Объект исследования - ООО «Нафаня» (коммерческая организация, реализующая услуги частного детского сада в городах Екатеринбург и Арамиль.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕКЛАМНОЙ И PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1. Сущность, роль и структура рекламной и PR-деятельности на современном предприятии 5
1.2. Организация, проведение и оценка экономической эффективности рекламной и PR-деятельности на современном предприятии 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕКЛАМНОЙ И PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕТИ ДЕТСКИХ САДОВ «НАФАНЯ» (Г. ЕКАТЕРИНБУРГ) 18
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия 18
2.2. Особенности организации рекламных и PR-акций на предприятии 21
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ И PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕТИ ДЕТСКИХ САДОВ «НАФАНЯ» (Г. ЕКАТЕРИНБУРГ) 26
3.1. Рекомендации по совершенствованию рекламной и PR-деятельности на предприятии 26
3.2. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ А 36
В процессе своей производственно-сбытовой деятельности предприятия сталкиваются с необходимостью приспосабливаться к условиям экономической среды, ограничениям отрасли, динамике спроса, факторам инновационной активности конкурентов, разрабатываемым нормам и стандартам, которые проявляются в зависимости от ситуации и как ограничивающие, и как стимулирующие факторы развития.
В последние десятилетия процесс производства товаров и услуг услож-нился, выросли требования клиентов к качеству продукции и уровню обслуживания. Следовательно, в условиях современной рыночной эко-номики залогом успешного развития бизнеса является его повышенное внимание к потребностям клиентов и разработка ряда технологий управления этими взаимоотношениями. Сегодня организациям недостаточно просто предоставлять на рынок продукцию и услуги хорошего качества, важно направлять свои усилия на установление и поддержание долгосрочных отношений с потребителями.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что и связи с общественностью, и реклама позволяют организации прогнозировать отношение общества к тем или иным проблемам, новым ценностям, определенному образу жизни, смещениям центров влияния в среде избирателей и в законодательных органах и другим изменениям в окружающей среде и своевременно реагировать на это отношение.
При этом реклама и PR все больше становятся инструментом воздействия на индивидуальное и общественное сознание, средством манипулирования им путем создания виртуальных образов и их продвижением в среду потребления. Более того, реклама и PR не только воздействуют, но и меняют сложившиеся культурные, поведенческие стереотипы, переходя от стратегии удовлетворения различных потребностей к стратегии их продуцирования.
Цель работы – анализ процессов организации рекламной и PR-деятельности на примере екатеринбургской сети частных детских садов «Нафаня».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность понятий «реклама», «рекламная деятельность», «PR», «рекламная кампания», «пиар-кампания», «промо-акция»;
проанализировать рекламную и PR-деятельность ООО «Нафаня».
разработать проект по совершенствованию рекламной и PR-деятельности ООО «Нафаня».
Объектом исследования является подготовка и реализация современным российским предприятием рекламной и PR-деятельности.
Предмет исследования – особенности организации рекламной и PR-деятельности ООО «Нафаня».
Теоретическую основу курсовой работы составляют Федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. (в ред. от 28.03.2017), а также труды отечественных и зарубежных авторов. К примеру, работы К.А. Аксеновой, В.Е. Демидова, А.В. Карягиной, Р.И. Мокшанцева, А.Н. Мудрова, Ф.Г. Панкратова, Н.В. Ткаченко и др. посвящены проблемам теории и практики рекламы. И.С. Карабанова и Н.И. Решетько рассматривают особенности и проблемы организации рекламных и PR-кампаний как средства оптимизации деятельности фирмы.
В качестве методов исследования в работе применялись анализ, сравне-ние, табличный, графический и количественный методы, описание, наблюде-ние.
