ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Становление и развитие законодательства, регулирующего ответственность образовательной организации за некачественное образование 7
1.1. Ответственность образовательной организации: понятие, сущность 7
1.2. Ответственность образовательной организации за некачественное
образование: сопоставительный анализ нормативно-правовых актов в сфере образования 18
ГЛАВА 2. Проблема законодательного определения гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный некачественным образованием 30
2.1. Субъекты ответственности и особенности их привлечения к гражданско-правовой ответственности 30
2.2. Основания и условия привлечения образовательной организации к гражданско-правовой ответственности 42
2.3. Анализ судебной практики 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблема гражданско-правовой ответственности образовательных организаций по их обязательствам, а именно - за предоставление образовательных услуг ненадлежащего качества, недостаточно регламентирована законодательно. Возможность возместить ущерб, который был причинён вследствие некачественного образования, пожалуй, является наименее регламентированной правовой категорией российского законодательства об образовании. По мнению П.М. Ходырева, Е.А. Ходыревой, эта проблема не случайна. Так, они считают, что дискуссии об основных понятиях и их определениях данной проблемы - таких, как образование, качество образования и др. - уже приобрели традиционный характер в российском образовательном праве, и единого мнения о них также не усматривается. Причём, данный пробел в российском образовательном праве должен быть восполнен, поскольку образовательные услуги могут быть оказаны некачественно на каждом уровне системы образования России - начиная с дошкольного образования и заканчивая высшим образованием.
Также важно отметить, что в действующем Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» не выделено отдельной статьи, регламентирующей последствия оказания образовательных услуг ненадлежащего качества и определения понятия «качество образования».
Необходимо подчеркнуть, что данная проблема рассматривается и на законодательном уровне - группа депутатов Нижней палаты Федерального Собрания Российской Федерации - О.Н. Смолин, Г.А. Зюганов, Ж.И. Алферов и др. внесла на обсуждение в Государственную Думу Проект Федерального закона N 1060860-6 "Об образовании для всех". Причём, статья 92 указанного Проекта «Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием» содержит в себе положения, включающие последствия, наступающие вследствие нарушения образовательной организацией лицензионных требований, государственного образовательного стандарта, государственных требований, иных образовательных стандартов и требований.
По мнению Н.С. Цинцадзе, наличие четкого законодательного регулирования вопроса ответственности в структуре правосубъектности организаций, которые действуют в нашей образовательной системе, сократит возможность злоупотреблять правами, количество действий коррупционного характера со стороны участников отношений в образовательной сфере.
Объект исследования - правоотношения, возникающие в сфере образовательных отношений.
Предмет исследования - гражданско-правовая ответственность образовательных организаций за некачественное образование.
Целью исследования является выявление позиции законодателя и судебных органов по вопросу определения гражданско-правовой ответственности образовательной организации за некачественно предоставленные образовательные услуги.
Задачи исследования:
- Рассмотреть определение понятия «ответственность образовательной организации».
- Провести сопоставительный анализ нормативно-правовых актов в сфере образования, регулирующих ответственность образовательной организации за некачественное образование.
- Обозначить субъекты ответственности и особенности их привлечения к гражданско-правовой ответственности.
- Выявить основания и условия привлечения образовательной организации к гражданско-правовой ответственности
- Провести анализ судебной практики, позволяющей охарактеризовать позицию судов по данному вопросу.
Целью и задачами нашего исследования определена структура данной работы. Так, структура представленной работы включает в себя введение, основную часть, заключение, список используемой литературы. Введение данной работы показывает актуальность исследования, указывает на объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, а также источниковую базу и практическую значимость данной работы.
Основную часть исследования мы подразделили на две главы, которые, в свою очередь, разделены на параграфы.
Первая глава посвящена изучению вопросов о становлении и развитии законодательства, регулирующего ответственность образовательной организации за некачественное образование. В рамках данного вопроса рассмотрены понятие и сущность ответственности образовательной организации, а также проведён сопоставительный анализ нормативно-правовых актов в сфере образования, регулирующих ответственность образовательной организации за некачественное образование.
Во второй главе рассматриваются проблемы законодательного определения гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный некачественным образованием. В первом параграфе производится
характеристика субъектов ответственности и особенности их привлечения к гражданско-правовой ответственности. Во втором параграфе рассматриваются основания и условия привлечения образовательной организации к гражданско-правовой ответственности. Третий параграф посвящен анализу судебной практики по данному вопросу.
