Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технология формирования речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с дизартрией

Работа №40474

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
529
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I .Теоретический анализ проблемы формирования речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с дизартрией 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста с дизартрией 6
1.2 Дыхание как основа процесса речеобразования 12
1.3 Приемы и методы формирования речевого дыхания у детей младшего
школьного возраста с дизартрией в трудах Российских ученых 19
Выводы по главе 1 27
Глава II. Экспериментальное исследование процессов речевого дыхания у
детей младшего школьного возврата с дизартрией 28
2.1 Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 28
2.2 Результаты констатирующего эксперемента 33
Выводы по главе II 36
Глава III. Практика организации логопедической работы по формированию речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с дизартрией 37
3.1. Содержание логопедической работы по формированию речевого дыхания
у детей со стертой формой дизартрии 37
3.2 Результаты контрольного эксперимента и их обсуждение 46
Выводы по 3 главе 53
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложения


Актуальность исследования. На современном этапе развития логопедии проблема дизартрии у младших школьников остается объектом внимания исследователей разных областей. Ввиду сложности своего патогенеза, до сих пор актуален вопрос о развитии физиологического и речевого дыхания при данном нарушении. Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения человека. Наряду с основной биологической функцией газoобмена, oрганы дыхания также осуществляют голосообразовательную функцию.
В настоящее время в массовых начальных классах речевое развитие многих детей отстает от нормы. Одним из распространенных речевых нарушений, встречающихся в логопедической практике, является стёртая дизартрия.
Изучением речи детей со стёртой дизартрией занимались такие исследователи, как Е. Ф. Архипова, Е. Н. Винарская, Л. С. Волкова, О. В. Правдина, Л. В. Лопатина и другие ученые.
Исследованием особенностей формирования речевого дыхания в разное время занимались Д.В. Щербакова, С.Л. Таптапова, Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова, Е.А. Дьякова, и др.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для логопедической теории и практики обусловили выбор темы нашего исследования «Технология формирования речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с дизартрией».
В соответствии с названной темой определим ее научный аппарат.
Проблема исследования: логопедические условия для использования технологий в формировании речевого дыхания у детей младшего школьного возраста со стёртой дизартрией.
Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности логопедической работы для формирования речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
Объект исследования - процесс речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
Предмет исследования - формирование речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с дизартрии в процессе логопедической работы посредством игр и упражнений.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу, раскрывающую специфику состояния, изучения и преодоления нарушений дыхательной функции детей младшего школьного возраста с дизартрией.
2. Выявить особенности речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
3. На основе анализа научной литературы отобрать и систематизировать логопедические игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
4. Экспериментально проверить эффективность проведенной логопедической работы.
Гипотеза: улучшение состояния речевого дыхания детей младшего школьного возраста с дизартрией станет возможным при условии:
-учета ведущей деятельности детей младшего школьного возраста; -календарно-тематического планирования содержания логопедической работы по данному направлению;
- реализации комплексного подхода к формированию речевого дыхания у детей на основе взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей и родителей.
Методологический аппарат:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы;
моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики, количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ.
Теоретическая значимость данной работы состоит в выявлении сущности понятия «речевого дыхания», в анализе особенностей формирования речевого дыхания у детей в норме и с дизартрией, в определении возможностей логопедической работы для формирования речевого дыхания у детей с дизартрией.
Практическая значимость данной работы состоит в разработке заданий посредством логопедических игр и упражнений для формирования речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
База исследования: опытно-экспериментальной базой исследования стала ГБОУ "Казанская школа-интернат им.Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья" г. Казань. В эксперименте приняли участие учащиеся 1-3 классов, возраста 6-9 лет, в составе 32 человек.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В специальной педагогике и логопедии просодика рассматривается в качестве важного фактора речевого развития человека. Большинство исследователей отмечает, что просодическая недостаточность может сопровождать многие нозологические формы детского речевого недоразвития различного происхождения и случаи распада речи [5,13].
Дизартрией называют нарушения произносительной стороны речи, которые обусловлены недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы, при котором нарушается двигательный механизм речи, то есть при дизартрии нарушено не программирование речевого высказывания, а моторное исполнение речи [5].
Чертой дизартрией является речевая патология, которая проявляется в виде расстройств фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникает в виду невыраженного микроорганического поражения головного мозга [2].
