 23.01.98г. №141 "Об Уставном суде Тюменской
области"/ "Тюменские известия", №22,05.02.98г.

184
26. Закон Свердловской областной Думы от 06.05.97г. №29-ОЗ "Об Уставном Суде
Свердловской области". Текущий архив администрации Свердловской области.
27. Закон Республики Башкортостан от 12 августа 19% года №42-з "О нормативных
правовых актах Республики Башкортостан". Текущий архив Правительства
Республики Башкортостан.
28. Закон Республики Саха (Якутия) "О нормативных правовых актах Республики
Саха (Якутия) от 26 марта 1993г. №1415 - ХП/Проблемы правотворчества
субъектов Российской Федерации. Научно-методическое пособие. Отв. ред. А.С.
Пиголкин. - М, НОРМА, 1998г.
29. Закон Краснодарского края от 26.05.95г. №7-КЗ "О правотворчестве и
нормативных правовых актах Краснодарского края"/ "Кубанские извести", №98,
21.06.95г.
30. Закон Ивановской области от 03.04.%г. №13-ОЗ "О местном самоуправлении в
Ивановской области". Текущий архив администрации Ивановской области.
31. Закон Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области" от
20.07.98г. №25-оз. Текущий архив администрации Иркутской области.
32. Закон Калининградской области от 10.11.97г. №38 "О нормативных правовых
актах Калининградской области". Текущий архив администрации
Калининградской области.
33. Закон Законодательного Собрания Тверской области от 18.05.95г. №8 "Об
официальном толковании законов и иных нормативных правовых актов
Законодательного Собрания Тверской области". Текущий архив администрации
Тверской области.
34. Закон Московской области от 13.06.%г. №27/96- ОЗ "О местном самоуправлении
в Московской области". Текущий архив администрации Московской области.
35. Закон Московской области от 13.06.96г. №27/96-03 "О местном самоуправлении
в Московской области". Текущий архив администрации Московской области.
36. Закон Мурманской области от 23.04.97г. №55-01-ЗМО "Об официальном
толковании законов Мурманской области". Текущий архив администрации
Мурманской области.

185
37. Закон Саратовской области от 21.11.95г. "О местном самоуправлении в
Саратовской области". Текущий архив администрации Саратовской области.
38. Закон Саратовской области от 25.12.97г. №61-ЗСО "О правовых актах органов
государственной власти Саратовской области". Текущий архив администрации
Саратовской области.
39. Закон Тверской области от 22 сентября 1994г. №86 "О нормативных правовых
актах Тверской области"/ Проблемы правотворчества субъектов Российской
Федерации. Научно-методическое пособие. Отв. ред. А.С. Пиголкин. - М.,
НОРМА, 1998г.
40. Закон Тульской области от 06.04.95г. №10-ЗТО "Об органах государственной
власти Тульской области"/ "Тульские известия", №88 от 12.05.95г.
41. Закон Тюменской области от 04.11.96г. №54 "О порядке подготовки, принятия и
действия нормативных правовых актов Тюменской области". Текущий архив
администрации Тюменской области.
42. Закон Челябинской области от 22.11.96г. №37-ОЗ "О законе и ином нормативном
правовом акте Челябинской области. Текущий архив администрации
Челябинской области.
43. Областной Закон Свердловской области от 10 марта 1999 года № 4-оз "О
правовых актах в Свердловской области". Текущий архив администрации
Свердловской области.
44. Положение об Экономическом Суде СНГ, утвержденного Соглашением стран
СНГ от 06.07.92г. "О статусе Экономического Суда СНГ".
45. Регламент Экономического Суда СНГ, утвержденным Постановлением Шенума
Экономического Суда СНГ от 10.07.97г.
46. Указ Президента РФ от 23.11.98г. №1422 "О мерах по совершенствованию
организации предварительного следствия в системе МВД России". РГ, от 26
ноября 1998г.
47. Указ Президента РФ от 17.08.99г. №1062 "О структуре федеральных органов
исполнительной власти". РГ, №161,18.08.99г.