Заключение данной работы содержит главные результаты исследования и сделанные в ходе исследования выводы. В списке используемой литературы перечислены нормативно-правовые акты, научные статьи, учебники и учебные пособия и другие источники, которыми мы пользовались в ходе исследования.
Источниковую базу исследования составляют нормативно-правовые акты, регулирующие ответственность образовательной организации за некачественное образование. Так, главным образом, мы опирались на Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706. Нужно отметить, что, поскольку, Пленум Верховного суда РФ относит споры, касающиеся отношений, складывающихся по поводу некачественно предоставленных образовательных услуг, к спорам гражданско-правового характера, будет вполне обоснованным наш интерес к данным нормативно - правовым актам.
Практическая значимость исследования обусловливается, прежде всего, не разработанностью данной проблемы на законодательном уровне, поскольку действующее российское законодательство не содержит прямых указаний на особенности рассмотрения судами споров, связанных с предоставлением некачественного образования, точных дефиниций понятия «некачественное образование» и указаний на конкретные последствия, наступающих вследствие нарушения образовательной организацией требований к качеству предоставляемых образовательных услуг.
Таким образом, сфера образования является системой, которая содержит в себе большое количество общественных отношений, которые имеют различную правовую природу. И, следовательно, большинство традиционных видов юридической ответственности, которые закреплены в законодательстве Российской Федерации, находят отражение в образовательной сфере. Так, в области отношений, складывающихся по поводу оказания образовательных услуг, имеют место гражданско-правовая, административно-правовая, уголовно-правовая, финансово-правовая и другие виды ответственности.
Нами были исследованы понятие и сущность ответственности образовательной организации - под непосредственно юридической ответственностью понимается разновидность формы воздействия государственно-принудительной направленности, направленную на правонарушителей, которая заключается использовании в отношении них установленных законодательством санкций - мер ответственности, которые влекут факультативные негативные последствия.
Нами был произведен сопоставительный анализ нормативно-правовых актов в сфере образования, регулирующих ответственность образовательной организации за некачественное образование. Было выявлено, что предыдущий Закон «Об образовании» 1992 года, хоть и весьма своеобразным образом, но определял ответственность образовательной организации за некачественное образование в статье 49 «Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием». Действующий же Федеральный закон подобной статьи и вовсе не содержит.
Нами сделан вывод о том, что выбор критериев качественности образовательной деятельности должен оставаться в ведении законодательства. Но на данный момент критериев оценки качества образовательной деятельности в нём не определен.
В данном исследовании мы также обозначили субъектов ответственности и особенности их привлечения к гражданско-правовой ответственности. Так, выявлено, что законодательством не определено однозначно конкретных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, в качестве которых возможно функционирование
образовательных организаций. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ также не указывает на конкретные организационно-правовые формы, которые характерны для образовательных организаций. В нем выделены только положения общего характера, и предусматривает положение, согласно которому образовательная организация может быть создана в форме и виде, предусмотренными положениями гражданского законодательства о некоммерческих организациях.
Среди оснований и условий привлечения образовательной организации к гражданско-правовой ответственности можно назвать такие основания, как нарушение обязательств по договору платного образования и возмещение морального вреда. Обязательства по договору платного образования возникают в рамках образовательного процесса на платной основе.
Также нами был проведён анализ судебных решений по спорам, вытекающим из нарушений образовательными организациями условий договора об оказании образовательных услуг. Так, можно сделать выводы о том, что суды связывают качество образования с наличием достаточного количества учебных часов, наличием или отсутствием аккредитации и лицензии на ведение образовательной деятельности. Причём нужно отметить, что суды руководствуются при разрешении дел, связанных с предоставлением некачественного образования, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".
1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред.
от 28.12.2017) - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19702/ (дата обращения:
24.02.2018) .
2. Ведомости Верховного Совета СССР. 1973. № 30. Ст. 392.
3. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992 . № 30. Ст. 1797.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный
закон РФ от 30.11.1994 г. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5142/ (дата обращения:
26.02.2018) .
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный
закон РФ от 26.01.1996 г. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 9027/ (дата обращения:
25.02.2018) .
6. О высшем и послевузовском профессиональном образовании:
федеральный закон РФ от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 11446/ (утр. силу, дата обращения: 1.02.2018).
