Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТА В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Работа №40531

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
608
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 7
1.1 Понятие и особенности лингвострановедческого аспекта 7
1.2 Роль и место лингвострановедческого компонента в системе обучения иностранному языку 13
1.3 Методы и приемы использования лингвострановедческого аспекта в
системе обучения иностранному языку в условиях современной школы 19
Выводы по 1 главе 29
Глава 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКО АСПЕКТА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 30
2.1. Анализ учебных пособий, учебников, учебно-методического комплекса 30
2.2 Выбор критерия отбора лингвострановедческого материала на основе
анализа 36
2.3 Результаты исследования 43
Выводы по 2 главе 58
Заключение 59
Список использованных источников 62

Актуальность исследования заключается в том, что современное общество ставит перед человеком необходимость развития лингвострановедческой компетенции. Лингвострановедческие знания и умения, в свою очередь, предполагают креативную личность, которая владеет умениями межкультурного общения и умело пользуется ими на практике, владеет высоким уровнем знаний английского языка, способен знания применить на практике, пропуская их через культурный опыт. В современном мире наблюдается тенденция мотивированности изучения английского языка потребительскими потребностями, духовное и культурное обогащение посредством изучения английского языка уходит на другой план. Этой проблемой обусловлена актуальность данного исследования.
Современному обществу нужен воспитанный человек, в рамках патриотизма и толерантности, с осознанием своего гражданства; человек самостоятельный, ответственный и умеющий думать. Все это осуществляется на основе воспитательного процесса различными социальными институтами. Обучение иностранному языку создает условия для всестороннего развития и воспитания личности детей. Поэтому, учебный процесс должен быть направлен не только на обучение, но и на воспитание детей.
Современное общество ставит задачу перед образовательными учреждениями повысить качество знаний, отсюда возникла необходимость к поиску новых эффективных средств и методов обучения, и воспитания подрастающего поколения.
Овладение иностранным языком является мощным механизмом личностного роста детей. Обсуждения на уроках английского языка формируют навыки критического мышления, что позволяет соотносить свои взгляды с принятыми нормами морали. На основе этого можно сказать, что уроки иностранного языка позволяют формировать мировоззрение учеников и нравственность. Обучение иностранному языку создает условия для воспитания личности с высокими общечеловеческими ценностями. Современное содержание урока английского языка построено на основе ориентации на личность ученика. В современном школьном образовании вопрос формирования лингвострановедческой компетентности подрастающего поколения достаточно актуален. Урок английского языка является одним из эффективных средств и способов всестороннего воспитания и развития школьников. Урок английского языка создает условия, в которых формирование лингвострановедческой компетентности проникает во все области его деятельности и способствует познанию культуры и обычаев другой страны и народа.
Лингвострановедение представляет собой науку, в которой осуществляется изучение иностранного языка. В процессе такой работы дети получают страноведческую информацию. Данная информация позволяет расширять объем фоновых знаний, обеспечивающих коммуникативную деятельность на изучаемом языке.
Сформированные лингвострановедческие знания и умения позволяют полноценно функционировать в обществе. Лингвострановедческие знания и умения представляют собой способность человека к адекватному формированию взаимодействия с окружающими, поддержанию социальных контактов с помощью английского языка. Лингвострановедческие знания и умения направлены на формирование уважения к чужой культуре, к традициям и обычаям.
Методологическую основу работы составляют труды И.А Зимней, В.В. Сафоновой, Н.Д. Гальсковой, В.Г. Белинского, О.Ф. Кирсановой, Н.А. Саланович, Н.К. Никитенко, О.М. Осняковой и др.
Цель исследования: изучить особенности применения
лингвострановедческого аспекта в преподавании английского языка.
Объект исследования: лингвострановедческая компетенция обучающихся школы.
Предмет исследования: лингвострановедческий аспект в преподавании английского языка.
Задачи исследования:
1. раскрыть теоретические аспекты формирования лингвострановедческой компетенции в процессе обучения английскому языку;
2. проанализировать средства формирования лингвострановедческих знаний и умений на уроках английского языка;
3. подобрать методики и провести диагностику уровня развития лингвострановедческих знаний и умений обучающихся школы;
4. провести анализ и интерпретацию результатов исследования на аспект влияния аутентичных видеоматериалов, на формирование лингвострановедческих знаний и умений.
Гипотеза исследования предполагает, что использование аутентичных видео материалов позволяет внедрить лингвострановедческий аспект на уроках английского языка.
В работе применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические методы:
- теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;
2. Эмпирические методы: тестирование, беседа.