186
48. Указ Президента РФ от 17.03.1997г. №259 "О совершенствовании структуры
федеральных органов исполнительной власти".
49. Указ Президента РФ от 15.03.99г. №350 "Вопросы службы специальных объектов
при Президенте РФ".
50. Указ Президента РФ от 07.03.% № 342 "Вопросы Главного Государственно-
Правового Управления Президента РФ". РГ, №52,18.03.96г.
51. Указ Президента РФ от 02.08.1999г. №954 "Вопросы Министерства Юстиции
РФ", утвердивший "Положение о Министерстве Юстиции РФ". РГ, №152,
05.08.1999г.
52. Указ Президента РФ от 02.08.1999г. №954 "Вопросы Министерства Юстиции
РФ", утвердивший "Положение о Министерстве Юстиции РФ". РГ, №152,
05.08.1999г.
53. Указ Президента РФ 14.06.1994 г. N 1226 "О неотложных мерах по защите
населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности".
"Российские веста", N109,16.06.94г.
54. Указ Президента РФ от 02.06.1996г. №638 "О порядке подготовки проектов
указов, распоряжений Президента РФ предусматривающих принятие
постановлений, распоряжений Правительства РФ".
55. Указ Президента РФ от 18.07.96г., №1039 "Об утверждении положения о
Министерстве внутренних дел Российской Федерации".
56. Указ Президента РФ от 02.08.99г. №954 "Вопросы Министерства Юстиции РФ".
РГ,№152, 05.08.99г.
57. Постановление Правительства РФ от 11.11.1999г. №1233 "О реализации Указа
Президента РФ от 15.06.1999г. №755 "О внесении изменений в Указ Президента
РФ от 16.08.1995г. №854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих
государственные должности РФ и должности федеральных государственных
служащих". РГ, №228,17.11.1999г.
58. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997г. №1009 "Об утверждении
правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации".

187
59. Постановление Правительства РФ от 14.08.92 N 587 "Вопросы частной
детективной и охранной деятельности".
60. Постановление Правительства РФ от 23.04.97г. №480 "Об утверждении
Положения о Министерстве труда и социального развития РФ".
61. Постановление Правительства РФ от 6 октября 1998г. № 1159 "Об усилении
государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового
спирта и алкогольной продукции", изданного во исполнение Указа Президента
РФ от 6 октября 1998г. №1199 "Об усилении государственного регулирования в
сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции".
62. Приказ МВД России №420 от 14.09.93г. Сборник нормативных актов по
административной деятельности органов внутренних дел. М.:' "Щит-М", 1997г.,
452с.
63. Приказ МВД России от 11 января 1994 г. N 10 "Об объявлении Инструкции о
порядке исполнения и направления органами внутренних дел Российской
Федерации запросов и поручений по линии Интерпола". В.П. Илларионов, И.В.
Путова. Правовые и оргшшзационно-методические аспекты международного
розыска преступников. Учебное пособие. - М.: Книжный мир, 1999г. 94с.
64. Приказ МВД России от 23 июня 1995 г. N 237 "Об объявлении решения коллегии
МВД России от 23 мая 1995 г. N 4км/1".
65. Приказ МВД РФ №642 от 3 октября 1997г. "О мерах по реализации
постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. №
1009", утвердившего "Правила подготовки нормативных правовых актов в
Центральном Аппарате МВД России".
66. Приказ МВД РФ от 03.10.97г. №642 "О мерах по реализации Постановления
Правительства РФ от 13.08.97г. №1009".
67. Приказ МВД РФ от 30.12.97 N 860 "Об утверждении инструкции по применению
правил сдачи квалификационньк экзаменов и выдачи водительских
удостоверений"/ "Российские вести", №45,12.03.98г., №46,13.03.98г.

188
68. Приказ МВД РФ от 13.11.98г. №747 "Об объявлении Соглашения об основных
направлениях взаимодействия и координации деятельности МВД РФ и
Федеральной службы охраны РФ от 11.11.98г.".
69. Приказ МВД России от 23.06.99г. "Об объявлении Указа Президента РФ от
06.01.99г. №19 "О государственных наградах РФ".
70. Приказ МВД РФ от 07.07.99г. №503 "О признании утратившими силу
нормативных правовых актов МВД (МООП) РСФСР и неприменении
нормативных правовых актов МВД СССР".
71. Приказ МВД РФ от 19.07.1999г. № 526 "О назначении на должности
руководителей органов внутренних дел по контракту".
72. Приказ ПК РФ от 21.05.1999г. №310 "Об утверждении положения о
нормативных актах ГТК России".
73. Приказ ГТК РФ от 21.05.1999г. №310 "Об утверждении положения о
нормативных актах ГТК России";
74. Приказ Минобразования РФ от 29.09.91 г. №1956 "О Правилах подготовки
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их
государственной регистрации".
75. Приказ Минобразования РФ от 29.09.97г. №1956 "О Правилах подготовки
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их
государственной регистрации".
76. Приказ Минтруда РФ от 17.06.98г. №214 "О нормативных правовых актах
Минтруда РФ".
77. Приказ Минтруда РФ от 17.06.98г. №214 "О нормативных правовых актах
Минтруда РФ".
78. Приказ Минэкономики РФ от 29.08.1997г. № 56 "О мерах по выполнению в
Минэкономики России Постановления Правительства РФ от 13.08.1997г.
№1009".
79. Приказ Роспатента от 29.12.97г. №223 "О разъяснении по организации и
осуществлению контроля исполнения".