7. О Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования: письмо Министерства образования РФ от 01.10.2002 г. № 31ю-31нн-40/31-09 // Официальные документы в образовании. 2002. № 32.
8. Об образовании: федеральный закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1888/ (утр. силу, дата обращения: 2.02.2018).
9. Об утверждении перечня видов предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, при осуществлении которых физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, представляется справка в регистрирующий орган о наличии (об отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям: постановление Правительства РФ от 16.04.2011 г. № 285 // Российская газета. 2011. 22 апр.
10. Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности: постановление Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 174 // Собрание законодательства РФ. 2011. № 12. Ст. 1651.
11. Об утверждении порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федерального бюджетного учреждения, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания: приказ Министерства юстиции РФ от 22.03.2011 г. № 88 // Российская газета. 2011. 8 апр.
12. Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг: постановление Правительства РФ от 05.06.2001 г. № 505 - URL: http://base.garant.ru/183488/ (утр. силу, дата обращения: 3.02.2018).
13. Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования: приказ Министерства образования РФ от 10.07.2003 г. № 2994 // Российская газета. 2003. 19 авг.
14. Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования: приказ Министерства образования РФ от 28 июля 2003 г. № 3177 // Российская газета. 19 августа 2003 г. № 163.
15. Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении: постановление Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196 - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 30800/ (утр. силу, дата обращения: 16.02.2018).
16. Письмо Федерального агентства по образованию от 18 июля 2005 г. №
4349/16-05-07 «О неудовлетворительном состоянии пожарной безопасности общежитий» - URL: http://base.garant.ruZ6155895/ (дата обращения:
19.02.2018)
17. Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 №164 - URL: http://base.garant.ru/55170752/ (утр. силу, дата обращения: 4.02.2018).
18. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16 июля 2007 г. № 50 «О нарушениях санитарного законодательства в общеобразовательных учреждениях» // Приложение к еженедельнику «Экономика и жизнь» ЭЖ-Досье. 2007. № 37.190. Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 34. Ст. 4437. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=145961#002 7621762141349482 (дата обращения: 21.02.2018).
21. Федеральный закон № 104-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации “Об образовании”» от 3 июня 2009 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 23. Ст. 2759.
22. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 №273-ФЗ - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения:
22.02.2018) .
23. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего
образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № 1004) - URL:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71375254/ (дата обращения:
19.02.2018) .
24. Федеральный закон "О взаимном страховании" от 29.11.2007 №286-ФЗ -
URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 72848/ (дата
обращения: 3.03.2018).
Монографии:
25. Андриченко, Л.В., Баранков, В.Л., Булаевский, Б.А. и др. отв. ред.
Путило Н.В., Волкова Н.С. Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М.: ИД
Юриспруденция. - 2015. - 480 с.
26. Кванина, В.В. Гражданское регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования. - М.: Изд-во Готика. - 2005. - 432 с.
27. Серков, П.П. Административная ответственность: проблемы и пути совершенствования: диссертация ... доктора юридических наук: 12.00.14 / Серков Петр Павлович. - Москва. - 2010. - 351 с.
Научные статьи:
28. Батрова, Т.А. Гражданско-правовые аспекты оказания образовательных услуг // Ежегодник российского образовательного законодательства. - 2009. -Т. 4. Вып. 2. - С. 68 - 72.
29. Белов, В. Система оценки качества образования //Высшее образование в России. - 2002. - № 1. - С. 44.
30. Булаевский, Б.А. Организации, осуществляющие образовательную деятельность: правовые аспекты деятельности и внутренней организации - URL: http://obrzakon.ru/documents/opendoc/id/1232/cat id (дата обращения:
23.03.2018) .
31. Волчанская, Л.М. Договор возмездного оказания образовательных услуг: правовое регулирование, понятие и содержание // Правоведение. - 2002. - №
3. - С. 265 - 270.
32. Воронина, А.А. Правовая природа договора об оказании образовательных услуг // Право и образование. - 2008. - № 10. - С. 19 - 24.
33. Жукова, Т.В. Проблемы договорного регулирования возмездного оказания образовательных услуг // Юрист. - 2003. - № 8. - С. 2 - 6.
34. Запесоцкий, А. Платное образование - не услуга, студент - не клиент // Высшее образование в России. - 2002. - № 2. - С. 48-50.