Практическая значимость работы заключается, прежде всего, в возмож-ности применения ее результатов в деятельности ООО «Нафаня».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения
В современной научной литературе понятие «реклама» рассматривается в узком и в широком понимании этого слова. Реклама в узком смысле – это рекламная информация, имеющая определенные специфические признаки, которая распространяется в виде рекламного продукта. В широком смысле под рекламой понимается не только рекламная информация, но и сложная по содержанию, многоплановая рекламная деятельность, которая включает в себя ряд субъектов, объектов, а также действия, связанные с процессом производства, размещения и распространения рекламной информации. Другими словами, реклама представляет собой не только творческий продукт, ориентированный на привлечение потребителей, но и синтетическую форму деятельности, определяемую так посредством двоякого характера ее базовых категорий – коммуникационного и деятельностного. Коммуникативная сущность рекламы проявляется в формировании эстетически ценного продукта, а реализация принципа продуктивности в рамках деятельности направлена на экономическую эффективность.
В свою очередь, паблик рилейшнз – одна из сторон управления организацией, направленная на установление контактов и отношений с широкой общественностью, СМИ, клиентами организации, органами государственной власти с целью сформировать у указанных аудиторий положительное отношение к этой организации.
При этом PR выстраивает коммуникацию между организацией и обществом, тогда как реклама обеспечивает сбыт конкретных товаров и услуг предприятия.
Одним из ключевых элементов деятельности по организации связей с общественностью и рекламы является проведение рекламных и PR-кампаний.
Содержание любой рекламной или PR-кампании составляют соответствующие акции – специальные мероприятия, позволяющее привлечь внимание представителей целевой аудитории к услугам и продукции компании, а также существенно эту аудиторию расширить.
Практическое использование подобных акций изучалось на примере расположенной в г. Екатеринбурке сети частных детских садов «Нафаня».
В соответствии с реализующимися медиа-планами организация в основном размещает рекламные модули в печатных СМИ, но содержание этих модулей отличается однообразием и обычно не приурочено, например, к моменту внедрения новых товаров или проведению той или иной акции. Приоритет в размещении печатной рекламы отдается телегидам «Телесемь» и «Телемир XXI», а также шопинг-гиду «Я покупаю». Кроме того, серьезной строкой рекламных расходов является наружная реклама. Время от времени рекламные аудио-ролики организации появляются на радиостанции «Русское радио». Большое значение руководство фирмы уделяет развитию сайта http://нафаний.рф/, меню которого состоит из разделов «Наш садик» (описание услуг), «Наши садики» (адреса), «Преимущества», «Тематические дни», «Фотографии». «Как мы работаем», «Пробный день» (запись на бесплатный пробный пребывания ребенка в одном их садов сети).
Однако формирование рекламной и имиджевой политики осуществляется без опоры на результаты маркетинговых исследований, что не позволяет ООО «Нафаня» наращивать прибыль с каждого рубля, выделенного на реализацию маркетинговых и рекламных мероприятий. При этом количество печатных модулей, билбордов, радио-роликов и частота их выхода в эфир, в свою очередь, зависит исключительно от наличия финансовых средств, которые директор готов потратить на обозначенные нужды.
На основании полученных результатов руководству компании был предложен ряд рекомендаций по решению обозначенных проблем, что уже в первый год реализации будет способствовать получению прибыли от продаж в размере 287,2% и рентабельности в размере 250,0% от показателя 2016 г. даже с учетом затрат на осуществление предложенных мероприятий.
1. Федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. (в ред. от 28.03.2017) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=178004
2. Аксенова, К.А. Реклама и рекламная деятельность / К.А. Аксенова. – М: Приор-издат, 2015. – 96 с.
3. Акулич, И.Л. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич. – Минск: Выш. шк., 2014. – 511 с.
4. Алешина, И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров / И.В. Алешина. – М.: ИКФ «ЭКСМОС», 2014. – 480 с.
5. Артюхова, Т.З. Маркетинг: учебное пособие / Т.З. Артюхова. – Томск: Изд-во ТПУ, 2016. – 187 с.