189
80. Приказ ФАС РФ от 03.08.1998г. "Об утверждении и введении в действие
положения "О порядке подготовки ФАС РФ нормативных правовых актов".
81. Приказ ЦБ РФ от 15.09.1997г. №02-395 "О положении Банка России "О порядке
подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России".
82. Приказ ЦБ РФ от 15.09.1997г. №02-395 "О положении Банка России "О порядке
подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России".
83. Наставление по работе ДПС ГИБДД МВД РФ, утвержденного Приказом МВД
РФ от 20.04.99г. / РГ, № 99-104,25.05.99-02.06.99г.
84. Приказ ГТК РФ от 05.09.97 N 541 "О решении коллегии ГТК России от 25.07.97г".
85. Приказ МВД РФ от 18.01.93г. № 17 "О мерах по совершенствованию организации
патрульно-постовой службы милиции".
86. Постановление Тюменской областной Думы от 15.06.94г. №15 "О порядке
подготовки, принятии и действии нормативных правовых актов Тюменской
области". Текущий архив администрации Тюменской области.
87. Письмо ГПУ Президента РФ от 7.12.93г. №2 "Официальное разъяснение
отдельных положений Указа Президента РФ от 9.10.1993г. №1617 "О реформе
представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ". РГ,
№70,14.04.94г.
88. "Официальные разъяснения по вопросам, касающимся порядка заключения
международных договоров РФ и межведомственного характера", (утв. ГПУ
Президента РФ 18.05.94 №А19-1-1009, МИД РФ 26.05.94 №11788/ ИС) . РГ,
№156,18.08.94.
89. "Официальное разъяснение пункта 4 Указа Президента РФ от 22.12.1993г. №2265
"О гарантиях местного самоуправления в РФ" (утв. ГПУ Президента РФ 14.03.94
№4).
90. Распоряжение Правительства РФ от 04.11.1993г. №1980-р "О распространении
действия Постановления Правительства РФ от 12.04.1993г. №303 на некоторые
предприятия системы Роскоммунхоза".
91. Распоряжение Правительства РФ от 10.05.99г. №729-Р "О делегировании
федеральным органам исполнительной власти прав и обязанностей РФ по

190
межправительственным соглашениям в области борьбы с незаконными финансовыми операциями".
92. Разъяснение Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ от
18.02.94г. "Об аттестации юридических и физических лиц, занимающихся
аудиторской деятельностью"/ "Финансовая газета", №8,1994г.
93. Инструктивное письмо Госкомвуза РФ от 14.03.95г. "О порядке исчисления
среднего заработка в 1995г".
94. Информационное письмо управления госконтроля лексредств и медгехники
Минздрава РФ от 27.07.98г. №29-4/1586 "Разъяснения отечественным
предприятиям, осуществляющим расфасовку лекарственных средств,
изготовленных зарубежными фирмами".
95. Краткий анализ практики расследования преступлений против безопасности
движения и эксплуатации транспорта СК при МВД РФ/ Информационный
бюллетень СК при МВД РФ, №1 (102), ML, 2000г.
96. Методические рекомендации СК при МВД РФ по особенностям расследования
уголовных дел о вовлечении несовершеннолетних в преступную и иную
антиобщественную деятельность разъясняют вопросы квалификации
преступлений, предусмотренных ст.ст.150 и 151 УК РФ. Информационный
бюллетень СК при МВД РФ, №2 (99), М., 1999г.
97. Обзор практики и проблем расследования легализации (отмывания) денежных
средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем. Подготовлен
отделом по делам о преступлениях в сфере экономики КМУ СК при МВД России
при МВД России. Информационный бюллетень СК при МВД РФ, М., 1999г., №2
(99).
98. Обзор практики исполнения Указания МВД России от 18.06.96г. №17/3-2976 "О
недостатках в расследовании дорожно-транспортных происшествий".
Информационный бюллетень СК при МВД РФ, М., 1999г., №3 (100).
99. Отчет СК при МВД России о состоянии и результатах работы органов
предварительного следствия в 1998г. Информационный бюллетень СК При МВД
РФ, М., 1999г., №2 (99).