35. Кванина, В. В. Договор на оказание вузом образовательных услуг // Закон. - 2007. - № 4. - С. 29-39.
36. Кокорин, И.С., Очередько О.В. Гражданско-правовая характеристика договора об оказании возмездных образовательных услуг // Ленинградский юридический журнал. - 2015. - №4. - С.83-89.
37. Куров, С.В. Особенности гражданско-правового регулирования возмездного оказания образовательных услуг // Право и образование. - 2001. № 6. - С. 76-86.
38. Куров, С.В. О правовой природе договора платного образования // Право и образование. - 2002. - № 3. - С. 131-140.
39. Малеина, М.Н. Правовая природа и основания правоотношений «вуз - студент» // Правоведение. - 2002. - № 3. - С. 258 - 264.
40. Малкин, О.Ю. Односторонний отказ заказчика от исполнения договора возмездного оказания образовательных услуг // Право и образование. - 2012. № 3. - С. 9 - 22.
41. Потапенко, В.С. Гражданско-правовые элементы в системе регулирования услуг в сфере образования // Журнал российского права. - 2008. - № 11. С. 135-146.
42. Потапенко, В. С. Образовательная деятельность и образовательные услуги: соотношения понятий // Журнал российского права. - 2009. - № 2. -
С. 139-150.
43. Рожков, А.И. Образовательные услуги как объект гражданских прав: проблемы правового определения // Право и образование. - 2007. - № 7. - С. 11-18.
44. Семенихин, В.В. Договор на оказание образовательных услуг // Журнал «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях». - 2011. Издательство: "Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ" - С.37-40.
45. Суханов, Е.А. Осторожно: гражданско-правовые конструкции //
Законодательство. - 2003. - № 9. - С. 60 - 65.
46. Сырых, В.М. Образовательные услуги и образовательные правоотношения: дискуссионные взгляды и действительное содержание // Журнал российского права. - 2010. - № 4. - С. 69 - 79.
47. Сырых, В.М. О юридической природе образовательного договора с условием оплаты обучающимся стоимости обучения // Право и образование. - 2002. - № 4. - С. 68 - 83.
48. Фролова, Т.О. Правовое регулирование способов получения высшего профессионального образования в государственном образовательном учреждении // Право и образование. - 2003. - № 5. - С. 90 - 97.
49. Ходырев, П.М. Гражданско-правовая ответственность высших учебных заведений // Вестник Удмуртского университета. - 2010. - Вып. 2. - С. 90 - 94.
50. Цинцадзе, Н.С. Актуальные проблемы гражданско-правового регулирования самостоятельной экономической деятельности государственных образовательных учреждений Российской Федерации // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов. 2012. Вып. 6 (110). С. 248 - 257.
51. Цинцадзе, Н.С. Гражданско-правовая ответственность образовательных учреждений по обязательствам: проблемы концептуального понимания. Текущего и перспективного нормативного регулирования // Вестник ТГУ. - Выпуск 4 (120). - 2013. - С.360 - 369.
52. Цинцадзе, Н.С. Гражданско-правовой статус государственных
образовательных учреждений // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: сборник научных трудов 10
Международной научнопрактической конференции (заочной) / отв. ред. Н.Н. Болдырев. - Тамбов. - 2012. - С. 32-44.
53. Цинцадзе, Н.С. Право оперативного управления и право самостоятельного распоряжения в структуре правосубъектности государственных образовательных учреждений Российской Федерации // Источники частного и публичного права: сборник научных трудов по материалам 2 Международной научнопрактической конференции 30 апреля 2012 г. / отв. ред. Р.В. Пузиков. - Тамбов. - 2012. - С. 243 - 249.
54. Цинцадзе, Н.С. Правовая политика Российской Федерации в сфере экономики образования: актуальные проблемы модернизации в условиях глобализации // Международная и внутригосударственная правовая политика в условиях глобализации: проблемы теории и практики: сборник статей по материалам 3 ежегодной Международной научной конференции (13-15 октября 2011 г.) / под ред. А.В. Малько, Р.В. Пузикова. - Тамбов. - 2011. -
С. 347 - 351.
55. Цинцадзе, Н.С. Проблемы правосубъектности государственных образовательных учреждений в контексте полемики о делении юридических лиц на частные и публичные // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - Тамбов. - 2012. - Вып. 3 (107). - С. 318-325.