6. Белявцев, М.И. Маркетинг: учебное пособие / М.И. Белявцев, Л.М. Иваненко. – М., 2013. – 340 с.
7. Березин, И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение / И. С. Березин. – М.: Вершина, 2013. – 480 с.
8. Блэк, К. Конкретный и конкурентный PR / К. Блэк. – М.: ЭКСМО, 2015. – 272 с.
9. Годин, А.М. Брендинг: учебное пособие / А.М. Годин. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 183 с.
10. Голодова, А.А. Проблемы организации рекламной деятельности компаний / А.А. Голодова, М.С. Зайцев // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 3 (31). – Часть 1. – С. 75-76.
11. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П. Голубков. – М.: Fкадемия, 2013. – 416 с.
12. Гончарова, И.В. Методический подход к оценке эффективности маркетинговой деятельности компании / И.В. Гончарова, Ю.А. Макаренко // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. – 2013. – № 2. – С. 193-196.
13. Еремин, В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации / В.Н. Еремин. – М.: КНОРУС, 2013. – 656 с.
14. Карабанова, И.С. Совершенствование методов оценки эффективности рекламной кампании предприятия на продовольственном рынке потребительских товаров: дисс. канд. эк. н. / И.С. Карабанова. – Екатеринбург, 2014. – 194 с.
15. Карягина, А.В. Креативность рекламной деятельности в России: риски и специфика их правовой регуляции: дисс. канд. соц. н. – Ростов н/Д., 2015. – 215 с.
16. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учебник для вузов / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз. – М.: Юнити-Дана, 2013. - 656 с.
17. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер. – М.: Вильямс, 2015. – 656 с.
18. Котляров, И.Д. Комплекс маркетинга: попытка критического анализа / И.Д. Котляров [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем: электронный журнал. – 2013. – №4. – Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2013/4/kotliarov.pdf.
19. Кузнецов, В.Ф. Связи с общественностью. Теория и практика / В.Ф. Кузнецов. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 300 с.
20. Ламбен, Жан-Жак Менеджмент, ориентированный на рынок / Жан-Жак Ламбен. – СПб.: Питер, 2016. – 800 с.
21. Макарова, Е.А. Реклама как социальное поле: соотношение явных и латентных функций: дис. канд. соц. н. / Е.А. Макарова. – Нижний Новгород, 2013. – 166 с.
22. Маркетинг: Общий курс / Под ред. Н.Я. Ламажковой, А.Я. Якобсона. – М.: Омега-Л, 2014. – 467 с.
23. Матюнин, В.М. Тенденции развития туристической сферы в России: проблемы и перспективы / В.М. Матюнин // Вестник Адыгейского государст-венного университета. Серия 5: Экономика. – 2013. – Выпуск №2 (120). – С. 161-168.
24. Мокшанцев, Р.И. Психология рекламы / Р.И. Мокшанцев. – М.: ИН-ФРА-М, Новосибирск: Сибирское согласие, 2014. – 375 с.
25. Мудров, А.Н. Основы рекламы / А.Н. Мудров. – М.: Инфра-М, 2013. – 397с.
26. Нуралиев, С.У. Маркетинг: учебник. / С.У. Нуралиев. Д.С. Нуралиева. – М.: Дашков и К, 2013. – 362 с.
27. Решетько, Н.И. Роль рекламной кампании в повышении эффективности деятельности современных организаций / Н.И. Решетько, М.А. Соколов, Д.В. Сметана // Молодой ученый. – 2014. – № 15.1 (74.1). Спецвыпуск. – С. 114-117.
28. Романов, А.А. Маркетинговые коммуникации / А.А. Романов, А.В. Панько. – М.: Эксмо, 2014. – 432 с.
29. Ткаченко, Н.В. Креативная реклама. Технологии проектирования / Н.В. Ткаченко. - М.: Дашков и К, 2015. – 335 с.
30. Что такое PROMO или PR акция? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.md-promotion.ru/articles/html/article32402.html.