191
100. Официальное разъяснение ЦБ РФ от 24.09.1999 №281-Т "По вопросам
применения ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций".
101. Письмо МВД РФ от 10.06.1999 N 12/1913 "О предоставлении налоговым органам
сведений о частных детективах и охранниках".
102. Письмо МВД РФ от 5 января 1998 Г. N 1/42 "О проверке порядка установления
размера оплаты и специальных сборов за выдачу и замену специальной
продукции, необходимой для допуска водителей и транспортных средств к
участию в дорожном движении (спецпродукции), и уплаты штрафов за
нарушения правил дорожного движения в 25 республиках, краях и областях
Российской Федерации".
103. Письмо МВЭС РФ от 16.02.98г. №21 -48 "О едином толковании понятий
розничной и оптовой торговли".
104. Письмо Минфина РФ от 24.09.98г. №187, ЦБ РФ от 28.09.98г. №258-Т
"Разъяснения о порядке перевода ГКО и ОФЗ с постоянным и переменным
купонным доходом со сроками погашения до 3112.1999г. и выпущенных в
обращение до 17.08.1998г., принадлежащих инвесторам физическим лицам не
счета депо в Банке внешней торговли"/ "Бизнес и банки", №41,1998г.
105. Письмо МНС РФ от 05.01.2000г. №ВБ-6-31/5 "Разъяснение об отнесении для
целей лицензирования и импорта коньячных спиртов к спиртосодержащей
пищевой продукции.
106. Письмо Росалкогольмонополии от 22.10.97 №4-10/2555 "Разъяснения по
Постановлению Правительства РФ от 15.08.97г. № 1019.
107. Разъяснение Минюста РФ от 31.05.95г. №08-09-269-95 "О ФЗ от 19.05.95г. №82-
ФЗ "Об общественных объединениях"/ "Библиотека "Российской газеты", №24,
1996г.
108. Разъяснение Управления методологии и налогообложения юридических лиц
Госналогслужбы РФ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и
отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 10.11.96г/
"Налоговый вестник", №11,1996г.

192
109. Разъяснения по некоторым вопросам составления территориальными и
участковыми избирательными комиссиями списков избирателей для проведения
выборов депутатов ГД ФС РФ третьего созыва и порядка работы со списками
избирателей (утв. Постановлением Центризбиркома РФ от 29.10.1999г. №32/408-
ЗУ "Нормативные акты Центризбиркома РФ", М., 1999г., 91с. ■
110. Распоряжение Мингосимущества РФ от 23.04.99г. №592 "Об утверждении
разъяснений о применении законодательства о приватизации и нормативных
правовых актов, регулирующих порядок разграничения собственности в РФ на
федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную
собственность". РГ, №130,08.08.99г.
111. Телеграмма МПС РФ от 24.07.95г. №А-8138 "О разъяснении пункта 4
телеграммы МПС РФ от 19.07.95г. №А-8055.
112. Телетайпограмма ГТК РФ от 06.05.96г. №Т-8480 "О разъяснении
телетайпограммы ГТК РФ от 26.02.96г. №Т-3708.
113. Указание ГУГАИ МВД России №13/1565 от1995г. "О введении в действие
Положения об обеспечении безопасности движения в предприятиях,
учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов".
114. Указание ГУГАИ МВД России №13/7-2817 от 1996г. "Разъяснения к инструкции
по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным
транспортом по дорогам РФ".
115. Указание МВД России №1398 от 1998г. "Об устранении недостатков в
организации и осуществлении сопровождения транспортных средств".
116. Указание МПС РФ от 31.10.95г. №Н-851У "Разъяснение по применению
"Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на
производстве".
117. Акт-толкование п. 16 ст. 19 и п.7 ст.29 Закона Иркутской области "О
муниципальных выборах в Иркутской области" от 20.07.98г. №25-оз.
118. Постановление Законодательного Собрания Свердловской области от 3 декабря
1997 года №525 "О толковании статьи 13 Областного закона "Об исполнительных
органах государственной власти Свердловской области".

194
128. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.04.99г. №6-П по делу о
проверке конституционности положений чЛ ст.325 ГПК РСФСР в связи с
жалобами граждан Б Л. Дрибинского и АА. Майстрова РГ, №77,22.04.99г.
129. Определение Конституционного Суда РФ от 25.12.98г. №167-О по делу о
проверке конституционности ч.ч.4, 5, 6 ст.97 УПК РСФСР в связи с жалобами
граждан П.В. Янчева, В.А. Жеребенкова и ММ. Сапронова. РГ, №3,12.01.99г.
130. Постановление №2 Пленума Верховного Суда РСФСР "О судебной практике по
делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами,
сильнодействующими и ядовитыми веществами" от 27 апреля 1993г. "Бюллетень
Верховного Суда РФ", N 7,1993.
131. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.68 N 45 Об утверждении
положения о Научно-консультативном совете при Верховном Суде РФ.
132. Постановление заместителя Председателя ВС РФ от 02.09.94г. "Отказ от оплаты
стоимости приватизируемого объекта до заключения договоракупли-продажи не
может повлечь административную ответственность по п.1 ст.31 Закона РФ "О
приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ"/
"Бюллетень ВС РФ", №3,1995г.
133. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 29
апреля 1998гУ Информационный бюллетень СК при МВД РФ, №3 (100), М.,
1999г.
134. Постановление Пленума ВАС РФ от 24.09.1999г. №13 " О применении АПК РФ
при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции".
"Экономика и жизнь", N 43,1999г.
135. Постановление Президиума ВАС РФ от 15.08.95г. №4685/95 "Разъяснение о
порядке уплаты акцизов при разливе алкогольных товаров из давальческого
сырья".
136. -Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 06.08.99г. №43 "Вопросы
применения ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в судебной практике".
"Экономика и жизнь", №37,1999г.