56. Шкарлупина, Г.Д. Образовательные услуги и нормы права // Право и образование. - 2009. - № 1. - С. 71 - 81.
Учебники и учебные пособия:
57. Грибанов, В.П. Ответственность за нарушение гражданских прав и обязанностей // Осуществление и защита гражданских прав (серия "Классика российской цивилистики"). М., 2000. - 411 с.
58. Смолин, О.Н. Образование - для всех: Философия. Экономика. Политика. Законодательство. - М.: Изд-во Проспект. 2006. - 416 с.
59. Матвеев, В.Ю. Образовательное право 2-е изд. Учебник для академического бакалавриата. - Юрайт. - 2016. - 325 с.
60. Матвеев, Г.К. Основания гражданско-правовой ответственности. - М.: Юрлитиздат. - 1970. - 218 с.
61. Образовательное право: учебное пособие для бакалавров / Под общ. ред. Д.А. Аксеновой. - М.: Книгодел. - 2016. - 312 с.
62. Образовательное право: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. А. И. Рожкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательство Юрайт. -
2016. — 324 с.
63. Павлодский, Е.А. Случай и непреодолимая сила в гражданском праве. - М.: 1978. - 104 с.
64. Пашенцев, Д.А. Образовательное право: учебник — М.: ИНФРА-М.
2017. - 180 с.
65. Российское гражданское право: Учебник: В 2-х томах. Том I. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е.А. Суханов. — М.: Статут. -
2011. - 496 с.
66. Садиков, О.Н. Убытки в гражданском праве Российской Федерации. М.: Статут. - 2009. - 221 с.
67. Симолин, А.А. Основания гражданской ответственности за вред и убытки// Возмездность, безвозмездность, смешанные договоры и иные теоретические проблемы гражданского права (серия "Классика российской цивилистики"). - М.: Статут. - 2005. - 636 с.
68. Убытки и практика их возмещения: Сборник статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут. - 2006. - 622 с.
Судебная практика:
69. Обзор судебной практики Верховного суда РФ от 10.07.2002 г //
Бюллетень Верховного суда РФ. 2002. № 11. - URL:
http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12028639/ (дата обращения:
25.02.2018) .
70. Определение Верховного суда Удмуртской Республики от 06.02.2012 г.
по делу № 33-322/2012. - URL: http s: //ro spravo sudie. com/court-verxovnyi - sud- udmurtskoi-respubliki-udmurtskaya-respublika-s/act-100596847/ (дата
обращения: 25.02.2018 г.).
71. Определение Московского городского суда от 17 июня 2010 г. по делу № 33-18016/2010 - URL: http://www.sudpraktika.com/sudtext3/sudobur 42792.htm (дата обращения: 22.02.2018).
72. О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав
потребителей: постановление Пленума Верховного суда Российской
Федерации от 28.06.2012 г. № 17. - URL: http://www.supcourt.ru/second.php (дата обращения: 29.03.2018 г.).
73. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 (ред. от 06.02.2007) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" [Электронный ресурс] - URL: http://base.garant.ru/10103953/ (дата обращения: 3.02.2018).
74. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 "О
рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 131885/ (дата обращения:
12.02.2018) .
75. Постановление Президиума Челябинского областного суда от 24 декабря 2008 г. - URL: http://www.resheniya-sudov.ru/2008/101946/ (дата обращения:
3.02.2018) .
76. Решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский
край) по делу 2-909/2017 ~ М-235/2017 - URL:
https://rospravosudie.com/court-zheleznodorozhnvi-raionnvi-sud-g-barnaula- altaiskii-krai-s/act-556535272/ (дата обращения: 8.04.2018).
77. Решение № 2-1014/2016 2-37/2017 2-37/2017(2-1014/2016;)~М-1155/2016
М-1155/2016 от 12 января 2017 г. по делу № 2-1014/2016 - URL:
https://rospravosudie.com/court-centralnvi-raionnvi-sud-g-tveri-tverskava-oblast- s/act-532193451/ (дата обращения: 3.02.2018).
78. Решение по делу 2-2340/2017 ~ М-1704/2017 - URL:
https://rospravosudie.com/court-privolzhskii-raionnvi-sud-g-kazani-respublika- tatarstan-s/act-555800111/ (дата обращения: 3.02.2018).