У детей со стертой дизартрией наблюдается также нарушение дыхания, которое обусловлено недостаточностью центральной регуляции дыхания. Также недостаточна глубина дыхания, происходит нарушение его ритма: учащение во время речи. Происходит расстройство координации выдоха и вдоха. Наблюдается поверхностный вдох и короткий слабой силы выдох.
При этом выдох часто осуществляется через нос, хотя рот полуоткрыт.
Нами было проведено исследование особенностей речевого дыхания у детей младшего школьного возраста со стертой формой дизартрии на базе в ГБОУ «Казанская школа-интернат им.Е.Г. Ласточкиной» В результате эксперимента были выявлены следующие особенности речевого дыхания: короткий речевой выдох (до 4 секунд); слабая
целенаправленность воздушной струи; преобладание диафрагмального типа дыхания; аритмичность вдоха и выдоха; слабая дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха; речь на выдохе; ослаблен речевой выдох.
На основе данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, нами был сделан вывод о необходимости целенаправленной логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. Для этого был составлен календарно-тематический план занятий, основой которых являлись игры, направленные на развитие речевого дыхания.
После проведения логопедической работы с детьми был проведен контрольный эксперимент, в ходе которого было выявлено улучшение речевого дыхания, а именно речевой выдох удлинился (4-5 секунд); целенаправленность и сила воздушной струи увеличилась на 2-5 см; у всех детей преобладает диафрагмальный тип дыхания; дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха более четкая; речь на выдохе; улучшение объема речевого дыхания.
Выдвинутая гипотеза была подтверждена. В процессе работы над речевым дыханием, мы учитывали ведущую деятельность детей.
Данная работа осуществлялась на основе календарно-тематического планирования, которое учитывало программу программу логопеда «Примерная адаптированная программа коррекционно -развивающей работы детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)». Все это позволило создать единый речевой режим для детей.
Полученные результаты доказали, что целенаправленная и систематическая коррекционно-развивающая работа по развитию речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями приводит к повышению уровня сформированности данной функции.



1. Архипова, Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей [Текст]: учеб. для вузов / Е.Ф.Архипова. - М.: Академия, 2007. - 150 с.
2. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии [Текст]: учеб. - метод, пособие / Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2008. - 152 с.
3. Борисевич А.С. Коррекция нарушения письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартирией [Текст]: монография / А.С. Борисевич, Н.А. Трубникова //Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза Материалы межрегиональной научно -практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей - 2014. С. 117-119.
4. Буслаева Е.Н. Особенности логопедической работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида [Текст] / Е.Н. Буслаева //Научные исследования. - 2016. - № 10 (11). - С. 84-87.
5. Белякова, Л. И. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи [Текст]: метод. пособие / Л.И. Белякова.- М.: Книголюб, 2005. - 55с. [Электронный ресурс: http:// www.twirpx.com/file/256351]
6. Велиляева Л.Ю. Особенности логопедической работы с детьми с ОВЗ [Текст]/ Л.Ю. Велиляева //Молодая наука: сборник трудов. - 2015. - С. 242-244.
7. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата[Текст] : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений
Теоретико-методологические и практические проблемы развития психологии и педагогики сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 41-45.
Ю.Дименттттейн М. С. Педагогика, которая лечит: опыт работы с детьми с нарушением речи [Текст] / Дименштейн М.С., - 3-е изд. - М.: Теревинф, 2015. - 241 с.
11. Елецкая О. В.: Мониторинг коррекционно-логопедической работы: [Текст]: уч.-мет. пос М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 400 с.
12. Боскис, P.M., Морозова, Н.Г. О развитии мимической речи у глухонемого ребенка и ее роли в процессе обучения и воспитания глухонемых [Электронный ресурс
:https://studopedia.ru16_15110_pedagogicheskaya-tipologiya-detey.html]
13. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] : Учебник для вузов/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, А.М. Мастюкова. - М., 1989.
14. Емельянова И.А. Педагогическое сопровождение речевого развития младших школьников с нарушением речи [Текст] / Ответственные редакторы А.Ж. Овчинникова, Л.З. Цветанова-Чурукова.: Елец, 2016. - С. 226-230.