195
137. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.01.2000г. №49 "Обзор
практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о
неосновательном обогащении".
138. Постановление Президиума ВАС РФ от 26.03.96г. №2377/95 "Разъяснение
Президиума ВАС РФ относительно расхождения в исчислении общей площади
нежилых помещений ВАС РФ в постановлениях №№2377/95 и 5680/94".
139. Обобщение материалов дел, судебные акты по которым пересмотрены в
кассационном порядке во 2-м квартале 1999г. (утв. протоколом Президиума
Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.08.99г. №5).
140. Определение Экономического Суда СНГ №01-1/6-97 "О разъяснении Решения
Экономического Суда СНГ от 07.02.96г. №10/95/С-1/3-96".
141. Постановление Президиума ВС Республики Башкортостан от 14.11.97г.
"Задержание лица за воротами дома с изъятым чужим имуществом до получения
им возможности распорядиться этим имуществом свидетельствует о покушении
на совершение кражи"/ "Бюллетень Верховного Суда РФ", №6,1998.
П. Монографии и статьи. Монографии:
142. Александров Н.Г. Применение норм советского социалистического права. - М.:
Изд. Московского ун-та. 1958. - 40 с.
143. Александров Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе. - М.,
Госюриздат, 1955.- 176с.
144. Алексеев Н.Н. Основы философии права. - Спб.: Изд-во "Лань", 1999. - 256с.
145. Алексеев С. С. Социальная ценность права в советском обществе. - М, «Юрид.
лит-ра", 1971. -223с.
146. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х томах. Т. 1. - М.: Юрид. лит., 1981. -
360 с.

196
147. Алексеев С.С. Общая теория права В 2-х томах. Т. 2. - М.: Юрид. лит.. 1982. - 359
с.
148. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом
государстве. - М., Юрид. лит-ра, 1966. - 187с.
149. Алексеев С.С. Уроки. Тяжкий путь России к праву. - М.: Юристь, 1997. - 326с.
150. Антология мировой правовой мысли. В 5т. Т.З, Европа Америка: XVII - ХХвв.
/Нац.обществ.-науч. фонд; Руководитель науч. проекта Г.Ю. Семигин. - М.:
Мысль, 1999г.- 829,(1)с.
151. Антология мировой правовой мысли. В 5т. Т.5. Россия конец ХЕХ-ХХвв.
/Нац.обществ.-науч. фонд; Руководитель науч. проекта Г.Ю. Семигин. - М.:
Мысль, 1999г.- 829,(1 )с.
152. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. - М.:
Мысль. 1974.-221с.
153. Афанасьев B.C. "Обеспечение социалистической законности в деятельности
органов внутренних дел" (основы системного подхода). - М.: Академия МВД
СССР. 1987.-72с.
154. Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права -
Саратов: Изд-во Сарат. ун-та 1978. -147 с.
155. Благов Е.В. Учение о применении уголовного права Ярославль: Яросл. гос. ун-
т, 1993. -70 с.
156. Брайнин ЯМ. Уголовный закон и его применение. - М.: Юрид. лит.. 1967. - 240 с.
157. Братко А.Г. Запреты в советском праве. - Саратов. 1979. - 94 с.
158. Братко А.Г. Правоохранительная система (вопросы теории). - М., Юрид. лит-ра,
1991.-208с.
159. Васьковский Е.В. "Руководство к толкованию и применению законов". М.,
Тородец", 1997г.-128с.

160. Вопленко RH. Официальное толкование норм права М.: "Юридическая лит-ра",
1976г.- 118с.
161. Вопленко КН. Социалистическая законность и применение права - Саратов.
1983г.-229с.

197
162. Гойман В.И. Действие права (методологический анализ). - М.: Академия МВД
. РФ. 1992. - 182с.
163. Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулирования в
социалистическом обществе. - М: Юрид. лит.. 1972. - 256с.
164. Гранат HJ1 Профессиональное сознание и социалистическая законность в
деятельности органов внутренних дел. - М., 1984. - М.: Академия МВД СССР,
1984.-84 с.
165. Гранат НЛ., Макуев Р.Х. Профессиональная культура в правоприменительной
деятельности органов внутренних дел. - М.: Академия МВД России. 1994. -92 с.
166. Гранин А.Ф. Социалистическая законность и правопорядок. - Киев: Изд. МВД
УССР. 1970.-155с.
167. Гревцов Ю.И. Правовые отношения и осуществление права. -Л.: Изд-во
Ленинградского ун-та, 1987. - 129 с.
168. Дюрягин ИЛ. Право и управление - М., 1981. - М.: Юрид. лит., 1981. -168с.
169. Дюрягин ИЛ. Применение норм советского права: Теоретические вопросы. -
Свердловск: Средне-Уральское книжн. изд-во. 1973.-247с.
170. Завадская Л.Н. Механизм реализации права - М: Наука, 1992. - 288 с.
171. Законодательная техника Под ред. Д.А. Керимова - Л.: Изд-во Ленинград, ун-та,
1965.-143с.
172. Карташов В. Н. Применение права - Ярославль: Яросл. гос. ун-т. 1980. - 75с.
173. Керимов Д А. Свобода, право и законность в социалистическом обществе. М.,
Госюриздат, 1960. - 223с.
174. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. - М.: Юрид.
лит.. 1978.-143 с.
175. История русской правовой мысли, М., Изд-во Остожье, 1998. - 603с.
176. Лазарев В. В. Применение советского права - Казань: Изд-во Казанского ун-та
1972.-200 с.
177. Лазарев В.В." Социально-психологические аспекты применения права". - Казань:
Изд. Казан, ун-та, 1982. -144 с.