- Критерия оценки уровня сформированности лингвострановедческой компетенции;
- Тест на выявление сформированности когнитивного компонента лингвострановедческих знаний и умений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями английского языка в ходе урока, с внедрением лингвострановедческого аспекта. Идеи урока, которые были использованы в рамках данного исследования, также могут быть использованы учителями в качестве основы проведения собственных уроков.
База преддипломной практики: МБОУ. «Лицей им.В.В.Карпова»
Структура выпускной квалификационной работы. Исследование состоит из введения, двух глав; заключения; списка использованной литературы; приложений.
В 1 главе рассматриваются теоретические аспекты исследования использования лингвострановедческого аспекта в обучении иностранному языку, а именно: понятие и особенности лингвострановедческого аспекта; роль и место лингвострановедческого аспекта в системе обучения иностранному языку; методы и приемы использования лингвострановедческого аспекта в системе обучения иностранному языку в условиях современной школы
Во 2 главе рассматривается практическое использование лингвострановедческого аспекта на уроках английского языка.
Выпускная квалификационная работа содержит 9 рисунков, два приложения. Список использованной литературы включает 65 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Лингвострановедческие знания и умения представляют собой совокупность знаний детей о национальной и духовной культуре страны, язык которой изучается. От формирования лингвострановедческих умений и навыков зависит эффективность усвоения детьми иностранного языка. Благодаря информации о традициях и обычаях чужой культуры формируется познавательный интерес детей к обучению, что в свою очередь мотивирует детей. Сформированные лингвострановедческие знания и умения позволяют формировать готовность и умение полноценно жить в современном много-культурном мире.
Урок английского языка создает условия для формирования лингвострановедческих знаний и умений подрастающего поколения. Формирование лингвострановедческих знаний и умений, на уроках английского языка, осуществляется на основе чтения, письма, аудирования, говорения. Все эти средства создают условия для всестороннего развития и воспитания детей. На основе данных средств, дети знакомятся с иностранной культурой; учатся сопоставлять свою и чужую культуру; находят и замечают красивое и прекрасное, что в свою очередь формирует уважение к чужой культуре; духовно обогащает детей, что способствует формированию понимания, любви, уважения к культуре; знакомятся с жизнью иностранных сверстников, что создает условия для глубокого понимания и осмысления детьми себя и своей культуры.
Аутентичные материалы представляют собой материалы, которые отражают живую иностранную речь, на которой разговаривают иностранные люди. В качестве аутентичных материалов могут выступать произведения художественной литературы, музыкальные произведения, видеофильмы, статьи из журналов и газет, электронные письма и многое другое. Современные педагоги имеют возможность использовать аутентичные материалы. Наиболее эффективными из аутентичных материалов на уроках английского языка являются видеоматериалы. Видеоматериалы позволяют не только воспринимать иностранные речь на слух, но также знакомят с манерами поведения, с особенностями не речевого общения иностранных людей.
Формирование лингвострановедческих знаний и умений, на уроках иностранного языка, осуществляется на основе приобщения к культуре и традициям страны, чей язык изучается. Современное образование ставит перед учителями задачу в создании условий для приобщения школьников к чужой культуре. Формирование лингвострановедческих знаний и умений должно осуществляться на основе знакомства детей с историей страны, с выдающимися деятелями культуры и науки и др.
УМК «Английский в фокусе» представляет собой современный проект по изучению английского языка в общеобразовательной школе. Особенностью данного проекта является личностно-ориентированный подход, что свидетельствует об эффективности программы. Воспитательный аспект проекта Spotlight направлен на обогащение и совершенствование духовного мира детей. Обогащение духовного мира детей осуществляется за счёт познания чужой культуры. Лингвострановедческая направленность проекта воспитывает патриотизм, толерантность, учит уважать свою и чужую культуру.
С целью выявления особенностей применения лингвострановедческого аспекта на уроке английского языка, было проведено исследование на базе МБОУ Лицей им.В.В.Карпова. В исследовании принимали участие 50 учеников 7 класса, в возрасте 13-14 лет. В каждой группе по 25 школьников двух классов. Для достижения целей и задач исследования были использованы: Критерия оценки уровня сформированности лингвострановедческих умений; Тест на выявление сформированности когнитивного компонента
лингвострановедческих знаний и умений.
Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о низком уровне сформированности лингвострановедческих знаний и умений. На основе чего, появился запрос в повышении данных показателей. Средством формирования лингвострановедческих знаний и умений в данном исследовании стали аутентичные видеоматериалы. Для выявления эффективности использования аутентичных видеоматериалов на уроках английского языка для формирования лингвострановедческих знаний и умений, была проведена контрольная диагностика.
Результаты контрольного этапа показали, что уровень развития лингвострановедческих знаний и умений школьников экспериментальной группы значительно выше, чем показатели, полученные на констатирующем этапе. В контрольной группе произошли не значительные изменения исследуемых показателей. Сравнительные показатели контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента свидетельствуют, что процесс развития лингвострановедческих умений и навыков школьников должно быть целенаправленным, с использованием разнообразных методов и средств.
Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение, которая предполагала, что использование аутентичных видеоматериалов позволяет внедрять лингвострановедческий аспект на уроках английского языка.


1. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью: учеб. пособие/А.А. Алхазишвили. - М.: Просвещение, 2014.-308 с.
2. Анализ учебника по английскому языку «Spotlight-5»/ Ю. Е. Ваулина и [и др.]. - М., 2013. - 127с.
3. Аникин В. П. Теория фольклора. Курс лекций / В. П. Аникин. - М.: КДУ, 2012. - 432 с.
4. Балашова Е.Ф. Роль английских газетных текстов в формировании социокультурной компетенции// Е.Ф. Балашова/ Сборник трудов «Россия и Запад: диалог культур». - М., 2013. - С. 24 - 33.
5. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам/Б.В. Беляев. - М.: Просвещение, 2015. - 354 с.
6. Бердичевский А.Л. Диалог культур на уроках родного и иностранного языков/А.Л. Бердичевский, Н.Н. Соловьева// ИЯШ, 2013. - С. 3 - 5.
7. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранному языку/ И.Л. Бим// Иностранные языки в школе. 2010. - С. 5-8.
8. Богатырев П. Г. Фольклор как особая форма творчества / П. Г. Богатырев, Р. О. Якобсон. - М.: Искусство, 2011. - 543 с.
9. Будько А.Ф. Настольная книга преподавателя иностранного языка/А.Ф, Будько, Е.А. Маслыко. - М.: Высшая школа, 2008. - 522с.
10. Васильева Л.Я. Социокультурое развитие школьников./ Л.Я. Васильева// Иностранные языки в школе. 2003. - С. 52-53.
11. Ваулина Ю.Е. Учебник «Английский в фокусе» / Ю.Е. Ваулина [и др.]. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. - 109с.
12. Верещагин Е.М. Язык и культура/Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М.: Индрик, 2005. - 1038 с.
13. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. - М., 2010. - №7. - С.45-59.
14. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования/И.Р. Гальперин. - М.: Едиториал УРСС, 2015. - 144 с.
15. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и
содержания обучения иностранным языкам// Н.Д. Гальскова/ ИЯШ, 2014. - С. 3-8.
16. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Академия, 2016. - 333 с.
17. Дейкова Л.А. Культура как аспект иноязычного лингвистического образования/ Л.А. Дейкова// Проблемы системного развития цивилизованного интегрированного общества. - Ульяновск, 2011. - С.62 - 101.
18. Демьяненко М.Я. Основы общей методики обучения иностранным языкам: учеб. пособие/М.Я. Демьяненко. - М.: Дрофа, 2015.- 203 с.
19. Дубенец Э.М. Лексикология современного английского языка/ Э.М. Дубенец. - М.: «Глосса-Пресс», 2012. - 204с.
20. Евдокимова М.И. Воспитательный потенциал урока иностранного языка/М.И. Евдокимова // Иностр. языки в школе. - М., 2007. - С.7-9.
21. Елизарова Г.В. О природе социокультурной компетенции/ Г.В. Елизарова// Слово, предложение и текст как интерпретирующие системы. - СПб: Тригон, 2009. С. 274 - 281.
22. Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитания/ В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Юрайт, 2012. - 314 с.
23. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе/И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2011. - 364с.
24. Ильина Т. С. Обучение чтению газет и журналов на уроке иностранного языка в средней школе/Т.С. Ильина// Молодой ученый. - 2014. - С.715-718.
25. Кирсанова О. Ф. Использование аутентичных материалов на уроках английского языка как средства формирования иноязычной культурологической компетенции / О. Ф. Кирсанова // Вестник Московского университета. 2011. - С. 89-92.
26. Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков/И.Ф, Комков. - Мн., 2009. - 234с.
27. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности/И.Я. Лернер. - М.: Знание, 2010. - 296с.
28. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков: методическое пособие/М.В. Ляховицкий. - М.: Дрофа, 2016.- 369 с.
29. Малькова Е.В. Формирование межкультурной компетенции в процессе работы над текстами для чтения: Автореф. дис. канд. пед. наук/ Е.В. Малькова. - М., 2010. - 25 с.
30. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие/ Е. А. Маслыко [и др.]. - Мн.: Выш. шк., 2013. - 522с.
31. Никитенко З. Н. Аутентичные песни как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе / З. Н. Никитенко [и др.]// Иностранные языки в школе. - М., 2016.- С. 14 - 18.
32. Носонович Е. В. Методическая аутентичность в обучении иностранным языкам /Е.В. Носонович // Иностранные языки в школе. - 2010. - С. 11-16.