15. Ивлева М.Г. Логопедическая работа по развитию смыслового чтения у учащихся с задержкой психического развития [Текст]: дис.. канд. Пед. наук: 13.00.03 Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена / Ивлева Мария Геннадьевна, 2013.- 261 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/696
16. Исаева Е.В. К проблеме разработки и реализации ФГОС в коррекционной школе [Текст] / Исаева Е.В., Чигинцева Е.Г., Курцева С.Н. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - № 46. - С. 39-41.
17. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей [Текст]: учеб. для вузов. / А.Н. Корнев. - 2-е изд. - СПб.: Гиппократ, 2015. - 224 с.
18. Коробицына Е.В. Особенности механизмов нарушения речи у младших школьников с дизартрией [Текст]: учеб. пособ. //Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2014. С. 140-143.
19. Кузьмина М.С., Расстройства речи при острых нарушениях мозгового кровообращения [Текст] : учеб. пособ. для вузов /Кузьмина М.С Челышева И.А., Г ерасимова Ю.А., Лаврентьева Л.В. //Вестник Ивановской медицинской академии. - 2013. С. 66.
20. Логинова Е. А. Нарушения письменной речи у младших школьников[Текст] : учеб. пособ. для вузов /Е.А.Логинова, О.В.Елецкая - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 192 с.
21. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. [Текст] М.: Национальный книжный центр, 2015. - 391 с.
22. Матвеева М. В. Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях [Текст] : учеб.метод. пособ/ Матвеева М.В., Коршунова Т.В. - М.: монография, 2016. - 176 с.
23.Земляченко, М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 57 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учительлогопед - ребенок - родитель» [Текст]: Земляченко, М. В.// Молодой ученый. - 2017. - №10. - С. 421- 424.
24. Машарова Т. В. Теоретические и практические аспекты развития инклюзивного образования [Текст]: учебно-методическое пособ./ Т.В. Машарова. - Киров: Радуга-ПРЕСС, 2015. - 204 с.
25. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. [Текст]:учеб. метод. пособ., 2-е изд. / А.И. Максаков.М.: Мозаика - Синтез, 2005. - 156 с.
26. Народова В.И. Формирование лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с нарушением речи [Текст] : сборник научнометодических материалов образовательного форума «Education, forward!» /Под редакцией Е.И. Михайловой. - 2013. - С. 534-545.
27. Развитие речевого дыхания у детей с дизартрией. [Текст] //Разработала: учитель-логопед Щербакова Д.В.
28. Поливара З.В. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей школьного возраста [Текст]: учеб. пособ. / З. В. Поливара. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 140 с.
29. Репина З.А., Филатова И.А. Подготовительный этап логопедической работы по формированию фонетической системы языка у школьников с дизартрией [Текст]:учеб. для вузов./ Репина З.А., Филатова И.А. - 2017. С. 142-147.
30. Репина З.А. Преодоление специфических замен букв у школьников с дизартрией [Текст] / Репина З.А., Филатова И.А. //Специальное образование. - 2013.С. 119-128.
31. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: учеб. пособ. для вузов/ под ред. А.А. Алмазовой, В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2015. — 374 с.
32. Савельева Н.А., Динамика показателей количественной электроэнцефалографии у детей с нарушением развития речи в процессе проспективного исследования [Текст] // Савельева Н.А 2014. - Т. 31. № 3. - С. 52-58.
ЗЗ.Чекина, О. Е. [Текст]:метод. пособ. /Постановка речевого дыхания у детей с ОНР - Казань, 2015.
34. Филиппова Е.Н. Использование природных материалов для формирования моторного праксиса у детей с дизартрией [Текст] / Филиппова Е.Н. // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2013. - Т. 3. - С. 601-605.
35. Шарова О.В. Современные исследования социальных проблем [Текст] / Шарова О.В //Психосенсомоторное развитие младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. 2014.- №4
36. Хватцев, М. Е. Логопедия [Текст] : учеб. для вузов / М.Е. Хватцев. - М., 2009.
37. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2016. - № 4. - С. 69.
38.Чарели, Э.М. Учитесь говорить. [Текст] / Э.М. Чарели. Свердловск, 1991.
39. Черемисина-Ениколопова, Н.В. Законы и правила русской интонации. [Текст] : 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2014. - 520 с.
40. Яворская, О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников [Текст] / О.Н. Яворская. - СПб.: КАРО, 2015.
41.Черемисина-Ениколопова, Н.В. Законы и правила русской интонации. [Текст]: 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2014. - 520 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