198
178. ЛукашеваЕА. Право, мораль, личность. -М.: Наука, 1986.-264 с.
179. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. - М.: Юрид. лит.,
1973.-344 с.
180. Лунев AJE. Обеспечение законности в СССР. - М.: Юрид. лит., 1963. -158 с.
181. Лучин В.О., Мазурин А.В. Указы Президента РФ: основные социальные и
правовые характеристики. - М., ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. - 303с.
182. Макуев Р. X. Правоприменительная деятельность милиции. Алматы. Ч. 1 Алматы:
Гылым. 1993.-212 с.
183. Михайлов В А." Уголовно-процессуальные меры пресечения в судопроизводстве
РФ", М., 1997.-220с.
184. Михаляк Я.С. Применение социалистического права в период развернутого
строительства коммунизма. - М.: Госюриздат. 1963. - 44.с.
185. Наумов А.В. Применение уголовно-правовых норм. (По материалам
следственной и прокурорско-судебной практики). Волгоград: ВСШ МВД СССР,
1973.-176 с.
186. Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. - М.: Госюриздат. 1960. -
512с.
187. Нудель МА Конституционный контроль в капиталистических государствах. М.,
1968.-
188. Овсепян Ж.И. Правовая защита конституций. Судебный конституционный
контроль в зарубежных странах. Ростов-на-Дону, 1992. - 148с.
189. Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая
практика -М.,ИНФРА-М-НОРМА, 1996.- 195с.
190. Основин B.C. Нормы советского государственного права -М., 1963.-М.: Юрид.
лит.. 1963-110 с.
191. Пиголкин А.С. Право, законность, гражданин. - М.: Юрид. лит,, 1976. - 87с.
192. Пиголкин АС. Толкование нормативных актов в СССР, М., Госюриздат. 1962. -
166с.
193. Поленина СВ. Законотворчесгво в Российской Федерации. М., ИГП РАН, 1996. -
145с.

199
194. Правоприменение в Советском государстве. - М.: Юрид. лит.. 1985. - 304 с.
195. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации. Научно-
методическое пособие. Отв. ред. А.С. Шишкин. -М, НОРМА, 1998г. ~272с.
196. Рабинович ELM. Проблемы теории законности развитого социализма. - Львов:
Вища школа. 1979. - 204 с.
197. Реализация прав граждан в условиях развитого социализма / Под ред. ЕА.
Лукашевой. - М.: Наука, 1983. - 264 с.
198. Решетов Ю. С. Реализация норм советского права Системный анализ. - Казань:
Изд-во Казан, ун-та, 1989. -158 с.
199. Решетов Ю.С. Механизм правореализации в условиях развитого социализма -
Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1980. -167 с.
200. Разин Л.М. Вопросы теории актов советского государственного управления и
практика органов внутренних дел. - М.: Академия МВД СССР. 1974. -138 с.
201. Рыбушкин Н.Н. Запрещающие нормы в советском праве. Казань: Изд. Казан, ун¬
та 1990.-112с.
202. Самощенко И.С. Охрана режима законности Советским государством.
(Правоохранительная деятельность Советского государства - метод обеспечения
шциалистической законности). - М.: Госюриздат. 1960. - 200 с.
203. Строгович М.С. Основные вопросы советской социалистической законности. -
М.: Наука, 1966. -252 с.
204. Теоретические юпросы систематизации советского законодательства Под ред. С.
Н. Братуся и И. С. Самощенко. - М., Госюриздат, 1962. -575с.
205. Теория юридического процесса / Под ред. В.М. Горшенева - Харьков: Вища
школа, 1985.-192 с.
206. Ткаченко Ю.Г. Нормы советского социалистического права и их применение. -
М.: Госюриздат. 1955. - 67 с.
207. Ткаченко ЮР. Применение норм советского социалистического права - М. :
ВЮЗИ.1955.-36С.
208. Трубецкой EJHL Энциклопедия права - Спб.: Изд-во "Лань", 1998. - 224с.