33. Носонович Е. В. Параметры аутентичного текста / Е.В. Носонович, Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. - М., 2009. - № 1. - С. 11-15.
34. О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования: методическое письмо // ИЯШ, 2004. №5. - С.3-12.
35. Общий экспресс-анализ УМК «Spotlight» для 11 классов
общеобразовательных учреждений/ О.В. Афанасьева [и др.]. - М.: «Express
Publishing»: Просвещение», 2012. - 98с.
36. Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках /Под ред. А. Бухбиндера. - М., 2010. - 247 с.
37. Ощепкова В.В. Страноведческий материал на уроке иностранного языка/ В.В. Ощепкова// Иностранные языки в школе. 2008. №1. С. 77 - 79.
38. Пальмер Р. Методы обучения английской устной речи: учеб. пособие/Р. Пальмер. - М.: Астрель, 2015.- 189 с.
39. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе: учебное пособие/Е.И. Пассов. - М.: Книга, 2009. - 212 с.
40. Починок Т.В. Формирование социокультурной компетенции как основы межкультурного общения/Т.В. Починок// Иностранные языки в школе. - М., 2007. - С. 37-40.
41. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. - М.: Просвещение, 2012.
42. Прохоров Ю.Е. Лингвострановедение. Культуроведение. Страноведение/ Ю.Е. Прохоров. М.: ИРЯП, 1995. 93 с.
43. Саланович Н.А. Обучение чтению аутентичных текстов лингвострановедческого содержания/ Н.А. Саланович // Иностранные языки в школе. 2009. №1. - С.18 - 21.
44. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. Серия: О чем спорят в языковой педагогике / В.В. Сафонова. - М.: Еврошкола, 2014. - 236 с.
45. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам/ В.В. Сафонова. - М.: Высш. Шк.: Амскорт Интернэшнл, 2011. - 311 с.
46. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов/Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 259 с.
47. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций/Н.И. Соловова. - М.: Просвещение, 2013. - 239 с.
48. Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка/П.В. Сысоев// Ин. языки в школе. - М., 2011. - С.12-18
49. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе/А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбов. - М., 2011.— 456 с.
50. Томахин Г.Д. Реалии в языке и культуре/Г.Д. Томахин// Иностранные языки в школе. - М., 2007. - С. 13-18.
51. УМК «Английский в фокусе 2»/ Н.И.Быкова, Дж. Дули. - М.: Express Publishing, Просвещение, 2012. - 156с.
52. Фокина К.В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций / К.В. Фокина, Л.Н. Тернова, Н.В. Костычев. - М.: Высшее образование, 2008. -158 с.
53. Фрейдлин Е.Г. Обучение работе с прессой в старших классах лингвистического лицея/Е.Г. Фрейдлин. - М., 2014. - 124с.
54. Щерба Л. В. Преподавание языков в школе: Общие вопросы методики: Учеб. Пособие для студ. филол. фак. /Л. В. Щерба. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Издательский центр «Академия», 2012. - 160с.
55. Александрова Г.П. Использование английской песни для развития социокультурной компетенции у старшеклассников// Г.П. Александрова/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа URL: http://festival.1september.ru/articles/310137/
56. Александрова О.В. Страноведение Соединенных Штатов Америки. -
Режим доступа URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-
stranovedenie-ssha-klass-2897792.html
57. Биболетова М.З. Английский язык «Enjoy English». - Режим доступа URL: https: //schoolguide.ru/index.php/english/enj oy-english.html
58. Голицынский Ю.Б Великобритания. - Режим доступа URL: https://gigabaza.ru/doc/124857.html
59. Кауфман М.Ю. УМК «Happy English.ru». - Режим доступа URL: https://schoolguide.ru/index.php/english/happyenglish.html
60. Мигунова И.П. Развитие духовно - нравственных качеств личности в процессе обучения на занятиях английского языка. - Режим доступа URL: http://www.prodlenka.org/dopolnitelnoe-obrazovanie/3109-razvitie-duhovno
61. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по
иностранному языку. - Режим доступа URL:
http://www.school.edu.ru/dok edu.asp?ob no=14413
62. Учебно-методическая помощь по УМК «Английский в фокусе» - Режим доступа URL: http://old.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob no=10731
63. Учебно-методическая помощь по УМК «Английский в фокусе» - Режим доступа URL: http://old.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob no=10731
64. Учебно-методическая помощь по УМК «Английский в фокусе» [Электронный ресурс] http://old.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob no=10731
65. Учебно методическая помощь по УМК «Английский в фокусе»
[Электронный ресурс]/
https://sites.google.com/site/husainovagulflazamilovna/umk-spotlight

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