200
209. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде РФ".
Комментарий// Отв. ред. HJB. Витрук, Л.В. Лазарев, Б.С. Эбзеев. М., 1996. -216с.
210. Хабриева ТЛ. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и
практика. - М: Юристь, 1998. -245с.
211. Черданцев А.Ф. Толкование советского права. - М., Юрид. лит., 1979. - 168с.
212. Чхиквадзе В.М. Государство, демократия, законность. Ленинские идеи и
современность. - М.: Юрид. лит., 1967. -503 с.
213. Шебанов А. Ф. Форма советского права М, «Юридическая литература», 1968 -
188с.
214. Шейндлин Б. В. Сущность советского права. Изд-во ЛГУ, 1959 -156с.
215. Шульженко Ю.Л. "Институт конституционного надзора в РФ", М., ИГЛ РАН,
1998.-112с.
216. Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государственного права М.,
Госюриздат, 1969.- 199с.
217. Эбзеев Б.С. Правовое государство. Консгитуционньш суд. М., Закон и право,
ЮНИТИ, 1997. -349с.
218. Элькинд П.С. "Толкование и применение норм уголовно-процессуального права".
- М.: Юрид. лит.. 1967. -192 с.
219. Эффективность правосудия и проблема устранения судебных ошибок. 4.1
Огветственный редактор В.Н. Кудрявцев. Москва. ИГПРАН. 1975г. -298с.
220. Явич Л.С. Проблемы правового регулирования советских общественных отноше¬
ний. - М, Госюриздат, 1961.172с.
221. Явич Л.С. Социа)тастический правопорядок. - Л.: Изд. ЛГУ. 1972. - 78 С.
222.
Явич Л.С. Сущность права: Социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юридической формы общественных отношений -Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. -207 с.
Научные статьи:

201
223. Анилина И.В. Расширение компетенции Верховных Судов союзных республик в
области разъяснения законодательства// Советское государство и право. 1990. №3.
С.60-68.
224. Анашкин Г.З., Петрухин ИЛ. Эффективность правосудия и судебные ошибки.//
Советское государство и право. 1968. №8. С.59-67.
225. Боботов CJB. Буржуазные концепции судейского нормотворчества// Советское
государство и право. 1986. №2. С.93-98.
226. Братусь С.Н. Юридическая природа судебной практики в СССР// Советское
государство и право. 1975. №6. С.13-21.
227. Венгеров А. Б О прецеденте толкования правовой нормы. -"Уч. зап. ВНИИСЗ".-
М, Вып. 6,1966.С.56-67.
228. Венгеров А. Б. О применении конституционных норм судебными органами
СССР// Советское государство и право. 1969. № 10. С.41 -54.
229. Вильнянский С. И. Значение судебной практики в гражданском праве. - "Ученые
труды ВНИЮН". Вып.9,1947. С.268-275.
230. Вильнянский СИ. Толкование и применение гражданско-правовых норм // В кн.:
Методологические материалы ВЮЗИ. Вып.2. -М., 1948. - С.42-61.
231. Вопленко Н. Н. Официальное толкование и конкретизация советских правовых
норм. - В сб.: Вопросы теории государства и права Вып. 2. Саратов. 1971. СЛ66-
179.
232. Вопленко Н.Н. Ошибки в правоприменении: понятие и виды// Советское
государство и право. 1981. №4. С.38^6.
233. Вопленко Н.Н. Причины ошибок в правоприменении (Опыт конкретно-
социологического изучения)// Советское государство и право. 1982. №4. С. 103-108.
234. Вопленко HJH. Реализация норм советского права и ее социально-практические
результаты. В кн.: Нормы советского права. Проблемы теории. - Саратов. 1987.
С.234-240.
235. Гойман В.И. Механизм обеспечения реализации закона в современных условиях //
Советское государство и право. 1991. N 12, С.11-34.

202
236. Гранат Н.Л. Психологаческие основы обеспечения социалистической
законности в деятельности органов внутренних дел. В кн. : Обеспечение
социали<лическойзаконнскливдеятельнсклиор1Ш1оввнутрешшхдет^ -М., 1978.
Вып. 2. С. 3-47.
237. Григорьев Ф.А. Признаки и классификация актов применения права. - В сб.:
Вопросы теории государства и права. Вып.1. Саратов. 1968. С.94-101.
238. Гусев СИ Руководящие разъяснения Пленумов Верховных Судов - важное
средство укрепления законности// Советское государство и право. 1985. №10.
С.12-19.
239. Дроздов TJB. Правовая природа разъяснений закона высшими органами судебной
власти// Советское государство и право. 1992. №1. С.70-77.
240. Дюрягин ИЛ. Социально-политическая природа применения норм советского
права. В сб. Проблемы применения советского права. - Свердловск: СЮИ, 1973.
Вып. 22. С. 20-26.
241. Зайцев М.И., Рассахатская НА. Гражданская процессуальная форма: понятие,
содержание и значение // Государство и право. 1995. N 2. С.47-52.
242. Казимирчук В.П. Социальный механизм действия права//Советское государство
и право. 1970. N10. С.37^4.
243. Казимирчук В.П. Социологические проблемы действия права в
социалистическом обществе. В кн.: Право и социология. -М.: Наука. 1973. С. 20-
94.
244. Каминская В.И. Роль Верховного Суда СССР в развитии советского
социалистического права // Советское государство и право. 1948. № 6. С.56-77.
245. Кашепов В.П. Обобщение судебной практики как форма организационного
руководства судами// Советское государство и право. 1973. №3: С.75-82.
246. Керимов ДА., Шейндлин Б. В. Некоторые вопросы теории правоотношений //
Ученые записки ЛГУ. 1958.С.46-61.
247. Кечекъян С.Ф. Норма права и правоотношения // Советское государство и право.
1955.N2.C.23-33.

203
248. Кирин В. А. Компетенция Союза ССР и союзных республик в области
законодательства//Советское государство и право. 197О.Л^5. С.12-24.
249. Кливер ИЛ. Понятие и виды уголовно-правовых ошибок в квалификации
преступлений// Вестник Московского университета. 1979. №3. С.23-39.
► 250. Кудрявцев В Л Законность: содержание и современное состояние// Законность в
Российской Федерации. М.: Спарк, 1998г.- 215с. С.4-12.
251. Лазарев В.В. Особенности реализации правовых предписаний// Советское
государство и право. 1972. N 2. С.21 -28.
252. Лившиц Р.З. Судебная практика как источник права// Журнал российского
права. 1997. №6. С.49-57.
253. Лившиц Р.З. Право и закон в социалистическом правовом государстве// Советское
государство и право. 1989. №3. С. 15-22.
254. Лукашева ЕА. Социально-этические проблемы социалистической законности//
Советское государство и право. 1982. N4. С.12-21.
255. Макаров Н. Надзор за нормотворчеством как профилактика беззакония//
Законность. 1998. №8. G24.
256. Максимов А.А. Прецедент как один из источников английского права//
Государство и право. 1995. №2. С.97-102.
257. Мартынчик Е., Э. Колоколова Прецедентное право: от советской идеологии к
международной практике// Российская юстиция. 1994. №12. С.20-22.
258. Мартьянов ИВ., Рабинович П.М. Рецензия на книгу ИЛ. Дюрягина Применение
норм советского права//Правоведение. 1975.N 1.С.122-123.
259. Матузов НИ. Общие правоотношения как разновидность социалистических
правовых отношений. В кн.: Вопросы теории государства и права. - Саратов: Изд-
во Сарат. ун-та. 1976.-69-99 с.
260. Мицкевич AJB. Правотворческое значение нормативного акта. - "Советское
государство и право", 1965, №11, С.49-58.
261. Мишин АА. Административный нормотворческий процесс и суды США//
Вестник Московского Университета. Серия Право. 1978. №2.С.86-89.

204
262. Мишугин П.Г. и Миронов Н.В. О юридической природе актов, издаваемых
высшими исполнительными и распорядительными органами государственной
власти СССР, союзных и автономных республик// Советское государство и право.
1957. №8. С.18-27.
263. Наумов А. Судебный прецедент как источник уголовного права// Российская
юстиция. 1994. №1. С.8-11.
264. Наумов А.В. Соотношение правового и нравственного сознания в правовом
воспитании// Криминология и уголовная политика - М.: ИГПАН СССР. 1985. С.
72-73.
265. Никифорова М.А. Роль прецедента в конституционном праве США// Советское
государство и право. 1980. №9. С.130-135.
266. Овсепян Ж.И. Акты органов судебного (квазисудебного) конституционного
контроля//Государство и право. 1994. №4. С.114-123.
267. Овчинников В.М. Причины неудовлетворительного обеспечения
гарантированных законом прав и свобод граждан в процессе предварительного
следствия и принимаемые следственным управлением меры/ Информационный
бюллетень СК при МВД РФ, М., 1998г., №3 (96), С. 172-182.
268. Орзих М.Ф. Формы реализации норм социалистического права // Советское
государство и право. 1968. N2. С. 100-103.
269. Петрова Г.В. Обеспечение законности в налогово-бюджетной сфере/ Законность:
содержание и современное состояние// Законность в Российской Федерации. М.:
Спарк, 1998г. 215с. С.67-82.
270. Петрухин ИЛ. Причины судебных ошибок// Советское государство и право.
1970. №5. С.100-107.
271. Пиголкин А.С. Формы реализации норм общенародного права // Советское
государство и право. 1963, N 6, С.67-74.
272. Поленина СВ., БМ. Лазарев, Р.З. Лившиц, АБ. Козлов, EJC. Глушко.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